Рефераты
 

Формирование и развитие террористических организаций в Пакистане (середина 1980 – 2000 гг.)

ейчас положение осложняется и тем, что в вооруженных силах, в том числе на уровне генералитета, идеи исламистов имеют своих приверженцев. Надо думать, этим объясняется то, что Джамаате ислами устами своего амира Кази Хусейна Ахмеда в последнее время резко критикует действия П. Мушаррафа и даже требует его ухода с поста главы исполнительной власти. Показательно, что Ахмед ничего не говорит о необходимости восстановления гражданской власти, и как в Пакистане говорят, «уходе армии в казармы». Его риторика направлена лично на генерала Мушаррафа и его ближайшее окружение. Надо сказать, что П. Мушарраф прекрасно информирован о настроениях в армии и предпринимает превентивные акции.

31 августа 2000 г. он произвел важные перестановки в своем ближайшем окружении. Генерал Азиз-хан, начальник генштаба и фигура №2 в иерархии военного режима, был смещен со своих постов и назначен командующим корпусом в Лахоре. Азиз-хан известен как человек, который осуществлял контакты с режимом «Талибан» и вообще отвечал за политику на афганском направлении. Его имя ассоциировалось с проталибской линией в политике Пакистана.

Установление верховной власти исламистов - это пока из области гипотетических рассуждений. Каких-либо прямых указаний на то, что в Исламабаде готовы занять кресла в правительстве апологеты исламской идеи, сейчас нет. Речь идет о существовании такой возможности в принципе.

Важно отметить, что правительства (военное или гражданское) до сих пор не были в состоянии контролировать или даже влиять на процесс роста симпатий к талибам. Ясно представляет себе, чем эти симпатии могут обернуться для Пакистана, только узкая прослойка интеллигенции. Их мнение и предостережения является гласом вопиющего в пустыне, поскольку печатаются в англоязычной печати, а «человек с улицы» (около 60% населения Пакистана неграмотны) в лучшем случае читает газеты на местных языках и на урду. Так что любой политический деятель, вздумавший поднять движение против распространения в стране идеологии талибов, столкнется с непреодолимыми трудностями и обречен на поражение.

Другими словами, мы имеем дело с неуправляемым и неконтролируемым процессом талибанизации Пакистана - тем главным, что объективно характеризует сегодня обстановку в стране. Неконтролируемым по той простой причине, что процесс этот исходит от обездоленных и многократно обманутых масс. Обещания, щедро раздаваемые разными правительствами и разными режимами, остаются невыполненными. Ни гражданские, ни военные власти не могут накормить и обустроить народ. В этих условиях людям не остается ничего, кроме веры в хорошо понятные им вековые традиции и ислам. Но не тот ислам, который проповедуют просвещенные мусульмане, прекрасно понимающие нужду в осовременивании многого в их религии, а примитивный ислам талибов, видящий все в черно-белых тонах.

Напрасно некоторые наблюдатели полагают, что процесс этот искусно дирижируется улемами и является воплощением хорошо продуманного и целенаправленного плана. Улемы, конечно, с удовольствием пользуются возможностями, которые дает им эта талибанизация, радостно плывут на гребне исламской волны, ошибочно считая, что они являются хозяевами положения. Они организуют поставки продовольствия, одеял и медикаментов в Афганистан, поддерживают прямые контакты с афганскими улемами (которые часто занимают видные посты в правительстве), призывают мусульман игнорировать международные санкции в отношении талибов - и только.

Подобно высшему офицерству в армии, в верхнем эшелоне бюрократии тоже есть люди, разделяющие ориентацию на тотальную исламизацию. Их сравнительно немного, но они есть.

Надо полагать, что реалистическая оценка мощи исламских радикалов, прежде всего в армии и госаппарате, объясняет осторожность Мушаррафа во всем, что касается ислама. Если раньше он, не колеблясь, говорил о своих симпатиях к турецкому Кемалю Ататюрку, который еще 80 с лишним лет назад понял губительность пути, предлагаемого исламистами, то теперь этих мотивов в его публичных выступлениях не найти. Он стал более дипломатичен и порой даже делает реверансы в сторону религиозных партий и организаций. Правда, что касается последних, по крайней мере Джамаате ислами (ДИ), то после отставки Азиз-хана их первоначальные симпатии к Мушаррафу - дело прошлое. Поэтому-то амир ДИ Казн Хусейн Ахмед и требует замены главы исполнительной власти как не оправдавшего надежд мусульман, не возражая, однако, против дальнейшего пребывания генералов у кормила власти.

Как уже говорилось, нельзя исключать, что исламская волна в перспективе вынесет улемы на самый верх - к власти. Говорить о существовании в армии ориентации на исламизацию жизни и политики заставляет то, что командование понимает: если улемам и суждено занять руководящие позиции и управлять страной, то только с одобрения и при эффективной поддержке со стороны вооруженных сил. Возможно, улемы и смогут захватить власть, но править самостоятельно - нет, и для этого есть веские причины.

Все парламентские выборы, когда-либо состоявшиеся в стране, заканчивались для них крахом. Это отражает объективную реальность - население страны при всем его уважении к исламу хорошо понимает ограниченные возможности своих пастырей духовных. Улемы владеют технологией возбуждения волны общественного недовольства (одобрения, осуждения и пр.), но совершенно не приспособлены к кропотливой повседневной работе, которая является сутью деятельности любого правительства. Прихожане знают, что их мулла - это человек, который не может похвастаться ничем, кроме формалистического знания Корана и Сунны и не видит дальше пределов его мохаллы (квартала). А ведь такие муллы - это костяк любой религиозной партии, и как раз из этой среды в случае прихода к власти его партии будут назначаться министры.

Совсем другое дело - улемы в тандеме с армией. За два с половиной десятилетия у власти армия приобрела кое-какой опыт администрирования и научилась решать элементарные проблемы управления. В перспективе и этот тандем не может быть долговечным. Опыт режима Зия уль-Хака говорит о том, что после нескольких лет у власти у генералитета едва хватало сил, чтобы преодолевать мятежи и кризисы, выходить из то и дело возникавших тупиковых ситуаций. Но дело не только в том, насколько эффективно каждая их двух сил может реализовать свой правящий статус.

Клерики и военные - это еще не все общество. Помимо крестьян, представляющих большинство населения, есть в нем и такие составные, как крупные землевладельцы-феодалы, верхушка бюрократии и крупный (хотя и сравнительно малочисленный) бизнес. Эти социальные слои и по сей день хорошо представлены в офицерском корпусе пакистанской армии. Традиционно эти силы определяли направления и пути развития Пакистана и оказывали огромное влияние на его государственную политику.

Если проанализировать социально-политическую активность земельной олигархии в Пакистане, то мы убедимся, что сегодня, как и прежде, она играет роль ведущей силы, особенно в сельской местности. Предположим, что в стране произошла исламская революция, о которой так много говорят улемы, и возникли предпосылки для перегруппировки сил на социально-политической арене в деревне.

Что крупные помещики добровольно уступят свои традиционные позиции и передадут функции главной социальной силы исламистам? Ясно, что ответ может быть только отрицательным.

Аналитики порой проводят параллели между Пакистаном и Афганистаном, рассматривая перспективы торжества исламистов в их борьбе за исламское государство. Что касается общественных настроений в отношении ислама и его роли в государственной политике, то тут, вероятно, возражений быть не может. Но относительно руководящей роли клериков за счет олигархов-землевладельцев, несомненно - это продукт неоправданных фантазий.

Иногда можно слышать возражения в связи с тем, что, мол, в Афганистане исламские фундаменталисты таки осуществляют руководящую роль не только в сельской местности, но и повсюду, куда простирается их власть, и что хотя бы теоретически то же самое может произойти и в Пакистане. Эти возражения не корректны.

Дело в том, что Афганистан в своем развитии отстает от Пакистана. Помимо этого сегодня там сложилась совершенно особая обстановка. Успехи талибов во многом определяются тем, что они не встречали практически никакого сопротивления со стороны тех сил, которые когда-то обладали немалой властью в сельской местности, а именно - местных феодалов. Крупные помещики-латифундисты либо сгинули в пламени революции и гражданской войны, либо подались в эмиграцию, либо стали жертвами переделов (в том числе и путем военного захвата) собственности, включая и землю. Факт тот, что политическое влияние, которое они когда-то оказывали на ситуацию в деревне, в момент нашествия талибов как фактор отсутствовало. В частности, поэтому успехи талибов были столь впечатляющими.

Препятствием для талибанизации в Пакистане может стать и верхний эшелон госаппарата, руководящее чиновничество было всегда напрямую причастно к принятию правительственных решений. Делить эту привилегию с кем бы то ни было, прежде всего потому, что она связана с прямыми материальными выгодами, эта категория бюрократов вряд ли согласится.

Точно так же воспрепятствует приходу к власти пакистанских талибов и предпринимательская прослойка. У нее уже накопился кое-какой опыт деятельности в условиях военного положения, не так уж плохо она чувствовала себя и при Айюб-хане, и в условиях номинальной демократии (при Беназир Бхутто и Навазе Шарифе), и ставить на карту свой не без труда завоеванный статус она не станет.

Отдельный вопрос - позиция армии. В конкретных условиях Пакистана выбор, который был открыт для нее состоял, в: а) строгом следовании предписаниям конституции, в соответствии с которыми ее наипервейшей задачей и функцией является поддержание боеспособности и защита государственных границ, а также (в исключительных обстоятельствах) ограниченная по масштабам помощь гражданским властям; б) прямом нарушении конституции и незаконном захвате государственной власти.

В первом случае все действия армии предусмотрены Основным законом, то есть имеют четкие юридические рамки. Во втором - ни о каких рамках речи идти не могло, так как армия сама их устанавливала и была наивысшей властной инстанцией. Зия уль-Хак прибегал к помощи религиозной партии Джамаате исла-ми, то есть как бы делил с ней власть на условиях неравнозначного партнерства, при которых военные занимали высшую ступень в структуре власти, а улемы - несколькими ступенями ниже, предоставляя военному режиму идеологическое и организационное обеспечение. Никогда не возникало вопроса, кто в стране главный, а кто выполняет функцию поддержки. Нет никаких оснований полагать, что армия вдруг согласится поменяться местами с улемами и занять подчиненное положение, обслуживая чьи-то интересы. Когда представители армейского командования выражают симпатии к исламистам или движению «Талибан», то это никак не означает их поддержку идеи победы такого движения в Пакистане. Это скорее ностальгия по временам Зия уль-Хака.

§ 2 Террористические организации и их деятельность

Достаточно долго рассадником терроризма в Азии был Пакистан, который поддерживал сепаратистские группы в сопредельных районах. В Кашмире Пакистан приступил к подобной деятельности еще в 1970-е годы, когда им было начато обучение сикхских боевиков и членов других сепаратистских движений в Индии. К середине 1980-х годов Исламабад начала расширять свою деятельность за счет афганских моджахедов. Эта деятельность осуществлялась при финансовой помощи США, Саудовской Аравии и некоторых других стран. По оценке американских экспертов в этот период Пакистаном были обучены и вооружены около 20 тысяч человек.

К 1990 г. в Кашмире насчитывалось более 30 воинственных группировок. Боевики терроризировали население Кашмира, требуя принять жесткие ваххабитские кодексы поведения, распространяли антииндийские настроения, особенно среди молодежи. Наибольшая активность в деятельности этих организаций отмечена в начале 1990-х годов, когда их число достигло 120.

В последующем часть из них в результате действия индийских сил безопасности была раздроблена. К сентябрю 1999 г. уже насчитывалось всего 9 таких групп. Все эти воинственные группировки, использующие в своих названиях терминологию джихада, проводят активную диверсионную деятельность не только против Индии, но и ряда мусульманских регионов на сопредельных территориях. Строго руководствуясь религиозно-политическими установками ваххабизма, они рассматривают проблему Кашмира не как территориальную проблему, но как путь к объединению с мусульманской частью Индии.

Ниже будут рассмотрены наиболее известные террористические организации, связанные с Пакистаном.

Эксперт центра Карнеги Анатоль Ливен -- тонкий знаток исламского мира, России, Центральной и Южной Азии, в качестве корреспондента «Таймс» он освещал войну в Афганистане, военные действия в Карабахе, Грузии и Абхазии, а также первую чеченскую войну. Он считает, что наиболее тяжелой проблемой с точки зрения борьбы с терроризмом после Афганистана является Пакистан. Эта страна переживает длительный период крайней политической неустойчивости.

В Пакистане происходит рост исламистского экстремизма, что объясняется, во-первых, тем, что в стране возросло влияние пуританских мусульманских сект типа «Джамаат-э ахл-э хадис» (Общество последователей хадиса), которое является группой проваххабитского толка, имеет много сторонников среди пакистанского духовенства и, очевидно, влиятельна среди чиновников и военных; во-вторых, воскрешены воинственные группы типа «Марказ дава ва-л-иршад», «Алихван», «Хизб ал-муджахидин», «Сепах-е сахаба», «Лашкар-е джангви» и, в-третьих, в стране растет напряжение между суннитами и шиитским меньшинством)".

И хотя руководство Пакистана поддержало США в антитеррористической операции против «Талибана» и «Аль-Кайды», считать проблему терроризма в стране решенной не представляется возможным. В стране достаточно сильны позиции мусульманских экстремистов и эта страна, по всей видимости, не единожды будет фигурировать в сводках борьбы с терроризмом.

Исламская благотворительная организация “Ал-Харамейн”

На сегодняшний день религиозная идеология оказывает значительное воздействие на создание очагов конфликтности по всему миру. Об этом свидетельствует тот факт, что во многом под ее влиянием были созданы горячие точки на Северном Кавказе, в Боснии и Косово, в Албании и Македонии, в Северной Африке (в Алжире), на Филиппинах, в Кашмире, Пакистане и т.д.

Исламская идеология состоит из политических взглядов в исламе: идеи “панисламизма”, концепции “исламского государства”, учения о джихаде, исламизации СМИ. Его цель - создание политических институтов в исламе, а проявляется он в форме исламской пропаганды.

На современном этапе наиболее значительную роль в мировой исламской идеологии играет исламская пропаганда, которая ведется через различные благотворительные, военные и военно-политические организации целого ряда стран, как Саудовская Аравия, Ливия, Иран, Судан.

Одной из самых многочисленных и авторитетных организаций, занимающихся распространением исламской пропаганды, выступает “Ал-Харамейн” (при переводе с арабского языка означает “Две святыни”), являющаяся одной из наиболее крупных и влиятельных саудовских неправительственных исламских организаций, созданной в Саудовской Аравии в 1992 году.

Организация имеет тесные контакты и координирует свою деятельность с такими крупными исламскими структурами, как “Всемирная лига исламской молодежи”, “Международная исламская организация спасения”, а также с правительственными учреждениями, в частности, министерством по делам ислама. Министр этого ведомства Салех Абдель Азиз Аль-Шейх является главным куратором организации. Ее председатель - шейх Акиль Абдель Азиз Аль-Акиль.

Штаб-квартира организации находится в г. Эр-Рияде, региональные отделения расположены почти во всех провинциях КСА. В настоящее время, за рубежом “Харамейн” представлен 21 бюро (Азербайджан, Грузия, Бангладеш, Йемен, Сомали, Кения, Албания, Босния и Герцеговина, США, Канада и т.д.) и 10 полномочными представителями (Казахстан, Китай, Бельгия, Германия, Ливан, Иордания, Палестина и т.д.), организуют работу на территории более чем 50 стран.

Наибольшую активность благотворительный фонд осуществляет в Пакистане. Бюро организации в Исламабаде возглавляет Насер Мухаммед Аль-Гилян. Ежемесячный бюджет представительства составляет 150 тыс. сауд. риалов (40 тыс.долл.).

Одним из главных направлений деятельности “Ал-Харамейн” в Пакистане является воспитание сирот, в основном это дети “моджахедов”, погибших во время афганской войны. В конце марта 2001 г. саудовская делегация во главе с заместителем председателя М.Аль-Кады провела инспекцию и посетила ряд подшефных сиротских домов, расположенных в городах Пешавар (“Центр Джаъафар бен Абу Талиб” и “Центр Абу Ханифа”) и Дир Газихан (“Центр Омар бен Ясир”), в которых находится 730 подопечных - мальчиков. Воспитательный процесс в сиротских домах ведется под контролем “Ал-Харамейн” исключительно в “чистом” исламском духе, и выпускники этих учебных заведений в своем большинстве вливаются в ряды “моджахедов” движения “Талибан”. Отдельно, в Дир Газихан, находится школа для девочек, рассчитанная на 1000 человек.

Одновременно “Ал-Харамейн” спонсирует 33 выпускников саудовских религиозных учебных заведений, преподающих в исламских центрах, школах исламского законоведения, а также опекает 60 имамов мечетей. На сегодняшний день в Пакистане на средства организации построено 110 мечетей, еще 12 находятся в процессе строительства.

Кроме того, с позиций своего пакистанского бюро “Ал-Харамейн” оказывает финансовую и идеологическую помощь радикальным группировкам в Афганистане и Пакистане, как “Джамаа ад-Даъават Аль-Куран ва Сунна” (Пешавар) и “Аль-Джамаъия Аль-Марказия ли Ахль Аль-Хадис”.

Так, имеются сведения, что в горах северо-западной пограничной провинции (СЗПП) Пакистана “Дарраи Азим”, “Руд” под контролем пакистанских спецслужб находятся несколько сотен остатков ИДУ, исламистов ОТО, СУАР, Чечни, а также 6 человек из Кыргызстана, а отдельная часть в лагере беженцев “Каюмобод” под Карачи. Другая часть боевиков скрывается в районах Улус вали (Бадахшан) и Ишкамиш Афганистана.

Именно через пакистанские спецслужбы “Ал Харамейн” оказывает помощь этим беженцам, финансовую поддержку, обеспечивает эпикировкой и национальными паспортами ИРП под вымышленными именами.

Представители организации не скрывают, что Пакистан, в силу его ядерного статуса и важного стратегического положения, занимает особое место в планах “Ал-Харамейн”. Так, в ближайшее время в Исламабаде, Лахоре и Карачи запланировано развернуть строительство крупных исламских центров, каждый из которых включал бы в себя мечеть, сиротский дом и производство по изготовлению аудио- и видеокассет, пропагандирующих воззрения саудовских радикалов.

Тем не менее, под давлением США, власти КСА начали контролировать счета всех благотворительных организаций. Согласно имеющимся данным, в КСА зарегистрирована 241 организация; эти организации в течении 10 лет оказывали финансовую помощь различным экстремистским и террористическим организациям Пакистана.

Так, США начали проводить совместную с Саудовской Аравией операцию по замораживанию счетов двух отделений саудовской благотворительной организации. Американцы подозревают ее в финансовой поддержке террористической деятельности. Эти филиалы исламского фонда “Ал-Харамейн” действовали в Сомали и Боснии-Герцеговине. Министерство финансов США заявило, что оно обнаружило связи между этими подразделениями фонда и сетью “Аль-Каида” Усамы бен Ладена, сомалийской организацией “Аль-Джихад Аль-Ислами” и египетской группировкой “Аль-ГамаатАль-Исламия”.

Как сообщил глава фонда Акил аль-Акил, его организация получала неоднократные обвинения от властей США, которые подозревают ее в финансировании терроризма. Ежегодно крупнейший саудовский благотворительный фонд тратил за границей по тридцать миллионов долларов, и, как утверждает Акил аль-Акил, все они шли на нужды бедных мусульман. Отделения “Аль-Харамайны” в Сомали и Боснии по требованию Соединенных Штатов были закрыты еще в прошлом году. Все остальные филиалы - в Кении, Танзании, Индонезии и Пакистане - будут закрыты в ближайшие месяцы.

Королевский двор ибн Саудов и пакистанская военщина всегда придерживались политики двойных стандартов. Заведомо известно, что принимаемые ими меры как всегда половинчаты в отношении исламистов, поскольку указанные круги не порвут связи с руководящим ядром радикальных организаций.

АЛЬ-ЗУЛЬФИКАР

(al - ZULFUKAR - SWORD of PROPHET - МЕЧ ПРОРОКА) www.terrorism.ru

Террористическая группа в Пакистане. Возможно, является нелегальным боевым крылом Объединенного национального движения (политическая партия потомков эмигрантов из Индии). Развертывание оперативной активности фиксируется с 1978 г. Состав руководства и численность неизвестны. Оперативные параметры - периодические теракты с применением огнестрельного оружия и СВУ (в основном в поездах, автобусах, мечетях и т.д.). Основная операционная зона - провинция Синд. Внешние контакты - сотрудничество с индийской разведывательной службой RAW (предположительно); ранее фиксировались контакты с афганской спецслужбой HAD / WAD.

АЛЬ-БАДР (al-BADR) www.terrorism.ru

Также именуется al-Badr Mudjahedin.

Кашмирская вооруженная группировка в Пакистане. Образовалась в 1998 г. на основе одной из иностранных фракций ВРПО Hizbul-Mujahedin. Входит в Объединенный совет Джихада (см.) и систему транснациональных ВРПО. Запрещена правительством Пакистана в январе 2002 г. Военно-политические лидеры - Бахт Замин-хан, Насер Ахмед, Лукман. Численность личного состава - до 250 - 300 боевиков (кашмирцы, пакистанские и афганские пуштуны). Вооружение - стрелковое оружие, ПТС, мины. Основная операционная зона в Кашмире - район г. Сринагар. Объекты группировки на территории Пакистана фиксируются в г. Кветта (бюро по набору добровольцев, Северо-западная пограничная провинция), г. Лахор (провинция Пенджаб), н.п. Машера (пакистанская зона контроля Кашмира). Боевики группировки принимали участие в боевых действиях в Кашмире (в т.ч. в Каргильской операции 1999 г.), на Северном Кавказе (Дагестан, Чечня, 1999 - 2000 г.г.), в Афганистане (2001 - 02 г.г.). На территории ЧРИ в период 90-х г.г. действовала группа численностью до 40 боевиков (ПК Абу Абдалла Джаафар). Каналы самофинансирования группировки - реализация наркотиков и поддельных долларов США; помощь транснациональных ВРПО, исламских НРПО.

БРИГАДА 055 (BRIGADE 055) Там же.

Оперативно-боевое формирование организации al-Qaida в Афганистане. Создано в 1998 г. Формально входило в состав ВС Исламского эмирата Афганистан / ИДТ. Командир - Джума Намангани. Численность - до 1.500 боевиков (арабы, узбеки, уйгуры, чеченцы и др. этнические группы иностранного добровольческого контингента). Тяжелое вооружение - 15 - 20 танков Т-55, артиллерия, минометы, ПТРК, ЗУ. Формирование было окружено силами Северного альянса в районе г. Кундуз в ноябре 2001 г. и фактически разгромлено; значительная часть личного уничтожена и пленена. Остаточный состав интегрирован в переформированные структуры al-Qaida в Восточном Афганистане и на сопредельной территории Пакистана

Джамаат ул-Фукра (США - Пакистан) www.quardantiterror.ru

(Jamaat ul-Fuqra, Impoverished, Jamaat al-Fuqra, Jihad Council for North America, Muhammad Commandos, Muslims of the Americas, Soldiers of Allah)

Наиболее опасная сегодна террористическая организация исламских экстремистов, действующвя в США. ДФ создана в 1980 в Бруклине, Нью-Йорк, в результате раскола "Чёрных мусульман". Со временем распространила влияние на Пакистан (чему способствовало вторжение Советской Армии в Афганистан) и Северную Африку.

Идеологически ориентируются на восстановление "чистого" ислама. Реализацией исламистской доктрины ДФ стали традиционные для организаций подобного типа терроризм и стремление создавать изолированные поселения в сельской местности, чтобы практиковаться в вере и уберечься от влияния западной культуры. Значительное количество подобных селений расположено в Северной Америке.

Во главе организации находятся пакистанец шейх Мубарак Али Гилани , Хусейн Абдаллах (США), экс-агент разведки Пакистана Имтияз.

Центр организации находится в Пакистане (Лахор), американская штаб-квартира находится в Нью-Йорке. ДФ состоит из многочисленных ячеек, напрямую не подчиняющихся единому руководству.

Боевые операции ДФ проводит на территории Канады, Карибского бассейна, США (Аризона, Колорадо, Нью-Йорк, Пенсильвания, Северо-Запад), Пакистана, Индии. Боевые операции проводит в Индии с территории Пакистана в интересах кашмирских сепаратистов. На территории США ДФ предпринимали вооружённые нападения и взрывы против не разделяющих взглядов ДФ мусульман, а также представителей других национальных и религиозных меньшинств: кришнаитов, индусов, евреев.

ДФ осуществляет координацию с террористическими группировками кашмирских террористов (Hizb ul-Mujahedin и др.), исламистами Филиппин и Афганистана, Хамас, "Черными Мусульманами", Пакистанской и Иранской разведками, правящим в Судане "Национальным Исламским Фронтом".

В своих рядах насчитывает до 300 активных боевиков и до 3000 сторонников.

Финансирование осуществляется за счёт собственных средств и пожертвований сторонников.

ИСЛАМСКИЙ ДЖИХАД - КАШМИР (HARKAT ul - JEHADI / HUJI - MOVEMENT of HOLY WAR) www.terrorism.ru

Кашмирско-пакистанская военизированная группировка. Создана в 80-х г.г. при поддержке межведомственной разведки Пакистана; принимала участие в военных действиях в Афганистане. В начале 90-х г.г. перенесла боевую активность на территорию Кашмира. В 1993 г. вошла в состав группировки Harkat ul-Mujahedin / Harkat ul-Ansar в качестве самостоятельного подразделения. Запрещена правительством Пакистана в январе 2002 г. Официальные регистры - Патриотический Акт США 2001 г. Сведения по составу руководства, численности, наличию вооружения по состоянию на текущий период отсутствуют.

ЛАШКАР-Е-ДЖАНГВИ (LASHKAR-e-JHANGVI / LEJ - the ARMY of JHANGVI) www.terrorism.ru

Военизированная группировка суннитской общины Пакистана. Создана в 1996г. при поддержке религиозно-политических организаций, относящихся к направлению секты Деобанди. Группировка запрещена правительством Пакистана в 2002 г. Лидер - Риза Басра. Численность боевого состава неизвестна. Вооружение - АК, автоматические винтовки, РГ, РПГ, минометы. Основные операционные зоны - провинция Пенджаб (г.г. Лахор, Мултан, Сиалкот). Оперативные параметры - участие в процессе политического насилия с применением огнестрельного оружия и СВУ. Основные объекты терактов - представители шиитской общины. Группировка произвела неудачное покушение на премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа (январь 1999 г.); предположительно участвовала в убийстве 5 военнослужащих ВВС Ирана в г. Равалпинди. Неоднократно фиксировались угрозы терактов в отношении объектов и граждан США в Пакистане. Часть боевого состава приняла участие в боевых действиях в Афганистане (2001 - 02 г.г.). Оперативные контакты - группировки Aimal Khufia Action Committee; Islam Inqilabi Mahaz (Движение исламской революции - организация ветеранов афганской войны в г. Лахор). Возможно, имеются контакты с организацией бен Ладена.

ЛАШКАР-И-ТАЙБА (LASKRAR-e-TAYYABA / LT / LET - ARMY of the PURE - ARMY of the PIOUS - ARMY of the RIGHTEOUS - АРМИЯ ВЕРУЮЩИХ / ЧИСТЫХ) www.terrorism.ru

Военизированная группировка в Пакистане. Экстремистская организация «Лашкар-э-Тайба» (Армия чистых) возникла во время войны в Афганистане в начале 1980-х годов. Состоит из пакистанских и афганских боевиков. Причем финансировалась организация Саудовской Аравией -- ближайшей союзницей США на Ближнем Востоке.

Является боевым крылом религиозно-политической организации Markaz-e Daawat-ul-Irshad (MDI) и тесно взаимодействует с бен Ладеном. В свою очередь, «Дават уль-аршад» относится к приверженцам саудовской ветви ваххабизма. По данным компетентных источников, боевики «Лашкар-э-Тайба» принимали участие в боевых действиях во всех конфликтах в мусульманских странах, а также против федеральных сил в Чечне.

Создана в 1980 г. в г. Лахор (по другим сведениям - в 1987 г. в г. Мудрике) с целью военной поддержки сил афганского сопротивления. Входит в состав Объединенного совета Джихада. Находится под идейным влиянием ваххабистского течения ислама (секта Ahl al-Hadees). Группировка официально объявила джихад США и Израилю, а также реализацию двух самостоятельных военно-политических программ Jihad-e-Afghanistan, Jihad-e-Kashmir. С 1993 г. ведет боевые действия в Кашмире. В мае - июле 1999 г. приняла участие в широкомасштабном вторжении кашмирских ВФ в индийскую зону контроля в секторе Каргил. С осени 2001 г. участвует в боевых действиях в Афганистане. Запрещена решением правительства Пакистана от 12.01.02 г. Официальные регистры - Патриотический Акт США 2001 г.; Акт 2001 г. о терроризме (Великобритания).

Военно-политический лидер - профессор Хафиз Мухаммад Саид (находится в заключении). Официальные представители политического крыла - Абдул Рахман Дахил, Абу Осама, Абдулла Мунтазир, Абу Умар. Командиры ВФ - Заки ур-Рахман Лакви, мулла Амир Хамза, Яхъя Муджахид. Численность постоянного состава ВФ - 300 - 400 чел. (включает не менее 100 боевиков арабского происхождения); переменного состава - несколько тысяч чел. С осени 2001 г. фиксируется тенденция к увеличению численности. Личный состав имеет камуфлированную униформу единого образца. Вооружение - стрелковое оружие (АК, автоматические винтовки); РПГ; тяжелые пулеметы; минометы; ППМ / ПТМ / СВУ. Боевая подготовка ВФ опирается на краткосрочные начальные курсы (срок 3 недели), осуществляемые в лагере Музаффарабад и мобильных УЦ. В последующем выпускники направляются в центры повышенной и специальной подготовки, и далее в распоряжение боевых формирований в Кашмире, Афганистане, Косово, Чечне, Узбекистане, Таджикистане. До осени 2001 г. боевики LET проходили специализированную подготовку в УЦ Джалилабад (Афганистан). Операционные зоны - долина Кашмира, сектора Пунч, Дода, Раджаури Основные базовые районы находятся на территории Пакистана (г.г. Мудрике, Музаффарабад, другие населенные пункты пакистанского сектора Кашмира и провинции Пенджаб). С начала 2002 г. фиксируется свертывание активности структур на территории Пакистана и перевод их деятельности в конспиративный режим.

Оперативные параметры на поле боя - партизанские боевые действия низкой интенсивности в индийской зоне контроля в Кашмире. С лета 1999 г. фиксируется активное применение боевиков - смертников (fidayeen) для диверсий против постов и других объектов индийских сил безопасности (только за 6 мес. уничтожено св. 60 военнослужащих). При проведении операций в основном применяется ВВ типа RDX.. Оперативные параметры вне поля боя - теракты с применением СВУ; массовые расправы над коллаборационистами и представителями немусульманских общин в населенных пунктах Кашмирской долины. Структуры политического прикрытия - центры Markaz Dawah wal Irshad, Markaz-e-Tyyaba Muridke. По состоянию на конец 2001 г. группировка контролировала св. 100 религиозных школ, в учебную программу которых включены элементы боевой подготовки. Каналы финансирования - сбор средств и добровольных пожертвований со сторонников.Внешние контакты - организация УБЛ; ИДТ; пакистанские, арабские, филиппинские, чеченские ВРПО / НРПО; пакистанская разведывательная служба ISI; разведывательная служба Саудовской Аравии. Во второй половине 80-х г.г. фиксировались оперативные контакты с ЦРУ США. В октябре 2000 г. группировка объявила о наборе 20.000 добровольцев для направления в зону арабо-израильского конфликта (реальные мероприятия предприняты не были). До 600 боевиков LET приняли участие в боевых действиях в Афганистане зимой 2001 / 02 г.г. Контролируемые СМИ - ежемесячный журнал Ad-Daawa (Призыв).

«Дават уль-аршад» оказывает финансовую и военную помощь сепаратистам на Северном Кавказе. Так, после завершения первой чеченской кампании ее члены остались на Кавказе для распространения ваххабизма. Известно также, что эта организация проводит активную деятельность в государствах Средней Азии. Участвует в подготовке и вооруженных выступлениях боевиков из числа таджикских и узбекских радикалов. Имеет тысячи сторонников в Пакистане, базируется в его, восточных районах и, так же как «Харакат уль-моджахедин», ведет войну с индийской армией в штате Джамма и Кашмир. Ее лидер Хафиз Сайд объявил джихад Израилю. Организация попала в поле зрения американских спецслужб сразу после того, как пассажирские лайнеры торпедировали небоскребы в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне. Именно группировка «Лашкар-э-Тайба» взяла на себя ответственность за проведение этих акций. Было заявлено, что эту серию терактов совершила группа исламских смертников под руководством некоего Абу Самама. Через некоторое время представитель этой группировки опроверг заявление о причастности к этим терактам. Но было уже поздно, американские спецслужбы сделали свои выводы. Организация попала в «черный» список.

КРЫЛО ДЖИХАДА В АРАВИИ (al-JANAH al-JIHADI fil-JAZEERA al-ARABIYA - HOLY WAR WING in the ARABIAN PENINSULA) Ветер с Востока// Итогию - 2004. №25 (www.itogi.ru)

Военизированная религиозно-политическая группа в Саудовской Аравии.

Предположительно входит в состав организации бен Ладена.

Впервые зафиксирована весной 1995 г. Выступает против правящей династии и военного присутствия США, Великобритании на территории страны. Запрещена законом. Идейный лидер - шейх Салман бен Фахд аль-Ода. Состав оперативного руководства неизвестен. Численность - до 5.000 боевиков и активистов (в т.ч. ветераны войны в Афганистане) + 15.000 - 20.000 чел. сочувствующих (в т.ч. до 10.000 активистов шиитской общины Восточной провинции Саудовской Аравии). Филиал группы в Эр-Рияде выделен в самостоятельное подразделение - Вооруженное исламское движение. Все структуры функционируют в конспиративном режиме. Внешние контакты - организация УБЛ; Общенародный арабо-исламский конгресс; спецслужбы Ирана. Подготовка боевиков осуществляется в Судане, Афганистане, Пакистане, Йемене.

Харакат ул-Ансар (Harakat ul-Ansar, Пакистан) www.terrorism.ru

Исламистская группировака, борющаяся за присоединение Кашмира к Пакистану. Создана в октябре 1993 года в результате соединения пакистанских группировок Харакат ул-Джихад ал-Ислами и Харакат ул-Муджахедин.

Лидер ХУА Маулана Садатулла Хан провозгласил целью борьбу против неверующих и антиисламских сил. На территории Кашмира ХУА провёл серию дивирсий против военных и гражданских объектов Индии. Также осуществляет помощь мусульманским организациям, находящимся на территроии Кашмира, таким, как Ал-Фаран (ответственна за похищение четырёх иностранцев в 1995 г.).

Организация располагает разнообразным вооружением: лёгкое и тяжёлое стрелковое, миномёты, ракеты, взрывчатка.

Организация располагает несколькими тысячами боевиков, находящимися в Кашмире, Пакистане, Индии. Ядро организации составляют до 300 ветеранов войны в Афганистане: пакистанцы, кашмирцы, афганцы и арабы. Для исламистов, разделяющих цели борьбы Харакат ул-Ансар, открыт доступ в организацию. Для них проводятся курсы боевой подготовки. Основная база организации находится в Музафарабаде; организация располагает офисами в большинстве Пакистанских городов, в террористической деятельности опирается на тренировочные лагеря и базы боевиков, находящиеся в Афганистане и Пакистане.

Другой аспект деятельности Харакат - международный исламский терроризм. Боевики ХУА принимают участие в вооружённых действиях на территории Бирмы (Араканс), Боснии (где впервые появились в 1992), Таджикистана (в 1992 - 1994 принимали участие в военных дейситвиях на территории таджикистана, позже вели подготовку боевиков исламской оппозиции, базирующейся в южных районах страны и Афганистане), на Филлипинах, в странах Ближнего Востока. Халед Аван так комментирует международную террористическую деятельность Харакат: "Мы полагаем, что границы никогда не могли разделить мусульман. Мы - одна нация, и мы будем едины". ХУА получает финансовую поддержку от Саудовской Аравии и других традиционалистских арабских режимов.

Харакат эль-Моджахедин (ХЭМ) www.terrorism.ru

Полное наименование "Харакат уль-муджахидин" (ХУМ), также известный как "Харакат уль-ансар", ХУА, "Аль-хадид", "Аль-хадит", "Аль-фаран"

Описание Бывший "Харакат уль-ансар", включенный в перечень иностранных террористических организаций в октябре 1997 г., ХУМ представляет собой базирующуюся в Пакистане исламскую мятежную группу, которая действует, главным образом, в Кашмире. Ее лидер Фазлур Рехман Халиль связан с бин Ладеном и в феврале 1998 г. подписал его "фатву", призывающую к атакам на американские и западные интересы. Имеет лагеря по подготовке террористов в восточном Афганистане и понесла потери при ракетных ударах США по связанным с бин Ладеном учебным лагерям в Ховсте в августе 1998 г. Впоследствии Фазлур Рехман Халиль заявил, что ХУМ отомстит Соединенным Штатам.

Деятельность. Имела лагеря по подготовке террористов в восточном Афганистане. «Харакат уль-моджахедин» понесла потери после ударов по учебной базе в Хосте в августе 1998 года, за что лидеры организации обещали отомстить США.

«Харакат уль-моджахедин» проводит спецоперации против индийских войск и мирных граждан в Кашмире.

В июле 1995 г. боевики похитили пятерых западных туристов. Один из пленников был убит в августе 1995 г., а четверо казнены через три месяца. Боевики организации принимали участие в вооруженных действиях на территории Бирмы (Араканс), Боснии (где впервые появились в 1992 г.), Таджикистана (где в 1992--1994 гг. принимали участие в военных действиях, позже вели подготовку боевиков исламской оппозиции, базирующейся в южных районах страны и в Афганистане), на Филиппинах, в странах Ближнего Востока. Лидеры организации так обосновывают эту практику: «Мы полагаем, что границы никогда не могли разделить мусульман. Мы -- одна нация, и мы будем едины».

При проведении террористических актов использует тяжелые и легкие пулеметы, штурмовые винтовки, автоматы, минометы, взрывчатку и ракеты. Несколько тысяч боевиков находятся в Азад-Кашмире (Пакистан), на юге Кашмира и Доды (Индия). Этнический состав организации достаточно пестрый: среди них есть арабы (ветераны войны в Афганистане), пакистанцы, афганцы и кашмирцы. Главная база располагается в Музаффарабаде (Пакистан). Принимает пожертвования из Саудовской Аравии; Пакистана и некоторых других исламских стран.

Численность Насчитывает несколько тысяч вооруженных сторонников в Азад-Кашмире (Пакистан), а также на юге Кашмира и Доды (Индия). Среди сторонников преобладают пакистанцы и кашмирцы, однако среди них есть и афганцы, а также арабы-ветераны войны в Афганистане. Использует легкие и тяжелые пулеметы и автоматы, штурмовые винтовки, минометы, взрывчатые вещества и ракеты.

Расположение. Главная база находится в Музаффарабаде (Пакистан), однако члены организации ведут зона действия повстанческую и террористическую деятельность в основном в Кашмире. Подготовку своих боевиков Харакат эль-моджахедин (ХЭМ) ведет в Афганистане и Пакистане.

Внешняя. Принимает пожертвования из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива и помощь исламских государств, а также от пакистанцев и кашмирцев. Источник и объем военной помощи ХЭМ неизвестны.

Заключение

Менее чем полувековая история исламской идеологии было определяющим в становлении и развитии государства.

Последние же двадцать лет еще более утвердили тесную взаимосвязь государственной власти и религиозных партий и организаций, прежде всего сторонников исламского фундаментализма

Они вынуждают правительство идти на уступки, создавая основу для превращения законов Шариата в правовую основу, при этом подстраивая Коран под свою идеологию.

Важным становится тот факт, что эти организации распространяют свои идеи на все сферы жизни общества, и таким образом, тормозят развитие государства. Помимо этого, для осуществления собственных задач, эти радикально настроенные партии и организации оказывают сильнейшее воздействие на воспитание и образование нового поколения, при чем настаивают на совмещении религиозного и воинствующего начала.

К тому же современная власть в лице Н. Шарифа П. Мушаррафа в своей политике косвенно поддерживает эти организации. Происходит новое слияние армии с силами и идеалами исламского радикализма. Это в свою очередь способствует формированию и развитию террористических организаций на территории Пакистана, а также распространение, влияние и установление контактов с международными террористическими организациями.

Фактическое превращение ислама в государственную религию было обусловлено во-первых, тем, что ислам и так был в Пакистане господствующей формой общественного сознания, а во-вторых, тем, что это диктовалось потребностями военного режима Зия уль-Хака, так как обеспечивало в глазах большей части населения легетивность военной власти.

Было бы слишком просто и неправильно считать, что неудачи демократии связаны в Пакистане исключительно с происками религиозных экстремистов из правых религиозных партий. Следует, по-видимому, учитывать и особенности политической культуры, определяющей общественное сознание в этой стране, то

есть те факторы, которые препятствуют превращению мусульманской общины в электорат, субъект демократии.

Исторические исследования показывают, что политическая культура в Пакистане, складывавшаяся на протяжении десятилетий, а если оперировать историческими категориями, то на протяжении столетий, испытала на себе сильное, а возможно, и решающее влияние со стороны феодалов и улемов. Если отбросить все второстепенное, она основывалась на суевериях и фатализме, т. е. чертах, которые присущи духовному пастырю мусульман - мулле. Именно эта культура повинна, в частности, в том, что по сей день сельский житель (большинство населения) исходит в своих суждениях и предпочтениях из доктрины такдира, предписывающей уважение к традициям и покорность судьбе. Это значит, что он готов принять как божье предназначение все, включая нищету и даже рабский труд на своего феодала. Такое восприятие жизни вкупе с непоколебимыми сектантскими и этническими привязанностями формирует его сознание, предопределяет политические симпатии и антипатии.

Тот факт, что в ходе четырех последних избирательных кампаний (1988-1997 гг.) борьба шла не между экономико-политическими программами, а между личностями (кланами), во многом объясняется этим. Другими словами, законы традиционного общества и религия выступают в качестве фактора консерватизма и социально-политического статус-кво, даже когда на пути позитивных преобразований не стоит препятствий в виде диктатуры.

Что касается северо-запада Индии, то англичане оставили здесь после себя слаборазвитую экономическую и социальную структуру. Следует, однако, отметить, что вместе с этим они оставили в наследство Пакистану слаженный бюрократический аппарат и приличную армию. Соответственно, делами в народившемся государстве заправляли крупная земельная аристократия и верхушка госаппарата, а также военные как часть госаппарата со специфическими функциями. Предпринимательская прослойка, или буржуазия, была очень слабой и не могла претендовать на право голоса в государственных делах, а ведь именно она была носительницей демократической идеологии, силой, которая была непосредственно заинтересована в установлении в Пакистане демократической системы правления.

Это не значит, что в Пакистане после Джинны не осталось сил, которые считают утверждение в стране демократии делом своей жизни. Такие силы есть, и, несмотря на то, что они сравнительно малочисленны, их голос хорошо слышен. Это, конечно, пакистанская интеллигенция, представители так называемых свободных профессий (юристы, врачи, журналисты, художники и др.), а также крепнущая (хотя и медленно) буржуазия. Более того, магистральная линия политической борьбы в стране проходит именно между демократами и сторонниками построения в стране «истинно исламского государства», среди которых наиболее организованной и многочисленной партией является Джамаате ислами (ДИ).

Эта партия, а также родственная ей по идеологии и приближающаяся по политическому влиянию Джамиатул улемае ислам (ДУЙ) были инициаторами законодательного закрепления исламских принципов. В действующей конституции преамбула - это почти дословно Резолюция о целях, подготовленная религиозными партиями в 1949 г. Демократы сделали им эту уступку, ошибочно полагая, что это тактический шаг назад, который можно будет нейтрализовать в будущем. Между тем с Резолюции о целях началось наступление исламистов на позиции демократов, наступление, нередко приносившее им победу.

Давая характеристику нынешней политической ситуации в Пакистане, следует подчеркнуть, что в расстановке сил в последнее десятилетие произошли определенные, довольно значительные изменения. При том, что разделительная линия в принципе, как и раньше, проходит между демократами и исламистами, позиции первых заметно ослабли, в то время как сторонники исламского пути развития в целом не только сохранили силы, но и заметно приумножили число своих последователей.

Новым моментом является очередной выход на авансцену национальной политики вооруженных сил. Военный режим генерала Первеза Мушаррафа не отменял конституцию, не вводил военного положения, однако именно ему принадлежит вся полнота власти.

Взаимоотношения между исламистами и армией в Пакистане всегда были неровными. Айнзб-хан на дух не принимал религиозные партии и вообще исламистов, хорошо понимая мотивацию их политики и плохо скрытое стремление к власти. Несмотря на собственную религиозность, он считал, что вера и религия должны быть отделены от политики. Примерно таких же взглядов придерживался и Яхья-хан. Исламисты при них были в оппозиции, а при Айюб-хане ДИ как инициатор преследований против секты ахмадийя в 1954г. подверглась довольно суровым репрессиям.

Сотни активистов ДИ были осуждены, а амиру партии маулане Маудуди был вынесен смертный приговор, позже, правда, отмененный Верховным судом.

Совсем другая ситуация сложилась при военном диктаторе Зия уль-Хаке. Он исповедовал ислам ДИ, и потому сразу же после переворота, в результате которого он пришел к власти, эта партия была привлечена в качестве главного консультанта в деле законодательной и прочей исламизации. Позже она стала младшим партнером военного режима. В течение одиннадцати лет ДИ выполняла функцию главного арбитра в вопросах, связанных с религиозными нововведениями. Эта сравнительно важная роль, однако, нисколько не уменьшила аппетитов ДИ. Она никогда не переставала думать о верховной власти, но прагматизм диктовал ей умеренность и послушание: сила армии была неизмеримо

больше возможностей партии. Положение младшего партнера даже давало определенные выгоды. Можно было, например, расправляться с наиболее серьезными пропагандистами светского пути развития руками военных, не беря на себя ответственность за репрессии.

Армия выдала ДИ карт-бланш в деле идеологической индоктринации населения. В качестве противопоставления принципам секуляризма и демократии идеологами ДИ выдвигалась так называемая «идеология Пакистана», состоявшая их четырех главных компонентов: 1) ислам - государственная религия, 2) урду - национальный язык, 3) Кашмир - неотъемлемая часть Пакистана, 4) сильная армия - гарант целостности и процветания страны.

Объявление ислама государственной религией должно было стать первым шагом на пути превращения Пакистана в исламское теократическое государство. Урду как национальный язык мыслился как средство подавления и постепенной ликвидации регионалистских тенденций среди коренного населения. Признание

Кашмира в качестве неотъемлемой части Пакистана должно было лишний раз продемонстрировать единство мусульман (в конце концов, это был единственный лозунг «идеологии Пакистана», не вызывавший разногласий. И потом ведь «К» в аббревиатуре «Пакистан» означал Кашмир). И наконец, пункт, касавшийся армии как гаранта целостности и процветания Пакистана, делал вооруженные силы одной из опор ДИ и способствовал утверждению среди офицерского состава идеи исламизации.

Задача исламской идеологизации общества, выполнение которой взяла на себя ДИ, была не из легких. История Пакистана, по версии ДИ, начиналась не в те доисторические времена, когда процветала цивилизация Гандхары и долины Инда (Мохенджо Даро и Хараппы), а с завоевания Синда омейядским военачальником Мухаммедом бин Касимом в VIII веке нашей эры, и вообще, Пакистан как в те далекие времена, так и сейчас -- это часть Среднего Востока, но не Южной Азии. Какое-либо влияние индийской (индусской) культуры на культуру мусульманской общины отрицалось. В связи с этим классический танец как порождение культуры индуизма был запрещен, музыка и театральные постановки тоже практически попали под запрет. С раннего возраста детям преподавали арабский язык (как правило, очень плохо, так как учителями были местные муллы), а все, что было связано с этноисторическими корнями, напрочь отрицалось. Стоит задуматься над тем, что сегодняшние талибы-пуштуны в Афганистане - это как раз и есть продукт подобного рода обучения.

В настоящий момент пакистанское общество более чем когда-либо подвержено влиянию религиозного экстремизма. Демократия как форма общественного устройства всегда была весьма слабой в Пакистане,- а иногда явно. Даже в периоды гражданского правления декларируемые демократические ценности служили лишь прикрытием авторитаризма. Такой, в частности, была и власть Наваза Шарифа. Многие пакистанцы сегодня видят избавление от жизненных бед в исламской альтернативе. Это не значит, что на следующих выборах (когда и если они состоятся) они дружно бросятся голосовать за кандидатов от религиозных партий. Они уже демонстрировали способность отделять зерна от плевел, лозунги исламистов от их реальных возможностей. Однако нельзя не отметить, что общий настрой в отношении религиозных партий и вековых порядков меняется в пользу последних. Становится все более очевидным, что еще не пришло время хоронить законы традиционного общества. Именно во времена кризисов они восстают и заявляют о себе. Принцип «больше традиционного общества - меньше демократии» работает без сбоев.

Надо сказать, что после гибели Зия уль-Хака ДИ переживала нелегкие времена. Протекции центра она лишилась и стремление к власти могла теперь реализовать только через выборы, а этот путь не обещал ей ничего хорошего. 11-летнее безбедное существование под крылышком армии укрепило позиции конформистов, которые заявляли, что излишняя революционность только отдаляет партию от власти. Начался отток из ДИ фанатично настроенных элементов. Они присоединялись к различным множившимся джихадистским организациям, готовившим моджахедов для заброски в Кашмир и Афганистан.

Только в конце 90-х руководство партии осознало, что потеря революционного имиджа грозит ДИ превращением в политического маргинала. Поэтому после пленума 1997г. партия берет курс на привлечение в свои ряды массы новых членов, которым было обещано построение исламского государства даже с помощью крайних, революционных средств.

Новая революционность использовалась, однако, в основном для рекрутирования молодежи, но не против правящего режима. Даже правление Наваза Шарифа подвергалось сравнительно мягкой критике. В вопросе отношения к армии (после октября 1999 г.) ДИ и ее лидеры демонстрировали заметную умеренность.

С одной стороны, это был признак интеграции ДИ в истэблишмент, с другой - указание на то, что партия продолжает питать надежды на будущее сотрудничество с военными властями.

Переворот, совершенный 12 октября 2000 года генералом П. Мушаррафом, показал рискованность каких-либо долгосрочных прогнозов относительно настроений в армии. Следует признать, что широко распространенная точка зрения о нежелании армии после 1988 г. выполнять какие-либо неконституционные функции и активно участвовать в политическом процессе оказалась ошибочной. Несмотря на заявления двух предыдущих начштаба Мирзы Аслам Бега и Джехангира Карамата о том, что отныне армия сосредоточит все свое внимание исключительно на защите государственных границ, следующий военачальник генерал П. Мушарраф отмел эту точку зрения как устаревшую. Сторонники неучастия армии в политике и отказа от помощи гражданским властям во времена кризисов оказались в меньшинстве.

Интересно, однако, отношение командования вооруженными силами к религиозным партиям и исламу как политическому фактору. Нет сомнений, что среднее звено офицерства или значительная его часть, а также и часть генералитета, как и прежде, находится под влиянием исламских фундаменталистов и ДИ как наиболее организованной их силы. Генералитет, ответственный за принятие решений, не един и придерживается разных точек зрения на проблему взаимоотношений с улемами.

Относительно личной позиции генерала Мушаррафа ясности тоже нет. С одной стороны, аналитики склоняются к тому, что он скорее тяготеет к принципиальной позиции турецкого реформатора Кемаля Ататюрка, исповедовавшего секулярные взгляды, чем Зия уль-Хака. Однако в поведении генерала наблюдается определенная противоречивость. Наряду со смещением начштаба и человека №2 в иерархии военной власти генерала Азиз-хана, он сделал несколько реверансов в сторону религиозных экстремистов, а главное - встал на их сторону в вопросах отношения к терроризму, по Кашмиру и режиму «Талибан» в Афганистане. В ходе переговоров с президентом США Клинтоном, совершившим кратковременную остановку в Исламабаде по пути из Индии в 2000 г., он дал свою собственную трактовку понятия терроризм и заявил, что следует различать терроризм и освободительную борьбу народов. Из чего следовало, что действия пакистанских джихадистских организаций в Кашмире, например, это освободительная борьба. Между тем США официально объявили некоторые из них террористическими.

В настоящий момент ни исламисты, никто другой не в состоянии бросить вызов армии и заявить о своих претензиях на власть. Если у главы режима нет тайных альтернативных планов, то, по-видимому, из трех лет, отпущенных Мушаррафу Верховным судом Пакистана на то, чтобы поставить страну на путь стабильного развития, он останется у руля еще два оставшихся года. Что будет потом, предсказать трудно. Ясно лишь, что придет время, и бразды правления будут переданы гражданским лицам. Как показывает жизненная практика, армия, несмотря на опыт пребывания у власти, не может долгое время управлять государством, она просто не для этого создана. Даже поддержать политическую стабильность - то, ради чего, по словам генералов, совершаются перевороты, она может лишь сравнительно непродолжительное время. Дальше неизбежно начинаются волнения и беспорядки, ведущие к отчуждению от военного режима целых социальных слоев и даже провинций. Так было при Айюб-хане, Яхья-хане и Зия уль-Хаке.

Вместе с тем поступательное усиление исламистов говорит о том, что нельзя исключать их выдвижение на передовые позиции пакистанской политики и даже прихода к власти, вполне возможно в тандеме с армией. Кто в этом тандеме будет играть главную скрипку, другой вопрос. Во всяком случае в национальной политике ислам будет играть роль неотъемлемого, а возможно, определяющего элемента.

Источники

1.Коран. Перевод смыслов и комментарии. Пер. Прехова В.М. М., 2002.

2.Ганковский Ю.В., Москаленко В.Н. Три конституции Пакистана, 1975

Литература:

1. Белокреницкий В.Я. Исламский радикализм Пакистана: эволюция и роль в регионе. Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 6.

2. Белокреницкий В.Я. Особенности модернизации на мусульманском Востоке. М., 1997.

3. Белокреницкий В.Я. Элементы «большой игры» в войне Запада против терроризма // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 6/18.

4. Ганковский Ю.В. Ислам и социальные структуры Ближнего и Среднего Востока. М., 1990.

5. Ганковский Ю.В. Ближний и Средний Восток: Экономика и история. М., 1983.

6. Ганковский Ю.В. и Гордон-Полонская Л.В. История Пакистана. М., 1961.

7. Ганковский Ю.В. и Москаленко В.Н. Политическое положение в Пакистане. Государственный переворот 1958 г. и военная диктатура 1960.

8. Ганковский Ю.В. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986.

9. Ганковский Ю.В. Пакистан: история и экономика. М., 1980

10. Ганковский Ю.В.Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

11. Ганковский Ю.В.Пакистанское общество. М., 1987

12. Гареева Г.И. Фундаментализм и опыт государственного строительства в Пакистане // Ислам и политика / Отв. ред. Белокреницкий В.Я. и Егорин А.З. М., 2001.

13. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону. 2003.

14. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

15. Жмуйда И.В. Исламизация в Пакистане // Вопросы научного атеизма, 1983, вып. 31.

16. Жмуйда И.В. Исламские принципы в экономике Пакистана // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока: Сб.ст. М., 1982.

17. Жмуйда И.В. Пакистан: внутренние и внешние факторы развития (70-80гг.) М., 1988.

18. Змеевский А., Тарабрин В. Терроризм. Нужны скоординированные усилия мирового сообщества. // Международная жизнь. 1996. № 4.

19. Игнатенко, Степанянц, Морозова. Пакистан: проблемы политики и экономики. М., 1978.

20. Илларионов С.И. Террор и антитеррор в современном мироустройстве. М., 2003.

21. Ислам в современной политике стран Востока (конца 70 - начала 80 гг. ХХ в.). М., 1987.

22. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

23. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.

24. Керимов Г.М., Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

25. Кожушко Е.Н. Современный терроризм: Анализ основных направлений/ Под общ. ред. Тараса А.Е. 2000.

26. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

27. Косиченко А.Г., Асимбаев М.С., Султанов Б.К., Шаманов А.Ж., БегашевН.К., Нурмухамедов Б.Ж. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. Алматы, 2002.

28. Левин З.И. Ислам в арабских странах: нетрадиционализм и возрожденчество (вторая половина ХХ в.)- Зарубежный Восток. М., 1983.

29. Левин З.И. О пределах радикальности «исламского социализма» (арабские страны). Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

30. Малашенко И.В. В поисках альтернативны: арабские концепции путей развития. М., 1991.

31. Маудуди А.А. Образ жизни в исламе. М., 1993.

32. Москаленко В.Н. Внешняя политика Пакистана: Формирование и основные этапы эволюции. 1984. С.213.

33. Москаленко В.Н. Проблемы современного Пакистана. М., 1970.

34. Мукиджанова Р.М., Пакистан, Южная Азия и политика США. 1974

35. Пакистан: Справочник. М., 1991.

36. Плешов О.В. Ислам, исламизм и номинальная демократия в Пакистане. М.,2003.

37. Плешов О.В. Талибанизация Пакистана -угроза реальная или мнимая?//Мусульманские страны у границ СНГ. : Сб.ст. М., 2001.

38. Полонская Л. Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана.М., 1981

39. Полонская Л.Р. Ислам и политика на современном Востоке. - Наука и религия,М., 1983. №8.

40. Пономарев Ю.А История мусульманской религии Пакистана. М., 1982

41. Примаков Е.М., Война «исламского фундаментализма». Проблемы и уроки. //Вопросы философии. 1985. № 6.

42. Серенко И.Н. Пакистан: народное образование и религия //Мусумальнские страны у границ СНГ:Сб.ст.М., 1994.

43. Требин М.П. Терроризм в ХХ1 веке. Минск, 2003.

44. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис 1994. № 1.

45. Шерковина Р.И. Политические партии и политическая борьба в Пакистане 60-70 г.г.М., 1983.

46. National Education Pelicy'92 (1992-2002). Islamabad: Ministry of Education, 1992, p.13

Интернет-ресурсы

1. www.terrorism.ru

2. Ветер с Востока// Итоги - 2004. №25 (www.itogi.ru)

3. Саид Ахмад ДЖАЛОЛИДДИН, Исламская благотворительная организация “Ал-Харамейн”, Лондон 10,сентябpя 2003 (http://www.navi.kz/articles/?artid=4385)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ