Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
подрастающего человека, степени его обучения, в степени мобильности его
психических процессов. Сама школа медленно и болезненно меняет свою
педагогическую парадигму. Стихийный поиск добавляет новые проблемы. Одной
из самых острых проблем остается воспитание. Каковы же концептуальные
основы воспитания в сложившейся политической и экономической обстановке?
1. Воспитание как возрождение гражданина, человека культурного и
нравственного, как необходимое условие социализации личности, является
социально обусловленным процессом, выполняющим стабилизирующие функции.
2. Сохранение, развитие культуры.
3. Обслуживание исторического процесса смены поколений.
4. Создание условий для свободного развития личности, как субъекта культуры
исторического процесса собственного развития и жизнетворчества.
Важными базовыми компонентами воспитания являются:
1. Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания,
гражданственность, чувство собственного достоинства, самодисциплины).
2. Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, терпимость,
доброжелательность, готовность оказать помощь).
3. Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании в
красоте общения).
4. Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений,
навыков, интеллекта).
5. Воспитание практичной личности (знание основ экономики, трудолюбия,
хозяйственность, владение языками, физическая закалка, хорошие манеры).
Обновление воспитания, опирающегося на принцип гуманизации означает:
1. Возвращает воспитание к человеку.
2. Поддержку индивидуальности и самобытности ребенка, решительный отказ от
«валового» подхода в воспитании и признание каждого отдельного ребенка
высшей ценностью воспитания, развитие субъективных свойств творческой
потенциала.
3. Осуществление в контексте национальной культуры, как среды питающей
духовное и нравственное развитие ребенка.
4. Возвращение воспитания в семью к родителям, признание в них главных
воспитателей, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного
общения с родителями.
5. Существенное повышение педагогической культуры воспитателей, обретение
ими гуманистической педагогической позиции. Современной школе нужен труд,
дающий возможность проявляться интересам детей и педагогов, их
созидательным силам и стремлениям. Восстановление и сохранение природы,
исторических памятников, возрождение народных промыслов, во всем
необходимо участие школы.
Для образовательных учреждений с гуманистическими воспитательными
системами характерны следующие признаки:
1. Наличие собственной идеологии школы.
2. Формирование определенного образа жизни.
3. Педагогически целесообразная организация среды образовательного
учреждения, как внутренней (предметно-эстетической, пространственной,
духовной), так и внешней (Социальной, природной). генеральной целью
воспитания является формирование гармонично развитой личности, способной
полноценно выполнить систему социальных ролей; функции семейные,
трудовые, гражданские, геосоциальные, саморегулятивные. При этом
необходимо ориентироваться на общечеловеческие ценности, следует помнить
об опережающем характере цели воспитания, о необходимости проектирования
тех качеств, которые понадобятся нашему воспитаннику для
жизнедеятельности в будущем. Воспитание должно подготовить сегодняшнего
ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом
обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут
мораль и право.
Свобода как цель и необходимое условие прогрессивного развития
достижима лишь при условии ее осознания участниками образовательного
процесса, осознания, которым может снабдить молодежь только воспитание и
обучение в их единстве. Чтобы человек мог справиться с грузом
ответственности, возлагаемым на него свободой воли, ему необходимо
мужество.
Стремление к самостоятельности выбора того, что составляет содержание
и смысл жизни — работы, общения, потребления, личной жизни, досуга, присуще
человеку, но воспитание призвано вдохновить эту генеральную потребность
личности, укрепить, наполнить ее конструктивным содержанием.
В воспитании нуждаются добродетели созерцания и рефлексии, рвения к
истине, творчеству и самосовершенствованию. Колоссальное значение имеет
также приобщение людей к искусству достойного человека счастья, искусству
благородного наслаждения прекрасным. Чтобы восполнить утрачиваемый смысл
жизни в постоянно усложняющемся мире, учение и научную работу, размышление
над сложными Проблемами, бескорыстное стремление к познанию важно
представить как трудную, но достойную, очень нужную, возвышающую человека и
уважаемую другими деятельность.
Правильное воспитание призвано гармонизировать способности и
потребности людей. А для достижения этой цели им нужно уметь
рефлектировать. Неразрушительное, а то и созидательное, творческое сознание
образованному и развитому человеку дает только рефлексия — и цель, и
важнейший компонент образовательно-воспитательных усилий.
Воспитание призвано позаботиться об умственном развитии детей,
достаточном для понимания ими различий между мечтой и учением, пророчеством
и доктриной, утопией и наукой. Важно убедить подростков не обманываться
словами.
Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных
трагедии, должно включать в себя обучение последовательной самокритичности
и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению
все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе
опасность. Нужно научить детей ненавидеть самообман. В жизни часто придется
перепроверять информацию, искать и находить новые материалы для такой
проверки и перепроверки.
Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к
окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение
эстетического и этического начал в личности.
Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации
человека. Чтобы выжить, обществу предстоит научиться более искренней
терпимости, чем ныне признаваемая.
Социальная педагогика служит цели облагородить, очеловечить
разрушительные эгоистические природные влечения, ибо иначе совместная жизнь
людей становится невозможной. В связи с этим необходимо преодолеть
отчуждение человека от культуры. Педагог должен способствовать
интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки ребенка с
активно взывающими к их развитию внешними обстоятельствами, приводя к
первым успехам и закрепляя их последующими Содержание воспитания. Что же
необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего
хозяйства, для ведения своих дел, свободного развития способностей и
профессиональных навыков, для умения осуществлять и защищать свои права,
для понимания своих обязанностей и возможности их хорошего исполнения;
суждения о поступках по точным критериям; то, что полезно для отторжения
внушения.
Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К
ним мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и
недальновидность. История человеческой глупости представляет собой ценный
компонент содержания воспитания: она "учит" учиться на уже совершенных
ошибках. Одновременно история заблуждений и трагедий разума полезна в том
смысле, что способствует развитию осторожности, строгости суждений, дает
представление о сложности умственной работы, учит уважать ее и проверять
конечные результаты.
Социальной педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении
целей жизни, а значит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и
науки. Их история помогает новым поколениям лучше понять современность. В
истории искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств и т.д.
приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедленной киносъемке,
раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины успехов и поражений
человечества. Это позволяет усвоить законы развития прогресса, застоя и
регресса в исторической перспективе.
Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его
рациональности и самого понятия): оно воспитывает конструктивность
мышления, располагает к творчеству и служит просвещению в более обширном
смысле — как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в
состояние свободного неразрушительного творчества жизни.
Огромное значение приобретает усвоение методов познания, понимание их
сравнительной эффективности, развитие способности к их уместному и
правильному применению. Научное и учебное познание имеет грани
взаимодействия, позволяющие применять методы науки в воспитательных целях.
Так, интроспекция, в психологической науке служащая методом исследования и
диагностики, является одновременно и эффективным способом
самосовершенствования.
Любовь, свобода, гармония — вот три величайшие силы в воспитании
человека, его счастье и судьбе. Они дают защиту от (ужасов мира, закаливают
в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями.
Школа должна защищать, развивать, поощрять самостоятельность и
ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед
свободой личного выбора.
Ни одно действие растущего человека не может быть совершено без
предварительного размышления над причинной зависимостью одних поступков от
других: только таким образом можно развить ценнейшую способность предвидеть
последовательность и последствия действий.
Взгляд в будущее.
Опасность человечеству исходит прежде всего от неправильного
воспитания, укореняющего самодовольное и не подозревающее о себе скудоумие,
жадность, безответственную недальновидность.
Обществу приходится опасаться нового деспотизма. Ибо оно столкнулось с
ростом невежества, научившегося добиваться власти, — властвующего
невежества серых, поверхностно образованных людей. Отсюда — жесточайшие
наши беды
Социальная справедливость может войти только в свободную страну.
Поэтому интеллектуальная свобода обладает всемирно-историческим
спасительным значением.
В обозримом будущем воспитательно-образовательная активность станет
наиболее емким резервуаром социально и" индивидуально-ценной занятости
сотен миллионов людей. В исторической перспективе воспитание должно
предшествовать экономике и политике и опережать их в каждую данную единицу
времени. Воспитание обладает властью над властью: влияет на общественное
мнение и стимулирует производство идей.
ГЛАВА 2
§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной
работы.
В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается
наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать:
мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый
результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом
себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые
изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не
приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над
собственной судьбой.»[1]
Какое же мировоззрение формирует сегодняшняя школа? Многие учителя
честно отвечают на этот вопрос – никакое. Но ведь так не должно быть.
Человек растет, он должен ответить себе на вопрос: что такое хорошо и что
такое плохо. Он поставлен перед необходимостью хоть в каком-то приближении
понять, что такое жизнь, как она устроена и что ему в ней делать. Если
сегодняшняя школа оставит на время формирование целостного устойчивого
мировоззрения у ребенка, она просто предаст его.
Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания,
классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание
к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.
В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к
обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго
функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого
требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий
опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода,
равноправие, независимость участников общения.
О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей»
предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:
1. Воспитание – это органическая часть целостного «образования личности»,
оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и
внутренних процессов саморазвития личности.
2. Процесс воспитания – это взаимодействие взрослых и детей (их
сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития
всех субъектов.
3. «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее
развитие личности.
4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания
воспитания.
5. Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится
основополагающим для гуманистической ориентации педагога.
6. Участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть
добровольным.
7. Коллективная творческая деятельность – это совокупность задач, методов,
обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и
взрослых.
Школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны.
Вот почему судьба школы – дело не одного лишь узкого круга специалистов по
педагогике.
Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по
ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и
перестраиванием самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения
воспитания – развитие у человека способности самостоятельно оценивать
социальный явления. Эта способность необходима современной молодежи и как
предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления
традиционных форм общественного регулирования и контроля. Даже Существенно
повысить воспитательную отдачу обучения, школа не вправе отказываться от
воспитания как первичной и более масштабной цели, достижение которой
призвано поднять на новую качественную высоту отношение учителя к учащимся.
Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения
и мышления, уважительного отношения к труду и старшим.
Труд подростков, направленный на организуемый школой не единственный
способ приобщить к трудовой деятельности. Как показали социологические
исследования дети мало трудятся по дому, и в этом направлении также
необходимо работать школе. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, а
это большая разница. Важное значение имеет такая организация
профессиональной ориентации, которая на много бы увеличила трудовую отдачу
каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, так как только труд
человека, нашедшего себя, может стать творческим, принести ему уважение
товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности
семьи и школы в различный направлениях. Это развитие неформальных контактов
с подростками, важно в этом случае, чтобы взрослые выступали перед детьми в
роли образцов. В настоящее время, в период научно-технической революции,
обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только
школа воспитывающая. Хочется закончить словами ректора Рязанского
Педагогического университета Лиферова А.П.: «Чтобы стать центром сообщества
(микрорайона) школа сама должна стать глобальным сообществом, где вклад
каждого в общее дело, где отношения учащихся и родителей к учебному
процессу не потребительское, а конструктивное и созидательное. Разработка
концепции школы от ее общей миссии и портрета выпускника, до разработки
планов, программ и требований к уроку, к оценке результатов – процесс
длительный и непрерывный, т.к. требования жизни и новые наработки учителей
вносят в него свои коррективы».[2]
§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе.
Существующий уже несколько лет общественно-экономический кризис в
нашей стране тесно связан с низким уровнем образовательной и воспитательной
систем, в условиях реально существующего социализма. Прежде всего имеет
место особый воспитательный диссонанс.
Педагогический диссонанс понимается как отсутствие гармонии и
согласования, как расхождение между предполагаемым и существующим итогами
воспитания. Намеренные цели воспитания остаются в диссонансе с реально
проявляющимися результатами – взглядами и поведением молодежи. Например, в
системе общественных ценностей, принимаемых современной молодёжью,
преобладают те, которые касаются личных индивидуальных дел, а такие, как
культурная и общественная активность, политическое неравнодушие или даже
профессиональный труд, далеко не на первом плане. Имеем дело с адаптацией
молодёжи к существующим условиям, но в принципе разным чем предположенные
представления социалистического образа жизни.
Чем же объясняется педагогический диссонанс? Почему так случилось,
несмотря на существующий действующий раньше так называемый единый
воспитательный фронт. Стоит в этом месте указать на более общие
педагогические закономерности, с какими имеем дело в этом отношении в
современных условиях.
На мой взгляд, это объясняется прежде всего явлениями общественного
диссонанса, проявляющегося в отношении между широко понимаемым воспитанием
(социализацией) воспитанием в узком значении. В широком понимании
воспитание охватывает всякие явления и процессы, связанные с воздействием
общественно-культурной и естественной среды на человека, воспитывающих его
личность. В узком понимании это лишь осознанные и намеренные действия
учреждений или лиц, специализирующихся в этой деятельности и формирующие
личность согласно принятым образцам или воспитательному идеалу. Учет такой
дифференциации и сосредоточение внимания на воспитании, организованным
цельно и намеренно, имеет смысл тех пор, пока в данной широкой общественной
среде царит относительный порядок и гармония, а негативные явления,
влияющие на людей стихийно, не контролированным способом, не превышают
определенного тревожного уровня.
Вместе с превышением определённого критического или тревожного уровня
в валовом обществе, деятельность воспитательных учреждений нарушается и
может даже содействовать усугублению негативных явлений. Именно такой
процесс, наблюдается в воспитании, так как живём мы в эпоху больших перемен
и общественных напряжений.
Давление и темпы преобразующих процессов в обществе, их взаимодействие
и усиление негативных явлений вызывают то, что запланированные цели,
содержание, ценности и воспитательные процессы в духе гуманных идеалов
социализма - ослабляются или даже отменяются. Побеждают спонтанные процессы
приспособления отдельных единиц и общественных групп к действительному
образу жизни в семье, трудовой среде и месту жительства.
Мы убедились, что в быстро изменяющемся мире влияние социализации
становится не только более интенсивным, но и вместе с тем противоречивым,
что может ослабить или уничтожить планируемые условии воспитания.
Какое положение должны принять педагоги в этой обстановке? Кажется,
что единственно правильным будет творческое использование имеющихся
теоретических достижений психолого-педагогических наук и отдельных
индивидуальных концепций для возбуждения или регулирования образовательных
перемен.
Эта директива касается; в первую очередь, модернизации воспитательной
деятельности современной школы.
Школьное воспитание станет действенной силой прочного обновления и
саморегулирования, если сначала произойдёт перемена стиля программирования
каждой школы. Школа, как и другие воспитательно-просветительские
учреждения, должна получить определенное поле свободы, должна быть лишена
«сверх контроля» - главным образом административного - как явления,
вредного для воспитания.
Надо сделать всё, чтобы школа стала местом, где будут культивироваться
общечеловеческие ценности, прежде всего гуманные, где, несмотря на кризис
веры, доверия и всяких авторитетов, есть время и место задуматься над
организацией добросовестной жизни. Путём воспитательных и других
воздействий необходима будет переориентация в области признаваемых образцов
жизни и общественного повышения: с вертикальной ориентировки на
горизонтальную, с ориентировки "иметь" на ориентировку "быть", с
притязательских интересов на устремительские.
В школьной воспитании должна наступить концентрация внимания на
задачах и конкретных, действиях, а не лишь только на лице воспитанника В
воспитании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не
только на прошедшее и современность. Это даст молодежи принять позицию
антиципации идеального состояния и стремления к его осуществлению. В
воспитательной деятельности надо предпочитать направление на развитие
альтернативных решений. Это будет обозначать воспитание людей, склонных
планировать перемены в окружающей среде и в собственной личности, а но
только лишь поддерживающих существующую действительность, что является
важным в связи с необходимой перестройкой мышления и действий, формирования
ориентировок прообщественного поведения молодежи. Благодаря достижению этих
свойств возможной становится готовность людей к сотрудничеству и принятию
действий на благо других людей или учреждений.
В отношении к школе, ее воспитательной деятельности надо принять
принцип партнерства. Обновления требует и теория воспитания, роль которой в
формировании общественно-воспитательной практики будет намного больше, если
учесть предпосылки, вытекающие, из явлений общественного диссонанса. Ее
основой должны быть прежде всего общественные реальные факты, вытекающие из
общественного и экономического кризиса страны. Ведь воспитание является
действенным фактором общественных перемен и прогресса в разных сферах нашей
жизни.
Норма личности - это способность личности в своем развитии обретать
социальную сущность человека, имеющего такие особенности: отношение к
другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий
характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;
возможность проектировать свое будущее; внутренняя ответственность перед
собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла
жизни.
Искоренение причин психологического кризиса несовершеннолетних,
приводящего к противоправному, в том числе преступному, поведению, может
быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом,
социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и
подростков. При этом необходимо такое изменение системы воспитания, которое
обеспечивало бы оптимальные условия для саморазвития личности,
ориентированной на общечеловеческие ценности.
Понятно, что эти задачи из-за сложившегося состояния экономики и
науки, правового сознания и уровня нравственной, психологической и
педагогической культуры нашего общества в ближайшее время в полной мере
невыполнимы.
Задачи оздоровления общества, в том числе и системы воспитания
(включая и решение проблемы преступности), являются первостепенными и
должны быть представлены в долгосрочных программах развития нашего
общества.
Необходима кардинальная реформа социальной системы помощи детям и
подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и
конституционных прав, предупреждение и корректировку отклонений и
деформаций в поведении подростков. Должны быть преодолены такие
принципиальные недостатки, как разобщенность социальных, психологических,
педагогических, медицинских и правовых мер; смешение общевоспитательных и
специализированных функций, несоответствие между поставленными перед
органами власти задачами и возможностями их решения (финансового,
кадрового, методического, правового, информационного) и т. п.
Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть
гарантирована государством путем организации специальной государственной
социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в
реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья;
охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные
институты, общественные структуры.
Деятельность службы социальной помощи детям и подросткам должна
определяться в первую очередь личностным подходом к ним и строиться на
основе медико-социально-психологических характеристик личности.
Помощь детям и подросткам может быть непосредственной (улучшение
условий проживания и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и
здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т. д.) или
опосредованной (через работу с родителями, учителями и другими взрослыми,
от которых зависит жизнь и благополучие несовершеннолетнего).
Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство, подрывать
самоуважение и самооценку личности несовершеннолетних и их родителей,
создавать негативное отношение к родителям.
Организацию помощи не следует ограничивать только работой с самим
подростком. Обязательно надо привлекать к ней и его окружение, прежде всего
его семью.
Работа службы социальной помощи детям и подросткам должна строиться на
научно обоснованных принципах. Необходимо организовать постоянно
действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в
интересах службы социальной защиты.
Социальная служба помощи создается для обеспечения социально-правовой
и психолого-медико-педагогической поддержки детям и подросткам через:
. содействие оптимизации условий их жизни и воспитания;
. охрану и защиту их личных и имущественных прав;
. разностороннюю помощь семьям, имеющим трудности в содержании и
воспитании несовершеннолетних или попавшим в экстремальные ситуации
(беженцы, пострадавшие от катастроф и др.);
. разностороннюю помощь семьям и несовершеннолетним из групп
повышенного риска;
. разностороннюю помощь несовершеннолетним, оставшимся (постоянно или
временно) без родителей или ставшим жертвами экстремальных
ситуаций, правонарушений или преступлений, постоянного употребления
наркотических веществ;
. реадаптацию и ресоциализацию несовершеннолетних, утративших
нормальный социальный статус, правонарушителей и преступников после
применения н мим предусмотренных законом мер.
Создаваемая служба социальной помощи должна иметь в своем составе:
. подразделения, работа которых направляется на оказание неотложной
помощи несовершеннолетним (телефон доверия, бригады неотложной
помощи, кабинеты анонимного приема, дома-убежища для детей и
подростков, экстренно нуждающихся в смене микросреды проживания);
. подразделения, которые оказывают несовершеннолетним первичную
помощь, изучают условия их жизни, выявляют десоциализирующие
факторы и определяют меры помощи и защиты детей и подростков.
Служба социальной помощи должна быть укомплектована штатными
педагогами, психологами, врачами, юристами, социальными работниками и
другими специалистами.
Социальная служба помощи должна быть создана как государственный
институт. Государство гарантирует необходимый минимум разносторонней помощи
детям (правовой, материальной, психологической, педагогической и пр.). Но
по характеру работы социальная служба помощи должна быть общественно-
государственной, объединяющей усилия общественных организаций и движение,
государственных служащих и частных лиц.
В районах с большой численностью населения социальная служба помощи
создает в каждом микрорайоне комплексные группы по охране прав и интересов
несовершеннолетних; по работе с семьями, имеющими трудности в содержании и
воспитании детей, семьями беженцев и жителей районов катастроф;
неблагополучными семьями; с детьми и подростками, требующими педагогической
и психологической коррекции личности; с детьми и подростками, отстающими в
развитии, инвалидами, другими детьми и подростками с выраженными
психическими и физическими недостатками и заболеваниями, нуждающимися в
социальной реабилитации в связи с глубокими конфликтами, бегством из дома,
уклонением от учебы и работы, принадлежностью к антиобщественным
группировкам, завершением лечения от токсикомании, наркомании, отбыванием
наказания.
Основным звеном социальной службы помощи является районная служба. В
ее составе — отдельные группы, которые действуют в микрорайонах. Наряду с
этим должны существовать межрайонные или городские подразделения службы, а
для помощи при различных катастрофах — областные, краевые, республиканские
и союзные органы службы. Районные службы создаются и работают на постоянной
основе, остальные организуются временно, по мере надобности.
В районной социальной службе помощи организуются два основных отдела:
социально-правовой помощи и психолого-медико-педагогической помощи.
Если это необходимо, для успешной работы службы создаются также
отделы: полового воспитания и гармонии семейной жизни; методический отдел,
отдел консультаций (по выбору профессий), организационно-информационный,
консультативной работы с учителями и воспитателями. Руководит работой
социальной службы помощи дирекция с финансовым и хозяйственным
подразделением.
Если это необходимо, при районной службе создаются такие
подразделения:
1. Центр психолого-педагогической реабилитации с детским садом и
школой (интернатного и полуинтернатного типа) индивидуального
обучения, включая обеспечение занятий на дому и в медицинских
клиниках с детьми, не способными длительный срок посещать школу.
2. Центр медико-психологической реабилитации со школой и полирежимным
психотерапевтическим стационаром для детей и подростков, имеющих
легкие, в начальной стадии отклонения в психическом здоровье,
эпизодически употребляющих алкоголь, наркотики и другие
одурманивающие вещества. Помещение в этот центр детей и подростков
осуществляется по желанию родителей и несовершеннолетних (по
заключению диагностической комиссии службы помощи). При центре
организуется загородный филиал.
При небольшом числе пациентов два центра могут быть объединены в
единый центр медико-психолого-педагогической реабилитации.
3. Производственный комплекс с престижными видами труда (например,
сборка компьютеров, кинофотоаппаратуры, музыкальной аппаратуры и другой
сложной техники).
4. Спортивно-культурный центр.
5. Бюро по обмену квартир семей несовершеннолетних, нуждающихся в
смене района проживания.
6. Центр неотложной помощи, включающий телефон доверия, кабинет
анонимного приема, приют для временного проживания несовершеннолетних и
матерей с детьми, комплексная бригада неотложной помощи.
7. Приют-убежище обычного типа и домашнего типа.
8. Центр реадаптации и ресоциализации для работы с
несовершеннолетними, вернувшимися из ВТК и специальных учебных заведений.
9. Сезонные лечебно-оздоровительные и спортивные лагеря.
Социальная служба обеспечивает помощь всем учреждениям района,
обеспечивающим обучение и воспитание, охрану физического и психического
здоровья, досуг, труд, перевоспитание несовершеннолетних.
Отдел психолого-медико-педагогической помощи осуществляет диагностику
психического развития, отклонений в развитии детей и подростков, выявляет
причины, трудности адаптации учащихся к школе, отклоняющегося поведения
детей и подростков; консультации, касающиеся выбора типа школы или учебных
классов, формы индивидуального обучения и воспитания, отношений родителей и
детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних; проводит
индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию поведения и психических
процессов несовершеннолетних, психотерапевтическую работу при начальных
стадиях психических отклонений у детей и подростков, при травмировании
психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений,
социальных, технологических и природных катастроф и Других травмирующих
событий, оказывает помощь в реадаптации и ресоциализации
несовершеннолетних.
В социальной службе помощи работают психологи — специалисты в области
общей, возрастной, педагогической, социальной и медицинской психологии,
психологии труда и юридической психологии; педагоги, в том числе получившие
специальную подготовку для работы с несовершеннолетними с отклоняющимся
поведением; воспитатели; социальные работники различной специализации
(юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, организаторы
досуга и др.); учителя-дефектологи; врачи (детские психиатры,
психоневрологи и невропатологи, психотерапевты, наркологи, педиатры и др.);
юристы, специалисты по половому воспитанию, сексологи, социологи;
технический и вспомогательный персонал.
§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы
По вопросам внеклассной работы я проводила исследование в школе № 37,
и получила следующие результаты:
Комментарий к анкете школьника.
Опрос проводился в 1998 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «В»
класс (19 человек), 10 «Б» класс (25 человек), 6 «А» класс (30 человек), 6
«Д» класс (7 человек), 6 «Г» класс (14 человек).
В результате обработки анкет я получила следующие данные:
В параллели шестых классов дети считают внеклассную работу достаточно
эффективной – в среднем 8.4 балла.
В 10-х классах средний гораздо ниже: 10 «В» - 4 балла, 10 «Б» - 7.9
балла. В 6-х классах интересной внеклассную работу считают – 7.8 балла
опрошенных. Таким же получился результат в 10 «Б», в 10 «В» - ее считают
абсолютно не интересной (2.5 балла). Очень низкий бал (3.8 балла) в участии
в общешкольной работе у всех классов, так же низок и интерес к ней,
приблизительно 4.1 балла в 10-х классах, в шестых классах несколько выше
Страницы: 1, 2, 3
|