Таможня
Таможня
Таможенное дело и таможенная политика России.
История таможенного дела и таможенной политики России.
В настоящее время, в эпоху коренных изменений в экономике России,
либерализации внешнеэкономической деятельности и восстановления функции
таможни как регулятора внешнеэкономических связей изучение таможенно-
правовых отношений как предмета и в целом таможенного дела как объекта
правового регулирования отрасли таможенного права следует проводить не
только на основе произошедших в последнее десятилетие глобальных перемен в
этой сфере, но и опираясь на многовековой опыт и традиции российской
таможни в ее далеком прошлом. При этом особое внимание следует обратить на
труды Д. И. Менделеева, К. Лодыженского, Н. Н. Шапошникова, А. И. Потяева,
Л. Н. Маркова, Ю. Г. Кисловского и ряда других ученых.
Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и
торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его
зарождения определить вряд ли возможно, но, как утверждают историки, уже в
Ш веке до н. э. в городе Тарифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис,
на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые
составлена таблица, в которую вносилось название товара, его единицы
измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через
Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок
и величину пошлины была названа в честь города — «тариф». С тех пор
таможенный тариф стал для государства одним из важнейших инструментов
пополнения казны (а ныне — государственного бюджета).
В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период
существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с
продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на
перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых
или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки
и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В
Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены
«осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние
заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за
покровительство, оказываемое купцам.
Большое влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-
татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,
т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать
пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и,
естественно, «таможенник» — служилый человек, взымавший тамгу.
Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других
государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность всегда
была в удовлетворении потребностей государственной казны посредством
взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей.
А по мере того, как складывалось само понятие торговых пошлин и
сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров,
формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или невзимания (т. е.
формировались таможенные правила), создавалась и развивалась таможенная
служба, обустраивались таможни. Со временем все эти меры получили свое
организационное, правовое и дипломатическое (международно-правовое)
закрепление.
Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли,
посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на
формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране. Тем
самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую,
экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на
становление общероссийского рынка, включение его в сферу
межгосударственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы
со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской
государственности, объединения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы,
создания централизованного российского государства, установления и развития
его международных связей.
В начале XVI века, когда завершилось создание Московского государства,
предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте
таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы и о
порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже, в Таможенной Новгородской
грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г., наряду с росписями о ставках
пошлин с товаров, впервые было отражено требование о ведении таможенных
книг. Постепенно складывалось таможенное законодательство, и
упорядочивались процедуры его применения.
По мере становления и развития в России централизованного государства
развивалась и его таможенная охрана (прототип современных таможенных
органов), основной задачей которой являлся сбор пошлин для пополнения
государственной казны.
К середине XVII века таможни имелись практически во всех городах и
иных крупных поселениях, а в больших городах (в Москве и др.) их было по
нескольку. Формирование таможен и их укомплектование служилыми людьми
(таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.
Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что
таможенная служба строилась на безвозмездной основе — «служба на веру»: к
выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества,
посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на
безвозмездной основе в течение определенного срока отбывали повинность.
Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» — представители
купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятельности
таких таможен сводилась к следующему: намечалась определенная сумма пошлин
к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превышали ранее
намеченную величину, то таможенные головы и иные служилые люди поощрялись.
Вторым способом формирования таможен и сбора пошлин в те времена была
«сдача таможен на откуп»: заинтересованное лицо заранее вносило в
государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору
таможенных пошлин за несколько прошедших лет, получало за это «таможню на
откуп» и далее в течение г. собирало все пошлины в свою пользу, формируя
при этом штат таможни на свое усмотрение.
Какой из этих способов пополнения казны за счет таможенных пошлин был
более приемлемым и эффективным, сказать однозначно трудно. В обоих способах
были и свои плюсы, и свои минусы.
Бурное развитие таможенное дело в России получило в период
царствования Петра I. Этому способствовало бурное развитие промышленности,
мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю,
многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь
русским товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем
немалую роль сыграл таможенный тариф 1724 г. Таможенная политика России
тогда носила явную протекционистскую направленность. Высокими таможенными
пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России
было уже освоено или налаживалось (это железо, парусина, шелк, воск, сухие
кожи и др.). На товары, не производимые в стране, пошлина была умеренная
(от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за
исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для
российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.
Свидетельств влияния российской таможенной политики на международные
отношения, международную торговлю очень много. Впечатляет исторический факт
о том, что Наполеон избрал в качестве повода для вторжения в Россию
принятый ей в 1811 г. таможенный тариф, сорвавший, по существу,
установленную им экономическую блокаду Англии.
Немало в истории и так называемых «таможенных войн». Примером могут
служить взаимоотношения России и Германии в период 1893—1894 гг., когда в
течении полугода эти страны в отношении друг друга трижды поднимали ставки
ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредоставление
Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров.
При всей сложности и противоречивости исторического пути российской
таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная
политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики
государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты
национальных интересов.
Создание таможенной системы России в современный период опирается на
ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период
развития нашего государства.
После революции 1917 г. Советское правительство начало национализацию
и монополизацию внешней торговли. Кроме этого, рано весьма скептически
отнеслось к таможенной системе царской России и принялось усердно ее
реформировать. В период «военного коммунизма» даже высказывались
предложения о закрытии таможенных учреждений за ненадобностью.
К началу 30-х годов функции таможенных органов принципиально
сократились, а численность их работников существенно уменьшилась. В
конечном итоге практическая реализация ленинской идеи государственной
монополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто
формальным инструментом регулирования внешней торговли, что и продолжалось
вплоть до 1990 г., когда в СССР начались демократические преобразования,
затронувшие и таможенную службу. Более полувека (с 1930 по 1990 год)
таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
использовались в незначительной мере, уступив место политическим и
идеологическим факторам.
И лишь начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации
внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников
внешнеэкономической деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи,
стоящие перед таможенными органами. В это время были предприняты попытки
трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую
управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных
условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон
СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существенные изменения в
организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом
регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.
Моментом начала формирования и развития современного таможенного дела
в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых
государств, становление новой российской государственности, либерализация
внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение
и в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали
необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с
существующими реалиями.
Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской
Федерации.
Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает
довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и
внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в
стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер
и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного
российского общества.
Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика,
а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской
Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей,
таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения
таможенной политики в жизнь. Это определение хотя и носит законодательный
характер (оно содержится в ст. 1 ныне действующего Таможенного кодекса РФ
1993 г.), но все же недостаточно полно и точно его характеризует, не
охватывает целый ряд важных составных частей таможенного дела, которые на
самом деле входят в него в качестве самостоятельных блоков. В частности,
ничего не сказано о ведении таможенной статистики и Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности, о правоохранительной деятельности
таможенных органов и пр.
Кроме того, содержащееся в ст. 1 ТК РФ определение оставляет
невыясненным вопрос о содержании таможенной политики и ее месте в структуре
таможенного дела: почему, по каким основаниям таможенная политика включена
в качестве составной части в понятие таможенного дела? В Таможенном кодексе
СССР 1991 г., например, таможенная политика не включалась в понятие
таможенного дела, а рассматривалась отдельно и трактовалась весьма кратко —
как составная часть внешней и внутренней политики СССР. В действующем же
Таможенном кодексе РФ определена как часть таможенного дела, хотя
зафиксированные в ст. 2 ТК РФ содержание и цели этой политики далеко
выходят за рамки таможенного дела.
По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе
регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики
России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие
таможенного дела должна входить не таможенная политика, а средства ее
реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров
и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление
и др.
Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в
собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность
специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно,
прежде всего, как деятельность.
В последние два-три года в Государственном таможенном комитете РФ при
участии специалистов Российской таможенной академии разработан Проект
нового Таможенного кодекса России, который более емко, чем действующий
Таможенный кодекс, характеризует понятие таможенное дело — это сфера
деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику
страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через
таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств»
взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.
Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской
Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает исключительное право государства на
выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой
является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной
территории и централизацию таможенного дела в стране.
Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в
ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не
допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо
препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых
средств».
Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить
следующим образом:
1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных
средств;
2) таможенные режимы;
3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
4) таможенное оформление;
5) таможенный контроль;
6) предоставление таможенных льгот;
7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности;
8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере
таможенного дела.
Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является
условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и
тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в
совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и
правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела: достигаются посредством
пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при
перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу
Российской Федерации.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством
установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые
через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления
запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи
разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите
государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и
здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей
общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в
обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с
незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации
Наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и
археологического достояния и т. д.
Законодательство о таможенном деле. Основные понятия, используемые в
законодательстве о таможенном деле.
На территории Российской Федерации действует единое таможенное
законодательство. Его единство обусловлено отнесением таможенного дела к
федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только
нормами единого федерального законодательства.
Термин «таможенное законодательство» следует рассматривать в широком
смысле этого слова, когда «законодательство» охватывает не только
Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные
нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы
Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые
акты Государственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно
либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают
Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные
акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны
соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».
К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Таможенном
кодексе РФ, а неясность на этот счет формулировки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко
приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного
кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих
правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве
правовых конфликтов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешают
подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм
права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную
позднее.
Таможенное дело тесно связано с международными отношениями.
Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и
практикой — основное направление развития таможенного дела России на
современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В
интересах развития и укрепления международной экономической интеграции
Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими
государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает
соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного
права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета
международного договора над внутренним российским таможенным
законодательством, т. е. если международным договором установлены иные
правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными
актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются
правила международного договора.
Нормы таможенного законодательства имеют и некоторую специфику своего
действия во времени: по общему правилу в таможенном деле применяются акты
законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных
документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев,
предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами (ч. 2
ст. 5 ТК РФ). При незаконном перемещении товаров и транспортных средств
через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения
товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день
установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную границу принято считать дату
обнаружения таможенного правонарушения.
В таможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно-
правовых терминов, таких как, например, «таможенная территория»,
«таможенная граница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина»
и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как «товары» и
«транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое
специфическое толкование.
Таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная
территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное
пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской
исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные
острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает
исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша,
находящаяся в пределах ее границ. Территориальные воды — это прибрежные
морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего
отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской
Федерации, или от линий, соединяющих точки, географические координаты
которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Известиях
Мореплавателей». В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может
устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии — в
соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К
внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону
берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод,
а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью
принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль.
На территории Российской Федерации могут находиться свободные
таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и
свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3)
рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской
Федерации.
В то же время следует отметить неточность: так, в части первой статьи
3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации
составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и
воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории
свободных таможенных зон и свободных складов, которые, по сути, являются
частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как
невходящие в ее таможенную территорию. Такая неточность устранена в Проекте
нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории
свободных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной
территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих
территориях, — как находящиеся вне ее таможенной территории.
Понятие «таможенная граница Российской Федерации» означает пределы ее
таможенной территории, куда входят и периметры свободных таможенных зон и
свободных складов. Причем принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные
границы.
Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории
сопредельных государств и, как правило, совпадает с государственной
границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый
законодательством о государственной границе. А внутреннюю таможенную
границу образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов,
находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по
своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница
приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только
нормами таможенного законодательства. В то же время, необходимо отметить,
что согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории Российской Федерации
не допускается установление таможенных границ. Отсюда следует, что
включение периметров свободных таможенных зон и свободных складов в
таможенную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу
к этому вопросу.
Под термином «товары» в таможенном законодательстве следует понимать
любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности,
электрическую, тепловую и иные виды энергии, а также транспортные средства,
за исключением средств, используемых для международных перевозок пассажиров
и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение также
объекты интеллектуальной собственности (и это отражено в Проекте нового
Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу
воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Товары подразделяйся на российские и иностранные. Российские товары –
это товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в
свободное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться
которыми можно без разрешения таможенных органов. Все остальные товары
являются иностранными.
Транспортными средствами в таможенном деле признаются любые средства,
используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая
контейнеры и другое транспортное оборудование.
Под «перемещением через таможенную границу Российской Федерации»
понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или
по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом,
включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование
трубопроводного транспорта и линий электропередач.
К указанным действиям относятся:
- при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию
Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и
свободных складов на остальную часть таможенной территории страны —
фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;
- при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории
Российской Федерации и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной
части ее таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на
свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие,
непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти
либо ввезти товары или транспортные средства.
Перемещение через таможенную границу можно подразделить на правомерное
и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу
осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным
законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением
установленных нормами таможенного законодательства требований (например,
вне определенных таможенными органами мест, с сокрытием от таможенного
контроля, с использованием поддельных документов и т. п.) признается
неправомерным и в зависимости от характера противоправного деяния
квалифицируется либо как административное правонарушение (нарушение
таможенных правил), либо как уголовное преступление в сфере таможенного
дела.
Термин «лица» включает в себя как предприятия, учреждения и
организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном
законодательстве встречаются понятия «российские лица», «иностранные лица»
и «лица, перемещающие товары».
К категории российских лиц относятся:
а) созданные в соответствии с российским законодательством
предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с
местонахождением на территории России;
б) зарегистрированные на территории России лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
в) граждане России, постоянно проживающие на ее территории. Все иные
лица относятся российским таможенным законодательством к категории
иностранных.
В качестве лиц, перемещающих товары, следует понимать лица, являющиеся
собственниками товаров, их покупателями, владельцами, либо выступающие в
ином качестве, достаточном в соответствии с российским законодательством
для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ,
от собственного имени.
Декларант — это лицо, перемещающее товары через таможенную границу,
или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и
предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного
имени.
Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся
ответственным за использование транспортного средства.
Таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус
товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ,
для таможенных целей.
Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного
законодательства процедура помещения товаров и транспортных средств под
определенный таможенный режим.
Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными
органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном
деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен
к компетенции таможенных органов.
Зона таможенного контроля — это специально выделенная и обозначенная
часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях
осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного
законодательства Российской Федерации.
Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги и иные платежи,
взимаемые в установленном порядке таможенными органами.
Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами при
перемещении товаров через таможенную границу РФ и являющийся неотъемлемым
условием такого перемещения.
Резиденты — это:
• физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской
Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами;
• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования
юридического лица), расположенные на территории России и образованные в
соответствии с российским законодательством, а также их филиалы и
представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации;
• российские дипломатические и другие официальные представительства,
находящиеся за пределами Российской Федерации.
Нерезиденты — это:
• физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами
Российской Федерации, включая временно в ней находящихся;
• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования
юридического лица), созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской
Федерации, а также их филиалы и представительства в России;
• иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также
международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в
Российской Федерации.
Таможенная политика, цели и методы ее осуществления.
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического
суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной
торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий
всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой,
являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики
государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения
таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему
государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по
регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению
фискальных задач.
Основной целью таможенной политики любого государства является
обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не
исключение.
Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:
• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного
контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского
рынка;
• стимулирование развития национальной экономики;
• содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач
экономической политики России;
• иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и
Правительством Российской Федерации.
Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка
товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает
ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как
составная часть внешней политики государства, таможенная политика России
призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы
государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии
национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать
проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и
последующего подъема.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два
важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и
фритредерство.
Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной
промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на
внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и
ограничение импорта.
Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие
помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-
либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также
способствует более выгодному международному разделению труда и
удовлетворению потребностей рынка.
Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии
во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране
промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего
голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары,
которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены
Страницы: 1, 2
|