Рефераты
 

Современное состояние и стратегические ориентиры молодежной политики в Санкт-Петербурге

.1.5 Уровень жизни молодежи

Система российской статистики, принятая на настоящий момент, не позволяет достаточно корректно проследить динамику уровня жизни молодежи.

Статистические данные за 2006 г. свидетельствуют о том, что на фоне общего роста заработной платы и денежных доходов населения в целом усиливается неравномерность их распределения, т.е. социальное неравенство. Главной проблемой становятся крайне низкие доходы основной части населения. По мнению специалистов "Всероссийского центра уровня жизни" (ВЦУЖ), под влиянием реформы жилищно-коммунального хозяйства примерно у трети населения положение останется столь же бедственным, как и ранее, а другая треть еще больше приблизится к черте бедности. Еще одна проблема - крайне низкие на настоящий момент и на длительную перспективу инвестиционные возможности населения.

Если проанализировать уровень жизни населения в региональном разрезе, то можно увидеть, что Санкт-Петербург в 2006году занимал промежуточное положение между Россией в цепом и Москвой. Так, по доле "бедных" (лиц со среднедушевым доходом менее прожиточного минимума) на 1 000 человек имеет место следующее распределение: Россия - 431 чел., Москва - 170 чел., Санкт-Петербург - 269 чел. В то же время снижение численности "бедных" в Санкт-Петербурге происходит гораздо более быстрыми темпами, чем в Москве и России в целом: в 2001 г. по сравнению с 2000 годом она снизилась в 1,32 раза, в то время как в Москве - в 1,14, а в России - в 1,12 раза.

При рассмотрении уровня жизни в разрезе социальных групп, молодежь как социально-демографическая группа находится в более выигрышном, по сравнению с другими группами, положении за счет естественной возрастной энергии, приспособляемости, инициативности, большей занятости в небюджетной сфере, а также за счет помощи старших родственников (прежде всего, родителей) и отсутствия собственных детей. На январь 2002 года среднедушевой доход населения в целом равнялся 1 662,0 руб., в то время как среднедушевой доход молодежи от 18 до 30 лет - 1 904,8 руб.

Опрос населения Санкт-Петербурга, проведенный в начале 2006 г., выявил больший оптимизм молодежи в оценке своего материального благополучия по сравнению с более старшими группами населения.

Однако когда молодым людям задается вопрос об их доходах, картина несколько меняется. По данным опроса, проведенного в Петербурге в 2006 г., свои доходы молодежь в возрасте от 18 до 30 лет оценила следующим образом: высокие - 1%, средние - 59%, низкие - 40%. Эти оценки опять же значительно оптимистичнее, чем у представителей более старших возрастов.

Следует отметить неравенство материального положения различных молодежных групп. Аналогично статистике по российской молодежи в целом, данные опросов молодежи Санкт-Петербурга показали, что в худшем положении находятся семьи с детьми.

2.1.6 Жилищные проблемы молодых петербуржцев

Жилищная проблема в Санкт-Петербурге остается чрезвычайно острой, и самыми неблагополучными по обеспечению жильем являются молодые семьи. В очереди на улучшение жилищных условий в городе состоит более 300 тысяч семей, имеющих не более 5,5 квадратных метра на человека. Из них, по предварительным оценкам, 10% - молодые семьи, в том числе в составе семей старшего поколения, т. е. около 30 тысяч семей, большая часть которых снимает жилье или живет в чрезвычайно стесненных условиях. Все это не может не сказываться на рождении и воспитании детей. Об остроте жилищной проблемы свидетельствуют цифры: при росте ввода в эксплуатацию коммерческого жилья в городе с 766 тыс. кв. м в 1993 г. до 1 000 тыс. кв. м жилья за последний год, ежегодно сдавалось за счет бюджетных средств (федеральных и местных) всего от 50 тыс. кв. м до 100 тыс. кв. м, т. е. в 10 раз меньше.

Молодежь до последнего времени не считалась категорией, подлежащей учету в Комитете по жилищной политике, и поэтому была лишена возможности получать государственную помощь в улучшении жилищных условий в каком бы то ни было виде.

Произошедшие за последние годы в строительном комплексе и на рынке жилья изменения, которые выразились в уменьшении разницы между инвестиционной и рыночной ценами жилья, привели к невозможности продолжать прежнюю практику, когда часть средств от рыночной продажи жилья использовалась на строительство бесплатного жилья для очередников. Привлечение для инвестирования кредитов коммерческих банков негативно отражается на себестоимости жилья, значительно увеличивая ее по сравнению с чисто подрядными ценами.

Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают заводить детей, на одном из первых мест стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе на здоровье, образование, рост преступности.

Государство в решении жилищной проблемы граждан делает ставку на ипотечное кредитование, но отсутствие бюджетных средств на эту программу и высокая стоимость выдаваемых за счет иностранных инвесторов ипотечных кредитов делают их недоступными для большинства горожан.

Поэтому принятие Закона "О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" не только выражает желание законодательной и исполнительной власти нашего города внедрять новые механизмы содействия гражданам в улучшении жилищных условий, но и подтверждает, что категория молодежи и молодых семей нуждается в особом внимании, как с точки зрения создания нормальных условий для жизни молодых семей, так и с точки зрения стабилизации демографической ситуации в городе.

2.1.7 Досуг детей, подростков и молодежи

Как свидетельствуют социологические исследования, ведущими разновидностями молодежного досуга остаются прогулки и встречи с друзьями, просмотр телевизионных и видео-программ, прослушивание музыки, компьютерные игры и интернет, посещение дискотек и кафе, время от времени - поп-концертов, кинотеатров, стадионов (в качестве болельщиков) и все реже на досуге молодежь читает.

В 2005 г. в городе функционировало 346 подростково-молодежных клубов, в которых работало 2 000 кружков и секций (68% бесплатных и 32% платных). В них занималось 78 700 детей, подростков и молодых людей. Большую часть этого контингента составляют дети и подростки из социально незащищенных и малоимущих семей. Свыше 2,5 тысяч занимающихся в клубах - подростки, состоящие на учете в органах внутренних дел.

В 114 учреждениях дополнительного образования (дворцы и дома творчества, центры технического творчества, детско-юношеские спортивные школы, клубы) занимается свыше 230 000 детей и подростков. в кружках и центрах на базе общеобразовательных школ - свыше 86 000 детей. В 27 школах города создана и развивается сеть дополнительного образования, действующая как структурное подразделение образовательного учреждения.

Основные направления деятельности клубов: проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; организация походов, спартакиад, соревнований по различным видам спорта; организация свободного, неформального общения для подростков и молодежи; организация вечеров отдыха, концертов, экскурсий; организация работы по воспитанию гражданственности и патриотизма; обеспечение частичной трудовой занятости подростков и молодежи; совместная с правоохранительными органами организация воспитательной и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и подростками групп риска, в том числе, в сфере наркозависимости.

В последние годы развиваются новые направления деятельности: воспитание молодежных лидеров, волонтерские молодежные группы, организация молодежных акций.

Организационно-методическое руководство деятельностью подростково-молодежных центров и клубов в Петербурге активно осуществляет Комитет по молодежной политике и ГУ "Дом молодежи Санкт-Петербурга".

Несмотря на активные усилия работников клубов, статистические данные показывают, что только 10% от общего количества детей и подростков в городе занимаются в системе организованной досуговой деятельности, остальные 90% молодых петербуржцев организуют свой досуг самостоятельно, причем зачастую - в совершенно иных молодежных клубах и объединениях с сугубо гедонистической или даже антисоциальной направленностью (рэйверы, ропевики, панки, футбольные фанаты, фанаты компьютерных "стрелялок" и игр на деньги с "однорукими бандитами" и т.п.).

Социологические исследования, проведенные сотрудниками факультета социологии СПбГУ. показывают, что около 40% подростков никогда не занимались в системе дополнительного образования, не посещали спортивные секции, кружки и клубы. В то же время 57% подростков хотели бы участвовать в работе спортивных секций, кружков, 29% хотели бы заниматься интересными делами со сверстниками и взрослыми, около 20% хотят работать и зарабатывать деньги, 8% вступили бы в молодежную организацию.

По имеющимся данным, до 80% молодежной аудитории не удовлетворены организацией досуга в своем микрорайоне, для большей части опрошенных характерной особенностью проведения досуга являются его пассивно-созерцательные и потребительские формы. Просмотр телепередач, компьютерные игры занимают у половины опрошенных до 2,5 часов в день, каждый четвертый подросток таким образом занимает свое время в течение пяти часов ежедневно. Приведенные данные прежде всего характеризуют неблагополучие в сфере семейного общения и слабость социализирующего влияния общества.

Вместе с тем, и это очень важно отметить, данные нашего исследования показывают значительную заинтересованность подростков в контактах с представителями старших и младших поколений. Если с родителями и другими родственниками хотели бы проводить больше времени 28% подростков, то ветеранам войны и петербуржцам, пережившим блокаду Ленинграда, могли бы оказать поддержку и реальную помощь до 70% опрошенных. Каждый четвертый подросток предложил свое участие в работе с детьми в детских домах и детских садах, каждый третий хотел бы участвовать в благоустройстве своего двора и территории около школы. Понятно, что это нередко умозрительные установки, но полученные данные все-таки свидетельствуют о достаточно высоком потенциале активности молодежи и ее позитивной направленности, которую необходимо организовать и направить в конструктивное для общества русло.

2.1.8 Средства массовой информации и их влияние на молодежь

Средства массовой информации (СМИ), превратившиеся в наше время в чрезвычайно влиятельную силу ("четвертую власть"), как определенная общественная подсистема должны поддерживать позитивные ценности, целостность и стабильность развития общества. Как известно из социологической теории СМИ, они, и прежде всего телевидение, выполняют четыре основные функции:

· оперативное информирование об окружающей среде, мире;

· социализация, воспитание;

· развлечение, занимательный досуг;

· сплочение, интеграция аудитории, социума, общества.

Однако анализ содержания современных российских СМИ, и в первую очередь телевидения, показывает, что за редким исключением все эти функции выполняются неадекватно, плохо и зачастую превращаются в дисфункциональную деятельность по отношению к аудитории, особенно по отношению к детям и подросткам, которые являются самой внушаемой ее группой.

Так, реальные события и факты на ТВ нередко тенденциозно отбираются, субъективно искажаются, предвзято интерпретируются, обслуживая те или иные финансово-политические кланы.

Вместо воспитания и просвещения подрастающего поколения происходит его эскапизация, увод от реальности в предельно жестокий и низменный мир современных кинофильмов либо в иллюзорный наркотический мирок всевозможных вульгарных музыкальных поп-тусовок и ток-шоу. Причем зарубежная, нелучшая, кинопродукция значительно превышает отечественную на телевизионных экранах. Большинство коммерческих кабельных каналов телевидения вообще демонстрируют только боевики, эротику и ужасы вперемежку с рекламой. А реклама (в том числе, уличная), адресованная молодежи, сводится к манипулятивным слоганам типа "Бери от жизни все!" (реклама банки "Пепси-Колы"), "Абсолютная свобода!" (реклама американских сигарет), "Кто пойдет за "Клинским"? Конечно, самый умный!" (реклама пива), которые должны закрепить в психике положительные неосознанные ассоциации с рекламируемой (в том числе, вредной) продукцией.

В последние 15 лет постепенно произошла смена главных персонажей, героев российского телевидения, массовой литературы и кино. Просоциальных персонажей и "героев труда" сменили асоциальные, антисоциальные персонажи и "герои потребления".

Познавательная функция часто подменяется в СМИ антинаучной дисфункцией (астрологические прогнозы, искажение истории, пропаганда псевдонауки и иррационализма и т.п.). Все более дисфункциональным становится сам язык (речь) в СМИ (примитивный слэнг, полукриминальный жаргон, глумливые интонации). Издается громадное количество "желтых" газет и журналов. Классическая и народная музыка ушли из эфира современного ТВ и многочисленных радиостанций, постоянно звучит только поп-рок-музыка и блатной шансон. Тем самым музыкальный и эмоциональный мир современной молодежи становится все более элементарным и скудным.

Современные СМИ явно и неявно действуют как средство невротизации и стимуляции агрессивных импульсов аудитории. В частности, экспериментальные исследования подтверждают данные о несомненно негативном влиянии постоянного просмотра, в первую очередь детьми и подростками, фильмов, принадлежащих к жанрам боевиков, порно и ужасов. Это же относится ко многим агрессивным компьютерным играм и интернет-сайтам.

Большинство населения чувствует и понимает негативное влияние СМИ. Репрезентативные опросы в Санкт-Петербурге показали, что за нравственный контроль над содержанием телевизионных программ и рекламы в мае 2000 года выступало 70% петербуржцев, а в январе 2004 года - 75% (причем, среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет таких было 62%).

2.1.9 Проблемы молодых инвалидов

В последние годы в России, как и на планете в целом, наблюдается устойчивый рост числа людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, именуемых у нас инвалидами. Их доля в населении Земли достигла 10%, меняясь по странам и континентам в зависимости от социально-экономических, природно-климатических, экологических и некоторых других условий проживания. В современной России живут 10 миллионов инвалидов. За последнее десятилетие ХХ века количество горожан со стойким расстройством различных функций организма составило 637 тыс. человек. На начало 2006 года число детей-инвалидов составило 17,8 тыс. человек. Здесь следует отметить, что в 1991 году учитывались дети до 16 лет, а в 2006-ом - до 18 лет, т.к. возрастная граница данной категории инвалидов в 1999 году была расширена на 2 года. Сегодня очевидно, что молодых инвалидов в Петербурге год от года становится все больше. Это связано с последствиями социально-экономического кризиса в стране, в том числе и такими, как ухудшение здоровья населения, рост аномальных рождений, несчастных случаев, всевозможных катастроф и последствий военных действий и терроризма.

Остановимся на проблемах, которые особенно часто беспокоят молодых инвалидов. Для их выяснения в начале 2001 г. был проведен опрос молодых инвалидов Санкт-Петербурга в возрасте от 15 до 30 лет. Опросом были охвачены юноши и девушки, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Инвалиды-опорники испытывают трудности при передвижении, что значительно ограничивает их возможности при получении образования, овладении профессией и осуществлении трудовой деятельности. Следовательно, возникает необходимость разработки и применения некоторых компенсационных мер, способствующих наиболее полному включению их в жизнь социума.

Ответы молодых людей с ограниченными возможностями передвижения показывают, что наиболее значимыми проблемами для них являются: получение бесплатного общего и профессионального образования, трудоустройство, получение бесплатной медицинской помощи и лекарств, низкий уровень жизни.

В Петербурге существует система государственных и муниципальных образовательных учреждений, одна из лучших в стране. И те из инвалидов, кому позволяет состояние здоровья, безусловно, пользуются ее услугами.

В городе развита и сеть вспомогательных, ориентированных на специфические ограниченные возможности инвалидов, классов, школ, интернатов, реабилитационных центров, колледжей и факультетов. Подобного разнообразия возможностей для обучения молодежи с ослабленным здоровьем нет ни в одном другом регионе России. Обучение здесь бесплатное. Проблемы подобных учреждений, в основном, материального характера: старые, требующие ремонта здания, ограниченность площадей и т.п.

В настоящее время в городе разрабатывается система дистанционного обучения инвалидов. Использование компьютерной техники и интернета дает возможность получать разнообразные знания, не выходя из своего дома, что особенно важно для ограниченных в передвижении молодых людей. Однако стоимость компьютеров для большинства молодых инвалидов слишком велика, поэтому необходимо продумать возможности их льготного приобретения или аренды.

Молодые инвалиды желают и должны работать. Только 10% опрошенных считают себя нетрудоспособными. По-видимому, необходим городской закон квотирования рабочих мест для инвалидов.

2.1.10 Правонарушения, наркомания среди молодежи

На фоне некоторого общего снижения количества преступлений в Петербурге в 2005 г. несколько уменьшилась и преступность среди петербургской молодежи за тот же период. Однако среди молодежи от 18 до 30 лет снижение числа преступлений в 2005 г. произошло только по сравнению с 2004 г., по сравнению же с любым из предшествующих лет, количество преступлений в 2005 г. выше.

Весомое снижение преступности произошло среди несовершеннолетних. Как свидетельствуют данные ГУВД, по итогам 2005 г. общее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в Петербурге, составило 3591, что на 17,4% меньше, чем в предыдущем году, Удельный вес преступлений сократился на 0,8% и составил 5,1% (среднероссийский показатель - 9%).

Почти во всех районах города зарегистрировано снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, за исключением трех районов, где произошел их рост: Кировского (на 37,3%), Невского (на 19,6%) и Красногвардейского (на 7,6%).

Снижение числа преступлений произошло по их видам:

· тяжкие и особо тяжкие - на 21,6%;

· групповые - на 15,8%;

· уличные - на 8,6%.

Одним из существенных итогов является сокращение на 17,3% общего количества несовершеннолетних участников преступлений.

Это явилось результатом специального комплекса мероприятий ГУВД СПб во взаимодействии с Администрацией Санкт-Петербурга и другими городскими учреждениями. Однако понятно, что кроме количественных показателей, есть качественные, содержательные. А содержание молодежной преступности остается крайне негативным и жестоким. Достаточно вспомнить о распространившихся в последнее время нападениях молодых преступников на стариков-пенсионеров ради завладения их пенсией.

Другой острой и удручающей проблемой современной российской жизни, в том числе и жизни Петербурга, является широко распространенная детская безнадзорность и беспризорность. Только в информационном банке данных ГУ ГЦПБНН (Государственное учреждение Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних) зарегистрировано более 3000 таких детей (вообще же эксперты говорят о десятках тысяч безнадзорных и беспризорных в городе). Созданная КМП в 1998 г. "Служба уличной социальной работы с несовершеннолетними" и сменившая ее в декабре 2000 г. "Служба профилактики безнадзорности" выявили более 70 крупных "пятен безнадзорности": прежде всего, это привокзальные территории, станции метро (особенно такие, как "Площадь Восстания", "Нарвская", "Ломоносовская"), рынки, досуговые объекты, нежилой фонд, парки. При этом основные виды девиантного поведения безнадзорных в этих "горячих точках" - мелкое воровство, попрошайничество, проституция, токсикомания, алкоголизм.

Указанные службы проводят действительно большую и полезную практическую работу по профилактике безнадзорности. Однако понятно, что охватить десятки тысяч подобных детей и подростков в городе никакая служба не в состоянии. Феномен широчайшей беспризорности и безнадзорности в современной России является свидетельством глубокого духовно-нравственного кризиса нашего общества, потери многими людьми моральных ориентиров. Ссылки на экономические причины в данном случае не очень уместны, так как очевидно, что материальное положение сейчас не хуже, а лучше, чем в любое другое кризисное время в российской истории (сравним хотя бы с периодами после Гражданской и Великой Отечественной войн XX века), когда с беспризорностью все-таки справлялись.

Наиболее устрашающей криминальной проблемой в общественном сознании в настоящее время является наркомания. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ (2005 г.), более 60% наркоманов - люди в возрасте от 18 до 30 лет, и почти 20% - школьники, причем возрастной порог употребления наркотических средств имеет устойчивую тенденцию к снижению. Минздравсоцразвития России обращает внимание на то, что основной возраст подростков, приобщающихся к наркотикам, составляет 15-17 лет, но отмечены случаи и более раннего употребления наркотических средств, даже детьми 9-10-летнего возраста. Все это относится и к ситуации в Петербурге.

По данным репрезентативного социологического исследования, проведенного в начале 2005 г., петербургская молодежь в возрасте от 18 до 30 лет считает наркоманию главной негативной проблемой нашего города. Так думают 58% опрошенных. Тем не менее, большинство молодых людей, по данным опросов, наркотики не пробовали (в среднем, три четверти опрошенных). В той или иной степени причастными к наркомании можно считать тех, кто употреблял наркотики многократно (таких, судя по опросам, 5 - 8%). Остальные только пробовали наркотики (15 - 20%).

Как показывают исследования, существует три основных причины потребления наркотиков среди молодежи:

- фрустрация, тревога, неудачи, несчастья, одним словом, желание уйти от неприятностей, забыться (суммарно по всем позициям подобные мотивы указывают до 90% молодых людей);

- любопытство (примерно 55%);

- влияние социальной среды, сверстников, поп-рок-культуры и шоу-бизнеса, вовлечение наркоторговцами (суммарно свыше 50% опрошенных).

В Санкт-Петербурге постепенно складывается система профилактических мер антинаркотической работы среди молодых людей. Администрация Санкт-Петербурга и территориальные управления административных районов инициируют создание новых районных профилактических наркологических центров и кабинетов, прежде всего, в районах, где их еще нет. Усилиями Комитета по образованию налажена лекционная работа среди педагогического состава школ, лицеев и колледжей, родителей и медицинских работников учебных заведений, направленная на разъяснение наркотической опасности и выявление подростков на ранней стадии употребления наркотических средств.

Еще в 1997 г. Комитетом по молодежной политике была создана Служба профилактики наркомании. Служба действует как консультационный, учебно-методический и информационный центр, предоставляющий бесплатные услуги организациям и отдельным гражданам. В 1998 - 2000 годах охват участников различными программами Службы составил 4 569 человек, в 2005 году охват возрос до 10 720 человек.

Важным направлением работы, позволяющим разрабатывать эффективные программы профилактики наркозависимости с учетом особенностей территорий, является мониторинг наркоситуации с целью выявления существующих факторов риска и защиты от употребления наркотиков подростками и молодежью.

Основной движущей силой профилактики наркозависимости, безусловно, является вовлечение самой молодежи в профилактические программы и, прежде всего, в волонтерское движение "Молодежь против наркотиков". Что касается лечения наркомании (наркозависимости), то это исключительно сложный и затратный во всех отношениях, чрезвычайно индивидуализированный процесс. Вероятно, самым удачным опытом реабилитации наркоманов в Петербурге является деятельность терапевтической общины "Воскресение" при Храме Коневской иконы Божией Матери (поселок Саперное) во главе со священником Сергием Бельковым. За пять лет с 1996 г. в общине прошли реабилитацию 82 человека, стойкая ремиссия наблюдается у 69% воспитанников. Воспитанники в общине обязательно посещают богослужения и воскресную школу, обязательно работают в столярной мастерской и участвуют в ведении приусадебного хозяйства. Понятно, что такая комплексная духовно-нравственная и социально-трудовая реабилитация становится наиболее эффективной.

Но главным направлением в борьбе с наркоманией, безусловно, является профилактика, а стратегически - создание более совершенного демократического общества социальной справедливости.

Органы внутренних дел Санкт-Петербурга проводят очень большую работу по выявлению источников и путей распространения наркотиков и добились серьезных успехов в пресечении незаконного оборота наркотиков. Однако, материальных и финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении правоохранительных органов, недостаточно и они выполняют свои задачи на столько, на сколько это позволяют сделать имеющиеся в их распоряжении ресурсы.

К сожалению, эффективность медицинского лечения наркоманий оставляет желать лучшего даже в самых удачных терапевтических программах. Их реализация сопряжена с большими материальными затратами, но положительный исход возможен далеко не всегда. И это при том, что данное направление наиболее развито.

Исходя из этого становится ясной важность профилактики наркоманий, как практически единственного способа сохранения здоровья нации, снижения заболеваемости и улучшения эпидемической ситуации по наркоманиям и токсикозависимости в нашем обществе.

В целях осуществления профилактики беспризорности и наркозависимости несовершеннолетних Комитетом по молодежной политике в 1998 году было создано СПб Государственное учреждение "Городской центр по работе с детьми, подростками и молодежью", который в 2001 году был переименован в СПб Государственное учреждение "Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних", а в 2002 году получил статус опорно-экспериментального центра по социальной работе по Северо-Западному региону.

С 2004 года в составе центра работают:

служба сопровождения и развития территориальных пунктов;

служба молодежных работников;

служба сопровождения несовершеннолетних правонарушителей;

служба по работе с неформальными молодежными объединениями;

служба профилактики наркозависимых;

информационно-аналитическая служба.

2.2 Основные направления молодежной политики в Санкт-Петербурге

Законодательным собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2006 "Об основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006-2010гг.".

Основными направлениями молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы являются:

1. Воспитание гражданственности и патриотизма.

2. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений.

3. Обеспечение занятости несовершеннолетних и молодежи.

4. Поддержка молодежных инициатив, развитие творчества и организация досуга молодежи.

5. Организация работы с несовершеннолетними и молодежью по месту жительства.

6. Организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних и молодежи.

7. Профилактика правонарушений и наркозависимости несовершеннолетних и молодежи и безнадзорности несовершеннолетних.

8. Решение жилищных проблем молодежи.

9. Информационное обеспечение реализации молодежной политики.

Данные направления обеспечиваются:

Воспитание гражданственности и патриотизма обеспечивается:

- содействием формированию правовой и политической культуры, активной гражданской позиции молодежи;

организацией и проведением мероприятий, посвященных памятным датам истории России;

организацией и проведением творческих мероприятий, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма;

организацией мероприятий по техническим, туристским, военно-прикладным и другим видам спорта для несовершеннолетних и молодежи;

реализацией морских программ для молодежи;

проведением региональных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по обмену опытом работы с участием патриотических организаций; организацией поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества;

поддержкой деятельности патриотических общественных объединений.

2. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений обеспечивается:

целенаправленной работой с молодежными лидерами, проведением обучения актива молодежных общественных объединений и осуществлением подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики;

организацией стажировки актива молодежных общественных объединений в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга;

развитием системы поддержки молодежных и детских общественных объединений, входящих в Санкт-Петербургский городской реестр молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, оказывающих поддержку молодежи, пользующихся государственной поддержкой Санкт-Петербурга;

организацией поддержки молодежных и детских общественных объединений путем предоставления грантов Санкт-Петербурга;

проведением семинаров, тренингов, конференций, слетов, круглых столов с участием молодежных и детских общественных объединений;

развитием студенческого самоуправления в Санкт-Петербурге.

3. Обеспечение занятости несовершеннолетних и молодежи обеспечивается:

созданием выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов;

организацией лагерей труда и отдыха дневного пребывания;

организацией временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних и молодежи;

организацией занятости подростков-инвалидов;

организацией квотирования рабочих мест для молодежи.

4. Поддержка молодежных инициатив, развитие творчества и организация досуга молодежи обеспечиваются:

содействием интеллектуальному и научно-техническому творчеству молодежи;

развитием систем культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, основанных на преемственности культурно-исторических традиций Санкт-Петербурга;

развитием системы мер поощрения талантливой молодежи;

организацией проведения общегородских молодежных праздников;

проведением городских научных и творческих конкурсов, фестивалей;

поддержкой развития системы студенческих клубов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;

реализацией творческого и научного потенциала студентов, аспирантов и молодых ученых Санкт-Петербурга;

содействием созданию центров творчества и досуга молодежи;

экологическим просвещением и расширением участия молодежи в мероприятиях по защите природы, сохранению и улучшению состояния окружающей среды;

организацией международных и межрегиональных молодежных обменов.

5. Организация работы с несовершеннолетними и молодежью по месту жительства обеспечивается:

созданием условий для поддержки и развития сети подростково-молодежных клубов и центров;

содействием в организации игровых и спортивных площадок по месту жительства;

повышением квалификации работников подростково-молодежных клубов и центров;

проведением фестивалей, смотров-конкурсов подростково-молодежных клубов и центров.

6. Организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних и молодежи обеспечивается:

сохранением и развитием инфраструктуры загородного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;

содействием в проведении массовых детских и юношеских соревнований;

широкой пропагандой здорового образа жизни среди молодежи;

организацией и проведением туристских походов.

7. Профилактика правонарушений и наркозависимости несовершеннолетних и молодежи и безнадзорности несовершеннолетних обеспечивается:

развитием системы социальной адаптации и реабилитации наркозависимых;

разработкой и апробацией методик профилактики наркозависимости;

организацией антинаркотической пропаганды среди несовершеннолетних и молодежи;

созданием постоянных специализированных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних, совершивших правонарушение или преступление, из числа неучащихся, неработающих и находящихся в трудной жизненной ситуации;

организацией трудовой занятости в детских оздоровительных учреждениях в летний период, в том числе для несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и преступлений;

созданием и развитием служб молодежных социальных работников для осуществления воспитательного сопровождения и контроля за поведением несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений либо совершивших правонарушения;

проведением постоянной индивидуальной профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению преступлений и правонарушений, в том числе с безнадзорными несовершеннолетними.

Решение жилищных проблем молодежи обеспечивается:

созданием организационных, финансовых и правовых условий для обеспечения доступным жильем молодежи в Санкт-Петербурге;

мобилизацией внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи, созданием самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;

оказанием поддержки молодежи в улучшении жилищных условий путем формирования системы ипотечного кредитования.

9. Информационное обеспечение реализации молодежной политики обеспечивается:

сбором и анализом информации по всем направлениям молодежной политики;

предоставлением информации молодежи и специалистам, работающим с молодежью;

изданием информационных, методических и исследовательских материалов для молодежи;

организацией теле-, радиопередач по молодежной тематике;

проведением комплексных исследований по вопросам молодежной проблематики;

поддержкой и развитием системы информационных сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы молодежной политики. Губернатор Санкт-Петербурга В.Матвиенко одобрила все положения проекта закона. Но она подчеркнула, что закон носит рамочный характер и его необходимо дополнить планом конкретных мероприятий для реализации молодежной политики, который должен вступить в действие сразу после утверждения Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Ряд целевых программ уже подготовлены, и в их реализации предусмотрено участие практически всех профильных комитетов, но, конечно, для успешной реализации программ требуется решить много проблем, о которых будет сказано ниже.

Глава 3. Стратегические ориентиры молодежной политики Санкт-Петербурга

3.1 Положение молодежной политики в Санкт-Петербурге

Как неоднократно отмечалось в работе, в настоящее время в Санкт-Петербурге (и не только) существует необходимость, создания, развития и совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития молодежи; гражданско-патриотического воспитания молодежи, укрепления и дальнейшего развития общественно-государственной системы профилактики асоциального поведения в молодежной среде; содействия развитию научных и творческих инициатив молодых людей, занятости молодежи и молодежного предпринимательства; повышения качества работы со студенческой и профессионально обучающейся молодежью, с молодыми семьями.

Молодёжная политика представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых государственными органами в отношении молодёжи. С одной стороны - это деятельность властей, направленная на решение задач социальной защиты, оказания различного рода поддержки молодым гражданам в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий молодого поколения. С другой стороны, государственная молодёжная политика - это деятельность государственных структур, направленная на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для социализации личности молодого человека, т.е. для вовлечение молодёжи в социально-экономическую и культурную жизнь общества, реализации творческих возможностей молодёжи в интересах общества, развития молодёжных движений и инициатив. Эта деятельность решает задачи развития потенциала молодого человека, его интеллектуальных, физических, нравственных и творческих качеств.

В Санкт-Петербурге молодежи и молодежной политике уделяется довольно значительное внимание. Выше уже были охарактеризованы основные направления молодежной политики в городе в соответствии с принятым недавно Законом. В данной главе мы остановимся на характеристике основным программ, реализуемых Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Администрации Санкт-Петербурга.

3.2 Программы молодежной политики Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями

3.2.1 Программа "Молодежные общественные организации"

Поддержка молодежных общественных объединений является одним из направлений деятельности Комитета. Работа осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга". В рамках данной программы ежегодно формируется Санкт-Петербургский городской Реестр молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, оказывающих поддержку молодежи, пользующихся государственной поддержкой Санкт-Петербурга.

Комитетом ежегодно проводится конкурс грантов Санкт-Петербурга для общественных объединений, который позволяет выявить и поддержать наиболее интересные проекты.

В целях подготовки кадрового резерва организована программа курсов повышения квалификации по теме "Государственное и муниципальное управление" для представителей общественных объединений Санкт-Петербурга на базе Северо-Западной академии государственной службы.

Комитетом организована программа стажировки представителей общественных объединений в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, проводятся традиционные Слеты актива молодежных общественных объединений Санкт-Петербурга, реализуется программа поиска и поддержки лидеров и руководителей молодежных общественных объединений Санкт-Петербурга. Это региональный этап Всероссийского конкурса лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений "Лидер XXI века". Организуются выставки молодежных инициатив Санкт-Петербурга, проводятся спортивные турниры команд молодежных общественных объединений.

При Губернаторе Санкт-Петербурга функционирует Студенческий совет, основная задача которого - укрепление самоуправления в вузах. Действует региональная ассоциация "Санкт-Петербургский Круглый стол молодежных и детских объединений", издается справочник молодежных общественных объединений.

3.2.2 Программа "Профилактика наркозависимости"

Деятельность по профилактике наркомании среди молодежи в Санкт-Петербурге осуществляется на основании Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 561 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", а также целевой программы Санкт-Петербурга "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту" на 2006-2008 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 29.04.2006 №157-22.

В рамках указанной целевой программы Санкт-Петербурга Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями наряду с Главным управлением внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Управлением Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и иными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга является одним из исполнителей блока следующих мероприятий, в первую очередь направленных на первичную и третичную профилактику:

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ