|
Современные вооруженные конфликты
p align="left">В ходе шестинедельной воздушно-космическо-морской ударной операции главные усилия войск союза НАТО были направлены на поражение ключевых объектов военного и экономического потенциала, инфраструктуры и коммуникаций Сербии и Косово. На территории Югославии боевые действия сухопутных группировок войск союзом НАТО заранее не планировались и не велись. Основные координаты операции и войны в целом были перенесены в воздушно-космическое пространство, которое и стало театром войны. Односторонние ударные действия сил союза НАТО по объектам экономики Югославии осуществлялись в основном высокоточными крылатыми ракетами воздушного и морского базирования. Вооруженные силы Югославии, основой которых были сухопутные войска, оказались практически не способны противодействовать противнику в такой войне, и поэтому вместо театра военных действий сторон фактически здесь был театр войны, на котором доминировала лишь одна сторона.Космический "Зонт" Роль космоса и космических средств военного назначения в этой операции и войне в целом была не просто чрезвычайно большой и важной, но и системообразующей. Заранее силами союза НАТО была создана мощная группировка космических средств различного назначения в количестве 50 спутников. Одновременно над театром войны находилось 8-12 космических аппаратов, которые совместно с воздушными и морскими носителями являлись основой разведывательно-ударных боевых систем. Из космоса велась непрерывная разведка спутниками оптической разведки КН-11 (США), «Гелиос-1А» (Франция), радиолокационной разведки «Лакросс» (США), осуществлялись управление, навигация, связь, метеообеспечение (ряд спутников США и Европы). Космические аппараты США системы GPS осуществляли навигацию новейших высокоточных крылатых ракет воздушного и морского базирования. Специальные космические аппараты «Спот» (Франция) передавали телевизионное изображение земной поверхности и документировали все экспериментальные удары по объектам экономики и инфраструктуры Сербии и Косово. Эти картинки могли видеть многие телезрители в информационных выпусках, однако главная цель этой информации была другой - определить реальную эффективность высокоточных крылатых ракет и документально подтвердить сертификат их качества или непригодности. По официальным данным Пентагона, для нанесения ударов примерно по 900 объектам экономики были использованы 1,2-1,5 тыс. высокоточных крылатых ракет. Но поскольку большинство из ракет были экспериментальными, то, очевидно, и профинансированы они были не Министерством обороны США, а военно-промышленным комплексом государства. В ходе первого периода операции только высокоточными крылатыми ракетами воздушного и морского базирования была полностью (100%) разрушена нефтеперерабатывающая промышленность, 50% индустрии боеприпасов, 70% авиационной промышленности, 40% танковой и автомобильной промышленности, 40% нефтехранилищ, 80 автомобильных и железнодорожных мостов, включая и все три моста через Дунай, 70% автомобильных и железных дорог. Остальные объекты и цели поражались во второй период операции главным образом пилотируемыми самолетами, когда система ПВО Косово и Сербии была полностью выведена из строя. Конец традиционной ПВО Противосамолетная система ПВО Югославии была создана, как и во многих странах, на базе системообразующей активной радиолокации для борьбы именно с пилотируемой авиацией противника над ее территорией в войнах прошлого поколения и для этих целей была достаточно эффективной. Но эта ПВО оказалась совершенно беспомощной в борьбе с массированным применением высокоточных крылатых ракет противника, действовавших на предельно малых высотах в условиях географически сложной местности с горными хребтами, вершинами, ущельями и оврагами с большим количеством лесной растительности. К тому же ПВО Югославии была полностью подавлена средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а высокоточными противорадиолокационными ракетами войск НАТО в порядке эксперимента уничтожался практически каждый источник любого радиоизлучения. Как правило, уже после первого пуска зенитной ракеты даже самый совершенный зенитный ракетный комплекс ПВО Югославии, использующий в своей работе принцип излучения электромагнитной энергии, обрекался на поражение, не зависимо от того, был он после этого включен или выключен. Каждая РЛС и даже средство РЭБ, кратковременно излучившие электромагнитную энергию, непременно поражались либо противорадиолокационной ракетой, либо ракетой с наведением на тепловое излучение двигателей транспортных средств комплексов, их силовых агрегатов при выключенном состоянии самих комплексов. Это привело к тому, что в течение первых двух - трех суток войны были выведены из строя 70% дивизионов подвижных ЗРК С-125, С-75. По демаскирующему излучению маломощных радиолокационных прицелов (дальность обнаружения до 60 км) и тепловому излучению двигателей были обнаружены на дальностях до 160 км и уничтожены высокоточными ракетами «воздух - воздух» 86% истребителей МиГ-29, которые считались самыми современными самолетами и были почти все с началом агрессии немедленно подняты в воздух. Также были уничтожены 35% истребителей МиГ-21, 10% батарей мобильных ЗРК «Квадрат». Зенитная артиллерия Югославии своим заградительным огнем не оказала практически никакого влияния на ход и исход массированного применения высокоточных ракет противника, и по ней в первый период войны даже не наносились удары средствами НАТО, хотя следует считать, что несколько десятков крылатых ракет из более чем тысячи применявшихся, вполне вероятно, все же были сбиты этим огнем. Важный вывод, который следует сделать из результатов подавления ПВО Ирака (декабрь 1998 г.) и Югославии (1999 г.). а также из продолжающихся экспериментов в Ираке, состоит в том, что в бесконтактных войнах наступает конец не только противосамолетной обороне в нынешнем ее понимании, но и конец любой ПВО, системообразующей которой является классическая активная радиолокация. В таких войнах активная радиолокация сил и средств ПВО и практически все другие радиоизлучения, в том числе и РЭБ, становятся системоразрушающими. Высокоточное подавление В ходе воздушно-космическо-морской ударной операции силами союза НАТО одновременно проводилась операция РЭБ, которая кроме мощного помехового заградительного и прицельного подавления радиоэлектронных средств Югославии государственного и военного назначения включала множество высокоточных огневых ударов по другим радиоизлучающим объектам. Противорадиолокационными ракетами, наводившимися на любые зафиксированные источники излучения электромагнитной энергии, поражались радиолокаторы, зенитные ракетные комплексы, станции РЭБ, станции радиосвязи, узлы обычной и сотовой связи, телевизионные станции, станции радиовещания, ретрансляторы, компьютерные центры. Специальными высокоточными ракетами с пылевым графитовым и металлизированным наполнением головных частей поражались трансформаторные подстанции и релейная автоматика электростанций. Здесь, на Балканах впервые в этой войне Соединенные Штаты применили и проверили на практике глобальную систему управления непосредственно из Пентагона действиями на удаленном театре войны, и думается, что скорее всего именно эта цель была также одной из главных при «обосновании» необходимости акции против Югославии. До этого в зоне Персидского залива США дважды (1991 и 1998 гг.) испытали и проверили в боевых условиях системы управления оружием, войсками и боевыми системами. В войне на Балканах, вполне понятно, воюющими оказались Пентагон в США и штаб союза НАТО в Брюсселе. По их данным, в порядке эксперимента наносились удары также и по некоторым наиболее важным объектам на территории Сербии и Косово. Важнейшей (если не самой главной) целью войны в Югославии для США и союзников по НАТО были дальнейшие всесторонние испытания в реальных боевых условиях новых, высокоточных систем оружия, систем разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, всех видов обеспечения, вопросов взаимодействия и др. Следует особо подчеркнуть уникальную точность поражения объектов высокоточными крылатыми ракетами США. Например, наносился удар по Министерству внутренних дел в Белграде и разрушено именно это здание, а соседние не пострадали. Стажировка и утилизация Во второй период Соединенными Штатами впервые были испытаны на точность поражения практически новые модификации управляемых авиабомб JDAM, JSOW и управляемой ракеты JASSM. Бомбы JDAM сбрасывались с расстояния более 23 км от цели (носитель - стратегический бомбардировщик В-2А, который специально для этих испытаний прилетал из США и совершил несколько десятков боевых вылетов) с наведением по сигналам космической навигационной системы «НАВСТАР». Испытания подтвердили высокую эффективность управляемых авиационных бомб JDAM. Весьма успешными были испытания и другой управляемой авиационной бомбы - JSOW. Возврат в войну прошлого поколения оказался возможным не только после завоевания полного господства в воздухе. но и, вероятнее всего, после "создания" специальных погодных условий. В порядке натурного эксперимента в течение мая США, похоже, создавали искусственную погоду на театре войны. Во второй период, видимо, началась плановая боевая стажировка практически всего основного и резервного летного состава ВВС США, а также других стран НАТО, участвовавших в операции. В ходе второго периода операции продолжались эксперименты по применению управляемых авиабомб различных типов с лазерным наведением, а также по утилизации применяемых в снарядах авиационных пушек, головных частях крылатых ракет специальных бронебойных сердечников из обедненного урана. Такой уран практически полностью состоит из изотопа урана-238 и не содержит энергетически ценного изотопа урана-235, применяемого для изготовления ядерных боеприпасов. Кстати, еще в 1987 г. во время Женевских переговоров о запрещении ядерных вооружений США и СССР совместными усилиями добились того, что оружие, содержащее слабообогащенный уран-238, было отнесено в разряд обычных вооружений. Утилизация таких боеприпасов технологическим способом - достаточно дорогой и продолжительный процесс, а здесь представилась возможность избавиться от них быстро, да к тому же дать боевую практику летчикам. Однако как ни парадоксально, главным оружием операции в этот период стали обычные неуправляемые авиабомбы. Это было, видимо, связано с тем, что США и другие страны союза НАТО использовали второй период операции для своего широкомасштабного избавления и от излишков бомбового оружия прошлого поколения войн, что также привело к значительному затягиванию окончания войны в целом. Ждите новых войн Результаты натурных экспериментов, полученные в ходе ударов по Ираку (1991, 1996, 1998 гг.) и Югославии (1999 г.), активизировали в США и других странах скрытую гонку вооружений для войн будущего. Высокоточные системы оружия, испытанные в реальных боевых условиях и получившие высокие оценки экспертов и сертификат качества, сейчас уже являются основной и длительной по времени статьей дохода многих корпораций и фирм военно-промышленных комплексов. Однако конкурентная борьба между ними не закончилась, а, наоборот, резко обострилась. Те, кто не сумел получить в этой войне сертификат качества для своего высокоточного оружия, не остановятся на этом. Военно-промышленные корпорации и комплексы экономически развитых стран будут стремиться создавать самые современные высокоточные крылатые ракеты морского и воздушного базирования. Но для получения документа, подтверждающего их качество, потребуется проводить все новые и новые натурные эксперименты. Значит, в ближайшем будущем следует ожидать проведения подобных натурных экспериментов и в других геостратегических условиях. Раз есть необходимость, то повод всегда найдется. Это не заставило себя долго ждать и вскоре такой повод нашелся… 2. Операция ОВС НАТО в Ираке «Свобода Ирака» 2.1 Введение Современные международные отношения все чаще характеризуются тем, что решение политических и экономических вопросов происходит путем ведения локальных войн. Инициаторами чаще всего выступают Соединенные Штаты Америки и их союзники. При этом в качестве объекта нападения выбираются государства, политика руководства которых не устраивает США и их союзников, в которых наиболее "ярко выражены внутриполитические противостояния, а также страны, имеющие большие запасы стратегически важных ресурсов и относительно слабые вооруженные силы. Истинные цели американской внешней политики достаточно откровенно изложил в своей знаменитой книге "Великая шахматная доска" Збигнев Бжезинский, бывший советник по национальной безопасности американского президента Дж. Картера в годы "холодной войны", а ныне консультант Центра стратегических и международных исследований. В своей книге он пишет "Последнее десятилетие XX века было отмечено тектоническим сдвигом в мировых делах" И далее "...Евразия, тем не менее, сохраняет своё геополитическое значение". По Бжезинскому, Евразия является «шахматной доской» на которой продолжается борьба за мировое господство. Кто господствует в Евразии, тот господствует и в мире. Однако Ирак не является фигурой на этой "шахматной доске". Поэтому захват Ирака - это не эндшпиль великой «шахматной партии» а лишь небольшой ее эпизод или, скорее, подготовка более крупной комбинации. Хотя, разумеется, Ирак имеет важное геостратегическое, экономическое (крупнейшие запасы энергоресурсов) и политическое (достаточно крупное государство арабского мира) значение. Кроме того, руководство США до сих пор не может доказать своему населению, и мировому сообществу, что оно достойно ответило на вызов 11 сентября и может эффективно противостоять международному терроризму. Началом возникновения кризисной ситуации вокруг Ирака следует считать июнь 1967 года, когда из-за арабо-израильского конфликта США, оказывая поддержку Израилю, разорвали дипломатические отношения с Ираком. Однако начавшийся в западных странах Европы и США в 70-х годах прошлого века экономический кризис показал стратегическую значимость стран Персидского залива с их богатыми нефтяными запасами. В этих условиях Вашингтон начал оказывать активную политическую и военную помощь Ираку в его противостоянии с Ираном, руководство которого после совершенной в 1979 году исламской революции и прихода к власти А. Хосейни-Хаменси начало проводить антиамериканскую политику. В этот период руководство США исключило Ирак из списка "террористических режимов" как единственное государство в регионе, способное противостоять распространению иранского влияния, и восстановило с ним в 1984 году дипломатические отношения. В свою очередь Багдад, пользуясь ослаблением военно-экономического потенциала Ирана и рассчитывая на дальнейшую политическую поддержку со стороны США, стал претендовать на роль регионального лидера. Однако это не входило в планы Белого дома, который сам стремился играть ключевую роль в ближневосточном регионе. Так началось противостояние США и Ирака, в ходе которого Вашингтон прибегнул к решению своих геополитических целей в зоне Персидского залива с помощью силы. 2.2 История развития событий вокруг Ирака. Военно-политические аспекты конфликта Вступление мирового сообщества в 2003 год характеризовалось трансформацией всей системы международных отношений, обусловленных с одной стороны - стремлением США закрепить за собой положение единственной сверхдержавы, а с другой - началом реализации Европейским Союзом стратегических планов по превращению этой организации в один из мировых центров. Стремление Соединенных Штатов Америки замедлить процесс воссоздания многополярного мира подталкивали администрацию Дж. Буша к активизации политики, направленной на формирование новой системы глобального управления. В качестве инструмента своей внешней политики Вашингтон выбрал НАТО, рассчитывая путем глобализации его функций за счет расширения альянса и зоны его ответственности, вытеснить из сферы обеспечения международной безопасности такие организации как ОБСЕ и ООН. К 2003 году США стали обладать достаточными военно-политическими и экономическими возможностями для осуществления «глобальных проектов» в области внешней политики, которые позволяют Вашингтону проводить ее без оглядки на другие страны. Январское послание Дж. Буша конгрессу «О положении в стране» обозначило контуры новой внешней политики и военной стратегии Соединенных Штатов Америки, приоритетной основой которых определялись активные действия за рубежом. Первоочередным ориентиром в этом направлении он назвал Ирак, Иран и Северную Корею, как «Новую ось зла», прямо указав, что эти страны могут вскоре стать целью военной акции США в рамках антитеррористической компании. Определяя первоочередной объект воздействия из списка государств «Новой оси зла» Дж. Буш отметил, что США не отказываются от перспектив налаживания диалога с Ираном и Северной Кореей, а отношения Вашингтона с Ираком по-прежнему остаются враждебными. Таким образом, косвенно объект для нанесения первого удара был определен - Ирак. Просматривается и цель выбора Ирака, как первоочередного объекта -это стремление США получить контроль над одним из крупнейших в мире нефтеносных районов, где добывается 10 % и содержится до 60 % разведанных мировых запасов нефти. Определив иракский вектор своей внешней политики основным на ближайшую перспективу, Вашингтон предусматривал решить ряд политических и стратегических задач: Во-первых, свергнуть режим С. Хусейна и привести к власти в Ираке лояльные США и их союзникам политические силы, превратить Ирак в свой форпост на Ближнем Востоке; Во-вторых, разрушить военно-экономический и военно-технический потенциал Ирака, разгромить его вооруженные силы и тем самым допустить превращения его в сильного регионального лидера арабского мира, способного создать оружие массового поражения; В-третьих, продемонстрировать всему миру, и, прежде всего политическим режимам, которые вызывают у Вашингтона явное раздражение, готовность отстаивать интересы США и американские «ценности» любой ценой, в любой точке мира; В-четвертых, опробовать на поле боя новые и модернизированные виды боевой техники и вооружения, элементы современных систем управления войсками и, при возможности, новые взгляды на тактику применения войск; В-пятых, создать условия для вывода экономики США из экономического и финансового кризиса; Определив цель и задачи, руководство Соединенных Штатов Америки приступило к их реализации. Прежде всего, сосредоточение усилий администрации Вашингтона было направлено на: -подготовку мирового общественного мнения к положительному восприятию возможной силовой акции для смены режима С. Хусейна; -определение союзников в проведении данной акции, как из числа международных организаций, так и отдельных государств; -подготовку правовой базы, узаконивающей военную акцию, против Ирака. Уже в марте 2002 года президентом США Дж. Бушем было принято окончательное решение о подготовке силовой акции против Ирака. Именно с этого момента руководством министерства обороны начата непосредственная разработка плана операции, который, по замыслу администрации Вашингтона, должен был учитывать: внешние факторы, касающиеся возможностей использования военной инфраструктуры стран региона; участие союзников в боевых действиях; привлечение формирований иракской оппозиции; последующее политическое устройство Ирака, после свержения режима С. Хусейна. 4 марта 2002 года, премьер-министр Великобритании Т. Блэр, выступая в эфире австралийского телеканала «Наин Нетуорк» заявил, что мировое сообщество должно принять меры, чтобы помешать накопить Ираку арсенал оружия массового уничтожения. Именно этим выступлением Великобритания объявила себя союзницей США по жесткому решению иракского вопроса. Осуществляя поиск союзников среди других стран, и в частности европейских, советник президента США по вопросам обороны Ричард Перл призвал европейские страны поддержать Вашингтон в его борьбе против режима иракского президента С. Хусейна. Данный призыв аргументировался элементами «скрытого шантажа». Р. Перл в частности, что в период, когда угроза для европейских держав исходила с территории Советского Союза, США в рамках НАТО делали все для того, чтобы обезопасить Европу. Сегодня, по его словам, когда угроза нависла над США, Вашингтон «оценил бы взаимность» со стороны европейских партнеров. Данный призыв не нашел единодушного и быстрого ответа европейцев на предложение Вашингтона. Начался период взвешивания «плюсов» и «минусов» политического решения почти всеми ведущими европейскими государствами. Длительность этого периода определилась еще и заявлением министра иностранных дел РФ И. Иванова, высказавшим мнение России по призывам из Вашингтона к силовому решению иракского вопроса. В частности он заявил, что Россия не намерена выходить из международной антитеррористической коалиции, если США в одностороннем порядке начнут военную операцию против Ирака. В то же время Россия выступает против решения иракского вопроса силовыми методами. По всей видимости, твердая позиция российского руководства с одной стороны, и стремление ведущих европейских стран вести независимую внешнюю политику с другой стороны, обусловили на начальном этапе иракского кризиса осторожное и взвешенное отношение европейских стран к принятию решения по иракскому вопросу. Стремление Соединенных Штатов Америки, одновременно с поиском союзников, заручиться поддержкой мировой общественности весной 2002 года привели к широкомасштабной публицистической «интервенции» ведущих политологов, социологов в средствах массовой информации. Подводя общественное мнение к пониманию и одобрению силового решения иракского вопроса, в средствах массовой информации западных стран и США комментировались те социологические исследования, которые в большинстве своем одобряли военную операцию против Ирака. Поляризация общественного мнения усиливалась или уменьшалась в зависимости от аргументации своих доводов в ту или иную сторону решения иракского вопроса ведущими международными организациями и государствами. Несмотря на колебания общественного мнения, администрации США удалось, в общем, сформировать общественное мнение граждан своей страны в пользу силового решения иракского вопроса. 83 процента американцев в тот период считали свержение С. Хусейна - приоритетом внешней политики государства. Мировое же общественное мнение продолжало колебаться, тем более, что в этот период в ведущих международных организациях, таких как ООН, ЕС, АСЕАН не было единого взгляда на меры решения иракского вопроса. Активная фаза подготовки к проведению военной операции против Ирака началась осенью 2002 года. Именно в этот период большинство государств осознают, что принципиальное решение о вторжении в Ирак Соединенные Штаты Америки уже приняли, и поэтому каждая страна стремилась, по возможности минимизировать тот ущерб, который может быть нанесен ее национальным интересам. Вашингтон начинает наращивать усилия по информационно-психологическому давлению, как на своих союзников, так и на противников проведения военной операции в Ираке. 12 сентября 2002 года на 57 сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент США Дж. Буш заявил, что режим С. Хусейна представляет собой угрозу для всего человечества и следовательно ООН должна решить проблему как можно быстрее. Вместе с тем, он оставил за Соединенными Штатами Америки право действовать любыми методами, в том числе и с применением военной силы. Великобритания и Испания поддержали США, заявив при этом, что останутся с ними даже в том случае если не будет одобрения со стороны ООН. Одновременно Франция и Германия выступили с резкой критикой силовых методов решения иракского вопроса. В конце сентября Соединенные Штаты Америки направили свои усилия на поиск союзников непосредственно в районе будущей военной акции - Персидском заливе. Интенсивной дипломатической обработке подверглись правительства Турции, Кувейта, Иордании, Египта, Саудовской Аравии. При этом использовались методы экономического и финансового давления. Стремясь как-то разрядить складывающуюся вокруг Ирака международную обстановку, его руководство объявляет о готовности допустить в страну инспекторов ООН. Такой ход событий не устраивал США. Государственный секретарь К. Пауэлл заявил, что предложение Ирака о возобновлении инспекций на самом деле «является попыткой выиграть время». 24 сентября президент Соединенных Штатов Америки Дж. Буш вновь призвал ООН принять жесткую резолюцию по Ираку и, если этого сделано не будет, то Вашингтон и его союзники возьмут инициативу в свои руки. Твердая позиция администрации Дж. Буша не нашла поддержки у трех из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН: России, Франции и Китая. Только Великобритания полностью приняла точку зрения Вашингтона. В середине октября обеими палатами конгресса США была принята резолюция, предоставляющая право президенту применить в отношении Ирака военную силу. Получив одобрение конгресса Дж. Буш заявил, что «Никаких переговоров теперь быть не может. Дни Ирака подходят к концу». Однако, мировое сообщество продолжало искать пути решения иракского вопроса несмотря на полярность точек зрения. 8 ноября 2002 года. казалось, что согласие достигнуто. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1441 по Ираку. И хотя резолюция не давала однозначного ответа на вопрос, что будет в случае срыва работы инспекторов, и не определяла какими дипломатическими или военными методами международное сообщество намерено решать проблему Ирака. Она явилась основой для решения существующей проблемы. 27 ноября 2002 года 200 специально обученных инспекторов из 44 стран мира приступили к работе в Ираке с правом проверки любого объекта, включая военные базы и личные апартаменты С. Хусейна. 7 декабря Ирак передал в Совет Безопасности ООН отчет о наличии в стране обычных вооружений и программах по их разработке. Кроме того, в представленном отчете содержалась информация о частных компаниях и организациях из различных стран мира, поставляющих Ираку вооружение. Однако, начиная с января 2003 года, Вашингтон усиливает свое давление на Совет Безопасности ООН, обвиняя Ирак в нарушении резолюции № 1441, а представленный им отчет Дж. Буш назвал 12 тысячами страниц лжи и обмана. Мировое сообщество с нетерпением ожидало отчетов руководителей группы инспекторов, который по их мнению должен был прояснить складывающуюся обстановку и на основании выводов которого можно было бы сделать выбор в принятии решения по Ираку. 27 января руководитель инспекторов комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) X. Блике и генеральный директор Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) М.-Эль Барадей представили в Совет Безопасности свои отчеты по итогам первых шестидесяти дней работы миссии инспекторов в Ираке. Оба руководителя однозначно не сделали выводов ни в пользу начала силовой операции, ни в пользу оправдания позиции руководства Ирака. Неоднозначное отношение к иракской проблеме сложилось и внутри Европейского Союза. Политику США поддержали: Великобритания, Италия, Испания, Португалия, Дания, Нидерланды, Польша, Венгрия и Чехия. Более сдержанную позицию высказали Германия, Франция, Бельгия, Швеция и Люксембург. Очередной попыткой склонить международное сообщество к силовому решению иракского вопроса явился доклад государственного секретаря США К. Пауэлла 5 февраля на заседании Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. В своем докладе он обозначил в общей сложности более десяти доказательств прямого нарушения Ираком резолюции № 1441 и призвал к принятию решительных мер. После доклада госсекретаря США К. Пауэлла ряд стран из так называемой «Вильнюсской группы», кандидатов на вступление в НАТО: Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия и Эстония, заявили о готовности «внести свой вклад в международную коалицию по разоружению Ирака». Несмотря на резолюцию ООН и непосредственную работу инспекторов в Ираке, США продолжали активные действия по вовлечению в антииракскую коалицию новых сторонников. Руководство Вашингтона обратилось в общей сложности более чем к 50 странам с запросом о возможности оказания поддержки в случае проведения военной операции против Ирака. В ответ на расширение числа сторонников силового решения иракского вопроса 10 февраля Франция, Германия и Россия обнародовали подготовленную к заседанию Совета Безопасности ООН совместную декларацию с призывом к международному сообществу воспрепятствовать необоснованному применению силы и расширить деятельность инспекций в Ираке. К дипломатической инициативе трех государств 11 февраля присоединился Китай. В качестве ключевого условия было предложено ввести в Ирак воинский контингент ООН и приступить к наблюдению за всей территорией страны с воздуха. В рамках этих предложений Франция выразила готовность направить в Ирак несколько разведывательных самолётов и подразделение ВС для охраны международных инспекторов, Россия заявила о возможности предоставить в их распоряжение самолёт Ан-30, оборудованный аппаратурой наблюдения. Положительные тенденции в изменении позиции руководства Ирака по отношению к миссии ООН отметил в своем докладе на внеочередном заседании Совета Безопасности ООН (14.02.03 г., Нью-Йорк) руководитель ЮНМОВИК Х.Бликс, заявив, что инспекторы беспрепятственно осмотрели в Ираке 400 объектов, провели ряд конфиденциальных встреч со специалистами в области разработки вооружений. Тем самым Х.Бликс в очередной раз не подтвердил американские данные о наличии в Ираке оружия массового поражения. В свою очередь директор МАГАТЭ М.-Эль Барадей отметил, что до настоящего времени в Ираке никаких следов производства ядерного оружия не обнаружено, но обратил особое внимание на то, что Багдад пытался закупить уран и оборудование для его обогащения. Заслушав итоговый отчет международных инспекторов по ситуации в Ираке, Франция, Германия, Россия и Китай не изменили своих прежних позиций относительно путей разоружения Ирака, считая, что позиция Багдада способствует развитию сотрудничества с ЮНМОВИК и МАГАТЭ. Великобритания и США заявили, что Ирак вводит мировое сообщество в заблуждение, скрывая или искажая информацию о наличии оружия массового поражения. Тем временем Багдад продолжал демонстрировать готовность к сотрудничеству с инспекторами ООН. Так, представитель Ирака в ООН М.Аль-Доури, поддерживая инициативу Франции, Германии, России и Китая, заявил, что иракская сторона разрешит полеты над своей территорией американских и западноевропейских разведывательных самолетов, а также одобрит использование экспертами ООН российских самолетов взамен прекращения патрулирования юга и севера страны американскими и британскими боевыми самолетами. В-то же время в соответствии с требованиями ООН президент Ирака С.Хусейн издал указ, запрещающий ввоз в страну и производство ядерного, химического и биологического оружия, а чрезвычайная сессия парламента страны утвердила соответствующий закон. Кроме того, С. Хусейн принял решение об уничтожении ракет "Аль-Самуд-2"; дальность полета которых, по мнению специалистов, превышает разрешенные ООН 150 км. Вице-премьер Ирака Т. Азиз на встрече в Ватикане с Папой Римским Иоанном Павлом II заявил, что Багдад готов сотрудничать с международными экспертами по разоружению, а в случае начала вооруженного вторжения ВС США Ирак не будет наносить ракетные удары по Израилю и нарушать территориальную целостность Турции. Вместе с тем отсутствие единой позиции по вопросу применения силы против Ирака среди 19 государств-членов Североатлантического альянса вызвало серьезный внутренний кризис в самой организации. Так, обращение премьер-министра Турции А.Гюля с ходатайством о применении четвертой статьи Североатлантического договора, предусматривающей оказание военной помощи государству, находящемуся под угрозой агрессии, на совещании представителей 19 стран альянса (11-12.02.03 г., Брюссель) было заблокировано Францией, Германией и Бельгией в связи с тем, что, по мнению этих стран, иракский кризис еще можно разрешить мирным путем. Только после длительных дебатов представители 18 стран-участниц альянса на заседании Комитета военного планирования НАТО (16.02.03 г., Брюссель) проголосовали за проект решения, предусматривающий оказание Турции помощи в соответствии со статьей 4 Вашингтонского договора о помощи в обеспечении ее безопасности. В документе оговорено размещение на территории Турции дополнительных средств ПВО, подразделений химической защиты, элементов системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией "АВАКС". Решение было принято в отсутствие представителя Франции, которая с 1966 года не является членом военной организации НАТО. Раскол по иракской проблеме стал очевиден и в Европейском союзе. Лидеры стран ЕС 17 02.03 г. провели внеочередной саммит по вопросу выработки единой позиции по отношению к кризису вокруг Ирака Франция, Германия и Греция настаивали на продолжении инспекций иракских объектов. Перед началом заседания президент Франции Ж Ширак вновь заявил, что Париж не видит необходимости в принятии СБ ООН новой резолюции, разрешающей применение силы для разоружения Ирака. Кроме того, Ж.Ширак обвинил в безответственности руководителей стран кандидатов в ЕС за поддержку позиции США, заявив, что "при первом трудном испытании они отказались от совместных действий с Евросоюзом" Тем самым он дал понять Польше, Венгрии, Чехии, Болгарии и Румынии, что их прием в ЕС может оказаться под угрозой. Однако несмотря на достигнутые в рамках НАТО и ЕС компромиссные варианты по дальнейшему разоружению Багдада посол Великобритании в ООН Дж. Гринсток 24.02.03 г. официально представил на рассмотрение Совета Безопасности проект новой революции ООН по Ираку, подготовленный США, Великобританией, Испанией и легализующий военную операцию против Багдада. Кроме того, после отчета 7 марта на Совете Безопасности ООН руководителя комиссии ООН по разоружению Ирака Х.Бликса, в котором было отмечено, что Багдад "постепенно идет на более конструктивное сотрудничество с инспекторами и для решения вопросов его разоружения потребуются еще несколько месяцев", Великобританией при поддержке США, Испании и Болгарии были внесены поправки в предложенную ранее резолюцию, в которых содержатся ультимативные требования к правительству Ирака по выполнению всех требований предыдущей резолюции Совета Безопасности ООН №1441 до 17 марта. Главы внешнеполитических ведомств России, Франции, Китая высказались против нового предложения, санкционирующего проведение военной операции против Ирака. По их мнению, мирное разоружение Ирака на сегодняшний день является оптимальной альтернативой военной операции. На этом фоне Ирак прибег к беспрецедентным действиям, стремясь убедить мировое сообщество в том, что он готов к безоговорочному сотрудничеству с международными инспекторами. Подтверждением этому стало начало процесса уничтожения ракет "Аль-Самуд-2" (по состоянию на 13.03.03 г. из 120 ракет было ликвидировано 58 и 19 боеголовок к ним). Кроме того, после заявлений о том, что все химические и боевые биологические препараты были уничтожены почти десять лет назад, иракская сторона представила инспекторам места недавних захоронений авиабомб, снаряженных спорами сибирской язвы, афлотоксина и ботулизма. Ирак также полностью отверг выдвинутые в его адрес обвинения о наличии у него беспилотных летательных аппаратов с дальностью полета свыше 150 километров. По мнению иракской стороны, инспекторы ООН обнаружили опытный образец радиоуправляемого самолета, предназначенного для проведения аэрофотосъемок местности, дальность полета которого не превышает 10 километров. Первая половина марта месяца характеризовалась активными шагами, как сторонников мирного решения иракского вопроса, так и выступающими за силовые методы, а также привлечением в свои лагеря новых союзников. 12 марта Великобритания официально распространила в Совете Безопасности ООН шесть требований к С. Хусейну, по которым будет делаться вывод о выполнении Ираком резолюции № 1441. В соответствии с документом С.Хусейн должен был: сделать заявление на арабском языке, в котором обязан признать, что больше не собирается производить или хранить ОМП; обеспечить выезд за рубеж минимум 30 иракских ученых с семьями для интервью с международными инспекторами; заявить о том, что все имеющиеся запасы возбудителей сибирской язвы уничтожены, и предоставить надежные доказательства; полностью уничтожить все ракеты "Аль-Самуд-2"; предъявить все имеющиеся беспилотные летательные аппараты, а так же сообщить обо всех деталях проведенных испытаний специальных устройств для этих аппаратов, которые могут распылять химическое и бактериологическое оружие; предъявить и передать международным инспекторам ООН все мобильные мощности по производству биологического и химического оружия. Отмечается, что в случае согласия официального Багдада с данными требованиями Лондон был готов перенести крайний срок разоружения с 17 марта до конца текущего месяца. Официальный Ирак отказался от выполнения новых требований, мотивировав свой отказ тем, что они не имеют под собой реальной почвы, так как он полностью выполняет все рекомендации международных инспекторов ООН по разоружению в строгом соответствии с резолюцией. Ответ Ирака послужил толчком к принятию сторонниками силовых методов конкретных действий.18 марта руководители США, Великобритании и Испании собрались на экстренное совещание на Азорских островах. По результатам этой встречи Дж. Буш предъявил руководству Ирака ультиматум, в котором С. Хусейну предлагалось в течение 48 часов покинуть страну вместе со своими сыновьями. Срок ультиматума истекал 20 марта к 4 часам утра. Реальность начала военных действий стала неотвратимой и в этих условиях США и Великобритания развязали агрессию без санкции Совета Безопасности ООН. 2.3 Подготовка наступательной операции К непосредственной подготовке военной операции, получившей на стадии подготовки название "Шок и трепет", а впоследствии "Свобода Ирака", министерство обороны США приступило в сентябре 2002 года Основное планирование операции было осуществлено в течение 10-14 дней. Объявленными целями военной операции "Свобода Ирака" стали свержение президента страны С Хусейна, насильственное разоружение Ирака, а также поиск и нейтрализация оружия массового поражения. Однако, скорее всего, Вашингтон проведением данной операции намеревался обеспечить экономическую безопасность США и установить полный контроль над основным нефтедобывающим регионом мира, где сосредоточено более 60 процентов мировых запасов нефти. В отличие от операции 1991 г, в этой войне высшее военное командование США сделало ставку на проведение молниеносной воздушно-наземной кампании, так как понимало, что вследствие эмбарго на поставку в Ирак военной техники из других стран, осуществлявшуюся с 1991 г., состоящие на вооружении авиационная техника и средства ПВО не обновлялись и не ремонтировались, поэтому ВВС и ПВО Ирака не смогли оказать адекватного противодействия в воздухе. Замыслом операции "Шок и трепет" предполагалось нанесением воздушных ударов обеспечить полное господство в воздухе, нарушить систему военного и государственного управления Ирака и деморализовать его вооруженные силы, одновременно рассекающими ударами сухопутных войск с нескольких направлений расчленить основную группировку ВС Ирака и, не ввязываясь в бои тактического значения и блокируя войска Ирака в обороняемых ими районах (населенных пунктах), в кратчайшие сроки по обходным маршрутам выйти в глубь страны и овладеть важными стратегическими объектами - мостами, железнодорожными узлами, портами и плотинами, которые подготовлены к разрушению. К исходу третьих-пятых суток операции выйти к Багдаду и блокировать его. В последующем овладеть столицей Ирака, подавить отдельные очаги сопротивления и до конца марта установить полный контроль над всей территорией Ирака. Таким образом, на проведение всей операции отводилось до 10 суток. В дальнейшем мы «опустим» ход проведения операции, так как перед нами не стоит цель раскрыть её сущность, а лишь подведем военно-политические итоги кампании и сделаем выводы. Выводы Военная операция коалиционной группировки вооруженных сил США и Великобритании против Ирака в марте - апреле 2003 года в значительной степени ускоряет формирование новой по сути системы международных отношений. Американо-британская коалиция, далеко не исчерпав всех возможностей политического урегулирования, в том числе потенциала ООН, начала войну против Ирак-, под предлогом сокрытия С. Хусейном оружия массового поражения, но с самого начала всем было ясно, что главными целями были нефть, разрешение возникших в последнее время экономических проблем и дальнейшее укрепление геополитических позиций США в мире. В частности, ставится задача ликвидировать все неугодные режимы, «навести порядок во всем мире» и установить новую систему мироустройства под эгидой США. Практически происходит новый передел мира после «холодной войны» и, прежде всего, энергетических ресурсов. Не только отдельные политические деятели, политологи, журналисты, но и ответственные государственные лица заявляют, что после Ирака на очереди теперь Сирия, Иран, КНДР, Куба, Беларусия. Становится очевидным, что значительная часть мирового сообщества уступает напору Вашингтона, предпринимающего активные меры по радикальному перекраиванию мира по своему образцу. На повестку дня уже вынесены вопросы о формах глобального доминирования США, в первую очередь об установлении американского контроля над основными ресурсами мира. Анализ преданных гласности в последнее время официальных документов администрации Дж. Буша и заявлений членов американского истеблишмента дает основание выделить основное направление внешнеполитического курса США как следствие успешно завершаемой военной операции против Ирака. Это форсированное закрепление системы однополярного мира с формальным признанием за США роли единственного и арбитра, и жандарма. В данных условиях международным организациям, таким, как ООН, видимо, будет отводиться функция статистов в разыгрываемой на «мировой шахматной доске» партии с одним активным игроком. И даже НАТО предстоит выполнение лишь «миссии по поддержанию мира» на территориях, «освобожденных» американцами от «международных террористов». Однако не все государства на политической карте мира спокойно реагируют на такое положение дел. Так известно, Президент Российской Федерации В. В. Путин по поводу иракской войны занял принципиальную позицию. Он совершенно обоснованно говорил: «Если мы допустим, чтобы на смену международному праву пришло кулачное право, согласно которому сильный всегда прав, имеет право на все, а при выборе средств для достижения своих целей ничем не ограничен, тогда под вопрос будет поставлен один из базовых принципов международного права: принцип незыблемости суверенитета государства. И тогда никто, ни одна страна мира не будет чувствовать себя в безопасности» . Такая позиция способствует повышению международного авторитета России, сплочению тех сил мирового сообщества, которые выступают за равноправные отношения суверенных государств и решение возникающих в мире противоречий мирными политическими средствами. Но на такую здравую политику идут нападки. Все громче раздаются голоса о том, что, не поддержав американо-английскую агрессию против Ирака, Россия совершила ошибку, полагая, что независимо ни от чего надо присоединяться к тем, кто наверняка окажется победителем. Можно не сомневаться, что оппозиция такой политике будет нарастать. Например, сейчас третируют Францию за отказ от поддержки войны с Ираком. На современном этапе у России и США есть две области, которые объективно предопределяют потенциальную необходимость тесного сотрудничества и партнерства безопасность и энергетические ресурсы. В целом в интересах международного сообщества необходимо возрождать и укреплять роль ООН, уважать провозглашенные ею принципы. ООН -- не абстрактная международная организация. Она состоит из конкретных стран, и именно от них и прежде всего от политики постоянных членов Совета безопасности зависит, какую роль данная организация будет играть в жизни международного сообщества. Тогда и Россия, и Франция и Китай смогут полнее участвовать в борьбе с терроризмом, в миротворческих операциях и других акциях по обеспечению международной безопасности. Таким образом, военную акцию против Ирака следует рассматривать, с одной стороны, как наиболее четкое за последние годы проявление военно-политического курса США, выражающееся в силовом с нарушением всех норм международного права подчинении «взбунтовавшегося» регионального центра силы, так и в качестве одного из начальных шагов на пути обеспечения безусловной гегемонии Вашингтона в мире. Заключение Эту войну в Ираке, как и все предшествующие, нельзя рассматривать в отрыве от общей тенденции развития военно-политической обстановки в мире, которая резко обозначилась в последние 10--12 лет после крушения Советского Союза. Уход мощной сверхдержавы с политической и экономической арены нарушил силовой баланс в мире, что обострило и проблему эффективности международного права и тех институтов, которые призваны его проводить в жизнь. Как известно, ООН тоже была создана в результате силового передела мира в годы второй мировой войны, причем в пользу стран антигитлеровской коалиции. В последние годы произошел новый передел мира после "холодной войны". Старые правила уже не отвечают требованиям тех, кто "заказывает музыку". Поэтому огнем, мечом и подкупом претенденты на господство пытаются утвердить такие нормы жизни, которые отвечают исключительно их эгоистическим интересам. Суровая правда такова, что отсутствие достойного противника, способного сдерживать военную экспансию США и их союзников, создает благоприятные условия для военного авантюризма тех политических сил внутри Америки, которые, с одной стороны, используя служебное положение, стремятся заработать на войне, а с другой - используя право кулака, утвердить господство США в мире. Сегодня пока нет реальной силы, которая могла бы остановить американскую военную машину, для испытания которой политики этой страны готовы выбрать в качестве полигона практически любую страну мира. Что касается эффективности военных испытаний, проведенных США и, их союзниками в Ираке, то их результаты воспринимаются неоднозначно. Собственно говоря, полномасштабной проверки военной машины США не было, так как не было организованного военного сопротивления. Авианосцы находились в полной безопасности. Сухопутные группировки не подвергались ударам с воздуха. ПРО и ПВО Ирака бездействовали. Системы управления были подвержены исключительно собственным помехам, что приводило к небоевым потерям. Прежде чем осуществить военную агрессию, США в течение десятка лет ослабляли Ирак в экономическом, политическом и военном отношениях. В результате наблюдалось тотальное давление огромной военной мощи на страну, заблаговременно ослабленную разного рола эмбарго. В этом, пожалуй, заключается главный урок, который преподнесли США всему миру. Они показали технологию подготовки и ведения современной войны. Варианты ее могут быть различными, но любое государство должно извлечь этот урок для своей безопасности. Литература 1. Боевые действия в Персидском заливе («Буря в пустыне»)- Минск: ВАРБ, 1998г., Инв. 165/98 2. «Свобода Ирака»: хроника, уроки, выводы. Сборник статей. Составители: Бучурина Н.И., Демидова А.К. и др. УО ВАРБ, 2003г. 3. Операция «Свобода Ирака» (20 марта - 11 апреля 2003г.) Под редакцией начальника академии генерал-майора Мисурагина И.А. Минск: Издание академии, 2003г. 4. Хроники Иракской войны- 2003 года. Выступления участников расширенного научного совета Академии военных наук Российской Федерации. ГШ ВС РБ, Минск, 2004г. 5. Операция «Свобода Ирака» (подготовка и ход боевых действий). Под руководством начальника НИИ ВС РБ Кендюхова М.Г., МО РБ: Минск, 2003г. 6. Независимое Военное Обозрение №6/1997; 3,38,42/1998; 14,24/1999; 21/2001; 10/ 2003; 45/2004. 7. Бжезинский З., Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы - М. Международные отношения, 2002г. 8. Зарубежное военное обозрение. - 2002 - № 9; 2003 - № 4 9. Слипченко В.И. Войны шестого поколения, Вече, М. 2002г. 10. Политология, методические рекомендации, УО ВАРБ, Минск, 2005г.
Страницы: 1, 2
|
|