Рефераты
 

Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении предмета Хранение плодов и овощей

материала. Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением

ошибок. Важное значение для обучения и воспитания учащихся имеет анализ

контрольных работ, выполненных на «9» и «10», с точки зрения полноты и

оригинальности предложенного решения или ответа. [9]

Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная

работа, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка.

Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического

контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не

велики по объёму, содержат задания в основном по теме учебного занятия.

Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном

занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа

обычно больше по объему и времени её выполнения. Широкое применение

получили самостоятельные работы с дидактическим материалом. Своеобразие их

в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каждого

учащегося.

Диктанты (предметные и технические) широко используются для текущего

контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к усвоению и применению

нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение

изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для

диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на

которые можно очень кратко записать ответ. Часто содержание диктантов

заранее записывается на магнитофон иногда по вариантам. При этом

преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всей группы,

предупреждает списывание.

Рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они

не только позволяют систематизировать знания учащихся, проверить умение

раскрыть тему, но играют особую роль в формировании мировоззрения. В

процессе подготовки реферата учащийся мобилизирует и актуализирует

имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для

раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко выясняет

свою жизненную позицию. При проверке этих работ обращает внимание на

соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность

изложения, самостоятельность суждений.

Наряду с аудиторными письменными работами используют и домашние

контрольные работы, над которыми учащиеся работают несколько дней (10-15),

так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной

программы. Выполнение их требует серьезной самостоятельной работы с книгой

и другими материалами.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные

цели обучения учащихся в средних специальных учебных заведениях – не только

усвоение ими определенной системы знаний, но главным образом формирование

профессиональной готовности решать практические производственные задачи.

Такая готовность определяется степенью сформированности системы умений и

прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как

учащиеся умеют применять полученные знания на практике, на сколько они

овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В

процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятое

решение, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений,

т.е. одновременно с проверкой осуществляется проверка знаний.

Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических

предметов, но наиболее широко – специальных дисциплин, на лабораторных и

практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при

прохождении производственной практики.

Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания:

провести различные измерения, осуществить сборку, разборку, наладку машин и

механизмов, определить причины не исправности, настроить прибор,

разработать техническую документацию, изготовить конкретное изделие,

выполнить практическую работу, проанализировать производственную ситуацию,

поставить эксперимент и т.д.

Например, на лабораторных и практических работах преподаватель имеет

возможность проверить не только знание теоретических положений, необходимых

для выполнения заданий. В процессе наблюдения за ходом таких работ –

последовательностью, самостоятельностью, уверенностью в действиях –

выявляется сформированность умений обращаться с приборами, производить

измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать

выводы, оформлять отчет о проделанном.

Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи

(технологические, диагностические, экономические, педагогические и др.),

деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной

характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить

уровень готовности учащегося к практической деятельности, сформированность

таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение,

сравнение, перенос знаний, использование знаний в нестандартных ситуациях.

Практическая проверка – это ведущий метод контроля в период

производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется

как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности,

так и по её результатам. Основные критерии, по которым оценивается

деятельность учащихся, следующие: правильность применения приемов работы,

рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных

норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование

оборудование и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень

самостоятельности при выполнении задания).

За последние годы значительно активизировалась работа по

совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к

применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения, а

также опроса с помощью контролирующих устройств и комплексов, позволяющих

иметь регулярную «обратную связь» от обучаемых к обучающему. [1]

Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест

состоит из двух частей – задания и эталона. Задание выдается учащимся для

выполнения, эталон представляет собой образец правильного и

последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося,

можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме

ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках-

заданиях. Правильность ответа можно проверить двумя способами: с помощью

машинного и безмашинного контроля.

При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее

устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного

критерия выдаёт оценку.

При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий тоже

кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных

приспособлений – шаблонов.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах

аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого

контроля - –ограниченность применения: с его помощью можно проверить только

репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его

воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего

контроля.

Несмотря на большое разнообразие характера заданий, применяемых при

стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно свести к

двум основным типам вопросов: к избирательным, основанным на таких видах

деятельности учащегося, как узнавание, припоминание, и конструируемым,

основанным на припоминании и дополнении.

Наибольшее применение в связи с простатой анализа и легкостью технической

реализации ввода ответов в контролирующие устройства получили избирательные

задания. К каждому вопросу подобного задания предлагается несколько ответов

на выбор, учащийся должен найти среди них правильный. Среди избирательных

заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного

выбора.

Альтернативные задания применяю в тех случаях, когда на предложенный

вопрос учащийся должен ответить «да» или «нет». В связи с большой

вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже

других избирательных заданий.

Задания множественного выбора предполагают выбор одного ответа из

нескольких (пяти-шести). Среди них могут быть и такие: «не знаю», «нет

правильного ответа». Эти задания широко применяют в связи с тем, что ответы

на них могут быть введены в современные технические средства обратной

связи. Большинство контролирующих устройств, применяемых в средних

специальных учебных заведениях, рассчитаны на задания именно такого типа.

Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставления, состоят в

установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими

ответами, записанными в произвольном порядке.

Задания с конструируемыми ответами выполняется путем внесения дополнений,

формул, определений и т.п. В тексте заданий имеются соответствующие

пропуски, куда учащиеся записывают ответы в словесной формальной, числовой

форме. Тестовый контроль в силу своей ограниченности не позволяет проверить

развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую

деятельность учащегося, уровень его развития, логику профессионального

мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с

устной, письменной и практической проверкой знаний, умений и навыков. [ 6 ]

Совокупность названных методов контроля позволяет получить достаточно

точную и объективную картину состояния обучения учащихся.

2. Система видов и методов контроля знаний учащихся при изучении

учебной дисциплины «Технология хранения плодов и овощей»

Одним из существенных моментов в организации обучения является контроль

за знаниями и умениями учащихся. От того, как он организован, на что

нацелен существенно зависит содержание работы на уроке, как всей группы в

целом, так и отдельных учащихся. Вся система контроля знаний и умений

учащихся должна планироваться таким образом, чтобы охватывать все

обязательные результаты обучения для каждого учащегося. Одновременно в ходе

контроля надо дать учащимся возможность проверить себя на более высоком

уровне, проверить глубину усвоения материала. В ходе изучения темы

преподаватель проверяет результаты обучения путем проведения текущих

самостоятельных работ, устного опроса, контрольных работ и других форм

контроля.

Система контроля знаний включает в себя следующие этапы:

-определение целей контроля;

-разработка содержания контрольных заданий;

-выбор организационных форм контроля, адекватных его целям и содержанию;

-разработка порядка и процедуры предъявления учащимся контрольных заданий

и их выполнения (методов контроля);

-разработка критериев оценок результатов выполнения контрольных заданий и

требований к их анализу;

-предъявление учащимся заданий и выполнение их;

-анализ и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

Все выше перечисленные этапы должны быть взаимоувязаны между собой.

При разработке целей контроля изучения учебного предмета следует

ориентироваться на учебную программу.

Если определяются цели контроля всего обучения, необходима прямая

ориентация на требования квалификационной характеристики.

Разрабатываемые контрольные задания должны соответствовать целям контроля

и содержания обучения.

Контрольные задания по характеру познавательной деятельности могут быть

репродуктивными и продуктивными, чтобы обеспечить полноту контроля.

Целесообразно гибкое сочетание устного, письменного, текстового и других

традиционных методов контроля.

Основным требованием для разработки критериев оценок является их

адекватность целям и содержанию контроля. При репродуктивной проверке

используются следующие качественные показатели оценок: полнота,

систематичность, обобщенность, прочность, действенность знаний.

При продуктивной проверке применяются такие показатели: правильность

решения задачи, полнота, самостоятельность решения, обоснованность выбора

его варианта.

По предмету «Технология хранения плодов и овощей» применяется

предварительный, текущий, рубежный и итоговый контроль.

Предварительный и текущий контроль обеспечивает оперативное управление

учебой и ее корректировку.

Рубежный и итоговый контроль предусматривает проверку знаний по

завершении отдельных этапов обучения и ориентирован на оценку его конечных

результатов.

Рубежный контроль завершает изучение отдельной темы или раздела «Хранения

плодов и овощей».

Для итогового контроля завершающим этапом является весь предмет.

Учитывая сложность предмета, отсутствие необходимой литературы и

трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении данного предмета,

контроль знаний стараемся разнообразить, включая в него элементы игровых

ситуаций.

Отсюда перед преподавателем встает задача – сделать урок интересным, не

только хорошо учить, но и умело выявлять результативность обучения.

Главное при овладении предметом «Хранение плодов и овощей» – это не

конспекты, которые надо заучивать, а самостоятельная мыслительная

деятельность учащихся. Урок без самостоятельной работы – это урок

вчерашнего дня. В этих целях большое значение уделяем предварительному

контролю знаний, т.е. изучению учебного материала на уроке. В таких

ситуациях на уроке работают все – иначе нельзя. Преподаватель после

объяснения каждого вопроса дает задание учащимся, которое они должны

выполнить письменно на уроке. Ответы проверяются. Примером такого контроля

служит программированный безмашинный опрос.

Задание содержит пять вопросов. Оно может быть роздано учащимся или

спроецировано на доску через графопроектор «Лектор-2000». Время на решение

– 5 минут. Через указанное время преподаватель спрашивает, все ли сделали

задания. Через графопроектор на доске устанавливается правильный ответ.

Каждый проверяет себя или сосед – соседа. Выявляется кто ошибся, причины

ошибок. Если ошиблись многие, то преподаватель сам еще раз помогает уяснить

правильное решение. (приложение 1)

Кроме письменных ответов на этом этапе можно провести и устную проверку

усвоения. В этом случае преподаватель просит поднять руку тех, у кого ответ

содержит все пять пунктов, затем 4, 3, 2-1, . И если в ответах учащихся

преобладают всего 3-2 пункта, то это позволяет предполагать недостаточность

усвоения материала, просчета преподавателя. После изложения всей темы урока

можно провести и фронтальный опрос. Если ответы правильны и быстры (а среди

вызванных есть и слабые учащиеся), то это позволяет предполагать хорошее

усвоение материала на уроке. (Аналогичное задание можно разработать и по

любой теме или отдельному вопросу темы). Предварительный контроль занимает

мало времени, выявляет отстающих и недостатки преподавателя.

Конечно, приемы предварительного контроля еще не выявляют глубины и

полноты знаний. Но они и не предназначены для этого. Их цель – выяснить

знание и понимание изложенного основного материала у всех учащихся при

минимуме затрат времени. Использование приемов создает атмосферу, при

которой нельзя не работать, такой стиль занятий, когда выявление

результативности в ходе урока и в конце его становится само собой

разумеющимся, превращается в потребность. Педагогу важно и интересно знать

достигнутое на самом уроке. Это позволяет понять свои сильные и слабые

стороны. Главное здесь в том, что создается стиль работы: объяснение

материала – его применение / самостоятельная работа / - всеобщая проверка.

Проверка усвоения знаний учащимися на уроке позволяет усилить их

познавательную деятельность. Оценка работы учащегося по усвоению нового

материала – это не просто отметка, а важнейший стимул для активной работы

учащегося на протяжении урока.

Выбор методов контроля усвоения знаний определяется особенностями темы,

возможностями учащихся, наличием времени для их применения.

Но преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и

времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную

деятельность учащихся, все время поддерживать обратную связь.

Текущий контроль используется для повторения изученного материала. Он

обычно является частью комбинированного урока. Применяемые методы контроля

разнообразны.

По разделу «Болезни плодов и овощей при хранении» нами разработаны

контрольные карточки, которые уже в готовом виде раздаются учащимся. В

течении 5 минут учащиеся должны дать характеристику той или иной болезни

плодов и овощей указанной в карточке. Такие карточки-задания позволяют за

непродолжительный период времени узнать глубину знаний учащихся по данному

разделу. (приложение 2)

При текущем контроле можно провести и письменный опрос студентов по

карточкам-заданиям разного уровня сложности. Это предоставляет студентам

альтернативу выбора ответа, они сами решают к какому уровню знаний себя

отнести и самостоятельно себя оценить. ( приложение 3)

При повторении темы «Технология хранения капусты белокочанной» все

учащиеся восстанавливают по памяти опорный конспект и сдают преподавателю.

Один из учащихся готовит опорный конспект на доске и раскрывает устно его

содержание. Опрос при этом занимает не более 15 минут. Далее преподаватель

используя схему, беседует с учащимся по вопросам темы.(приложение 4).

Можно провести и устный опрос. Как одну из разновидностей устного опроса

мы используем проверочную беседу. Эффективность метода проверочной беседы

обеспечивается активным участием всех учащихся в рассмотрении каждого

поставленного перед ними вопроса. При беседе с группой целесообразно

разрешать другим учащимся другим учащимся задавать вопросы отвечающему,

дополнять и исправлять его ответ. В результате содержащиеся в вопросах

преподавателя мыслительные задачи решаются более качественно. Но беседой

руководить сложнее, чем обычным опросом. Важнейшее условие при этом –

соблюдение намеченного содержания и плана. Необходимо отметить, что беседа

требует больших затрат времени. К проверочной беседе предъявляется ряд

требований: логическая связь с предшествующими вопросами и темой беседы в

целом при прочной опоре на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт;

определенность содержания и четкость формулировки вопросов; побуждение

учащихся к активной мыслительной работе. Одно из основных требований к

проверочной беседе, вытекающее из важнейшей функции методов обучения в

целом, - выделение существенного из предъявляемого учебного материала.

Эффективность проверочной беседы в значительной степени зависит от

содержания и характера задаваемых вопросов, зависимости от конкретных целей

и задач урока.

Опрос может быть проведен и в виде письменной контрольной работы,

включающей в себя репродуктивные и продуктивные задания / теоретические

вопросы и задачи /.

Письменные контрольные работы имеют ряд преимуществ по сравнению с

проверочной беседой. В них легче обеспечить единство требований. Конкретная

письменная работа наиболее экономная по времени форма контроля знаний,

позволяющая за одно занятие установить качество знаний учащихся по целой

теме или даже по разделу программы. Наряду с этим письменные работы имеют и

ряд недостатков. Они не обладают такой гибкостью, как беседа, слабее

контакт преподавателя с учащимися. Письменая контрольная работа требует

большого напряжения сил учащихся, так как письменное изложение материала в

большинстве случаев сложнее, чем устное. В такие работы мы включаем вопросы

и задачи разного характера. Тексты заданий обычно составляем в двух-трех

вариантах с таким условием, чтобы они по возможности наиболее полно

охватывали всё содержание изученного материала. ( приложение 5 )

Наряду с традиционными методами контроля знаний в последнее время широкое

распространение получили элементы программирования. Так называемые методы

«безмашинного программирования контроля» применяем и мы на уроках хранения

плодов и овощей после изучения отдельных тем . Это дает возможность

сократить время на проверку, охватывая при этом значительный объем учебного

материала, сосредоточить внимание учащихся на главном, упростить порядок

получения ответов.

Подготовка материала к такому опросу занимает у преподавателя много

времени, но опрос длится не более 10 минут.

Разрабатывается 4-6 вариантов карточек программированного безмашинного

опроса, каждая из которых содержит 6 вопросов и 18 ответов. Выбрать

необходимо шесть правильных. Учащимся раздаются карточки, на которых они

делают отметки правильных ответов карандашом. К каждому варианту

предусмотрена карточка-шаблон. Закончив работу, учащийся у стола

преподавателя наложением ее на карточку задание определяет количество

правильных ответов. Учащиеся такую работу выполняют с большим интересом.

(приложение 6)

Но комбинированный урок не единственная форма учебной работы по “Хранению

плодов и овощей”. Важную роль занимают такие формы, как семинарские занятия

и деловые игры.

На семинарских занятиях осуществляется рубежный контроль знаний по

отдельной теме. По хранению плодов и овощей они проводятся в виде семинара-

беседы и семинара практикума.

На семинаре –беседе учебный материал темы делится на небольшие части, по

которым учащимся раздаются вопросы . Это своеобразные семинары, на них нет

традиционных письменных докладов. Учащиеся самостоятельно готовят материал

и в ходе беседы поочередно обсуждают ответы на поставленные вопросы. В

заключении преподаватель подводит итоги, обобщая знания и умения учащихся,

оценивает уровень их подготовки.

Суть семинара-практикума в составлении нестандартных вопросов и

производственных ситуаций в целом по теме.

Вопросы раздаются учащимся заранее. В результате тема изучается глубоко

и всесторонне. ( приложение 7)

Традиционным элементом практических занятий является проверка готовности

группы к самостоятельному выполнению практического задания. Проводится она

с использованием различных методов контроля: устный опрос с элементами

деловой игры, программированный опрос, опрос с использованием ТСО (

графопроектор «Лектор-2000»).

Занятия по предмету по некоторым темам программы проводим в виде деловых

игр. При этом оценку правильности решения дают в первую очередь сами

участники игровых ситуаций, так как от верного решения своих вопросов

другими зависит правильное решение каждого. Деловые игры требуют серьезной

подготовки от преподавателя. Прежде всего преподаватель должен четко

определить учебную цель, т.е. какие знания, умения и навыки должны быть

сформированы, затем выбрать подходящую производственную ситуацию.

Деловая игра приближает учащихся к профессиональной обстановке.

(приложение 8)

Опрос в виде соревнования проводится после изучения программы второго

курса по хранению продукции. Преподаватель заранее готовит вопросы и

раздает учащимся. При этом предупреждает, что ответы должны быть предельно

краткими и конкретными. Учащимся приходится повторить весь изученный

материал, систематизировать его, определить главное.

На уроке в помощь преподавателю выбираются два учащихся (из отличников),

которые объявляют критерий оценки знаний, следят за ответами, ведут учет

оценок. В случае неточного ответа они исправляют отвечающих. Группа

разбивается на 5 команд (по 5 человек). Преподаватель задает вопросы каждой

из команд из расчета 15 вопросов – три минуты. Если члены одной команды не

дают ответа, то преподаватель разрешает ответить на этот вопрос другой

команде. На такой опрос уходит не более 20 минут, а повторяется практически

весь материал. Итоговые оценки называются сразу.(приложение 9)

К семестровым экзаменам по теории хранения продукции в билеты в

обязательном порядке включаем теоретические вопросы, требующие обобщения

материала и практические задачи. Билеты составляются, по возможности,

равнозначные по трудности.

В колледже осваивается контрольно-обучающая программа. Суть ее в том, что

по любой теме или предмету вводится краткий конспект теоретического

материала. К каждой теме вводится перечень вопросов и правильных ответов.

Вопросы могут быть и программированными (на один вопрос три или четыре

ответа и один из них верный).

Учащиеся повторяют тему и проверяют себя по вопросам. На

программированный опрос машина выдает оценку «5» или «0» баллов.

Другой вариант: учащийся вводит свой ответ, но он должен содержать

«ключевое» слово правильного ответа. Оценка в данном случае «5», «4», «3»,

«0» баллов.

Повторив всю тему, учащийся на экран выводит фамилию и общую оценку.

Использовать данную программу можно по любому предмету. Создание

компьютерных классов в колледже открывает новые возможности для организации

творческой работы учащихся на уроках.

Успех познавательной деятельности учащихся определяется прежде всего тем,

насколько преподаватель осознает значимость такой работы, необходимость

вести её постоянно и целенаправленно, владеет методическими приемами её

организации.

Заключительный этап контроля – анализ и оценка знаний учащихся. Именно

при оценке знаний проявляется объективность контроля, и, следовательно, в

наибольшей степени выполняется его воспитательная функция.

При оценке знаний учащихся мы придерживаемся следующих факторов:

- объективность выставляемой оценки;

- комментирование выставленной оценки (при этом для одних учащихся

важно, чтобы были отмечены недостатки ответа или выполненной работы,

для других достоинства);

- значимость оценки, весомость её при выведении итоговых результатов,

недопустимость случайных пятерок или двоек за забытую тетрадь,

отсутствие внимания на уроке и т.д.;

- дифференцированный подход к учащимся при выведении оценок.

Успеваемость учащихся находится в прямой зависимости от ориентации

системы контроля на конечные цели обучения.

Мощные психологические факторы направленного действия – это

систематический контроль и ежедневное оценивание знаний.

Правильно организованный, дающий объективные данные контроль – не

только метод определения эффективности обучения, но и одно из средств

формирования рациональных приемов умственной деятельности и практических

умений, стимулирование познавательной активности. Он воспитывает чувство

ответственности за результаты своего учебного труда, способствует

формированию личности будущего специалиста.

Преобразовать процесс обучения на данном этапе поможет внедрение

компьютеризации. С помощью компьютера можно вести оперативный контроль на

уроках и регистрацию результатов самостоятельной работы, добиться

регулирования деятельности учащихся на основе самоконтроля.

Заключение

Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных

условий повышения качества обучения. Преподаватель в своей работе должен

использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и

контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.) но систематически

изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение преподавателем

различными методами контроля знаний и умений способствует повышению

заинтересованности учащихся, обеспечивает активную работу каждого студента.

Контроль для учащихся должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений

раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается уровень

подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и

пробелы в знаниях учащихся. Это положение подтверждается результатами

настоящего исследования и позволяет высказать некоторые рекомендации:

1) Контроль как необходимый компонент учебного процесса должен носить

систематический характер и реализовываться во всех его функциях не

ограничиваясь собственно контролирующей. Формы, приемы, методы и

средства контроля должны быть гибкими и вариативными. Только в этом

случае контроль обеспечивает индивидуализацию процесса обучения

заложенную в самих условиях учебного процесса: каждая учебная группа,

новый материал, уровень подготовленности;

2) Контроль знаний и умений учащихся необходимо проводить систематически

на всех этапах обучения и только при хорошо налаженном контроле и

своевременной оценке можно говорить об эффективности обучения;

3) Помимо традиционных форм контроля нужно осваивать и внедрять

контрольно-обучающие программы, т.к. с помощью компьютера можно вести

оперативный контроль и регистрацию результатов самостоятельной работы

на уроках;

4) Преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и

времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную

деятельность учащихся, поддерживать обратную связь в течение всего

занятия.

Литература

1. Амонашвили Ш. А.

Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980.

2. Аронов М. Ф., Молчан Л.Л. Современный урок: В помощь преподавателю.

Мн., 1994

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика., 2001.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред.

Бабанского Ю. К. – М: Просвящение 1988.

5. Ерецкий М.И., Пороцкий Е.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М.,

1978.

6. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М.Н.

Скаткина, В.В. Краевского. – М., 1978.

7. Куценко Г.И. Научная организация труда учащихся техникумов. – М., 1983.

8. Коротяев В.И. Учение процесс творческий. – М., 1989.

9. Игра в учебном процессе. /Под.ред. С.А.Наумовой, З.П.Трофимовой. – М.,

1995.

10. Ильина Т.А. Педагогика – М.,1984.

11. Лашук А.Д. Формы, методы и технологии обучения. – М., 1999.

12. Лернер И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? –

М.,1978.

13. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

14. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1981.

15. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних

специальных учебных заведениях. – М., Высшая школа, 1990.

16. Сельскохозяйственный бизнес-менеджмент для российских

товаропроизводителей. Пособие для преподавателей. /Под ред. В.А.

Смирнова., - 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программированное задание по теме “Технология хранения капусты”

|ВОПРОС: |ОТВЕТ: |

|1.Особенности капусты как|Вынужденный период покоя, большое тепло- и |

|объекта хранения. |влаговыделение, способна отходить от заморозков. |

| |Продолжительный период покоя, небольшое тепло- и |

| |влаговыделение, способна зарубцовывать |

| |механические повреждения. |

| |Вынужденный период покоя, небольшое тепло- и |

| |влаговыделение, хорошая механическая прочность. |

| |Непродолжительный период покоя, небольшое тепло- |

| |и влаговыделение, способна отходить от |

| |заморозков. |

| |Непродолжительный период покоя, небольшое тепло- |

| |и влоговыделение, способна переносить низкие |

| |температуры. |

|2.Главная задача при |Охладить маточники до –6-7 С. |

|загрузке маточников в |Охладить маточники до –1-2 С. |

|хранилище. |Обогреть маточники до +10 С. |

| |Обогреть маточники до +3-4 С. |

| |Обогреть маточники до +6-7 С. |

|3.Оптимальные условия |Т – от –3 до 0 С ОВВ – 90-95% |

|хранения капусты на |Т – от –2 до 0 С ОВВ – 85-90% |

|продовольственные цели |Т – от –2 до +2 С ОВВ – 90% |

|(сорт Амагер 611). |Т – от 0 до –1 С ОВВ – 93-95% |

| |Т – от 0 до +1 С ОВВ – 80-85% |

|4.Как реагирует капуста |Не реагирует. |

|на повышенную |Малочувствительна – 10% |

|концентрацию углекислого |Среднечувствительна –5% |

|газа (макс.доп.конц.СО2) |Сильночувствительна –3% |

| |Очень сильночувствительна –1% |

|5.Какие виды капусты |Кольраби, цветную, брюссельскую. |

|можно хранить методом |Листовую, белокочанную, цветную. |

|пристановки. |Цветную, брюссельскую, брокколи. |

| |Савойскую, цветную, брюссельскую. |

| |5. Савойскую, белокочанную, брокколи. |

Программированное задание по теме «Технология хранения картофеля»

|ВОПРОС: |ОТВЕТ: |

|1. Особенности картофеля |1. Вынужденный период покоя, большое тепло- и |

|как объекта хранения. |влаговыделение, способен отходить от заморозков. |

| |Продолжительный период покоя, небольшое тепло- и |

| |влаговыделение, способен зарубцовывать |

| |механические повреждения. |

| |Вынужденный период покоя, небольшое тепло- и |

| |влаговыделение, хорошая механическая прочность. |

| |Непродолжительный период покоя, небольшое тепло- |

| |и влаговыделение, способен переносить низкие |

| |температуры. |

| |Продолжительный период покоя, большое тепло- и |

| |влаговыделение, не способен зарубцовывать |

| |механические повреждения. |

|2. Периоды хранения |1. Период дозревания, основной, весенний обогрев |

|продовольственного |клубней. |

|картофеля. |Послеуборочный период, период охлаждения, период |

| |дозревания. |

| |Лечебный период, период охлаждения, основной |

| |период, весенний период. |

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ