Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты
Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность
прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность
изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение
деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к
другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого
ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных
отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где
ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в
центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и
родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах
взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из
членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от
родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку
деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из
родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное
выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через
использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через
прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы,
оскаленный рот и т.д.
Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-
родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).
В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя
в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми,
счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё
это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.
На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и
ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка
прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье
комфортно и уютно.
К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей
(50 %). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал
всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще
отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что
ребёнку не очень комфортно в этой семье.
К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей
(20 %). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил
только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о
чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную
позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на
рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок
не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.
После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов,
ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей
тревожность в системе детско-родительских отношений:
-физическое наказание;
-отсутствие общения с родителями;
-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
-общение с ребёнком на повышенных тонах.
Результаты теста представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Условные обозначения:
- высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)
- средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)
- низкий уровень детско-родительских отношений ( 6 детей)
По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех
семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В
основном они носят переменный характер.
Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в
семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.
В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей
не устраивают взаимоотношения с родителями.
Методика «Неоконченные предложения».
Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и
детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.
Методика проведения:
Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного
обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы
первое, что придёт в голову (Приложение 1).
Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к
родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).
Так, Света В. ответила: «Мой папа очень весёлый», «Моя мама и я любим
стряпать»; Серёжа А.: «Моя мама добрая», «Мой папа и я играем в
конструктор»; Стас В.: «Моя мама целует меня».
Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).
Так, Вадим К. ответил: «Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь
Р.:
«Моя мама ругается»; Артём А.: «Я чувствую себя счастливым, когда мой
папа уезжает».
В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье.
Так, Аня С. пояснила: «Мой папа и я никогда не играем», «Мы с мамой любим
гулять».
Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис
П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.
Так, Денис П. сказал: «Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю»;
Катя П.: «Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят».
В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или
с одним из них. Руслан М.: «Когда я шумно играю, папа кричит на меня»; Аня
К.: «Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком»; Игорь
Р.: «Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один».
По результатам нашего исследования нами были выявлены причины,
вызывающие тревожность у ребёнка:
-боязнь физического наказания;
-страх остаться дома одному;
-отсутствие родительской ласки;
-крики родителей за проступки.
Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у
15 (50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У
6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях
тревожность не наблюдалась.
По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих
семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними
нет взаимопонимания.
Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов
(Приложение № 2).
Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании
ребёнка шестилетнего возраста.
Методика проведения:
Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам
выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30
родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании
детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно
воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с
ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.
Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют
ту или иную сторону в его воспитании.
У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его
воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что
говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.
Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают
достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о
формах, способах, методах воспитания.
Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-
опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.
Методика проведения:
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый
вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить
уровень родительских отношений.
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских
отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского
поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает
чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятель- ность,
старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и
«маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с
реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от
трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип
родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализа-ция».
Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от
него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к
ребёнку злость, раздражение, досаду.
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину
родительского отношения к детям:
Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях
(33 %).
К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).
Родительские отношения, которые носят отрицательный характер,
проявляются в шести семьях (20 %).
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют
неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности
у детей.
Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на
обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях
к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на
проявление тревожности.
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя
полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в
семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас
явились:
- детские отношения к родителям;
- знания родителей о воспитании ребенка;
- родительские отношения к детям.
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и
представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя
комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы
и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и
самостоятельность.
Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и
представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают
взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не
предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей.
Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную
тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку
раздражительность и обиду.
Результаты обследований представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Условные обозначения:
- высокий уровень (9 детей)
- средний уровень (15 детей)
- низкий уровень (6 детей)
Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и
низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое
внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие
нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у
детей, является то, что:
- у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен
своим положением в семье);
- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
- в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-
родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на
их коррекцию.
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Цель коррекционной программы:
- создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у
детей через коррекцию детско-родительских отношений;
- апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на
повышение педагогической грамотности.
Задачи:
1. Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка
шестого года жизни.
2. Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.
3. Коррекция тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.
Коррекционная программа была направлена на работу с родителями и
детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:
- пропедевтический;
- вводный;
- развивающий;
- контрольно-оценочный.
На формирующем этапе в исследовании приняло участие 20 родителей и
20 детей (содержание коррекционной работы указано в таблице 1).
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
| | |
| |ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
|ЭТАПЫ | |
| | | |
| |РОДИТЕЛИ |ДЕТИ |
| | |
|1.Пропедевтический этап. |Совместные детско-родительские занятия |
|Цель: | |
|- снятие тревожности и напряженности в|Знакомство с родителями и детьми в круге: |
|отношениях между родителями и детьми; |Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому |
|повышение уверенности в собственных |назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём |
|силах; |другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.). |
|устранение отрицательных эмоций. |Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию. |
|(одно занятие). |(«Комплименты», «Волшебный клубок»). |
| | |
| | |
|Вводный этап. | |
|Цель: повысить психолого-педагоги- |1.Изучение психолого-педагогической 1.Проведение этических бесед на темы:|
|ческую грамотность родителей; | |
|развивать умения, направленные на |литературы: (Мухина «Шестилетний «Семейные праздники», «Как быть |
|общение детей с родителями. |ребёнок»). |
|(три занятия). |вежливым». |
| |2.Просмотр видеофильма: «Шестилет- 2.Рисунки детей, отражающие семью |
| |ка, каков ты?» и каждого |
| |родителя в отдельности. |
| |3.Родительское собрание на тему: 3.Составление рассказов о |
| |семье. |
| |«Мы и наши родители. Семейные |
| |линии». |
| | |
| | | |
|ЭТАПЫ |РОДИТЕЛИ |ДЕТИ |
|3. Развивающий этап. |1.Дискуссии: 1. Упражнение |
|Цель: Формировать умение общаться |«Расскажи свои страхи» |
|с детьми, строить правильные взаимо- |«Роль родительских ожиданий. Что 2. Рисование на тему «Расскажи |
|отношения, оценивать детей соответст- |свой |
|венно их возможностям. Способство- |они могут спровоцировать и породить страх». |
|вать устранению тревожности у детей |у детей?», «Как наши страхи |
|через совместную деятельность с роди- |становятся страхами наших детей». |
|телями. |2.Создание и разрешение |
|(4 занятия) |педагогических ситуаций. |
| |Составление характеристик на |
| |своего ребенка. |
| |Совместные детско-родительские занятия. Изготовление поделок из природного |
| |материала. Психологические игры: «Сиамские близнецы», «Слепой и проводник». |
|4.Контрольно-оценочный этап. | | |
|Цель: Анализ взаимоотношений, | | |
|Эмоционального контакта между | | |
|детьми и их родителями. | | |
|(2 занятия) | | |
Ход коррекционной работы:
Первый этап, направленный на установление доброжелательных
отношений с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал
свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным.
Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама
Игоря М. вообще отказалась от игры.
Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное.
На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали
лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. Они
отметили актуальность этой темы. Просмотр фильма вызвал эмоциональный
отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами.
Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям,
что они воспитывают своих детей так же, как воспитывали когда-то их
самих, осознали свои ошибки в воспитании.
Дети также принимали активное участие в беседах. Все с
удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей.
Большинство детей любят «Новый год» и «День рождения». Руслан М.
сказал: «Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые
яйца».
На третьем этапе все родители принимали активное участие в
дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических
ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать
своего ребенка.
Для выявления детских страхов, для развития умения говорить о своих
негативных переживаниях открыто с детьми провели упражнение «Расскажи
свои страхи». Сначала дети не решались говорить, чего они боятся, но
после рассказа ведущего о своих детских страхах дети включились в
разговор и рассказали свои страхи. Только Руслан М. сказал: «Я не
знаю, чего я боюсь!». В рисовании своих страхов дети с удовольствием
принимали участие.
На совместном детско-родительском занятии было изготовлено много
интересных поделок. Было видно, что детям очень нравится совместная
работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Вадим К. вместе со
своим папой. После изготовления поделок была организованна выставка.
В играх также участвовали все с удовольствием. Только маме Игоря Р.
показалось, что упражнения, которые выполняет ее сын, слишком сложные,
и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребенка.
В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской
обстановке.
На четвертом этапе родители делились впечатлениями о проведенных
занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на
своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать
внимание на своего ребенка как на личность.
Папа Вадима К. сказал: «Мне так понравились ваши занятия, я открыл
много нового для себя, понял, в чём мы допускали ошибки при воспитании
своего сына. Теперь у нас дома благоприятная атмосфера и нашу семью
можно назвать счастливой».
Дети с большой любовью делали подарки в виде рисунков для своих
родителей.
В результате мы провели спортивный праздник для детей и родителей,
который прошел в очень веселой обстановке.
Все закончилось чаепитием. Родители и дети делились своими
положительными эмоциями. Мама Ани К. сказала: «Мы все стали одной
большой дружной семьей».
Таким образом, коррекционные занятия позволили установить более
теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми,
способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их
взаимоотношениях.
На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии,
так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее
оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций,
потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые
ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают
родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.
С целью выявления эффективности внедренной нами коррекционной
программы был проведен контрольный этап по методикам констатирующего
этапа исследования.
Анализ полученных результатов убедил нас, что произошли
существенные изменения в детско-родительских отношениях
(диаграмма1,2).
Диаграмма 1.
Диаграмма 2
Условные обозначения:
- высокий уровень детско-родительских
отношений
- средний уровень детско-родительских
отношений
- низкий уровень детско-родительских отношений
На низком уровне детско-родительских отношений осталась одна семья
из двадцати; 14 (70%) семей перешло на высокий уровень детско-
родительских от-ношений; 5 (25%) семей - на средний уровень
(сравнительный анализ данных кон- статирующего и контрольного этапов
эксперимента отображены в диаграмме 3,4).
Диаграмма 3.
Диаграмма 4.
Условные обозначения:
- высокий уровень детско-родительских отношений
- средний уровень детско-родительских отношений
- низкий уровень детско-родительских отношений
Из результатов диаграммы мы видим, что произошла тенденция к
улучшению детско-родительских отношений, у большинства детей
тревожность снизилась до оптимального уровня. Одна (3%) семья Игоря Р.
Осталась на низком уровне детско-родительских отношений, но улучшение
заметны и в этой семье. Игорь стал добрее по отношению к другим детям,
более открытым, весёлым.
На наш взгляд, индивидуальные занятия с этой семьёй, помогут или
справиться с существующими у них проблемами во взаимоотношениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что
тревожность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь
ребенка.
Тревожность влияет на психическое здоровье детей.
Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного
детства.
Одной из основных причин детской тревожности является нарушение
детско- родительских отношений. Это в основном происходит от того, что
родители недостаточно знают психологические особенности своего
ребенка, используют методы воспитания своих родителей.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой
нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и
психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о
психологических особенностях данного возраста, о формах и методах
детского воспитания, комплексное использование средств и методов
психолого-педагогической коррекции способствовало значительному
улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской
тревожности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-
М., 1972.
2.Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.
//Психо-логический журнал, 1992. Т.13 №5.
3.Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1990.
4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И.
Фельдштейна.
-М., 1995.
5.Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991.
6.Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /под ред.
И.В. Дубровиной, -М., 1987.
7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М., 1997.
8.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология
ребёнка». –СПб., 2000.
9.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.-М., 1986.
10.Ковалёв С.В. Психология современной семьи.-М., 1988.
11.Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа.-
М., 1988.
12.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.-М., 1999.
13.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. //Вопросы
психологии, 1969., №1.
14.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования.-М., 1994.
15.Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.
16.Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы.-М., 1996.
17.Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые
методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж:
НПО «МОДЕК», 2000.
18.Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред.
Пилиповского В.Я..-М., 1992.
19.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика.-М.,2000.
20.Психология страха: Популярная энциклопедия.-М.,1999.
21.Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.-М.,1983.
22.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.-
М.,1995.
23.Сатир В. Как устроить себя и свою семью.-М.,1992.
24.Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова
Н.В.-СПб.,2000.
25.Степанов С.С. Психологический словарь для родителей.-М.,1996.
26.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по
педагогике./Ростов-на-Дону, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
УРОВНЯ ЗНАНИЙ О РЕБЁНКЕ
1.Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
2.Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?
3.Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?
4.Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?
5.Является ли Ваш ребёнок «кумиром семьи»?
6.Что в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
7.Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные «Почему»?
8.Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
9.Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения
кажутся Вам глупыми?
10.Решаете ли вы с ним его проблемы?
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
(А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)
Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, против
каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение
к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает.
1.Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2.Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
3.Я уважаю своего ребёнка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от
нормы.
5.Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных
проблем, если они его травмируют.
6.Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
7.Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
8.Мой ребёнок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит
ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
12.Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
14.Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме
презрения, ничего не стоят.
15.Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
16.Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как «губка».
18.Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
19.Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет
порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своём ребёнке.
22.К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
23.Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что
мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
25.Я жалею своего ребёнка.
26.Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне
взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время.
28.Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с
нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не
удалось в жизни.
31.Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать
этого от него.
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
34.Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.
35.В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему
прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребёнком.
38.Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
39.Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
41.Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное
детство.
42.Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43.Я разделяю увлечения своего ребёнка.
44.Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребёнка.
46.Мой ребёнок часто раздражает меня.
47.Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребёнку.
50.За строгое воспитание дети благодарят потом.
51.иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.
52.В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
53.Я разделяю интересы своего ребёнка.
54.Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если
и сделает, то обязательно не так.
55.Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.
56.Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
58.Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
59.Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
60.Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого
от него.
61.Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые
нравятся его родителям.
Высокий тестовый балл интерпретируется как:
-отвержение;
-социальная желательность;
-симбиоз;
-гиперсоциализация;
-инфантилизация (инвалидизация).
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2
|