Рефераты
 

Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Влияние родительских отношений на развитие и преодоление

тревожности у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила студентка 6 курса

факультета дошкольной педагогики

и психологии

Черненко Ю.В.

Научный руководитель

старший преподаватель кафедры

дошкольной педагогики и психологии,

Серёдкина Н.Д.

Сдана на рецензию

…………………….

Допущена к защите

…………………….

Защищена

…………………….

Иркутск 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

– 3-5

Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности

у детей в системе родительских отношений.

1.1.Понятие «родительские отношения», виды, критерии.

– 6-11

1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности

у детей старшего дошкольного возраста.

– 11-16

1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-

родительских отношений.

– 16 -20

Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений

в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).

– 21 -30

Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических

условий для преодоления тревожности у детей шестого года

жизни

в системе детско-родительских отношений.

– 31-39

Заключение.

– 40

Библиография.

– 41-42

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических,

экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина

и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен

разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные

исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и

страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва

и другие).

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как

указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие,

является психологический микроклимат семьи.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт,

действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться,

сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения

с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и

негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным,

открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения –

это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,

практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера

и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны

обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и

взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается

неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и

практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей

работе.

Цель исследования – апробировать систему работы по преодолению

тревожности у детей.

Объект исследования – детская тревожность и причины ее возникновения.

Предмет исследования – процесс совершенствования детско-родительских

отношений с целью преодоления тревожности у детей.

Гипотеза: мы предполагаем, что для устранения тревожности у детей

старшего дошкольного возраста необходимо усовершенствовать детско-

родительские отношения, а это возможно при условии:

а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического

благополучия ребенка в семье;

б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений;

в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической

коррекции в системе детско-родительских отношений.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены

следующие задачи:

1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений

на развитие и устранение тревожности у детей.

2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление

тревожности у детей в системе родительских отношений.

3.Апробировать коррекционную программу по развитию положительных детско-

родительских отношений, выявить ее развивающий эффект.

Методологическая основа:

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих

отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о

закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как

особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ

авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко,

С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и

другие.

Методы исследования:

1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.

2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

3.Количественная и качественная обработка результатов.

Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной

программы по преодолению тревожности у детей в системе детско-родительских

отношений.

Организация работы:

Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское.

В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей.

Структура и объем работы:

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения,

библиографии и приложения. Основное содержание изложено на

страницах.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ

ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии.

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка,

рассмотрим её значение в его жизни.

Семья как определённая социальная общность волновала умы философов,

историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на

сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия

«семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями

много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

В психологическом словаре для родителей находим следующее определение

семьи:

«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены

которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и

взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и

половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических

отношений» (40).

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-

педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального

удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и

самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (39, 210).

В социологии семья рассматривается как:

-первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная

жизнь человека;

-основной фактор в социализации;

-социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе

принципов и правил, принятых в обществе;

-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;

-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами

семьи

(И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может

выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании

ребёнка.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто,

кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше,

не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой

другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в

воспитании детей, сколько может сделать семья.

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это

система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной

семьи и силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на

определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено

на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на

определённых принципах:

-гуманность и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

-открытость и доверительность отношений с детьми;

-оптимистичность взаимоотношений в семье;

-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.

Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:

Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают

исключительно родители.

Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются

родителями совместно с детьми.

Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за

ребёнком.

Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда

авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С.

Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других,

являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М

Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это

система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,

практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера

и личности ребёнка, его поступков.

Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие

исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н.

Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются

высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях.

Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное,

боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся,

общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное,

обнадёживающее.

П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям,

оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких

семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается

невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом

совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными,

самоуверенными.

3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются

добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его.

Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми,

социально незрелыми.

6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их

дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не

влияют, то дети спокойны, скромны.

А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как

сосуществование, конфронтация, содружество.

В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных

отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.

Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.

А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.

Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы

семейных отношений, мы определили следующие:

Диктат – систематическое подавление инициативы другого.

Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом

удовлетворение всех потребностей ребёнка.

Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и

«детей».

Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отноше-ний

общим целям и задачам совместной деятельности.

Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной

выгоде всех членов союза.

А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него

родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный

ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).

В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие

критерии родительских отношений:

1.«Принятие – отвержение».

Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает

индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.

Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособ-

ленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду,

раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

2.«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается

во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие

способности, испытывает чувство гордости за него.

3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему

маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку

самостоятельности.

4.«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка

безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему

свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель

пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального

успеха.

5.«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление

инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную

несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным,

открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от

трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий,

описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно

заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.

Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в

родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как

принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка,

контроль, направленность на воспитание определённых качеств).

Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что

взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-

родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают

взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.

Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали,

что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и

особенностями сотрудничества с родителями.

Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии родительских

отношений на эмоциональное развитие ребенка.

1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности

у детей старшего дошкольного возраста.

Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских

отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.

В психологической науке имеется значительное количество исследований,

посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.

Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г.

Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.

Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это

понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную

характеристику.

В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность

индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом

возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных

различий.

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека

приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу

в специфических социальных ситуациях.

В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую

особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в

самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных

характеристиках, которые к этому не предполагают.

Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать

как:

-психологическое явление;

-индивидуальную психологическую особенность личности;

-склонность человека к переживанию тревоги;

-состояние повышенного беспокойства.

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх»,

«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.

Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании

человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога

в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так

как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства

Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности.

Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни

тревожности.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная

(реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных

обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на

какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте

тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные

проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства

происходит становление личности.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

-с процессом обучения – учебная тревожность;

-с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

-с общением – межличностная тревожность.

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое

строение.

И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий

необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает

дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с

деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные

формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое

сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального

выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были

выделены открытые и закрытые формы тревожности.

Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и

компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В

качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость;

апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-

эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когни-

тивную.

Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с

повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному

поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Так, какой он, тревожный ребёнок?

Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную,

завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в

общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического

характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему

свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих

механизмов, минимальная самореализация.

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как

указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские

отношения.

Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по

данной проблеме.

К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес-

кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным

избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня

запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей,

неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию

низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в

социальной адаптации.

С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская

гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и

агрессивности детей.

П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к

ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с

неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-

заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и

равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие,

сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в

семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния;

чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край

эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной

слабости ребёнка.

В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о

том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и

запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза,

навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания

и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию

истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и

отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как

этиологический фактор неврастении.

Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее

воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной

возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно

защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и

зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу

поведения с яркими аффективными реакциями.

Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители

порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто

копируют модель воспитания их собственных родителей (29).

Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других

указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к

ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач,

содержания, форм, методов воспитания ребёнка.

С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка

шестилетнего возраста является то, что:

а) ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также

процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В.

Запорожец).

б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,

осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку

взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н.

Поддъяков).

в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).

Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в

сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка.

Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности

родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили

воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие

эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним,

незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.

Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать,

как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.

1.3.Подходы к коррекции тревожности у детей

в системе детско-родительских отношений

По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И.

Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С.

Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна

коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в

развитии личности.

Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление

недостатков психологического развития или поведения человека с помощью

специальных средств психологического воздействия.

Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена

на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в

обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие

потенциальных творческих резервов человека.

Психологическая коррекция различается по видам и формам.

По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы;

личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.

По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная;

директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная;

специальная.

Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах

коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому,

что один человек пытается помочь другому.

Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских

отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность

родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и

особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей

общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в

качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и

программы видеотренинга.

Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому

проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря

психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет

увеличить эффективность занятий.

А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских

отношений – социально-психологический тренинг.

Под социально-психологическим тренингом понимается практика

психологического воздействия, основанная на активных методах групповой

работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения

знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.

Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения

и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного

группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в

сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется

принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы

В процессе социально-психологического тренинга применяются различные

методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём),

ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.

Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на

рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных

детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением

родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие

на его самосознание через уровень его развития.

Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия,

упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня,

питание, прогулки, достаточный сон.

Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на

стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных

защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и

т.д.).

Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в

образ», терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики:

рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так

далее.

По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп»,

в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в

воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным

представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его

психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к

нарушениям в системе детско-родительских отношений.

Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских

отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушен-

ко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На

современном этапе сложилась система работы с родителями или формы

сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры

родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и

индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся:

собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным:

консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников

широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы

семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в

спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на

выставки), посещение природы и т. д.

Анализируя подходы авторов коррекции детско-родительских отношений,

наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению

знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные

клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по

воспитанию детей).

Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских

отношений можно использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-

психологический).

Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных

исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.

Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено много исследований

зарубежных и отечественных психологов и педагогов (А.В.Петровский,

А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт и другие).

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку,

поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей

восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека,

невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного

типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но

впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела

личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о

психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах,

методах воспитания.

Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами

проведен констатирующий этап исследования.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в

семье

Задачи:

1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах,

содержании и методах воспитания детей.

2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Методику исследования составили две группы методов. Первая группа

методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.

При работе с детьми мы использовали следующие методы:

- рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман);

- методика «Неоконченные предложения».

Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о

ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

При работе с родителями нами были использованы следующие методы:

-анкетирование;

-тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Исследование проводилось на базе МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское. Нами

было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест

Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».

Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами

ребёнка);

-выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Методика проведения:

Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие:

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ