Рефераты
 

Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

Выделим из них шесть важнейших.

Первая особенность – возникновение делового тандема чиновника и

предпринимателя. Преобразования были проведены так, что способствовали

значительному усилению неопределенности функций, прав, возможностей и

ответственности государственных чиновников разного уровня, что поставило

предпринимателей в зависимость от чиновников. Особенностью рыночных

преобразований в России стало то, что чиновники используют свои рабочие

места (точнее, власть и информацию, с ними связанные) как один из ресурсов

для частного предпринимательства.

Вторая особенность – чрезмерно большая роль государства в экономике.

Это выражается во-первых, в сохранении значительного государственного

сектора без прежних экономических и правовых ограничений, что создает

особый сектор теневой экономики, когда высокопоставленные чиновники через

систему «дружественных» фирм имеют возможность разворовывать или

«прокручивать» деньги из государственного бюджета на собственные нужды. Во-

вторых, чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в

экономическую деятельность путем создания государственных,

полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через

которые частные фирмы обязаны решать какие-либо свои насущные проблемы.

Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органами власти в

пользу «дружественных» им компаний. Вмешательство государства в экономику

всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных

фирм и тем самым стимулирует обратное влияние частных фирм на

государственные органы. В российских условиях, когда нет цивилизованных

законов, традиций и этики взаимоотношений бизнеса и государства, это

неизбежно ведет к росту теневой экономики(подкуп чиновников, заказные

убийства и т.д. и т.п.).

Третья особенность – сохранение прежних(характерных для советской

системы) и создание новых форм монополизма. Так как государство сохранило

прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм,

порождающий теневую экономику. Например, сохранение государственного

контроля за золотодобычей и ограничение доступа туда частного капитала

служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот

которого может составлять сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма – деятельность бывших министерств и

ведомств. Хотя формально такие кампании, как РАО «Газпром» или РАО «ЕЭС

России» – негосударственные структуры (по крайней мере они не являются

унитарными), они сохранили связи и влияние в госаппарате, доступ к

конфиденциальной информации, но они не связаны прежними ограничениями,

касающимися государственных ведомств. Это – «квазичастные» фирмы,

представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства.

Такие компании контролируют целые сектора экономики России. Они почти

автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовывать все

функции, которые традиционно выполняют государство и общество, что дает им

широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых

распространенных ее видов относится уклонение от уплаты налогов, незаконное

укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и

акциями, выпускаемыми такими компаниями.

Четвертая особенность – чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий

и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающий

уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении.

Пятая особенность – асоциальный характер реформ в России. Реформы

лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений.

Цены были «отпущены» , введена свободная торговля и принят ряд других

либеральных мер, но механизмы экономического отбора созданы не были. В

результате во многих отраслях экономики долгие годы действуют неэффективно

работающие предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и зарплатой на уровне

ниже прожиточного минимума. В то же время никаких легальных альтернативных

вариантов экономической активности для работников, занятых на таких рабочих

местах, нет. Люди вынуждены зарабатывать за счет неформальной деятельности,

без какой-либо официальной регистрации.

Шестая особенность – не правовой характер экономических

преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и

властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными

законами. В эффективной работе правоохранительных органов не заинтересованы

ни правящие группировки, ни криминальные группы. Кроме того, сами

правоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и

являются одними из важнейших ее субъектов в нынешней России. Другое

проявление не правового характера реформ – принятие законодательных актов

без учета интересов и запросов населения, опыта реальной жизни и

потребности общества, а лишь отражающих интересы определенных влиятельных

групп, имеющих возможность лоббирования и «продавливания» нужных им

решений. Люди относятся к таким законам не как к нормам, которым нужно

следовать, а как к запретам принимаемым «начальством» для своей пользы.

Такие нормы люди без всяких угрызений совести обходят, когда им это

выгодно, и экономическая деятельность уходит «в тень».

Итак, в результате проведенных в России реформ были созданы все

условия для дальнейшего развития и процветания теневых форм экономики.

Теневая экономика стала сопоставима по масштабам с легальной. Более того в

теневой экономики формируется примерно тот же набор механизмов, что и в

официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила

ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется

специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают

собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь

миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Многие

специалисты стали уже вести речь о «теневом порядке» в российском

обществе[10].

Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению

экономической безопасности государства.

2.1. Экономическая безопасность государства и механизм государственного

регулирования экономики.

Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны

во все времена требовало развитой экономики. Постепенно, развитие военных

техники и технологии привело к практической невозможности ведение войны в

больших масштабах. Основным оружием сейчас становятся экономические

методы. Многие страны не имеют своего конкурентноспособного научно-

технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из

развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним можно отнести и

Россию, зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых

стран.

Современное состояние экономики, и рост ее теневой составляющей, при

котором государство недополучает в казну около 40-50% от доходной части

бюджета, представляет собой огромную угрозу национальной безопасности и

независимости России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения

ставит под вопрос само существование государственности России. Всему этому

виной - состояние экономики. Как его оценить, как принимать решения по

выводу её из затянувшегося кризиса?

Правительством России проблема экономической безопасности и борьбы с

теневой экономикой долгое время игнорировалась (ей не придавалось должного

значения). У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу и

изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при

Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве

РФ), но они не имели успеха. Сейчас, хоть и с опозданием, но идет

формирование концепции экономической безопасности. В начале 1995 года на

заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности были обсуждены и

приняты основные положения государственной стратегии (позже они были

утверждены Президентом). В апреле и июле 1996 года дважды проходили

парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные проблемам теневой

экономики и экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепции

среднесрочной программы на 1997-2000гг., ни в Концепции социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года ни

слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет даже

анализа причин такого положения и развития экономики.[11]

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности -

это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной

жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что

экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности

общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной

безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её

прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение

экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных

приоритетов.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая

качественная характеристика экономической системы, которая определяет её

способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения,

устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также

последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в

которой можно выделить три её важнейших элемента:

1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что

международное разделение труда делает национальные экономики

взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая

независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами,

достижение такого уровня производства, эффективности и качества

продукции, который обеспечивает её конкурентноспособность и позволяет

на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и

обмене научно-техническими достижениями.

1. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие

защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и

гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов,

способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными и теневыми

структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении

доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

3.Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в

современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата

для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение

профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников

становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и

самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и

факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её

стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и

самосовершенствованию.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и

показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния

экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность

экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в

себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня

эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия

уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором

угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;

конкурентноспособности экономики; целостности территории и экономического

пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния

внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и

разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение,

позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и

предпринимать меры по её предупреждению.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их

пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины,

несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития

различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных,

разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве

примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать рост теневой

составляющей экономики, уровень безработицы, разрыв в доходах между

наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции.

Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании

угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение

предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону

нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве

экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве

индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного

долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость

национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную

промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или

сырья.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при

условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых

границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя

достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до

предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх

допустимого предела, или снижение дифицита бюджета до порогового значения -

к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений

пороговых показателей национальная экономика теряет способность к

динамичному саморазвитию, конкурентноспособность на внешних и внутренних

рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных

монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего

и внешнего грабежа национального богатства.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить

показатели:

1. экономического роста (динамика и структура национального производства и

дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства,

отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей,

капиталовложения и др.);

2. характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-

технический потенциал страны;

3. характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а

также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит

консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов,

стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

4. качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов,

обеспеченность основных групп населения материальными благами и

услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т.

д.) [12]

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой

показателей общехозяйственного и социально-экономического значения,

отражающих, в частности:

5. предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов

производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого

невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически

современном, конкурентноспособном базисе, сохранение демократических

основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического,

инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного

потенциала;

6. предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы

населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых

социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается

угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого

капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;

7. предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и

воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами

которого возникает опасность необратимого разрушения элементов

природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников

экономического роста, а также значительных территорий проживания,

размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба

здоровью нынешнего и будущего поколений и др.[13]

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность

- это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение

общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными

словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность

внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому

росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности

общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентноспособность на

внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и

потерь.

Из этого можно сделать два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде

всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами,

осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе

высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является

прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она

должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями

и структурами экономики.[14]

Анализ состояния народного хозяйства России за последние пять лет

«рыночных реформ» приводит к ряду выводов:

Во-первых, к исходу этой пятилетки наша экономика утратила способность

к осуществлению не только расширенного, но и простого воспризводства. А

значит, продолжающееся падение производства надлежит рассматривать уже не

как временный фактор, а как непосредственное проявление необратимого

процесса разрушения производительных сил страны и утраты её

производственного потенциала.

Во-вторых, в годы реформ, в результате падения объемов производства в

обрабатывающей промышленности, превышающем падение в добывающих отраслях,

удельный вес последних в общем объеме производящейся народным хозяйством

продукции сильно возрос. Сырьевая ориентированность экономики - причина

утраты страной статуса индустриально развитой державы и перехода России в

разряд государств “третьего мира”.

В-третьих, качественные изменения в экономике обусловили серьезнейшие

социальные последствия: двукратное сокращение реальных доходов населения;

лишение граждан гарантий на труд и жилье, бесплатные образование и

медицинское обслуживание; практика всеобщих задержек выплаты зарплаты,

пенсий и стипендий; стремительный рост нищеты, преступности, детской

беспризорности; резкое уменьшение продолжительности жизни. И все это

происходит на фоне все большей дифференциации граждан по доходам,

благосостоянию и положению в обществе.

В таких сложных условиях с особой остротой стоит вопрос об обеспечении

национальной безопасности, о существовании государства как независимой

державы. Наибольшую опасность сейчас представляет такой аспект безопасности

как состояние экономики и в связи с этим рост теневой экономики.

Состояние народного хозяйства в ракурсе экономической безопасности

отражает приводимая ниже таблица (см. таблица №1), составленная из

официально утвержденных Советом безопасности РФ перечня показателей

(показатели взяты из аналитической справки Совета безопасности РФ

Президенту РФ и Правительству РФ «О проблемах экономической безопасности

России», 1996г.) .

Из этой таблицы следует, что по большинству позиций положение

“закритическое”. При таком состоянии экономики обеспечение необходимых

условий для устойчивого хозяйственного развития исключено; практически

невозможно поддерживать должный уровень обороноспособности и минимальные

социальные гарантии; под вопросом оказывается экономическая

самостоятельность страны.

Таблица №1.

| | | |соотношение |

|Показатели экономической безопасности|Пороговое |фактическое|фактического|

| |значение |состояние |и порогового|

| | | |значений |

|Объем ВВП: | | | |

|1. в целом от среднего по “семерке” |75 % |29 % |0,39 |

|2. на душу населения от среднего по | | | |

|“семерке” |50 % |19 % |0,38 |

|3. на душу населения от |100 % |25 % |0,25 |

|среднемирового | | | |

|Доля в промышленном производстве | | | |

|Обрабатывающей промышленности |70 % |50 % |0,71 |

|Доля в промышленном производстве | | | |

|Машиностроения |20 % |15 % |0,75 |

|Объемы инвестиций, % к ВВП |25 % |13 % |0,60 |

|Расходы на научные исследования, | | | |

|% к ВВП |2 % |0,5 % |0,25 |

|Доля новых видов продукции в объеме | | | |

|выпус- каемой продукции |6 % |2,6 % |0,43 |

|(машиностроение, 1994 г.) | | | |

|Доля в населении людей, имеющих доход| | | |

|ниже прожиточного минимума (сент. |7 % |20 % |0,29 |

|1996) | | | |

|Продолжительность жизни |70 лет |64 года |0,91 |

|Разрыв между доходами 10 % самых | | | |

|высокодоходных и 10 % самых | | | |

|низкодоходных групп населения |8 раз |12,9 раза |0,62 |

|Уровень преступности (количество | | | |

|преступлений на 100 тыс. населения) |5 тысяч |6 тысяч |0,83 |

|Уровень безработицы (по методологии |7 % |9,2 % |0,76 |

|МОТ) | | | |

|Уровень инфляции за год (за 9 мес. |20 % |16 % |1,25 |

|1996 г.) | | | |

|Объем внутреннего долга, % к ВВП |30 % |33 % |0,9 |

|Текущая потребность в обслуживании и | | | |

|погашении внутреннего долга, % к | | | |

|налоговым поступлениям бюджета |25 % |более 100 %|0,25 |

|Объем внешнего долга, % к ВВП |25 % |31 % |0,8 |

|Доля внешних заимствований в покрытии| | | |

|бюджетного дефицита (проект |30 % |45 % |0,66 |

|бюджета-97) | | | |

|Дефицит бюджета, % к ВВП (янв.-сент. |5 % |4,2 % |1,2 |

|1996) | | | |

|Объем иностранной валюты в денежной |10 % |50 % |0,2 |

|массе | | | |

|Объем наличной иностранной валюты к | | | |

|объему наличных рублей |25 % |100 % |0,25 |

|Денежная масса (М2), % к ВВП |50 % |12 % |0,24 |

|Для импорта во внутреннем | | | |

|потреблении, всего |30 % |53 % |0,56 |

|в том числе продовольствия |25 % |30 % |0,83 |

|Дифференциация субъектов Федерации по| | | |

|прожиточному минимуму |1,5 раза |5 раз |0,3 |

Такую ситуацию нужно срочно изменить, проводя адекватную ситуации

экономическую политику. В связи с этим, необходимо из множества угроз

экономической безопасности выявить те, которые оказывают наиболее сильное,

непосредственное разрушающее воздействие на нормальное состояние экономики.

По моему мнению, можно обозначить шесть наиболее серьезных современных

угроз:

1. Спад производства и потеря рынков.

2. “Утечка мозгов” и технологическая безопасность.

3. Рост государственного долга.

4. Угрозы в социальной сфере(безработица, диспропорция в доходах и

т.д.).

5. Опасность утраты продовольственной независимости страны.

6. Криминализация экономики.

В этих условиях основой государственной стратегии экономической и в

целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы

учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы и поэтому угрозы

безопасности будут сведены к минимуму.

Если рыночные силы (так называемая “невидимая рука рынка”) не могут

сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого анализа

рыночной ситуации, заложить основы подъема производства, а для этого нужна

продуманная, честная и жесткая политика государственного регулирования

экономики.

И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике

осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -

командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика,

особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства

представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и

контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными

учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и

приспособления существующей социально - экономической системы к

изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникают и обостряются

экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены

автоматически на базе частной собственности. Появляется необходимость

значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения

частного капитала предприятий, но необходимых для продолжения

воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные

кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении,

обострившаяся конкуренция на мировых рынках требуют государственного

регулирования. В современных условиях невмешательство государства в

социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не о

необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах,

формах и интенсивности. Объективная возможность государственного

регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического

развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая

эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем,

трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование

экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики

является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи:

это, например, стимулирование экономического роста, регулирование

занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной

структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы

государственного регулирования экономики определяются характером и остротой

экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный

период.

Для уяснения механизма государственного регулирования экономики

целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты

(средства), а также этапы его развития.

Субъектами экономического регулирования являются носители, выразители

и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся

друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам

деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и

региональным интересам. У каждой из этих групп есть свои интересы,

обусловленные их социально-экономическим положением, а также

принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители

этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой

информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в

государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную

политику. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным

аппаратом, регулирующим хозяйство.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах

рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы,

союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров

и т. п.. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы

предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции

социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие

на государственную экономическую политику. Рекомендации, советы,

консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей

хозяйственных интересов на органы государственного экономического

регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с

государственной экономической политикой.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных,

культурных, экологических, специфических региональных интересов являются

политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных

интересов.

Проводить в жизнь программу государственной экономической политики

будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители

хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных

экономических интересов в государственной экономической политике.

Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного

регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные

по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна

тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов

государственного экономического регулирования, все более независимыми

становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного

регулирования экономики является слияние субъектов государственной и

частной экономической политики и возникновение в результате этого новых

регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему

парламентской или президентской республики. Например, создается орган из

представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти

для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и

трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию

отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых

союзов предпринимателей. Аналогичные советы создаются для осуществления

государственных региональных программ. Основная часть таких органов

формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности

решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К

таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве,

министерствах экономики, финансов, социального обеспечения, отдельных их

управлениях, центральном банке, правлениях государственных железных дорог,

почт и телеграфа и др.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного

регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно-

технический, военно-промышленный, по региональной политике, по внутренним

водным путям сообщений, по профессиональному образованию. В отличие от

отраслевых советов в них входят наряду с сотрудниками правительственных

органов и экспертами представители самых разных отраслей, банков, различных

фондов, объединений инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их

рекомендации относятся к принципиальной ориентации государственной

экономической политики, к направлениям расходования средств из бюджета и

различных фондов. Это четвертая линия связи между носителями экономических

интересов и государственным регулированием экономики: носители (в данном

случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) -

советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит

корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных,

профессиональных, общественных (например, экологических) групп.

Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и

выразителей хозяйственных интересов на государственную экономическую

политику: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации,

сбор подписей, обращения в суды - от местных до международных, кампания

гражданского неповиновения и т. д.

Обратная связь между государственным регулированием экономики и

носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется

в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом

платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются

в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в

уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные

выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами

массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои

объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверия

избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ