Рефераты
 

Основы политологии

p align="left">Наконец еще одна группа ученых отстаивает точку зрения, согласно которой, лидерство есть результат совокупного воздействия целого ряда факторов - в том числе и всех выше отмеченных (синтетическая теория).

Не меньше разногласий вызывает и вопрос о том, кого следует относить к лидерам. По мнению одних, лидерами являются все крупные политические деятели, выполняющие управленческие функции: государственные чиновники высшего уровня, назначенные на свои должности (например, министры) или выбранные на них (губернаторы, парламентарии, президент). Другие авторы, в противоположность высказанной позиции заявляют, что лидерство - это форма признания авторитета не всех руководителей, а лишь наиболее выдающихся. С этой целью они делят всех политических деятелей на великих и обычных, либо вообще не признают последних таковыми. Другим вариантом является деление политиков на зависящих от власти (номенклатурщики), зависящих от масс (вожаки) и независимых. Именно последние и трактуются как лидеры. Число реальных лидеров, таким образом, становится значительно меньшим. Оно становится еще меньшим, если подходить к вопросу о сущности лидерства с позиций третьей группы ученых, которые считают, что лидерство есть неформальный (основанный сугубо на авторитете) аспект управления и как таковой противостоит формальному руководству (управлению посредством отправления официальных должностей). Согласно данной точке зрения, реально лидерами признаются лишь крупные общественные, не связанные с государственным аппаратом деятели (А. Сахаров, М. Ганди).

Неопределенность в понимании феномена лидерства заставляет ученых обращать особое внимание на выявление неких универсальных качеств, которые бы способствовали облегчению задачи отнесения к данной группе того или иного конкретного человека. В частности, к качествам, необходимым для лидера, принято относить следующие способности:

1) аккумулировать и адекватно отражать в своей деятельности интересы широких масс (например, Ленин сумел в 1917 г. уловить и выразить чаянья низших слоев населения России);

2) подчинять своей воле окружающих;

3) брать на себя инициативу и ответственность за собственные политические действия и действия своих сторонников (заявление Ленина в июне 1917 г. о готовности РСДРП(б) взять власть в свои руки);

4) постоянно выдвигать новые политические идеи, комбинировать и совершенствовать ранее выдвинутые (авторитет Ленина строился на новизне выдвигаемых идей);

5) выстраивать из разрозненных идей целостные программы политических действий;

6) бороться за реализацию своей программы;

7) извлекать выгоду из любых изменений политической ситуации (использование Лениным Корниловского мятежа для усиления роли РСДРП(б) в августе 1917 г. и поражения Германии для отказа от Брестского мира осенью 1918 г.);

8) принимать нужные решения в нужное время (в случае с Лениным - выбор даты большевистского восстания, многократные указания на то, что промедление в выступлении смерти подобно).

Естественно, что у каждого крупного политического лидера обозначенный комплекс общих качеств проявляется сугубо индивидуально. Отдельные черты приобретают доминирующий характер, другие отходят на задний план. Кроме того, лидеров отличает наличие множества чисто индивидуальных (присущих только им) черт. В совокупности все присущие лидеру универсальные и индивидуальные черты формируют то, что принято называть стилем лидерства.

2. Стили и типы лидерства

Стиль лидерства как устойчиво воспроизводимые отличительные черты осуществления лидером своих функций фиксирует своеобразие его поведения; характер взаимодействия с окружением и массами; ценностные ориентации; уровень культуры и множество других факторов. Политика характеризуется многообразием стилей лидерства, поддающимся, впрочем, определенной типологизации.

При рассмотрении стиля сквозь призму отношения политика к своим обязанностям (критерий предложен Дж. Баубером при исследовании стилей президентства в США) представляется возможным выделить четыре типа:

- активно-позитивный стиль, который ориентирован на продуктивную, результативную деятельность на общее благо (Ф. Рузвельт и его "Новый курс");

- активно-негативный стиль фиксируется по преобладанию в деятельности политика личных мотивов и доминированию самолюбия над общественной необходимостью (Г. Трумэн и курс на "холодную войну", бомбардировка Японии);

- пассивно-позитивный стиль, характеризующийся зависимостью политика от групповых, узко-партийных ценностей, привязанностью к устоявшимся стандартам и стремлением реализовать эти ценности и стандарты (Дж. Картер);

- пассивно-негативный стиль - минимальная степень выполнения лидером своих функций (Дж. Буш-старший).

Если рассматривать стиль лидерства как доминирование тех или иных психологических черт, то в качестве базовых следует указать на следующие типы:

- параноидальный стиль (лидер - хозяин: Петр I, И.В. Сталин);

- демонстративный стиль (лидер-артист: А.Ф. Керенский, В.В. Жириновский);

- депрессивный стиль (лидер-соратник: царь Федор Иоанович, Л.И. Брежнев);

- шизоидный стиль (лидер-одиночка: Павел I).

В зависимости от характера взаимодействия политика с окружением выделяют:

- авторитарный стиль (он предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы, наказания);

- демократический стиль (в данном случае для лидера характерен учет интересов и мнений окружающих его людей, привлечение их к управлению).

На основании такого критерия как методы осуществления лидером политического курса выделяют:

- консервативный стиль. Консервативные лидеры ориентированы на руководство в соответствии с установившимися ранее нормами и традициями. Их сильными сторонами являются выдержка, верность делу, терпимость, внимательность, умение предвидеть обстоятельства. К слабым же относятся акцентирование внимания на мелочах, утомительность для окружающих [4];

- инициативный стиль характеризуется способностью лидера выходить за рамки общепризнанных правил управления, создавать что-то свое. Для инициативных политиков типичны: с одной стороны, решительность, смелость, упорство в достижении цели, с другой же, - неумение сострадать, чрезмерная требовательность, неумение менять поставленные цели, импульсивность, стремление слишком много брать на себя [4]. Инициативный стиль, в свою очередь, может проявляться в двух основных формах:

- реформационное лидерство (в этом случае лидер ставит перед собой задачу эволюционного преобразования имеющейся политической реальности);

- революционное лидерство (задача, стоящая перед такого рода лидером - переход к принципиально иной общественной системе).

Формирование того или иного стиля политического лидерства, помимо субъективных факторов (личностных качеств политика как человека), обуславливается также и рядом объективных социальных (не зависящих от него) факторов. К таковым относят:

1. Политико-исторические факторы. Важнейшие из них - способ образования государства (преобладание внутреннего компонента влечет за собой децентрализацию власти и появление мягких, демократических форм лидерства - США; преобладание внешнего компонента имеет следствием централизацию власти и формирование жесткого, авторитарного стиля лидерства - Россия); способ перехода к индустриальной фазе развития (революционный переход является залогом складывания авторитарных тенденций в руководстве; эволюционный - демократических).

2. Культурологические факторы. Речь идет о влиянии на политика доминирующего в обществе типа политической культуры (патриархальный тип культуры порождает лидера-отца, лидера-героя; подданнический - лидера-хозяина, лидера-вождя; активистский - лидера-служителя, лидера-чиновника). Без учета влияния типа культуры невозможно понять такой связанный с лидерством феномен как культ личности. Культом личности принято именовать крайнюю, максимально завышенную оценку функций и роли политических лидеров в истории, вплоть до их обожествления. Наиболее часто он встречается в обществах с патриархальным и подданническим типами политической культуры (тоталитарных и авторитарных государствах). Бывают, однако, случаи, когда его элементы складываются также в демократических странах (примером может служить Франция времен президентства Шарля де Голля). Причинами возникновения культа личности служат:

- стремление бюрократии иметь арбитра, который гасил бы ее корпоративные конфликты;

- стремление населения иметь защитника от бюрократии.

Важнейшим же следствием культа является огромная концентрация политической, духовной, экономической и прочих типов власти в руках одного человека, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства. Складывающийся культ того или иного политического деятеля неминуемо приводит к трансформации как всей политической жизни страны, так и самого лидерства.

3. Административно-территориальные факторы. Начиная со времен Ш. Монтескье, ученые связывают развитие демократических тенденций в управлении с малыми по своей площади государствами. Для крупных государств, как показывает практика, более характерны авторитарные лидеры. Выдвижение здесь демократических лидеров возможно лишь при децентрализации управления, которая, в свою очередь, может стать причиной усиления центробежных сил.

4. Ситуационные факторы. Роль ситуации обуславливается ее влиянием на условия формирования личности лидера (ситуация войны, кризиса продуцирует тип жесткой личности); выдвижение первоочередных задач и целей руководства; создание рамок, в которых лидеру придется действовать.

Социальные детерминанты лидерства позволяют проводить дополнительную типологизацию этого политического явления. Наиболее значимыми представляются классификации лидерства по следующим основаниям:

Природа социального авторитета лидера. Выделяют:

а) традиционное лидерство (в данном случае лидеры выявляются в соответствии с обычаями. Так, после смерти монарха новым лидером становится его сын);

б) харизматическое лидерство (влияние лидера базируется на вере населения в его исключительные качества. В качестве примера можно указать на веру населения Ирака в возможность Саддама Хусейна противостоять США);

в) рациональное лидерство (влияние лидера в данном случае базируется на факте назначения или избрания его на определенную должность, сам лидер является чиновником).

Масштаб полномочий и характер деятельности лидера. Основополагающими типами являются:

а) лидер малой группы, объединенной политическими интересами (высший слой элиты, руководящий аппарат любого уровня управления). Здесь роль лидера заключается в сплочении участников, направлении их деятельности. От него требуется умение налаживать и поддерживать контакты с соратниками; оперативно принимать решения; брать на себя инициативу и ответственность;

б) лидер большой социальной группы, объединенной политическими интересами (политические партии, общественные движения, слои, классы). От такого лидера ожидают умения выражать групповые интересы; разрабатывать стратегию и тактику политического действия;

в) лидер общенационального масштаба. Политик в данном случае оказывается удаленным от тех масс, которые он ведет за собой. Его личностные качества отходят на задний план, уступая место умению координировать деятельность управленческого аппарата; улавливать настроение больших масс людей.

Отношение лидера к существующей политической системе. Типы лидерства: функциональный или дисфункциональный лидер, лидер-комформист или лидер-нонкомформист.

3. Современные тенденции развития лидерства. Лидерство в России

Роль лидеров в процессе функционирования политической системы существенно различается в зависимости от эпохи и страны. Влияние их на политику в патриархальном и современном обществе, в жестко централизованной и свободной системе, в период стабильного и кризисного состояния государства могут быть сопоставимы лишь на общем теоретическом уровне. Выявление более глубинных тенденций требует учета политического, исторического и социального контекста.

Обозначим факторы, которые характеризуют современный этап развития лидерства в общемировом масштабе и применительно к России.

По мнению американского политолога Р. Такера, проявляющиеся сегодня в мире процессы демократизации политических отношений и глобализации общественных связей приводят к тому, что:

- происходит изживание типа лидера-героя. На первый план выдвигаются профессиональные качества политика. Лидер все более начинает восприниматься как ответственный за судьбы людей руководитель, а не как вдохновитель;

- происходит сжимание границ власти лидера. Усиление роли внегосударственных субъектов политики, разделение властных функций между несколькими органами препятствуют расширению зоны его компетенции; периодичная ротация кадров не позволяет сделать свое лидерство пожизненным и наследственным;

- прослеживается усиление роли неформальных лидеров. Этому способствует появление новых форм коммуникации, которые, не контролируются государством, воздействуют на людей, ослабляя их зависимость от государства;

- прослеживается повышение ответственности лидера за принимаемые им решения. С одной стороны, это связанно с усилением зависимости лидеров от поддерживающих их масс, с другой, - с ростом возможностей воздействия человека (тем более наделенного властью) на среду обитания всего человечества.

Р. Такер считает, что переживаемый Россией этап (этап построения основ демократизма) позволяет проецировать на нее все обозначенные тенденции. В то же время, представляется необходимым отметить однобокость такого подхода. Помимо указанных факторов на состояние лидерства в современной России оказывают влияние стереотипы мышления, доставшиеся в наследство от старой системы, и общая нестабильная ситуация в стране. Именно обозначенные тенденции способствовали в условиях России 90-х гг.:

- выдвижению на первый план лидеров, ассоциирующихся у общества с типом сильной личности. Подобное качество силы отличало Б. Ельцина и отличает В. Путина от таких политиков как Е. Гайдар, Г. Явлинский;

- выдвижению на первый план лидеров-радикалов, предлагающих достаточно жесткие способы выхода страны из кризиса;

- выдвижению на первый план лидеров, способных в экстремальных ситуациях выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений;

- выдвижению на первый план лидеров, обладающих искусством создавать принципиально новые модели поведения и мышления. Общество проявило значительно больше внимания к Ю. Лужкову (лидеру-прагматику, строителю), А. Лебедю (лидеру-военному, генералу), В. Жириновскому (лидеру-актеру, шоумену), Б. Ельцину (лидеру-оппозиционеру, сломавшему тоталитарную систему, впервые снявшему галстук, не скрывавшего состояния своего здоровья, не чуравшегося национальных традиций), нежели к Г. Зюганову, В. Черномырдину, Г. Явлинскому, не имевшим своего "особого" образа. Очевидно, что свой собственный стиль имеет и В. Путин.

Выявленные тенденции не создают основы для складывания нового типа лидерства в стране. Наоборот, они консервируют всегда доминировавшую в сознании россиян приверженность к харизматическим и авторитарным лидерам. От лидеров ожидают приказов и распоряжений, а не приглашения к сотрудничеству; быстрого решения всех беспокоящих население проблем; вокруг них создают мифы, которые составляют основу для деификации (обожествления) лидера, что проявляется в пристальном внимании к школам, вузам, где они учились, в награждении их разного рода почетными званиями, и т.д.; выдвижение каждого нового лидера неминуемо приводит к низвержению и забвению прежнего. Все перечисленное, накладываясь на расширение базы, из которой рекрутируются лидеры (лидеры из среды военных, сотрудников спецведомств, представителей научной и культурной интеллигенции), делают ситуацию с лидерством в стране не прогнозируемой.

Основные понятия: лидер, лидерство, стиль лидерства, культ личности, традиционное лидерство, харизматическое лидерство, рациональное лидерство, деификация.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение терминам "лидер", "лидерство".

2. Перечислите основные исторические формы политического лидерства.

3. Сформулируйте основные подходы к определению круга лиц, относимых к лидерам.

4. Каковы функции политических лидеров?

5. В чем принципиальное отличие теории черт лидеров от теории роли последователей и ситуативной теории? Что сближает между собой две последние теории, и чем они отличаются друг от друга?

6. Что означает термин "стиль лидерства"?

7. Назовите две разновидности инициативного стиля политического лидерства.

8. Выделите основные типы лидерства по следующим критериям. Заполните таблицу.

Критерий Типы лидерства

Природа лидерства 1 2 3

Масштаб полномочий 1 2 3

9. Что такое культ личности? Какие типы политических режимов подвержены складыванию культа личности лидера?

10. Перечислите базовые черты, характеризующие лидеров современной России.

11. Выделите базовые черты, характеризующие политиков-консерваторов и политиков-инициаторов (заполните таблицу):

КАЧЕСТВА КОНСЕРВАТОР ИНИЦИАТОР

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авцинова Г.А. Политическое лидерство // Советское государство и право.1993. № 5.

2. Ашин Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность.1993. № 2.

3. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992.

4. Джойнер Р. Лидер, менеджер и пять принципов успеха. М., 1997.

5. Ильин М.В., Коваль Б.И. Личность в политике // Полис.1991. № 6.

6. Милованов Ю.Е. Политическое лидерство: властный аспект. Ростов/Дон, 1992.

7. Пригожин А.И. Патологии политического лидерства в России // Общественные науки и современность. 1996. № 1.

8. Пугачев В. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. М., 1991.

9. Такер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России: от Ленина до Горбачева // США: экономика, политика, идеология. 1989. № 1.

10. Шмачкова Р.Т. Типы лидерства в социологии М. Вебера // Социологические исследования. 1988. № 5.

ЛЕКЦИЯ 12: ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

1. Выборы: понятие, признаки.

2. Стадии избирательного процесса.

4. Типы избирательных систем.

1. Выборы: понятие, признаки

Термин "избирательная система" используют в двух значениях. В широком смысле избирательная система - это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти или наделение полномочиями должностного лица особым способом - путем выборов. При широком толковании понятие избирательной системы включает в себя все общественные процессы, связанные с выборами, тогда как в узком понимании избирательная система - способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами (группами кандидатов) в зависимости от результатов голосования избирателей.

Как видим, понятие избирательной системы невозможно полно раскрыть без определения термина "выборы". Выборы - способ формирования органов государственной власти или наделения полномочиями должностного лица посредством голосования управомоченных лиц, при условии, что на каждое место в органе государственной власти (должность) могут претендовать два и более кандидата.

Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют из себя мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить проявление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками:

1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы. Возрастной ценз для права быть избранным в органы власти - он нередко выше 18 лет. Так, Президентом РФ может стать гражданин не моложе 35 лет. Имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определенной ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины.

2. Альтернативность выбора, что предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража.

3. Равные права избирателей, что предполагает, равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдался не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному принципу. От разных по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить мест в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин.

4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации.

5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.

6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима, для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть еще один негативный аспект - при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании составляет 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах.

Организационным компонентом избирательных систем является избирательная процедура - комплекс правил, установленных государством, регламентирующих организацию и проведение выборов. От избирательной процедуры следует отличать избирательную кампанию, под которой понимают действия непосредственных участников выборов: выдвижение кандидатов, разработка предвыборных программ, агитация и т.п.

2. Стадии избирательного процесса

Выборы - сложная совокупность общественных отношений, которую можно представить в виде чередующихся во времени стадий единого процесса. Политическая борьба в этот период времени строго регламентирована, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны стремящихся к власти лиц. Выделяют следующие стадии избирательного процесса:

Назначение даты выборов. Дата выборов назначается уполномоченным органом (например, президентом, премьер-министром) в соответствии с законодательством страны. В некоторых странах дата выборов прямо указывается в Конституции или в законе.

Установление избирательных округов и избирательных участков.

Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом обычно создают: центральный избирательный орган, территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии

Регистрация избирателей.

Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков. На данной стадии определяется круг лиц, из которых будут избраны президент, сенаторы, депутаты. Выдвижение кандидата возможно несколькими способами:

- самовыдвижение;

- выдвижение группами избирателей. Обычно кандидатов выдвигают трудовые коллективы, жители какого-либо населенного пункта, территории. Они проводят собрание, на котором ведется протокол и ставят подписи в поддержку кандидата;

- выдвижение политическими партиями и иными общественными объединениями. Зарегистрированная в соответствии с законом партия вправе выдвигать своих кандидатов, а при пропорциональной избирательной системе партии формируют списки кандидатов от своей партии.

Агитационная кампания. Она включает в себя работу кандидатов (партий) и активно поддерживающих их групп по убеждению избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или партийный список. Для убеждения избирателей используются средства массовой информации, проводятся встречи с избирателями, расклеиваются листовки, плакаты, транспаранты, проводятся различные акции (массовые шоу, раздача партийной символики и т.п.). Все это требует значительных денежных средств, которые предоставляются добровольными пожертвователями, выделяются партиями и даже государством.

Голосование. Технически голосование производится различными способами, например: поднятием рук (в небольших поселениях, при выборах органов местного самоуправления); на бумажных бюллетенях для голосования (самый распространенный способ), когда напротив фамилии выбираемого кандидата ставится какой-либо знак; с применением электронных машин. В большинстве стран избиратель голосует непосредственно за кандидата (прямые выборы). В некоторых странах, (например, на выборах президента США) сначала граждане избирают выборщиков, которые потом отдают свои голоса за того кандидата, за которого им поручено голосовать гражданами (косвенные выборы).

Подсчет голосов и установление итогов голосования.

Окончательное определение и опубликование результатов выборов.

3. Типы избирательных систем

Рассмотрим избирательную систему в узком смысле этого термина, т.е. как способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который получил голосов избирателей больше, чем любой из его соперников. Система проста, т.к. она обеспечивает победу одной партии даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство населения страны (остальные голоса заберут другие партии) и правительство, которое сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос). В случае, когда ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов. Во втором туре достаточно получения относительного большинства голосов. В нашей стране такая система используется при выборе президента России.

Выделим положительные моменты мажоритарной системы:

- непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;

- отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;

- способствует установлению двух- или трехпартийности;

- способствует при парламентской форме правления формированию стабильного кабинета министров, опирающегося на парламентское большинство.

Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий. Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской форме правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства, или не может его создать, вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, вводя "избирательный порог" - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Например, в России этот порог составляет 5%. голосов избирателей. Положительными моментами этой системы выборов является то, что она позволяет представить интересы больших групп избирателей, чем при одномандатной мажоритарной системе; стимулирует создание партий. Но у этой системы есть слабые стороны:

- отсутствие тесной связи кандидата в депутаты с избирателями;

- зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;

- порождает большое число фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего.

Идеальной избирательной системы не существует. В ряде стран пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют смешанную систему, сочетающую элементы пропорциональной и мажоритарной систем. Например, при выборах в Государственную Думу РФ половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на основе системы пропорционального представительства политических партий и по общефедеральному избирательному округу.

Основные понятия: избирательная система, выборы, ценз, избирательная процедура, избирательная кампания, мажоритарная система абсолютного (относительного) большинства, пропорциональная система, смешанная система, абсентеизм.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Решите задачу и примите правильное решение:

Население России 154 мл. человек, из них не имеет права голоса 39 мл. 700 тыс. Проголосовало на выборах Президента 56 мл. 150 тыс. избирателей. На выборах один из кандидатов получил 55, 4% голосов избирателей. Примите решение за Центризберком. Решением Центризберкома может быть:

1) Считать Президента России избранным.

2) Считать Президента России не избранным.

3) Другое решение (обосновать).

2. Что такое ценз?

3. Какие цензы установлены для кандидата в Президенты России?

4. В чем положительные и отрицательные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?

5. Какие причины вызывают отказ избирателей от голосования?

6. Что такое избирательная система?

7. В чем сущность активного и пассивного избирательного права?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каюмов О.М. Незримая логика избирательных законов. М.: Магистр. 1997.

2. Никитин А.Ф. Правоведение. Избирательное право. Избирательный процесс. М.: Просвещение. 1996.

3. Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. СПб.: Паритет. 2000.

4. Политология: Учебник для вузов / Под. ред. М.А. Василика. М.: Юрист. 1999.

ЛЕКЦИЯ 13: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

1. Сущность политической культуры. Уровни политической культуры.

2. Типы политических культур.

1. Сущность политической культуры. Уровни политической культуры

Политическая культура выступает структурным элементом политической системы общества. Она раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к тем или иным политическим действиям. В политологической теории существуют разнообразные определения политической культуры, что объясняется широким спектром мнений относительно того, что представляет собой культура вообще. Одни авторы понимают политическую культуру как субъективную сферу, лежащую в основе политической деятельности. Ее сводят к ориентациям, системе ценностей, символам, верованиям и установкам индивидов на политическое действие. Другие трактуют ее как способ духовно-практической деятельности в сфере политики, например, как реализацию политических знаний, ценностных ориентаций и образцов поведения. Таким образом, политика понимается как политическое сознание и политическое поведение. Соответственно в структуре политической культуры выделяются познавательный, эмоциональный, оценочный компоненты и практическая деятельность. Наконец, еще более широкие трактовки включают в культуру политические институты. Считается, что если на индивидуальном и групповом уровнях культура выступает как единство политического сознания и поведения, то на уровне социетальном она должна быть дополнена культурой функционирования институтов, составляющих политическую систему общества [4, с.692]. Все политологи обращают внимание на то, что к политической культуре будут относиться наиболее устоявшиеся, наиболее типичные для данной общности ориентации в отношении политической системы, модели поведения субъектов политики и модели функционирования политических институтов.
Политическая культура - явление неоднородное. Она функционирует на общем (политическая культура общества), групповом и индивидуальном уровнях.

Политическую культуру общества следует рассматривать как органическую часть более широкой общенациональной культуры. Ее специфика детерминирована особенностями исторического опыта и национального характера народа, комплексом социально-политических и экономических факторов, особенностями геополитического положения страны, природными факторами. В качестве ее составных элементов выступают формировавшиеся в течение многих поколений политические традиции, идеи, концепции, действующие нормы политической практики. Понятие "политическая культура" характеризует конкретное общество (английское, немецкое, российское) поэтому, учитывая специфику национального характера, ментальность народа, можно говорить о самобытности политических культур разных стран. Так, основные черты политической культуры США включают в себя индивидуализм; расчет на собственные силы; представление о демократии как равенстве возможностей; понимание свободы как отсутствие внешнего принуждения, в т.ч. и от правительства; защита идей свободы. Исследователи отмечают такой факт: американцы никогда не защищают землю - они борются за свободу (как на своей, так и на чужой территории) [3]. Защита свободы и избранность американского народа лежат в основе внешнеполитической доктрины США. Наоборот, в политической культуре России доминирует идея защиты земли, ее территориальной целостности, правовой нигилизм. Суровость природных условий жизни предопределила тягу народа к солидарности, к общему коллективному труду, что выразилось в длительном существовании в России общинной формы организации жизни. В крестьянской общине лежат истоки доминирования коллективного сознания над индивидуальным. Ряд исследователей полагают, что специфика социоприродного бытия России обусловила более высокую степень централизации государственной власти, нежели в других странах. Государство должно было обеспечить защиту от внешней угрозы, постоянное приращение эффективных для хозяйственной жизни территорий, а также централизованное распределение ограниченных средств к существованию ради выживания России как целого [5, с. 85]. Это предопределило такую особенность политической культуры, как этатизм и патернализм. Этатизм (от франц. еtat - государство) проявляется в утверждении главенствующей роли государства в организации жизни общества. Патернализм проявляется в создании образа главы государства как отца, хотя и строго, но справедливого ("Царь-батюшка", "Заступник"). Именно эти особенности политической культуры стали питательной почвой тоталитарного режима в СССР. И сегодня политическая культура постсоветской России определяется противоречивым сочетанием элементов прошлого с элементами демократической культуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ