Рязанский Кремль
Рязанский Кремль
ПЛАН:
I. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ .- 1
II. РЯЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ:
а) ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРЕМЛЯ -
б) ПО ПЕРЕЯСЛАВСКИМ УКРЕПЛЕНИЯМ -
в) АНСАМБЛЬ КРЕМЛЯ:
1. ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР -
2. УСПЕНСКИЙ СОБОР -
3. АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР -
4. АРХИЕРЕЙСКИЙ ДВОР -
5. ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ -
6. ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА -
7. КОЛОКОЛЬНЯ -
8. СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ:
- СПАСО- ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР -
-БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ -
г) РЯЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ КАК МУЗЕЙ ЗАПОВЕДНИК -
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. -
IV. ПРИМЕЧАНИЯ. -
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. -
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В самом центре России стоит наша древняя Рязань , прекрасная и
неповторимая , неотделимая от великой Руси , России. Прекрасная не потому
лишь , что для каждого человека нет места краше его ''малой родины'' , но
оттого , что по ''лепоте'' своей , узорочью была и будет отличной от других
городов. Даже имя ее доныне загадка , хотя и растолковывалось не раз , нем
воедино слились воинские подвиги и слава древних городов Поочья;
Переславля Рязанского , нынешней Рязани, и великокняжеской столицы - Рязани
(Старой) , располагавшейся на крутояре, над окскими быстринами , в
пятидесяти километрах от Переславля вниз по реке.
Через века пронесла Рязань свой говор свой нрав, свой лик .Сохранила в
сердце своих святых ,пророков , праведников и мучеников, героев, которые,
противостоя злу , не жалели подчас и жизни ’’тишины в отчем доме ради’’.
Но сохранили ли мы в своей памяти славную историю Рязани , продолжаем ли
мы чтить Рязань
как почитали ее рязанцы многие века назад ? Знаем ли мы , что вся история
Рязани , становление ее культуры кровно связано с Православием ? К
сожалению , нельзя дать положительный ответ на этот довольно серьезный
вопрос .
Однако , не смотря на быстрый бег времени , на смену так отличающихся друг
от друга как по традициям , так и по нравственной культуре поколений ,
Рязань продолжает жить в своих памятниках старины , в поветшавших от
времени и «налета» событий , но не утерявших своего значения в жизни
верующих , церквях и монастырях , храмах и соборах , в древнего письма
иконах книгах. И одним из таких замечательнейших памятников старины
является Рязанский Кремль , гармонично вписывающийся в облик окрестных
построек и местного пейзажа . Можно часами ехать по извилистой Оке и
любоваться «парящими» абрисами монументальных кремлевских сооружений ,
величественной колокольней , вскинутым ввысь кубом старинного Успенского
собора с пятью куполами . Кремль как бы парит высоко над бесконечной гладью
вод , стоя на страже веков , говоря людям правду о борьбе человеческих
страстей , громе сражений и жарких схваток .Рязанский Кремль - одно из тех
творений русского зодчества , в котором сплелись вся глубина и сила
духовных и эстетических устремлений той эпохи . Судьба его неотделима от
истории как самой Рязани , так и России в целом .
Однако , основная цель данной работы заключается не только в том , чтобы
ознакомить с достопримечательностями нашего города .
Эта работа по своему существу поднимает на всеобщее обсуждение одну из
важнейших проблем 20-го века - потеря нравственности , потеря интереса к
традициям и культуре предков.
Ведь как показал печальный , если не сказать больше , трагический опыт
этого столетия , отри-цательное отношение к достижениям прошлого ,
истребление памятников древнерусской культуры , национальных святынь ,
запечатлевших думы и чаяния наших предков , приводят к духовной деградации
нации , к потере ею исторической перспективы .
Это не пустые слова , а наша действительность . Достаточно вспомнить , что
еще недавно многие помещения Рязанского Кремля использовались далеко не по
назначению и были запущены до такой степени , что необходимой оказалась
искусная работа мастеров по реставрации многих сооружений Кремля . Да ,
время наносит свой отпечаток , и мы не в силах повернуть его вспять ,
скрыть появившиеся на «челе» Кремля морщины столетий , но наш долг , наша
обязанность перед нашими предками и , в конце концов , перед будущими
поколениями сохранить то , что досталось нам в наследство , соприкосновение
с чем обогащает душу , делает немного добрее , согревает сердца .
К сожалению , нынешняя молодежь не понимает и не ценит этого , да и ,
вообще говоря , не стремится понять . Нет времени , чтобы забыть о
'бренных' делах и задуматься о нравственности. Кто же виноват в этом ? В
первую очередь наше с вами общество . Поскольку радикальные изменения ,
происходящие в жизни общества , в том числе и в сфере образования , требуют
всестороннего осмысления , что , вероятно , недоступно для 'мыслящих' умов
России . Неужели отчуждение молодежи от подлинной духовной культуры ,
национальных камней и традиций , от веры , не вызывает ни у кого вопроса :
«А все ли благополучно в России с воспитанием подрастающего поколения ?Не
упустим ли мы тот момент , когда есть еще возможность возродить заросшую
дорогу к Храму ?» Хотелось бы верить , что это не так .
Каковы же пути преодоления этих , ставших общепринятыми , тенденций
современного общества ? В первую очередь - это повышение интереса к родной
истории , возрождения "желания узнать
и понять - откуда мы и куда идем" , а , что касается сферы воспитания , то
это сближение право-лавной и светской систем образования , что может
послужить основой для целостного воспитания и образования личности ,
способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей , остановить
распад духовного ядра личности , выхолаживание внутренней жизни .Данная
работа имеет именно эту направленность . Поскольку знакомство с Рязанским
Кремлем , с историей его создания , архитектурными особенностями ,
святынями , с судьбой памятников Кремля позволяет не только окунуться в
древность , но и дает возможность понять , какова роль Православия в
культуре русской нации , формировании российского сознания , традиций , в
духовной жизни народа.
РЯЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ
Рязань - один из старейших очагов культуры и искусства центральной
России- расположена в 200 километрах к юго-востоку от Москвы. Современная
Рязань- крупный быстрорастущий промышленный центр. На ее территории и
находится Кремль- древнейшее ядро города, который был заложен в самом конце
ХI века, вблизи реки Оки, большого по тому времени водного торгового пути.
Первоначально город назывался Переяславлем Рязанским. Название Рязань и
значение главного города Рязанского княжества перешло к нему позднее от
более древней столицы- Старой Рязани, располагавшейся на 50 километров
восточнее Переяславля. Ниже по течению Оки и уничтоженной в 1237 году
полчищами Батыя до основания. Об этой трагедии летопись сообщает: «...град
Рязань и земля Рязанская изменися ... и отиде слава ся, и не бе в ней ничто
благо видети токмо дыми пепел.» Старая Рязань постепенно исчезла с лица
земли. Переяславль же в борьбе с другими городами княжества за право стать
стольным городом вышел победителем. Официально Переславль Рязанский был
переименован в Рязань в 1778 году.
В настоящее время в Кремле существует комплекс различных памятников
древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма. Он создает
неповторимую панораму города, придает ему особую индивидуальность и
колорит. Красивый вид а Кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его
величественные сооружения: Успенский собор (конец ХVII века) и колокольня
(ХVIII-ХIХ века) имеют большое значение не только для истории русской
архитектуры, но и для искусства градостроительства.
К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки Кремля,
относящиеся к ХV веку- последнему периоду расцвета Рязанского княжества:
Христорождественский собор (ХV-ХIХ века, бывший Успенский) и Архангельский
(ХV-ХVII века) дошли до наших дней с большими изменениями .
За Христорождественским и Архангельским соборами расположен уникальный
ансамбль памятников гражданского зодчества бывшего Архиерейского двора. Это
Архиерейский дом (ХVII век), Певческий и Консисторский корпусы (ХVII века),
хозяйственные здания бывшего Архиерейского и Конюшенного дворов (ХVII-ХIХ
веков), амбары (ХVII век). К юго-западу от Успенского собора находится
комплекс зданий (ХVII-ХIХ века) древнего Спасского монастыря, который
существует на этом месте с ХIV века, а на северо-восточном крае
кремлевского холма виднеется небольшая двухметровая церковь Святого Духа
(ХVII века)- все, что осталось от монастыря того же названия, основанного
еще в ХV веке. Многие сооружения Кремля, в том числе крепостные стены и
башни, стоявшие на высоких земляных валах, не сохранились, но Земля
кремлевская насыщена памятниками археологии.
Частые войны, набеги степных кочевников, пожары сильно опустошали
рязанскую землю, уничтожив большую часть ее древнего искусства, о нем мы
теперь можем судить по немногим сохранившимся памятникам: ювелирным
изделиям, мелкой пластике, чеканке, резьбе по дереву и камню, иконописи и
иным художественным ценностям. Они находятся на территории Кремля в
краеведческом и художественном музеях, а также в других крупных музеях
страны. Шедевры ювелирного искусства из старой Рязани- «княжеские бармы»
(ХI-ХII веков), хранящиеся в Оружейной палате Московского Кремля, дают
представление о б очень высоком уровне древней культуры рязанского края.
В настоящее время в музеях Рязанского Кремля можно познакомиться с
культурой и искусством Переславля Рязанского, начиная с его основания и
кончая современной Рязанью.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КРЕМЛЯ
А теперь совершим увлекательное путешествие на машине времени, которая
перенесет вас на 800 лет назад, в эпоху Древней Руси. Это была эпоха, когда
в городах цвела блестящая культура: здесь творили гениальные философы и
писатели, зодчие и живописцы, искусные оружейники и золотых дел мастера. То
была пора, когда наш первый историк Нестор создавал летописный свод, чтобы
ответить на вопрос- «откуда есть пошла Русская земля», когда безвестный
автор «Слова о полку Игореве» обратился к русским князьям с горячим
патриотическим призывом к единству, а при впадении реки Нерли в Клязьму
воздвигнули удивительный храм Покрова, до сих пор поражающий своим
совершенством. Именно в эту пору происходило зарождение прекрасного
многострадального града Переславля Рязанского или «города»-кремля.
Переславль Рязанский был заложен черниговским князем Олегом Святославичем-
внуком Ярослава Мудрого. Изгнанный в конце ХI века вместе с братом
Ярославом из черниговской земли. Олег Святославович вынужден был
отправиться в расположенные вдоль Оки муромско- рязанские земли,
доставшиеся ему в наследство. Освоение их вызвало сильную борьбу, особенно
за Муром- один из главных городов на важном торговом пути к камским
болгарам. В 1095 году Изяслав, сын Владимира Мономаха, взял Муром и в нем
посадника князя Олега. В связи с этими событиями впервые в начальной
летописи под 1096 годом упоминается Рязань (Старая Рязань), в которую Олег
Святославович пошел к брату Ярославу за помощью. На пути из Старой Рязани
во Владимир Олег Святославович создал для себя новый опорный пункт-
крепость Переславль Рязанский. Поначалу она представляла собой небольшую
укрепленную территорию в центре северной части кремлевского холма. Здесь
находился двор князя Олега и его дружины, обнесенный, по-видимому,
деревянным частоколом.
Южнорусское происхождение основателя Переславля Рязанского отразилось в
названиях города и рек его окружающих (Переславль, Трубеж, Лыбедь,
Дунайчик).
После 1097 года Олег Святославович возвращается в свою «законную» вотчину,
в Чернигов, а в Рязани (Старой) и Муроме остается Ярослав- родоначальник
рязанских и муромских князей.
Летописных сведений о заложении города Переславля не сохранилось. Но в
архивах Рязани в ХIХ веке были найдены любопытные записи об истории
заложения Переславля Рязанского. Наиболее интересна запись сделанная
полууставом в ХVI века на листе следованной Псалтыри из церкви Николы
Старого, которая была переписана с более ранней Псалтыри в 1562 году
(«Следованная Псалтырь»- книга повседневных христианских песен. В ней
говорится, что Переславль Рязанский был заложен в 1095 году у церкви Николы
Старого на берегу озера Быстрого, не раз упоминавшегося в княжеских
грамотах ХV века. Однако, когда закладывался «город», церкви Николы Старого
еще не было, так как она могла быть построена позже только после
перенесения образа святого Николы «от Кореуня на Рязань в лето 6733 году»,
то есть в 1225 году по новому стилю. Упоминание же автора записи ХVI века
об этой церкви является уточнением исторического места закладки «города»,
понятным его современникам. (Церковь Николы Старого сгорела в 1611 году).
В начале ХIII века, после ожесточенных боев между Рязанскими и Владимиро-
Суздальскими княжествами, в Переславле возникла необходимость сооружения
новой крепости, и в 1208 году рязанский епископ Арсений снова «град
Переславль заложил у озера», то есть освятил закладку. Новая крепость была
большего размера и занимала также северную часть кремлевского холма. В 1955-
1957 годах экспедиция А.Л. Монгайта, проводившая здесь исследования,
обнаружила культурный слой ХII века, свидетельствующий о наличии в Кремле
поселения еще в домонгольское время.
Старая Рязань после разорения ее татаро- монголами в 1237 году пыталась
отстроиться и некоторое время продолжала оставаться стольным городом
княжества. Частые набеги татар и особенно их нападение в 1288 году
заставило вскоре княжеский двор и всех горожан покинуть город. Еще раньше
Старую Рязань оставил епископский двор.
В конце ХIII века, а по другим данным даже в конце ХII века, произошло
важнейшее политическое событие в княжестве- отделение Рязани от
Черниговской епархии и создание независимой Рязанской. Епископская кафедра
была перенесена в Борисоглебский собор «Старого острога» Переславля.
Некоторые исследователи рязанских летописей предполагают, что «Старый
острог» в ХII- ХIII веках был самостоятельной крепостью и назывался Борисов
Глебов городок, который впоследствии слился с Переславлем. Местонахождение
епископской кафедры в непосредственной близости к Переславлю, несомненно,
способствовало его возвышению. Например, известно, что в 1300 году в
Переславле происходил какой-то съезд князей. А в 1301 году московский князь
Даниил, опасавшийся своего «восточного соседа», «приходил ратью на Рязань
и бишася у града Переславля». Он взял в плен рязанского князя Константина,
который позднее был казнен в Москве. Окончательно значение Переславля как
столицы Рязанского княжества утвердилось с середины ХIV века, особенно в
княжестве Олега Ивановича (умер в 1402 году), носившего титул «великого».
Кремль Переславля в ХIV веке, как и в ХIII веке, занимал северную часть
плато. Границы его определяются древними монастырями (обычно они возникали
за стенами «города»): на юго-западе с ХIV века существует Спасский
монастырь и на северо-востоке с ХV века- Духовской. Южная часть
кремлевского холма по-прежнему была занята посадом. За ним на южном краю
плато у Лыбеди располагался городской торг, который с ростом города
распространился на другой берег реки (рис.). Здесь же пересекались дороги
из Москвы, Владимира, Старой Рязани и Пронска.
ХV век- век расцвета Переславля и дальнейшего его укрепления. Размеры
крепости в это время достигли современных границ Кремля. Земляные валы,
стоявшие уже тогда по краю кремлевского холма, были снова подсыпаны и
увеличены в высоту. Они окружали княжескую резиденцию, монастыри и посад. С
западной стороны крепости проходил глубокий ров, соединявший полноводные в
то время Лыбедь с Трубежом. В ХV веке на громадных земляных валах стояли
деревянные стены и башни. Сохранившаяся часть крепостных сооружений-
западный земляной вал со рвом, несмотря на разрушение временем, имеет
высоту около 18 метров от дна рва.
К основным постройкам ХV века относят старый Успенский собор, в ХVIII веке
переименованный в Христорождественский, а также старый Архангельский собор.
Почти все постройки Кремля в ХV веке были деревянными.
Развитие родственных связей с Москвой привело не только к развитию
искусств и строительства, но и к большему подчинению Москве. Уже в середине
ХV века Рязань была занята московскими наместниками. В начале ХVI века она
еще больше теряет свою самостоятельность. В 1503 году треть земель и
городов княжества по завещанию князя Федора «Третного» перешла к Москве.
Великий князь Московский стал именоваться и князем Рязанским. В 1520 году
последний рязанский князь был взят в плен, а через год и Рязань
присоединили к Москве. Кремль Переславля Рязанского как административный
центр княжества потерял свое значение. С этого времени начался новый этап в
жизни Переславля. Епископская кафедра из Борисоглебского собора переносится
в Кремль, который становится резиденцией рязанских епископов. На месте
бывшего княжеского двора епископ Иона начал строить палаты для жилья,
Белокаменную церковь Иоанна Предтечи и разные хозяйственные сооружения.
Двор епископа Ионы впоследствии был расширен и плотно застроен. От
каменных сооружений этого периода почти ничего не сохранилось, кроме
археологических остатков белокаменного подклета палат Ионы и части
белокаменной церкви Иоанна Предтечи (подклет и фрагменты I и II ярусов).
ХVII век для искусства Рязани был самым ярким и плодотворным, несмотря на
тяжелые испытания, особенно в начале века. Смутное время, нашествие поляков
в 1611 году. В это время рязанский воевода Прокопий Ляпунов оказал
действенную помощь Москве в борьбе с интервентами. Не менее тяжелым
оказалось второе нападение польского войска в 1618 году, во главе с отрядом
Сагайдачного, который сжег Переславль. Тогда в Кремле, наскоро
восстановленном, было построено восемь деревянных церквей и дубовая
колокольня у Архангельского собора. Пожар 1647 года и «моровая» язва опять
нанесли Переславлю большой ущерб.
В 1650-х годах были снова отстроены крепостные сооружения Кремля. Кроме
каменной Глебовской башни ХVI века с проезжими воротами на Московскую
дорогу, на земляных валах стояло еще 11 деревянных башен, из них три
проездные.
Каменное строительство ХVII века оставило целый комплекс интересных в
художественном отношении зданий. Это новый храм Иоанна Предтечи, в 1692
году надстроен третий этаж Архиерейского дома, Певческий и Консисторский
корпус.
В ХVII веке была построена Архиерейская гостиница и остальные здания
Архиерейского двора.
К концу 1699 года на территории Кремля воздвигнут самый замечательный и
величественный Успенский собор. К нему уже в ХIХ веке была пристроена
колокольня.
К постройкам ХVII века относят также Богоявленскую церковь, Спасо-
Преображенский собор, Гостиница знати, составляющие комплекс Спасского
монастыря.
Окружающая монастырь ограда сооружена в середине ХVIII века. С восточной
стороны она полностью разобрана, но в земле сохранились фрагменты угловой
северо-восточной башни.
Замечательно своими художественными формами церковь Святого Духа,
построенная также в ХVII веке.
Такова в целом история комплекса Рязанского Кремля, дошедшего до наших
дней.
Все памятники Кремля постоянно изучаются и реставрируются. При этом
открываются все новые и новые страницы его истории и искусства русских
мастеров прошлого. Так заглянем же в древнюю книгу истории. Сопроводим
каждый памятник Кремля на пути его возникновения.
ПО ПЕРЕЯСЛАВСКИМ УКРЕПЛЕНИЯМ
В давние времена «город» был окружен не только валом, но и стенами и
башнями. На том месте, где сейчас стоит соборная колокольня, раньше стояла
Глебовская башня.
«Это была каменная башня 8,5 сажень длины и 6 сажень ширины. В ней были
Глебовские ворота, а в воротах калитка. Ворота запирались железным засовом,
а калитка- маленьким, тоже железным засовом и висячим замком. На стене у
Глебовской башни висел вестовой колокол в 11 пудов.
Если ехать от «города» через Глебовские ворота, то у ворот попадешь на
дубовый мост с перилами, он назывался Глебовским. Сделан он был над
глубоким сухим рвом. По ту сторону моста были опять ворота, с дубовыми
вереями и сосновыми притворами, крытые тесом. Ров этот сухой и сейчас есть,
есть и мост, только не деревянный, а каменный.»[ ]
Над Глебовскими воротами была каменная часовня, в которой располагался
образ Пресвятыя Богородицы. Одигитрия. Образ этот является чудотворным. В
настоящее время он находится в церкви святого Илии пророка.
Про Глебовскую башню ходят следующие легенды. «В 1521 году крымский хан
Магмет Гирей осуществлял набег на русскую землю, перешел Оку и подступил к
Москве. Князь Василий поехал собирать полки, а в Москве остались бояре.
Стал Магмет около Москвы села. Деревни жечь, разорять, бросился народ в
Москву: теснота там поднялась, давка, суматоха, хотели было бояре стрелять
в татар из пушек, да на грех еще пороху не хватило. Подумали бояре и стали
с Магметом переговариваться, а Магмет им говорит, что тогда уйдет он от
Москвы, если дадут они ему грамоту, а чтобы в грамоте той было написано,
что князь московский обязуется платить ему дань. Бояре Магмету такую
грамоту дали, и сейчас же он ушел от Москвы некий литовец, именем Евстафий
Дашкович, он привел с собою днепровских казаков. Задумали они с Магметом
взять Переяславль хитростью: послал Дашкович к переяславцам звать их
покупать пленных; это затем, чтобы как придут они за пленными, под шумок
вместе с ними пробраться в город. А Магмет задумал заманить к себе
московкого наместника. В ту пору в Переяславле уже не князь сидел, а
московский наместник, и им был Хабар Симский. Приказал ему хан явиться к
нему в стан потому де, что великий князь теперь его данник, а Хабар
великого князя холоп и должен и его слушаться, и на грамоту ссылался. А
Хабар не поверил речам татарских послов о грамоте московских бояр и сказал,
чтобы ту грамоту ему показали, и татары дали грамоту ему в руки. А тем
временем Евстафий подошел уже к Переяславлю и, чтобы лучше заманить
переяславцев, выпустил несколько пленных. Пленники побежали в город, татары
бросились за ними, кричат, чтобы отдали им пленных. Переяславцы отдали. В
это самое время пушкарь, немец Иордан, стал стрелять в татар. Татары
испугались, разбежались. Хан рассердился, но Иордан не выдавал пушкаря.
Видит Магмет: хитростью Переяславль не возьмешь, и ушел, а грамота
московских бояр так и осталась у Хабара. Стрелял Иордан, говорят, с
Глебовской башни».[ ]
К северу от Глебовской башни стояла глухая, без ворот Спасская башня, на
том углу, который был обращен к Спасоярскому храму. У нее на крыше была
маковица, опаянная белым железом, и прапор- железный значок вроде флага. На
этой башне был нерукотворный образ Спасителя, который в настоящее время
хранится в Спасоярском храме, у правого клироса.
«Сажень на 114» от Спасской башни стояла Тайничная башня, предположительно
там, где спуск к пароходным пристаням на Трубеж, когда их туда переводят в
период половодья. Это была деревянная четырехугольная башня высотой в 6
сажень, а длиной и шириной в 3,5 сажень. Называлась она Тайничной потому,
что в ней был тайник, деревянный, чтобы ходить за водой на Трубеж.
Тайничная башня была проезжая, с деревянными створчатыми воротами, которые
запирались железным засовом и висячим замком.
«От Тайничной башни было 47,25 сажень до угольной Духовской башни. Эта
башня, тоже деревянная, была восьмиугольная, шириной и длиной по 4,5сажень,
а вышиной 8 сажень; крыша на ней была шатром. Она стояла недалеко от церкви
святого Духа, а от нее на 24,25 сажени стояла Ипацкая проезжая башня.
За Ипацкой башней было еще три башни; все эти башни были глухие без
ворот».[ ] «На 56,25 сажень от третьей глухой башни на том углу Кремля, что
выходит к теперешней Дашковской богадельне, стояла Всесвятская глухая
башня, деревянная, восьмиугольная, с крышей-шатром.
Рядом с Всесвятской башней стояла Рязанская проезжая башня. Крыша у нее
была шатром, сверх шатра был сделан выход, где висел вестовой колокол в 10
пудов. На самой верхушке была маковица и прапор, опаянные белым железом. В
этой башни были «Рязанские» ворота.[ ]
На том месте, где сейчас стоит Успенский собор, до 1692 года стояла
зелейная (пороховая) палата; кроме нее была еще другая палата, в ней
хранилось оружие. Эти палаты были каменные, одна из палат имела железную
дверь, другая- деревянную. Кроме пороха и горючей серы в них хранилось и
оружие: пищали, пистоли, мушкеты, карабины, копья, самопалы, латы и т.д.
Кроме этого оружия, в «городе» Переяславле хранились пушки, а на случай
осады были заготовлены дубовые колья и кирпичный лом.
С той стороны города, где были Спасская, Глебовская и Введенская башни,
около него был «большой острог», позже окруженный стенами с башнями.
Об переяславских укреплениях в старину много заботились: «бывало воеводам
приказывали у города и острога худые места поделать, городовые тайники и
колодезы чистить, чтобы в городе и в остроге в осадное время без воды не
было, и ров около города и острога почистить, чтобы ров был не мелок. Еще
лет 250 тому назад, в 1651 году, много было заделано худых мест в стенах и
башнях».[ ]
ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР
Повесть «Хождение Пименова в Царьград», помещенная в летописи под 1389 г.,
вносит много нового в наши представления о Переславле Рязанском. Митрополит
Пимен прибыл в Переславль водным путем, то есть по Оке. Он был встречен у
города «Сынове великого князя Олега Ивановича Рязанского»: затем тут же:
«мало от своего места пришедшим,- повествует рассказчик, - и срете нас с
великою любовию сам князь велики Олег Иванович, и з детми своими, и з
бояры»...»Еремей епископ Рязанский Гречин «встретил митрополита еще до
Переславля на границе рязанского княжества у города Перевитска «и пришедшим
нам ко граду Переславлю, и сретоша нас со кресты, пришед же митрополиту в
соборную церковь и молебна совершив, и пирова у великого князя».
В приведенном выше отрывке из «Хождения Пименова в Царьград» имеются
сведения о древнейшем памятнике Переславля Рязанского- Успенском
соборе.(переименован в Христорождественский)
Хорошо известно, что ныне существующий Успенский собор был построен в
конце ХVII в. группой мастеров, возглавлявшейся талантливейшим зодчим того
времени Я.Г. Бухвостовым. Все авторы, писавшие об архитектурных памятниках
современной Рязани, говорят, что в связи с постройкой этого собора, ранее
существовавший каменный Успенский собор был переименован в
Христорождественский. Последний неоднократно перестраивался и потому дошел
до нас, имея внешнее обличие здания начала ХIХ в. (1826 г.)
В литературе высказано весьма правдоподобное предложение, что первый
Успенский собор в Переяславле был выстроен великим князем Олегом
(следовательно, до 1389 г., когда произошла торжественная встреча
митрополита Пимена) в связи с переносом столицы княжества в этот город.
Как известно, сам князь Олег с женой были похоронены в Солотчинском
монастыре, что отмечено даже московским летописным сводом конца ХV в. Его
сын Федор Ольгович, скончавшиуся в 1427 году, был первым среди других
членов княжеской семьи похоронен в Переяславском Успенском соборе; каменные
гробницы рязанских князей и княгинь ХV- ХVI вв. Существовали в Успенском
(ныне Христорождественском ) соборе вплоть до ХVIII в.
О наличии в конце ХV в. в Переяславле соборной церкви во имя Успения мы
имеем прямое свидетельство в виде надписи на покрывале (’’ воздухе ’’): « В
лето 6993 (следовательно, 1485 год) индикта 3 сей воздух создан бысть в
церковь Успения Святой Богородицы в граде Переяславле Рязанском...». Собор
упоминается и в первой половине ХVI в., когда рязанский епископ Иона был
переведен служить в Успенский собор.
При введении патриаршества на Руси рязанский епископ ( Митрофан )
получил в 1589 г. сан архиепископа. По- видимому, в сязи с этим он
предпринял перестройку Успенского собора с целью придать ему большую
торжественность и пышность. В записи, относящейся к 1598 г., можно
прочитать следующее: « Да перед Архиепископли вороты церковь соборная во
имя Успения Пресвятыя Богородицы каменна новая, сооружает ее Архиепископ
Митрофан да в пределе Христова Мученика Федора Тирона». Придел Федора
Тирона упоминается при соборе и раньше. Можно думать, что он был устроен
еще князем Федором, сыном князя Олега, следовательно, между 1402 и 1427 гг.
Из документа, дотированного 1598 г., неясно, был ли храм построен вновь
или он перестраивался. Думается, что имело место последнее, так как в той
же записи упоминаются гробницы рязанских князей внутри строящегося здания.
Если бы прежний собор был деревянным и заменился в 1598 году каменным, то и
гробницы при рытье котлована для фундаментов собора пришлось бы изъять из
храма (собор отличается сравнительно небольшим размером. Что обязывало
копать сплошной котлован для фундамента). Наличие сплошного котлована
привело бы к уничтожению всех имеющихся здесь захоронений.
Перестройка собора была закончена в начале ХVII в. В 1606 году царь
Василий Шуйский прислал на стройку каменных дел подмастерья Сергея Абрамова
и с ним 24 человека каменщиков с наказом завершить постройку собора в том
же году. О внешнем облике этого храма дает представление опись 1638 года: «
На площади подле архиерейского двора церковь Успения Пречистыя Богородицы
каменная о пяти верхах, крыта немецким железом; кровля ветха, кресты
обложены белым немецким железом; над дверьми в сводах образы спереди и с
полудни и с севера писаны стенным письмом; над ними киоты крыты немецким
белым железом. Перед троими дверми три рундука о пяти ступенях без
папертей. Церковные трои двери железные. Придел Федора Тирона. У правого
столпа место архиепископле каменное; за столпом пять гробниц каменных,
почивают великие князи рязанские, а на них покровы бархатные ветхи...»
«... На левом клиросе столп же каменный, да за столпом три гробницы
великих княгинь, покровы на них бархатные ветхи гораздо.»
Это описание дает возможность выяснить облик храма, постройка или
перестройка которого относится к концу ХVI- началу ХVII века. Собор был
четырехстолпный, пятиглавый (что так соответствовало тогдашнему зодчеству
Москвы); он был поставлен на цоколь. Об этом свидетельствует тот факт, что
к его дверям « вели всходы о пяти ступенях», то есть уровень пола от уровня
земли поднимался на высоту примерно до 1 м.
Упомянутый придел Федора Тирона мог помещаться в диаконнике, однако
небольшие размеры собора заставляют предполагать, что придел представлял
собой отдельную пристройку, подобную приделу Ирины в соборе Боровского
Пафнутьева монастыря конца ХVI в. (1598 год) (Придел Федора Тирона
относится к началу ХV в. и не мог быть создан в конце ХVI в., так как царь
Федор Иванович имел своим патроном мученика Федора Стратилата).
Многие авторы, писавшие о древностях Переяславля Рязанского, отмечали
значительную толщину стен Христорождественского- Успенского собора,
достигавшую, по их словам, 2 м. Можно было предполагать, что в стенах
существующего здания сохранились части древнего здания. Действительно,
стены восточной части собора значительно толще западной. Особенно массивны
стены апсиды, несмотря на то, что с внутренней стороны они значительно
стесаны. Трехчастное построение апсиды неоспоримо свидетельствует о том,
что эта часть здания менее других подверглась перестройке и сохранила.
Следовательно, свою древнюю форму. Поэтому исследование собора было
сосредоточено именно на этой части здания. Удаление штукатурки в левой
части центральной апсиды у стыка со стеной дьяконника показало, что под нею
находится белокаменная кладка.
Лишь в месте стыка стены дьяконника со стеной центральной апсиды была
обнаружена кирпичная заделка, что легко объясняется позднейшими ремонтами
собора. В этом месте должны были проходить водосточные трубы, неисправность
которых приводила к разрушению каменной кладки. Последняя оказалась не
столь совершенной, как в московских памятниках начала ХV в. Блоки камня
имели неодинаковую длину и ширину (28*31- 33 см. ), значительное
расхождение имели швы, которые то сужались, то расширялись. Этот характер
кладки стены собора свидетельствует о продолжении рязанских строительных
традиций, по- видимому, прочно державшихся среди местных зодчих.
Кладка апсид из белого камня в период широкого распространения
большемерного кирпича (конец ХVI в. ) убеждает нас, что они являются частью
древнейшего каменного собора. Запись, сделанная в 1598 году, явно указывала
на наличие здесь какого-то древнего здания, построенного задолго до
строительства, осуществленного в период деятельности архиепископа
Митрофана: « Церковь соборная ... каменна новая»; следовательно, до этого
была старая. Сопоставление всех документальных данных об Успенском соборе
позволяет утверждать, что первый успенский собор был каменным и построен не
ранее 1382 года (то есть до разгрома Рязани Дмитрием Донским и не позже
1389 года ( то есть до приезда митрополита Пимена в Переяславль)).
(Сомнительно, чтобы белокаменный собор мог быть построен в Переяславле
раньше, то есть в начале ХIII в. (не ранее 1208 г. и не позже 1237 г.)
Дальнейшие раскопки у стен существующего здания безусловно позволяет многое
уточнить в архитектуре этого редкого для цетральных русских областей
памятника каменного зодчества конца ХIV в.
Точный обмер апсид снаружи и внутри показал, что. По- видимому, в
последнюю крупную перестройку, в 1826 г.. внутренние стены апсид были
стесаны и своды обрушены с целью придать алтарю единый пространственный
объем: произведена надстройка стен, вызванная тем, что вокруг собора
образовался мощный слой. Новая архитектура фасадов собора с пилястрами
коринфского ордера, а также расширение окон вызвали облицовку стен
кирпичом. Замена пятиглавия широким световым барабаном. Перекрывающим
пространство собора, предопределила уничтожение внутренних четырех столбов
всех сводов.
Христорождественский храм является усыпальницей великих рязанских князей и
княгинь. На правой стороне здесь похоронены:
-Федор Ольгович, сын Олега Ивановича, скончался в 1427 году;
-Иван Федорович, скончался в 1456 году;
-Василий Иванович, сын Ивана Федоровича, скончался в 1483 году;
-Иван Васильевич Третной, скончался в 1500;
Страницы: 1, 2, 3
|