Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников
доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили
ребенку радость: "Учиться победно!".
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие
недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного
поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции"
ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").
-предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в
положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").
Знания положительной "Я-концепции" необходимо для каждого учителя.
Педагоги всего мира признают, что педагогические успехи определяются
положительной "Я-концепцией" учителя – его эмоциональной стабильностью,
способностью проявлять тепло и заинтересованность в судьбе ученика,
личностной зрелостью, социальной ответственностью.
III. Заключение.
Школа, в первую очередь начальная, признана стандартизировать
образование в раннем возрасте. Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о
мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об
окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно к нему
приспособленным. В какой бы среде он ни российский, он с оптимизмом смотрит
в будущее. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Лишь школа
может сделать из него неудачника.
Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными
личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение.
Они надеются добиться признания в школе и с новой верой рассчитывают
заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение
этого светлого детского оптимизма - самая серьезная проблема начального
обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если
ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью,
бедность, но и школу, и ее методы обучения.
Ребенок, у которого все складывалось достаточно удачно в первые пять
лет жизни, не сомневается, что и дальше все будет в порядке. Педагоги
знают, что уверенность эта может ослабеть, но не исчезнуть в течение еще
пяти лет, даже если учение не принесет удовлетворения. Тем не менее, если
ребенок то и дело терпит неудачи в течение первых пяти лет обучения, т.е.
от пяти до десяти лет, к десятилетнему возрасту от его уверенности в себе
не останется и следа, мотивация пропадает, и ребенок свыкается с
неудачами. Теперь он убежден в том, что не способен решать стоящее перед
ним проблемы. Он все больше отходит от поиска любви и самоуважения, на
ощупь пробираясь единственными, как ему кажется, оставшимися открытыми для
него путями – правонарушений и ухода в себя. И хотя успехи в школе все еще
возможны, шансы на их достижение с каждым годом становится все менее
вероятными(6,123).
Почему до поступления в школу ребенок чувствовал вкус успеха и
отличался оптимизмом? Успех сопутствовал ему потому, что он самостоятельно,
опираясь на свой разум справлялся с важными для него проблемными
ситуациями; оптимистом же он был потому, что жизнь его не была лишена
удовольствий, соответствующих его возрасту. Он все больше осознавал, что
хоть в жизни и встречаются трудности, их можно преодолеть.
Главное заключается в том, что даже если ему что-то и не удавалось,
никто не считал его неудачником.
Сообразительные дети скоро понимают то, что важно в школе, отнюдь не
совпадают с тем, что требуется в реальной жизни и приспосабливаются к
такому раздвоенному существованию. Однако многие приспособиться не могут.
По мере того, как наше общество становится более сложным, детям все труднее
уловить связь школы с жизнью, учащиеся чаще всего не могут успешно
адаптироваться в наше бурное время. И одним из условий успешной адаптации
в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником
внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей,
желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее
удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе –
завтрашний успех в жизни!
IV. Библиография.
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989-355.
2. Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.
М.:"Просвещение", 1983-96
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991-
169.
4. Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М.:"Просвещение",
1991-80.
5. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:"Просвещение",
1991-239.
6. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991-71.
7. Иванов К.А. Все начинается с учителя. М.:"Просвещение", 1983-175.
8. Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:"Просвещение", 1982-175.
9. Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. М.:"Новая школа ",
1993-72.
10. Кочетов А. И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.:
"Просвещение", 1986-160.
11. Невский Т. А. Трудный успех. М.:"Просвещение", 1981-126.
12. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация
авторов и издателей "ТАНДЕМ": "ГОСПЕДАТЕРСТВО", 1997-176.
13. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.
М.: "Владос", 1995-528.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное
образование", 1998-53.
15. Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.:
"Просвещение", 1960-140.
16. Смирнова Е. Э., Курлов В.Ф. Мир ребенка., Санкт-Петербург, 1997-50.
17. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. Киев, 1960-234.
18. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1972-254.
19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988-272.
20. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика",
1974-569.
21. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: "Педагогика", 1979-175.
22. Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование,
1990-№11, с.91
23. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших
школьников // Начальная школа, 1999-№10, с.31-32.
24. Быныкина С. Конфликты в школе - можно ли их избежать? // Воспитание
школьников, 1997-№2, с.14.
25. Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель – ученик". // Педагогика, 1998-
№6, с.46.
26. Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников,
1997-№2, с.42-43.
27. Энциклопедия психологических тестов. Под ред. А. Карелина. М.:
"Издательство АСТ", 1997-300.
28. Учителю о педагогической технике. Под ред. Л.И. Рувинского.
М.:"Педагогика", 1987-160.
Приложение № 1.
Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.
Проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали
учащиеся III-IV классов (изучено сто учеников) с целью определить
психическую подготовленность, уровень сформированности положительной
мотивации к учению. В исследовании была использована комплексная методика,
включающая анкетирование, наблюдение и беседы.
Вошли вопросы, связанные с отношением к школе, к урокам, к переменам, к
домашнему заданию, к учителю, к одноклассникам.
Интересно, все ли учащиеся с радостью спешат в школу? Всего 38%
учащихся радостно идут в свой класс, чаще всего это девочки (29%). Зато
хотели бы остаться дома 44% отвечающих детей, в том числе 30% мальчиков.
Как показали результаты опроса дошкольников, поступающих в первый
класс, 90% детей хотят идти учиться, рады предстоящей учебе в школе. Но, к
сожалению, почти половина через 3-4 года разочаровалась в своих ожиданиях.
Если бы вдруг в школе отменили все уроки, это понравилось бы далеко не
всем (21%, 10% мальчики). Зато половина опрошенных (43%, 26% девочек и 17%
мальчиков) не согласна с отменой уроков вообще, справедливо недоумевая: “А
чем же еще тогда в школе заниматься, если не уроками?” Многие ученики
говорят, что только на уроках получают “новые знания”, “много узнают”, и
даже “учатся думать”. Зато отвергают существующую в школе систему задавания
уроков на дом (70%). Парадоксально, наиболее активными противниками уроков
на дом оказались отличники; 33% учащихся согласны оставить домашнее
задание, но сократить его объем.
Если бы учитель объявил, что завтра можно не приходить в школу, это
приветствовали бы 47% учащихся. Среди опрошенных, возражающих против отмены
уроков (всего 27%) преобладали мальчики (18%). При этом они говорили: “Если
на уроке мне интересно, не надо его отменять; пусть отменят только
неинтересные уроки”.
46% учащихся поддерживают идею о том, чтобы в школе остались одни
перемены. Не согласны только 11% испытуемых.
Хотят замены своего учителя на другого, менее строгого и придирчивого,
62% учащихся. Не желают подобной замены 6%.
О школьных и классных делах с интересом рассказывают дома в семье и
друзьям во дворе 43% испытуемых. Не любят делиться впечатлениями 16% детей.
Почти половина (46%) опрошенных уверена, что у них в классе много
друзей, а у 2% вообще нет ни одного друга, подруги.
По всем этим данным уровень мотивации учебной деятельности заметно
занижен. Дети проявляют негативное отношение к учебе, к школе, к учителю.
Стоит задуматься.
Приложение № 2.
Отношение ребенка к обучению в школе.
Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей,
поступающих в школу, т.е. выяснить, если у них интерес к обучению.
Отношения ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками
готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не
готов ребенок учится в школе. Даже если все в порядке с его познавательными
процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в
совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к
обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков
психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет
принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых
месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится.
Имеется в в иду желание приобретать новые знания, полезные умения и
навыки, связанные с освоением школьной программы.
Правильным и полным, заслуживающим оценки в один балл, считается только
достаточно развернутый, вполне убедительный ответ, не вызывающий сомнения с
точки зрения правильности. Если ответ односторонний и неполный, то он
оценивается в 0,5 балла. Неверным считается ответ, в котором нет намека на
приобретение полезных знаний, умений, навыков. Если же ребенок отчасти уже
ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к
нему добавить, то он получает 0,5 балла.
С учетом оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к
обучению в школе является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы
набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться
ребенок, набравший от 5-8 баллов. Не готовым, если сумма баллов составила
менее 5.
Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия
вопросов:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем обычно занимаются в школе?
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашнее задание?
8. Зачем нужно выполнять домашнее задание?
9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно
соответствует смыслу вопроса. Для того, чтобы считаться готовым к обучению
в школе, ребенок должен дать правильные ответы на обсалютное большинство
задаваемых ему вопросов: Если полученный ответ недостаточно полный или не
совсем точный, то надо задать дополнительные, наводящие вопросы и только в
том случае, и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать
окончательный вывод об уровне готовности к обучению.. Прежде чем задавать
тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок
правильно понял поставленный перед ним вопрос.
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой
методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти
в школу, если правильные ответы получены, как минимум, на половину всех
заданных вопросов.
Приложение № 3.
Взаимоотношения “учитель-ученик”.
(па материалам исследований центра
социальной адаптации школьников)
Опрос проводился среди учителей и учеников одного из районов г.Москвы.
Задача проведенного исследования – выявить расхождения в отношениях
учителей и учащихся на некоторые аспекты школьной жизни.
Школа и жизнь. Как складывается жизнь ребят в школе на пороге
самостоятельности, с каким багажом они выходят в путь. Большинству он
кажется достаточно предопределенным: учиться в институте (95%). Однако
большинство опрошенных не озаботились выбором ВУЗа: лишь 52% смогли указать
направление своих устремлений.
Психолого-педагогические исследования показывают, что способность
представлять себе свое будущее – залог положительного развития личности.
Замкнутость на сегодняшнем дне равноценна бесперспективности,
беспомощности, растерянности, зависимости от случая. Далеко не все
выпускники готовы принять самостоятельное решение, касающееся ближайшего
будущего, и школа делает для этого мало. Школа нацелена на умственное
развитие детей.
Среди любимых дисциплин учащихся реже встречаются предметы
естественнонаучного цикла. А ведь они знакомят с окружающей
действительностью, способствует развитию познавательной активностью,
способствует развитию познавательной активности, творческого мышления. Но
почти все подростки претендует на звание “думающего” человека. Педагогам
стоит задуматься, насколько они сами творческие люди, какова их задача в
обучении: добиться интенсивного поглощения знаний, или развивать более
активные процессы? Может быть, нежелание учиться, отсутствие
любознательности на самом деле являются не предпосылкой, а продуктом их
собственной работы?
Сотрудничество или противостояние?
По мнению ребят, главное требование учителей к ним – это
дисциплинированность и послушание. Хороший ученик – послушный,
исполнительный, вежливый, скромный, отзывчивый, общительный, не думающий,
не имеющий собственного мнения, услужливый, не мешающий работать. Вторым
качеством называли прилежание, внимательность, работоспособность,
старательность, на третьем месте – способность, понятливость, ум,
сообразительность, самостоятельность.
Здесь же можно упомянуть и интерес к предмету, и желание учиться.
Получается, что ребята неправильно оценивают ожидания педагога, не понимают
его требования. Возможно ли сотрудничество на этой основе?
Противостояние проявляется и в отношении к отметкам. По мнению ученика,
отметка оценивает: знания, отношение учителя к ученику, средний уровень
успеваемости в классе и в последнюю очередь способности ученика. Некоторые
учащиеся считают, что отметки бывают несправедливые и используются как
способ давления. В то же время учителя уверены, что они используют отметку,
как стимул индивидуального развития учащихся, как поощрение или наказание,
ориентир для достижений.
Отчего теряется интерес к учебе? Школьники не хотят учиться, они
считают, что их кто-то должен увлечь. Уклоняясь от развития интереса к
знаниям, к процессу познания, педагоги занимаются тренировкой памяти и
послушания. Поэтому не происходит развития личности.
Довольно большая часть ребят признают, что школа деформирует их;
некоторые утверждают, что за ее пределами они становятся совсем другими
людьми. Какими видят себя выпускники? Способными, жаждущими деятельности,
проявляющими интерес к знаниям, общительными.
Некоторые выпускники признались, что у них нет достаточных способностей
для успешной учебы, столько же не хотят ничего делать, в том числе учиться,
и предпочитают уйти в себя (защитная реакция)- держаться ото всех подальше,
никому не раскрывать душу, чтобы добиться успеха.
Школьные радости. На вопрос: “Что вас радует в школьной жизни?” – были
получены ответы: общение с друзьями, каникулы, перемены, успехи в учебе,
любые предметы, когда все получается на уроке. Вопрос о радостях несет в
себе не только общую оценку микроклимата, он выявляет направления
дальнейшего совершенствования. Можно осуждать желание ребят общаться на
уроке, но можно задаться вопросом: почему оно приносит ущерб. А что если
найти способ объединять их в небольшие группы с целями обучения?
Учащиеся высказывают довольно много критических замечаний в адрес
учителей. Почти треть опрошенных не считают их интересными людьми, половина
пишут, что учителя не умеют делать уроки привлекательными, больше половины
не убеждены, что учителя хотят понять ученика. И в то же время столько же
ребят заявляют, что у них есть любимая учительница.
За что же любят педагогов. За добрый характер, человеческие качества,
за умение заинтересовать предметом. За способность понять, за простое и
доброжелательное отношение!
Приложение № 4.
Эмоциональное поглаживание.
Бунтующий ребенок заставляет учителя как-то анализировать собственные
действия, продумывать собственные действия, продумывать способы выхода из
конфликта. А если ребенок молчит, ушел в себя? Тогда очень плохо. Как
работать с “сомневающимися”? Приемов много. Я остановлюсь на наиболее
интересном.
Эмоциональное поглаживание. Учитель с легкостью раздает комплименты. За
один урок говорит раз двадцать “молодец”, тридцать раз – “умница” и раз
десять “Ребятки, я горжусь вами”. Не грозит ли это девальвацией похвалы?
Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и
перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить.
Так подсказывает здравый житейский смысл.
Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте
разберемся: “молодец”, “умница” – это что: только похвала? А может быть,
это констатация факта. Может быть, ребенок потому и старается, что поверил
учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку?
Да, я “молодец”, да, я “умница”. Я заслужил эти слова, и все время буду
доказывать, что я “молодец!” Может быть такая логика школьника, которому
именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю, вполне допустимо.
Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, протянуть
ему на ладони свое обнаженное сердце, открытое для добра и сочувствия – это
и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием.
Прием “Ожидание лучших результатов”.
Этот прием педагогического воздействия назван – ожидание лучших
результатов. Что он может дать отстающему в учении школьнику?
Отстающий ученик, как правило, глубоко переживает свою неуспеваемость.
И это не случайно. Неуспеваемость обычно отрицательно сказывается на
отношении к нему учителей, товарищей и родителей. Неуспеваемость вызывает у
школьника плохое настроение и нередко потерю уверенности в собственные
силы. Появляется опасная ситуация: у школьника намечается тенденция к
ухудшению успеваемости, а у учителя возникает предупреждение, что
неуспеваемость – неотъемлемое качество данного ученика.
При таких условиях прием “Ожидание лучших результатов” может
активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы.
Сущность приема состоит в том, что учитель в подходе к слабому,
неуспевающему ученику прямо или косвенно, т.е. своим отношением,
определенными поступками, выражает уверенность в его возможности заниматься
лучше. Проявляя доброжелательное отношение к ученику, мы тем самым
пробуждаем положительное отношение школьника к учению.
В силу каких закономерностей данный прием оказывает положительное
воздействие на личность школьников? Во-первых, для ученика взаимоотношения
с учителем имеют огромное значение. Следовательно, положительная оценка его
взаимоотношений открывает перед ним радостную перспективу. Слова учителя
воодушевляют учащегося, помогают поверить в собственные силы.
Во-вторых, данный прием содействует изменению низкой самооценке
школьника. Как известно, один из факторов формирования самооценки – это
объективная оценка личности теми людьми, с которыми человек общается.
Большую роль играет оценка учителем возможностей ученика. В приеме
“Ожидание лучших результатов” проявляется уважение учителя к личности
ученика.
Передовые педагоги: используют его не только применительно к повышению
успеваемости школьника, но и к усвоению им моральных норм, формированию
полезных привычек.
Приведем пример успешного использования данного приема. “Как Витя стал
хорошим учеником. Витя относился к слабым ученикам. В первом полугодии у
него преобладали тройки, знания были слабые. Разговоры об успеваемости и
посещаемости были ему неприятны, поэтому он отвечал раздраженно, когда
беседа касалась этой темы.
Учитель искал способы повлиять на ученика. На уроках химии и биологии
он старался активизировать Витю, требуя, чтобы он все записывал. Когда Витя
отвлекался, он задавал вопрос и, если он не отвечал, учитель советовал ему
быть внимательнее. На одном уроке Витя ответил лучше обычного. В
присутствии всех учитель сказал, что он может поставить не больше тройки,
но я уверен, что ты можешь учиться на четыре и даже пять!
Через два урока вызвал к ответу Витю. Поставив четыре, он вновь
подчеркнул, что Витя может хорошо заниматься. На последующих уроках он
часто обращался к Вите. Витя стал серьезно готовиться. Получая хорошие
отметки по биологии, он стал лучше заниматься и по другим предметам.
Перестал пропускать уроки”.
Приложение № 5..
Измерение мотивации достижения.
Модификация теста – опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации
достижения (Т.М.Д.), предложенная М. Ш. Магомед – Эминовым. ТМД
предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности:
мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом
оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемых доминирует. Методика
применяется для исследовательских целей при диагностики мотивации
достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой
опросник, имеющий две формы – мужскую (А), и женскую (Б). Инструкция: "
Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а
также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить
степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте
следующую шкалу:
+3 полностью согласен
+2 согласен
+1 скорее согласен, чем несогласен
0 нейтрален
-1 скорее несогласен, чем согласен
-2 несогласен
-3 полностью несогласен
Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или
несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения
поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия. Давайте тот
ответ, который первым приходит к вам в голову. Не тратьте время на его
обдумывание.
При обработке результатов произведите подсчет баллов по определенной
системе, а не анализ содержания отдельных ответов. Результаты теста будут
использованы только для научных целей, и дается полная гарантия о
неразглашении полученных результатов. Если у вас возникают какие-то
вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к
работе" .
Тест - опросника (форма А).
1. Я больше думаю о получении хорошей оценке, чем опасаюсь
получения плохой.
2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне
задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем
трудиться над ним в одиночку.
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что
смогу их решить, чем за легкие, в решении которых сомневаюсь.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и
в успехе которого я уверен, чем трудное дело, к котором
возможны неожиданности.
5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все
силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у
меня может хорошо получиться.
6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены
и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в
которой я должен сам определять свою роль.
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем
художественной.
8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи
в нем равна 50 %, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству
людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны
не многим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже
если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в
развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где
все участники приблизительно равны по своим возможностям.
13. В свободное от работы время я овладеваю техникой какой-нибудь
игры скорее для развития своего умения, чем для отдыха и
развлечений.
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю
нужным, пусть даже с 50 % риска ошибиться, чем делать его,
как мне советуют другие.
15. Если бы мне пришлось выбирать, то я бы скорее выбрал бы
работу, в которой начальная зарплата будет 1500 рублей и
может остаться в таком размере неопределенное время, чем
работу, в которой зарплата равна 1300 рублей и есть
гарантия, что не позднее, чем через 5 лет я буду получать
более 5000 рублей.
16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на
один.
17. Я предпочитаю работать не щадя сил, пока не получу полного
удовлетворения от полученного результата, чем стремиться
закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением.
18. На экзамене я бы предпочел конкретные вопросы по пройденному
материалу, вопросам, требующим для ответа высказывания своего
мнения.
19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая
вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть
большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшается,
но и существенно не улучшается.
20. после успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением
вздохну ("пронесло"), чем порадуюсь хорошей оценке.
21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел,
то скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о
том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о
том, как правильно его решить.
23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь
за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.
24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и
энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
25. Если есть сомнения в успехе какого-нибудь начинания, то я
скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное
участие.
26. Когда я берусь за трудное дело, я больше опасаюсь, что не
справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получиться.
27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда
несу личную ответственность за свою работу.
28. Мне больше нравиться выполнять сложное незнакомое задание,
чем то, в успехе которого я уверен.
29. Я работаю продуктивнее над заданиями, когда мне конкретно
указывают, что и как выполнять, чем тогда, когда передо мной
ставят задачу лишь в общих чертах.
30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим
удовольствием взял бы еще раз решить аналогичную задачу, чем
перешел бы к задаче другого типа.
31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и
азарт, чем тревога и беспокойство.
32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем
пытаюсь их реально осуществить.
Тест – опросника (форма Б).
1. Я больше думаю о получение хорошей оценке, чем опасаюсь
получения плохой.
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что
смогу их решить, чем за легкие, которые знаю как решать.
3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в
успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны
неожиданности.
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все
силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может
хорошо получиться.
5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и
зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна
определять свою роль.
6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи,
чем надеждой на успех.
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе
развлекательного жанра.
8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи
равна 50 %, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству
людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны не многим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже
если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. после успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением
вздохну ("пронесло"), чем порадуюсь хорошей оценке.
12. Если бы я собрался играть в карты, то скорее
сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.
13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где
все участники приблизительно равны по своим возможностям.
14. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и
энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость,
успехи.
16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение
и беспокойство, чем интерес и любопытство.
17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя
оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное, которое обычно
хорошо выходило.
18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем
стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень
увлекательное.
19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела,
вместо того, чтобы выполнить быстро за это же время два- три других.
20.Если бы я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую
время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и
поработать.
21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы
решили бы устроить вечеринку, то я предпочла бы сама организовать ее, чем
допустить, чтобы это сделала какая-нибудь другая девушка.
22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-нибудь
за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.
23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и
азарт, чем тревога и беспокойство.
24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не
справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получиться.
25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу
личную ответственность за свою работу.
26. Мне больше нравиться выполнять сложное незнакомое задание, чем
то, в успехе которого я уверена.
27. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим
удовольствием взял бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к
задаче другого типа.
28. Я работаю продуктивнее над заданиями, когда передо мной ставят
задачу лишь в общих чертах, чем тогда, когда мне конкретно указывают, что и
как выполнять.
29. Если при выполнении важного дела я допускала ошибку, то чаще
теряюсь и впадаю в отчаяние, вместо того, чтобы быстро взять себя в руки и
попытаться исправить положение.
30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем
пытаюсь их реально осуществить.
Процедура подсчета суммарного балла.
Для определения суммарного балла необходимо пользоваться следующей
процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты опросника ( отмечены знаком
"+" в ключе ) приписываются баллы на основе следующего соотношения.
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
+
1 2 3 4 5 6 7
Ответам испытуемых на обратные пункты опросника ( отмечены в ключе
знаком "-" ) приписываются баллы следующим образом.
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
-
7 6 5 4 3 2 1
Ключ к мужской форме: +1,-2,+3,-4,+5,-6,+7,+8,+10,-11,-12,+13,+14,-15,-
16,+17,-18,+19,-20,+21,-22,-23,+24,-25,-26,-27,+28,-29,-30,+31,-32.
Ключ к женской форме: +1,+2,-3,+4,-5,-6,+7,+8,-9,+10,-11,-12,-13,+14,-
15,-16,+17,-18,+19,-20,+21,-22,+23,-24,-25,+26,-27,+28,-29,-30.
На основе подсчета суммарного балла определяют какая мотивационная
тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуемых,
участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы:
верхние 27 % выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние
27 % - мотивом избегания неудачи.
Приложение № 6.
Тест – опросник " Оценка настроения ".
Тест привлекает краткостью, простой формой вопросов и ответов. В этом
опроснике предлагается 21 вопрос, на которые следует ответить из 3
вариантов: "да", "нет", "наоборот" ( противоположное чувство). По ответам
составляется мнение том, какое настроение преобладает в момент
обследование: обычное, эйфорическое или негативное.
Оценка результатов: проводиться по следующим критериям.
Настроение: 9 баллов-20 ответов «нет»; 8 баллов-19 ответов «нет»; 7
баллов- 18 ответов «нет»; 6 баллов-16-17 «нет»; 5 баллов-13-15 «нет»; 4
балла-10-12 «нет»; 3 балла-8-9 «нет»; 2 балла-6-7 «нет»; 1балл-5 и менее
ответов «нет».
Негативное состояние: ответы «да» в вопросах 2,3,4,5,7,9,10,11,
14,15,18,19,20; ответы «наоборот» в вопросах 1,6,8,12,16,17. Чем меньше
указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов-1-2 ответа; 8 баллов-3; 7
баллов-4; 6 баллов-5-6; 5 баллов- 7-8; 4 балла-9-10 ответов; 3 балла- 11-13
ответов; 2 балла – 14-15 ответов.
Состояние эйфории: ответы «да» в вопросах 1,6,8,12,16,17; ответы
«наоборот» в вопросах 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20. Чем больше
указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно
восторженная оценка событий ): 9 баллов-6ответов и ниже; 8 баллов – 7; 7
баллов -8-9 ответов; 6 баллов – 10-11; 5 баллов – 12-13; 4 балла – 14-15; 3
балла – 16-17; 2 балл – 18-19; 1 балл – 20 ответов и более.
Вопросы:
1. Чувствую себя бодро.
2. Другие учащиеся очень мне надоели.
3. Испытываю какое-то тягостное чувство.
4. Скорее закончились бы занятия.
5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.
6. Состояние такое, что готов горы свернуть.
7. Оценка, полученная мною, вызывает чувство неудовлетворенности.
8. Удивительное настроение: хочется петь, плясать, целовать от радости
каждого кого вижу.
9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно,
сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного
поступка.
10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне неудачными.
11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.
12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.
14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом».
15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».
16. Все люди мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все
они без исключения мне симпатичны.
17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко и доступно.
18. Мое будущее мне кажется очень печальным.
19. Бывает хуже, но редко.
20. Не верю даже самым близким людям.
21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются
как приятная музыка.
Приложение № 7.
Опрос преподавателей.
Ф.И.О.
Предмет.
1. Какое значение, по вашему мнению, имеет создание ситуаций успеха
в учебно-воспитательном процессе?
2. Перечислите виды ситуаций успеха.
3. Назовите фамилии авторов, рассматривающих вопрос о создании
ситуаций успеха в учебном процессе.
4. Находят ли отражение ситуации успеха в вашей педагогической
деятельности? Каким образом?
5. При помощи каких приемов учитель может сформировать интерес у
учащихся к учебному процессу?
Страницы: 1, 2, 3
|