Рефераты
 

Значение художественной литературы в становлении личности школьников

развитие у учащихся способности наслаждаться искусством, на обогащение их

духовного мира, формирование нравственных идеалов.

Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей,

свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и,

в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде

всего, его целостность, активность и творческий характер. В акте восприятия

диалектически объединены целое и части, анализ и синтез, чувственное и

рациональное, эмоции и теоретические заключения, субъективное и

объективное, репродуктивное и продуктивное. Когда же речь идет о восприятии

произведений искусства, то важно учитывать, что оно дает воспринимающему

целостную картину мира, суждение писателя, художника об окружающей

действительности. Кроме того, познавая заключенную в нем картину

человеческой жизни, читатель или зритель познает самого себя. Расширяя

сферу духовной жизни читателя, литература учит самостоятельности мысли, ибо

в итоге каждый строит свой собственный образ как отражение образа

авторского.

Восприятие является основой любого анализа, как школьного, так и

литературоведческого, в противном случае этот анализ не будет иметь

адресата.

Психологи, как отечественные, так и зарубежные (Л.С. Выготский, А.Н.

Леонтьев, О.И. Никифорова, М. Арнаудов, Р. Арнхейм), особое внимание

обращают на то, что восприятие не есть простое фотографирование, простой

прием информации. Это активная деятельность, в которой огромную роль играют

положительная мотивация, потребность и интерес. Целью этой деятельности

является создание адекватной картины окружающей человека действительности

как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов

произведений искусства. Знание окружающего мира и овладение ценностями

духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, но и для

практического пользования, для взаимодействия со средой и, наконец, для

удовлетворения своих потребностей.

Восприятие произведения читателем-школьником и его изучение под

руководством учителя связаны сложной диалектической взаимозависимостью,

поэтому так важно решить вопрос об основной концепции анализа на основе

учета не только своеобразия самого произведения, но и своеобразия

восприятия его, а вернее - учета знания слабых звеньев восприятия учащихся,

их познавательных возможностей, уровня общего и литературного развития и

непосредственного отношения к произведению словесного искусства. Данные

многочисленных исследований и наблюдений за деятельностью учащихся

позволяют сделать ряд выводов о своеобразии восприятия литературы учащимися

подросткового возраста.

Подростка интересует человек как носитель определенных свойств

личности. От "включения" в жизнь произведения он постепенно переходит к его

объективному восприятию, у школьников- подростков растет круг

осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к

формированию его характера, мотивов его поведения. Однако подросток

не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и

взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения. Большинство

ученых убеждены в необходимости сохранить наивно-реалистический этап

восприятия учеников V-VII классов, так как осознание подростками

художественной, эстетической ценности произведения наступает, как правило,

в VIII-IX классах.

Но при этом многие подростки проявляют интерес к сложному внутреннему

миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В

переходном к юности возрасте увеличивается стремление понять мировоззрение

человека, сущность моральных свойств его личности. Большинство школьников в

этом периоде способны оценить художественную значимость произведения,

использовав в своих оценках обобщения эстетического характера. В целом

старшему школьному возрасту присуще желание систематизировать свои

впечатления от прочитанного, поняв его как единое целое. Ряду учащихся

свойственна чрезмерная логизация прочитанного в ущерб способности

эмоционально воспринять текст.

Вопрос о характере восприятия читателя-школьника имеет еще один

аспект, связанный с выяснением не только возрастных, но и индивидуальных

возможностей учащихся. Ряд психологов и методистов пришли к альтернативному

выводу о трех основных типах восприятия школьников. В первом типе

отмечается преобладание наглядных и образных элементов, во втором -

преобладание словесных и логических моментов восприятия. Третий тип -

смешанный. Каждый из трех типов восприятия характеризуется, кроме того,

большей или меньшей способностью учеников к адекватному восприятию

произведения при минимальной или постоянной направляющей работе учителя.

Ученики "рассудочного" типа легко составляют планы, активно участвуют

в работах итогового характера, но хуже работают с заданиями по тексту,

менее чутки к художественному слову. Ученики "эмоционального" типа с

интересом работают по тексту произведения, улавливают характер

выразительных средств того или иного автора, но им труднее дается

составление планов, работа над выводами. Знание особенностей учащихся

каждого класса очень важно для учителя, так как помогает ему правильно

распределить индивидуальные задания, в нужном направлении развивать

познавательные задатки и интересы учащихся.

Во всех случаях важно сохранить в ученическом восприятии не

подменяемый ничем другим элемент наслаждения, который опосредован объемом

знаний и начитанностью ученика, его эмоциональностью, а также его

потребностью воспринимать произведения искусства.

Восприятие отдельного произведения должно мыслиться как часть целого,

как элемент литературного образования учащихся, как показатель их

умственного развития, социальной зрелости и эмоционально-эстетической

восприимчивости.

Исследование ученического восприятия в методической науке имеет

главной целью совершенствование школьного анализа литературного

произведения. Н.О. Корст соотносит проблему восприятия произведения с

проблемой анализа, подчеркивая необходимость формирования в процессе

изучения литературы "новых моментов" восприятия, доказывая необходимость

развивать не только эстетическое чувство, но и мышление учащихся.

Продолжая рассмотрение проблемы анализа художественного произведения,

важно остановиться на тех аспектах, которые касаются взаимосвязи восприятия

и анализа литературных текстов.

В анализе произведения осуществляется полифункциональность самой

методики, т.е. он направлен на решение целого ряда задач. Сложность

заключается еще и в том, что каждый читатель строит свой собственный образ,

и задача анализа - научить его этому, только тогда читатель обретает

способность к целостному восприятию искусства.

В решении проблемы восприятия и анализа произведения искусства слова

современная методика опирается на прогрессивные идеалы методистов XIX

столетия. На заре возникновения отечественной методики преподавания

литературы, в середине прошлого столетия, Ф.И. Буслаев (Буслаев Ф.И. О

преподавании отечественного языка. - М, 1844) выдвинул положение о

необходимости чтения текста, т.е. наполнил сам анализ произведения (хотя и

ограниченный филологическим разбором) конкретным содержанием. Прогрессивные

идеалы методики прошлого с наибольшей силой раскрываются в трудах В.Я.

Стоюнина (Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. - СПб., 1864).

Как и В.И. Водовозов (Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах с

объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. - СПб.,

1868), он стремился раскрыть идейно-воспитательное и познавательное

богатство литературных произведений. Основной задачей анализа В.Я. Стоюнин

считал раскрытие идеи, воплощенной в образной форме. Он дал в своей книге

блестящие образцы конкретных разборов, отправной точкой которых он часто

выбирал композицию или сопоставление образов. В.Я. Стоюнин, хотя и оставлял

нередко в стороне эстетическую сторону анализа, учил понимать единство

формы и содержания, органическую связь частей с целым, не терять "общей

нити произведения". Его мысли о необходимости исторического подхода к

произведению так же важны для современной науки, как протест В.И.

Водовозова против учителей-"беллетристов", любителей так называемого

"имманентного" чтения, рецидивы которого отмечались в 20-е и 50-е гг.

настоящего столетия. В.И. Водовозов сделал попытку рассмотрения

литературных произведений по родам и жанрам.

Поборником этико-эстетического воспитания средствами литературы во

второй половине прошлого столетия выступил В.П. Острогорский (Острогорский

В.П. Беседы о преподавании словесности. - М., 1885). Он отмечал, что мало

развивать рассудок и память ученика - надо воспитать "эстетический вкус,

добрые чувства и живое воображение". Острогорский одним из первых

предпринял попытку классифицировать методы преподавания словесности, назвав

два метода: сократический (чаще в форме беседы) и академический (в форме

лекции или рассказа учителя). Его заботы о литературной начитанности, об

усовершенствовании речи учеников, его советы по выразительному чтению, о

внеклассном чтении дороги современному учителю-словеснику. Его рекомендации

к подготовке и написанию сочинений, его призыв воспитывать в учениках

"нравственную порядочность" помогают понять, насколько прочные и серьезные

традиции развивает наша методическая наука.

У истоков становления методической науки XX столетия стоит М.А.

Рыбникова, ее теоретические положения и конкретные рекомендации повлияли на

все последующее развитие отечественной методической науки. Утверждение

принципов школьного анализа литературных произведений в методике

преподавания литературы XX в. связано с именем и школой выдающегося

российского методиста В.В. Голубкова, объявившего литературу могучим

орудием познания действительности.

В 50-е гг. критиковался "растянутый" анализ художественных текстов, в

процессе которого утрачивались возможности эстетического и эмоционального

воздействия на читателей. Не меньшее зло представляли попытки совсем

отказаться от анализа.

В 60-80-е гг. были основательно исследованы принципы, пути, методы и

этапы школьного анализа (В.В. Голубков, А.И. Ревякин, Н.И. Кудряшев, Н.О.

Корст, Е.В. Квятковский, М.Г. Качурин, Т.Ф. Курдюмова, З.Я. Рез, Т.В.

Чирковская, Р.Ф. Брандесов, В.Г. Маранцман, И.Д. Хмарский, Н.А. Демидова,

Е.А. Маймин, Т.Г. Браже, Ю.И. Лыссый, Л.В. Тодоров, М.А. Цейтлин, Н.А.

Соснина, Г.Н. Ионин, В.П. Медведев, Н.А. Соболев, С.Н. Юзбашев и другие).

Н.О. Корст дает методологическое обоснование процесса анализа, подчеркивая

значение этапа первоначального восприятия, анализа и синтеза, без которого

невозможно применение знаний в практической деятельности. Н.И. Кудряшев

исследовал взаимосвязь методов обучения в процессе преподавания литературы,

их воздействие на культуру восприятия, нравственные и эстетические чувства.

В анализе произведения целостность и проблемность являются, по мнению

многих исследователей, необходимыми качествами.

Интересная идея классифицировать виды анализа принадлежит З.Я. Рез.

Исследователь выдвигает вопрос о возможных основах классификации: в

зависимости от того, какие компоненты произведения выбраны для более

основательного рассмотрения; от характера отношения к тексту (разбирается

подробно, сжато, выборочно, целиком) и в зависимости от способа организации

анализа учителем.

Ниже предлагается классификация видов анализа, в основе которой лежит

постепенное совершенствование художественного восприятия. Условно можно

выделить три вида анализа.

I - связан с учетом специфики непосредственного восприятия. Чаще всего

он используется на первых этапах изучения текста, а также в аудитории, не

владеющей в достаточной степени читательскими умениями.

II - учитель предполагает наличие этих умений у школьников, что дает

возможность сократить время, отводимое на реализацию первого вида анализа,

и увеличить объем работы, связанный с формированием образных и понятийных

обобщений.

III - основной целью имеет совершенствование деятельности ученика,

направленной на овладение способами изучения литературы, и шире - общения с

искусством.

Итак, углубление восприятия учениками литературного произведения

является результатом сложного воздействия всего процесса преподавания

литературы на учащихся. Следует поставить также вопрос об этапах восприятия

произведения в соответствии с этапами его изучения, о которых шла речь в

третьей главе.

На первом этапе изучения произведения опасна поспешность, отрыв от

непосредственного восприятия, стремление сделать преждевременные выводы. На

вводных и ориентировочных уроках особенно важно мотивировать направленность

анализа, создать интерес к работе.

На втором этапе, когда учащиеся анализируют образы, композицию,

опорные эпизоды или комментируют строки поэтических произведений, учитель

ведет их к постижению глубины авторского замысла, к пониманию как

конкретного, так и обобщенного смысла событий, образов, а также специфики

художественной манеры автора.

Основной задачей третьего этапа - заключительных уроков - является

воссоздание целостности восприятия произведения искусства слова в

соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного, а

также активизация умений и навыков школьников.

Соотнесенность этапов изучения с этапами восприятия - это и есть

реальный учет знаний психологии восприятия ученика в школьном курсе

литературы. Учитель ведет ученика от первоначального восприятия к

восприятию углубленному, в котором должна сохраниться эмоциональность

непосредственного восприятия. И хотя на уроках литературы порой трудно

бывает определить, где кончается чтение и начинается анализ, где кончается

один этап изучения текста и начинается другой, принципиальное деление на

три этапа чрезвычайно важно, ибо на первом создается установка на

осознанное отношение к произведению, на втором анализируется сам текст, на

третьем делаются выводы и обобщения, совершенствуются умения и навыки

анализа.

Следует учитывать особенности восприятия читателем различных родов

литературы, что поможет четче раскрыть характер первоначального восприятия

и его последующего углубления. Основной особенностью восприятия лирики

является сила непосредственного эмоционального впечатления. Учащиеся V-VII

классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики VIII-IX

классов, когда у многих подростков наступает временная "глухота" к

лирической поэзии. В X-XI классах интерес к лирике возвращается, но уже в

новом, более высоком качестве. Наибольшую сложность представляет восприятие

не только конкретного, но и обобщенного смысла поэтических образов, а также

эмоциональной и смысловой роли стихотворной формы.

На уроках лирики учеников вводят в мир авторских мыслей и чувств;

важно не торопиться совершить переход от единичного к обобщенному значению

поэтического образа.

Научить школьника воспринимать лирическую поэзию - так можно

сформулировать одну из важнейших целей школьного изучения литературы.

Трудность восприятия драмы связана с отсутствием авторской речи,

особым значением речи персонажей, концентрированностью мыслей и чувств,

соотнесенностью драмы с необходимостью сценического воплощения и той

иллюзией действительной жизни, подлинный смысл которой часто ускользает от

учащихся. В работе с учащимися используются такие методы работы, как

выразительное и комментированное чтение, чтение по ролям, знакомство со

сценической историей спектакля, беседа о просмотренном спектакле; чаще, чем

при изучении других родов литературы, применяются технические средства

обучения. Выразительное чтение, устное словесное рисование помогают усилить

сопереживание и эмоциональное восприятие пьесы.

Произведения эпических жанров - а им отведено больше всего места в

программе - также представляют определенную трудность для учащихся как

средних, так и старших классов. Школьники средних классов в основном

воспринимают сюжет и образы; старшеклассники воспринимают, кроме этого,

композицию, идейное содержание, а также отдельные особенности стилевой

манеры автора. Многочисленные наблюдения показывают, что даже учащиеся X-XI

классов при самостоятельном разборе эпических произведений не улавливают их

основные особенности: особого значения авторского мировосприятия,

"взаимосцепления" отдельных частей и образов произведения и специфики

художественного слова в эпосе (его конкретности, изобразительности и

соотнесенности с "голосом" автора).

Эпический способ художественного воспроизведения действительности

основан на изображении внешнего по отношению к писателю мира. Важно

добиться постижения учащимися единства всех компонентов произведений малой,

средней и большой эпической формы. Жанр произведения выступает как одно из

важнейших средств раскрытия его содержания.

В развитии русской прозы известный литературовед В.В. Кожинов

разграничивает два потока. К первому он относит М.Ю. Лермонтова, И.С.

Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, которые тяготели к

непосредственной изобразительности слова в прозе. Ко второму - Н.В. Гоголя,

Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, прозу которых Кожинов называет

"многоголосой", построенной на взаимодействии "голосов" автора и персонажей

(Кожинов В.В. Происхождение романа. - М., 1963. - С. 289).

Читатель-школьник чаще всего и больше всего общается с художественным

миром прозаического произведения. Опыт изучения прозаических произведений в

VI-IX классах является основой всей последующей работы в старших классах.

Постижение учащимися любви к человеку и природе должно помочь

сформировать деятельностные качества личности, стремление внести прекрасное

в отношение к товарищам, в стиль поведения, во взаимоотношения с членами

семьи, в восприятие природы, памятников культуры, быта. Дело не только в

насыщении школьников самой высокозначимой художественно-эстетической

информацией. Формирование духовного мира личности предполагает расширение

различных сфер деятельности, в том числе художественно-эстетической. Именно

в самостоятельной деятельности в наибольшей степени раскрывается и

читательское восприятие школьников. Многочисленные проведенные исследования

показали, насколько восприимчивы школьники к прекрасному, какие богатые

возможности духовного роста и эстетического развития во многом еще не

использованы.

От того, как проводится анализ литературного текста, как влияют

занятия по литературе на самостоятельное чтение учащихся, - в значительной

степени зависит развитие духовного мира учащихся. Рассмотрим на отдельных

примерах работы с учащимися старших классов процесс формирования их

читательской культуры.

Изучение поэзии Н.М. Рубцова в VIII классе откроет учащимся красоту

образов родины и природы, ее лесов и полей, души человека и вселенной:

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

- Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос...

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Обращаем внимание на повторяемость слов "тихая", "тихо" - в

семидесятые годы появился термин "тихая поэзия"; но помимо этого "тихого"

видения мира, поэт чувствует "жгучую связь" со всем, что его окружает.

Рубцов рос сиротой, после детдома - работа на траловом заводе, морская

служба и личные неурядицы, наконец, ранняя смерть - это вехи его жизненного

пути. Он навсегда остался добрым и сердечным. Его поэтическое чувство

отражено в самой природе его стиха. В подлинно народных традициях он

создает свою последнюю книгу стихов "Подорожники", которую не успел

закончить:

Топ да топ от кустика до кустика -

Неплохая в жизни полоса.

Пролегла дороженька до Устюга

Через город Тотьму и леса.

Его единение с природой ничто не может нарушить - это иная, по

сравнению с суетной, жизнь:

Разве что от кустика до кустика

По следам давно усопших душ

Я пойду, чтоб думами до Устюга

Погружаться в сказочную глушь.

В стихотворении "Журавли" звучат мотивы, приближающие поэзию Рубцова к

лучшим традициям русской классики:

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий...

Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали...

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье

И высокий полет этих гордых прославленных птиц.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей -

Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей...

Вот летят, вот летят... Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!

Вот замолкли - и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что - молчи! - так никто уж не выразит их...

Поэт сам чувствует эту связь, его метафоры ("Я люблю судьбу свою...")

обретают особую силу поэтического обобщения:

Сколько было здесь чудес,

На земле святой и древней,

Помнит только темный лес!

Он сегодня что-то дремлет.

От заснеженного льда

Я колени поднимаю,

Вижу поле, провода,

Все на свете понимаю!

Вон Есенин -

на ветру!

Блок стоит чуть-чуть в тумане

Словно лишний на пиру

Скромно Хлебников шаманит.

Неужели и они -

Просто горестные тени?

И не светят им огни

Новых русских деревенек?

Выразительное чтение стихотворения "Звезда полей", раздумья над особой

проникновенностью видения поэтом мира, "всех городов, поднявшихся вдали",

родины, окутанной сном, "всех тревожных жителей земли" - углубляют

восприятие текста:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

Что же является центральным образом всего "стихотворения? Образ звезды

полей, она "во мгле заледенелой" "восходит ярче и полней", она "горит над

золотом осенним", "она горит над зимним серебром". Уроки по лирике Н.М.

Рубцова открывают для школьников неповторимую образность его поэтического

мира, учат воспринимать и любить поэзию.

* * *

В анализе пьесы А.Н. Островского "Гроза" учащимся следует овладеть

такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика

персонажей, выяснение авторской позиции, выразительное и комментированное

чтение текста и др. Вводная лекция об Островском подготовит понимание

проблематики, идейной направленности пьесы, написанной незадолго до

крестьянской реформы и отразившей нарастание протеста против деспотизма и

духовного рабства.

Начинаем работу над текстом с комментированного чтения афиши и первого

явления первого действия, являющегося экспозицией пьесы. Учащиеся

обдумывают следующие вопросы:

Как воспринимает красоту природы Кулигин?

Что мы узнаем из первого явления о действующих лицах драмы?

Эмоциональное восприятие драмы углубится в ходе выполнения задания

воссоздать картину первого действия. На фоне прекрасной волжской природы,

красоту которой чувствуют Кулигин и Катерина, показана полная противоречий

жизнь купеческого города. Вдумываясь в реплики действующих лиц, решаем, что

автор увидел в медленной неторопливой жизни купцов-самодуров боязнь

перемен. Поэтому так кричит и бранится Дикой, так охраняет свою власть

Кабаниха.

Какое впечатление производит на учащихся Катерина? Они видят в ней

женщину эмоциональную, непохожую на окружающих ее людей. Помогаем учащимся

понять причину страха Катерины. Прежде всего, она боится не Кабановой.

Катерина боится своего чувства, боится "греха", боится надвигающейся грозы.

Но вместе с тем в ее репликах угадывается большая внутренняя сила: она не

терпит "напраслины" и возражает свекрови, вспоминает, какой "резвой" была у

"маменьки".

Обращаем внимание на значение образа грозы в пьесе. Гроза пугает

Катерину, но не только в силу ее религиозности - она ждет беды, может быть,

предчувствует трагическую развязку своего конфликта с "темным царством".

Освежающему действию грозы радуется Кулигин, обыватели относятся к ней с

суеверным страхом.

Решаем, что характеры действующих лиц, взаимоотношения между ними,

нравы обитателей города отчетливо намечены в первом действии. Комментируя

реплики персонажей из различных явлений первого действия, преподаватель

раскроет особое значение речи героев в драме. В диалогах раскрывается

личность героя, его прошлое, его внутренний мир. Эмоциональная

взволнованная речь Катерины в разговоре с Варварой, ее короткие реплики в

сцене с Кабанихой помогают читателю и зрителю воспринять образ женщины

поэтической, глубоко несчастной, но не приниженной, не смирившейся. Такой

вывод по итогам анализа первого действия важен для понимания идейного

смысла драмы, ее оценки Н.А. Добролюбовым.

В работе над II-V действиями стремимся сочетать более подробный анализ

узловых сцен с развернутыми обобщениями по содержанию каждого действия.

Предлагаем материал для домашних заданий и работы на занятии.

Действие второе

Явление второе. "Какими вы представляете себе Катерину и Варвару?"

Явление шестое. "Как характеризует Кабаниху ее слова о старине и

молодости?"

Действие третье

Сцена первая, явление первое. "Сравните рассказ Феклуши с рассказом

Кулигина в первом действии о нравах Калинова. С какой целью автор ввел в

драму образ Феклуши?"

Явление третье. "Что нового о нравах "темного царства" узнаем мы из

диалога Кулигина и Бориса?"

Действие четвертое

Явление второе. "Сравните отношение к грозе Кулигина и Дикого. Какие

понятия о добродетели, нравственности, общей пользе сталкиваются в этом

диалоге?"

Явление четвертое, шестое. "Как удается драматургу передать настроение

калиновцев?"

Явление шестое. "Как ведут себя участники кульминационной сцены? В

каких репликах автор с наибольшей силой раскрывает характер каждого из

них?"

Действие пятое

"Какое эмоциональное впечатление производит сцена развязки? Как вы

понимаете самоубийство Катерины: признак это силы или слабости? В каких

словах Бориса раскрыта суть его характера? Как вы оцениваете поведение

Кабанова в седьмом явлении и его последние слова: "Хорошо тебе, Катя! А я-

то зачем остался жить на свете да мучиться!"?

Преподавателю важно в процессе работы над текстом пьесы научить

старшеклассников вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову,

эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения.

Отдельные сцены целесообразно прочитать по ролям, использовать прием

устного рисования, обратиться к сценической истории пьесы или использовать

аудиовизуальные средства.

Дальнейшее совершенствование читательского восприятия учеников связано

с увеличением их творческой самостоятельности в ходе идейно-стилистического

анализа литературных произведений. Важно постепенное усложнение заданий

старшеклассникам, целенаправленное формирование умений и навыков: от

наблюдений над особенностями стиля русских писателей, от первоначальных

выводов и обобщений, касающихся отдельных компонентов стиля, - к владению

теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного

текста.

В работе над романом И.С. Тургенева "Отцы и дети" большое внимание

следует уделить углублению представлений учащихся об индивидуальном стиле

писателя, об особенностях жанра романа. Следует подвести школьников к

пониманию того, что в романах Тургенева всесторонне раскрыты связи человека

с эпохой, что Тургенев-романист сыграл огромную роль в развитии жанра

социально-психологического романа. В работе с классом используем материал

самостоятельного чтения романов "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне"

(по выбору). На данном этапе литературного развития учащихся в центре

работы обобщающего характера стоит выяснение своеобразия творческой

индивидуальности писателя и его роли в развитии русской реалистической

литературы.

В изучении творчества Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова

стремимся к активному использованию понятия стиля в процессе анализа.

В работе над романом-эпопеей "Война и мир" некоторые методисты и

учителя-словесники предпочитают применять только один из путей анализа,

другие же считают, что целесообразно использовать смешанный путь анализа.

Воспитываем эмоциональное отношение к содержанию и форме произведения,

основанное на углублении непосредственного восприятия текста, формируем

устойчивый интерес к самому процессу анализа. Далее, на наш взгляд,

желательно переходить к проблемному и "пообразному" анализу, организуя в

соответствии с этим деятельность учащихся. Сосредоточим внимание на

углубленном анализе эпизодов, указав учащимся на недостаточность простого

пересказа событий.

Подводим класс к пониманию внутренней целостности романа. Единой нитью

связаны военные и мирные сцены, ибо мерилом всего истинного Толстой

выбирает именно "мысль народную".

В работе над эпизодами романа, в наблюдениях над образами и событиями

проследим движение авторской мысли от внешнего к внутреннему, истинному

значению поступка, движения души. Для Толстого главное - понять богатство,

глубину и многообразие жизненных связей, понять развивающийся человеческий

характер.

Анкетирование, проведенное при изучении следующей темы, на уроках по

рассказу А.П. Чехова "Ионыч", показало эффективность рекомендуемой системы

работы, целесообразность усложнения заданий по анализу стиля писателей от

темы к теме, а также наличие неиспользованных резервов в плане усиления

идейно-эстетического и эмоционального воздействия художественной

литературы на учащихся.

Самостоятельная домашняя работа до анализа текста рассказа "Ионыч" в

классе вызвала большой интерес учащихся. Вопросы и задания формулировались

следующим образом:

Мое понимание рассказа и судьбы доктора Старцева.

Какое значение придает Чехов истории доктора Старцева.

Как удалось Чехову в коротком рассказе раскрыть историю целой

человеческой жизни?

В чем вы видите характерные особенности стиля Чехова?

В системе предлагаемых учащимся вопросов заложена ориентация на

осознание проблематики рассказа. Анализ самостоятельных творческих работ

учащихся показал следующее. Старшеклассники с вниманием отнеслись к судьбе

доктора Старцева, сознательно восприняли и воспроизвели содержание

рассказа. Они и жалеют и осуждают чеховского героя. Труднее для них -

определить авторскую позицию, многие предпочитают в ответе на второй вопрос

("Какое значение придает Чехов истории доктора Старцева?") ограничиться

рассмотрением типичности образа.

Ответы на третий и четвертый вопросы свидетельствуют о том, что

учащиеся могут самостоятельно определить основные особенности стиля

писателя (были названы правдивость, краткость, значимость художественных

деталей, пейзажа, особая роль подтекста, использование "говорящих" фамилий,

ирония, юмор, средства сатирического изображения и другие). Нравственная

проблематика рассказа точно и убедительно определяется в тех частях

письменных работ, в которых сравниваются доктор Старцев в начале и в конце

рассказа.

Подобное небольшое исследование читательского непосредственного

восприятия может провести каждый учитель, чтобы определить направление

работы в классе по тексту изучаемого по программе произведения и в

организации дальнейшей деятельности учащихся. Целесообразно увеличить

самостоятельность учащихся в рассмотрении произведений, предложенных

программой для внеклассного чтения. Так, например, проводится урок

внеклассного чтения по рассказу А.П. Чехова "Невеста". Рассказ читается

дома, в классе можно пользоваться текстом, на уроке возможны варианты

работы; рассказ анализируется: 1) полностью самостоятельно, 2) по вопросам,

3) в сочетании первого и второго вопроса.

В качестве ориентиров анализа текста рассказа на уроке предлагается на

выбор 8 вопросов.

1. Почему Надя уехала накануне свадьбы?

2. Что изменилось: Надя или окружающий ее мир? Как Чехов раскрывает

это?

3. Охарактеризуйте позицию автора: его отношение к изображенной жизни

и действующим лицам. Как Чехов раскрывает это отношение?

4. Как построен рассказ? Есть ли в нем завязка, развязка? Какое

значение имеет в рассказе пейзаж?

5. В чем вы видите основной конфликт рассказа?

6. Много ли событий описано в рассказе? Какие вы считаете наиболее

значимым?

7. С помощью каких средств воссоздает Чехов характеры и ситуации?

8. Какие коренные проблемы русской жизни конца XIX - начала XX в.

отразил Чехов в рассказе?

Проблемы, поставленные перед учащимися, имеют прямое отношение к

формированию и развитию умений целостного анализа художественного

произведения в единстве составляющих компонентов. Кроме того, эти проблемы

связаны с необходимостью сформировать навыки использования теоретико-

литературных понятий в ходе анализа. В выяснении авторского миропонимания,

его нравственных и эстетических принципов особое место на уроке

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ