Проект привода цепного конвейера
p align="left">ZЕ - коэффициент суммарной длинны контактный линий спряженных зубьев: для косозубых - ZЕ = 0,8, [6];КН = КНа КН в КНV - коэффициент нагрузки : КНа - коэффициент распределения нагрузки между зубьями из [6], табл. 1.4, КН а = 1,15; КН в = 1,046, см. разд.3.3.1, КНV - коэффициент динамической нагрузки, из [6], табл. 1.4, при ; КHV=1.02; КН=1,15•1,046•1,02=1,22. Так как уН = 363 находится в пределах (0,9…1,0)[уН], то расчет можем считать завершенным: . Расчет на контактную прочность. , где Кп=2,2, [уН]max - наименьшее из двух значений (шестерни и колеса) допустимых максимальных контактных напряжений, МПа Условие выполняется. расчет на усталость при изгибе. Определяем отдельно для шестерни и колеса по формуле , где - YF - коэффициент формы зуба, из [6], табл. 1.7, по эквивалентному числу зубьев ZV , для косозубой передачи: , YFш =3,92; ,YFк = 3,6. YE - коэффициент перекрытия зубьев, согласно [6] принимаем YE =1,0. Yв - коэффициент наклона зубьев, согласно [6] для косозубых передач принимается: КF = КFа К Fв КFV- коэффициент нагрузки: КFа - коэффициент распределения нагрузки между зубьями для косозубых - КFа =1,0, [6], табл. 1,8; К Fв -коэффициент Геометрические размеры цилиндрической зубчатой передачи Рис 4.2. Геометрический расчет передачи (см. рис. 4.2). Межосевое расстояние Принимаем аw = 425 мм. Уточняем угол наклона зубьев Размеры шестерни: - делительный диаметр: - диаметр вершин зубьев: dаш = dш + 2mn = 170 + 2 · 8,0 = 186мм; - диаметр впадин: dѓш = dш - 2,5mn = 170 - 2,5 · 8,0 = 150 мм; - ширина: bш bк + 5 мм = 220 + 5 = 225 мм. Размеры колеса: -делительный диаметр - диаметр вершин зубьев: dак = dк + 2mn = 680 +2 · 8,0 = 696 мм; - диаметр впадин: dѓк = dк - 2,5mn = 680 - 2,5 · 8,0 = 660 мм; 5. Условный расчет валов При отсутствии данных о моменте изгиба, диаметр вала определяют приблизительно по известному крутящему моменту из условий прочности на кручение по заниженным значениям допустимых напряжений: где i- номер вала, j- номер участка ступенчатого вала, Мi - крутящий момент на i-тому валу, принимаем из табл. 1.2. Согласно рекомендаций [4], с.53, принимаем пониженные допускаемые напряжения кручения, для валов редукторов общего назначения, [фк] = 25 МПа. 5.1 Определение диаметров входного вала редуктора Схема входного вала редуктора
Рис. 5.1. Согласно [7], с. 6 полученный диаметр округляем до ближнего большего значения из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d21 = 50 мм. Диаметры других участков вала выбираем из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d22 =60 мм d23 = 60 мм d24 = 65 мм. .2. Определение диаметров промежуточного вала редуктора Схема промежуточного вала редуктора
Рис. 5.1. 6. Определение конструктивных размеров зубчатых колес 6.1 Размеры зубчатых колес цилиндрической передачи I ступени Устанавливаем способ изготовления шестерни и вала - вместе или отдельно. Согласно рекомендаций [1], если - отдельно, - вместе, где dfш - диаметр впадин шестерни (dfш = 200,7 мм, см. разд.3.3.3.11), dвш - диаметр участка вала под шестерню (dвш = 60 мм, см. разд. 5.2) -выполняем вместе. 6.2 Размеры зубчатых колес цилиндрической передачи II ступени Устанавливаем способ изготовления шестерни и вала - вместе или отдельно. Согласно рекомендаций [1], если - отдельно, - вместе где dfш - диаметр впадин шестерни,, dfш =150 мм, dвш - диаметр участка вала под шестерню dвш = d24 =75 мм. - выполняется отдельно. 6.3 Определяем размеры цилиндрического колеса (рис.6.1.) Схема колеса зубчатого
Рис.6.1. Согласно [7], с.6 полученный диаметр округляем до ближайшего большего значения из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d31 = 70 мм. Диаметры других участков вала выбираем из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d32 = 75 мм; d33 = 80 мм. 6.4 Определение диаметров выходного вала Схема выходного вала редуктора
Рис. 5.2. Согласно [7], с.6 полученный диаметр округляем до ближайшего большего значения из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d41 = 110 мм. Диаметры других участков вала выбираем из стандартного ряда Ra40 ГОСТ6636-69. Принимаем d42 = 115 мм; d43 = 120 мм; d44 = 130 мм. d45 = 140 мм. Общая ширина зубчатого венца в=220 мм. Диаметр ступицы dс = 1,6dв = 1,6 · 130 = 208 мм Длина ступицы lс = (1,2…1,5) dв = 1,5 · 130 = 195 мм. Принимаем 220 мм Толщина обода д0 = (2,5…4)mn 4 · 8 = 32 мм Толщина диска с = (0,2…0,4)b = 0,4·220 = 88 мм Принимаем 90 мм. Диаметр отверстий в диске dотв = 0,25[dоб -(dв + 2 дст)], где , dоб = dfш - 2 д0 = 660 - 2 · 39 = 582 мм. dотв = 0,25[582 -(130 + 2 ·39)] = 93,5 мм, принимаем dотв = 95 мм. Диаметр центров отверстий в диске d0 = 0,5(dв 2 дс + dоб) = 0,5 · (130 +2 · 38 + 582) = 395 мм. 7. Конструктивные размеры корпуса и крышки редуктора 7.1 Определение конструктивных размеров корпуса и крышки редуктора, согласно табл. 4.2, 4.3, [1] Толщина стенки корпуса редуктора: д = 0,025aw + 3 = 0,025 · 425 + 3 = 13,6 ? 14 мм, где aw- межосевое расстояние зубчатых передач редуктора. Толщина стенки крышки редуктора: д1 = 0,02аw + 3 = 0,02 · 425 + 3 = 11,5 ? 12 мм. Толщина верхнего фланца корпуса: S = (1,5…1,75) · д =(1,5…1,75) • 14 = 21…24,5 = 24 мм. Толщина нижнего фланца корпуса: S2 = 2,35 д = 2,35 • 14 = 32,9 ? 33мм. Толщина фланца крышки редуктора: S1 = (1,5…1,75) · д1 =(1,5…1,75) · 12 = 18…21 = 20 мм. Диаметр фундаментных болтов: d1 = 0,072aw + 12 = 0,072 · 425 + 12 = 37,9 ? 39 мм, Диаметр болтов, стягивающих корпус и крышку возле бобышек: d2 = (0,7…0,75) · d1 =(0,7…0,75) • 39 = 27,3…29,25 = 27 мм. Диаметр болтов, стягивающих фланцы корпуса и крышки редуктора: d3 = (0,5…0,6) · d1 =(0,5…0,6) • 24 = 12…14,4 = 14мм. Ширина опорной поверхности нижнего фланца корпуса: m = k + 1,5 д = 60 + 1,5 • 14 = 81мм. Толщина ребер корпуса: с1 = (0,8…1) · д = (0,8…1) ·• 14 = 10,4…14 = 12мм. 7.2 Размеры необходимые для черчения Минимальный зазор между колесом и корпусом: b = 1,2 д = 1,2 · 14 = 16,8 мм. Расстояние от внутренней стенки до торца вращающейся детали: е1 = (1,0…1,2) • д = (1,0…1,2) • 14 = 14…16,8 = 12мм. Расстояние от внутренней стенки до радиального торца вращающейся детали: е2 = (0,5…1,0) • д = (0,5…1,0) • 14 = 7,0…14 = 10мм. Расстояние от окружности выступов наибольшего колеса до дна редуктора: b0 = (0,5…10)m = (5…10) • 8 = 50…80мм. Размеры отверстий под подшипники редуктора принимаем в зависимости от размеров подшипника, согласно рекомендаций с. 141, [1]. Оставшиеся необходимые геометрические размеры корпуса и крышки принимаем конструктивно на основе рекомендаций с. 140-8. Эскизная компоновка редуктора 8. Выбор шпонок и их проверочный расчет Выполняем проверочный расчет шпонки на смятие. Результаты расчетов сводим в таблицу 8.2. Таблица 8.2. Результаты проверочных расчетов шпонок на смятие |
Номер вала и название шпонки | | [усм] | | 2- шпонка под ведомый шкив клиноременной передачи | | 140 | | 2- шпонка под шестерню цилиндрической передачи I ступени | | | | 3 - шпонка под колесо цилиндрической передачи I ступени | | | | 3 - шпонка под шестерню цилиндрической передачи II ступени | | | | 4 - шпонка под колесо цилиндрической передачи II ступени | | | | 4 - шпонка под зубчатую муфту | | | | |
Схема шпоночного соединения
Рис. 8.1. Для передачи крутящего момента зубчатые колеса, шкивы, муфты соединяются с валами при помощи призматических шпонок. Геометрические размеры поперечных сечений (b, h) призматических шпонок выбираем в зависимости от диаметров валов. Длины шпонок принимаем на 5…10 мм меньше длин ступиц в ряду стандартных значений, приведенных в табл.5.19, [1]. В качестве материала шпонок используем - Сталь 45, нормализованную [узм] = 140 МПа и [фзр] = 100 МПа, с. 191, [1]. Размеры сечений шпонок и пазов по ГОСТ 10748-79 выбираем из табл. 5.19, [1] и сводим в таблицу 8.1 Таблица 81 Параметры и размеры шпоночных соединений |
Номер вала и название шпонки | Диам. вала d1 мм | Мкр, Нм | Размеры шпонки, мм | | | | | b | h | l | t1 | t2 | | 2- шпонка под ведомый шкив клиноременной передачи | 50 | 458,5 | 18 | 11 | 80 | 7 | 4,4 | | 2- шпонка под шестерню цилиндрической передачи I ступени | 55 | 458,5 | 20 | 12 | 90 | 7,5 | 4,9 | | 3 - шпонка под колесо цилиндрической передачи I ступени | 75 | 1740 | 22 | 14 | 100 | 9 | 5,4 | | 3 - шпонка под шестерню цилиндрической передачи II ступени | 75 | 1740 | 22 | 14 | 100 | 9 | 5,4 | | 4 - шпонка под колесо цилиндрической передачи II ступени | 130 | 6542 | 36 | 20 | 180 | 12 | 8,4 | | 4 - шпонка под зубчатую муфту | 110 | 6542 | 32 | 18 | 150 | 11 | 7,4 | | |
При эскизном проектировании размещаем детали передач (шестерни и зубчатые колеса), валы, подшипники, складываем эскизную компоновку цилиндрического редуктора. По определенном размерам зубчатых передач, валов, корпуса и крышки(см. разд. 3, 4, 5, 6,) строим на миллиметровой бумаге формата А1 эскиз коническо - цилиндрического редуктора, в масштабе 1:4. При оформлении эскиза редуктора вычерчиваем конструкцию колес и его корпуса. Подшипники и болтовые соединения вычерчиваем упрощенно. Подшипники качения выбираются из [3], ориентируясь на диаметры валов и характер нагрузки в передачах. В нашем случае выбираем подшипники №7312, №7314, №7224. В зависимости от их номера, который вмещает сведения о типе и серии подшипника выписываем габаритные размеры, которые используем в эскизной компоновке. Размеры крышек под подшипники редуктора принимаем в зависимости от размеров подшипников, согласно рекомендаций с. 14.1, [1]. Другие необходимые геометрические размеры принимаем конструктивно, на основе рекомендаций с. 140-143, [1]. Для расчетов промежуточного вала из компоновочного чертежа прямым измерением определяем расстояние между точками приложения сил: l1 = 108мм, l2 = 184мм и l3 = 156мм. После согласования параметров редуктора, проверочных расчетов валов и подшипников качения, чертим общий вид 143, [1].проверочный расчет шпонок на срез. Результаты вносим в таблицу 8.3. Таблица 8.3 Результаты проверочного расчета шпонок на срез |
Номер вала и название шпонки | | [усм] | | 2- шпонка под ведомый шкив клиноременной передачи | | 80 | | 2- шпонка под шестерню цилиндрической передачи I ступени | | | | 3 - шпонка под колесо цилиндрической передачи I ступени | | | | 3 - шпонка под шестерню цилиндрической передачи II ступени | | | | 4 - шпонка под колесо цилиндрической передачи II ступени | | | | 4 - шпонка под зубчатую муфту | | | | |
Условия прочности на деформации смятия и срез выполняются. Порядок построения сил выполняем в следующей последовательности: - вычерчиваем кинематическую схему привода; - обозначаем опоры валов латинскими буквами А, В, С, D, E, F, обозначаем точки приложения сил К1, К2, К3, К4, приводим пространственную систему координат X, Y, Z к которой осуществляется привязка действующих сил; - выполняем построения схемы сил в точках их приложения, способность и долговечность 9. Расчёт промежуточного вала редуктора на статическую способность и долговечность 9.1 Расчет вала на несущую способность Силы, действующие на вал во время работы редуктора: - силы, действующие на цилиндрическую шестерню II ступени: окружная сила Ftш = 20470 Н, Радиальная сила Frш =7928 Н; Осевая сила Faш =7450 Н. - силы, действующие на цилиндрическое колесо I ступени Ftk = 8651 Н; радиальная сила Frk = 3349 Н; осевая сила Fак = 3139 Н. Вычерчиваем расчетную схему вала (рис.9.1) и определяем размеры между опорами и точками приложения сил (расстояние определяем по первой эскизной компоновке редуктора измерением, допустив, что силы приложенные по середине колеса и шестерни): l1 = 108 мм, l2 = 184 мм, l3 = 156 мм. Находим реакции в опорах от сил в вертикальной и горизонтальной плоскости: - в вертикальной х0у УМF(D) =0. . RDX = RCX -Frш +Frk = 7262 - 7928 + 3349 = 2683 Н - в горизонтальной zOx УМF(D) =0 УМF(D) = - Ftш •(l1+l2)+ Ftk •l1+ Rc z (l1 + l2 +l3 ) = 0
RDZ = - Rc z + Ftш + Ftk = - 11256 + 20470 - 8651 = 562Н Выполняем построения эпюр моментов изгиба в вертикальной и горизонтальной плоскостях, суммарного крутящего момента и изгиба. Момент изгиба в вертикальной плоскости: в m.K3: МК3 = RDX · l1 = 2683 · 0,108 = 290 Нм; в m.K4: МК4 = RCX · l3 = 7262 · 0,156 = 1132,8 Нм; Момент изгиба в горизонтальной плоскости в m.K4: МК4 = RDz · l1 = 562 · 0,108 = 61Нм; Суммарный момент изгиба определяется по формуле: в m.K3: в m.K4: Определяем приведенный (эквивалентный) момент в опасном сечении. Исходя из анализа построенных эпюр моментов опасное сечение вала находится на шестерне цилиндрической передачи II ступени (точка К4). Значение эквивалентного момента в m.K4: . - коэффициент, табл. 5.3., [1] для материала вала - сталь 40. [у1], у0 - допустимые напряжения для материала вала соответственно при симметричном и при пульсирующем циклах нагрузки, табл. 5.3., [1]. Определяем диаметр вала в опасном сечении: Полученный диаметр округляем до ближайшего большего значения из стандартного ряда Rа 40 ГОСТ 6636-69. С учетом шпоночного паза принимаем d32 = 75мм. Диаметр вала в этом сечении, принятый в условном расчете d32 = 75,0мм, т.е. условие выполняется. 9.2 Расчет вала на прочность Для опасного сечения быстроходного вала, который имеет конструктивный концентратор напряжений - переход от меньшего диаметра к большему (между участками под подшипник и шестерню), определяем характеристики напряжений, [1], с.173- 185. - границы выносливости: для напряжений изгиба при симметричном цикле: у-1 = 043уВ =0,43 · 800 = 344 МПа, уm = 0 МПа; для напряжений кручения при пульсирующем цикле: ф-1 = 0,58 у-1 = 0,58 · 344 = 199,52 МПа; фm = фа =2,79 МПа; -амплитуды напряжений: при симметричном цикле: где МЗj - суммарный момент изгиба в m. К4, Нм, Рис. 11 .1. Зj - осевой момент в сечении опор j - того участка вала. Для сечения в m. К4, м3. где d - диаметр вала под подшипник, при пульсирующем цикле:
где W кj - полярный момент сечения опор j - того участка вала. Для сечения под шпонку, м3. Выбираем коэффициенты: - эффективные коэффициенты конструкционных напряжений при изгибе - Ку = 1,75, при кручении - Кф =1,50, табл. 5.11, [1]. - масштабные коэффициенты, учитывающие снижения границы выносливости с увеличением размеров вала: при изгибе - Эу = 0,745; при кручении- Эr = 0,745, табл. 5.16, [1]. - коэффициенты учитывающие свойства материалов до асимметрии цикла напряжений: при изгибе - шу =0,02 + 2·10-4 · 800 = 0,18 МПа; при кручении - шф =0,5шу = 0,5· 0,18 = 0,09 МПа. Определяем коэффициент запаса прочности опасного сечения: где Ѕу и Ѕф - коэффициенты запаса прочности при действии изгиба и кручения. [Ѕ] -допустимое значение коэффициенты запаса прочности. Для редукторных валов [Ѕ] ?2,5…3,0, с.185, [1]. , , Условие выполняется. 10. Расчет подшипников качения Исходные данные для расчета: Диаметры вала под подшипники - 70 мм Реакции в опорах: Rсх = 7262 Н, RDX =2683Н, RCZ=11256, ROZ=562H Осевые силы: Fфш = 7450 Н, Fок = 3139Н. Угловая скорость: щ3 =18,3 рад/с. Pис. 12.1 10.1 Определение реакции в опорах Определяем результативную радиальную реакцию в каждой опоре вала (для схемы нагрузки): , где Rпх = Rnz - радиальные реакции в опоре, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Индекс «п»- опора. ; . Выбираем роликовые однорядные подшипники №7314 с такими основными параметрами: d = 70 мм, D = 150 мм, B = 35 мм. C = 168 кН - динамическая грузоподъемность; С0 = 137 кН - статическая грузоподъемность; е = 1,5tga =1,5 tg140 = 0,37. Результирующая осевая сила: Fa = Fаш Fак = 7450 -3139= 1713 Н. Определяем по соотношению коэффициент осевой нагрузки. Определяем составляющие осевых реакций Sп в подшипниках от радиальных реакций Rrn:для радиально-упорных шариковых подшипников: - для опоры А: SC=eRrC=0.37•13395=4956H; для опоры В: SD=eRrD=0.37•2741=1014.0H. Определение осевых реакций Rап подшипников. Осевые реакции определяем исходя из схемы размещения подшипников, принимаем схему - «в распор»: Рис.10.2. -в т. D УF=-SC+Fa+SD=-4956+4311+1014=369H>0. тогда RaD=Fa+SC=4311+4956=9267H -в т. С УF=-SD-Fa+SC=-1014-4311+4956=-369H.>0 тогда RaC=SC=4956H. 10.2 Определение коэффициентов V-коэффициент оборота кольца, V=1,0 (вращается внутреннее кольцо); реакции подшипников: - для опоры С
- для опоры D
10.3 Определение эквивалентной нагрузки Pen=(X•V•Rrn+Y•Ran)•KуKT : - опора С: РеС=(1•1•13395+0•4956)•1,3•1,0=17413,5Н; - опора D: PeD=(0.4•1•2741+1.88•9267)•1.3•1.0=24074H. 10.4 Определяем долговечность подшипников , где пi- частота вращения i-того вала, об/мин, . р=10/3- для роликовых подшипников. Опора С: ч, Опора D: ч, Срок работы привода Lh=1•104ч подшипники (опора С и опора D) обеспечивают. 10.5 Выбор муфты Расчётный крутящий момент, который передаёт муфта в данном приводе определяется по формуле: Мmax=KPMн=1,5•6682=10023Нм, где KP = 1,5 - коэффициент, который учитывает условия эксплуатации установки, принимаем по табл. 7.1. , [1]. Мн - номинальный крутящий момент на валу. Выбираем зубчатую муфту МЗ 6, табл. 17.6.,[9] с такими параметрами: М=11800 Нм, dв = 105 мм, nmax=2500 об/мин. Геометрические размеры муфты, см. рис. 12.2. B = 50 мм, D=320 мм, D1=230 мм, D2=140 мм, L=255 мм. Размеры зацепления зубчатой муфты: m =4,0 мм, z=48, b=30 мм. Муфты зубчатые используют для соединения валов, которые передают большие крутящие моменты, где точное установление валов невозможно или возникают значительные осложнения. Зубчатые муфты отличаются компактностью и высокой выносливостью нагрузок. Компенсирующая способность муфты достигается созданием зазоров между зубьями и приданием бочкообразной формы зубьям. 10.6 Проверочный расчёт зубчатой муфты Рис. 10.5. 11. Выбор и проверочный расчёт опор скольжения В качестве опор конвейера принимаем подшипники скольжения, разъёмные с двумя болтами по ГОСТ 11607-65 с чугунными вкладышами с СЧ 18 для которого определяем допустимые значения параметров: , , табл. 9.1, [8]. Конструктивные размеры корпуса выбранного подшипника определяем согласно С.594, [8] в зависимости от диаметра вала: dВ=110 мм, d1=32 мм, B=130 мм, b=110 мм, H=200 мм, h=110 мм, h1= 40 мм, L=370 мм, A=310 мм, A1=190 мм, шпилька М24х100. Схема подшипника скольжения Рис. 11.1. Проверяем выбранный подшипник по двум критериям: - условие износа ( долговечность ) , где F0=Ft=28000 H - окружная сила, см. раздел 1.1. - условие теплоустойчивости где - скорость скольжения. Оба условия выполняются, значит опоры скольжения удовлетворяют При проверочном расчёте у зубчатых муфт рассчитывают рабочие поверхности зубов на износ (определяется граничное значение удельного давления на зубцы муфты). где d0 - диаметр делительного круга, м, d0 = mz=4,0•48=192 мм, b - длина зуба зубчатой втулки, м, [q] - допустимое значение удельного давления для материала зубов, МПа, табл. 17.6, [9]. Литература 1. Киркач Н.Ф., Баласанян Р.А.. Расчёт и проектирование деталей машин [Учеб. Пособие для техн. вузов]. - 3-е изд., перераб. и доп. - Х.: Основа,1991.- 276 с.: схем. 2. Расчёты деталей машин: Справ. Пособие / А.В. Кузьмин, И.М. Чернин, Б.С. Козинцов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выс. шк., 1986. - 400 с.: ил. 3. Курсовое проектирование деталей машин: Справ. Пособие. Часть 1 / А.В. Кузьмин, Н.Н. Макейчик, В.Ф. Калачев и др.-Мн.: Выс. школа ,1982-208 с.,ил. 4. Курсовое проектирование деталей машин: Справ. Пособие. Часть 2 / А.В. Кузьмин, Н.Н. Макейчик, В.Ф. Калачев и др.-Мн.: Выс. школа ,1982-334 с.,ил. 5. Методичні вказівки для виконання курсового проекту з курсу „Деталі машин” (Розділ „Пасові передачі ”) для студентів спец. 31.11 заочної форми навчання / Гончарук О.М., Стрілець В,М., Шинкаренко І.Т., - Рівне, У||ВГ, 1990.-24 с. 6. Методические указания по выполнению курсового проекта по курсу «Детали машин» (Раздел «Расчёт закрытых зубчатых и червячных передач») для студентов специальности 1514 заочной формы обучения / Стрелец В.Н,, Шинкаренко И,Т.- Ровно, УИИВГ, 1988 - 41 с. 7. Методичні вказівки для виконання курсового проекту з курсу „Деталі машин” (Розділ „Розрахунки валів і підшипників кочення”) для студентів спец. 31.11 заочної форми навчання / Стрілець В,М., Шинкаренко І.Т., - Рівне, У||ВГ, 1990.-16 с. С.А. Чернавский, Г.М. Ицкович и др.. Курсовое проектирование деталей машин, М: Машиностроение, 1979-351
Страницы: 1, 2
|