|
Политология - Краткий тематический справочник
в политической жизни общество обеспечивает населению доступ к управлению через выборы, партии, союзы, самоуправление; - действуют нормы общечеловеческой морали и ценностные ориентиры; социальной ячейкой Г. о. является семья.Г. о. нигде законодательно не зафиксировано и не существует в каком-либо завершенном состоянии. Его нельзя ввести декретом. К нему можно приближаться путем осознан-ного исторического развития, в том числе и для нашей страны.Гражданство - политико-правовой термин, обозначающий принадлежность лица определенному государству вне зависимости от того, где гражданин находится: в пределах или вне пределов государственной территории. Политико-правовая связь между государством и человеком, находящимся под его властью, выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей, которые по отношению к гражданину устанавливают его политико-правовой статус, отличающий его от иностранных граждан, а от государства требует обеспечения основных прав и свобод граждан везде, где бы она ни нахо-дились.Политический характер вопроса о Г. выражается прежде и предоставлении собственным гражданам всей полноты социально-экономических, политических и личных прав и провозглашенных и гарантированных конституцией государства и его законами, что становится гарантом суверенитета и независимости данного государства. Ключевое зна-чение вопросы Г. приобретают в условиях формирования новых национальных государств, так как позволяют приходя-щему к власти национальному большинству ослабить влияние оппозиционно настроенной части населения за счет отчужде-ния некоторого его числа по признаку гражданства (ценз оседлости, место рождения, национальная принадлежность) от участия в управлении государственными делами и формировании властных структур, вывода проводимой ею политики за рамки «общественно допустимой» или «исторически оправданной».Приобретение Г. происходит, как правило, по рождению (на основе «права крови», т. е. национальной принадлежности родителей, как в Дании, Афганистане, или «права почвы» - месту рождения, как в США, Аргентине), а также в порядке натурализации, т. е. приема в гражданство на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством.Признание права каждого человека свободно выбирать гражданство во многих странах мира вместе с тем сов-мещается и с принципом экспатриации (автоматической утра-ты прежнего гражданства с приобретением нового), что направлено на недопущение двойного и тройного гражданства, дающего личности возможность ослабить свою юридическую ответственность за противоправные действия, допущенные в том или ином государстве.В государствах с монархической формой правления термин «гражданство» обычно соответствует термину «подданство».Гуманизация (от лат. humanus - человечный) - процесс утверждения принципов гуманизма в жизни общества, последовательное установление и развитие общественных отношений, в основе которых находится признание человека как выcшей ценности, его прав на развитие и реализацию своих способностей, свободу, счастье.ДДвижение политическое - способ существования политических отношений, заключающийся в общественной деятельности по реализации политических интересов. Деятельность включает участие в выработке и проведении в жизнь политики действия ее субъектов (классов, государства, социальных групп, лидеров и др.). Д. п. - следствие материальной и духовной деятельности, обладающее определенной самостоя-тельностью. Оно может быть прогрессивным, конструктивным, созидательным или сдерживающим, дестабилизирующим, деструктивным.Деидеологизация (от лат. dе... - отмена +...идеология) - отказ от построения отношений, организации деятельности; функционирования и взаимодействия между государствами и политическими силами на основе их идеологий. Как идея концепция Д. возникла в связи с распространением в мире признания за каждой из социальных сил права на существование, сближением их позиций с точки зрения общечеловеческих проблем и отсутствием между ними принципиально непримиримых, антагонистических противоречий, реально прослеживающимся на Западе затуханием социальных конфликтов спадом их напряженности.В связи с тем, что идеологии участников политического процесса отражают, как правило, их субъективные, частные интересы, взаимоотношения в деидеологизированном мире должны регулироваться согласно концепции Д. международными нормативно-правовыми актами, двусторонними договорами, традициями взаимодействующих народов и строиться на основе научного или технического решения возникающих проблем, а не противостоянием и конфронтацией.Противоречивость концепции Д. заключается главным образом в том, что установившиеся принципы международных отношений и регулирующие их акты сформировались в результате соотношения участвующих в нем сил, имеющих свои цели, потребности, идеалы, реализуемые через идеологии неотделимые от них.Значительный вклад в разработку теории Д. внесли Р. Арон, Д. Белл и др.Демократизация - процесс утверждения принципов демократии в государственно-политическом устройстве общества, последовательное формирование и развитие демократического строя.Демократия (от греч. democratia - власть народа. От demos - народ и kratos - власть) - форма государственного устройства, основанного на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан.Д. как форма государственно-политического устройства возникла вместе с появлением государства. Д. предполагает власть большинства, осуществление выборности основных государственных органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона. Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, всенародных обсуждениях вопросов государственной жизни) и представительную (решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.). Институты демократии наиболее полное развитие получают в правовом государстве.Деятельность политическая - действия субъектов политики по реализации соответствующих политических интересов. Политическая деятельность есть концентрированное выражение всех сторон общественной деятельности, ее производная, но обладающая и значительной самостоятельностью. Практическая политическая деятельность, интегрируя в себе коренные политические интересы, может иметь конструктивный, созидательный характер или сдерживать, дестабилизировать, вызывать разрушение.Политическая деятельность включает: объект, субъект, цель, средства, результат и сам процесс деятельности. Ее своеобразие заключается в особенностях сферы действия (сфера политики, функционирования политической власти) и в специфике элементов, характеризующих данный вид деятельности.Деспотизм (деспотия) (от греч. despoteia.- неограниченная власть) -1) система государственного устройства, неограниченная монархия, характеризующаяся полным произволом власти, бесправием подданных. Классический Д. характерен для государств Древнего Востока (Ассирии, Вавилона); 2) самовластие, жестокое подавление свободы личности|, произвол по отношению к подчиненным. Деспот - тиран, |неограниченный и жестокий властитель.Догматизм (от греч. dogma - мнение, учение, решение) - односторонний, схематический, закостеневший метод мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами, положениями без учета конкретных условий, в отрыве от практики и науки, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины. В основе Д. лежат: слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений, их абсолютизация, опора на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения. Возникновение Д. исторически связано развитием религиозных представлений, требований веры догматы религии, утверждаемые в качестве непреложной истины. Познавательная основа Д. - явное или неосознанное игнорирование динамичности и конкретности истины, непонимание в ней диалектики абсолютного и относительного, абсолютизация какой-либо из ее сторон. Психологический фундамент Д. заключается в приверженности к выработанным усвоенным приемам и способам познания и деятельности инертности ума и воли. Социальные основания Д. связаны классовой, групповой, корпоративной и личной заинтересованностью в сохранении и отстаивании определенных положений и взглядов, обеспечивающих стабильное положение субъекта. В политике Д. ведет к авторитаризму, монополии на истины, субъективизму и волюнтаризму.Договор - 1) в широком смысле - соглашение двух или нескольких сторон, направленное на установление, изменений или прекращение прав или обязанностей этих сторон; 2) Д. международный - добровольное соглашение между двумя или несколькими равноправными государствами или международными организациями относительно установление изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей области политического, экономического, культурного или иного сотрудничества. Как правило, Д. заключается в письменной форме. Он может иметь различные наименования: пакт, конвенция, трактат, хартия, декларация, протокол, соглашение, коммюнике и обладать разной юридической силой. Д., заключенный в устной форме, называют «договоренностью», «джентльменским соглашением». По количеству участников Д. делятся на двусторонние и многосторонние; по порядку присоединения к ним - на открытые и закрытые. Международные Д. являются источником международного права.Ж Жизнеспособное общество - общественное устройство, которое способно к саморазвитию, самообновлению, регулированию экономических, социальных, политических и культурных отношений, ведущих в результате преобразований к росту и самосовершенствованию. В основе Ж. о. лежат общечеловеческие законы и принципы. (См. Гражданское общество).ЗЗабастовка - одно из основных социально-экономических прав человека, средство борьбы трудящихся за удовлетворение своих социально-экономических или политических требо-ваний, заключающееся в целенаправленно организованном коллективном прекращении работы.Пытаясь ограничить воздействие 3. на социально-экономический уклад государства, его стабильность, снизить их эффективность и результаты, правительства всех стран мира всячески стараются расширить круг условий их проведения (обязательность предупреждения администрации о начале 3., запрет на проведение 3. в некоторых сферах общественной жизни и деятельности, права администрации на наказание организаторов 3. и пр.). Это вызывает разнообразие форм забастовок: 3. «наоборот», когда работа продолжается не-смотря па закрытие предприятий; «перемежающиеся» 3.- перекатывающиеся из цеха в цех и парализующие работу предприятия; 3. «усердия», когда работа ведется строго по инструкциям в ущерб рабочему времени; предупредительные, «перекатывающиеся» (ступенчатые) 3., когда работа прекра-щается па несколько дней в неделю или несколько часов в день; периодические - повторяющиеся несколько раз в месяц.По своему размаху 3. делятся на забастовки в масштабах одного пли нескольких предприятий, промышленного района, отрасли хозяйства, всего государства (всеобщая забастовка). По целям различаются экономические или политические забастовки. 3., связанные с прекращением работы, проводятся, как правило, с применением пикетирования остановленного предприятия или учреждения. ИИдеалы политические (от греч. idea - идея, первообраз) - идеальные образы, определяющие способ политического мышления и деятельности субъектов политики. Они предполагают специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления. И. п. объединяют людей вокруг их общей задачи. В политических идеалах отражается противоречивая политическая ситуация, характеризующаяся неудовлетворенными потребностями людей, классов, социальных групп.Импринтинг (эффект И.) - способность личности к эмоциональному восприятию чего-то нового от источников, пользующихся у нее авторитетом (отца, вождя, учителя, газеты, телевидения и т. п.).И. становится возможным лишь в определенных условиях, когда новое не вступает в противоречие с тем, что личность, уже прочно усвоила, проверила на опыте, внесла в свой менталитет, когда новое восполняет некоторый недостаток знаний, умения и отвечает потребности в их пополнении. В этих усло-виях И. становится ключом к пониманию того, как одни идеи могут быть быстро усвоены широкими массами под идеологи-ческим воздействием, а другие - нет.Возможности И. уменьшают распространение либеральных ценностей, так как они изначально требуют диалога, доказа-тельств, отслеживания четких причинно-следственных связей, соблюдения особых логических процедур, ориентации на спе-цифические правоосновательные принципы, что существенно ограничивает возможность, например, одним словом объявить человека вредителем, врагом народа или внушить массам определенный (нужный) образ мысли на основании един-ственности или исключительности той или иной инфор-мации.Эффект И. используется как важное средство идеологической деятельности правящей элиты. С другой стороны, его применение требует максимального учета специфики культуры различных групп населения, всесторонних социометрических исследований. Учет импринтингового воздействия является важным элементом концепции политического влияния.Институты политические - способ организации политиче-ской жизни общества, воплощающий в себе те или иные поли-тические нормы, обусловленные конкретно-исторической ситуа-цией. И. п. существуют в виде учреждений, организаций (пар-тий, государственных органов, структур общественного самоуправления), определенных общностей людей, наделенных особыми полномочиями и выполняющих специальные функции в политической жизни общества (например, представители президента, военные комиссары), определенной деятельности (например, президентское правление). Специфика И. п. со-стоит в том, что они почти всегда узаконены и их деятельность регламентирована соответствующими нормативными актами. И. п. являются также конкретные научные и учебные учреж-дения партий, призванные осуществлять научные исследования и повышать уровень политической культуры субъектов по-литики.Интересы политические (от лат. interest - имеет значение, важно) - причина всяких политических действий, выражающая направленность субъекта политики на разрешение противоречий между его политическими потребностями и условиями их удовлетворения.Содержанием политического интереса выступает, как правило, потребность завоевания или удержания политической власти. И. п. являются центральным элементом политической жизни, посредством которых объективная необходимость трансформируется в субъективные элементы политической деятельности. И. п. переводят требования законов в детерминанты деятельности субъектов политики, реализуются в них, на- ходят воплощение в результатах действия законов политического развития общества.Исторический метод в политологии - правило, прием изучения политических явлений, институтов, процессов в их возникновении, становлении и развитии. В общем виде пред-полагает уяснение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимание наряду с общими закономерностями истории своеобразия конкретных обстоятельств. Этот метод ориентирует на познание политических явлений такими, какие они есть в действительности, в конкретных исторических условиях. Он требует выявлять как позитивные, так и негативные тенденции политического развития, дает возможность выявить последствия принимаемых решений. Исторический метод в политологии позволяет извлечь уроки прошлого опыта, критически отнестись к обоснованию действующей политики, увидеть тенденции дальнейшего развития политического явления.ККачество жизни - интегральная социально-политическая характеристика, включающая степень конкретного использования личностью всех имеющихся общественно и личностно значимых социальных ценностей, а также удовлетворенность уровнем доступности к ним. Выражается в индивидуальной оценке каждой личностью условий своего существования и возможностей по их использованию для удовлетворения и вос-производства важнейших общественных и личных потребностей. Как следствие К. ж. описывается через категории «ощу-щаемого качества жизни», уровня стрессовых ситуаций, благо-получия и комфортности личности, качества окружающей среды и т. п.В отечественной литературе К. ж. рассматривается как важная характеристика образа жизни.Квалифицированное большинство - термин, означающий большинство в 2/3 или 3/4 голосов присутствующих на заседаниях, съездах, собраниях парламентов, устанавливаемое для принятия правомочных решений по наиболее важным во-просам, таким, как принятие конституции или внесение в нее изменений.Кворум (от лат. quorum) - установленное правилами, рег-ламентом количество участников собраний, заседаний руково-дящих органов парламентов, съездов, необходимое и доста-точное для начала работы форума или принятия какого-либо решения на нем. Каждый участник собрания, сомневающийся в наличии кворума, может обратиться к председателю собра-ния для проверки исполнения этого требования. Решение, принятое при отсутствии кворума, считается недействи-тельным.Квота (от позднелат. quota - часть, приходящаяся на каждого) - доля, часть, норма. При пропорциональной систе-ме выборов избирательная квота - число голосов, необходи-мое для избрания одного депутата в данном избирательном округе.Классы (от лат. classis - разряд) возникли на определен-ном уровне развития материального производства, с появле-нием прибавочного продукта, в результате разложения первобытнообщинного строя. К., по определению В. И. Ленина, это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформ-ленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по спосо-бам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать.Учение о К. пришло на смену представлению о разделении общества на богатых и бедных. Западные экономисты: (А. Смит, Д. Рикардо и др.) разработали распределительную теорию, выделив три основных К. в современном им обществе: 1) собственники земли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала (буржуа), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату. Антагонистические классы ведут между собой постоянную борьбу. Кроме основных К. в современном обществе есть и другие классы (крупные землевладельцы, помещики).Клевета политическая - ложное сообщение, распростра-нение заведомо искаженных, позорящих измышлений о пове-дении и действиях отдельных политических лидеров, общест-венных групп, политических, партий и движений, органов власти или государства в. целом. Ее цель - опорочить кого-либо или что-либо, вызвать недоверие народа к политическим программам и действиям. Она выступает одним из средств политической борьбы и отражает кризисные явления в политической жизни общества.Клептократия - букв. власть воров. Термин, введенный в оборот в конце 80-х годов для обозначения части аппарата государственной власти и их лидеров ряда авторитарно-тоталитарных режимов, использующих свое положение для личного обогащения путем хищений из государственной казны, присвоения себе части доходов от торговли оружием, наркотиками, экспортно-импортных операций, сбора дани с кор-румпированных чиновников, перечислением на свои счета валютной части зарубежной помощи и т. п. способами.Наличие К. не является привилегией лишь слаборазвитых стран третьего мира. Как правило, она возникает всюду, где общество не контролирует существующие управленческие структуры, отчуждено от реальной государственной власти. В итоге, например, только из стран третьего мира К. за период с 1981 по 1991 г., по оценкам Международного валютного фонда, переправлено на Запад на анонимные счета 250 миллиардов «диктатородолларов». Коалиция (от лат. соаlitio - соединяться) - временное объединение, союз, соглашение государств, политических партий и движений, профсоюзных и других организаций для достижения общих политических, военных, экономических и иных целей. Например, антииракская коалиция во время войны в Персидском заливе в 2003 г., антигитлеровская коалиция.Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - относительно компактная социальная общность людей, объединен-ных конкретным видом деятельности, в которой сочетаются общественные, групповые и индивидуальные интересы и складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, общие ценностные ориентации, установки и нормы поведения. В соответствии с видами деятельности различаются К.: трудовые, учебные, спортивные, военные, бытовые и др. К. осуществляет три основные взаимосвязанные функции: обществённо-продуктивную - непосредственное осуществление той задачи, ради которой он существует; социально-воспитательную - обеспе-чение соответствия общественных, групповых и индивидуаль-ных интересов членов коллектива путем развития способностей индивида; управленческо-политическую - регулирование деятельности членов коллектива и расширение его самоуправ-ления. Размер и задача коллектива обусловливают его организа-ционную структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (бригада, цех, завод). К. обладает официальной (формальной) структурой и. социально-психологической (неформальной), складывающейся на основе лидерства, землячества, национальной принадлежности, симпатий. Для К, характерна также степень изменения его состава, что зависит от объективных и субъективных причин.Компромисс (от лат. compromissum) - 1) соглашение между представителями различных сталкивающихся госу-дарств, политических партий и движений, общественных орга-низаций, политическими лидерами, социальными слоями и группами, классами и т. п.; 2) урегулирование разногласий, достигнутое путем взаимных уступок.Конвергенции теория (от лат. convergere - приближаться, сходиться) -одна из политологических концепций, предпо-лагающая в общественном развитии тенденцию к сближению политически дивергентных систем - капитализма и социализ-ма с возможностью их последующего синтеза в смешанное общество, сочетающее в себе положительные стороны каж-дого из них. Обосновывается ссылками на интернационали-зацию экономической, политической и культурной деятельно-сти в современную эпоху, на наличие ряда общих структурных и функциональных аспектов у индустриально развитого обще-ства, на необходимость совместного решения общечеловече-ских глобальных проблем. Они получили распространение в западной общественной мысли в 50-60-е годы. К. т. включает широкий диапазон философских, социологических, экономиче-ских, политических взглядов и футурологических прогнозов.Консенсус (от лат. consensus - согласие, единодушие) - форма коллегиального принятия решения по спорным вопро-сам посредством единодушного согласия всех участников совещания, конференции и других форумов, переговоров. В последние годы К. получил широкое распространение в практике международных и внутриполитических отношений. Он выражает общность позиций (точек зрения) по тому или иному вопросу различных групп и слоев населения на основе достаточного соответствия политических решений их социаль-ным потребностям и интересам. Принцип достижения К. мо-жет становиться основой для подписания межгосударствен-ного, межпартийного и т. п. договора.Консерватизм (от лат. conservare - сохранять) - 1) обо-значение политического течения в обществе, противостоящего прогрессивным тенденциям социального развития, привержен-ного ко всему неизменному, устоявшемуся, традиционному, выступающего против кардинальных преобразований и нов-шеств. Носителями идеологии К. выступают классы и общест-венные слои, партии и движения, заинтересованные в сохра-нении существующих общественных порядков. Термин «К.» впервые был применен французским писателем. Ф. Шатобрианом для обозначения идеологии феодально-аристократической реакции периода буржуазной революции во Франции в XVIII в. В XX в. К. в развитых странах 3апада стал выражать интересы некоторых промышленных и банковских кругов, выступающих за сохранение свободы рыночных отношений, сопротивляю-щихся наступлению государственной монополии; 2) в запад-ном литературе распространено также так называемое ситуационное понимание (С. Хантингтон, Ф. Мейер и др.) К. как системы, идей, используемой для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от ее объективного значения и места в историческом процессе.Контрреволюция - действия реакционных сил, кругов, на-правленные на удушение революционной борьбы народов и государств, идущих по пути глубоких социальных преобразований, на реставрацию насильственным путем (вторжение войск, диверсии, непосредственная помощь местной реакции и т. д.) прежних режимов.Конфедерация (от лат. confederatio - союз, объедине-ние) - 1) форма межгосударственного устройства, при кото-ром государства, образующие К., полностью сохраняют свою независимость (суверенитет), имеют собственные органы власти и управления; они создают объединенные органы с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам (военным, внешнеполитическим и т. п.); 2) союз, объеди-нение каких-либо организаций, групп, партий, профсоюзов для защиты своих интересов, поддержки и согласования действий.Конфликт политический - форма политических отношений, характеризуемая острым столкновением противоположных интересов, взглядов и сил их участников на основе сущест-вующих между ними противоречий.В самом общем виде К. п. делятся на два типа: внутри-политические, когда основным вопросом становится вопрос о власти, лидерстве в государстве, обществе, движении, партии, и внешнеполитические (международные), возникающие на основе различий в системах общественно-политических цен-ностей, противоречий и борьбы внутри той или иной группы государств. Внутри этой типологии К. п. классифицируется по природе и характеру протекания конфликта, по его целям и масштабам, применяемым средствам и особенностям доктрин, осуществляемых в ходе конфликта, и т. д. Однако К. п. всегда представляет собой единство объективного и субъективного, когда на действительные материально-экономические источ-ники конфликта накладывается исключительно индивидуаль-ное понимание его основ участниками событий. Первая сторона определяет причину возникновения К. п., вторая - его содержательное наполнение.В своем развитии К. п. проходит, как правило, несколько стадий: от осознания наличествующих противоречий до ис-пользования военной силы для их разрешения. Поэтому всегда необходим тщательный анализ объекта и причин конфликта, состава его участников, условий и исторических корней его возникновения, реального уровня его напряженности и устой-чивости, что только и может определить характер усилий по его оптимальному разрешению.К основным методам, путям преодоления К. п. относятся:1) метод «избегания» конфликта (уход с политической арены того или иного лидера, всевозможные уступки или игнориро-вание акций противостоящих общественно-политических сил); 2) метод «откладывания» конфликта («сдача» своих позиций одной из сторон до накопления или перегруппировки своих сил); 3) метод третейского разбирательства или арбитража (когда стороны добровольно передают третьей стороне право разрешения противоречия); 4) метод «примирения» (через переговоры и сближение позиций). Во всех случаях крите-рием эффективности предпринимаемых усилий становится устойчивость достигаемого состояния стабильности, которая остается незначительной в первых трех случаях и достаточной лишь в четвертом. Именно поэтому мировое сообщество в лице ООН настойчиво рекомендует строить отношения между госу-дарствами, общественно-политическими силами и движениями на основе максимального учета интересов каждого из субъек-тов политики и установления между ними взаимопонимания, цивилизованных форм разрешения противоречии.Конформизм - морально-психологический и социально-политический термин, отражающий установочно-поведенческую сторону жизнедеятельности человека и означающий некритическое принятие и следование личностью существую-щему порядку вещей, авторитетам, пропагандистским клише, устоявшимся мнениям или традициям, стереотипам массового сознания вследствие отсутствия собственной позиции или твердости в ней, беспринципности, социальной или психической пассивности, а также в связи с чрезвычайной убедитель-ностью, силой давления противостоящего воздействия.Формирование К. граждан государства является одной из важнейших задач воспитания всякой тоталитарной и автори-тарно-бюрократической системы, стремящейся создать «моно-литное единство» граждан. В общих чертах К. достигается политикой обособления страны, изоляции ее от других госу-дарств, ограничением доступа членам общества к информации, подавлением индивидуализма, поощрением вмешательства государства и общественных структур в личную жизнь граждан, насаждением страха, фанатичной веры в обладание абсолютными знаниями.Кооперация в политике - добровольное объединение различных политических сил (субъектов политики) в процессе политической деятельности, которое определяется соотноше-нием их политических интересов, политических целей. Характеризуется консенсусом (согласием) субъектов политики, т. е. таким состоянием, когда интересы отдельно взятого субъекта наиболее оптимально сочетаются с интересами других политических сил, а также с объективными потребностями, инте-ресами общества в целом.Кризис (от греч. Krisis - решение, поворотный пункт, исход) -острейшая форма проявления социального противо-речия, связанная с нарушением политической стабильности баланса интересов больших социальных групп. Противоречие является объективной основой кризиса, а его субъективная составляющая - осознание политической ситуации как крити-ческой, ощущение «пределов», «тупиков», невозможности дальнейшего движения по линии прогресса.По масштабам кризисы могут быть локальными и глобальными. Локальные кризисы охватывают лишь отдельные сторо-ны жизни общества, отдельных социальных групп. Глобаль-ные кризисы связаны со многими сторонами жизни общества, его глобальными проблемами, которые представляют собой не что иное, как ряд кризисов. ЛЛегальность (от лат. legalis - правовой, юридический) - способ узаконения политического порядка, который основывается на имеющихся юридических документах, а также обще-принятых нормах.Легитимность (от лат. legitimus - законный, правильный, должный) -термин, относящийся к понятийному полю политического господства и отражающий такое состояние (уровень) социального порядка или политической деятельности, при котором они соответствуют законам страны или представ-лениям об этих законах (нормах, правилах) населения страны, что в значительной степени определяет фактическое поведение данной общности, их отношение к тем или иным процессам и явлениям политической жизни.Как термин Л. введена в оборот М. Вебером и позже была исследована и развита в работах Т. Парсонса и Ю. Хабермаса.Различают два вида Л.: «эмпирическая» (обыденная), связываемая с представлением индивида о правильности или правомерности его поведения и окружающей его действитель-ности и «нормативная» Л., отражающая формальное соответ-ствие социального порядка или политического режима законам страны. Л. отличается от традиций, обычаев, привычки пове-дения людей главным образом тем, что в ней содержится убежденность индивида в соответствии его поведения нормам, принципам, ценностям или законам всего общества в целом, а не какой-либо его части. Кроме того, Л. всегда подкрепляет-ся наличием специального государственного аппарата, испол-няющего функции охраны данного порядка вещей посредством применения силы.Достижение Л. социально-политического порядка, как пра-вило, всегда обеспечивает ему стабильность, устойчивость, делает реальным единство и целостность общества, поддержку со стороны широких масс существующих властных отношений; и порядка реализации политического господства.Либерализм (от лат. liberalis - свободный) - образ мыш-ления, установка индивида, а также деятельность различных социально-политических движений, направленная на макси-мальное освобождение личности от принуждения и насилия во всех его формах. Как понятие возник в начале XIX в. Ос-новные идеи разработаны А. Смитом, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером, позже Р. Далем, Г. Моргентау, Ф. Хайеком и др.Философской основой Л. является идея полной свободы личности. В экономической сфере Л. исходит из принципа невмешательства в деятельность индивидов и основывается на понятиях частного предпринимательства, свободной инициативы и конкуренции, рынка, разделения труда, невозмож-ности централизованного управления экономикой. В мировоз-зренческом плане Л. основан на индивидуализме, толерантности, гуманизме, космополитизме, непреходящей ценности личности, свободы от предрассудков. В политической области - на при-знании прав человека, идеях правового государства, парла-ментаризма, реформизма, «гражданского мира». Развитие Л. в настоящее время привело к появлению неолиберализма как доктрины, сохраняющей все прежние постулаты, но пересматривающей роль государства как силы независимой от индивида и от общества и поэтому способной их защитить друг от друга, что создаст благоприятные усло-вия для реализации идей Л. В пользу разумного эгалитаризма пересматривается также и соотношение идей равенства и свободы.Сегодня наблюдается некоторый спад интереса к пробле-мам Л. Это вызвано, с одной стороны, тем, что на политиче-ском уровне его цели во многих странах Запада уже реализо-ваны, и он исчезает как организованная политическая сила, хотя и продолжает существовать на уровне мировоззренческой установки, с другой - его чрезмерно индивидуалистическим характером.Лидерство (от англ. lеаder - ведущий, руководитель) - способность той или иной личности дать наиболее полное и точное определение политической ситуации с точки зрения своей позиции или своего предполагаемого действия как ведущего. Потребность в лидерстве возникает в тех случаях, когда обстоятельства приобретают значимость для групп людей. В малых группах лидерство, как правило, неформальное, поникающее на основе личных взаимоотношений. В больших и организованных группах обычно присутствуют формальные структуры лидерства, связанные с установленными правилами назначения руководителя и функциональными отношениями. По стилю различают авторитарное Л., предполагающее еди-ноличное направляющее воздействие, и демократическое Л., облекающее членов группы в управление ее деятельностью.ММажоритарная избирательная система - система выборов в представительные органы государственной власти, основанная на получении полномочных мандатов в зависимости от достигнутого большинства голосов в избирательном округе.В соответствии с принятым порядком определения результатов голосования избранными при М. и. с. считается кандидат (или список кандидатов от партии), получивший более 50% голосов избирателей (в странах с М. и. с. абсолютного большинства) или просто большее по сравнению с другими кандидатами число голосов (в странах с М. и. с. относитель-ного большинства).Применение М. и. с. не позволяет обеспечить представительство в органах власти всего разнообразия политических сил и течений государства, так как голоса, отданные за партии и движения, не получившие необходимого большинства, практически никак не учитываются. Как следствие крупные партии в условиях применения М. и. с. всегда получают пре-имущества, что искажает реальное соотношение политических сил в стране. Эти недостатки преодолеваются избирательной системой пропорционального представительства.Маргинальность (маржинальность) (от лат. margo - край) -социально-политическая категория, обозначающая промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными, группами, возникающая вследствие утраты им связи с органично присущей ему социокультурной средой. Маргинализация происходит в виде свободного выбора индивидом линии поведения, основанной: 1) на не приятии им общепринятых стандартов и господствующих норм общественной жизни (добровольная маргинализация - эскапизм); 2) стремлении уйти от действительности. Маргинализация может происходить и в виде отторжения обществом социальной общностью кого-либо из своих членов в связи с падением его жизненного уровня (бедность), впитывания им ценностей другой (не обязательно конфликтующей) социокультурной системы, выхода индивидом (или насильственным вытеснением его) за пределы законности. Маргинализация может проходить как на основе реального, так и вымышленного конфликта с генетически присущей личности социальной средой. В настоящее время в состоянии М. находится весьма значительная и подчас активная часть человеческого общества этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей научной и художественной интеллигенции; неформалы. В зависимости от обстоятельств маргинальная личность может занимать различную позицию в обществе: от изгоя до лидера различного рода социально-политических движений. В основе этого лежит ряд характерных для маргинальной личности черт, а именно: девиация, эгоцентричность, чрезмерная чувствительность, невроз, пассивность или необузданная агрессивность, деморализация и т. п. Современные проблемы М. связаны, прежде всего, с идеями отказа от стремления ассимиляции маргинальных социокультурных групп господствующими социальными общностями создания, сообществ на принципах единства через многообразие его составляющих. В то же время в число первоочередных стали выдвигаться и задачи создания прочной законодательно-правовой системы защиты общества от маргинальных структур человеконенавистнического, тоталитарного плана, основанных на идеях подавления личности и социального насилия.Массовое сознание - тип общественного сознания, выделяемый в его составе наряду с общечеловеческим и групповым сознанием и связанный с деятельностью особого рода социальных общностей - масс (классов, социальных групп и т. п.), отражающий условия их повседневной жизни, потребности и интересы. Оно включает распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства. Его характеризует пористость, разорванность, противоречивость, способность к быстрым и неожиданным изменениям, с одной стороны, и известное «окостенение» - с другой. По своему содержанию оно не совпадает с общественным сознанием в целом, значительно уже его. М. с. выражает общественное мнение, настроения и действия масс. Оно складывается под воздействием многих факторов: условий жизни, средств массовой информации, событий и процессов в обществе, идеологической ситуации и др. М. с. оказывает активное воздействие на многие стороны жизни общества, выступает в качестве одного из регуляторов массовых форм поведения людей, и эта роль постоянно возрастает по мере усиления роли масс в политической, экономической, культурной жизни стран и мира в целом.Межнациональные отношения - взаимодействие и взаимовлияние различных социально-этнических общностей и их представителей, в процессе чего между ними происходит обмен информацией; передача опыта, проявляется общественный характер деятельности, удовлетворяются духовные потребности, вырабатываются нравственно-оценочные нормы н правила, регулирующие отношения между людьми различ-ных национальностей.М. о. осуществляются, во-первых, на уровне взаимодействия между нациями, народностями в целом. Во-вторых, на уровне межличностных отношений между представителями разных национальностей. Отношения, осуществляемые на уровне взаимодействия наций, народностей, выступают чаще всего на институциональном уровне (через государственные и общественные органы). Институциональный уровень отношений предполагает выработку и закрепление в общественных институтах норм и правил общения, создание необходимых социально-экономических и духовных предпосылок для укрепления дружбы и взаимопонимания между народами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|