Рефераты
 

Политология - Краткий тематический справочник

зависимости от особенностей политического процесса П. и. может проявляться в различных формах: консерватизма, стремления несмотря ни на что уберечь старое от преобразо-ваний, формальности производимых реформ, поддержки бюро-кратизма, зажима критики, видимости активности, новатор-ства, следования принципам «маленького человека» («не высовываться», «поживем - увидим»), бойкота и даже сабо-тажа преобразований и т. д.

Общепринятыми путями преодоления П. и. являются: демократизация общественно-политической жизни, развитие либеральных ценностей и политического плюрализма, всесто-ронний анализ социально-политических инициатив, расшире-ние информированности населения о характере, формах и перспективах предстоящих изменений, повышение политиче-ской культуры общества и т. п.

Исследование реальных проявлений П. и. является важным атрибутом прикладного использования концепции политиче-ского участия, так как позволяет произвести диагностику раз-личных форм и видов инерционных процессов, выявить причи-ны их появления и механизмы существования, определить пути их нейтрализации или погашения, что чрезвычайно важно для проведения взвешенной, конструктивной политики в любой сфере жизни общества.

Политическая культура - уровень и характер политиче-ских знаний, оценок и действий граждан, политических организаций, а также содержание и качество социальных ценно-стей, традиций и норм, регулирующих политические отношения в обществе. П. к. связана с интересами классов, социальных слоев и групп. Выражением П. к. гражданского общества служат его институты (государство, демократия, конституция, право и др.), которые наследуют все лучшее из демократиче-ских завоеваний цивилизации, постоянно развиваются и. совер-шенствуются. Эти институты выполняют ряд важных социаль-ных функций: воспитательную - повышение политической информативности и компетентности граждан; регулятивную - обеспечение воздействия граждан на политический процесс и включение их в него; защитительную - охрана политических ценностей демократического общества, отвечающих требова-ниям прогресса.

Политическая программа (от греч. programme - объявле-ние, предписание) - 1) основные цели и задачи в политиче-ской области, которые предстоит достичь в планируемом периоде, основные средства и пути их осуществления; 2) си-стема мероприятий, направленных на реализацию конкретных политических интересов. Политическая программа определя-ет этапы решения связанных с этим задач, конкретные сред-ства и пути их осуществления, показатели требуемых результатов деятельности.

Политическая система общества - совокупность государ-ственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется власть. В цивилизованном обществе помимо государства (законодательная, исполнительная и су-дебная власть) широко действуют политические партии, проф-союзы, ассоциации, церковь, общественные движения, коопе-рация, молодежные организации и творческие союзы, которые действуют на основе своих уставов и принимают участие в управлении делами общества в соответствии с законом с учетом политических традиций и норм. П. с. о. - это механизм власти. Экономической основой выступает многообразие форм собственности, социальной - народ страны, состоящий из классов, социальных групп, наций и народностей государства. В духовной области П. с. о. базируется на общечеловеческих ценностях, во многом зависит от политической культуры на-рода, его законоисполнения, распространенности и восприятия норм морали.

Политическая социализация - процесс приобщения части участников политических отношений, широких масс населения к нормам и ценностям, идеалам, определяющим условия существования и нормального функционирования существующего политического режима.

Целью и результатом П. с., как правило, всегда становится достижение легитимации существующей или приходящей к руководству власти.

Политические институты (от лат. institution - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной политической деятельности людей. Наиболее фундаментальные П. и. - государство, пар-тии, общественные организации, армия, суд, наука и т. д. П. и. выражают существующие в конкретном обществе поли-тические интересы и отношения. Их совокупность и развитость, определяют политическую систему общества, степень демо-кратизации общественной жизни. Рассогласованность дейст-вий П. и., неспособность наладить функционирование полити-ческих связей - признак кризисной ситуации в политической сфере жизнедеятельности общества. Ее преодоление предпо-лагает изменения в функционировании П. и., либо преобразо-вания способов и механизмов их деятельности.

Политический плюрализм - принцип (состояние) органи-зации и функционирования политической системы, подразуме-вающий закрепленное правовыми актами и обеспеченное механизмами реализации наличие в обществе многообразных, относительно автономных социально-политических структур (движений, институтов, интересов, отношений), влияющих на политику, но не имеющих монополии на власть.

Как явление в жизни каждого конкретного общества П. п. формируется с признанием естественности разнообразия воз-можных путей и форм развития общества, а также необходи-мости цивилизованных способов преодоления противоречий между силами, участвующими в этом процессе. Среди условий существования П. п. выделяются: правовое закрепление со-стояния и механизмов П. п.; действие различных политических сил и движений в рамках конституции и общественного выбора; развитое состояние дифференциации социальных интересов различных слоев и групп общества; наличие механизмов, сдерживающих централизацию и концентрацию госу-дарственного управления; наличие органичной связи деятель-ности различных политических сил с национальными и куль-турными традициями, народа и др. Реализуясь главным образом в сфере политических отношений, П. п. имеет и свои принципы: равенство на осуществление противоречивых воз-можностей развития до их общественной экспертизы; естест-венность, состязательность и конкуренцию противоборствую-щих сил и движений; автономность и самостоятельность субъектов политических отношений; культурное, корректное и ненасильственное разрешение конфликтов и преодоление противоречий; отказ от любых форм политического насилия и диктатуры; решение наиболее важных вопросов на основе политического консенсуса; готовность к компромиссам и на-личие терпимости к инакомыслию.

В каждом конкретном обществе П. п. реализуется в зави-симости от его особенностей, выражающихся: в степени огосударствления общественной жизни и дифференциации интересов в нем различных групп и слоев трудящихся; разви-тости демократического опыта и политической культуры; про-фессионализме политического управления государством и организациями вновь вовлекаемыми в этот процесс людьми; степени открытости общества мировому опыту, демократиче-ским ценностям других государств, уровню идеологизации всех сфер его жизни и деятельности.

Антипод П. п. - политический монополизм, развивающий-ся в системах авторитарного и тоталитарного плана.

Политический процесс - последовательная, внутренне свя-занная цепь политических событий и явлений, изменяющихся в пространственно-временном континууме.

Являясь по своей природе сложным социально-политиче-ским явлением, П. п. строго детерминирован социально-эко-номическими, культурными, общественно-психологическими, идеологическими особенностями участников конкретных политических отношений, которые, в свою очередь, выступают субъектами этих процессов. Объектом П. п. могут становиться: характер межгосударственных отношений, государственное управление, партийная стратегия и тактика, вопросы полити-ческого участия объединений и граждан в политических отно-шениях, политическое лидерство, изменение соотношения политических сил, выборы и т. п. явления политической жизни. В зависимости от динамики и сфер протекания П. п. делятся: а) на вертикальные, связанные с реализацией власт-ных отношений и основанные на деятельности по достижению и удержанию политического господства, и горизонтальные, имеющие в виду достижения политического консенсуса на базе «согласования» взаимодополняющих позиций или «куль-турного торга» в принципе равноправных политических сил; б) конфликтные, связанные с активным взаимопротиводействием субъектов П. п., и бесконфликтные, основанные на на-личии консенсуса как достигнутого факта в отношениях (либо в результате полной легитимации деятельности участвующих в П. п. сил либо в результате отчуждения противостоящих руководству политических сил от активного участия в П. п.; в) внутриполитические и внешнеполитические, связанные главным образом с рассмотрением одного или нескольких государств как главных субъектов П. п. и т. д.

Среди факторов, влияющих на характер П. п., можно выделить: уровень политической культуры всего общества и составляющих его частей, которая выступает главной харак-теристикой динамики и результатом функционирования со-циально-политических, процессов; приверженность участников П. п. традициям; сложившуюся социально-политическую структуру общества; степень дифференциации интересов раз-личных слоев и групп общества; стиль политики (совокуп-ность стандартных процедур выработки и принятия решения), зависящий главным образом от воплощенного политического режима и типа государства. Так, например, в зависимости от стиля проводимой политики П. п. можно типизировать сле-дующим образом: первый тип П. п. - консенсусного плана при пассивном реагировании на возникающие проблемы; вто-рой - также консенсусный, но связанный с активным фор-мулированием и решением проблем; третий - активный, в основе которого лежит активная роль государства как в фор-мулировании проблем, так и в вынужденной интеграции про-цессов субъектов П. п.; четвертый - реагирующий, пассивный в смысле постановки проблем, но основанный на активном преодолении сопротивления заинтересованных групп.

Политический режим - система методов осуществления политической власти в обществе, степень реализации демо-кратических прав и свобод личности, отношение государст-венной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

С точки зрения политической динамики (общего направ-ления политики) можно различать агрессивные, миролюбивые, нейтралистские, консервативные, либеральные и т. п. режимы. По формам реализации властных отношений поли-тические режимы могут быть: тоталитарные, авторитарные (жестко авторитарный, авторитарно-демократический, де-мократически-авторитарный), развернуто-демократические, анархо-демократические.

Политический режим выступает важнейшей функциональ-ной характеристикой политической системы общества.

Политический терроризм - средство достижения полити-ческих целей путем совершения убийств, налетов, разбойных; нападений, похищений, диверсий и других актов насилия по отношению к политическим организациям и их лидерам, госу-дарственным и общественным деятелям, рядовым гражданам той или иной страны.

Субъектами П. т. могут выступать как политические партии радикального толка или спонтанно возникающие политиче-ские группировки и организации экстремистской направлен-ности, отрицающие или считающие недостаточной легальную политическую борьбу и делающие ставку на вооруженное насилие (например, «Красные бригады» и Италии), так и специальные органы государственной власти или созданные ими «самодеятельные» организации, предназначенные для физической расправы над противниками существующего ре-жима (например, утверждение фашизма в Германии).

В зависимости от объекта и целей проводимого террора обстановка в стране, подверженной ему, может быть надолго дестабилизирована или, наоборот, может создаваться приемлемо безопасное для существующей власти положение, когда реально способные ей противостоять оппозиционные струк-туры или полностью ликвидируются или обескровливаются настолько, что перестают представлять собой угрозу режиму. Во всех случаях в результате П. т. в обществе нагнетается атмосфера неуверенности в завтрашнем дне, страха и безза-кония, что отрицательно влияет на политический климат и культуру общества, разрушает его интеграционные начала, способствует росту деструктивных настроений.

Мировое сообщество отрицает терроризм как средство достижения политических целей, однако он продолжает оста-ваться в арсенале политических сил и не может не учиты-ваться при анализе возможностей исхода политической борьбы в том или ином обществе.

П. т., перенесенный в сферу межгосударственных отно-шений и проводимый от лица государственных институтов, называют, как правило, государственным терроризмом.

Политическое давление - принуждение, насилие над волей и убеждениями людей, одно из средств политической борьбы официальных властей с оппозицией или оппозиции с властью. Целью П. д. является достижение уступок, ограничение поли-тических притязаний, дискредитация и устранение политиче-ских противников. Для их реализации формируются группы давления. Средствами П. д. выступают критика, угроза, шан-таж, террор и др.

Политическое насилие - идеологически обоснованная и материально обеспеченная деятельность классов, наций, со-циальных групп и реализующих их цели социальных инсти-тутов, направленная на применение средств принуждения с целью завоевания, удержания и использования государствен-ной власти, достижения политического господства в стране (мире), управления социальными процессами в своих инте-ресах. П. н. имеет структуру: субъект, объект и средства. Субъектом П. н. могут являться нации, классы, социальные слои, обладающие необходимой политической силой и спе-циально создаваемые ими институты насилия, реализующие их цели (органы государственной власти, армии, суды, партии и т. п.). Объектом П. н. выступают оппозиционные (противо-положные) субъекту нации, классы, социальные группы и т. п. Средства П. н. в современных условиях: материальные (оружие, специальное снаряжение и т. п.); правовые (законы, инструкции, предписания, международные договоры и т. п.); идеологические (идеи, теории, взгляды, нравственные и рели-гиозные предписания и т. п.); экономические (лишение соб-ственности на средства производства, санкции и т. п.) и др. Цели П. н. каждый раз определяются субъектами, исходя из конкретных исторических условий, системы международных, и внутригосударственных отношений, сил и средств, которыми они располагают. Результатом П. н. является подавление воли объекта, принуждение его к действиям в необходимом для субъекта направлении.

По своему характеру, последствиям результаты П. н. могут быть конструктивными и деструктивными. Классификацию форм П. н. можно осуществить, принимая за основания ком-поненты его структуры. По субъекту П. н. оно подразделяется: на государственное и оппозиционное. По объекту П. н. выде-ляются формы внутригосударственного и межгосударствен-ного П. н. По средствам формы П. н. делятся: на вооружен-ные, правовые, экономические, идеологические и др. В совре-менных условиях в мире наблюдается тенденция уменьшения вооруженных средств П. н. и повышения правовых, экономических и идеологических.

Политическое сознание - осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, социальными группами, классами, обществом). Содержанием П. с. выступает совокупность соответствующих знаний и оценок. По глубине отраже-ния сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяются два взаимосвязанных уровня: 1) теоретический - отличающийся ориентацией на раскрытие законов, управляющих политической жизнью общества. Он характерен для деятельности ученых, идеологов, политиков - выразителей интересов тех пли иных классов, слоев и сил и основан на выработке концепций, идей, теорий (воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах и т. п.); 2) эмпирический - формируется преиму-щественно на почве практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные проявления политической жиз-ни общества, которые отражаются в сумме наблюдений, пред-ставлений, настроений и чувств, возникающих у самих субъектов, участвующих в политическом процессе. П. с. вы-полняет две основные функции: познавательную (выработка и обогащение знаний о политике) и регулятивную (воздейст-вие на политически значимое поведение социальных субъек-тов). П. с. носит, как правило, социально-классовый характер, поскольку выражает политические интересы классов, социаль-ных слоев и групп. П. с. оказывает большое влияние на другие формы общественного сознания: экономическую, правовую, нравственную, философскую, религиозную, эстетическую. Многие элементы П. с. входят в политическую культуру (см. Политическая культура) и в ее составе способствуют реали-зации политико-воспитательных задач. Основным каналом распространения П. с. в современных условиях являются средства массовой информации, деятельность политических партий и движений, государственных и общественных инсти-тутов и учреждений.

Политической поддержки концепция - распространенная в западной политологии концепция, означающая помощь, содей-ствие в политической борьбе за власть или депутатские места в парламенте лидерам партий, представителям общественных движений со стороны своих организаций, инициативных групп и других участников политического процесса. П. п. к. сфор-мулирована американскими исследователями Д. Истоном и Дж. Деннисом в 60-е годы. Она рассматривалась и использо-валась в рамках концепции политической социализации личности.

Популизм (от лат. populus - народ) - термин, означающий течение в политической жизни или «стиль в политике», возник в XIX в. в США. Носителями идей популизма явля-ются определенные (чаще всего промежуточные) слои обще-ства. Идейные течения популизма обладают весьма различным социальным содержанием: от программ «улучшенного» капитализма до революционно-демократических лозунгов, выходящих за буржуазные рамки. П. как тип идеологии бли-зок к консервативно-романтической идейной традиции, бур-жуазному национализму и реформизму. Его левое крыло яв-ляется составной частью течений демократизма. П. ориенти-рован в основном на решение политических задач: поиск мас-совой базы; манипуляцию избирателями, частичное перерас-пределение власти. Его основными признаками считаются: а) воспроизведение и отражение чаяний, социально-психоло-гических ожиданий различных слоев общества; б) демагоги-ческая апелляция к «народу»; в) использование принципа приоритета «воли народа»; г) стремление лидеров к прямым контактам с массами без посредничества каких-либо полити-ческих институтов. Примером П. в нашей жизни служит пря-мое обращение отдельных политических лидеров (В. Жири-новский, Н. Травкин и др.) к широким слоям населения, использование их ожиданий в своих целях.

«Постиндустриального общества» теория - одна из кон-цепций современной политологии и социологии Запада, осно-ванная на положениях индустриализма, согласно которым развитие любого общества определяется достижениями про-мышленности, выраженным обобщенным показателем вало-вого национального продукта (ВНП). Страны с низким ВНП проходят стадию «доиндустриального общества», а различные стадии «индустриального общества» характерны для стран Западной Европы и Северной Америки. Наблюдаемый в этих странах в начале XXI в. более высокий уровень ВНП связы-вается с наступлением качественно нового «постиндустриаль-ного общества», различающегося по выбору названий: «ин-формационное общество», «технотронное общество». Происходит переориентация экономики и культуры на повышение «качества жизни», т. е. удовлетворение преимущественно культурных потребностей и т. п. Обоснование теории дали У. Ростоу (р. 1916), Дж. Гэлбрейт (р. 1908 г.), П. Сорокин (1889-1968), Р. Арон (1905-1983), Д. Белл (р. 1919 г.), Г. Кан (1922-1983), А. Тоффлер (р. 1928 г.), А. Турен (р. 1925 г.), Ю. Хабермас (р. 1929 г.) и др.

Потребности политические - нужда или недостаток в по-литической власти, необходимой: 1) для способности, права и возможности оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей; 2) для политического господства над людьми; 3) для образования, функционирования и развития системы государственных органов.

Права человека - понятие, характеризующее правовой статус гражданина по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политиче-ской и культурной сферах. Как понятие, появилось еще в эпоху буржуазных революций. Прогрессивные мыслители того вре-мени справедливо полагали, что власть и народ - не господа и рабы, как это считалось веками, а равноправные партнеры, имеющие взаимные права и обязанности. Позднее была сфор-мулирована концепция П. ч., согласно которой за каждым индивидом признавалась присущая ему от рождения некая совокупность прав - на жизнь, на свободу личности, слова, совести, на владение собственностью и т. д.

В современных условиях в рамках Организации Объеди-ненных Наций созданы и действуют Комиссия и Комитет по П. ч. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека - документ, содержащий перечет основных прав и свобод человека, признаваемых сообществом государств. Прежде всего, это право народов па самоопределение, свобо-да слова, совести, равенство, перед законом и др. В 1966 г. были приняты (в 1976 г. вступили в силу) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. В соответствии с этими документами государства ратифицировавшие пакты, приняли на себя обязательства привести свое законодательство к установленным международным стандартам в области П. ч. В настоящее время действует более 100 важных международных документов в этом сфере.

Положение с П. ч. - один из главных показателей демократизма того или иного государства.

Правительство (Кабинет министров) - высший орган исполнительной власти в государстве. Оно состоит из министров во главе с председателем, премьер-министром или президен-том. Входящие в правительство министры являются, как пра-вило, официальными советниками премьер-министра или президента.

Правовое государство - состояние государства, при котором имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов, чести и достоинства личности, существует наибольшая (в границах реально возможного) обеспеченность прав и свобод граждан, их объединений и общностей. Подобное состояние достигается выполнением следующих условий: построением и организацией взаимодействия основных институтов государственной власти, четким разграничением их компетенции, предотвращающим монополизацию публично-властных полномочий; обеспечением верховенства закона и неукоснительным его соблюдением; поддержанием высокого авторитета и социального престижа суда как органа, призванного осуществлять одну из важнейших функций госу-дарства - правосудие; установлением твердого порядка, обоюдной и равной ответственности как членов общества, групп и ассоциаций граждан перед государством, так и госу-дарства в целом, его органов и учреждений, должностных лиц перед обществом, гражданами, индивидом. Указанные при-знаки (условия) не исчерпывают характеристику П. г., однако без них оно вообще невозможно.

Префект (от лат. praefectus - начальник) - 1) в Древнем Риме -административная судебная или военная должность, а также лицо, ее исполняющее; 2) во Франции и других стра-нах - высший правительственный чиновник в департаменте или в иной крупной административно-территориальной едини-це; 3) начальник городской полиции в некоторых странах.

Провокация (политическая, военная) - способ достижения определенных политических целей путем организации тех или иных акций против противоположной стороны для вызова выгодных ответных мер (в том числе иррациональных реше-ний) и использование наступающих последствий для оправ-дания своих дальнейших действий. Выполняет ряд функций: предлога (для сокрытия истинного виновника наступающих событий); оправдания превентивных действий; дестабилиза-ции внутренней или внешнеполитической обстановки; дискре-дитации государств, партий, общественно-политических дви-жений, их лидеров; дезинформации и т. п.

Отличительными особенностями всякой П. (по сравнению с инцидентом, недоразумением) являются: а) наличие у субъекта П. конкретной целевой установки на проведение провокационной акции; б) целенаправленная подготовитель-ная или подстрекательская деятельность; в) наличие соот-ветствующим образом организованного аппарата, предназна-ченного для осуществления подобных акций.

По используемым средствам и способам осуществления П. классифицируются: на террористические акты; односторонние нарушения международных договоров; подстрекательские заявления и дезинформацию; комбинированные разведыва-тельные и диверсионные акции; массовые политические кам-пании; военные провокации и др.

Наиболее опасным видом П. являются военные провока-ции, так как всегда ведут, как правило, к эскалации насилия и происходят с применением вооруженной силы. К ним отно-сятся: перемещение войск и сил флота у границ суверенных государств; оказание помощи агрессивно настроенным против третьих стран режимам; создание образцов вооружений, дестабилизирующих ситуацию; собственно вооруженные провокации (нарушение воздушного пространства и территориальных вод, засылка на территорию другого государства бандформирований и специальных подразделений, обстрел кораблей, самолетов противостоящей стороны и пр.).

По масштабу используемых сил и характеру последст-вий П. подразделяются: на провокации локальные, региональные, глобальные.

Прогнозирование политическое - специальное научное ис-следование конкретных политических процессов, явлений, событий, в результате которых из одних уже известных све-дений о прошлом и настоящем получают представления о возможных состояниях прогнозируемого объекта. Объектом П. п. выступают внутренняя и внешняя политика, а предме-том - познание возможных состоянии политических явлений и процессов. В П. п. выделяются теоретико-познавательная и управленческая (связанная с возможностью принятия решения) стороны. В связи с этим различают поисковый (опреде-ление возможных состояний того или иного политического явления) и нормативный (выяснение путей и сроков достиже-ния возможных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей) типы прогноза. Существуют оперативные среднесрочные и долгосрочные (перспективные) про-гнозы в политике. Основными этапами П. п. являются: опре-деление предпрогнозной ситуации (программы исследования); создание исходной (базовой) модели прогнозируемого объек-та методом системного анализа; сбор данных прогнозного фона; построение динамических рядов показателей будущих, прогнозных моделей; вычленение серии предварительных поисковых моделей; построение серии предварительных нор-мативных моделей прогнозируемого объекта; оценка досто-верности и точности прогнозирования; выработка рекоменда-ций для решений; разбор (экспертиза) подготовленного прогноза; вновь предпрогнозная ориентация. П. п. находится в тесной взаимосвязи с другими видами прогнозирования (экономическим, социальным и др.). Предполагает широкое использование достижений политической науки, современных методик, вычислительной техники.

Пропорционального представительства избирательная си-стема - избирательная система, позволяющая на основе подсчета всех поданных голосов определить степень пред-ставительства той или иной политической силы в избираемых органах государственной власти.

Для проведения выборов по П. п. и. с. создаются большие избирательные округа, в которых выборы проводятся по представленным от партий, общественных движений спискам кан-дидатов. В соответствии с определенным заранее минималь-ным числом голосов, необходимым для получения одного де-путатского мандата, а также поданных в ходе выборов голо-сов за тот или иной список кандидатов определяется количе-ство делегируемых в представительные органы членов партии, принявшей участие в избирательной кампании. Распределение полученных мандатов внутри списка партии происходит, как правило, в том порядке, в котором кандидаты располагаются в списке.

П. п. и. с. считается наиболее демократичной формой опре-деления результатов голосования, так как позволяет в макси-мальной степени учесть расстановку политических сил в стране.

Противоречия - взаимодействие противоположных, взаи-моисключающих сторон и тенденций политической жизни, ее элементов, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве, выступая источником политического развития.

Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и не основные противоречия.

Публичная власть - открытая, гласная форма власти. К ней относится государственная, общественная, политиче-ская, экономическая, военная, административная и другие виды власти. Главными средствами осуществления П. в. (спо-собности и возможности влиять на характер и направление деятельности и поведение людей, социальных групп и клас-сов) являются политика, административные акты, правовые нормы, авторитет и традиции.

Путч - авантюристическая попытка совершения государ-ственного переворота небольшой группой заговорщиков без достаточных к тому оснований в надежде на слабость суще-ствующей власти, а также поддержку их действий широкими массами или их безразличное отношение к смене режима.

Р

Равенство (сходство, подобие) - понятие, означающее одинаковое положение людей в обществе, имеющее, однако, различное содержание в разные исторические эпохи.

Р. социального положения общественных групп означает, что общество считает равными их права и одинаково необхо-димым их вклад в общественное развитие.

Социальное и политическое Р. индивидов связано обычно с обладанием ими равными возможностями самоутверждения и ответственности перед законом. Р. составляет конститутивный признак справедливости (равный подход). Важнейшей общественной функцией Р. является сравнение социального и политического статуса отдельных индивидов и групп. Крити-ческий потенциал понятия равенства обусловливает его активную (часто революционную) роль в историческом процессе.

Радикализм (от позднелат. radicalis - коренной) - поли-тические идеи и действия, направленные па решительное из-менение основных (коренных) общественных институтов или политической системы. Р. - соотносительный термин, обозначающий разрыв с признанной традицией, впервые упот-реблен у противников Билля об избирательной реформе 1832 г. в Великобритании. Определение «радикальный» входит в на-звание ряда буржуазных партий. Для современного радика-лизма (экстремизма) характерны выбор, отстаивание и при-менение в решении теоретических и практических социальных проблем крайних насильственных методов и средств, чаще всего не соответствующих поставленным целям.

Общим социально-психологическим источником как теоре-тического, так и политического радикализма является стихия, особенно в кризисные переходные исторические периоды, когда возникают угроза существованию, традициям и укладу тех или иных составляющих ее слоев и групп. Состояние всеобщей неуверенности и нестабильности создает благоприят-ную среду для возникновения ультраправых и ультралевых идей, сопровождающихся соответствующими действиями. Но-сителями идей радикализма являются чаще всего декласси-рованные люмпен-интеллигентские элементы. В современной политической жизни России Р. получил определенное распро-странение, реализовавшись в программах некоторых политических партий.

Развитие политическое - необратимое, направленное, за-кономерное изменение политической жизни. В результате Р. п. возникает новое качественное или количественное состояние элементов политической жизни. Общей теорией политического развития выступает материалистическая диалектика, ее законы, принципы и категории. Р. п. есть результат диалектического взаимодействия многих процессов, в которых решающая роль принадлежит деятельности народных масс.

Рациональность политических решений - характеристика политических решений, определяемая следующими критериями: степенью их соответствия политическим интересам боль-ших социальных групп и организаций; соответствием обще-принятой системе политических ценностей; использованием достижений науки, экономичностью действий; общественным принятием данного решения; способствованием формирова-нию установки на политическую деятельность.

Реакция (от лат. re... - приставка, обозначающая здесь обратное действие, и actio - действие) - активное сопротивление социальному прогрессу в целях сохранения и укрепле-ния отживающих порядков. Р. проявляется в борьбе против революционного, демократического и освободительного дви-жения, в подавлении политических прав и свобод, преследо-вании прогрессивных общественных деятелей и организаций, массовом терроре и насилии, в расовой и национальной дис-криминации, в агрессивной внешней политике. Крайняя форма реакции - фашизм.

Революция (от позднелат. revolutio - поворот, перево-рот) - коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества. Как одна из двух форм общественного развития Р. противоположна эволюции, означающей, постепенные, медленные изменения общественной жизни. Как метод исторической деятельности Р. отличается от реформы социальной, преследующей цель частичных изменений в рамках данного строя. Р. происходят как в обществе, так и в отдельных сферах человеческой дея-тельности (науке, военном деле, технике и т. д.).

Революция политическая - не влекущее смены устоев общества резкое, скачкообразное изменение в его жизнедея-тельности, вызванное низвержением старой, отжившей себя власти и установленных ею принципов политического руко-водства в пользу новой власти, отстаивающей интересы практически того же господствующего класса (слоя).

Как и социальная революция, являясь не необходимым, а лишь возможным вариантом общественного развития и свя-занная всегда с кризисом в большинстве сфер жизни обще-ства, Р. п. имеет ряд существенных отличий от социальной революции. Так, ее источником выступают уже противоречия между старыми, окостеневшими формами и принципами уп-равления обществом и динамично меняющимися вследствие развития условиями его жизнедеятельности, что ставит под угрозу господствующее положение правящего класса (элиты) всякий раз, когда поправки или корректировки сложившейся системы руководства (несмотря на меняющуюся обстановку) оказываются недопустимыми. В ходе такой революции власть никогда не переходит в руки другого класса, «низы в ней борются, а верхи пользуются» (В. И. Ленин). «Освобождение» в результате Р. п. получает лишь та часть общества, которая так или иначе приравнивается ко вновь приходящему к власти меньшинству (имеет одинаковые с ним доступ к материаль-ным или духовным ценностям общества, положение, деньги, знания) и готова принять новые правила управления обще-ством.

В зависимости от соотношения политических сил в стране, политической культуры общества, его социального опыта и традиций, используемых методов для достижения своих целей Р. п. может перерастать, в социальную революцию или жестко прерываться контрреволюциями, которые по сути всегда являются реакциями государства и его структур против общества. Поэтому изучение хода и исхода Р. п., ее источников и главных движущих сил способно помочь расширению представлений о некоторых закономерностях общественно-политического процесса, его целях и задачах, возможных, вариантах развития событий.

Революции социальной концепции (от лат. revolutio - поворот, переворот) - коренной, резкий переворот в жизни общества, вызванный низвержением отжившего и утвержде-нием нового, прогрессивного общественно-политического строя. Р. с. к. - учение, восходящее к идее формационного развития общества, и раскрывающее механизм разрешения противоречий между новыми производительными силами и отжившими производственными отношениями вместе с закреп-ляющими эти отношения политическими институтами.

Согласно концепции, социальная революция становится возможной при наличии в стране ряда объективных условии: революционной ситуации и в достаточной степени развитого субъективного фактора (организованных и подготовленных революционных сил и партий, лидеров, способных повести за собой массы), что соответственно дает ответ на вопросы о том, может ли данная революция привести к разрушению старого и формированию нового общества, возможна ли она вообще и, если будет, то какой по своему характеру и осо-бенностям.

Известная идеологическая направленность изучения фено-менов Р. с.; противоречивость (согласно президентам) получаемых в ходе ее результатов, не всегда отвечающих начертанным на знаменах Р. с. лозунгам; сопровождающее революцию насилие в значительной мере охладили интерес ученых и политиков к этому явлению в последние годы, сделали проблематичным адекватное отражение вопросов жизнедеятельности современного общества на его переломных этапах через Р. с. к., привели к формальному неприятию большинством политических сил и движений идей Р. с. и мер по ее ускорению. Вместе с тем, ясно указывая на возможность подобных явлений, история общественного развития все же заставляет непредвзято мыслящих теоретиков изучать истоки, характер, движущие силы и особенности Р. с.

Реидеологизация - концепция, обосновывающая необхо-димость и активную роль идеологии в жизни и деятельности общества.

Концепция Р. приходит на смену концепциям деидеологизации в связи с очевидной невозможностью исходить только из положений науки и техники при строительстве нормальных взаимоотношений между различными государствами, социаль-ными группами и политическими течениями. По мнению тео-ретиков Р., отчетливо просматривающийся рост активности политических партий и движений, усиление влияния новых со-циальных идей, так называемый «взрыв идеологий» поставили задачу выработки всеохватывающей «глобальной идеологии» или возрождения утраченных ценностей и идеалов, что могло бы дать цивилизации новый импульс в ее развитии, усилить ее жизнеспособность. Эту задачу не может выполнить ни одна наука, но ее решение необходимо, так как без учета всего многообразия реальных идеологий, без выработки единой кон-солидирующей идеи не может быть достигнуто никакого реального движения вперед по пути общественного прогресса.

Появление концепций Р. связывается с трудами таких уче-ных, как Р. Арон, Д. Белл, С. Липсет, Э. Шилзи, и относится к 70-м годам XX в.

Республика (от лат. respublica - общественное дело, госу-дарство) - 1) форма государственного правления, при кото-рой все высшие органы государственном власти либо изби-раются либо формируются общенациональными представи-тельными учреждениями (парламентами), а граждане обла-дают личными и политическими правами; 2) государство с та-кой формой правления.

Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) -всенародное голосование, (опрос) по какому-либо важному вопросу жизни государства и общества.

Реформа (от лат. reformo - преобразовывать) - преобра-зование, изменение, переустройство в обществе (в обществен-ных порядках, отношениях, учреждениях, организациях), осуществляемое государственной властью либо для сохране-ния основ данного строя либо под давлением народных масс в интересах изменения этих основ. В первом случае Р. высту-пает предохранительной реакцией господствующих классов на угрозу социальной революции; во втором - борьба за глубо-кие реформы может быть особой формой революционных процессов. Наиболее сложный вопрос, возникающий в связи с правильным пониманием сущности и возможности Р., - ее соотношение с революцией. В решении этой проблемы суще-ствуют две метафизические крайности: реформистское отри-цание революции на основе абсолютизации роли Р. и левацкое отрицание Р., якобы отвлекающих от революции как единст-венного способа решения коренных социальных проблем. Было бы ошибкой противопоставлять Р. (тем более совокуп-ность глубоких преобразований) революции. Соотношение между ними требует конкретно-исторического анализа. Гло-бальные проблемы современности диктуют необходимость от-каза от насильственных форм решения острых социальных коллизий, требуют новых средств для осуществления назрев-ших преобразований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ