Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности
(6.9 балла).
Учащиеся 6-х классов считают, что внеклассная работа очень развивает
их социальные качества – 9.6 балла, в 10-х классах приблизительно 4 балла.
Посещение классных часов практически 100%, 6-е классы считают их достаточно
интересными, 10-е: «В» - 1.5 балла, «Б» - 6.5 балла.
Также достаточно высока степень взаимопонимания учеников и учителей.
Отражение своих интересов во внеклассной работе нашли лишь ученики 6-х
классов. Ученики 10-х классов находят мало интересующего их во внеклассной
работе и считают, что школа не имеет представления об интересующих их
проблемах, также они считают, что школа не стремится удовлетворить их
интерес. Хотя картина в 6-х классах прямо противоположна. 10-е классы
считают внеклассную работу обременительной, но в среднем время на работу
уходит не много, также как и 6-х классах.
Комментарий к анкете старшеклассника.
Опрос проводился в 1999 году в школе № 37. Опрошены были: 10 «Б»
класс (29 человек), 10 «А» класс (21 человек), 9 «Г» класс (22 человек), 9
«В» класс (22 человек), 11 «В» класс (27 человек), 11 «В» класс (27
человек).
В результате обработки анкет я получила следующие данные:
У 80% опрошенных в 10 “Б” классе есть хобби и более чем у половины –
это хобби – спорт, компьютер и общение. В школе не имеют возможности
заниматься своим хобби лишь 10,3%, 31% опрошенных занимаются хобби в
пределах школы, 31% - лишь иногда занимаются хобби в школе; 27% опрошенных
считают, что упустили возможности самосовершенствования в школе, 13,8% -
уверены в этом твёрдо; 45% считают, что скорее всего имели возможности для
самосовершенствования, 13,8% - уверены в этом твёрдо. Средний балл по
развитию потенциала при обучении в школе- 6,7. 10,3% опрошенных ответили,
что школа не нарушает их основных прав и свобод. 27, 5% ответили, что
скорее всего их права и свободы нарушены, твёрдо в этом уверены 10,3%.
Затруднились ответить на этот вопрос- 20%. 45% считают, что не имеют
возможности непосредственно участвовать в принятии решений в классе и
школе, 14%- категорически отрицают своё влияние на школьные процессы, 6,8%
- твёрдо убеждены в своём влиянии на решения в школе и классе, 17% - их
поддержали, но не совсем в этом уверены. Гармонично живут более 50%
учащихся.
Школа расширяет круг общения более чем для 80% опрошенных. 82%
удовлетворены внеклассной работой, проводимой их классным руководителем,
хотелось бы больше экскурсий. 86,2% - считают, что внеклассной работой с
ними должен заниматься непосредственно классный руководитель. 89% - удалось
найти общий язык с классным руководителем. Внеклассная работа важна в
среднем на 8 баллов из 10. Чаще всего учащиеся проводят внеурочное время с
классом на классных часах. Более 80% их считают необходимыми. На классных
часах чаще всего занимаются обсуждением проблем, математикой.
В 10 “А” классе были опрошены 21 человек. Из них более 70% имеют
хобби, 19% хобби не имеют. Самое распространённое увлечение компьютер –
38,5%, спорт – 28%, были так же названы дизайн, стрельба. Более 50%
учащихся имеют возможность заниматься хобби в пределах школы. Не имеют этой
возможности 28,5%. 28,5% - твёрдо убеждены, что они упустили возможности
для самосовершенствования, 28,5% - ответили, что скорее всего они эти
возможности упустили, 14% - имели возможность для роста и
самосовершенствования, 19% - их поддержали, но не совсем в этом уверены.
Средний балл по развитию потенциала в школе- 6,1. Около 50% опрошенных
считают, что школа не нарушает их основных прав и свобод, 23,8% -
затруднились ответить на этот вопрос. 19,1% считают, что их права были
скорее всего нарушены. Мнения по поводу участия в принятии решений в школе
и классе разделились одинаково по 40%. Около 70% считают, что живут
гармонично. Более 70% опрошенных согласны с тем, что школа постоянно
расширяет круг общения. 62% нашли общий язык с классным руководителем, 57%
довольны внеклассной работой, проводимой им. 42,8% - затруднились ответить
на вопрос о том, нужен ли специальный человек для внеклассной работы, 33,3%
- считают, что он нужен, 14,2% - считают, что такой человек не нужен.
Внеклассная работа важна – 6, 3 балла. На вопрос, как чаще всего
проводите внеурочное время, выбирали все предложенные варианты. На вопрос,
чем занимаетесь на классных часах, 98% - затруднились ответить. Более 70%
считают классные часы необходимыми.
В 9 “Г” было опрошено 22 человека, 63% - из них имеют хобби, у 45,4% -
это спорт, музыка; компьютером увлекаются - 13,6%. 40% имеют возможность
заниматься хобби в пределах школы, 36,3% - этой возможности не имеют.
Развить свой личностный потенциал удалось на 6,5 баллов. 22% считает, что
школа не нарушает их прав и свобод, не согласны с ними 47% . 50% опрошенных
непосредственно участвуют в принятии важных школьных и классных решений.
59% удаётся жить гармонично. 70% считают, что школа расширяет их круг
общения. 30% считают, что упустили возможность для самосовершенствования.
Удовлетворены внеклассной работой 50% опрошенных. Другие же затруднились
ответить на этот вопрос. 27% считают, что нужен специальный человек для
занятий внеклассной работой, не согласились с ними 40,9%. С классным
руководителем нашли общий язык 50% опрошенных, 18% этого не сумели, 27%
затруднились ответить на этот вопрос. Важность внеклассной работы оценили
на 2,9 балла. Внеурочное время учащиеся поводят на классных часах, на
которых обсуждают поведение, решают вопросы. 40% классные часы считают
необходимыми, 92,5% - затруднились ответить.
В 9 “В” опрошено 22 человека. Хобби имеется у 70%, самое
распространённое спорт – 40,9%, общение – 36, 3%. 60% имеют возможность
заниматься хобби в пределах школы. 82% считают, что упустили возможность
для самосовершенствования и культурного роста. Потенциал учащиеся развили
на 5,3 балла. Школа не нарушает права и свободы 73%. 87% учащихся не
участвуют в принятии жизненно важных решений в школе и классе, затруднились
ответить на этот вопрос 13%. 44% опрошенных живут гармонично, 31% - это не
удалось. Для 68% опрошенных школа постоянно расширяет круг общения, для 18%
ситуация прямо противоположная. 81% не удовлетворён внеклассной работой,
проводимой учителем- куратором. 45% считают, что им не нужен человек,
занимающейся внеклассной работой, 45% - затруднились ответить. 50%
учащихся удалось найти общий язык с классным руководителем. Важность
внеклассной работы опрошенные оценили - 4,8 балла. Вся внеурочная
деятельность класса сосредоточена на классных часах, на которых они
заполняют дневники, решают вопросы. Необходимыми их считают 36%, не нужными
54%.
В 11 “В” опрошено 27 человек. Из них у 67% есть хобби, самое
распространенное компьютер – 25,9%, музыка – 22,2%, спорт – 18,5%. Имеют
возможность заниматься хобби в пределах школы 44%, не имеют возможности
совершенно 18,5%. 35% опрошенных считают, что упустили возможности для
самосовершенствования. Свой потенциал учащиеся развили на 5,7 баллов. 18%
опрошенных утверждают, что школа не нарушает основных прав и свобод, 40%
ответили прямо противоположно. 52% не имеют возможности влиять на принятие
решений в школе и классе, 63% учащихся удаётся жить гармонично, 22% не
удаётся. 67% считают, что школа расширяет их круг общения, 30% думают прямо
противоположно. 29% учащихся совершенно не интересна внеклассная работа,
проводимая их классным руководителем, 40% удовлетворены этой работой. 40,7%
считают, что им не нужен специальный человек, который занимался бы с ними
внеклассной работой, 37% думает наоборот. 86% удалось найти общий язык с
классным руководителем. Важность внеклассной работы оценена на 3,9 балла.
Внеурочное время проводят отмечая праздники, ездят в поездки, ходят в кино,
посещают классные часы, на которых занимаются делами, обсуждением
проблем.70% считают классные часы необходимыми.
В 11 “Б” было опрошено 27 человек, из них у 62% есть хобби. Самое
распространённое общение - 40,7%, спорт-18,5%, музыка-14,8%. 51% опрошенных
имеют возможность заниматься хобби в школе. 60% считают, что упустили
возможность для самосовершенствования и культурного роста. Свой личностный
потенциал развили на 7,1 балла. 36% согласились с тем, что школа не
нарушает основных прав и свобод, 33,3%- затруднились ответить на этот
вопрос. 54% учащихся считают, что не принимают участие в принятии решений
школы и класса никакого участия,30% имеют прямо противоположное мнение.
Жить гармонично удаётся 60% опрошенных, 29% не имеют такой возможности. 42%
считает, что школа расширяет круг их общения,45% имеет прямо
противоположное мнение. 78% удовлетворены внеклассной работой, проводимой
классным руководителем. 81% нашли общий язык с классным руководителем, лишь
14,8% этого не удалось.55,5% считают, что необходимости в специальном
человеке, занимающемся внеклассной работой нет, 18,5% считают, что такой
человек нужен. Важность внеклассной работы оценили в 4,5 балла. Внеурочное
время чаще всего проводят на классных часах, совершают поездки на природу.
На классных часах занимаются обсуждением проблем. Необходимыми классные
часы считают 62%.
Комментарий к анкете по проблеме профессиональной ориентации
11 классов.
Практически 80% учащихся 10-х классов уже решили для себя какие
предметы для них являются наиболее важными.
Судя по результатам проведенного анкетирования, главными предметами
являются: физика и математика. За ними следуют: химия и биология. На 3-м
месте по значимости после химии и биологии стоят: иностранный язык,
информатика, экономика.
При чем, большинство мальчиков уделяют повышенное внимание физической
культуре. Они считают, что эти предметы необходимы им при поступлении в
ВУЗ, для дальнейшего обучения и приобретения будущей профессии.
Около 80% опрошенных оценили свои знания по школьной программе на
«хорошо». Только I человек ответил, что оценивает свои знания на
"неудовлетворительно".
Не смогли оценить объективно свои знания 20% учащихся.
Около 25% школьников по необходимым в дальнейшем предметам занимаются
на "отлично", а 45% оценивают свои знания на "хорошо".
90% школьников учатся из сознания необходимости учебы. Помимо школьной
программы дополнительную литературу по учебным предметам читают только 20%.
30% опрошенных вообще не читают дополнительную литературу. Самым читаемым
предметом является литература - 70%.
В своих жизненных планах твердо определилось 50% школьников, 3% не
определилось совсем.
Необходимые профессиональные навыки и проф. знания получили
практически все.
Главным из этих навыков учащиеся считают, что это то, что их научили
думать.
Почти все школьники определились в своей будущей профессии, только 10%
пока не сделали свой выбор.
Самой престижной профессией учащиеся считают профессию экономиста. Все
они получили информацию об этой профессии от родителей иди друзей. Но почти
все они имеют смутное представление о ней. Выбор профессии основывается на
ее престиже. Только 25% считают ее своим призванием, а 12% считают, что
другого выбора у них нет.
Для 75% опрошенных главным в жизни является здоровье. Затем следует
крепкая семья, любовь, материальное положение, карьера и т.д.
На последнем месте стоит духовность.
Р. S . По итогам проведения опроса можно сделать вывод, что
современная школьники выбирают свою будущую профессию руководствуясь не
своим отношениям к ней, а ее перспективой, престижем и материальным
положением, которое она обеспечивает.
Комментарий к анкете по проблеме профессиональной ориентации
9 классов.
По проблеме профессиональной ориентации в школе № 37 был проведен
опрос 9-х классов. В результате были получены следующие данные:
около 70% учащихся уже сделали свой выбор относительно будущей
профессии, многие из них советуются с родителями и друзьями о своем
будущем. 12 % учащихся уже сделала все необходимые шаги для выбранной
профессии.
80% из всех опрошенных выделили для себя предметы, к который относятся
с повышенный вниманием. Из них 40 % приходится на химию и биологию, 20% на
физкультуру, 20% на математику. Около 40% считав, что эти предметы будут
нужны в будущей профессий, 30-ти процентам учащихся эти предметы просто
нравятся /нравятся учителя/.
Знания по школьной программе учащиеся оценивают неоднозначно:
30% - затрудняются оценить себя однозначно,36% - оценивают свои знания
на "хорошо", 23% - "удовлетворительно", и лишь 4% - "отлично". По
предметам, которым уделяется повышенное внимание учащиеся оценивают себя
значительно выше 42% - "хорошо", 19% - "отлично".
Основной мотив учебы - сознание необходимости учебы - у 76% учащихся.
9% учеников учиться заставляют родители, 15% - отвечают, что основным
мотивом заставляющим их учиться являются учителя, друзья и общая обстановка
в классе.
Дополнительную литературу приходится читать, но в небольшом количестве
58-ми процентам учащихся, из которых 56% наибольшее внимание уделяется
русскому языку и литературе. 9% опрошенных не читают литература по
предметам.
73%-м школа дала лишь некоторые профессиональные навыки, 21% -
учащихся получили серьезные навыки, среди которых они указывают: шитье,
вязание, знания нужные в профессии, а также читать, писать и считать.
Основами критериями при выборе профессии являются –перспективность
/21%/ и призвание /32%/.
Основными ценностями в жизни учащееся выделяют: здоровье 75%, 52% -
крепкая семья, 43% - любовь, материальная независимость лишь на 4-м месте
32%, 28% - образованность.
Комментарий к анкете учителя-куратора.
Было опрошено 13 учителей-кураторов.
В процессе анкетирования на первый вопрос были получены
следующие результаты:
1. Воспитание гражданина, самостоятельность, отзывчивость,
взаимопомощь, ответственность, сплоченность коллектива,
нравственность.
2. Совестливость, дружелюбие, дружба, порядочность,
коммуникабельность, воспитание семьянина.
3. Воспитание человека труда, гражданственность, доверие, умение жить
в коллективе, честность.
4. Трудолюбие, сострадание и милосердие, активность, ответственность,
информированность, доброта, дисциплинированность, порядочность.
5. Духовность, патриотизм, гордость за свои успехи и успехи
товарищей.
Почти все учителя считают, что интересы у учеников и учителей должны
совпадать. Они считают, что это помогает ученикам в учебе, а учителям в
работе. А также, чтобы правильно проходил учебно-воспитательный процесс.
Все учителя стремятся удовлетворять интересы учеников во вне
внеклассной работе, иначе теряется интерес в самой внеклассной работе.
По мнению учителей, они имеют представление об интересах учеников на 8
баллов из 10.
Учителям в профилирующих классах рассматривают внеклассную работу,
как продолжение урока. Большое внимание уделяется профориентации.
По мнению учителей ученикам удалось получить профессиональные и пред
профессиональные знания и навыки на 9 баллов из 10.
Во внеклассной деятельности профессиональной склонности учеников
отражены через дифференцированные задания с различным уровнем сложности,
различные творческие задания: стенгазеты, творческие вечера, конкурсу, КВН-
ы, сдают экзамены по выбору.
На последний вопрос анкеты об изменениях в существующей системе
внеклассной деятельности, учителя ответить затрудняются, или их все
устраивает.
Заключение.
Основной проблемой эффективности внеклассной работы является классное
руководство, ведь, именно от классного руководителя зависит насколько детям
будет интересна внеклассная работа. Некоторые дети даже не смогли найти
общего языка со своим классным руководителем. И именно в классах, где у
учеников нет контакта с куратором, они считают внеклассную работу ненужной
и обременительной. Почти все учителя считают, что интересы учеников и
учителей должны совпадать, но как видно из исследований такого в школе нет.
Интересы не только не совпадают, а как считают ученики об этих самых
интересах учителя не знают и естественно не стремятся их удовлетворять.
Необходимо , чтобы учителя проводили анкетирования с целью выяснения их
интересов.
На классные часы дети ходят только из-за необходимости, чаще всего
учащиеся проводят внеурочное время именно там. На классных часах дети
заполняют дневники, обсуждают поведение, и занимаются тем предметом,
который преподает их классный руководитель. Учащиеся считают классные часы
не интересными и ненужными. Так как вся внеурочная деятельность класса
сосредоточена на классных часах, дети считают внеклассную работу не
интересной. В классах, где кроме классных часов дети с куратором ходят в
кино, ездят в поездки, на природу, вместе отмечают праздники и т.п.
значительно выше оценена важность внеклассной работы. Ошибка многих
учителей в том, что они видят внеклассную работу лишь только как
продолжение урока. Ведь на уроке происходит процесс передачи информации, а
внеурочное время служит для воспитательного процесса. Любая форма
внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.
При обсуждении проблемы эффективности внеклассной работы я определила,
что в большинстве случаев учителя не справляются с обязанностями
воспитателя-куратора. С этой целью необходимо для более эффективной
внеклассной работы, чтобы вопросами воспитательной работы занимался
отдельный человек – социальный педагог.
В этом я вижу решение проблемы недостаточной эффективности внеклассной
и общешкольной работы.
Анализируя свою работу в школе по основным критериям эффективности
проводимой внеклассной и общешкольной работы я могу дать общую
характеристику ситуации сложившейся в школе:
1.Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний. Индикатор:
число учащихся, посещающих факультативные занятия , число учащихся
назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы. Школьники
считают, что знаний, полученных на уроке, не достаточно, а
факультативы, на которых школьники могли бы получить дополнительную
информацию, не хватает. Дополнительную литературу читают лишь половина
опрошенных. Необходимо определить основные направления дополнительных
занятий с помощью анкетирований .
2.Занятия спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число
учащихся посещающих различные секций, число учащихся назвавших
основными ценностями жизни здоровье, число учащихся назвавших нормой
поведения занятия спортом. Так же критерием может выступать: число
учеников занимающихся утром зарядкой Более половины опрошенных в
каждом из классов называет своим хобби – спорт. Занимаются им дети в
пределах школы. Существуют различные направления спортивной
подготовки, направленные на углубление спортивных интересов у
школьников. Понятие спорт и здоровье для учащихся взаимосвязаны, а
здоровье они называют основной жизненностью ценностью. Необходимо
вести пропаганду здорового образа жизни в связи с ухудшением состояния
окружающей среды, увеличением числа подростков с аморальным
поведением(курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания и т. д.)
3.Занятия искусством. Индикатор: число учащихся принимающих участие в
различных театральных постановках, КВНах, праздниках, и т. п. В школе
проводятся различные театральные постановки, КВНы, праздники, на
которых дети могут реализовать свои возможности. Создание методик для
выявления одаренных детей (в области искусства), создание необходимых
условий для дальнейшего развития.
4.Исполнение социальной роли. Индикатор: число учащихся принадлежащих
к различным общественным организациям, и занимающихся общественной
деятельностью. Самыми большими организациями в советское время были:
октябрята, пионеры, комсомол. С момента их упрознения в школе ничего
подобного нет. Необходимо создание подобных организаций, так как
ребенку необходимо общение с детьми которые имеют сходные интересы,
цели. Такая организация позволит детям успешнее пройти процесс
социализации, научится «существовать» в социуме.
5.Занятия в русле избранной профессии. Индикатор: число учащихся
обучающихся в профессионально-ориентированных классах, число
профессионально-ориентированных учащихся. В школе созданы
специализированные классы, которые прикреплены непосредственно к
ВУЗам. Там ученики получают знания, помогающие поступать в различные
ВУЗы. Необходима серьезная работа по профессиональной ориентации.
Должна вестись серьезная работа по разъяснению преимуществ той или
иной профессии, реальных возможностей при поступлению в различные
учебные учреждения, и т.п.
6.Комфортность в школе. Индикатор: число учащихся ощущающих себя
«хозяевами школы». Ученики с своем большинстве считают, что их
основные права и свободы нарушены. Они не ощущают себя хозяевами
школы. Необходимо воспитать хозяина территории, дать учащимся больше
свободы, личной ответственности за судьбу школы. Школьник не
чувствует себя комфортно приходя в школу.
7. Характеристика. Самооценка значимости своей личности учениками.
Критерий. Возможность принимать решения, определяющие жизнь класса и школы.
Индикатор:. Число учащихся имеющих возможность принимать решения,
определяющие жизнь школы и класса. Большинство учеников считают, что не
имеют возможности непосредственно участвовать в принятии решений в классе в
школе. Детям нужно дать как можно больше ответственности. Они должны
почувствовать себя нужными и самостоятельными, чтобы подготовить их к
выходу в жизнь. Школа должна защищать, развивать, поощрять
самостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет
преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.
8.Возможность индивидуального разностороннего личностного развития.
Индикатор: число учеников имеющих возможность личностного развития.
Очень многие считают, что упустили возможность самосовершенствования и
культурного роста, а также, что недостаточно развили свой личностный
потенциал. Гармонично жить удается лишь половине опрошенных.
Необходимо формирование у детей осознанности обучения.
9.Возможность и интенсивность общения с внешкольными партнерами.
Индикатор: число учеников оценивших возможность общения. Учащиеся
считают, что школа постоянно расширяет их круг общения, приглашает
интересных людей, организовывает конференции. У школы существует выход
в интернет, дети создали там свою страничку. Необходимо максимальное
расширение круга общения.
Основными рекомендациями могут быть:
1. Создание в образовательных учреждениях воспитательных систем,
находящихся в русле не только на гуманистической, но и социальной
парадигм.
2. Гармонизация социального поля жизнедеятельности ребёнка,
педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного
учреждения.
3. Развёртывание клубной, досуговой и любительской деятельности,
поддержка и создание новых молодёжных общественных объединений, поощрение
демократических начал в управлении, в том числе детском самоуправлении.
6. Введение в школу программ, направленных на раннее профессиональное
самоопределение молодёжи.
7. Усиление социально- защитной функции школы, повышение эффективности
мер по охране жизни, физического, умственного и психического здоровья детей
средствами образования в процессе социально-педагогической деятельности.
8. Развитие сети учреждений дополнительного образования, и также
здравоохранения, социальной защиты, спорта, комитетов по делам молодёжи,
выполняющих социальный заказ по реализации образовательных программ
различного уровня.
При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить
усилия педагогического коллектива и руководства на:
1.Разносторонность её содержания, и общественную направленность.
Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое,
трудовое воспитание.
2.Важной стороной этой работы является использование её массовых форм,
как для воспитания школьников, так и для разумной организации их
свободного времени.
3.Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная
работа охватывала всех учащихся.
4.Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных
интересов, активности и самостоятельности учащихся.
С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему
внеклассной и внешкольной работы, а руководство школы оказывает
методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой
работы. Разносторонность её содержания, и общественную направленность.
Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое,
трудовое воспитание.
Я бы хотела, работая в данной области, двигаться в том направлении,
где искусство воспитания базируется на научно-теоретическом фундаменте, а
новые методики и технологии воспитательного процесса произрастают из зерен
социально-педагогической теоретической мысли.
Воспитание — это питание человека всеми достижениями человеческой
культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне
ее.
Усвоение мира обеспечивает уровень взаимодействия с реальностью,
оснащает ребенка свободным поведением. Частично школьное обучение выполняет
данное назначение воспитания, формируя у воспитанников ценностно-значимые
умения. Но за пределами учебных программ располагается жизнь, не отраженная
в них, и кто-то должен помочь ребенку познать и эту жизнь, рассчитывает на
семью. Семья, сама не готовая жить в контексте культуры, возлагает надежды
на школу.
А подросток тем временем, не обученный элементарному взаимодействию с
миром, страшится окружающей действительности, занимает заведомо агрессивную
позицию по отношению к этому непонятному миру, ожидая от него каверз,
неприятностей, несчастья. Мир представляет перед ним отторженным, а его
собственная жизнь кажется постоянной борьбой с этим миром, у которого надо
постараться отнять как можно больше.
Кажется, что воспитание — тяжелейший труд, а с другой стороны,
воспитание — дело легкое и простое, ибо не видны внутренние духовные
усилия, производимые воспитателем.
В школьной воспитании должна наступить концентрация внимания на
задачах и конкретных действиях, а не лишь только на лице воспитанника. В
воспитании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не
только на прошедшее и современность.
Список использованной литературы:
1. Социальная педагогика: теория, метод, опыт. Свердловск, 1989 г.
2. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М.
«Политиздат», 1990 г.
3. Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М.
«Педагогика», 1988 г.
4. Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1989 г.
5. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М.
«Просвещение», 1980 г.
6. Сохань Л.В. Разумная организация жизни личности, Киев, 1989 г.
7. Коротов В.М. Самоуправление школьников, М. «Просвещение», 1981 г.
8. Социальная служба школы: назначение, функции, проблемы/Вопросы
социологии и социальной педагогики: сборник научных трудов. Вып.2 / под
ред. проф. А. Н. Ростовцева./
9. Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. Рязань, РГПУ,
1999.
10. Степанов Н.А., Горнов В. А. Социальная педагогика как академическая
дисциплина и профессия /Вопросы социологии и социальной педагогики:
сборник научных трудов. / под ред. проф. А. Н. Ростовцева.
11. Лиферов А.П., Степанов Н.А. «Образование будущего: глобальные проблемы
– локальные решения» Методическое пособие. г. Рязань.
12. Степанов Н. А. Подготовка специалистов по социальной педагогике как
условие качественно нового уровня воспитания // Психология взросления и
педагогическая стратегия проблемы формирования позитивной Я-концепции. -
Рязань, 1997. - С. 70-73.
13. Горнов В. А. Формирование и развитие навыков исследовательской работы у
студентов отделения социальной педагогики // Психология взросления и
педагогическая стратегия проблемы формирования позитивной Я-концепции:
Тезисы докладов научно-практической конференции. - Рязань, 1997. - С. 73-
75.
14. Социальные характеристики молодёжи Ряз. обл. Анализ результатов
социалогического исследования. Молодёжь 97 / Г. В. Гаврилова, В. А.
Горнов, Н. А. Степанов – Рязань, 1998. - 121 с.
15. Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии: Учебное
пособие. – Рязань, 1999. – 92 с.
16. Степанов Н. А. Социальные аспекты образовательных процессов в «элитных»
школах (по итогам социологических исследований в школах г. Рязани) //
Вопросы социологии и социальной педагогики под ред проф. А. Н.
Ростовцева. – Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. – 88 с.
17. Горнов В. А. Некоторые штрихи к социальному «портрету» региональной
молодёжной элиты // Вопросы социологии и социальной педагогики под ред.
Проф. А. Н. Ростовцева. – Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. – 88 с.
18. Мардахаев Л. В. Дипломная работа по социальной педагогике (методическое
пособие), М –1999. – 56 с.
Журнал «Педагогика».
1. Лихачев Б.М. Основные категории педагогики. №1 за 1999 г.
2. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества
№7 за 1998 г.
3. Сурова Л.В. Куда нам плыть? №3 за 1998 г.
4. Коротов В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования №5 за
1997 г.
5. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей №4 за 1997 г.
6. Гликман И.З. Воспитание и образование, №2 за 1999 г.
Журнал воспитание школьников.
1. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы, №4,5,6 за 1994 г.
Программа исследования
Проблема – отсутствие:
. точного представления (научной системной картины) об эффективности
воспитательной (социально-педагогической) работы в школе № 37
. Разработанных социально-педагогических технологий организации
внеклассной работы.
Объект – внеклассная работа.
Предмет – социально-педагогические механизмы воздействия внеклассной
работы на личность ребенка, формирование социальных качеств, влияние
заинтересованности учеников и учителей на эффективность внеклассной
работы.
Цель- оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций
по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы
Задачи:
1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во
внеклассной работе.
2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива
и учеников.
3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной
жизни.
4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких
личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена
внеклассная работа).
Для решения поставленных задач в данном дипломном проекте
использовались различные методы сбора социологической информации:
- Анкетирование – самостоятельное заполнение анкеты респондентами
- Интервьюирование – предполагает личное общение социолога с
респондентом.
Наблюдение- целенаправленное, систематезированное восприятие какого-
либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в
дневнике наблюдения.
Гипотезы:
1.Соцеально-педагогическая работа не является приоритетной в
деятельности учителей предметников.
2.Социально-педагогические элементы включены в деятельность не всех
учителей предметников.
3.Образовательный процесс строится без точного учета социального
эффекта.
4.Воспитательная работа осуществляется вне контекста общей
образовательной деятельности.
Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была
оценена важность влияния педагога на ученика, в данном дипломном
проекте было выявлено влияние внеклассной работы на развитие личности,
рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса
социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия
двух основных социальных субъектов, под воздействием которых
формируется личность — общества и индивида.
приложение
Анкета школьника.
Уважаемый юный коллега! Администрация школы совместно со специалистами
педагогического университета проводит социологическое исследование, с целью
получения отражения реального состояния внеклассной работы, выявить
имеющиеся противоречия и тенденции. Мы предлагаем тебе ответить на вопросы
нашей анкеты. Ответы оцениваются по 10-ти балльной шкале Принципиально
важно, чтобы все ответы ты давал только самостоятельно, без советов с кем-
либо. Фамилию указывать не нужно: данные исследования будут использованы в
обобщенном виде. Опрос проводился в школе № 37 ,12 декабря 1999г.
1.На сколько эффективной ты считаешь внеклассную работу, проводимую
твоим учителем?
2.На сколько интересна внеклассная работа?
3.Как часто ты участвуешь в общешкольной работе?
4.На сколько она тебе интересна?
5.На сколько работа в школе развивает твои социальные и личностные
качества?
6.Как часто ты посещаешь классные часы?
7.На сколько они тебе интересны?
8.Оцени степень твоего взаимопонимания с учителем.
9. На сколько проводимая внеклассная и общешкольная работа отражает твои
интересы?
10.На сколько школа и учителя имеют представление о твоих интересах?
11.Оцени стремление школы в удовлетворении твоих интересов.
12.На сколько полезны классные часы?
13.Обременяет ли тебя общешкольная и внеклассная работа?
14.Сколько времени у тебя уходит на внеклассную работу?
15.Оцени степень искренности в заполнении анкеты.
Спасибо за сотрудничество.
Анкета старшеклассника
Уважаемый юный коллега! Администрация школы совместно со
специалистами педагогического университета проводит социологическое
исследование, с целью получения отражения реального состояния внеклассной
работы, выявить имеющиеся противоречия и тенденции. Мы предлагаем тебе
ответить на вопросы нашей анкеты. Для ответа необходимо обвести кружком
цифровой код выбранного тобой варианта ответа(например 1.1) или написать
ответ самостоятельно (вариант другое, что именно.) Принципиально важно,
чтобы все ответы ты давал только самостоятельно, без советов с кем-либо.
Фамилию указывать не нужно: данные исследования будут использованы в
обобщенном виде. Опрос проводился в школе № 37 ,15 декабря 1999г.
1.Есть ли у тебя хобби?
1. – да, серьёзное.
2. – да, но не очень серьёзное.
3. – можно сказать, что нет.
1. Какое именно?
1. – литература
2. – музыка
3. – компьютер
4. – спорт
5. – общение
6. – другое (что именно)
2. Имеешь ли ты возможность заниматься своим хобби в пределах школы?
3.1. – да, всегда
3.2. – иногда, редко
3.3. – нет
3.4. – з. о.
3. Считаешь ли ты, что ты упустил в школе много возможностей для
самосовершенствования, культурного роста?
1. – да
2. – скорее да, чем нет
3. – скорее нет, чем да
4. – нет
4. Насколько на твой взгляд ты смог развить свой потенциал при обучении в
школе (по 10-ти бальной шкале)
5. Верно ли, что твоя школа не нарушает твоих основных прав и свобод?
1. – да
2. - скорее да, чем нет
3. - скорее нет, чем да
4. – нет
5. – з. о.
6. Можешь ли ты сказать, что непосредственно участвуешь в обсуждении и
принятии жизненно важных для школы и класса решений?
1. - да
2. - скорее да, чем нет
3. - скорее нет, чем да
4. – нет
5. – з.о.
7. Удаётся ли тебе жить гармонично: сочетать учёбу, спорт, искусство, хобби
и т.п.?
1. – да
2. - скорее да, чем нет
3. - скорее нет, чем да
4. – нет
5. – з.о.
8. Верно ли, что школа постоянно расширяет круг твоего общения: приглашает
интересных людей, организует поездки, конференции и т.п.?
1. – да
2. - скорее да, чем нет
3. - скорее нет, чем да
4. – нет
5. – з.о.
9. Удовлетворён ли ты внеклассной работой, проводимой твоим учителем-
куратором?
10.1 – да
10.2. – да, но хотелось бы большего
10.3. – нет, мне это совершенно не интересно
10.4. – з.о.
10. Считаете ли вы, что внеклассной работой с вами должен заниматься
отдельный человек, а не непосредственно классный руководитель?
11.1. – да
11.2. – нет
11.3. – з.о.
11. Сумел ли ты найти общий язык со своим классным руководителем?
12.1. – да
12.2. - скорее да, чем нет
12.3. - скорее нет, чем да
12.4. – нет
12.5. – з.о.
12. Оцени, насколько важна для тебя внеклассная работа (по 10-ти бальной
шкале).
13. Как чаще всего вы проводите своё внеурочное время с классом?
14.1. - ходите в кино
14.2. – посещаете музеи
14.3. – ездите в поездки в другие города
14.4. – собираетесь на классный час
14.5. – вместе отдыхаете на природе
14.6. – проводите игры, соревнования, спектакли
14.7. – ничего вместе не делаем
14.8. – другое, что именно
14. Чем вы занимаетесь на классных часах?
15. Считаете ли вы их необходимыми?
16.1. - да
16.2. - скорее да, чем нет
16.3. - скорее нет, чем да
16.4. – нет
16.5. – з. о.
Спасибо за сотрудничество.
Анкета учителя-куратора.
Уважаемый коллега! Администрация школы совместно со специалистами из
педагогического университета проводит социологическое исследование с целью
получения отражения реального состояния внеклассной работы, выявить
имеющиеся противоречия и тенденции. Мы предлагаем Вам ответить на вопросы
нашей анкеты. Для ответа необходимо обвести кружком цифровой код выбранного
Вами ответа, например 1.1 или написать ответ самостоятельно. Фамилию
указывать не нужно: данные будут использоваться в обобщенном виде. Опрос
проводился в школе № 37 ,18 декабря 1999г.
9. Определите 5 основных, и на ваш взгляд самых важных социальных качеств,
на которые должна быть направлена внеклассная работа (разместите по
степени важности).
10. Должны ли по вашему мнению совпадать интересы учеников и учителей?
1. Да, почему?
2. Нет, почему?
3. З.О.
11. Стремитесь ли вы удовлетворять интересы учеников своих учеников во
внеклассной работе?
1. Да, почему?
2. Нет, почему?
3. З.О.
12. На сколько вы имеете представление об интересах учеников? (оцените по
10-бальной шкале)
13. Какие различия существуют между общеобразовательными и профилирующими
классами?
14. Как вы считаете, на сколько вашим ученикам удалось получить в школе
необходимые профессиональные и предпрофессиональные навыки и знания?
(оцените по 10-бальной шкале)
15. Как в вашей внеклассной деятельности отражены профессиональные
склонности учеников?
16. Чтобы вы изменили в существующей системе внеклассной работы?
Спасибо за сотрудничество.
Таблица №1
(в%)
|Вопросы: |9”Г” |9”В” |10“Б” |10“А” |11“В” |11”Б” |
|1.Есть ли у тебя хобби? | | | | | | |
|1.1.Да, серьезное |31,8 |27,2 |40 |52,4 |22,2 |3,7 |
|1.2.Да, но не очень |31,8 |40,9 |40 |23,8 |44,4 |59,2 |
|серьезное | | | | | | |
|1.3. Нет |36,3 |31,8 |24,1 |19,1 |33,3 |37 |
|2. Какое именно? | | | | | | |
|2.1. Литература |0 |4,5 |6,8 |19,1 |7,4 |3,7 |
|2.2. Музыка |13,6 |4,5 |13,8 |19,1 |22,2 |17,8 |
|2.3. Компьютер |13,6 |4,5 |55 |38 |25,9 |7,4 |
|2.4. Спорт |45,4 |40,9 |51,8 |28,5 |18,5 |18,5 |
|2.5. Общение |4,5 |36,3 |37,9 |14,2 |14,8 |40,7 |
|2.6. Другое |0 |Шитье |Танцы |Стрельба|0 |Рыбалка |
|3. Имеешь ли ты | | | | | | |
|возможность заниматься | | | | | | |
|своим хобби в пределах | | | | | | |
|школы? | | | | | | |
|3.1. Да, всегда |31,8 |45,5 |31 |42,8 |22,2 |25,9 |
|3.2. Иногда, редко |9 |27,2 |37,9 |9,5 |22,2 |25,9 |
|3.3. Нет |36,3 |13,6 |10,3 |9,5 |37 |37 |
|3.4. З.О. |13,6 |9 |17,2 |28,5 |18,5 |11,1 |
|4.Считаешь ли ты, что ты| | | | | | |
|упустил в школе много | | | | | | |
|возможностей для | | | | | | |
|самосовершенствования и | | | | | | |
|культурного роста? | | | | | | |
|4.1. Да |18,1 |31,8 |13,8 |28,5 |7,4 |11,1 |
|4.2. Скорее да, чем нет |13,6 |50 |27,5 |28,5 |25,9 |48,1 |
|4.3. Скорее нет, чем да |27,2 |9 |44,8 |19,1 |48,1 |29,6 |
|4.4. Нет |36,3 |9 |13,8 |14,2 |18,5 |11,1 |
|5. На сколько на твой |6,5 |5,3 |6,7 |6,1 |5,7 |7,1 |
|взгляд ты смог развить |балла|балла |балла |балла |балла |балла |
|свой личностный | | | | | | |
|потенциал при обучении в| | | | | | |
|школе (оценить по 10-ти | | | | | | |
|бальной шкале) | | | | | | |
|6. Верно ли, что твоя | | | | | | |
|школа не нарушает твоих | | | | | | |
|основных прав и свобод? | | | | | | |
|6.1. Да |4,5 |36,3 |10,3 |28,5 |3,7 |25,9 |
|6.2. Скорее да, чем нет |18 |36,3 |27,5 |23,8 |14,8 |11,1 |
|6.3. Скорее нет, чем да|36,3 |13,6 |31 |19,1 |22,2 |18,5 |
|6.4.Нет |13,6 |0 |10,3 |0 |18,5 |11,1 |
|6.5. З.О. |27,2 |9 |20,6 |23,8 |37 |33,3 |
|7. Можешь ли ты сказать,| | | | | | |
|что непосредственно | | | | | | |
|участвуешь в обсуждении | | | | | | |
|и принятии жизненно | | | | | | |
|важных для школы и | | | | | | |
|класса решений? | | | | | | |
|7.1. Да |40,9 |0 |6,8 |23,8 |11,1 |3,7 |
|7.2. Скорее да, чем нет |9 |0 |17,2 |14,2 |29,6 |25,9 |
|7.3. Скорее нет, чем да|18 |50 |44,8 |28,5 |25,9 |40,7 |
|7.4.Нет |27,2 |36,3 |13,7 |14,2 |7,4 |14,8 |
|7.5. З.О. |4,5 |13,6 |17,2 |9,5 | |14,8 |
|8. Удается ли тебе жить | | | | | | |
|гармонично (сочетать | | | | | | |
|учебу, спорт, искусство,| | | | | | |
|хобби и т.д. )? | | | | | | |
|8.1. Да |45,4 |31,8 |24 |38 |22,2 |11,1 |
|8.2. Скорее да, чем нет |13,6 |13,6 |38 |38 |40,7 |48,1 |
|8.3. Скорее нет, чем да|22,7 |4,5 |24 |9,5 |11,1 |7,4 |
|8.4.Нет |9 |27,2 |6,8 |9,5 |11,1 |22,2 |
|8.5. З.О. |9 |27,2 |6,8 |0 |14,8 |11,1 |
|9. Верно ли, что школа | | | | | | |
|постоянно расширяет круг| | | | | | |
|твоего общения | | | | | | |
|(приглашает интересных | | | | | | |
|людей, организует | | | | | | |
|поездки, конференции и | | | | | | |
|т. п.)? | | | | | | |
|9.1. Да |51 |59 |51,7 |66,6 |22,2 |18,5 |
|9.2. Скорее да, чем нет |13 |9 |31 |19,1 |44,4 |25,9 |
|9.3. Скорее нет, чем да|18,4 |18 |10,3 |4,7 |18,5 |37 |
|9.4.Нет |7 |0 |6,8 |0 |11,1 |7,4 |
|9.5. З.О. |7 |13,6 |0 |4,7 |3,7 |11,1 |
|10. Удовлетворен ли ты | | | | | | |
|внеклассной работой, | | | | | | |
|проводимой твоим | | | | | | |
|учителем-куратором? | | | | | | |
|10.1. Да |45 |9 |82,7 |42,8 |37 |70,3 |
|10.2. Да, но хотелось бы|4,5 |9 |10,3 |14,2 |3,7 |7,4 |
|большего | | | | | | |
|10.3. Нет, мне это |0 |36,4 |3,4 |14,2 |29,6 |11,1 |
|совершенно не интересно | | | | | | |
|10.4. З.О. |45 |45,4 |3,4 |19,1 |29,6 |11,1 |
|11. Считаете ли вы, что | | | | | | |
|внеклассной работой с | | | | | | |
|вами должен заниматься | | | | | | |
|отдельный человек, а не | | | | | | |
|непосредственно классный| | | | | | |
|руководитель? | | | | | | |
|11.1. Да |27,2 |9 |0 |33,3 |37 |18,5 |
|11.2.Нет |40,9 |45,4 |86,2 |14,2 |40,7 |55,5 |
|11.3. З.О. |31,8 |45,4 |13,7 |42,8 |18,5 |25,9 |
|12. Сумел ли ты найти | | | | | | |
|общий язык со своим | | | | | | |
|классным руководителем? | | | | | | |
|12.1. Да |22,7 |22,7 |69 |38,1 |48,1 |55,5 |
|12.2 Скорее да, чем нет |37,8 |27,2 |20,6 |23,8 |37 |25,9 |
|12.3. Скорее нет, чем да|9 |36,4 |0 |9,5 |3,7 |14,8 |
|12.4.Нет |9 |9 |0 |0 |7,4 |0 |
|12.5.З.О. |27,2 |4,5 |3,4 |14,2 |7,4 |3,7 |
|13. Оцени на сколько |2,9 |4,8 |8 |6,3 |3,9 |4,5 |
|важна для тебя |балла|балла |балла |балла |балла |балла |
|внеклассная работа(по | | | | | | |
|10-ти бальной шкале) | | | | | | |
|14. Как чаще всего вы | | | | | | |
|проводите свое | | | | | | |
|внеурочное время с | | | | | | |
|классом? | | | | | | |
|14.1. Ходим в кино |2,7 |9 |13,7 |4,3 |9,1 |4,3 |
|14.2. Посещаем музеи |3,4 |45,4 |6,8 |3,3 |6 |0,7 |
|14.3. Поездки |1,7 |18 |6,8 |7,2 |5,8 |3,5 |
|14.4. Собираемся на |58 |40 |59 |65 |54 |65 |
|классный час | | | | | | |
|14.5. Отдыхаем на |2,7 |1,7 |1,7 |1,7 |4,3 |35 |
|природе | | | | | | |
|14.6. Проводим игры, |7,1 |3,8 |4 |4,1 |4,5 |1,2 |
|соревнования, олимпиады,| | | | | | |
|КВН и т. п. | | | | | | |
|14.7. Ничего не делаем |21 |0 |0,5 |0 |1,9 |0,5 |
|вместе | | | | | | |
|14.8. Другое | |0 |0 |0 |0 |0 |
|15. Чем вы занимаетесь |Обсуж|Заполн|Урокам|З.О. |З.О |Обсуждае|
|на классных часах |дение|яем |и | | |м |
| |повед|дневни| | | |проблемы|
| |ения |ки | | | | |
| | | | | | | |
|16. Считаете ли вы их | | | | | | |
|необходимыми? | | | | | | |
|16.1. Да |36,3 |18 |65,5 |38 |51,8 |37 |
|16.2 Скорее да, чем нет |4,5 |18 |17,2 |33,3 |18,5 |25,9 |
|16.3. Скорее нет, чем да|31,8 |31,8 |6,8 |4,7 |7,4 |7,4 |
|16.4.Нет |4,5 |22,7 |6,8 |4,7 |7,4 |18,5 |
|16.5.З.О. |22,7 |9 |3,4 |14,2 |14,8 |11,1 |
Таблица №2
(в баллах)
|Вопросы: |6 А |6 Д |6 Г |10 В |10 Б |
| 1. На сколько эффективной ты |7,5 |8,6 |7,5 |4,05 |7,9 |
|считаешь внеклассную работу | | | | | |
|проводимую твоим учителем? | | | | | |
|2. На сколько интересна |6,2 |8 |7,4 |2,5 |7,8 |
|внеклассная работа? | | | | | |
|3. Как часто ты участвуешь в |2,9 |3,1 |3,7 |2,1 |3 |
|общешкольной работе? | | | | | |
|4. На сколько она тебе |5,4 |6,9 |7 |3,8 |4,2 |
|интересна? | | | | | |
|5. На сколько работа в школе |9,6 |8,9 |9,1 |3,8 |4 |
|развивает твои социальные и | | | | | |
|личностные качества? | | | | | |
|6. Как часто ты посещаешь |9,9 |9,7 |8,9 |9,6 |9,4 |
|классные часы? | | | | | |
|7. На сколько они тебе |8,5 |9,1 |9 |1,5 |6,5 |
|интересны? | | | | | |
|8. Оцени степень твоего |8,7 |8,9 |8,5 |6,5 |7,1 |
|взаимопонимания с учителем? | | | | | |
|9. На сколько проводимая |6,7 |7,5 |8 |3,5 |2,8 |
|внеклассная и общешкольная | | | | | |
|работа отражает твои интересы? | | | | | |
|10. На сколько школа и учителя |7,8 |8,3 |7,1 |1,3 |2,5 |
|имеют представления о твоих | | | | | |
|интересах? | | | | | |
|11. Оцени стремление школы в |6,5 |7,1 |8,4 |2 |2,1 |
|удоволетворении твоих | | | | | |
|интересов. | | | | | |
|12. На сколько полезны классные|5,5 |7,5 |5,9 |3,2 |4,1 |
|часы? | | | | | |
|13. Обременяет ли тебя |3,2 |4,9 |4,8 |9,2 |8,9 |
|общешкольная и внеклассная | | | | | |
|работа? | | | | | |
|14. Сколько времени у тебя |Не очень|Не |Не |Достато|Много |
|уходит на внеклассную работу? |много |очень |очень |чно | |
| | |много |много |много | |
|15. оцени степень искренности |9,8 |9,9 |9,5 |9,7 |9,9 |
|при заполнении анкеты. | | | | | |
Анкета старшеклассника по профориентации.
Уважаемый юный коллега! Администрация школы совместно со
специалистами педагогического университета проводит социологическое
исследование, с целью получения отражения реального состояния
профориентационной работы, выявить имеющиеся противоречия и тенденции. Мы
предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты. Для ответа необходимо
обвести кружком цифровой код выбранного тобой варианта ответа (например
1.1) или написать ответ самостоятельно (вариант другое, что именно.)
Принципиально важно, чтобы все ответы ты давал только самостоятельно, без
советов с кем-либо. Фамилию указывать не нужно: данные исследования будут
использованы в обобщенном виде. Опрос проводился в школе № 37 ,17 ноября
1998г.
АНКЕТА СТАРШЕКЛАССНИКА.
1. Есть ли у тебя учебные предметы, которым ты уделяешь повышенное
внимание?
1.1. – да
1.2. – нет
1.3. – затрудняюсь ответить.
2. Если есть, то какие именно?
2.1. – физика, математика
2.2. – химия, биология
2.3. – русский язык, литература
2.4. – история, обществоведение
2.5. – физкультура
2.6. – специальные предметы
2.7. – другое /что именно?/
3. Почему именно этим предметам ты уделяешь повышенное внимание?
3.1. – более требовательные учителя, чем по другим предметам
3.2. – нужны для поступления в ВУЗ
3.3. – нужны для будущей профессии
3.4. - нужны для развития общей культуры
3.5. – заставляют родители
3.6. – другое /что именно?/
4. Как ты оцениваешь свои знания по школьной программе в целом?
4.1. – отлично
4.2. – хорошо
4.3. – удовлетворительно
4.4. – неудовлетворительно
4.5. – не могу оценить однозначно
4.6. – затрудняюсь ответить
5. А по предметам, которым уделяем повышенное внимание?
5.1. – отлично
5.2. – хорошо
5.3. – удовлетворительно
5.4. – неудовлетворительно
5.5. – не могу оценить однозначно
5.6. – затрудняюсь ответить
6. Можешь ли ты назвать мотивы своей учебы, что заставляет тебя
учиться?
6.1. – сознание необходимости учебы
6.2. – родители
6.3. – учителя
6.4. – друзья
6.5. – общая обстановка в классе
6.6. – другое /что именно?/
7. Приходится ли тебе читать дополнительную литературу по учебным
предметам?
7.1. – да, много
7.2. – приходится, но немного
7.3. – практически не приходиться
7.4. – другое /что именно?/
8. По каким предметам?
8.1. – физика, математика
8.2. – химия, биология
8.3. – русский язык, литература
8.4. – история, обществоведение
8.5. – физкультура
8.6. – специальные предметы
8.7. – другие /какие именно?/
8.8. – нет
9. Насколько определены твои жизненные планы?
9.1. – твердо определены
9.2 – скорее определены, чем нет
9.3. – скорее не определены, чем определены
9.4. – нет, совсем не определены
9.5. – другое /что именно?/
10. Удалось ли тебе в школе получить необходимые профессиональные или
предпрофессиональные знания и навыки?
10.1. – удалось получить серьезные навыки
10.2. – удалось получить некоторые навыки
10.3. – практически ничего не получил
10.4. – другое /что именно?/
11. Какие именно?
12. Можно ли сказать, что ты уже выбрал свою будущую профессию?
12.1. – да, твердо, выбрал
12.2. – скорее да, чем нет
12.3. – скорее нет, чем да
12.4. – нет, пока не выбрал
13. Если выбрал профессию, то какую?
врач, учитель, экономист, переводчик, соц. работник, десантник,
секретарь
14. Насколько реальна твоя возможность занятия этой профессией?
14.1. – Я сделал все необходимые шаги для этого
14.2. – пока я только советовался с родителями и друзьями об этой
профессии
14.3. – я хотел бы заниматься этой профессией, но пока плохо
представляю ее особенности
14.4. – другое /что именно?/
15. Почему ты выбрал именно эту профессию?
15.1. – я считаю ее своим призванием
15.2 – это очень перспективная профессия
15.3. – это семейная традиция
15.4. – все друзья советуют заняться этой профессией
15.5. – просто нет другого выбора
15.6. – другое
15.7. – затрудняюсь ответить
16. Что ты считаешь главным в жизни? Не более 3 ответов в порядке
предпочтения
16.1. – здоровье
16.2. – материальная независимость
16.3. – образованность
16.4. – карьера
16.5. – богатство
16.6. – свобода
16.7. – интересная работа
16.8. – крепкая семья
16.9. - любовь
16.10. – духовность
16.11. – другое /что именно?/
17.Укажи свой класс.
18. Пол
18.1. – мужской
18.2. – женский
Спасибо за сотрудничество.
|Рязанский Государственный Педагогический Университет |
|Кафедра социологии и социальной педагогики |
|Средняя школа №37 |
|Итоги анкетирования |
|Вопросы |9 «а»|9 «б»|9 «в»|11 |11 |11 |итог |
| | | | |«а» |«б» |«в» | |
|1. Насколько твои знания зависят от учителей? |7.3 |7 |6 |5.2 |7.8 |8.5 |6.9 |
|2. Как часто учителя проводят с вами факультативные занятия? |1.1 |1,3 |1.8 |1.8 |5.1 |2.8 |2.3 |
|3. Насколько достаточно полные знания ты получаешь, на уроке? |6.7 |6.2 |6.4 |5.1 |5.6 |8 |6,3 |
|4. Насколько твои оценки отражают работу учителя? |4.5 |6.5 |4.8 |5.2 |5.5 |5.1 |5.2 |
|5. Насколько твоя семья участвует в твоей жизни? |7.2 |6,3 |8,3 |6.6 |7 |8 |7.2 |
|6. Оцени свои отношения с родителями? |8.3 |8.6 |8.2 |7.7 |7.8 |8.2 |8,1 |
|7. Насколько семью развивает тебя духовно, нравственно и |7.4 |6.2 |6.9 |7.2 |6.1 |7.3 |6.8 |
|физически? | | | | | | | |
|8. Часто ли ты проводить свое свободное время в кругу семьи? |7 |5.7 |5.8 |5.3 |6,2 |6,4 |6 |
|9. Как часто ты занимается спортом со своей семьей? |1,2 |1,3 |1,1 |1 |1.7 |1 |1 |
|10. Насколько взаимосвязаны для тебя понятия спорт и здоровье? |8.5 |7.1 |7.6 |7.2 |8 |7.7 |7.6 |
|11. Насколько высока квалификация учителей твоей школы? |7 |6.4 |8.9 |6.5 |5.9 |9.7 |7.3 |
|12. Насколько на твой взгляд важно внедрение новых педагогических|5.2 |3 |4.4 |3.1 |5.5 |6.1 |4.5 |
|программ в учебный процесс | | | | | | | |
|13. Насколько реально внедрение новых программ? |8.4 |6.6 |5.5 |5.6 |5.6 |9 |6.7 |
|14. Как часто учителя проводят с вами анкеты, тесты, опросы? |1.8 |6.6 |2.3 |1.9 |2.1 |2.3 |2.8 |
|15. 0цени насколько для тебя важно мнение учителя? |6.2 |4.9 |7.1 |3.6 |5.3 |5.9 |5.5 |
|16. Насколько на твой взгляд ты смог развить свой личностный |7.1 |6.4 |6.9 |5.9 |5.8 |8.8 |6.8 |
|потенциал при обучении в школе? | | | | | | | |
|17. В какой степени ты ощущаешь себя хозяином школы? |4.1 |5.8 |5.3 |5.9 |3.3 |6.4 |5.1 |
|18. 0цени свою искренность при заполнении анкеты? |9.5 |7.6 |8.4 |8.7 |9.1 |9.8 |8.8 |
-----------------------
[1] Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера, киев, Избранные
произведения в 5 томах, тю5, 1980 г. Стр.418
[2] Лиферов А.П. Образование будущего: глобальные проблемы. Рязань,
«Педагогический поиск», 1997 г, стр2-3
Страницы: 1, 2, 3
|