Рязанский Кремль
-Федор Васильевич, младший брат Ивана Васильевича Третного, скончался в
1503 году;
-София Дмитриевна, женаФедора Ольговича и дочь Ивана Васильевича Третного,
скончалась в 143? году;
-Анна Васильевна, супруга Ивана Васильевича и сестра Ивана III, скончалась
в 1501 году;
-Анна, но кто она была- неизвестно;
В этом же соборе погребен архиепископ Симон, на правой стороне от входных
дверей, под третьей колонной. Это- один из самых замечательных рязанских
владык. Он происходил из монастырских крестьян Вологодской губернии и был
наречен Степаном Лаговым. «Случилось как-то, когда еще был он мальчиком,
вологодский преосвященный Амвросий Юшкевич взял его в свой хор певчим.
Степан был мальчик очень умный, талантливый. Увидал это преосвященный
Амвросий, стал о нем заботится, выкупил его. Перевели Амвросия в Новгород,
он и Степана взял с собой, поместил его в новгородскую семинарию... После
семинарии одно время Степан был учителем, а потом
подстригся в монахи и через 11 лет был уже епископом. Сначала в Костроме ,а
потом, с 1778 года в Рязани. Здесь он и умер в 1804 году.»[ ]
Преосвященный Симон много заботился о просвещении своей епархии, особенно о
просвещении духовенства. Симон отвел в своем архиерейском доме особую залу
для занятий со ставленниками: учитель «кахетизатор» учил их катехизису,
нотному пению, чтению. В семинарии Симон «завел» преподавание новых
предметов, устраивал богословские и философские диспуты на латинском языке,
устраивал в семинарии торжественные праздники.
Много заботился преосвященный Симон и о построении храмов: при нем был
построен Рождественский собор, его старанием начали строить соборную
колокольню, при нем возобновляли и Успенский собор.
Его очень почитали и уважали в Рязани, о нем было написано много речей и
стихотворений.
В этом же соборе на левой стороне против алтаря погребен архиепископ
Амвросий (Яколев-Орлин). Скончался 26 января 1809 года.
На северной стороне (у окна на левом клиросе) находилась гробница святого
Василия, епископа Рязанского. Обретение и перенесение святых мощей
святителя Василия совершено Рязанским архиепископом Феодоритом 10 июня 1609
года. «Архиепископ Феодорит открыл их и с подобающею честию перенес от
Борисоглебской церкви, из старого острога, в собор Успенский (ныне
Рождественский),-сказано в службе святителю Василию, -исполнися градъ
Переславль радованiя духовнаго и стекошася вси, живущiи въ немъ, князи же и
боляре, весь освященный соборъ и вси право-славнiи людiе, благодати
освященiя спообитися и изуъления недуюмъ прiяти желающе».[ ]
Велики по ценности древние предметы, принадлежавшие храму, из которых
выделялись следующие.
1) Древняя хоругвь длиной в 1 аршин, шириною в 1 аршин с вершком. По
плотной материи шитье золотыми шелковыми нитями. На лицевой стороне ее
изображена Божия Матерь, сидящая на престоле и окруженная двумя ангелами,
а на поворотной стороне -посередине Архангел Михаил, по правую сторону от
него Иоанн Предтеча, держащий на блюде голову, покрытую феской, по левую
князья: Владимир, Борис и Глеб.
2) Плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году, имеющая в длину
2 аршина 10,5 вершков, а в ширину 1 аршин с полвершком. Плащаница расшита
золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Плащаница примечательна тем,
что на ней, с помощью вышивки, изображены события и действующие лица
Священного писания. Впечатляет текст вязью на кайме: «Лета 7189 при
державе Благочестивого и Христолюбивого Великого Государя Царя и Великого
Князя Федора Алексеевича всея великия и Малыя и Белыя России Самодержца,
в 6-ое лето державы и царства его, и при великом Господино Святейшем
Иоакиме Патриархе Московском и всея России, в 7-ое лето Патриаршества
его, строена сия Плащаница Смиренным Иосифом Божиею Милостию Митрополитом
Рязанским и Муромским в Богоспасаемый град Переяславль Рязанский, в
Соборную и Апостольскую церковь честиаю ея Успения и св.Страстоперпцев
Бориса и Глеба».
3) Золотой напрестольный крест, устроенный в 1611г. Архиепископом
Феодоритом; мерой в Длину 10,5 вершков, весом в средних концах 5 вершков,
в верхних 2,5 вершков, в нижних 1,75 вершков, весом 3 фунта 28 золотых,
с надписью, показывающей имя строителя.
4) Золотой патир, устроенный в 1672 году при митрополите Иларионе.
5) Крест серебряно- позолоченный, устроенный в 1665 году архиепископом
Мисаилом.
6) Водосвятная серебряно- вызолоченная, имеющая печальную известность,
чаша, благодаря которой была уничтожена, « избегшая от рук варварских »,
золотая печать Батыя, приложенная к иконе Ев. Иоанна Богослова и
принадлежавшая Богословскому монастырю.
7) Хоругвь основанного в 1877 году Братства св. Василия, епископа
Рязанского.
8) Из рукописей заслуживает внимания Синодик кафедрального собора,
замечательный по многим отношениям для Рязанского края. Древность его
восходит к 1631 году, как видно из следующей надписи на заглавном листе:
«Лета 7139 (1631) году сию книгу Сенадик переписал в Переславль Рязанский
в соборную церковь Предчистыя Богородицы Успения Григорий Михайлович
Юшков душевного ради преставльшихся родителей своих в вечный поминок».
9) Икона Божией Матери Феодотьевской.
10) Икона Божией матери Муромской. «Мерою в высоту 7,25 вершков, в ширину
6,5 верков. Одеяние на Предчистой Деве и Младенце обнизано жемчугом,
венец и поля украшены серебряно- позлащенным окладом, устроенным в 1802
году.
ИКОНЫ
Древнего письма чудотворная икона Предчистой Божией Матери Феодотьевская-
одна из наиболее почитаемых святынь города Рязани. Зимой ее можно было
видеть в иконостасе 9справа от царских врат) Христорождественского теплого
кафедрального собора, а летом -в кафедральном Успенском (летнем) соборе
среди храма, на правом столбе ближе к алтарю.
Икона Божией Матери явилась в 1487 году, в пределах Рязанского княжества
на пустом месте в поле, недалеко от села Феодотьево (ныне Спасского
района). О чудесном событии быстро распространилась молва и народ начал
стекаться к новоявленной иконе, служа ей молебны. Больные, приходящие с
верой и упованием к молитве Богоматери, получали исцеления, скорбящие
-утешение, нуждающиеся -помощь. По совету епископа Симеона рязанский князь
Иван Васильевич Третной переносит драгоценный образ в Рязань.
В 1611 году при архиепископе Феодорите сделана копия с чудотворной иконы,
которая торжественно перенесена на место обретения, где был выстроен
деревянный храм. Впоследствии этот храм перенесен в село Феодотьево, а его
заменила деревянная часовня. Приходскому храму села Феодотьево дана
архиерейская грамота, освобождающая причт от всех оброков и податей. Со
временем деревянная часовня обветшала, и в 1852 году построена и освящена
новая каменная с иконостасом. Часовня возведена на пожертвования в сумме
4026 рублей, из которых 3424 рубля собственных денег внес коллежский
советник Иван Павлович Сулима.
В Рязани на новом месте нахождения чудотворного образа продолжались
чудесные исцеления силой Богоматери. В 1711 году свирепствовала моровая
язва, уносящая многие жизни. Народ в страхе кинулся к Феодотьевской иконе,
служа ей молебны. Образ носили по городу и окрестным селениям. В зараженных
домах, куда приносили святую икону с молитвенными песнопениями, болезнь
отступала, а где принимали образ до появления эпидемии, там язва не
появлялась. Так, по преданиям, благодаря дивной помощи от Феодотьевской
иконы Божией Матери прекратилась моровая язва.
В 1830, 1831, 1848, 1859, 1860 годах свирепствовала холера. И опять народ
с горячей верой и усердием обращался к Пречистому Феодотьевскому образу.
Соборные священники едва успевали носить по домам чудотворную икону и
служить молебны. Во время разных бедствий крестные ходы к Троицкому
монастырю, Скорбященской церкви или вокруг города, но всегда с иконой
Божией Матери Феодотьевской.
Чудесные исцеления от иконы происходили во множестве, но случаи эти
документально не фиксировались. Сохранились лишь несколько документально
оформленных свидетельств исцелений. В Рязани, в доме отставного сержанта
находилась его свояченица Ксения, которая мучилась болезнью глаз и более
трех месяцев ничего не видела. 19 марта 1812 года в соседний дом была
принесена Феодотьевская икона, и сестра больной обратилась с просьбой
отслужить молебен и в их доме. Ксения в это время задремала. Во сне к ней
обратилась незнакомая женщина: «Встань, ибо к тебе скоро придет Великая
гостья, и ты увидишь Ее». Больная ответила: «Как же я могу увидеть, если
ослепла ?» Неизвестная женщина отстаивала свое: «Поверь мне, ты увидишь
Ее.» Ксения очнулась, недоумевая о видении. Вскоре принесли чудотворную
икону и начали служить молебен с акафистом. Во время последнего икоса
ресницы у Ксении начали вздрагивать, а при чтении кондака «О, встань Мати»
глаза больной раскрылись, она ясно увидела свет и с радостью вскрикнула:
«Слава Богу !»
В 1839 году при архиепископе Гаврииле Феодотьевская икона усердием
благочестивых граждан украшается серебряной позолоченной ризой. Из Москвы
для иконы в 1845 году пожертвована серебряная тройная лампада.
Благотворитель просил не оглашать своего имени. В 1872 году Феодотьевская
икона Божией Матери украсилась бриллиантами.
Муромская икона Божией Матери древнего письма находится в кафедральном
Христорождественском соборе.
По приданию в начале ХII века эта икона была принесена из Киева в Муром
князем Ярославом (в святом крещении Константином). Князь упорно и
настойчиво старался обратить язычников Муромского княжества в христианство.
Своими проповедями он озлобил некоторую часть язычников, которая грозилась
убить Константина. Тогда князь призвал на помощь чудотворную икону
Муромской Божией Матери и смело вышел с ней к заговорщикам. Разгневанные
Язычники были укрощены образом Богоматери и сразу же дали согласие на
святое крещение.
В конце ХIII века епископом в Муроме был Василий (впоследствии епископ
Рязанский). По ложному навету епископ Василий обвинялся в неблагочестивых
поступках, порочащих высокое звание архипастыря. Разгневанный народ решает
лишить его жизни, но Василий просит отложить приговор до утра. Всю ночь он
усердно молился в Муромском Борисо- Глебском храме, а утром пришел в
Благовещенский храм и отслужил молебен перед иконой Муромской Божией
Матери. Возлагая надежды на заступничество Царицы Небесной, взяв икону с
собой, он распростав на водах Оки свою мантию, встал на нее и поплыл по
реке против течения с образом Муромской Богоматери. На мантии он
благополучно прибыл в Рязань.
Чудотворную икону еще называют «Моление святого Василия» , так как он
молился перед образом в горький час изгнания из Мурома. В 1802 году при
архиепископе Симоне (Лагове) у чудотворной иконы устроена серебряная
позолоченная риза. К иконе Божией Матери Муромской народ имеет особое
усердие в молитвах. Чудотворная икона носилась по домам всегда вместе с
иконой Феодотьевской Божией Матерью
УСПЕНСКИЙ СОБОР
Новый Успенский собор, построенный в Переславле Рязанском, является не
только крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и одним из
замечательнейших памятников древне русского искусства.
Несмотря на опустошительные пожары начала и середины ХVII века, Переславль
Рязанский к концу столетия был отстроен вновь. К концу ХVII века
экономически окрепшая церковная, земельная и денежная аристократия
развернула обширное каменное строительство.
В Переславле Рязанском в это время выделяли Рязанский Кремль среди
разросшихся городских слобод и посадов. Старый собор ХIV века,
перестроенный на рубеже ХVI-ХVII веков, имея небольшие размеры и устарелые
формы, перестал удовлетворять практическим и эстетическим требованиям.
Встал вопрос о постройке нового, соответствующего запросам времени, собора,
большего, чем все остальные церкви города.
Постройка нового собора была решена еще в 1667 году почти в центре
Рязанского Кремля, между старым собором и Богоявленским монастырем.
В 1679 году началась разборка «зеленой палаты» (порохового погреба),
мешавшей новой постройке. Работы шли весьма медленно, так как у рязанского
митрополита не хватало средств на постройку большого задуманного здания.
Лишь в 1684 году закончилось накопление материалов, после чего каменных дел
подмастерье из Ипатьевского Костромского монастыря Федор Яковлев Шаритин «с
товарищами»- Емельяном Калининым и Григорием Артемьевым Суханиным-
приступили к кладке здания.
Новый собор по договору должен был строиться по образцу собора московского
Новоспасского монастыря, законченного постройкой патриархом Никоном в 50-х
годах ХVII века. Документы сохранили сведения, что новый Рязанский собор
должен был иметь ширину, длину и высоту в 12 саженей, то есть 24 м. С
западной стороны под одну крышу с собором предполагался притвор шириной в 5
саженей (10 м.). Зодчие думали поставить собор с притвором на подклет.
Помимо этого, они решили украсить собор изразцами и богатой белокаменной
резьбой.
Постройка велась медленно, с перебоями. Разногласия между зодчими еще
больше задерживали ход работы. Лишь только в 1691 году «церковный свод
сделали, а на том своде начали строить шего осмериками ».
В начале 1692 года В Переславль прибыл из Москвы зодчий, каменных дел
подмастерье О.М. Старцев, для осмотра медленно строившегося собора. Его
приезд был вызван сомнением в прочности здания. По-видимому, уже в это
время появились какие-то неотмеченные документами признаки, предвещавшие
близкую катастрофу. Последняя и произошла 18 апреля того же года, когда
недостроенный собор рухнул на южную сторону из-за плохой работы каменщиков.
В том же году весной, 22 мая, О. Старцев вновь приехал в Переславль для
определения местоположения будущего нового собора, так как было решено
отстроить его заново.
Местные власти склонялись к тому, чтобы поручить постройку нового собора
тому же Шаритину с его помощниками, но произведенные розыски уехавших
заблаговременно из Переславля неудачных строителей установили, что они
умерли. В связи с этим 18 января 1693 года были назначены торги на подряд
по постройке нового собора. Вместе с О.Старцевым и Григорием Мазухиным из
Москвы прибыл и Я. Бухвостов.
За оставшиеся зимние и весенние месяцы они разобрали остатки рухнувшего
собора и уже 18 мая 1693 года заложили новый. Постройка собора могла быть в
основном с успехом закончена в 2-3 года, однако строительство затянулось
ввиду отвлечения зодчего другими постройками.
Я. Бухвостов закончил в основном новый собор лишь к 1699 году, когда
последний был покрыт тесом; отделка этого сооружения длилась еще три года.
За это время в соборе был установлен огромный иконостас, выполненный
мастером-резчиком С. Христофоровым также «с товарищами». С ним еще в 1689
году был заключен подряд на изготовление иконостаса для собора,
строившегося Шаритиным. Наконец, 15 августа 1702 года новый рязанский
митрополит Стефан Яворский, крупный петровского времени, освятил собор. Но
еще в 1704-1706 году мастер-кузнец Стефан Малофеев выполнил кузнечные
работы для боковых глав собора.
Конструктивное решение верха нового Рязанского собора было неудачным: в
течение всего последующего времени в архивных документах неоднократно
встречаются известия о крупных ремонтах и мелких чинках в связи с
конструктивными погрешностями в сводах. Исследовавший Рязанский собор (во
время реставрационных работ 1952-1953 годов), архитектор П.А.Тельтевский
считает, что в процессе его постройки произошло изменение первоначального
творческого замысла, причины которого еще не совсем ясны. Не совсем удачно
была построена также открытая паперть на подклете, которая уже в 1728 году
обвалилась по периметру на протяжении 52 м.
Несмотря на это, новый собор в Переславле Рязанском явился не только
крупнейшим произведением Я.Бухвостова, но и заслуженно занял одно из первых
мест среди лучших архитектурных произведений конца ХVII века.
Уклон территории Рязанского Кремля к югу вызвал постановку собора на
высоком подклете. Благодаря этому весь объем собора должен был царить над
застройкой Кремля, а величественный силуэт собора очерчиваться еще резче.
Подобный архитектурный прием был положен в основу еще мастерами первого,
рухнувшего собора, а затем повторен Я. Бухвостовым.
О. Старцев признал, что место для собора выбрано правильно и потому менять
его при новой постройке не следует. Действительно, местоположение собора
являлось чрезвычайно удачным. Сюда сходились основные городские улицы, а
также дороги из Москвы, Старой Рязани, Астрахани. Собор, согласно старой
русской традиции, завершал «перспективы» главнейших городских улиц.
Постройка в 1789-1790 годах перед запасным фасадом собора высокой
колокольни со шпилем, еще больше усилила значение собора в городском
ландшафте. Этому же способствовала ясная кубическая форма собора.
Создавая композицию объемов собора, Я. Бухвостов исходил из
общепризнанного образца- столичного Успенского собора. Он сохранил основные
черты этого здания, ставшими типическими, - трехчастие западного фасада,
членение южной и северной стен на четыре деления, пятиглавие. Но несмотря
на традиционную схему, автор осуществил ряд нововведений, значительно
менявших архитектурный облик зданий.
В своем сооружении он существенно изменил принятую ранее схему,
отказавшись от венчающих здание закомар-кокошников, заменив их красивым
декоративным карнизом, выполненным из кирпича, в виде узорных кронштейнов,
поддерживающих верхнюю белокаменную плиту. Благодаря такому приему была
сильнее подчеркнута и получил полную законченность кубическая форма собора.
Применение подклета было новостью для такого большого сооружения, каким
является собор. Благодаря подклету, здание не только поднялось над городом,
но еще резче обрисовался кубический силуэт собора. Трехчастные апсиды,
опоясанные галереей, достигли лишь половины высоты собора, что
соответствовало обычным для ХVII века архитектурным сооружениям частей
храма. Благодаря своей сравнительно незначительной высоте, апсиды не
нарушали общего силуэта здания, его четкой и ясной формы.
Возводя эту огромную постройку, Я. Бухвостов придал порталам, наличникам
окон и другим деталям крупные размеры; при близкой точке зрения они кажутся
чрезмерно большими, однако зодчий преодолел это впечатление посредством
архитектурных приемов.
Как бы велики ни были древнерусские соборы и сколько рядов окон они не
имели, они всегда производят впечатление зданий с единым внутренним
пространством. Это достигается тем, что окна подобных зданий всегда носят
второстепенный и подчиненный характер, а их обрамление не имеет
самостоятельного значения. Я. Бухвостов расположил огромные окна друг над
другом в три яруса. Благодаря отступу, образованному утонением стены под
верхним рядом окон и перехватам на колонках как вверху, так и между окнами
первого и второго ярусов, здание выглядит трехэтажным. Но эта этажность не
нарушает общего архитектурного единства здания, так как наугольные колонки
связывают все ярусы в одно целое.
Узорная белокаменная резьба, сосредоточенная в нижнем ярусе собора,
преследует цель подготовить зрителя к тому, что откроется его взору внутри
собора с его великолепным иконостасом, поднимающимся на всю высоту здания.
Архитектурное убранство собора снаружи выглядит так, словно оно
представляет собой вынесенный наружу иконостас, выполненный в камне.
До нас не дошла архитектурно-декоративная обработка подклета собора. Его
разрушение началось вскоре после окончания строительства собора. Через сто
лет, когда потребовалась капитальная перестройка этой части здания, она
была осуществлена по проекту и при участии архитектора И.Ф. Русско. Чтобы
представить себе декоративное богатство подклета, необходимо сравнить его с
архитектурно-декоративным решением обходной галереи церкви в с.Уборы,
выстроенной Я. Бухвостовым в эти же годы.
Совершенно построение оконных наличников. Ни один из них не повторяет ниже
расположенного ни по форме, ни по убранству. Это обосновывается не желанием
разнообразить украшения, а продуманностью всей архитектурной структуры
здания. Наличники первого яруса по своему построению напоминают порталы.
Наличники окон второго яруса проще и меньше, хотя по общему своему контуру
они схожи с нижними. Резьба покрывает лишь нижнюю часть их колонок, а также
декоративные вставки под подоконниками, такие же, как вставки в первом
ярусе.
Еще проще верхние наличники, совершенно лишенные резьбы. Лишь два
характерных завитка с кружком между ними напоминают столь декоративные
нижние тимпаны. Но витые колонки наличников сохраняют присущую всем прочим
частям собора нарядность. Верхние наличники, согласно древней русской
традиции, поставлены прямо на полочку-отступ. Благодаря этому они не висят
на стене, а прочно опираются на ее выступе, что придает всей декоративной
системе здания большую устойчивость и спокойствие.
Я. Бухвостов усложнил форму глав своего произведения. Боковые главы -
двенадцатигранные, центральная же имеет шестнадцать граней. На ребрах
граней стоят колонки с ...., опертыми на кронштейн. Эти элементы убранства
встречаются и в некоторых других частях собора.
Следуя древней традиции, Бухвостов помещает барабаны глав на постамент,
образованный небольшими колоколенками. Но эти кокошники, незначительно
возвышаясь над завершающим карнизом собора, в перспективе не видны. Кресты
глав собора - ажурные, прекрасного рисунка.
Внутри собор производит не менее сильное впечатление, чем извне, но в
данном случае его архитектурно-пространственное решение сильнее зависит от
своего прототипа - московского Успенского собора. Четыре круглые колонны-
столба - с кубовидными капителями несут его своды. Еще пара столбов, но уже
квадратных в плане, скрыта за иконостасом. Ярким свидетельством виртуозных
способностей русских резчиков является иконостас, выполненный мастером С.
Христофоровым, в виде ряда ярусов, поднимающихся вплоть до куполов. Его
декоративная пышность находится в полном соответствии с внешним убранством
собора. С. Христофоров создал нескончаемое количество вариантов из
сплетающихся растений, цветов и плодов, среди которых особенно часто
применяется виноградная лоза с гроздьями. Гранаты и другие редкостные плоды
переплетаются с цветами, образующими декоративные гроздья.
Это значительное явление декоративного искусства получило значительное
распространение во второй половине XVII века и обязано мастерам -
белоруссам, приехавшим в Россию еще в середине XVII века и создавшим ряд
великолепных произведений в этой области. Христофоров мастерски использовал
декоративные приемы своих собратьев по искусству и создал захватывающее по
декоративности и виртуозности произведение.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
В Рязанском Кремле, помимо древнейшего Успенского собора, находится
Архангельский собор. Первое письменное упоминание о нем в 1532 году было
связано с тем, что епископ рязанский Иона слил «колокол к Архангелу
Михаилу».[ ] В документе 1638 г. О соборе говорится: «на дворе
(архиепископа дома) церковь собор Архангела Михаила каменна»; далее
перечисляются гробницы похороненных здесь же рязанских епископов. «Подле
церкви Архангела Михаила колокольница была каменна, оную архиепископ
Антоний разбил (Антоний был в Переславле с 1621 по 1637 г.), а в то место
сделал деревянную дубовую, круглую о осми стенах, брусеную с шатром». [ ]
Собор дошел до нас надстроенным в 1647 г., когда сильный пожар опустошил
Переславль -Рязанский. О его древности говорит глубоко ушедшее в землю
основание- первоначальный пол расположен сейчас на глубине 1,5 м. Вместе с
тем известно, что здесь в 1482 г. Был похоронен епископ Феодосий, а в 1532
г. Епископ Иона подарил собору колокол (см. выше).
На южном фасаде Архангельского собора, в его западном прясле, отчетливо
видны остатки древней закомары, основание которой значительно ниже уровня
пят новых закомар. Верх стен надложен приблизительно на 1,5-2 метра.
Сохранившееся в этом же прясле первоначальное окно также значительно ниже
существующих громадных окон II пол. ХIХ в. Очевидны переделки и в порталах
собора, которые были прорублены вверх больше, чем на метр; над ними видны
следы заложенных древних окон или, может быть, киотов. Существенно
переделаны апсиды, из которых лишь одна сохранила свои первоначальные
размеры и конфигурацию. Остатки древних окон видны также на северном
фасаде.
Внутри собора также заметны позднейшие перестройки .Из другого кирпича
выложены своды, а также надложены верхи столбов- от нижней тяги их
антаблемента до верхней. Следовательно, новым является и барабан главы.
Архангельский собор представляет собой четырехстолпный крестово-купольный,
одноглавый храм, с тремя апсидами и тремя входами. Его особенностью
является, при крещатости столбов, отсутствие пилястр на внутренних стенах,
а также сдвинутость внутренних столбов к востоку по сравнению с
соответствующими им наружными лопатками. Крещатые столбы, обычные в
постройках рубежа ХIV-ХV вв., снова появились в строительстве Московского
государства в конце ХV в. Столбы, сдвинутые к востоку, были характерны для
построек ХV в.
Как же можно датировать Архангельский собор Рязани ? По данным древних
записей, постройка относится еще к концу ХIV в. Весьма возможно, что уже
тогда, в связи со сближением с Москвой возникла мысль возвести в Кремле не
только Успенский собор- собор общегородской, усыпальницу князей, -но, по
подобию Москвы, также и Архангельский собор- княжескую домовую церковь и
усыпальницу епископов. Если таковой и был тогда сооружен, то, надо
полагать, -деревянный.
Крещатость столбов существующего собора могла бы говорить о ранних датах
ХV в. Однако крупный кирпич, из которого собор построен, указывает на конец
ХV в., на время после 1470 г.
Анализируя общие исторические сведения о Переславле Рязанском ХV в., можно
прийти к заключению, что архангельский собор был действительно построен в
1470-х годах. Сильные укрепления во II- ой половине века обеспечивали
городу относительно спокойствие и безопасность. После женитьбы московского
князя Ивана III на Софье Палеолог (1471 г.) московский двор зажил новой,
более пышной жизнью, которой во всем подражала и Рязань. Именно в это время
могла скорее всего возникнуть у князя мысль соорудить собственную
великокняжескую церковь. Княгиня Анна также уделяла большое внимание
строительству и оборудованию церквей. Известно, что она подарила в 1485
году В Успенский собор города замечательное произведение искусства- вышитую
шелками и золотом пелену. Наконец в существующем Архангельском соборе был,
как уже указывалось, в 1482 г. Похоронен епископ Феодосий, назначенный в
Рязань как раз в связи с приходом в Москву Софьи Палеолог в 1471 г. Таким
образом, можно считать вероятной (приблизительной) датой возведения
Архангельского собора- 1475 г.
Архангельский собор, представляющий в плане близкую аналогию, например,
Троицкому собору Троице- Сергеевской лавры, построенному на пятьдесят лет
раньше, был, возможно, очень близок ему и во внешней отделке. Он имел,
видимо, относительно высокий цоколь и три рундука; гладкие, расчиненные
лопатками стены с килевидными закомарами; узкие, щелевидные окна в боковых
пряслах; высокие, близко подходящие к карнизу апсиды с такими же окнами;
килевидные, с бусинами на колонках порталы. Первоначально круглый барабан
главы был сдвинут к востоку, ближе к центру массы всего здания. Над
закомарами располагался второй ряд угловых кокошников, а над ними, вокруг
квадратного постамента барабана, третий их ряд. Оригинальным является также
кирпичный антаблемент у основания закомар. С помощью шурфор выявился и
древний цоколь собора. Его профиль чрезвычайно близок рисунку цоколя
старого Успенского собора. Древний пол собора был из поливных коричневых
плиток, выложенных звездами. Аналогичный пол был сделан и в Архангельском
соборе Москвы (только в несколько цветов).
Четырехскатную крышу собор получил после пожара 1647 г., от которого он
пострадал особенно сильно. Тогда мастер из Согалича В.Х. Зубов еще раз
заново облицевал обгорелые стены внутри и снаружи, восстановил верхнюю
часть собора ( своды и барабан со шлемовидным покрытием), а по периметру
четверика надложил новый карниз с закомарами. В это время были выложены из
крупного кирпича перспективные порталы вместо разрушенных белокаменных.
С южной стороны Архангельского собора на старом месте архитектор Ю. К.
Ершов возвел новую колокольню (третью по счету), которую разобрали в конце
I чет. ХIХ в. По проекту губернского архитектора С. А. Щеткина в 1864 -1865
годах к собору была пристроена одноэтажная трапезная. Для входа в нее в
одной из арок перехода, соединяющего палаты епископа с большим Успенским
собором, Щеткин встроил белокаменный портал в ложно- русском стиле.
Трапезную он соединил с собором широким арочным проемом.
Одновременно со Щеткиным над возобновлением интерьера собора работал
художник Н.В. Шумов. Небольшие фрагменты росписи, выполненной им. Имеются в
барабане главы.
Древний иконостас собора не сохранился, но несколько икон из него конца ХV-
начала ХVI в. находятся в Рязанском художественном музее. Это храмовая
икона архангела Михаила «Чудо в Хонех», святой Троицы, Благовещения,
святого Николая Чудотворца, Страшного суда, святой Софии Премудрости
Божией, святой Параскевы. Образ святой Софии таков: «в середине ангел с
лицом огненного вида, с огненного же вида одеждою и крылами. Он в царском
долматике и венце, на престоле. В правой руке у него жезл с лучезарным
крестом на верху. Над головою ангела Саваоф со святым Духом. Руки его
простерты на благословение. По обеим сторонам Саваофа по два ангела: два- с
рипидами, два с надписью: Бог, над Саваофом престол, а на нем книга и
слова: «В начале бе слово и слово бе в Богу и Бог бе слово, се бе искони у
Бога». По сторонам ангела крылатого Богоматерь с руками, простертыми на
молитву, и святой Иоан Предтеча, у него в левой руке свиток, а в нем слова:
«Се агнец Божий, вземляй грехи мира».[ ]
В архангельском соборе похоронены рязанские архиереи:
-епископ Феодосий, скончался в 1481 году;
n епископ Симеон, скончался в 1496 году;
n епископ Иона II, скончался в 1547 году;
n епископ Михаил II, скончался в 1551 году;
n епископ Гурий (Ружецкий), скончался приблизительно в 1560 году;
n архиепископ Феодорит, скончался 10 сентября 1617 года;
n архиепископ Иосиф II, скончался в 1621 году;
n архиепископ Антоний, скончался 15 февраля 1637 года;
n архиепископ Мисаил, убит в Шацком уезде язычниками при обращении их в
веру Христову 10 апреля 1655 года. Над гробницей в футляре хранится с
1734 года мантия Мисаила, на которой видны пробоина и следы крови,
находившаяся до того времени во владении боярского сына Федора Куабицкого
и перенесенная в Архангельский собор по распоряжению архиепископа
Алексия.
n митрополит Иларион, скончался 4 июня 1673 г.;
n митрополит Иосиф IV, скончался 21 сентября 1681 г.;
n митрополит Павел (Моравский), скончавшийся 4 сентября 1686 г.;
n митрополит Стефан (Яворский), скончавшийся 27 ноября 1722 г.;
n архиепископ Сергий (Крылов-Платонов), скончался 18 августа 1824 г.;
n архиепископ Гавриил (Городков), скончался 7 апреля 1862 г.;
n епископ Мелетий (Якимов), скончался в 1900 г.
Из этих иерархов особенно замечательны вот какие. Архиепископ Феодорит.
Родился он при царе Иване Грозном в 1551 г. Говорили в старину, что он был
родственником боярину Щереметьеву, имел поместья в рязанской земле. Когда
ему было уже около 40 лет, он подстригся в монахи, а в 1605 г. Казанский
митрополит Гермоген посвятил его в чин архиепископа Рязанского и
Муромского. При Феодорите был достроен прежний Успенский собор, при нем
обретены мощи святого Василия, епископа Рязанского, и перенесены из
Борисоглебской церкви в Успенский собор. Существует предположение, что
Феодорит сложил в честь святого Василия хвалебные песни в стихирах,
тропарях и кондаках, составил жизнеописание св. Василия и приказал
изобразить его на иконе.
В церковном древлехранилище хранится золотой крест чеканной работы,
который Феодорит по обещанию отдал в Успенский собор. На этом кресте есть
надпись: «По обещанию Феодорита архиепископа Рязанского и Муромского лета
7119 (1611) генваря 6 день». А среди старинных антиминсов есть антиминс
того времени, когда в Москве вся власть сосредоточилась в руках бояр.
Антиминс сделан из грубого холста, на нем нет никаких изображений, кроме
креста, изображенного чернилами, с такой надписью: «Лета 7120 (1612)
освящен храм Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
великого московского царства при боярах и при архиепископе Феодорите на
память святого апостола Филиппа ноября 14 день».
Самый знаменитый из рязанских владык, что погребены в Архангельском соборе-
Стефан Яворский. Рязанским митрополитом он был с 1700 г. И до конца дней
своих, то есть до 1722 г. Однако в Рязани Стефан почти не жил: вскоре после
того, как его поставили рязанским митрополитом, умер патриарх Адриан, тогда
Петр Великий назначил Стефана «блюстителем и экзархом патриарша престола»,
а когда Петр учредил Синод, то Стефан был назначен его президентом. Так и
пришлось Стефану почти все время жить то в Москве, то в Переславле. Умер он
в Москве, а погребен был в Рязани сначала в Успенском соборе, а затем в
Архангельском.
Замечателен Стефан не только тем, что он занимал такие высокие должности,
но и тем, что был знаменитым проповедником и сочинителем. Самое известное
его произведение: «Камень веры, православным церкви святые сынам на
утверждение и духовное назидание духовное назидание, претыкающимся же о
камень претыкания и соблазны- на восстание и направление». В семинарской
библиотеке доныне хранится книга «Камень веры», а в ризнице архиерейского
дома есть панагия, которую Петр Великий подарил Стефану.
АРХИЕРЕЙСКИЙ ДВОР
О истории возникновения Архиерейского двора повествует Д.Солодовников в
своей книге «Переславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины»: «В
те далекие времена, когда Переславль был стольным градом Рязанского
княжества, в «городе» жили князья рязанские, а владыки рязанские жили «на
посаде», соборную святительскую церковь, кафедральным собором, тогда была
церковь святых Бориса и Глеба на посаде, там же и дом был у владык для
жительства, и этот архиерейский дом на посаде назывался Богородичным
Страницы: 1, 2, 3
|