Дальневосточный аспект российско-американских отношений
p align="left">В сентябре 2002г. в г. Анкоридже (США), состоялось 7-ое заседание ИРГ. По итогам встречи губернаторов были подписаны Декларация о региональном сотрудничестве и двусторонние соглашения о сотрудничестве между штатом Аляска и рядом территорий Дальнего Востока и Забайкалья. (см. Приложение №1) В результате целенаправленных мер федеральных органов России и Совета Ассоциации, усилий деловых кругов, местных и центральных органов власти в 90-х годах ХХ века на российском Дальнем Востоке была сформирована система органов, обеспечивающих расширение сотрудничества территорий Востока России с США. Факт создания подобных структур в Ассоциации свидетельствует о том, что органы власти и управления республик, краев и областей, деловые круги Востока России осознали, что либерализация внешнеэкономической деятельности сама по себе не может обеспечить решение проблем интеграции со странами АТР. Таким образом, регионы как активные участники социально-политической жизни, наделяются правами и обязанностями, правоспособностью и другими юридическими свойствами, позволяющими им вступать в качестве самостоятельных субъектов. При осуществлении своей деятельности субъекты Российской Федерации руководствуются Конституцией РФ, Федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также учредительными договорами и уставами ассоциаций. Глава 3. История российско-американских отношений. Истоки российско-американских отношений уходят своими корнями в XVII-XVIII века. Если вспомнить далекую историю, то русские первопроходцы появились в Америке в 30-х годах XVIII века. Первым российским императором, проявившим интерес к далекой стране, был Петр I. В январе 1719 года геодезистам Евреинову и Лужину было поручено «ехать до Камчатки и далее куда указано, описать тамошние места, сошлась ли Америка с Азией». Взялся за Буш. Американцы развернули свою ПРО на бывшей Русской Аляске. // http://www.profil.orc.ru. - С. 2 Экспедиция эта закончилась неудачно. Зато во времена правления Анны Иоанновны, Беринг предпринял две экспедиции в те края: в 1725-1730 и 1733-1741 годах он прошел между Чукотским полуостровом и Аляской, достигнув Северной Америки, открыв при этом ряд островов Алеутской гряды. После Беринга, уже при Екатерине II, первым на Аляске закрепился купец Григорий Шелихов, основав там, в 1780 году первое русское поселение. Если Петр I ничего не знал об этих землях, то интерес к далекой стране Екатерины был более конкретным. По ее приказу в 1760 году стали предприниматься секретные морские походы к американским берегам, чтобы получить представление о том, что может ожидать Россию в Новом Свете. Там же. С. 2 Во время войны Соединенных Штатов за независимость в XVIII веке Екатерина II отказалась выделить английскому королю Георгу III свои войска, сославшись на то, что Россия только что закончила войну с Турцией и войскам нужен отдых. Таким образом, именно Екатерина помогла американцам завоевать независимость, потому что, когда Георг III во второй раз обратился к российской императрице уже за казачьими войсками, она опять ответила отказом, сказав, что хочет войти в историю как императрица, при которой был мир, а не войны. Так Англия навсегда потеряла свои колонии, но отнюдь не из-за свободолюбия Екатерины, а только потому, что русская правительница не хотела усиления нелюбимого ею «морского тирана» - Великобритании. Россия и Соединенные Штаты Америки. //http://rezanov.krasu.ru. - С. 1 Во всяком случае, поддержав американцев в борьбе за независимость, Екатерина не спешила с их признанием. Вступив на престол в 1798 году, Павел поставил вопрос об установлении дипломатических отношений со Штатами. В июле 1799 года указом Павла из нескольких частных русских купеческих компаний была образована «Российско-американская компания», утверждены правила ее функционирования и предоставляемые ей привилегии. С образованием «Российско-американской компании» «русская Америка» была застолблена купцом Шелиховым. Однако убийство Павла помешало установить дипломатические отношения между Россией и Америкой. В 1808 году путем простой переписки между МИДом России и государственным департаментом США без каких бы то ни было договоров об установлении дипломатических отношений Россия и США впервые обменялись послами. Взялся за Буш. Американцы развернули свою ПРО на бывшей Русской Аляске. //http://www.profil.orc.ru. - С. 4 Первым американским посланником стал будущий (шестой) президент США Джон Адамс-младший, сын второго президента США Джона Адамса. Назначение на должность посла такой известной политической фигуры свидетельствовало о том, какое большое значение американцы придавали отношениям с Российской империей. В 1824 году была подписана Русско-американская конвенция, по которой, желая сохранить хорошие отношения со Штатами, Россия уступала им территорию «русской Америки», сохранив за собой лишь Аляску и Алеутские острова. Несмотря на благоприятное начало, на протяжении большей части девятнадцатого века российско-американские отношения были корректными, но не очень насыщенными. Дело в том, что только отдельные сложные задачи или проблемы требовали от стран совместной работы. Так, например, когда интересы совпали, Россия и США сумели заключить договор о продаже Аляски в 1867-м году. Как только закончилась Гражданская война в США, встал вопрос о нашем пребывании на Аляске. К тому же и российская политическая элита понимала, что с развитием железных дорог в Америке Штаты все равно рано или поздно распространятся по всей ее территории и лучше уж продать Аляску вместе с Алеутскими островами, нежели отдать даром, как в свое время пришлось отдать Калифорнию. Существует точка зрения, что главной причиной спешной продажи Аляски стало обнаруженное там золото. Взялся за Буш. Американцы развернули свою ПРО на бывшей Русской Аляске. // http://www.profil.orc.ru. С. 4 Дело в том, что американские золотодобытчики, узнав о наличии на Аляске «желтого дьявола», немедленно ринулись туда. Если бы за золотодобытчиками двинулись войска, Россия могла быть втянута в большую войну. Поэтому и было принято решение продать русскую территорию. Однако в договоре о продаже Аляски было зарезервировано право России иметь на этой территории свою церковь - Московская патриархия по сей день посылает туда своих священников. Аляска была продана за $7 млн. 200 тысяч. А к 60-м годам ХХ века американцы вытащили из Аляски только одного золота на $400 млн. Там же. С. 6 Когда Соединенные Штаты вступали в первую мировую войну в апреле 1917-го года, роль России в этой войне близилась к концу, а связи между странами стремительно ухудшались. После некоторых колебаний Соединенные Штаты приняли участие в военной интервенции на стороне антибольшевистских сил на Севере и Востоке России. Несомненно, пролетарская революция в России, провозгласившая идеалы мира, разоружения и подлинной демократии, привела в замешательство Вашингтон и вынудила американскую дипломатию к сложному лавированию. Руководители США понимали, что в России пришла к власти революционная партия, решительно выступающая против всякого империализма, и именно поэтому империалисты США поставили перед собой задачу уничтожить Советское государство. 9 ноября 1917 г. после заседания правительства США прессе было сообщено, что США окажут помощь всем антибольшевистским силам, а большевики будут рассматриваться как «поставленные вне международного закона». Восленский М.С. Тайные переговоры Германии и США в 1917-1918 гг. //http://militera.lib.ru. - С.1 В центре внимания правящих кругов США стоял вопрос об отыскании «антибольшевистских сил», которым Вашингтон готов был оказать всемерную помощь. И правящие круги США нашли такие «элементы порядка» в лице германских милитаристов, готовых к борьбе против Советской России. Планы использования германского империализма против Советской России стали разрабатываться поздней осенью 1917 г. в недрах созданной в Вашингтоне секретной комиссии по подготовке материалов к мирным переговорам -- так называемой «Инкуайри». Говоря о перспективе для немецких империалистов «обеспечить контроль над Россией», правящие круги США имели в виду лишь подтолкнуть германскую экспансию на Восток. Хозяйничать в нашей стране намеревались они сами. Восленский М.С. Тайные переговоры Германии и США в 1917-1918 гг. //http://militera.lib.ru. - С. 2 Первая высадка интервентов произошла 9 марта в Мурманском порту. Параллельно с интервенцией на севере России США подготавливали интервенцию на Дальнем Востоке. Японские, английские и американские крейсеры появились во Владивостоке в январе 1918 г. Американцам приходилось участвовать и в боевых действиях. Самый крупный бой за время их присутствия на Дальнем Востоке России произошел 25 июня 1919. На роту американцев, стоявшую гарнизоном на станции Романовка, напали около 300 красных партизан. В этом бою американцы потеряли убитыми и ранеными 51 из 92 бойцов. Интервенция 14 держав. //www.angelfire.com. - С. 1 Всего за 1 год и 8 месяцев интервенции на Дальнем Востоке и Севере России американцы из 12 тыс. контингента потеряли 353 человека, из них - 180 в боях, остальных от болезней - 122, несчастных случаев - 46 и самоубийств - 5. Там же. С. 1 С 1921 по 1933 годы США не имели каких-либо официальных отношений с советским режимом. Обмен дипломатическими нотами, в 1933 году, стал возможным только потому, что оба государства разделяли восприятие растущей опасности, которую в начале тридцатых годов представляли собой фашизм. Опыт советско-американского сотрудничества в рамках антигитлеровской коалиции убедительно продемонстрировал возможности конструктивного взаимодействия государств с различными идеологиями и социальными системами. Говоря о советско-американском сотрудничестве в годы войны, следует отметить, что развитие этого сотрудничества протекало сложно и неравномерно, характеризовалось спадами и подъемами. В марте 1941 года Конгресс США принял закон о ленд-лизе. Закон предусматривал, что президент США имеет право дарить, давать в аренду, продавать и передавать иными способами услуги и военные материалы государствам, обороноспособность которых жизненно важна для США. К числу таких стран были отнесены Великобритания, ее колонии и доминионы, организация «Свободная Франция», Китай, а чуть позже и СССР. Несмотря на то, что США и Германия не находились в состоянии войны, после нападения Германии на СССР США приняли решение оказать немедленную помощь Советскому Союзу. Уже в октябре 1941 года США поставили Советскому Союзу 200 самолетов, 250 танков, более 5 тыс. джипов и 85 тыс. грузовиков общей стоимостью более $1 млрд. 7 ноября 1941 года Конгресс США принял решение распространить на СССР программу ленд-лиза. История внешней политики СССР 1917-1976гг. / Под ред. А.А. Громыко. - М.: Наука, 1976.- С.327 Всего в годы войны СССР получил по ленд-лизу продукции на сумму более 11 млрд. долл., в том числе: 2 млн. 680 тыс. тонн стали, более 170 тыс. тонн алюминия, 29.4 тыс. тонн олова, 240 тыс. тонн меди, 330 тыс. телефонных аппаратов и почти 2 млн. телефонных кабелей, 2 тыс. радаров, 5 тыс. радиостанций, 900 тыс. тонн взрывчатки, почти 4 млн. шин, 49 тыс. тонн кожи, 18 млн. пар обуви и т.д. В СССР были доставлены 28 тыс. самолетов (примерно 12% от числа выпущенных в СССР), 10 тыс. танков (10%) и 10 тыс. артиллерийских орудий (2%). Советские войска также получили более 130 тыс. автоматов, 51.4 тыс. джипов, 8 тыс. тракторов, почти 36 тыс. мотоциклов, 1.9 тыс. паровозов, более 11 тыс. грузовиков. Экономика Россия отдает долги Второй Мировой Войны. // www.emigrayion Russie Ru. - С. 1 Так, в ходе совместной борьбы с фашизмом успешно развивалось сотрудничество двух стран в военной области. В рамках антигитлеровской коалиции происходило согласование действий вооруженных сил США, СССР, Великобритании. Оно осуществлялось путем переписки между главами правительств, на конференциях руководителей государств с участием начальников генеральных штабов и других военных деятелей. В ряде случаев для выяснения срочных вопросов практиковалось личное общение доверенных лиц. Существенным вкладом в общую борьбу было открытие второго фронта в Европе. Среди важнейших международно-политических событий военных лет были Московская конференция представителей СССР, США, Великобритании в сентябре-октябре 1941 г., Московская конференция министров иностранных дел в октябре 1943 г., на которой была выработана «Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности», в которой были намечены основные принципы будущей Организации Объединенных Наций. Московская конференция подготовила условия для первой встречи глав правительств трех держав, которая и состоялась в Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. В ней в качестве руководителей делегаций участвовали Сталин, Рузвельт и Черчилль. Основное внимание на конференции было уделено военным вопросам, прежде всего вопросу об открытии второго фронта. В августе-сентябре 1944 г. прошла конференция в Думбартон-Оксе, разработавшая устав ООН. Но наивысшего подъема сотрудничество союзников достигло на заключительном этапе войны, что нашло свое отражение в договоренностях о взаимодействии в скорейшем разгроме фашисткой Германии, ее союзника - Японии, а также в договоренностях об основах и принципах мирного послевоенного строительства. История внешней политики СССР 1917-1976 гг. / Под ред. А.А. Громыко. - М.: Наука, 1976.- С.449 Важно подчеркнуть, что несмотря на различия сторон в подходах к решению ряда ключевых проблем (сроки открытия второго фронта в Европе, будущее устройство Германии, вопрос о послевоенных границах и др.), по многим из них в Ялте и Потсдаме закрепили основы послевоенного мира, предрешили вопрос о новых государственных границах в Европе и на Дальнем Востоке, заложили фундамент ООН. Согласие СССР, США, Великобритании по главным вопросам послевоенного мирного устройства было зафиксировано принятием в Ялте совместной «Декларации об освобожденной Европе». Общая цель - нанести поражение фашистской Германии - привела страны к альянсу во время второй мировой войны, но напряженность вокруг послевоенного устройства Восточной Европы была очевидна еще до окончания войны и вскоре привела к «холодной войне». 12 мая 1945 г., всего лишь через три дня после завершения войны в Европе, президент США предпринял откровенно враждебную акцию о прекращении поставок Советскому Союзу по ленд-лизу, которая, как полагают американские историки, обозначила рубеж в переходе от союза военного времени к враждебности «холодной войны». В течение 15 лет после окончания войны большинство стран, получавших американскую помощь, заключили соглашение с США о частичном погашении долгов по ленд-лизу. Аналогичное соглашение с СССР было заключено лишь в 1972 году. СССР обязался поэтапно выплатить США $722 млн., перечислив последний взнос в 2001 году. После распада СССР долг по ленд-лизу был трансформирован и переоформлен и постепенно погашается Россией. Экономика Россия отдает долги Второй Мировой Войны. //www.emigrayion Russie Ru. - С. 2 В 1949 г. смена акцентов в политике США по отношению к СССР проявилась еще более явственно. На вооружение была взята «атомная дипломатия», ставка на экономическое истощение СССР, создание антисоветских блоков. В апреле 1949 г. по инициативе США был образован Североатлантический Союз (НАТО), изображавшийся его американскими организаторами как региональный пакт, созданный в целях «коллективной самообороны», а на деле предназначенный служить орудием военного нажима на СССР. 50-е годы вошли в историю советско-американских отношений как время разгара «холодной войны». Особенностью этого периода явились попытки Вашингтона следовать наиболее экстремистским концепциям противоборства с СССР, которые зачастую подводили мир к грани ядерной войны. Советско-американские отношения в первой половине 50-х годов были сведены до минимума. Объем торговли находился на мизерном уровне, практически отсутствовали культурные, научные и иные обмены. С утратой США «атомной монополии» началось формирование новых международных условий, в которых продолжение политики «холодной войны» стало угрожать перспективой ядерного столкновения с тяжелыми последствиями для безопасности и самих США. 18 июля 1955 г. в Женеве начало работу совещание на высшем уровне с участием СССР, США, Великобритании и Франции. Никаких конкретных решений на Женевском совещании принято не было, однако это совещание по праву заняло видное место в истории советско-американских отношений. Состоялась первая после 1945 г. встреча руководителей СССР и США. Именно после Женевского совещания появились некоторые признаки нормализации советско-американских отношений. Произошел обмен торгово-экономическими выставками, учеными, артистами. В конце 50-х гг. американское руководство предприняло шаги в направлении снижения напряженности в отношениях с СССР. 27 января 1958 г. было заключено первое советско-американское соглашение об обменах в области культуры, техники и образования на 1958 - 1959 гг., положившее начало эффективному сотрудничеству двух стран в этих областях. В сентябре 1959 г. по инициативе американской стороны состоялась встреча руководителей СССР и США. В результате визита Председателя Совета Министров СССР в США и проведенного там обмена мнениями был зафиксирован принцип необходимости и целесообразности мирного урегулирования спорных вопросов как основы взаимоотношений между двумя странами. Карибский кризис 1962 года в полной мере продемонстрировал тот факт, что политика «с позиции силы», проводимая прямо или косвенно, рано или поздно наносит ущерб американо-советским отношениям, повышая опасность военной конфронтации и ставя под угрозу международную безопасность в целом. Советско-американские отношения в современном мире. / Под ред. Г.А. Трофименко. - М.: Наука, 1987. - С. 195 Последствия кризиса сыграли значительную роль в дальнейшем развитии отношений между двумя странами. Кризис наглядно показал, что при наличии термоядерного оружия нет и не может быть «периферийных» областей советско-американских отношений. В 70-х гг. произошел позитивный поворот в отношениях СССР и США в сторону разрядки. В самом общем виде это нашло отражение не только в улучшении политической атмосферы, но и в выработке нескольких десятков конкретных договоров и соглашений, охватывающих ключевые сферы взаимоотношений между двумя странами, начиная от мер по предотвращению военного столкновения до развития научно-технических и культурных связей. Известно, что в 1971-1979 гг. было подписано более 60 соглашений, т.е. более половины документов подобного рода за всю историю отношений между СССР и США с момента установления дипломатических отношений. Советско-американские отношения в современном мире. / Под ред. Г.А. Трофименко. - М.: Наука, 1987. - С. 206 В 1972 г. в ходе советско-американской встречи был подписан документ «Основы взаимоотношений между СССР и США». Обе стороны взяли на себя обязательство делать все возможное для предотвращения военных конфронтаций и возникновения ядерной войны, проявлять сдержанность в своих взаимоотношениях и готовность вести переговоры и урегулировать разногласия мирными средствами. Взаимодействие Советского Союза и США не ограничилось только проблемами ограничения гонки вооружений. Большое место занимали также и вопросы международно-политического характера, связанные с устранением существующих и недопущением новых конфликтов, способных привести к осложнению международной обстановки. В ходе встречи в верхах в Москве в мае-июне 1972 г. была учреждена советско-американская комиссия по торговым вопросам, которая выработала и подготовила к подписанию ряд соответствующих соглашений. Важное значение имело соглашение о торговле от 18 октября 1972 г. В нем предусматривалось взаимное предоставление сторонами друг другу режима наиболее благоприятствуемой нации в вопросах таможенного обложения, сборов и других формальностей при импорте и экспорте товаров, т.е. речь шла о строительстве экономических отношений между СССР и США. Соглашение предусматривало также, что каждая сторона не только отказывается от каких бы то ни было дискриминационных действий в торговых отношениях, но и обязуются поощрять установление эффективных деловых связей между коммерческими организациями и фирмами обеих стран. В результате этого удалось добиться увеличения товарооборота между СССР и США: если в 1970 г. он составил 161 млн. руб., 1979 г. - свыше 2,8 млрд. рублей. История внешней политики СССР 1917-1976 гг. / Под ред. А.А. Громыко. - М.: Наука, 1976. - С.444 О масштабах межправительственного сотрудничества свидетельствует тот факт, что на конец 1979 г. функционировало примерно 100 смешанных советско-американских рабочих групп, реализующих около 300 совместных проектов в различных областях науки и техники. Овинников Р.С. Зигзаги внешней политики США. - М.: Политиздат, 1986. - С. 378 В конце восьмидесятых годов страны неожиданно получили возможность наладить отношения совершенно другого типа, основанные на «новом мышлении» в Москве и Вашингтоне. Слова о полноправной интеграции России в сообщество демократических государств стали звучать как призыв в Вашингтоне, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе и в других столицах. Двенадцать лет спустя российско-американские отношения действительно в корне изменились. Центр тяжести в отношениях неуклонно смещается от стратегического баланса сил и соглашений о контроле над вооружениями к общим экономическим интересам и деловым контактам. Общие угрозы - такие, как терроризм и распространение оружия массового уничтожения, - привели к более тесному взаимодействию. Это сотрудничество может принимать формы двусторонних консультаций по ядерным программам Ирана или многосторонней дипломатии - такой, как шестисторонние переговоры по Северной Корее или Совет Россия-НАТО. Сегодня, опираясь на расширяющийся круг общих интересов, Россия и США работают вмести так, как никто не мог себе представить двадцать лет назад. Однако никто из нас не может быть полностью удовлетворен состоянием наших нынешних отношений. Как заметил недавно российский министр обороны С. Иванов, «мы больше не враги, но пока еще и не союзники». Казанцев Ю.А. Международные отношения и внешняя политика России (ХХ век). - Ростов-на-Дону: Феникс , 2002. - С.264 Российско-американское партнерство охватывает широкий круг вопросов, но мы еще не достигли такого момента, когда мы могли бы рассматривать себя как одну семью, - в отличие от отношений США с их традиционными союзниками в Европе и Азии. Наличие проблем в отношениях на межгосударственном уровне сказывается и на региональном партнерстве России и США на Дальнем Востоке. Глава 4. Российско-американские отношения на Дальнем Востоке 4.1. Основные субъекты, формирующие систему регионального партнерства между Российским Дальним Востоком и Западным побережьем США В комплексе российско-американских связей важное место принадлежит сотрудничеству на региональном уровне, в частности территорий Востока России и Западного побережья США. Восток России и Западное побережье США являются стратегически важными регионами для каждой из стран. Для США - Западные штаты - это выход в Тихий океан, для России аналогичную роль выполняют Дальневосточные края и области. На Сибирь и Дальний Восток приходится половина мировых запасов угля и почти треть мировых запасов нефти и газа, не говоря уже о лесных и других природных ресурсах. Однако если в Западной Сибири сложился мощный промышленный и научный потенциал, то в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке он несравненно слабее. В силу географического положения, из-за природно-климатических условий этот регион не может быть конкурентоспособным по сравнению с более благодатными в природно-климатическом отношении районами, расположенными в давно обжитых частях страны. Поэтому решение проблем Дальнего Востока нельзя доверять только рынку. Наибольшую заинтересованность в сотрудничестве с Дальним Востоком американская сторона проявила в конце 80-х - первой трети 90-х гг. Развитию российско-американских связей на Российском Дальнем Востоке в это время благоприятствовал ряд факторов: § Складывание партнерских отношений между СССР/Россией и США; § Новая тихоокеанская политика СССР/России; § Готовность политических элит дальнего Востока к разнообразным контактам со странами АТР. Гарусова Л.Н. «США в системе региональных отношений Российского Дальнего Востока». - ВГУЭС. - 2002. - С. 15 Поскольку Российский Дальний Восток является составной частью РФ, а внешняя политика и международные связи остаются прерогативой федеральных властей, то дальневосточные субрегионы в 90-е гг. не могли пойти дальше относительной (более или менее дозированной правительством и российским законодательством) самостоятельности политических, внешнеэкономических и культурно-гуманитарных контактов с другими странами. Однако, по сравнению с советским периодом истории, это был значительный шаг на пути сотрудничества Российского Дальнего Востока с США. Региональное политическое присутствие США на Дальнем Востоке, несмотря на его ограниченность, приобрело многогранный характер. Своеобразие российско-американских политических отношений на Российском Дальнем Востоке в 90-е гг. состояло в том, что впервые за многие десятилетия администрации дальневосточных субрегионов получили реальную возможность напрямую сотрудничать с властями американских штатов и представителями правительства США. В территориально-географическом смысле американское присутствие на Дальнем Востоке в конце ХХ века проявилось достаточно разнообразно: сотрудничали местные власти Российского Дальнего Востока и США; визиты представителей правительства США также получили широкое распространение с акцентом на Приморском и Хабаровском краях и Сахалинской области (особенно с 1998 г.), что объясняется приоритетностью этих регионов в дальневосточной политике США, наличием во Владивостоке Американского Генерального Консульства и освоением Сахалинского шельфа. Внимание американского Правительства к Российскому Дальнему Востоку отражало не только общее потепление российско-американских отношений, но и специфические региональные (на уровне Западного побережья США и всего Тихоокеанского ареала) интересы США. Дальневосточный регион представлял определенный интерес для США по целому ряду причин: § Дальний Восток России - это регион России, являющийся «соседом» США, в результате чего события в этом регионе способны оказать на США непосредственное влияние. § Ряд предприятия и отдельных граждан США - особенно на северо-западе Тихоокеанского побережья - имеют давние связи с предприятиями и гражданами Дальнего Востока России. § Географическая близость США к Дальнему Востоку России создает возможности для развития коммерческих отношений, включая торговлю и сотрудничество в рамках крупномасштабных инвестиционных программ. § Восток России мог бы стать транспортными воротами США в Азию, что выгодно для американских экспортеров, импортеров и перевозчиков грузов. Стратегия правительства США, касающаяся предоставления помощи Дальневосточному региону России. // Архив ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». - 2000. - С. 1 В свою очередь заинтересованность России (и ее ДВ) в улучшении своих позиций в перспективном регионе мира - АТР - предопределила стремление российской стороны наладить сотрудничество с самым влиятельным государством Тихоокеанского бассейна - США. Сотрудничество России и США на Дальнем Востоке в конце ХХ века осуществлялись преимущественно как взаимоотношения представителей государственных структур разного уровня - от местных до федеральных властей. Основными уровнями политического взаимодействия сторон являлись: § Непосредственные связи местных властей Российского Дальнего Востока (губернаторов, мэров и др.) с американскими коллегами - губернаторами и госсекретарями штатов, мэрами, представителями муниципалитетов и т.д. В географическом смысле этот уровень сотрудничества имел место как на территории Российского Дальнего Востока, так и на территории США преимущественно в штатах Западного побережья; § Контакты российских региональных властей с представителями американского правительства (министрами, сотрудниками министерств и ведомств, работниками правоохранительных органов и т.д.) или с представителями высшей законодательной власти США (сенаторами и конгрессменами); § Дальний Восток являлся не только прямым, но и косвенным участником российско-американских отношений, становясь местом встреч представителей федеральных властей обеих стран; Гарусова Л.Н. США в системе региональных отношений Российского Дальнего Востока. - ВГУЭС. - 2002. - С. 21 Особое место в системе политических связей Российского Дальнего Востока и США занимали общественно-политические отношения между американскими неправительственными структурами и местными российским общественными организациями и движениями, целью которых являлась поддержка демократии в России. Такие контакты, безусловно, имели политический характер (но не государственный) и не предполагали формального вмешательства правительства США во внутриполитическую жизнь российского общества. Как правило, целями тех или иных российско-американских контактов на Дальнем Востоке являлось содействие властей обеих стран реализации программы американской технической (экономической и гуманитарной) помощи, осуществляющейся на основе закона 1992 г. «The Freedom Support Act», поддержка местного предпринимательства, решение проблем инвестирования и торговли, расширение гуманитарного сотрудничества и т.д. Там же. С.26 С начала 90-х годов Правительство США предоставляет около 20 млн. долл. В год для оказания помощи региону. Некоторые программы технической помощи начали действовать в России еще в 70-х годах, однако в Дальневосточном регионе эта деятельность получила развитие только десять лет назад. С января 1998 по январь 2001 годов около 53 проектов реализовано на Российском Дальнем Востоке по следующим направлениям: развитие частного бизнеса и продвижение инвестиций - 19; развитие экологически устойчивого бизнеса и технологий - 6; программы демократических инициатив - 7; развитие социального сектора и гуманитарные программы - 3; расширение общественного доступа к сети Интернет - 3; программы обучения бизнесу, профессиональные и академические программы обмена 15. В настоящее время на территории Дальнего Востока России действуют 36 программ. В их реализации принимают участие 9 правительственных организаций и фондов США (Государственные Департамент, Агентство Международного развития США, Отдел по культуре и Образовательным Обменам, Департамент Коммерции, Фонд Евразия, Корпус Мира и т.д.). Информация о техническом содействии Правительства США реформам на Дальнем Востоке России.// Архив Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». - 2000. - С.1 Агентство США по Международному Развитию (USAID) является Агентством при Правительстве США. Целью работы Агентства является проведение программ Правительства США по социально-экономическому развитию и по оказанию гуманитарной помощи более чем в 100 странах мира. USAID является частью посольства США в Российской Федерации и сотрудничает с российскими организациями и представителями общественности с целью развития партнерских отношений. Стратегические задачи USAID в России: § Создание механизмов свободного рынка; § Формирование институтов и разработка правовых норм демократического общества; § Развитие системы здравоохранения и социальной помощи детям; Поставленные задачи реализуются Агентством США по международному развитию в следующих программах: USAID Russian Mission. //www.USAID.gov/. - С.1 § Создание механизмов свободного рынка. Экономическая деятельность USAID способствует развитию и укреплению зарождающейся рыночной экономики и ориентирована на то, чтобы дать каждому гражданину России возможность повысить свой уровень жизни и способствовать экономическому развитию страны путем рационального и разумного с точки зрения экологии использования природных ресурсов. § Развитие институтов гражданского общества, разработка и внедрение правовых норм. Деятельность USAID, направленная на развитие демократических форм правления, способствует расширению возможностей для участия самих россиян в строительстве гражданского общества, повышению уважения к закону, соблюдению правовых норм и прав человека, совершенствованию системы местного самоуправления. § Охрана здоровья и социальная помощь детям. Работа Агентства в области здравоохранения ориентирована на пропаганду здорового образа жизни, заботы о детях - сиротах, повышение качества медицинского обслуживания. Большинство программ и проектов осуществляются неправительственными организациями и органами местного самоуправления. USAID нередко проводит демонстрационные проекты в перспективных регионах на комплексной основе. Среди таких комплексных пилотных программ можно отметить Региональную Инициативу. В 1997 году на заседании Комиссии Гор-Черномырдин Вице-президент и Премьер-министр подписали совместное заявление, в котором они объявили о специальной инициативе, «направленной на создание благополучных условий для частных инвестиций в российских регионах, а также на привлечение иностранного и российского капитала». Региональная инвестиционная инициатива.// Архив Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». - 1998. - С.1 Региональная инициатива задумана как программа сотрудничества между США и Россией, региональными представителями и частным сектором обеих стран. Дальний Восток России был выбран в качестве одного из мест для осуществления «Региональной инициативы» (РИ). При осуществлении РИ внимание на начальном этапе концентрировалось на Хабаровском и Приморском краях и Сахалинской области, которые стали «экспериментальными» регионами для проверки того, какие результаты могут быть достигнуты, если большой объем мероприятий по оказанию помощи будет сосредоточен в одном из них. В своем первоначальном виде РИ преследовала следующие цели: Архив Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» Стратегия правительства США, касающаяся предоставления помощи ДВР. // Архив Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». - 2000. - С.3 § Содействие развитию связей между предприятиями, неправительственными организациями и всеми уровнями власти на Дальнем Востоке и соответствующими структурами США; § Укрепление на региональном и местном уровне способности содействовать инвестициям и установлению здорового делового климата; § Мобилизация финансовых средств для малых и средних предприятий. § Содействие экологически устойчивому развитию. Со временем в рамках РИ возросла значимость других элементов программы помощи, в частности, усилий по укреплению гражданского общества путем поддержки неправительственных организаций и независимых средств массовой информации. Постепенно стали предприниматься усилия к тому, чтобы связанная с программами деятельность распространялась и на другие регионы Дальнего Востока России. В рамках РИ на Дальнем Востоке России реализуются следующие программы: Региональная инвестиционная инициатива. // Архив Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». - 1998. - С.3 § Консультирование и обучение в сфере инвестиционной и финансовой политики. Через Рабочую группу «Аляска - Сахалин» американские консультанты разрабатывают долговременный план развития инфраструктуры Сахалинской области. В рамках данного проекта был сделан комплексный анализ рабочей силы местного нефтегазового сектора. Информация о рабочих специальностях, навыках и имеющихся кадрах была собрана в одну базу данных. Программой управления охраной окружающей среды на Сахалине было проведено два недельных семинара по теме “Управление охраной окружающей среды во время нефтегазовых работ на шельфе“, который способствовал дискуссиям о том, как правительство и промышленность могли бы работать вместе для достижения общих целей. В рамках программы обменов группа из 11 человек, включающая представителей правительства и бизнес лидеров, посетили Аляску в сентябре 2003. § Консультанты USAID предлагают консультирование и обучение на тему «роль бизнес-ассоциаций Дальневосточного региона в достижении согласия в ходе принятия решений, касающихся экономического развития. Гранты на сумму от 5000 до 50000 долларов США присуждаются частным бизнес-объединениям за деятельность по таким направлениям как: создание информационных центров или торговых журналов; предоставление бизнес-планов по совместным заемным, лизинговым и маркетинговым проектам. § USIA-Информационное агентство США выступил спонсором программы в Хабаровске, направленной на расширение возможностей общественного доступа и пользования данными сети «Интернет» для получения рыночно-закупочной информации по малому бизнесу, создания web-страниц, организации школьных занятий и контактов населения Западного побережья США и Российского Дальнего Востока. Деятельность агентства США по международному развитию на территории России вносит положительные коррективы в развитие Дальнего Востока и Забайкалья. Одним из главных приоритетов Российской Федерации в сфере экономических отношений является формирование в стране экономики рыночного типа, в которой малое предпринимательство играет большую роль. Поэтому программы USAID, ориентированные на поддержку предпринимательства, отвечают потребностям сложившейся ситуации в стране. USAID формирует основу для изменения существующего законодательства и снижения административных барьеров, мешающих свободной предпринимательской деятельности. Агентство также участвует в мероприятиях, посвященных вопросам налогообложения, дерегулирования, государственного инспектирования и лицензирования предпринимательской деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В рамках программ, направленных на развитие малого предпринимательства, проводится обучение предпринимателей методикам и принципам эффективного управления бизнесом. Обучение проходит как в виде стажировок, организованных для российских специалистов и предпринимателей в США, так и в виде курсов на территории России. Кроме того, на Восток России на добровольной основе приезжают бизнес-консультанты из США для оказания непосредственной помощи широкому кругу малых предприятий по различным вопросам ведения предпринимательской деятельности. За период с 1995 г. свыше 1000 американских волонтеров - специалистов в области развития малого и среднего предпринимательства оказали содействие предприятиям малого и среднего бизнеса по улучшению управленческих и технических навыков.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|