Рефераты
 

Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования

может быть, и очень большие. И, несмотря на них, он принимал существующую

Россию и любил ее, и служил ей. А.С. Пушкин пишет: «Я далеко не восторгаюсь

всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человек с

предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я

не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории

наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». [82, 29]

Поэтому главное требование этих деятелей состояло не в уничтожении

современного состояния общества (образования) в угоду западническим или

прошлым отечественным образцам, а во всемерном развитии реально

существующего общества, реально существующего образования в соответствии с

исторически сложившимися и действующими закономерностями, укладом, нормами

и законами.

Думается, что если бы позиция А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, К.Д.

Ушинского и многих других деятелей восторжествовала в широком общественном

сознании России XIX — XX вв., России удалось бы избежать многих великих

бед. И, безусловно, это дало бы возможность более правильного и взвешенного

понимания нашей истории, истории нашего образования и педагогической мысли.

Культура, образование и воспитание представляют сложное, исторически

развивающиеся явление. Их развитие до XV в. описывается в частности в

работах: 105, 10, 29, 36, 53, 88, 91, 92,102 и др.

Историю образования в России принято, и это во многом правильно,

отсчитывать от даты принятия христианства. Однако предпосылки для появления

его сложились на Руси гораздо раньше, в предшествовавшие века. Рост

населения и усложнение земледельческого труда, обособление ремесленного

труда и появление отдельных ремесленных поселений, а затем укрепленных

городов; формирование первых начал государства; появление специальных

военных формирований, переход от матриархальных к патриархальным семейным

отношениям, — все эти перемены привели к усложнению процесса воспитания,

появлению его новых форм. Так с появлением патриархальной семьи значительно

сократилась доля общественного воспитания, — главные воспитательные функции

взяла на себя семья.

Воспитание земледельцев и ремесленников осуществлялось в основном в

семьях посредством участия в трудовом процессе. Если ребенок из иной семьи

должен был освоить профессию ремесленника, то он переходил жить в его

семью.

В этот период складывается специальное воспитание воинов, которое

начиналось с двенадцати лет в военных поселениях.

Достаточно сложным было воспитание жрецов, поскольку они должны были

владеть большим объемом знаний о природе, богах и человеке. Вполне

возможно, что они владели рунической письменностью («русскими письменами»),

получившей название «черт и резов».

С VII в. у славян начинает складываться на основе греческого алфавита

славянская письменность, получившая название протокирилицы.

Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создают славянскую письменность и

переводят на славянский язык священные и богослужебные книги. Их

миссионерская деятельность и деятельность их последователей способствовала

широкой христианизации славянского населения. Вместе с ним шло

распространение новой грамоты и культуры. И видимо еще до официального

принятия христианства кириллица стала основным алфавитом Руси, вытеснив

другие алфавиты, в том числе и первоначальные славянские письмена [см.:

97]. Все эти факторы привели к появлению специального обучения на Руси еще

до принятия ею христианства.

Принятие христианства в 988 году стало точкой отсчета

фундаментальных изменений всех сторон жизни Древней Руси, в том числе его

воспитания и образования.

Огромные перемены происходят в духовной и культурной жизни Древней

Руси. Прежде всего, Русь включалась в культурный мир наиболее передовых

государств этого времени и прошлого: «Сложение своей системы письма и

достаточно гибкого и развитого древнерусского литературного языка

предоставили Руси возможность получить из Византии и других стран

Центральной и Западной Европы, а также Балканского полуострова и Ближнего

Востока огромную сумму информации по различным областям знаний раннего

средневековья — богословию, натурфилософии, космогонии, зоологии,

астрономии, истории (хронографы), праву, этнографии. Через культуру

Византии Русь приобщалась к вечно живому источнику цивилизации Эллады и

Древнего Рима». [91,36].

Однако уже в первые десятилетия Русь не только смогла освоить эти

духовные богатства человечества, но и создать свои собственные творения, и

поныне поражающие своим совершенством. Б.В. Сапунов пишет: «Если

рассматривать русскую культуру XI века во всем ее объеме, и особенно

духовную культуру, то невольно возникает чувство глубокого удивления и

восхищения перед темпами и широтой ее распространения. За какие-нибудь 50-

70 лет после крещения Руси страна смогла выдвинуть целую плеяду блестящих

писателей, философов». [36,56]

Существенные перемены с принятием христианства произошли во всем

строе русского воспитания, появились его новые формы.

С этого периода одной из ведущих форм воспитания становится религиозно-

христианское воспитание, которое в одинаковой мере воздействовало на все

слои общества.

Государственное воспитание обрело более определенные черты. Оно было

направлено на формирование единства русского народа, защиты своего

государства и т.д.

Произошли перемены и в семейном воспитании. Благодаря христианству

стали гуманизироваться отношения в семьях. Уже при Ярославе был принят

Устав, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

С принятием христианства образование начинает не просто развиваться

быстрыми темпами, но в это время складывается в определенной мере целостная

система образования. Она включает в себя начальные школы, школы, дающие

более высокий уровень образования – княжеские и монастырские школы, и

«высшие» школы.

Начальные школы открывались при церквях. С XII в. на Руси начинают

работать мастера грамоты, которые обучают вне церкви. С XII века, а

возможно и раньше, начинается широкое обучение грамоте женщин. Образование

давали как дома, так и в монастырях. Девочек учили чтению, письму, счету,

пению, а также рукоделию. Некоторые женщины этого времени известны своей

большой образованностью: они знали иностранные языки, риторику, философию.

С этого же времени на Руси стали появляться первые дома для сирот-

малюток — "божедомки" [10,12].

Помимо школ, где давали обучение грамоте, существовали школы, дающее

более высокое образование, - «книжное учение». По-видимому, основная масса

городских образованных людей и священников готовилась именно в этих школах.

Если предположить, что деятельность священников, служащих, переписчиков

книг требовала более высокого образования, нежели простого знания грамоты,

то можно утверждать, что такие школы существовали во многих городах Древней

Руси.

Наконец, серьезно обосновано мнение Б.В. Сапунова о том, что при

Софийском Соборе во времена Ярослава Мудрого существовала академия. Он

пишет: «Система культурного строительства в первой половине XI в. была бы

не законченной, если бы она не включала высшее звено — средневековую

академию... Ярослав Мудрый учредил при Софийском Соборе особую

переводческую коллегию и скрипторий, где работали русские и греки. Плоды их

деятельности в более поздних списках сохранились до наших дней. Кроме

переводческой деятельности в этой академии велись летописи, составлялись

ораторские произведения, жития святых и князей. Можно предположить, что

академия, сложившаяся при великокняжеском дворе в Киеве, функционировала

как некая более или менее организованная структура, обладавшая

квалифицированными кадрами, способными решать поставленные перед ними

сложные задачи» [91, 46, 47].

Видимо, высокий уровень образования давался и в крупных монастырях,

прежде всего в Киево-Печерском монастыре. Эта «знаменитая обитель, ставшая

уже в XI веке центром летописания, книжности, просвещения, своеобразной

Академией и Университетом Древней Руси. Распространение печерских

монастырей на Руси от Пскова до Нижнего Новгорода – не случайность, а

закономерное следствие авторитета первой печерской обители в Киеве" [45,

2]. Здесь получали не только высшее образование, «в Киево-Печерском

монастыре образование в рамках богословской программы подымалось до уровня

высших духовных учебных заведений Византии» [10, 14], поэтому — из

монастыря только за XI — XII вв. вышло более 50 епископов, а до середины

XIII в. — более 80, но и готовили иконописцев (художников), архитекторов,

врачей, летописцев (историков).

Кроме того, в этот период просветительскую деятельность осуществляли

крупные библиотеки. «Крупные библиотеки, сложившиеся при академии Ярослава

Мудрого в стенах Киево-Печерского монастыря, Новгородского Софийского

собора и в других крупных монастырях, соборах, княжеских резиденциях были

базой относительно широкой просветительской и школьной деятельности» [91,

47].

Таким образом, в сравнительно короткий срок Русь добилась не только

значительных успехов в развитии многих сфер культуры, но и стала

высокообразованной (по масштабам того времени) страной, в которой сложилась

в определенной мере целостная система образования. Такие объемы культурного

строительства безусловно требовали сознательной и долговременной

государственной политики. «Для осуществления столь грандиозного мероприятия

в столь сжатые сроки нужна была единая общегосударственная политика в

вопросах планирования и проведения в жизнь более или менее последовательной

программы развития просвещения... Конечно, не следует модернизировать

события и приписывать государственным деятелям конца Х — начала XI в.

современные стандарты. Автор никоим образом не собирается утверждать, что у

Владимира I Святославича и Ярослава Мудрого была детально разработанная и

как-то письменно оформленная программа действий. Но то обстоятельство, что

культурное строительство проходило последовательно и систематически, — вне

всякого сомнения» [91, 44].

В принципе, это утверждение не должно казаться неправдоподобным, если

вспомнить эпоху Каролингского Возрождения, когда благодаря деятельности

Карла и Алкуина образование получило устойчивое и даже динамическое

развитие. Аналогичные причины — политические и религиозные: государству и

церкви требовались образованные и высокообразованные люди - вызвали бурное

развитие русского образования в первой половине XI в.

Распад единого централизованного Киевского государства не остановил

процесса развития и расширения образования. XII в. - первая половина XIII

в. характеризуется следующими тенденциями: «а) распространение киевских и

новгородских школьных традиций на ближние и дальние города; б) усиление

заботы купеческих и ремесленных объединений о школах грамоты; в)

возникновение в центрах княжеских школ повышенного типа» [10, 17].

Потребность в последних была, поскольку именно из них выходили люди, чья

деятельность требовала более высокого образования: переводчики, деятели

литературы, искусства, права. В этой связи достаточно истинным выглядит

предположение С.Д. Бабишина «о существовании школ в 87 древнерусских

городах, а не 4 — 5, как это утверждается в учебниках по истории

педагогики. Полученные данные имеют серьезный недостаток, так как они не

позволяют установить количество школ в том или ином городе, например, в

Новгороде, Киеве, Смоленске, где они, видимо, исчислялись десятками,

лишают возможности представить полную картину сети школ XI – первой

половины XII вв., хотя вполне позволяют сделать первый шаг в этом

направлении [10, 18-19].

В целом же функционирование всех типов школ, всех форм обучения

позволяло иметь достаточно большое количество образованных людей в это

время. Так Б.В. Сапунов полагает, что можно «определить нижнюю границу

прослойки грамотных людей в Новгороде XII – начале XII вв.: не менее 5% от

всего населения или не менее 10% от населения взрослого. Верхнюю границу

пока установить затруднительно. Такой же процент грамотных людей должен был

существовать и в других наиболее крупных городах Древней Руси» [92, 54].

Тяжелейшие последствия для русского образования и воспитания имело

монгольское нашествие. Резко сократилось число школ, исчезли

государственные школы. Произошло падение духовного и нравственного уровня.

Более высокий уровень образования и культуры в это время был в

Новгороде. Во-первых, потому что он сохранил свою свободу, прежние формы

культуры и образования; во-вторых, потому что был торговым городом –

республикой, и это требовало определенного уровня образования.

С XIV в. начинается социально-экономический и духовный подъем Руси.

Постепенно идет собирание русских земель вокруг Москвы; укрепляется

политическая мощь державы. Растут города, создаются новые творения в

культуре, многие из которых представляют выдающееся явление. Поэтому не

случайно, что это время получило название «русского предвозрождения». Важно

отметить и то, что в качестве базовой культуры в это время выбирается своя,

национальная культура, культура первых веков христианства на Руси, а не

древняя культура Греции и Рима. Д.С. Лихачев в этой связи пишет:

«Знаменательно, что в поисках опоры для своего культурного возрождения

русские, как и другие наиболее передовые народы Европы обращаются к

древности, но к древности не классической (Греция, Рим), а к своей,

национальной. К концу XIV – началу XV века, в связи с борьбой Руси за свою

самостоятельность, во всех областях русской культуры возникает интерес к

эпохе былой независимости. Этот повышенный интерес к «своей античности» – к

старому Киеву, к старому Владимиру, к старому Новгороду отразился в

усиленной работе исторической мысли, в составлении многочисленных и

обширных летописных сводов, исторических сочинений, в объективном внимании

к произведениям XI – начала XII вв.: к «Слову о Законе и Благодати

киевского митрополита Илариона», «Повести временных лет», к «Слову о полку

Игореве", к «Киево-Печерскому патерику» и т.д. Идеи обращения к времени

национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре,

и в Живописи, и в политике, имели глубоко народный характер. В этом

убеждает русский былевой эпос, где эти идеи сказались в полной мере» [65, 9-

10].

Расширяется книжное дело, растут библиотеки. Славятся библиотеки князей,

особенно московских. Как центры книжности известны многие монастыри,

особенно на Севере.

Однако, видимо самым главным историческим событием этого периода стало

духовное возрождение русского народа, которым он в первую очередь обязан

православной церкви. Этот период связан с именами многих выдающихся

деятелей православной церкви, но центральной фигурой по праву считается

Сергий Радонежский, ставший олицетворением русского характера.

Духовное возрождение позволило восстановить душу русского человека,

укрепить и поднять дух народа, упрочить нравственные основы общества, что

служило преображению семьи. «В XIV — XV вв. постепенно складывается

семейный быт русского народа с сильной властью отца, с высоким нравственным

авторитетом матери, о котором много пишут в посланиях и грамотах XIV и XV

веках» [65, 51].

Все эти перемены прямо сказались на русском образовании и воспитании.

Начинает расширяться число грамотных, растет число образованных и

высокообразованных людей - имена некоторых из них сохранились в русской

истории и поныне: книжник Дорофей, Павел Высоцкий, Митрополит Алексий. Д.С.

Лихачев в этой связи замечает: «Лишь во второй половине XIV в., когда

русские города постепенно оправляются от ударов кочевых орд, начинается

необычно быстрый рост русской образованности» [15].

Самые же важные перемены произошли в воспитании, которое предполагало

в себе православие, духовное, семейное и коллективное, нравственное и

трудовое начало. В этот же период происходит упрочение сложившегося еще в

период становления русского образования, убеждения, что воспитание является

основой и целью образования, даже обучение элементарной грамотности должно

служить целям воспитания: православного, духовного, нравственного.

Таким образом, во второй половине XIV — первой половине XV вв.,

благодаря деятельности многих выдающихся людей Руси и, прежде всего Сергия

Радонежского, развивается образование, строившееся на фундаменте

православия, духовности, нравственности, соборности.

В XVI в. потребности в развитии образования значительно возрастают.

В этот период быстрыми темпами развивается первоначальное обучение,

которое дают монастырские и церковные школы. В деле распространения

элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения

большое значение имела деятельность мастеров гра

моты. По подсчетам А.И. Соболевского, в XVI — начале XVII вв.

грамотными были почти все представители белого духовенства, среди дворян

было 50% грамотных, «между московскими торговыми людьми XV — XVII веков

грамотность была обычным явлением» [95, 4], среди посадского населения — не

менее 20, среди крестьян не менее 15 [95, 5-8].

Огромное значение для дальнейшего развития грамотности и образования в

России имело книгопечатание, появление первых печатных книг и создание

печатных азбук.

Потребность создания более высоких форм образования осознается

многими государственными и церковным деятелями. Так известно послание

Архиепископа Новгородского Геннадия Митрополиту Симону. Решение об открытии

училищ в Русском государстве было принято Стоглавым Собором. Борис Годунов

намеревался открыть в Москве университет. Однако создать более высокое

образование на Руси в этот период не удалось. Вместе с тем некоторые в этот

период получают широкое образование. Известно, что многие деятели, в том

числе и государственные, были высокообразованными, и даже всесторонне

образованными людьми: Иван Грозный, Андрей Курбский, Борис Годунов и др.

Существенные перемены в образование внес XVII век. В этот период

существенно возросли и социокультурные потребности страны в образовании и

образованных людях. Особенно остро нуждались в высокообразованных людях

государство и церковь.

Во-первых, достаточно быстро шло развитие грамотности. Элементарные

школы открывались как в городах, так и в селах. К концу века не только

большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотны.

Так в Мещанской слободе Москвы в 70-е гг. было 40% грамотных, а в 90-е —

более 50%. Возрастает грамотность среди свободных крестьян, но падает среди

крепостных. Быстро развивается книгопечатание, растет спрос на учебную

книгу, так во второй половине века только Московский печатный двор выпустил

300 т. букварей. Известны буквари К. Истомина, Ф. Бурцева, С. Полоцкого.

Во-вторых, идет создание школ, дающих более высокое образование. Они

создаются при приказах: Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном,

Пушкарском, Оружейной палате. В 1632 г. открывается правительственная

школа; в 1649 г. на государственном дворе — греко-латинская школа, в ней

преподавал Арсений Грек. В 1648 г. создается школа в Спасском монастыре. В

1679 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия. Значительная роль в

ее создании принадлежит С. Медведеву. Основными преподавателями в ней стали

Ионикий и Софроний Лихуды.

Таким образом, XVII в. стал временем устойчивого роста и

распространения грамотности в России, временем создания школ, дающих более

высокое общее и профессиональное образование. Хотя в работе школ не было

преемственности, но сама устойчивая тенденция их открытия свидетельствовала

о настоятельной потребности России в более высоком образовании. Большой

вклад в развитие образования вносили российские цари, особенно Алексей

Михайлович, государственные деятели и деятели образования: Ф. Ртищев, Е.

Славинецкий, С. Полоцкий, С. Медведев, К. Истомин и др.

Точкой отсчета современного образования стал для России XVII век.

Фундамент его заложили реформы Петра, которые носили не только

политический, но и глубоко просветительский характер. Символично, что Петр

I всю свою жизнь учился. Велик вклад Петра в развитие общего просвещения,

начиная с создания первой русской газеты и кончая открытием Кунсткамеры.

С Петра начинают складываться основы современной школы. По его

указанию с 1714 года в России открываются цифирные училища. Открываются

другие начальные школы. В начале века было создано четыре новых типа

начальной школы: цифирные школы, «русские» адмиралтейские школы и

гарнизонные школы [см.: 22], «русские школы» при горных заводах Урала.

С именем Петра I уместно связать судьбу средней и высшей школы

России. По его указаниям или с согласия была открыта школа математических

наук, а на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие военные школы,

иноязычные школы. В 1701 году по прямому указанию Петра I Яворским была

реформирована Славяно-греко-латинская академия, ставшая современным

учреждением, дающим как светское, так и духовное образование. В 1725 году

была открыта Петербургская Академия наук с университетом и гимназией.

Открытие этих учреждений имело громадное значение для развития науки и

образования в России.

Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли

ближайшие сподвижники Петра I — Ф. Прокопович и В.Н. Татищев. Первый

реформировал систему церковного образования, им же была открыта школа для

бедных детей и сирот, написана азбука, а второй открывал горнозаводские

школы на Урале. В своих трудах он выступал активным сторонником развития

просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого

человека.

Таким образом, реформы Петра I заложили основы современной школы,

современного образования. Вместе с тем, реформы Петра несли в себе и целый

ряд недостатков. Так форсированное развитие образования приводило к тому,

что общество не успевало за ним. А потому, открыв школы, приходилось

насильно набирать в них учеников, открыв Академию и университет, пришлось

завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для

университета. Усиление государственности и крепостной зависимости привели к

тому, что образование все меньше становилось потребностью широких слоев

населения, а потому уровень грамотности в России в XVIII в. упал по

сравнению с предшествующим веком. Вообще зависимость русского образования

от государства была настолько сильна, что до середины XIX века русский

человек связывал свое образование исключительно с чиновничьей или военной

службой (даже работа в сфере образования и науки до середины XIX в.

фактически была государственной службой). Казенный характер школы порождал

и жесткий характер отношений в школах, ннтернатный тип ряда учебно-

воспитательных учреждений лишал детей семейного воспитания. К тому же

реформы Петра едва ли не до середины XIX в. исключали участие

общественности в делах образования. Все это определило то, что новое

образование приживалось с большим трудом на русской почве. Примечательно,

что университет так и не стал нормально функционировать в Петербурге в

XVIII в., даже несмотря на усилия М.В. Ломоносова, но прижился в Москве,

где до того уже десятилетия работала Славяно-греко-латинская академия.

Конечно, надо иметь в виду, что все это объясняется исторической ситуацией,

в которой оказалась Россия, когда ей пришлось срочно догонять передовые

страны Европы, а поэтому приходилось действовать сверху и быстро.

После смерти Петра идет реформирование учебных заведений, заложенных

им, открытие и совершенствование работы дворянских и церковных учебных

заведений, создание частных учебных заведений.

Заметных успехов достигло русское образование в середине XVIII века.

И связаны они, безусловно, с именем и деятельностью гениального русского

просветителя М.В. Ломоносова (1711 — 1766). Фактически его деятельность и

роль в судьбе русского образования сопоставима только с ролью Петра. Если

Петр заложил фундамент современного образования в России, то Ломоносов

стал основоположником отечественного (национального) образования, потому

что национальное образование начинается с национальной культуры, причем

культуры, освоенной образованием. Ломоносов стал основоположником

российской науки и многих областей отечественной культуры, благодаря ему

наука заговорила на русском языке и была освоена русской культурой. Тем

самым он подготовил почву для развития отечественного образования.

И он же выступил инициатором и создателем национального образования

[см.: 61, его просветительская деятельность отражена в работах 26, 56 и

др.]. М. В. Ломоносов совершенствовал работу Петербургской Академии наук,

которая была не только важным центром науки, но и важным центром

просвещения; совершенствовал работу Петербургского университета при

Академии наук, ставшего рассадником русской культуры; сыграл главную роль

в открытии Московского университета.

М.В. Ломоносовым и по его проектам были открыты первые жизненные

русские гимназии — со временем они стали главной формой подготовки к

университету. Он же разработал уставы гимназий и университета.

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова нашла свое продолжение в

работе многих его соратников и учеников.

Важнейшим событием для нашего образования стало правление Екатерины

II, которая знала педагогику, хорошо разбиралась в вопросах образования и

воспитания. Коротко ее роль в развитии русского воспитания и образования —

если брать ее педагогическое наследие от ее указов до ее литературных

сочинений — можно представить так: выдвижение вопросов воспитания и

просвещения на первое место в общественном (по крайней мере,

официальном) сознании, провозглашение новых целей воспитания — воспитание

гражданина и человека, воспитание русского человека на основе

отечественной культуры, традиций русского воспитания и образования

(пьесы Екатерины, высмеивающие слепое копирование заграничной

культуры); забота о развитии всех форм просвещения и воспитания от театра и

Академии наук до народных училищ. При этом все начинания и преобразования в

этой сфере проходили либо под ее руководством, либо при ее согласии. И

именно она привлекла к реформированию образования многих выдающихся людей

Европы и России, в том числе И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.

И.И. Бецкой (1704—1795). Подготовил доклад «Генеральное

учреждение о воспитании обоего пола юношества» [18], который в 1764 году

получил силу закона. В духе идей Просвещения Бецкой сформулировал новую

идеологию русского Просвещения — воспитание «новой породы людей», согласно

которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать

правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать

детей.

В соответствии с этими идеями Бецкой реформирует кадетский корпус

[19], создает Смольный институт благородных девиц, положивший начало

созданию аналогичных женских учебно-воспитательных заведений в России.

Бецкой открывает сиротские учреждения, училище при Академии художеств и

Коммерческое училище, усовершенствовал работу ряда других учебных

заведений.

Ф.И. Янкович (1744 — 1814) сыграл видную роль в подготовке «Устава

народным училищам в Российской империи», в соответствии с которым в России

создавались малые и главные народные училища с двух-пяти - летним сроком

обучения. Малые училища давали элементарное образование, главные — более

широкое чтение, письмо, счет, краткий катехизис, история, арифметика,

география, грамматика и т.д. В 1782 году Янковичем было открыто

Петербургское главное народное училище, которое стало готовить учителей для

народных училищ.

В конце XVIII века в России было открыто 315 народных училищ, в

которых училось около 20 тыс. человек.

Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот

период сыграл Н.И. Новиков (1744 — 1818), который попытался организовать

народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством

для этого печать. Он издавал детские журналы, газеты (благодаря его

стараниям резко возросла роль газеты в общественной жизни России),

просветительскую литературу, учебники для народных школ. В Петербурге, на

пожертвованные деньги, им были открыты училища для народа. [О его

деятельности см. 101].

Начало XIX в. стало временем проведения крупных реформ в образовании.

В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, которое приступило к

разработке реформы образования в России. В 1804 г. опубликован «Устав

учебных заведений, подведомственных университетам», который определил

строение и функционирование российского образования.

По Уставу в России установилась единая система образования, к

сожалению, это законодательное решение было отменено через год. Страна была

разбита на шесть учебных округов по числу университетов, в их подчинение

переходили все учебные заведения, подведомственные Министерству народного

просвещения. Согласно этому уставу в России устанавливалось четыре типа

школ: приходские, уездные училища, гимназии и университеты.

Первые годы XIX в. известны быстрым ростом числа всех учебных

заведений. В это время открывались принципиально новые учебные заведения, в

том числе и знаменитый лицей в Царском Селе.

После Отечественной Войны 1812 года в образовании начинается

усиливаться консерватизм, особенно во второй четверти XIX века с принятием

Устава 1828 года, который еще более жестко изолировал разные ступени

образования друг от друга, жестко связав их с определенными сословиями.

Однако в это время наблюдается рост числа разных школ. Наиболее видную роль

в организации начальных школ сыграл В.Ф. Одоевский (1804-1869) [79]. В этот

же период открываются разные профессиональные школы: сельскохозяйственные,

технические, коммерческие, в том числе и высшие, например, технологический

институт, институт гражданских инженеров и др.

Таким образом, в XVIII — середине XIX в. в России сформировалась идеология

и философия нового образования; утвердилось понимание в широком

общественном сознании важности научного образования в судьбе государства и

каждого человека, по существу, сложилась определенная система образования,

состоящая из разных, хотя и не связанных друг с другом учреждений,

начиная с малых народных училищ, а затем приходских, и кончая университетом

и Академией. Вместе с тем новое образование (и воспитание) во многом

оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной

культуры, что нередко вело к пренебрежению отечественной культурой,

отчуждению образованных и необразованных людей и даже к перекосам во всем

строе русской жизни, особенно в нравственной и духовной области.

Середина XIX в. — время коренных реформ всех сфер жизни России, в том

числе и образования. Несколько лет после 1855 г. вопросы образования

находились в центре внимания общества и государства. Результатом широкого

обсуждения стала серия Уставов, принятых в 60-е гг., которые определили

дальнейшее развитие школы России. В эти же годы сложилось мощное

общественно-педагогическое движение, которое, несмотря на периоды

затухания, начинает играть все возрастающую в судьбе образования России.

В образовании эти перемены выражались в быстрых темпах появления

разных школ, от начальных до высших, появлении массовых форм такого

образования, как народное, женское.

Начальная школа. Создаются разные типы начальных школ — в начале XX в.

их было в России до 60-ти. Главными становятся государственные, земские и

церковно-приходские школы. В 1912 г. в России учреждаются высшие народные

школы с 3-х летним сроком обучения. С 70-х гг. XIX в. стали открываться

учительские семинарии.

Средняя школа. В 60-е годы в России не только совершенствуется

классическая гимназия, но и создается реальная школа, хотя она и не

получает прав классической, реформируются средние школы разных ведомств,

духовного и т.д.

60-е гг. стали временем создания новой системы женского образования.

Ранее существовавшие, как светские, так и духовные женские заведения,

целиком реформируются, наиболее яркий пример – Смольный институт. Создается

новый тип женского учебного заведения – женская гимназия. Первую женскую

гимназию в России в 1856 году в Петербурге открыл В.И. Вышнеградский.

Особенно плодотворным в развитии средней школы России было начало XX

века. В этот период в стране функционировали самые различные школы:

государственные — гимназии, коммерческие училища, военные школы (кадетские

корпуса) и т.д.; общественные — реальные гимназии, женские гимназии и т.д.;

частные – гимназии, особенно женские, школы, училища. И практически все эти

школы дают высокий уровень образования.

В 60-е годы продолжается рост разных профессиональных учебных заведений, в

том числе и высших.

Заметный подъем в этот период переживали национальные школы во всех

районах России.

Высшая школа. В результате реформ 60-х гг. увеличиваются расходы на

высшую школу, возросло число университетов и институтов. Университеты

получили автономию. Серьезные изменения претерпело содержание образования.

В целом высшее образование развивалось достаточно быстрыми темпами,

особенно в начале XX в. По своему качеству оно соответствовало высшим

мировым достижениям. В ней работают десятки ученых с мировыми именами.

В целом, несмотря на разнообразие школ, основной тенденцией в

образовании становилась тенденция создания единой национальной системы

образования. Это особенно ярко проявилось в проекте реформы образования

министра П.Н. Игнатьева, который предполагал мягкий вариант единой школы.

(Деятельность Игнатьева на посту министра поразительна: несмотря на военное

время, наблюдается быстрый рост числа всех видов школ, переход к массовому

осуществлению всеобщего народного образования, осуществлялось сочетание

усилий государства и общества в делах образования, был подготовлен целый

ряд новых учебных планов, учебных пособий.)

В этот период сложилось достаточно мощное общественное движение,

которое, несмотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую

роль в судьбе российского образования.

Конец XIX – начало XX вв. были временем, с одной стороны, расцвета

российского образования, а с другой, - временем его больших потрясений. О

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ