Рефераты
 

Семейное воспитание в развитии ребенка

все мотивы выстраиваются в определенную, индивидуальную для каждого

подвижную систему. Одни мотивы становятся определяющими, главенствующими,

наиболее значимыми для человека, другие - приобретают подчиненное значение.

Иными словами, любая человеческая деятельность может быть определена через

те мотивы, которые ее побуждают. Бывает так, что деятельность побуждается

несколькими мотивами, иногда одна и та же деятельность вызывается разными

или даже противоположными по своему психологическому содержанию мотивами.

Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени

определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная

воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными

условиями.

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком

в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность

воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой

системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит

осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе

займет деятельность по воспитанию будущего ребенка.

Ошибки семейного воспитания.

Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как

существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки -

направленность на психический облик другого человека. Потребность

«ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью

в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего

контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом

заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В

таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек

независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается

«вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта.

Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее

удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным

причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие

матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком

воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу

за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и

привязанностей ребенка за пределы семейного круга.

Воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают в

общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью,

реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни

проанализированная польским психологом К.Обуховским, характеризует

поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек

не может нормально функционировать, не может мобилизировать все свои

способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности

связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически

приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его

действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих

действий, своей жизни? Очевидно нет, однако каждый стремиться в случае

необходимости найти смысл своей жизни.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке.

Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является

уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут

это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они

чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая,

уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий

смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение

«опекунши», которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня,

завязывает ему шнурки на ботинках, так как «он это всегда плохо делает»,

выполняет за него школьные задания, «чтобы ребенок не переутомился». В

результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое

проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством.

Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.

Воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспитание

ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания

состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за

отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были

достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это

не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала

играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно

интенсивно учиться музыке.

Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей

приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему

подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»

Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие

присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не

принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые

отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок

становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему

родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство

удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не

соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается

полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований,

вызывая тем самым разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в

результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и

родителями.

Воспитание как реализация определенной системы. Организацию воспитания

в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации

потребности достижения.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого

ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию

признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные,

эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и

хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных

причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к

ее неустанной реализации.

Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей,

возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые

родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных,

отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву:

«Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного

всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет

споковскую модель воспитания.

Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные

находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что

некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком

послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для

воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие

воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет

одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности

психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему

«Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько

описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают

то, как они воспитывают ребенка.

Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы

независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется

мотиву формирования определенного желательного для родителей качества.

Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его

сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть

представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном,

необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое

воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным»

качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны

обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.

В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в

противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с

присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости

становится особенно очевидной.

Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение

спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных

походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их

мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик. Рождается девочка. Но

воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу.

Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки,

спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с

куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже

мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в

психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь

двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты

противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой

идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как

будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому

качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть,

ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый,

самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.

Приходится встречаться и с другим типом реализации сверхценных идеалов

воспитания. В психологическую консультацию обратилась мама десятилетнего

мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание, которое возникло впервые у

сына в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой группе было

обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но частное, речевое,

проявление более общей способности ребенка. У него сформировалась привычка

к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой

ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после

продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации

не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал,

справлялся со всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой

ответственный сигнал сопровождался задержкой. Постепенно выяснилось, что

причина кроется в том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо

значимые для нее цели воспитания. Она исходила из достаточно

привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте,

всепрощении, невозможности причинить боль, о «непротивлении злу». С первых

же дней жизни подобные принципы, которые для ребенка оборачивались

всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое

действие малыша.

В этом примере нарушение поведения возникло как следствие реализации

сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа развития,

возрастных возможностей ребенка.

Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной

меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми

мотивами, которые «осмысливают» воспитание.

Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания

является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения,

или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной

дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При

реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы

отодвигается о ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не

столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько

рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо

проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в

проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие

воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития

присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а

иногда и искажая его ход.

Цели воспитания. Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как

лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего

ребенка. Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка

- это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого

ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное

воспитание.

Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера

родителей с чертами характера ребенка. Они полагали, что особенности

характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка.

Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у

ее детей будут заметны такие же способности. При более пристальном изучении

этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и

воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое

зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь

психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или

повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и

самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения

ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в

своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо

противоположные, а именно подавленность, робость.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания

тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности

человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый,

неповторимый, индивидуальный характер.

Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего

ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания

своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей

собственной личности.

Глава 4.

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСНОЙ

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (С ПРИЮТОМ) В

СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ.

СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС, БЕЗРАБОТИЦА, РОСТ ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И

СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА СОЗДАЛ НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕчЕНИя СОЦИАЛЬНОЙ

РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

Одним из путей решения данной проблемы является создание учреждений,

ведущих целенаправленную работу по реабилитации социально-дезадаптированных

детей и подростков.

АОСРЦ для детей и подростков (с приютом) был открыт согласно

постановления Главы Администрации Астраханской области №227 от 11.08.94.

Областной социально-реабилитационный Центр для детей и подростков

(АОСРЦ) является научно-практическим, учебно-воспитательным учреждением

государственной системы социальной защиты населения, объединяющим и

координирующим деятельность социальных, медицнских, психолого-

педагогических, правовых служб региона, занимающихся абилитацией и

реабилитацией детей и семей, их воспитывающих.

АОСРЦ действует на основе строгого соблюдения Конвенции ООН о правах

ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития

детей. Контроль за деятельностью Центра осуществляет отдел по проблемам

семьи, женщин и детей областного Департамента социальной защиты.

Центр имеет статус государственно-общественного органа опеки и

попечительства, и на время содержания детей несет ответственность за их

здоровье; имеет право представлять интересы детей в суде и перед третьими

лицами, принимать меры по оздоровлению условий их семейного воспитания. В

соответствии с интересами детей он оберегает их от посягательств и

жестокого обращении со стороны родителей и других лиц, а в случае

необходимости ходатайствует перед судом о лишении родителей родительских

прав, о временной передаче детей в другие семьи, детские дома и школы-

интернаты.

Учреждение дает приют детям и подросткам от 4-х до 18 лет, оказавшихся

в сложной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной защите.

Это дети и подростки:

. покинутые и заблудившиеся;

. отказавшиеся жить в семье или учебно-воспитательном учреждении;

. оставшиеся без попечения, постоянного места жительства, без средств к

существованию;

. возвратившиеся из спецшкол и нуждающиеся в социальной адаптации и

поддержке;

. задержанные за бродяжничество;

. подвергавшиеся любым формам насилия;

. вынужденные на время болезни родителей оставить свой дом;

. из остронуждающихся семей с критически низким уровнем жизни.

Центр в своей деятельности руководствуется следующими принципами:

приоритет интересов ребенка и его благополучие во всей деятельности Центра;

опора в реабилитационной деятельности на позитивные начала в духовном и

физическом развитии ребенка; осуществление коррекционно-реабилитационной

деятельности на основе контактного взаимодействия с дезадаптированными

подростками.

АОСРЦ осуществляет следующие виды деятельности:

- оказание экстренной помощи при угрозе суицидальной ситуации;

- проведение комплекса мероприятий, направленных на вывод ребенка из

кризисной ситуации, и создание условий для вовлечения его в нормальный

жизненный процесс; консультирование детей, родителей, работников детских

учреждений в экстренных случаях;

- осуществление медико-психолого-педагогической коррекции;

- проведение социально-педагогической реабилитации, включая профессионально-

трудовые, учебно-познавательные, социо-культурные и оздоровительные

программы;

- реабилитационная помощь (восстановление утраченных контактов с семьей и

внутри семьи: поиск наиболее приемлемых и комфортных условий для

жизнедеятельности ребенка; оздоровление системы межличностных отношений,

восстановление его социального статуса в коллективе сверстников по месту

учебы, работы; определение и снятие психотравмирующих ситуаций среди

ближайшего окружения детей; юридическая помощь и правовая защита

несовершеннолетних.

Основная цель АОСРЦ для детей и подростков – социальная помощь и

реабилитация дезадаптированных несовершеннолетних, обеспечение условий для

их выживания и развития.

Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей

малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Они легко

переходят границы моральных и правовых норм.

И поэтому, задача АОСРЦ для детей и подростков многогранна: снять

остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к

жизни в социально здоровой среде, разработать и реализовать индивидуальные

программы социальной реабилитации, восстановить или компенсировать

утраченные социальные связи, вернуть его к важнейшим формам человеческой

жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.

В состав АОСРЦ для детей и подростков входят структурные

подразделения: социальная гостиница (приют), социально-реабилитационная

служба, отделение специалистов по социальной работе, отделение дневного

пребывания «парусник», учебно-производственный комбинат «Ориентир», научно-

методический отдел, сельские филиалы.

Социальная гостиница дает приют детям, попавшим в сложную жизненную

ситуацию или оставшимся без родительского попечительства. Срок пребывания

детей в приюте от 1 до 6 месяцев, до тех пор, пока не решится их дальнейшая

судьба.

Гостиница Центра принимает детей в возрасте от 4-х до 18-ти лет.

В 1998 г. в социальных гостиницах АОСРЦ для детей и подростков

проживало 1568 воспитанников. За первый год основания Центра через

гостиницу прошло 150 судеб.

А всего за 5 лет существования областного учреждения оно приняло в

свои стены 3600 мальчишек и девчонок.

Дети, поступающие в приют Центра, пережили на своем коротком веку

немало потрясений: безразличие, жестокое обращение, пьяные разгулы

родителей, драки, издевательства.

Сотрудники Центра стараются компенсировать все тепло, которое

недополучили эти обездоленные дети.

У ребят уютные спальни, игровые комнаты, их вовремя накормят,

встретят из школы. О них заботятся. Но дети не растут иждивенцами. Как и во

всякой домашней семье, с них спрашивают. За двойку, плохо выученный урок,

небрежно убранную кровать. Детей учат ответственности. Именно для такой

категории подростков с агрессивным поведением, научно-методический отдел

центра разработал ряд методик по профилактике жестокости у детей.

Методики успешно применяются психологами и педагогами на занятиях с

детьми и дают хорошие результаты.

Кроме того, отделом разработана «Азбука защиты от преступника». А в

наше время это особенно актуально.

Дети поступают ослабленными, у большинства впервые ставятся диагнозы

хронических, запущенных заболеваний. При поступлении ребенок проходит

тщательное медицинское обследование. Дополнительно, по показаниям, он

получает консультации узких специалистов. При необходимости стационарного

лечения дети госпитализируются в соответствующие профилированные отделения

детских больниц.

Помимо этого, налажено тесное взаимодействие со всеми диспансерами

города, оказывающими лечебно-консультативную и методическую помощь, с

местными санаториями, где при необходимости дети получают санаторно-

курортное лечение, с областным департаментов здравоохранения и Центром

государственного санитарного эпидемиологического надзора, с Медицинской

Академией, сотрудничество с которой помогает в решении научных вопросов.

В частности, совместно с кафедрой социальной медицины Медицинской

Академии ведется научно-исследовательская работа по определению форм и

методов, направленных на эффективную реабилитацию детей, оставшихся без

родительского попечительства.

Дети и подростки попадают в АОСРЦ обычно из асоциальных семей или не

имеющие их вообще. Это чревато для их будущей семейной жизни серьезными

нарушениями. Подготовка взрослеющего человека к будущей семейной жизни –

одно из важнейших слагаемых его развития. Все это ставит задачу подготовки

подростков к семейной жизни, выработки у них устойчивой жизненной позиции.

Поэтому, семейному воспитанию в социально-реабилитационном центре уделяется

большое внимание.

В штате АОСРЦ для детей и подростков работает сексолог, который при

поступлении детей выявляет у них аномальные отклонения, проводит

индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие духовного мира

детей, на гармонию семейных отношений, на потребности в будущем иметь детей

и достойно их воспитывать.

С целью формирования устойчивого поведения и здорового образа жизни у

подростков и профилактики СПИДа, а также заболеваний, передающихся половым

путем, Центр сотрудничает с Областным СПИД-Центром.

У каждого ребенка, поступающего в Центр – своя искалеченная судьба.

Володя Р., 9 лет, бродяжничал, жил на рынках под прилавками, ночевал

в коробах. Отец, второй брак, после очередной совместной пьянки убил свою

жену и был осужден. Кроме Володи, осталась сиротой и младшая сестренка –

инвалид. Сестру поместили в больницу, а Володя был направлен в Центр.

Нелюдимый, угрюмый, напряженный, часто ото всего вздрагивающий

маленький мальчик. Взгляд – исподлобья. И сколько в этом взгляде боли!

Много сил пришлось приложить специалистам Центра, чтобы ее

практически не стало, чтобы, видевший за свою небольшую жизнь только голод

и горе, поверил в хорошее.

Володе провели углубленное медицинское обследование, подлечили,

спланировали необходимые профилактические прививки.

Отдел специалистов по социальной работе подготовил необходимые

документы по закреплению за Володей жилой площади, которая принадлежала

умершей матери. За время нахождения в Центра Володя навещал сестру. И надо

было видеть, как радовался он этим встречам, как заботливо угощал сестренку

привезенными сладостями!

Душу лечили психологи. Постепенно, осторожно, чтобы еще больше не

поранить. И оттаял, согрелся ребенок!

Чествовали юбиляра – массажиста. Дети подготовили стихи и песни. И

неожиданно, не запланировано, Володя подошел к человеку, чьи руки

прикасались к нему каждый день, обнял его и выдохнул: Дай Бог Вам

здоровья!». Даже мужчины опустили головы. Не детские это были слова.

Работа психологической службы направлена на социальную психолого-

дефектологическую реабилитацию детей и подростков. С момента вступления

ребенка в приемное отделение специалисты службы обследуют его с

использованием апробированных, стандартизированных психо-диагностических

методик. Вся социально-реабилитационная работа планируется и проводится,

исходя из результатов диагностики каждого конкретного ребенка. В руках

педагога-психолога и дефектолога сосредотачивается вся информация о

ребенке, разрабатываются основные направления коррекции. Анализ результатов

свидетельствует об успешности и эффективности данной социальной технологии

работы с детьми.

Миша Т., 8 лет. При поступлении в Центр отличался повышенной

агрессивностью, отсутствием самоконтроля, необщительностью. Через несколько

месяцев при определении мальчика в детский дом у него уже отмечались

положительные изменения: мальчик стал более мягким, появилось чувство

сопереживания и сострадания, он начал охотно общаться с детьми.

У Сережи А., 10 лет, на глазах сожитель-алкоголик убил мать. У

мальчика присутствовала тяжелейшая психическая травма, глубокая депрессия.

Психодиагностика показала глубокую тревожность, заниженную самооценку,

низкую учебную мотивацию. Сережа был плаксив, капризен, требовал большого

внимания к себе от взрослых.

Коррекция адаптационных механизмов, психоэмоционального состояния,

релаксационные сеансы, создание мотивации учебной деятельности помогли

появлению у Сережи позитивных изменений. Социально-реабилитационный центр

стал для него родным домом, о котором он не перестает вспоминать, уже

находясь в детском доме.

Со дня основания Центра основной задачей психологической службы

является выведения детей «группы риска», детей с девиантным поведением из

кризисного и пограничного с ним психологического состояния.

АОСРЦ за время нахождения в нем дает им не только кров, еду, тепло,

но и качественное изменение жизни, отношение с миром, окружающими людьми.

Изменив среду обитания детей и подростков, применяя в работе с ними

новейшие методы и приемы, психологические консультации, беседы и тренинги,

специалисты возрождают в детях представление о разнице между прошлым и

возможным будущем, желание к нему стремиться.

Дима С., 13 лет, сирота при живых родителях, состоящих в разводе и не

считающими себе обременять проблемами воспитания сына, постоянно

бродяжничал, ночевал в подвалах, воровал себе на пропитание. Бродяжничество

вошло в его плоть и кровь. Попав в Центр, увидев другую жизнь, мальчик все

же зачастую убегал, но всегда возвращался обратно, в дом, ставший ему

родным.

Жаль, что кратковременное пребывание детей в Центре порой не

позволяет до конца решить реабилитационные и воспитательные задачи.

Социальная реабилитация – процесс достаточно сложный. Цель

достигается, если на нее работает целый комплекс факторов: теплая,

приближенная к домашней, среда обитания, и разумная снисходительность

окружающих, выражающая любовь к ребенку, и вера в то, что он способен

измениться к лучшему. и незнакомое ранее чувство заботы к нему.

У каждого второго ребенка, обращающегося в Центр – конфликт с

родителями. Отсюда – отчуждение от семьи, разрыв с ней всяческих отношений.

Важнейшей задачей социально-реабилитационного учреждения является не только

дать кров ребенку, одеть, обуть и накормить, но и восстановить, либо

компенсировать утраченные им семейные связи.

Витя Б., 14 лет. За время нахождения в Центре стал более общительным.

У него появилась способность самому искать выход в трудных ситуациях,

появилось желание видеться с родителями, состощих во 2-м браке.

Одновременно психолог консультировал «новую» маму Вити. Менялась

определенная родительская установка – излишняя требовательность. В семью

подросток ушел легко, спокойно.

У Оли и Леши К. – пьющая мать, отец в местах заключения. У подростков

появилось желание покончить с собой. В результате недетских забот развились

нерешительность, тревожность, мнительность, их пугает бесперспективность –

«мы никому не нужны». Специалисты центра сформировали у ребят определенные

эмоциональные состояния, в результате чего у детей повысилось чувство

ответственности друг за друга. Создавая ситуация достижения успеха,

специалисты снизили психологические нагрузки у Оли и Алеши, помогли

приобрести уверенность в своих возможностях, оптимистическое отношение к

собственной жизни.

Психологическая служба работает не только с детьми, но и с

педагогическим коллективом Центра, ведутся занятия Педагогической студии,

на которой обсуждаются профессиональные проблемы, происходит обмен опытом,

даются конкретные рекомендации для работы с детьми, имеющими отклонения в

развитии.

Большую роль в социально-психологической реабилитации воспитанников

играет включение их в различного рода трудовую деятельность. При АОСРЦ для

детей и подростков действует учебно-производственный комбинат «Ориентир»,

который обучает подростков основам швейного производства по программам

профессионального обучения. По окончании обучения выпускники получают

свидетельство о приобретенной профессии.

Систематическое участие дезадаптированных детей в труде вместе со

сверстниками и взрослыми позволяет быстрее ликвидировать их отставание в

интеллектуальном, эмоциональном, нравственном и физическом развитии.

Постепенное освоение все более сложных трудовых операций и умений

стимулирует их познавательную и творческую активность. Дети не только

обучаются профессиональному делу, они находятся под постоянным наблюдением

психологической и медицинской служб Центра. Создание доброжелательного

эмоционального климата в коллективе способствует выявлению внутреннего мира

ребенка, правильного направления его психики, возможностей, формированию

нравственных норм поведения.

Сотрудники учебно-производственного комбината занимаются также

профориентацией. которая проводится в соответствии с призванием,

способностями, образованием, реализуется в условиях выявления

психофизических особенностей личности, воспитательной работы с подростками

и их родителями, умелого решения множества других вопросов, возникающих в

процессе профориентационных работ.

УПК «Ориентир» – это не просто учебный цех. При нем открыто ателье,

принимающее индивидуальные заказы от населения, где воспитанники видят

своими глазами, на примере взрослых, любовь к выбранной профессии.

Передавая детей в семьи, детские дома и интернаты, Центр прослеживает

судьбы ребят до 18 лет. Патронирование осуществляется социальными

педагогами отдела специалистов, а также оказание помощи в дальнейшем

жизненном устройстве бывшим воспитанникам Центра. Деятельность патронажа

осуществляется в контакте с районной Администрацией, отделом семьи, отделом

опеки и попечительства и детскими учреждениями, в которых находятся дети.

Одно из важных направлений патронажа - осуществление связи детей с

родными и близкими, что имеет огромное значение для социальной адаптации

несовершеннолетних, чтобы дети по выходу из детского учреждения или по

достижении совершеннолетия не остались без жилья и прописки. Патронаж имеет

своей целью контроль за их сохранностью. Параллельно осуществляется

контроль за сохранностью имущества, а также за поступлением денежных

средств на сберкнижку патронируемых.

Волнуют судьбы детей, вышедших из интернатов и детских домов по

достижении ими 18-летнего возраста. Зачастую, юноши и девушки просто

остаются на улице – без работы, жилья, средств к существованию. Получается,

что детские учреждения выполнили свои функции и оставили молодых людей на

произвол судьбы. Кто как выкарабкается. И те, которых спасали от

проституции, наркомании, преступного мира, вновь к ним возвращаются. АОСРЦ

выступает с предложением о создании постинтернатского отделения как

структурного подразделения Центра, где молодым людям будет оказываться

посильная помощь в начале их взрослой жизни. Центр надеется на содействие

Администрации области, Департамента социальной защиты населения и поддержку

министерства Социальной Защиты и Труда, которое и раньше никогда не

оставляло социально-реабилитационный центр в его начинаниях.

Опыт работы приюта показал, насколько актуально назрел вопрос о

создании домашних групп или замещающих семей, как структурного

подразделения Центра, где один из родителей оформляется в приют как

воспитатель.

Центр патронирует и тех своих воспитанников, которые были возвращены

в семьи.

Зина Т., 4 года. Брошена родителями, которые, будучи в разводе, пили,

вели аморальный образ жизни. Один из их детей, 1,5 года, умер от голода.

Родителей лишили родительских прав. Зина была передана в Центр. До 4-х лет

у девочки не было детства. Она совсем не улыбалась, не общалась даже с

детьми. Сотрудники Центра окружили ребенка вниманием и любовью. У девочки

появился интерес к жизни, она начала играть со своими сверстниками, стала

оживленной, окрепла физически. За время нахождения ребенка в Центре нашлась

семья, желающая взять опеку над девочкой. В настоящее время Зина живет в

прекрасных условиях, она счастлива, ее просто не узнать. Она впервые обрела

семью.

Семья для ребенка – основная среда материального и духовного

обитания. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле,

о порядочности, об отношении к материальным и духовным ценностям. Снижение

уровня жизни многих семей, особенно имеющих несовершеннолетних детей,

ухудшение состояния здоровья, рост уровня безработицы, все это привело к

тому, что растет число семей с социальной патологией.

Стационарное отделение дневного пребывания «Парусник» создано для

социальной реабилитации детей из многодетных и малообеспеченных, неполных

семей. Оно рассчитано на 15 мест. Дети получают усиленное питание,

медицинскую и психологическую помощь и обучаются по традиционной школьной

программе.

Основной задачей отделения является социальная реабилитация,

организация классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения

для детей «группы риска» со школьной и социальной дезадаптацией. В

отделении имеется возможность без отрыва от семьи проводить социальную

адаптацию и реабилитацию личности ребенка в процессе индивидуальной и

групповой деятельности.

Специалистами отделения параллельно проводится работа с семьей. В дни

школьных каникул отделение проводит оздоровительные смены.

Социально-реабилитационный центр для детей и подростков представляет

собой комплексное учреждение, где оказывается самая разносторонняя помощь

социально-незащищенным и малообеспеченным семьям и детям, попавшим в

сложную жизненную ситуацию. Кроме того, он является методической базой для

вновь создаваемых детских реабилитационных центров.

Открытие 4-х отделений позволило охватить большее количество детей и

семей, нуждающихся в социальной защите.

Известно, что среди многих средств психолого-педагогической поддержки

детей из нетипичных семей особое место занимают разные формы и приемы

игротерапии, в основе которой лежит самый любимый вид их деятельности и

общения – игра. Психологи АОСРЦ активно используют этот вид коррекции в

свое работе с воспитанниками центра.

Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции

разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-

двигательной сфер детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Целесообразность использования игротерапии в организации длительного

восстановительного периода по улучшению самочувствия детей со сходными

медико-психологическими показаниями в указанных сферах обусловлена, во-

первых, тем, что игра для них остается наиболее освоенным и органичным

видам деятельности и общения, во-вторых, здесь представлено единство

психологической природы игры и общения, в-третьих, в игре ребенок может

свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации

повседневной жизни. наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для

социального и психологического развития ребенка, открывая ему возможность

для вступления в значимую личностную связь со взрослым-психологом,

педагогом, родителем, опекуном.

Игровая деятельность активизирует формирование произвольности

психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует

развитию умственной деятельности, воображения – переходу ребенка к мышлению

в плане представлений, развитию знаковой функции речи, рефлексивного

мышления ребенка, совершенствованию опорно-двигательной и волевой

активности.

При определении функций игротерапии следует исходить из того, что она

связана с 3 основными специфическими для детского возраста положениями:

1. Игротерапия необходима для коррекционно-развивающего взаимодействия

взрослого наставника с детьми.

2. Игротерапия способствует формированию системы межличностных отношений

детей.

3. Игротерапия помогает формированию доверительных психологов,

психотерапевтов, педагогов с родителями тех детей, которые нуждаются в

психологической коррекции.

С целью изменения отношения каждого ребенка к себе и другим (детям,

взрослым), улучшения психического самочувствия, коррекции способов общения

с другими людьми. применяется две формы игротерапии, отличающиеся по

функциям и роли взрослого наставника в игре: направленных (директивная) и

направленная (недирективная).

К направленной игротерапии относится: сюжетно-ролевые игры, кукольный

кружок, строительные игры, познавательные игры, сочетающиеся с другими

видами искусства: игры –танцы, игры – театрализации, музыкальная игровая

импровизация, относящиеся к неструктурированным играм.

Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-

ориентированной психотехники, ограниченно сочетающие подвижные игры и

упражнения.

Применение так называемой ненаправленной (недирективной) игротерапии

ориентировано на самостоятельную игру ребенка, которая позволяет ему

свободно выразить свое самочувствие, свой внутренний мир. Подобная,

педагогически жестко неорганизуемая, игротерапия позволяет решить следующие

коррекционные задачи:

а) расширение репертуара самовыражения ребенка;

б) достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции ребенка:

в) коррекция отношений в системе «ребенок-взрослый».

Психолог в подобной позиции пользуется техникой зеркального отражения

чувств и мыслей играющего ребенка путем его вербализации.

В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается

стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками

и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в:

1. положительных личностных изменениях;

2. в улучшении эмоционального самочувствия;

3. позитивной динамике умственного развития.

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития

близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается

проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так

и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление

потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого

происходит преодоление проблемных элементов.

3. Сказкотерапевтическая корррекция исключает директивное изменение

негативных форм поведение. Вместо этого предлагается принцип «расширения

спектра альтернативных реакций». Т.е. человеку в сказочной форме

предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и

представляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих

моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных

реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям

окружающего мира.

Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д.Б.

Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р.

Гарднера, позитивная терапия притчами и историями Н. Кезешкяна, работы В.

Проппа и т.д.

Сказкотерапия тесно связана с арттерапией (терапией искусством) и

игровой терапией.

Комплексная сказкотерапия включает в себя: куклотерапия (пальчиковые,

теневые куклы, марионетки), рисование сказок (психодиагностическое

рисование, спонтанное «волшебное» рисование, медитации на сказку

(статические и психодиагностические медитации), сказочная имиджтерапия,

сочинения сказок, постановка сказок, рассказывание сказок (групповое и

индивидуальное), постановка сказок на песке и др.

Использование сказкотерапевтических приемов в работе с детьми нашего

Центра дали хорошие результаты. Подобные занятия детям интересны, снижается

тревожность, улучшается эмоциональное состояние. Используя статические

медитации на сказку проводилась релаксация.

В 1997 г. Центр получил статус опорно-экспериментального учреждения.

Цель опорно-экспериментального учреждения – в условиях сохраняющегося

дефицита финансовых средств и материально-технических ресурсов обеспечить

повышение качества социального обслуживания семьи и детей путем создания

учреждений социального обслуживания.

Принимая во внимание возрастание числа детей в социальных учреждениях

и принятый в июне 1999 г. закон «Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», АОСРЦ принял решение о

создании семейных групп, с помощью которых дети и подростки смогут получить

социальный опыт семьи, опыт построения конструктивных родительско-детских

отношений.

Перед коллективом стоит много проблем. Это и загруженность детских

учреждений, куда передаются дети из социальной гостиницы, недостаточность

финансирования, дефицит материально-технической базы и многое другое, что

усложняет работу учреждения. Но, тем не менее, коллектив социально-

реабилитационного центра для детей и подростков делает все возможное, а

подчас, и невозможное, опираясь на поддержку местных органов власти и

общественной благотворительности для выполнения своих задач.

«Дети уязвимы и зависимы» – это утверждение из Всемирной декларации

об обеспечении выживания, защиты и развития детей особенно актуально в

современной России. Ни один ребенок не может быть лишен права на заботу и

внимание общества, особенно, если он находится в трудных условиях

существования.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(материалы АОСРЦ для детей и подростков

(с приютом))

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРОТЕРАПИИ «Путь в сказку»

Задачи:

1. Снять утомляемость, тревожность, речевые и мышечные зажимы;

2. Отработать позитивное взаимодействие детей друг с другом;

3. Развить воображение, координации движений и кинетические ощущения.

Цель: коррекция эмоционально-психологического напряжения (тревожности,

страхов, неврозов), мотивации преодоления внутреннего конфликта, реальных и

желаемых возможностей.

Ход занятия:

1. Подготовительный этап. Введение в игровую ситуацию. Ведущая встречает

детей. Оговариваются правила поведения в Сказочной стране.

2. Ритуал вхождения в Сказку. Символический переход из мира реального в мир

сказки. Игра «Волшебная палочка». Ведущая с помощью «волшебной палочки»

«превращается» в Добрую волшебницу, а дети оказываются в Сказочной

стране. (Паж.)

3. Игротерапия:

а) Игра «Как будем путешествовать?» приглашение мальчика-пажа. Дети

становятся друг за друга. Паж становится первым и задает групповой алгоритм

(поезд, самолет, машина и т.п.)

б) Игра «Заколдованное поле» (горячий песок – снег – зеленая трава –

опавшие листья – болото с тиной – чистая лужа, ручей – иголки – теплые

камни)

в) Игра «Туннель» (Дети по одному преодолевают «туннель»).

г) Игра «Преодолей гору». (Дети при поддержке ведущих перебираются

через препятствия).

д) Упр. «Дремучий лес» Дети пробираются через «воображаемые джунгли».

е) Игра «Встреча с Марьей-Искусницей» (Марья-Искусница загадывает

загадки и пальчиковые игры с речитативом).

ж) Этюд «Озеро». (Дети переправляются через озеро, показывая, как они

умеют плавать)

з) По ленточкам-дорожкам в «Страну Зеркалию»

1) Работа с пиктограммами;

2) Стихотворение про язычок.

и) Игра «Волшебная поляна». Дети заходят на одеяло. После

прикосновения «волшебной палочки» оно превращается в «волшебную поляну».

Дети натягивают одеяло на расстоянии 10-15 см от пола. Волшебница

предлагает детям по одному побывать на такой «полянке». Один или два

участника получают возможность «стать бутоном и покачаться на волнах».

к) Этюд «Розовое облако». Дети садятся на полянку, закрывают глаза,

слушают музыку. В это время сверху их накрывают розовой тюлью. Дети

открывают глаза, дотрагиваются до «облака». Облако превращается в розовый

костер радости, счастья, успеха.

л) Игра «Волшебные камушки». Добрая волшебница говорит о том, что

путешествия по Сказочной стране подходит к концу, и каждый участник в этой

стране может взять на память 3 волшебных камушка: один – для себя, второй –

для близкого человека, третий – для нашего Центра. Нужно загадать желание

для каждого камушка. Дети по ленточным дорожка идут за волшебными

камушками». Психологи отмечают в местах выбор по порядку детей. (1,2,3).

м) Этюд «Танец радости». Возвращение из Волшебной страны. Добрая

волшебница дотрагивается палочкой до детей.

н) Выход из сказки. Заключение. Дети под музыку выходят из зала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские

обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно.

Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей

ложатся на мать как потому, что она в состоянии отдать детям больше

времени, чем отец, так и потому, что по традиции она больше привыкла к

этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и

внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем

возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их

годы.

С годами, однако, значение этого непосредственного ухода утрачивает

нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько

определяются, продолжая нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут

уже не исключительно материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У

одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем

мать, у других - наоборот.

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и

назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто хочет

исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую

память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать

воспитание с самого себя.

Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и

искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда

жизни.

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей

мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и

любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно

только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал

человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка

во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова

и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях

воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка

постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним

права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку

возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны

забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а

всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к

человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой

личности.

Литература

1. "Введение в специальность" под ред. Л.И.Рувинцкого, М. 1988, С. 34-47.

2. "Внешняя среда и психическое развитие ребенка" под ред.Р.В.Тонковой-

Ямпольской. Москва. Медицина. 1999.

3. "Новая газета", №2, 8.06.1999, “Нарушаются права детей”.

4. "Советы родителям о воспитании детей" под ред А.П.Усовой Изд.АПН Москва

5. "Умом и сердцем: Мысли о воспитании" - 5-е - Политиздат, 1999.

6. “Психологическая газета”, №3(18) 1999, “Дети насилия”.

7. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 1999. С. 162, 237-

239.

8. Нечаева А. М. Брак. Семья. Закон – М., 1999

9. Аллан Фромм "Азбука для родителей" - Лениздат, 1999.

10. Бенджамин Спок. "Ребенок и уход за ним" Ленинград,

"Машиностроение"1998.

11. Гарбузов В.И. "От младенца до подростка" - С. - Петербург, 1999.

12. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13

января 1996 года N 12-ФЗ)

13. Захарова Л. "Дитя в очереди за лаской" - Москва, 1999.

14. Защита прав семей и детей в программе действий Президента Российской

Федерации на 1996-2000 годы "Россия: человек, семья, общество,

государство": Материалы научно-практической конференции. М.: "Юридическая

литература", 1997. С. 8-10, 18, 46.

15. Здравомыслова О., Арутюнян М. Российская семья на Европейском фоне. М.,

1999.

16. Информационный бюллетень Комиссии по вопросам женщин, семьи и

демографии при Президенте Российской Федерации. 1999. Вып.2. С. 68, 78.

17. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье.-М., 1999.

18. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.)

19. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1999.

20. Майдиков И.М. Основы социологии.-М., 1999.

21. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.-М., 1999.

22. Национальный доклад о положении в области народонаселения в Российской

Федерации в 1994-1998 годах. М., 1999. С. 6, 7, 14, 24.

23. Никитины Л.и Б. "Мы и наши дети" - Москва. 1999.

24. Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика,

благотворительная деятельность: Обзор Международного молодежного фонда.

1998. С. 9, 14, 15.

25. Рождественская М.В. "Будьте внимательны к детям" Киев. Радяньска школа,

1999.

26. Розин В.М. Судьба молодой семьи. - М., 1999.

27. Смирнова Е. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. Поволж.

фил. Рос. учеб. центра. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - С. 58, 69,

70, 75.

28. Сухомлинский В.А. "Письма к сыну" Москва, Просвещение. 1987г

29. Махов Ф.С. "Кого мы растим" - Москва, 1999.

30. Чечет Д.М. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” –

М., 1999.

31. Юридический словарь-справочник для населения – М., 1994.

-----------------------

[1] Смирнова Е. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. Поволж.

фил. Рос. учеб. центра. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - С. 58, 69,

70, 75.

[2] Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. -М.. 1993.-С. 98-102.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ