Рефераты
 

Таможня

количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно

установленному порядку иностранные товары разрешалось привозить только на

английских судах или на судах страны происхождения товара, но при этом

взимался дополнительный сбор. А колониальные товары везлись исключительно

на британских судах, причем без заходов по пути в какие-либо порты, что

строго контролировалось властями. Целью всех этих мероприятий было

сокращение могущество Голландии в сфере внешней торговли и стимулирование

развития собственного производства. Вскоре примеру Англии последовали

другие государства — Испания, Швеция, Франция.

Английский протекционизм имеет почти четырехсотлетнюю историю и

является наиболее ярким примером позитивного влияния разумно проводимой в

стране таможенной политики на ее экономику. Благодаря ему Англия к началу

XIX века по своему экономическому развитию вышла на первое место в мире,

когда технологический процесс в промышленности стал самым высоким, а

себестоимость выпускаемой продукции — самая низкая в мире. В этих условиях

Англия перешла от политики протекционизма к фритредерству, то есть к

свободной торговле.

Протекционизм и фридретерство имеют и свою российскую историю. Линия

протекционизма в российской таможенной политике просматривается со времен

царствования Петра I и вплоть до начала XX века. Суть российского

протекционизма сводилась в основном к тому, чтобы всячески поощрять вывоз

российских товаров, умеренными пошлинами облагать при ввозе не производимые

в стране иностранные товары, в то время как товары, производство которых в

России было освоено или уже налаживалось, облагать высокими пошлинами, либо

вообще запрещать к ввозу. Нередко возникали и фритредерские тенденции в

таможенной политике России, хотя в основном это происходило под влиянием

тех или иных политических событий в Европе, а не из соображений чисто

экономического характера.

Таким образом, как развитые капиталистические страны, так и Россия в

ее далеком прошлом проходили этапы, условно говоря «закрытого общественного

развития», когда становление промышленности происходило в условиях

внутригосударственной конкуренции. И лишь по мере развития национальной

промышленности, формирования конкурентноспособности продукции на внутреннем

рынке, происходил плавный переход от политики протекционизма во

внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли.

К сожалению, этот опыт слабо к современной российской таможенной

политике. В условиях нестабильности экономики, ее сильной зависимости от

кредитов международных финансовых организаций, преобладания на рынке

импортных промышленных и продовольственных товаров таможенная политика не в

состоянии осуществлять свои защитные функции экономическими средствами и

вынуждена опираться на административные методы.

Административные инструменты регулирования внешней торговли просто

необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях

самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих

операций может остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять

торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной

валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых

стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного

долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области

ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены

дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.

Понятие таможенного права России.

Понятие, предмет и метод таможенного права России.

В настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных

отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии

таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес

заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к

определению правовых, экономических и организационных основ таможенного

дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту таможенного

суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей

российской экономики с мировым хозяйством, защиту прав граждан,

хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими

обязанностей в сфере таможенного дела.

Отличительной особенностью любой отрасли права являются присущие

только ей специфические предмет и метод правового регулирования. И

таможенное право в этом смысле не исключение.

Под предметом правового регулирования (предметом права) в юридической

науке принято понимать более или менее однородную группу общественных

отношений, регулируемой нормами той или иной отрасли права. Предмет

правового регулирования является основным критерием систематизации

действующих в России правовых норм по тем или иным отраслям.

Метод правового регулирования отражает и выражает — в какого рода

волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять

участники соответствующих правоотношений, т. е. — каким образом, в волевом

аспекте, один участник реальных или потенциальных отношений может

взаимодействовать с другим. Это могут быть отношения подчинения, равенства

и т.д. Методы правового регулирования, присущие тем или иным отраслям

права, во многом зависят от предмета правового регулирования и структуры

входящих в него общественных отношений.

Предметом таможенно-правового регулирования (предметом таможенного

права) следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела.

Круг этих отношений очень широк и они носят комплексный характер, что

обусловлено сложной комплексной структурой современного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных

отраслей права: конституционного, в доминирующей части — административного,

гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части —

и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру

правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в

связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных

средств через таможенную границу России. Именно наличие этого объединяющего

признака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественных

отношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяет

судить и о комплексности таможенного права как отрасли.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела

определена Таможенным кодексом РФ. В зависимости от конкретных целей их

возникновения следует выделять следующие виды таможенных отношений,

входящих в предмет регулирования таможенного права:

• общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела в

Российской Федерации (гл. 2 ТК РФ) и организацией государственной

таможенной службы (разд. XIV ТК РФ);

• общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу

России товаров и транспортных средств (разд. II ТК РФ): возникают по поводу

организации таможенными органами правомерного перемещения товаров и

транспортных средства через таможенную границу России;

• общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей (разд.

III ТК РФ): возникают между таможенными органами, между таможенными

органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через

таможенную границу России;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления

(разд. IV ТК РФ): возникают в связи с операциями, производимыми

должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения таможенного

контроля за перемещением через российскую таможенную границу товаров и

транспортных средств и применения средств государственного регулирования

такого перемещения;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля за

товарами и транспортными средствами, перемещаемые через таможенную границу

России (разд. V ТК РФ): возникают в связи с проверкой таможенными органами

документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также таможенным

досмотром, учетом товаров и транспортных средств, проверкой правильности

уплаты таможенных платежей и т. д.;

• общественные отношения, связанные с валютным контролем (разд. VI ТК РФ):

возникают в связи с выполнением таможенными органами по выполнению

возложенных на них функций контроля за соблюдением валютного

законодательства Росси;

• общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и

Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (разд. VIII ТК РФ):

возникают в связи со сбором, обработкой и анализом таможенными органами

данных о перемещении товаров через таможенную границу, ведением специальной

статистики (ст. 213 ТК РФ) и классификацией товаров в соответствии с

систематизированным перечнем-классификатором;

• общественные отношения, связанные с совершением уголовных преступлений в

сфере таможенного дела (разд. IX ТК РФ): возникают в связи с осуществлением

таможенными органами дознания и оперативно-розыскной деятельности по делам

о контрабанде и других преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных

органов;

• общественные отношения, связанные с совершением административных

правонарушений в сфере таможенного дела (разд. X и глава 63 ТК РФ):

возникают в связи с осуществлением таможенными органами деятельности по

борьбе с нарушениями таможенных правил и административными

правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных

органов;

• общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по

вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений (разд. XI ТК

РФ): возникают в связи с предоставлением таможенными органами

заинтересованным лицам информации о действующих правовых актах в таможенной

сфере, консультированием их по вопросам таможенного дела и иным вопросам,

входящим в компетенцию таможенных органов, принятием предварительных

решений по конкретным вопросам, с которыми обращаются заинтересованные

лица;

• общественные отношения, связанные с обращением в собственность

государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и

иных предметов (разд. ХП ТК РФ): возникают в связи с безвозмездным изъятием

у собственника товаров и транспортных средств по приговору суда в виде

санкции за преступления в сфере таможенного дела или по постановлению

таможенного органа в виде санкции за нарушения таможенных правил, а также

в связи с применением таможенного режима отказа в пользу государства (ст.

105, 106 ТК РФ);

• общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием

решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц

(разд. ХШ ТК РФ): возникают в связи с обращением в вышестоящий таможенный

орган или в связи с подачей вышестоящему должностному лицу жалобы на

решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц;

• общественные отношения, связанные с участием России в международно-

правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не

обозначены).

Теперь о методе правового регулирования отношений в сфере таможенного

дела (методе таможенного права).

В теории права различают два основных метода правового регулирования

общественных отношений — корпоративный (основанный на власти и подчинении)

и диспозитивный (основанный на равенстве участников и свободе их действий

в определенно-установленных нормой пределах). Иными словами, авторитарный и

демократический.

Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер и каждому

виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных,

соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то можно

говорить и о комплексном методе таможенного права. Иными словами —

комплексному характеру таможенных отношений соответствует комплексный метод

таможенно-правового регулирования: комбинационное применение; правовых

способов воздействия на субъектов таможенных отношений в аспекте

обеспечения требований норм таможенного законодательства.

Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит

в целенаправленной деятельности государства по регулированию

внешнеэкономической деятельности посредством установления порядка и условий

перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств,

поэтому в таможенно-правовом регулировании превалирует властный

(императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможных

обязательных предписаний, запретов и ограничений.

Предписания выражаются в возложении прямых обязанностей, как на

таможенные органы, так и на лиц, перемещающих товары, по совершению

определенных действий (например, по таможенному оформлению и т. п.),

предусмотренных соответствующей таможенно-правовой нормой.

Запреты — это те же предписания, но они возлагают обязанность на

участников таможенных правоотношений не совершать те или иные действия в

условиях, предусмотренных правовой нормой (например, запрет на ввоз товаров

по основаниям, предусмотренным ст. 20 ТК РФ, запрет на совершение действий,

подпадающие под признаки нарушения таможенных правил и пр.). Наряду с

запретами устанавливаются и всевозможные ограничения (на прохождение службы

в таможенных органах, на ввоз товаров и транспортных средств, на участие в

производстве по делам о нарушениях таможенных правил и др.).

Менее широко, но все же применяется в таможенном праве и диспозитивный

метод. Но основном это относится к установлению правомочий тех или иных

участников таможенных правоотношений (например, право на выбор и изменение

таможенного режима лицом, перемещающим товары, право сотрудников

таможенного органа использовать те формы таможенного контроля, которые они

считают достаточными для обеспечения соблюдения законодательства о

таможенном деле).

Исходя из приведенной выше характеристики предмета и метода таможенно-

правового регулирования, можно сделать вывод, что никакая другая отрасль

российского права подобного предмета и метода правового регулирования не

имеет. А следовательно — таможенное право такое же самостоятельное

образование в российской правовой системе, как и базовые отрасли права:

конституционное, административное, гражданское, уголовное и др. Однако в

отличие от них, таможенное право является комплексной отраслью права

наряду, например, с муниципальным, предпринимательским правом и рядом

других отраслей.

Таким образом, таможенное право можно определить как комплексную

отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм

различной правоот-раслевой принадлежности, которые устанавливаются либо

санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных

отношений в сфере таможенного дела.

Помимо предмета и метода правового регулирования самостоятельное и

очень важное значение в структуре права имеют его принципы.

Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-

руководящие начала таможенно-правового регулирования. Они обеспечивают

взаимосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной

политики, гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого

процесса в сфере таможенного дела, содействуют своевременной отмене

устаревших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию

правовых актов и устранению правовых пробелов в таможенном

законодательстве.

Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципы

и принципы отраслевого характера. К общеправовым принципам таможенного

права относятся:

• принцип уважения прав и основных свобод человека;

• принцип законности, принцип координации и взаимодействия государственных

органов;

• принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования;

• принцип научности;

• принцип гуманности;

• принцип наибольшего благоприятствования;

• принцип приоритета международно-правовых норм и ряд других.

Одним из ведущих принципов таможенного права является принцип уважения

прав и основных свобод человека, поскольку в Основном законе нашей стране -

Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью.

Особое значение этот принцип имеет для правовой регламентации процедуры

таможенного контроля (в особенности исключительной его формы — личного

досмотра), а также целого ряда аспектов административно-юрисдикционной

деятельности таможенных органов (например, порядка проведения

административного задержания, доставления и ряда иных мер принудительного

характера).

Принцип законности предполагает необходимость строгого соблюдения

всеми субъектами таможенного права Конституции РФ и ее законов, а также

принятых в соответствии с ними подзаконных нормативно-правовых актов.

Принцип координации и взаимодействия государственных органов означает

необходимость согласования норм таможенного законодательства с нормами иных

отраслей права. Активное участие в формирование таможенного права, помимо

Федерального Собрания, Президента, Правительства и Государственного

таможенного комитета Российской Федерации, принимают также Центральный

банк, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство торговли,

Министерство по налогам и сборам и ряд других федеральных органов. Этот

принцип отражает также и необходимость тесного взаимодействия различных

органов государственной власти при решении смежных задач (например, по

обеспечению соблюдения действующего валютного законодательства и т. п.).

Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип

таможенного права означает отнесение таможенного регулирования к

исключительному ведению Российской Федерации, а также полноту и

масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере

таможенного дела, т. е. максимально возможное обеспечение именно правового

регулирования этого вида отношений. Постоянное обновление нормативно-

правовой базы, регулирующей таможенно-правовые отношения, устранение

имеющихся пробелов в ней — это обязательное условие эффективного

функционирования таможенного права, соответствия его политическим и

социально-экономическим интересам России.

Принцип научности в таможенном праве предполагает его опору на

достижения финансовой, экономической и правовой науки, а также на

достижения научно-технического прогресса при реализации таможенной политики

государства и отражен, в частности, в нормах ТК РФ, регулирующих формы и

методы таможенного контроля.

Принцип гуманности очень широко применяется в таможенном праве и

находит свое отражение, в частности:

• в запрете свободного провоза через таможенную границу оружия, наркотиков

и ряда иных предметов;

• в наличии льгот по таможенному оформлению грузов, являющихся гуманитарной

помощью;

• в наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение

таможенных правил;

• в возможности назначения более мягкой меры воздействия за нарушение

таможенных правил, чем это предусмотрено соответствующей нормой;

• в целом ряде иных таможенно-правовых норм.

Повсеместно применяемый в мировой практике принцип наибольшего

благоприятствования используется в российском таможенном праве для

устранения либо минимизации различного рода нетарифных барьеров

(лицензирования, квотирования и пр.) при осуществлении внешнеторговой

деятельности в Российской Федерации.

Принцип приоритета международно-правовых норм соответствует стремлению

нашей страны к активному участию в международном сотрудничестве в области

таможенного дела. Таможенно-правовое регулирование в нашей стране

развивается в направление гармонизации и унификации с общепринятыми

международными нормами и практикой. В сферу международного права входят

различные вопросы таможенного регулирования, в том числе вопросы

стандартизации и сертификации продукции, оценки товаров в таможенных целях,

международные перевозки грузов, унификация таможенных процедур и др. В

связи с этим Таможенным кодексом РФ установлено, что если международным

договором России установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены

внутренним российским законодательством, то применяются нормы международных

договоров.

Среди других общеправовых принципов таможенного права следует отметить

принцип юридического равенства, принцип объективной истины, принцип

судебной защиты субъективных прав и др.

Основными отраслевыми принципами таможенного права являются следующие:

• принцип единства таможенной политики России, ее целей и средств

реализации, в соответствии с которым на территории России осуществляется

единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и

внешней политики государства;

• принцип единства таможенной территории, основанный на нормах Конституции

РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободное

перемещение по территории России товаров, услуг и финансовых средств, а

также недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных

препятствий для такого перемещения;

• принцип единства ставок таможенных пошлин, в соответствии с которым

ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в

зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов

сделок и других факторов.

К отраслевым принципам таможенного права относятся также принципы

перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, такие

как равенство участников внешнеторговой деятельности, запрет на ввоз и

вывоз отдельных товаров и транспортных средств, возможность ограничения

ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, добровольность выбора

таможенного режима и ряд других.

На южных рубежах государства Российского.

Дагестанская структура таможенных органов.

Таганрогская таможня – история и современность.

Более 220 лет назад, 5 февраля 1776 года (по старому стилю)

императрица Екатерина II подписала Указ об учреждении в Таганроге главного

порта и главной таможни на Азовском море

Расположенный на основных морских торговых путях мыс Таган-Рог с

давних времен служил «неминуемой пристанью для судов». Поэтому даже в пору,

когда петровская Троицкая крепость после русско-турецкой войны лежала в

развалинах, на острове Черепаха действовал таможенный дозор. А в 40-е годы

XVIII века уже непосредственно на мысу имелась таможенная застава. К тому

времени Таганрог был единственным пунктом юга страны практически пригодным

для организации широких торговых операций с заграницей. Одесса, Мариуполь,

Бердянск, Ейск еще не были созданы.

Объявив Таганрог в 1776 году главным портом на Азовском море,

Екатерина Великая приказала перевести сюда из Темерника и главную таможню.

В этом статусе Таганрогская таможня начала действовать с конца мая того же

года.

В подчинении Таганрогской таможни находились Темерницкая и

Кагальницкая таможни и застава в устье реки Берды при Петровской крепости.

Затем в 1805 году был создан Таганрогский таможенный округ, куда входили

Керченская и Бердянская таможни, Ростовская и Мариупольская таможенные

заставы, а также береговая стража.

Объемы торгового оборота морского порта были велики, что требовало

большого штата таможенников. Известно, что в 1799 году штат состоял из 63

человек. В него входили: директор таможни, кассиры, контролеры,

переводчики, досмотрщики, экспедиторы, квартирмейстеры, пакгаузные

смотрители, а также гребцы, объездчики, береговая стража и т.д.

Таганрогский таможенный округ был упразднен в 1859 году, но

Таганрогская портовая таможня продолжала действовать еще долгие годы, даже

в советское время - до конца 1930-х годов. Затем ее деятельность была

прекращена.

В 1970-80-х годах в нашем порту таможенные функции исполнялись

представителем Мариупольской таможни. В сентябре 1989 года здесь был

образован Таганрогский таможенный пост Ростовской таможни из трех человек.

Это и послужило началом возрождения таможенной службы в нашем городе.

Таганрогская таможня основана приказом Государственного таможенного

комитета Российской Федерации от 12.07.93 года № 278. Зоной ее деятельности

определены город Таганрог, Куйбышевский, Матвеево-Курганский и Неклиновский

районы Ростовской области.

Таможенные посты занимаются таможенным оформлением и контролем

товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих таможенную

границу Российской Федерации. В их числе:

таможенные посты международного сообщения: «Морской порт», «Таганрог-

авиа»;

таможенные посты на российско-украинской границе: «Марцево», «Весело-

Вознесенка", "Авило-Успенка", "Куйбышево";

таможенные посты, расположенные на предприятиях города:

"Металлургический завод", "Красный котельщик".

Общая протяженность границ составляет более 400 километров, в том

числе более 20 километров по морю, таможенные посты удалены от города на

расстояние до 100 километров. Ежесуточно через посты Таганрогской таможни

следует около 22 тысяч тонн различных грузов, около 1,5 тысяч единиц

автотранспорта, около 600 грузовых ж/д вагонов, ежедневный пассажирооборот

составляет более 9,4 тысяч человек.

В зоне деятельности Таганрогской таможни функционирует 15 складов

временного хранения (СВХ) общей площадью более 175 тыс. кв.м., в том числе

4 СВХ, принадлежащие Таганрогской таможне, и 1 таможенный склад. Склады

позволяют обрабатывать грузы, прибывающие автомобильным, железнодорожным,

морским, авиационным транспортом.

Валютный контроль.

Валютный контроль в России осуществляют органы и их агенты, к которым

относится и таможенная система. Важнейшей задачей таможенных органов при

осуществлении валютного контроля в пределах компетенции, определенной

статьей 198 Таможенного кодекса, является контроль за валютными операциями,

связанными с перемещением товаров через таможенную границу.

Валютный контроль в Южном таможенном управлении осуществляется в

соответствии с требованиями валютного законодательства, в рамках,

установленных законодательством о таможенном деле, с учетом проводимой

экономической политики по следующим направлениям:

. валютный контроль в торговом обороте;

. валютный контроль в неторговом обороте;

. проверки по нарушениям валютного законодательства;

. информационно-аналитическая функция.

Осуществление валютного контроля требует не только оснащенности

высокопроизводительными техническими средствами, ввиду его полной

автоматизации, а также предъявляет высокие квалификационные требования к

сотрудникам, т.к. предполагает знание не только таможенного дела, но и ряд

других направлений в законодательстве РФ.

Основной целью валютного регулирования сейчас является обеспечение

устойчивой равновесной ситуации на валютном и смежных рынках, при которой

отечественные производители получат достаточно стимулов к росту

конкурентоспособного производства, восстановлению внешнеторговой экспансии

в технологических отраслях.

Формирование современного правового режима торговли прошло несколько

этапов, которые были названы как «либерализация внешней торговли». Ее

главная задача заключалась в ликвидации государственной монополии на

внешнюю торговлю и создание свободного рынка в рамках закона и частного

предпринимательства.

На сегодняшний день четко прослеживается тенденция государства по

усилению контроля за экспортно-импортными операциями и принятие

регулирующих мер по защите интересов российской экономики и российских

товаропроизводителей.

Важнейшим этапом либерализации внешней торговли явилось создание

правовых основ внешней торговли в переходный период путем принятия

основополагающих законов и иных нормативных актов. Предпосылкой тому

послужило продолжающееся «бегство» отечественного капитала из страны. По

разным оценкам, из России за 90-е годы «эмигрировало» порядка 300-400 млрд.

долл., что более чем в 1,5-2 раза превышает нашу задолженность внешнему

миру.

Главной задачей таможенных органов России на современном этапе

реформирования является обеспечение экономической безопасности, которая

достигается через сбалансированность бюджета. Стабилизация положения в

стране, в свою очередь, зависит от фискальных доходов, взимаемых

таможенными органами с участников ВЭД. Поэтому из всех возможных критериев

оценки деятельности таможенных органов наиболее предпочтительным является

средний доход, поступающий от таможенных органов (в части осуществления

валютного контроля) в фонд развития таможенной системы в единицу времени.

Оптимизация таможенной системы заключается в максимизации среднего дохода.

Этот критерий естественным образом выражается в терминах кадрового состава

таможенной службы и выполняемых ими функций.

Важнейшим государственным звеном в этом процессе являются таможенные

органы как агенты валютного контроля, которые призваны также, обеспечить

финансовый аспект формирования доходной части федерального бюджета,

необходимой для формирования и поддержания стабильного курса национальной

валюты и формирования доходной части государственного бюджета.

Обращая внимание на поставки товаров, по которым не истек срок

исполнения текущих валютных операций, необходимо отметить следующее. В

настоящее время особое внимание уделяется сокращению сроков поступления

валютной выручки на счета экспортеров. Так, с 31.12.1998 года вступил в

силу федеральный закон РФ от 29.12.98 № 192 «О первоочередных мерах в

области бюджетной и налоговой политики», который изменил срок исполнения

текущей валютной операции со 180 дней до 90 дней. Такая мера резко изменила

привычную ситуацию и поставила участников ВЭД в достаточно жесткие

законодательные рамки. Коротко остановимся на сути изменений. При

представлении паспортов сделок, оформленных до 30.12.98 г. таможенное

оформление производится в ранее установленном порядке, а именно:

— в случае если таможенное оформление товара производится по

контрактам, предусматривающим осуществление платежа или ввоз товаров в срок

от 90 до 180 дней, то экспортер обязан представить в таможенный орган

разрешение на отсрочку платежа более 90 дней после разработки

Правительством РФ порядка выдачи таких разрешений;

— по контрактам, предусматривающим осуществление платежа или ввоз

товара более 180 дней без наличия лицензии Банка России таможенное

оформление товара не производится (в настоящее время такие лицензии

выдаются Банком России в ранее установленном порядке).

При представлении паспортов сделок, оформленных начиная с 31.12.98

года таможенное оформление производится с учетом изменений внесенных

упомянутым законом а именно:

— в случае если таможенное оформление товаров производится по

контактам предусматривающим осуществление платежа или ввоз товара в срок до

90 дней, то такие товары оформляются, без представления дополнительных

документов;

— в случае если таможенное оформление товара производится по

контрактам, предусматривающим осуществление платежа или ввоз товара в срок

более 90 дней, то без представления в таможенный орган разрешения на

отсрочку платежа выпуск данных товаров не производится.

При привлечении к ответственности участников ВЭД за нарушение условий

режима экспорта по исполнению экспортных и бартерных контрактов: начиная с

31.12.98 г. все отправки товаров по ГТД в счет исполнения контактов,

предусматривающих расчеты в иностранной валюте попадают под систему

таможенно-банковского валютного контроля, а также за ввозом товаров, работ,

услуг в сроки текущих валютных операций – 90 дней. В случае не выполнения

требований таможенного режима экспорта, таможенным органом принимаются меры

по привлечению участников ВЭД, допустивших нарушение, к ответственности по

статье 273 ТК РФ.

В 1999 году произошли коренные изменения, связанные с валютным

контролем в неторговом обороте, которые обусловлены выходом Федерального

закона от 05.07.99 г. 128-ФЗ "О внесении дополнений в закон РФ "о валютном

регулировании и валютном контроле". В развитие этого закона таможенным

органам было доведено письмо СКТУ от 12.07.99 г." 12-50/5888,

регламентирующее количество перемещаемой вывозимой иностранной валюты

физическими лицами как резидентами так и нерезидентами.

Еще один новый момент в валютном контроле обозначен в приказе ГТК от

28.07.1999 № 480 "О декларировании наличной иностранной валюты", суть

которого заключается в том, что обязательное декларирование наличной

иностранной валюты в письменной форме в случаях ее вывоза физическими

лицами применяется на сумму в размере, превышающем 1500 долларов США

включительно.

Прошедший 2000 год не стал исключением в деле совершенствования

технологий контроля валютных операций участников ВЭД. Текущий год

характерен принятием основополагающих нормативных актов валютного контроля,

разработанных как ГТК России, так и Банком России. Остановимся на наиболее

важных.

Приказом ГТК РФ от 19 сентября 2000 г. № 844 "О порядке таможенного

оформления товаров, перемещаемых между государствами-участниками соглашений

о Таможенном союзе" установлено, что с 1 декабря 2000 г. таможенное

оформление товаров, перемещаемых между государствами-участниками соглашений

о Таможенном союзе (республика Казахстан, Киргизская республика, республика

Таджикистан) в таможенных режимах экспорта и выпуска для свободного

обращения, производится с представлением соответствующего паспорта сделки,

в случаях предусмотренных нормативными актами ГТК России.

Приказ ГТК РФ от 21 ноября 2000 года № 1056 "О дополнительных мерах по

обеспечению обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые

товары" устанавливает порядок выдачи импортерам-резидентам предписаний о

ввозе товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них

денежных средств в иностранной валюте, либо возврате этих средств в сумме

не менее ранее переведенной. Ответственность импортеров за не исполнение

указанных предписаний установлена п.2 Указа Президента Российской Федерации

"О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской

Федерации" от 21 ноября 1995 г. Обозначенный приказ вступил в действие с

момента его подписания.

С 1 января 2001 г. вводятся новые правила контроля за импортными

операциями, которые регламентируются совместной инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ

"О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты

резидентами импортируемых товаров" от 4 октября 2000 г. № 91-и и № 01-

11/28644 соответственно. Данная инструкция распространяется на все виды

валют, в которых производится оплата за импортный товар; также даны четкие

разграничения по физическим лицам-резидентам (предоставление Пси физическим

лицам необходимо при условии, если ими перемещается партия товаров

превышает стоимость 10 тыс. долл. или эквивалент в любой другой валюте).

Исключительное значение в данный момент приобретает валютный контроль

за перемещением через таможенную границу РФ наличной иностранной валюты

физическими лицами.

Основными направлениями работы отделов валютного контроля таможен

региона в системе неторгового оборота являются:

— учет и анализ информации о перемещении через таможенную границу

Российской Федерации наличной иностранной валюты физическими лицами;

— контроль справок ф.0406007 с целью выявления недействительных и

подложных.

За девять месяцев 2000 года перемещение наличной иностранной валюты

физическими лицами осуществлялось более чем по 80 видам валют, основными из

которых, как и в прошлых периодах, являются доллар США и немецкая марка.

Общий объем перемещаемых долларов США за данный период составляет 800

млн. долларов.

По-прежнему, сложность осуществления контроля на таможенных постах за

соблюдением валютного законодательства при перемещении физическими лицами

иностранной валюты заключается в том, что инспектора не всегда имеют доступ

к электронным базам данных ввиду плохой оснащенности таможенных постов

компьютерной техникой.

Также разработан план мероприятий развития таможенных органов на 2001-

2003гг, в котором большое значение уделено развитию и совершенствованию

инфраструктуры валютного контроля, расширены права и функции таможенных

органов по осуществлению валютного контроля.

В соответствии с указом президента РФ № 867 от 17.05.00г. «О структуре

федеральных органов исполнительской власти» упразднена, как самостоятельная

федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. В настоящее

время существует в составе Минфина РФ. Функции по контролю за

осуществлением импортных операций, производимых ранее ВЭКом переданы

таможенным органам. Управлением валютного контроля ГТК России разработано

предписание, вручаемое импортерам-резидентам, о вывозе товаров, стоимость

которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной

валюте, либо возврате этих средств в сумме не менее раннее переведенной.

Валютный контроль в Таганрогской таможне.

Валютный контроль в Таганрогской таможне организован и осуществляется

в соответствии с требованиями валютного и таможенного законодательства.

Штатная численность отдела валютного контроля Таганрогской таможни

составляет 6 человек, из которых 1 – начальник, 2 – главных инспектора, 2 –

ведущих, 1 – старший. В течение всего отчетного периода в отделении

фактически работает 5 человек, свободна должность старшего инспектора. Но в

связи с увеличением объема работы представляется необходимым увеличение

штатной численности отделения. На таможенных постах и ОТО и ТК валютный

контроль в пределах своей компетенции осуществляют 10 инспекторов.

Оснащенность отдела ВК техникой на начало 2002 года составляет 3

персональных компьютера, которые используются для ведения базы данных

результатов осуществления валютного контроля, обработки и анализа

поступающей информации. Большая часть парка компьютерной техники,

используемой при осуществлении валютного контроля, является устаревшей и не

удовлетворяет требованиям сегодняшнего момента. При возросшем объеме работы

при штатной численности 6 человек, отделу необходимо наличие хотя бы 5

единиц современных ПВЭМ и 2 принтеров. Оснащенность отдела компьютерной

техники на данном этапе не может обеспечить необходимого количества

оперативных задач.

I. ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

В состав Таганрогской таможни входят 7 таможенных постов и ОТО и ТК,

осуществляющих таможенное оформление перемещаемых грузов, транспортных

средств и физических лиц, в их числе:

. авто-переходы-МАПП «Матвеев-Курган», МАПП «В-Вознесенка», ДАПП

«Куйбышево»;

. таможенные посты – «Морской порт-Таганрог», «Аэродром-Таганрог», ЖДПП

«Успенская», Таганрогский таможенный пост.

За 1 квартал 2002 года внешнеэкономическую деятельность в Таганрогской

таможне осуществляли 288 участников ВЭД. Торговля велась с 42 странами

мира, 9 из которых – страны ближнего зарубежья. Основные торговые

партнеры, выделяющиеся по стоимостным показателям и по количеству

перемещаемых грузов – Украина, Казахстан, Азербайджан, Франция, Венгрия,

Ирак, Италия, Турция, Греция, Испания.

К таможенному оформлению в 1 квартале 2002 года было принято 2317

грузовых таможенных деклараций, с общим объемом товарооборота в сумме –

100801, 62 тыс. $ из них:

. 750 ГТД по вызову (2001г. – 838шт.);

. 1567 ГТД по ввозу (2001г. – 2265шт.)

Товарооборот перемещаемых грузов распределяется следующим образом:

. вывоз – 61675,57 тыс. $ (2001 год – 28574,4 тыс. $)

. ввоз – 39126,05 тыс. $ (2001 год – 59553,7 тыс. $)

сравнивая данные показатели с аналогичным периодом 2001 года, можно

отметить, что общий декларационный массив уменьшился в 1,3 раза при

незначительном увеличении товарооборота.

Валютный контроль внешнеторговой деятельности по экспорту.

За отчетный период 1 квартала 2002г. к таможенному оформлению

участники ВЭД представили 739 ГТД на общую сумму – 55122,50 тыс. $, по

227 ПС, из них 132 паспорта новых.

Отправки по участникам распределились следующим образом:

. 571 отправка на сумму 33459, 4 тыс. $ – 61% от общего товарооборота

произвели участники ВЭД, зарегистрированные в зоне деятельности

Таганрогской таможни;

. 168 отправок на сумму 21663,0 тыс. $ - 39% от общего товарооборота

произвели участники ВЭД иногородних таможен.

В зоне деятельности Таганрогской таможни принимают контракты на

расчетное обслуживание 8 уполномоченных банков г. Таганрога.

За 1 квартал 2002 года экспорт товаров распределился следующим

образом:

. страны дальнего зарубежья – 561 ГТД общим товарооборотом – 50821,2

тыс. $.

. страны ближнего зарубежья – 178 ГТД общим товарооборотом – 4301,3 тыс.

$.

Сравнительная динамика показателей валютного контроля.

| |1 кв. 2002 года|1 кв. 2001 года |1 кв. 2000 года|

|Количество ПС, шт. |227 |244 |72 |

|Количество ГТД с ПС, |739 |658 |217 |

|шт. | | | |

|Общая фактурная |55122,5 |28955,74 |17895,4 |

|стоимость по ГТД с ПС,| | | |

|тыс. $ | | | |

По данным таблицы наглядно прослеживается тенденция к увеличению

декларационного массива ~ в 1,1 раза и незначительному уменьшению

паспортизированных контрактов. Это связано с заключением участниками ВЭД

новых внешнеэкономических сделок на более длительный срок и оформления по

ним ПС. Доля вышеуказанных рублевых паспортов сделок в объеме экспортного

декларационного массива составляет 12%, доля товарооборота по данным

сделкам – 25%.

Активно работают такие предприятия г. Таганрога, как: «Таганрогский

металлургический завод» и ОАО Таганрогский Котлостроительный завод «Красный

котельщик», производящих экспорт труб и запчастей к котельному

оборудованию. Стабильно работают ЗАО «Таганьрыба», ООО «Югтранзитэкспорт»,

ООО «Каравай-Плюс».

Исходя, из вышеизложенного, можно отметить, что тенденция к

стабильности экспорта будет сохранена с незначительным ростом.

Основными партнерами можно назвать такие государства, как: Ирак,

Германия, Италия, Израиль, из стран ближнего зарубежья можно выделить:

Латвию, Украину, Казахстан.

В номенклатуре вывозимых грузов преобладает:

. трубы различных модификаций

. пшеница

. котлы и оборудование

В 1 квартале 2002 года деклараций с оплатой рублевыми векселями не

оформлялось.

Валютный контроль по импорту.

За 1 квартал 2002 года 124 участниками ВЭД были произведены 1333

импортные поставки по 450 ПСи на сумму 36423,34 тыс. $, при этом к

таможенному оформлению предъявлено 232 новых паспорта импортной сделки. Из

них:

. в валюте платежа отличной от рубля РФ для таможенных целей оформлено

307 ГТД, от общего количества паспортизированного импорта

вышеуказанные сделки составляют 23%.

. в валюте платежа рубли РФ – оформлено 1026 ГТД, соответственно 77%.

В целом, доля оформленных ГТД с ПСи составляет 85% от общего

количества ГТД по импорту (2001г. – 55%), удельная стоимость данных

поставок – 93%.

Анализ представленных ГТД с ПСи показал, что 38% участников ВЭД –

импортеров составляют ПБОЮЛ, 62% участников ВЭД – предприятия с различной

формой собственности.

Сравнительная динамика показателей валютного контроля.

| |1 кв. 2002 |1 кв. 2001 года |1 кв. 2000 года|

| |года | | |

|Количество ПСи, шт. |232 |337 |38 |

|Количество ГТД с ПСи, |1333 |1238 |114 |

|шт. | | | |

|Общая фактурная |36423,3 |44102,5 |3154,8 |

|стоимость по ГТД с ПСи,| | | |

|тыс. $ | | | |

Сравнивая показатели отчетного периода с аналогичным периодом 2001г.,

видно, что количество вновь оформленных паспортов сделок по импорту

уменьшилось в 1,5 раза. При незначительном увеличении количества ГТД общий

товарооборот по ГТД с ПСи сократился в 1,2 раза. Анализ выявил увеличение

количества заключаемых долгосрочных внешнеторговых контрактов и уменьшение

разовых.

Наиболее активно осуществляют внешнеэкономическую деятельность фирмы:

ООО «Интерпайп», ООО «Риан», ООО «ИнтерРесурс» и ОАО «Таганрогский

металлургический завод, ОАО «Красный Котельщик».

Торговля в соответствии с контрактами, по которым оформлялись ПСи,

была осуществлена с 8 странами мира, из них поставки с Украины в

стоимостном выражении составили 98%, поставки из дальнего зарубежья

осуществлялись: Кипр, Франция, Турция, Германия, Польша. Номенклатура

основных товаров различна, основу составляет – металлопродукция.

Валютный контроль по бартеру.

В 1 квартале 2002 года в Таганрогской таможне новых участников ВЭД,

заключивших внешнеторговые бартерные сделки, прошедших паспортизацию в

Министерстве торговли России зарегистрировано не было.

В отчетном периоде к таможенному оформлению паспортизированных

экспортных и импортных ГТД с ПСб участниками ВЭД как зоны деятельности

Таганрогской таможни, так и зон деятельности других таможен Российской

Федерации, не предъявлялось.

В счет исполнения бартерной части смешанных внешнеэкономических

контрактов на 01.04.02.г. оформлено 2 ГТД с характером сделки «51» на общую

сумму 13,9 тыс. $:

. по экспорту – 1 ГТД на сумму 10,0 тыс. $:

. по импорту – 1 ГТД на сумму 3,9 тыс. $.

В сравнении с показателями 1 квартала 2001г., бартерный декларационный

массив по смешанным договорам в отчетном периоде практически снизился к

нулевой отметке. Доля бартерных ГТД смешанных внешнеторговых сделок по

отношению к общему количеству ГТД по таможне составила в отчетном периоде –

0,01% (в 1 квартале 2000 года – 0,12%).

Декларация с характером сделки «52» в зоне деятельности Таганрогской

таможни не оформлялись.

II. НЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ.

За 1 квартал 2002 года в Таганрогской таможне юридическими лицами и

уполномоченными банками по ГТД иностранная валюта в ценные бумаги не

оформлялись.

В зоне деятельности таможни валютный контроль за перемещением

иностранной валюты физическими лицами осуществляют таможенные посты ЖДПП

«Успенка», МАПП «Весело-Вознесенка», МАПП «Матвеев Курган», ДАПП

«Куйбышево», « Морской порт-Таганрог», «Таганрог-Авиа».

За 1 квартал 2002 года основной объем перемещаемой физическими лицами

иностранной валюты составил:

. по вывозу – 1451,5 тыс. $, 27,1 тыс. ЕВРО

. по ввозу – 2775,0 тыс. $, 82,1 тыс. ЕВРО

В сравнении с аналогичным периодом 2001 года наблюдается увеличение

ввоза долларовой наличности в 1,7 раза, вывоза – в 1,1 раза. Количество

ввозимой валюты на территорию РФ превысило вывоз из России в 1,9 раза.

Вывоз валюты идет в такие страны, как: Турция, Германия, Польша,

Венгрия, Украина. Номенклатура перемещаемой валюты: доллары США, ЕВРО,

белорусские рубли, турецкие лиры, украинские гривны и другие.

Отделением ВК проводится ежемесячный 100% контроль предъявленных при

вывозе иностранной валюты на пункты пропуска разрешений уполномоченных

банков. Кроме этого, ОВК производится обмен информацией по уполномоченным

банкам и нормативным документам в части осуществления валютного контроля в

неторговом обороте. Регулярно проводятся занятия с инспекторским составом

таможенных постов.

Сравнительные показатели перемещения иностранной валюты структурными

подразделениями Таганрогской таможни за 2000 год.

|Таможенные |Вывоз |Ввоз |

|посты | | |

| |Объем, тыс. $|Уд. вес, % |Объем, тыс. $|Уд. вес, % |

|Морской порт |1967,9 |27,7 |3475,0 |37,7 |

|Марцево |719,3 |10,1 |66,4 |0,7 |

|В-Вознесеновка |3022,4 |42,5 |4247,0 |46,1 |

|Авиа |86,9 |1,2 |69,6 |0,8 |

|А-Успенка |1086,7 |15,3 |1173,3 |12,7 |

|Куйбышево |233,0 |3,2 |187,4 |2,0 |

|Итого |7116,2 | |9218,7 | |

[pic]

[pic]

-----------------------

Адыгейская таможня

7 таможенных постов

Астраханская таможня

Ингушская таможня

1 таможенный пост

Кабардино-Балканская таможня

Калмыцкая таможня

3 таможенных поста

Карачаево-Черкесская таможня

1 таможенный пост

7 таможенных постов

2 таможенных поста

6 таможенных постов

4 таможенных поста

17 таможенных постов

2 таможенных поста

14 таможенных постов

4 таможенных поста

2 таможенных поста

13 таможенных постов

Южное таможенное управление

Южная оперативная таможня

Акцизный таможенный пост

Темрюкская таможня

Туапсинская таможня

Таганрогская таможня

Ставропольская таможня

Сочинская таможня

Северо-Осетинская таможня

Ростовская таможня

Новороссийская таможня

Нижневолжская таможня

Минераловодская таможня

Миллеровская таможня

Краснодарская таможня

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ