Рефераты
 

Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

партиям - это главная линия обратной связи между государственной

экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.

Но, это была идеальная картина зависимости государственного

регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой

зависимости и обратной связи. В реальной жизни, как уже отмечалось в первой

главе данной работы, наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба

между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования,

широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах

государственной экономической политики. Однако механизм государственного

регулирования экономики должен функционировать все-таки не по отклонениям,

а по правилам.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли,

регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни

страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не

разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время

как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального

функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

5. экономический цикл;

6. секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

7. условия накопления капитала;

8. занятость;

9. денежное обращение;

10. платежный баланс;

11. цены

12. НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,

имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

13. условия конкуренции;

14. социальные отношения, включая отношения между работодателями и

работающими по найму, а также социальное обеспечение;

15. подготовка и переподготовка кадров;

16. окружающая среда;

17. внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный

характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл,

накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные

комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции,

отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между

государственными регулирующими органами.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является

экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя

внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых

опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель

не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с

объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание

экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл;

улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.

Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и ,

во-вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может

быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например,

невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных

условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры,

совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного

обращения.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может

оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от

реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой

ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от

установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы

приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить,

содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели

внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.

Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в

узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели

подчиняются ей.

Средства государственного регулирования подразделяются на

административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного

материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на

силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и

принуждения.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются

на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные экономические средства - это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая

центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые

финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как

эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется

средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план

государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий

соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических

интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции

политического, социального и хозяйственного регулирования.

Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи:

специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется

главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической

политики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующего

социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны

смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному

характеру. Действенность государственного регулирования экономики с помощью

бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров

расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от

эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия

государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для

воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль

налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное

регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора

налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль:

с одной стороны, это главный источник финансирования государственных

расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это

инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не

просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а

создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение

юридических и физических лиц. Для этого используются временно или

селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени

в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в

государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом

и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Значительная часть государственного сектора - это объекты

инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть -

государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где

требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.

Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть

государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-

государственных компаний. Активно используется государственный сектор как

средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях

ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные

капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как

правило, растут. Таким образом правительственные органы стремятся

противодействовать спаду производства и росту безработицы. В целом

государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и такой

мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается

недостаточной. В результате государственный сектор должен служить повышению

эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов

перераспределения валового внутреннего продукта (валовый внутренний продукт

- это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и

сферы услуг).

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования

экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал

средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри

страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи:

изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на

инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия

на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры

стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и

административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных

кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных

ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или

ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение

условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения

отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы

капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в

международных экономических организациях, интеграционных государственных

объединениях.

Более подробно на механизмах государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности мы остановимся в последующем изложении

темы данной дипломной работы.

Итак, отдельные инструменты государственной экономической политики

могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной

интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того

или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования

экономики в конкретный период.

2. Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности

государства.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов

государства принадлежит таможенной службе – одному из важнейших элементов

рыночной инфраструктуры. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота,

и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет

государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических

проблем.

Путем разумных протекционистских мер, таможенная служба оберегает

национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала

«открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах

«размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала

проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является

сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации «О неотложных

мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» и

Постановлением Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по

усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской

Федерации», Государственный таможенный комитет Российской Федерации

сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение

главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной

безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых

видов налогов;

- участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в

первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся

российским экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной

статистики внешней торговли России;

- создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность

таможенной службы.

Российская таможенная служба была вновь создана в 1991г., после

распада СССР. За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном

законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для

таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и

Закон Российской Федерации о " Таможенном тарифе ".

Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют

мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности

российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления

внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое

хозяйство, ее участие в развитии международной производственной

кооперации.

Возросла роль Государственного таможенного комитета России как

ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики

Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных

платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления,

организация контроля, за их поступлением в полном объеме в федеральный

бюджет, позволили добиться весомых экономических результатов.

В 1996 году вклад российского таможенного ведомства в федеральный

бюджет составил 29 млрд. рублей, в 1997г. - 32 млрд. рублей, в 1998г. –

около 35млрд. рублей, то есть практически каждый третий рубль попадает в

государственный бюджет от таможенного ведомства.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15

региональных таможенных управлений (в 1991 г. было 2), 150 таможен (в 1991

г. - 84), 503 таможенных поста (было 122). Сегодня таможенная служба

России - это 53800 сотрудников (было 8288 ).

Такая система таможенных органов позволяет осуществлять свои

функции на всей территории России. В соответствии со статьей 10 Таможенного

кодекса РФ таможенные органы выполняют следующие основные функции:

1. участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;

2. обеспечивают соблюдение законодательства; принимают меры по защите прав

и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при

осуществлении таможенного дела;

3. обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность

Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета

Российской Федерации;

4. защищают экономические интересы Российской Федерации;

5. применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических

отношений;

6. взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7. участвуют в разработке мер экономической политики перемещаемых через

таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

8. обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров

через таможенную границу РФ;

9. ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового

законодательства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу

наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и

археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов

интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся

под угрозой исчезновения, других товаров, а также оказывают содействие в

борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства

в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

10. осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное

оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через

таможенную границу РФ;

11. ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную

статистику;

12. ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

13. содействуют развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской

Федерации, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

14. содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности,

общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья

человека, защите животных и растений, охране окружающей среды, защите

интересов российских потребителей ввозимых товаров;

15. осуществляют контроль, за вывозом стратегических и других жизненно

важных для интересов России материалов;

16. осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

17. обеспечивают выполнение международных обязательств РФ, участвуют в

разработке международных договоров РФ, осуществляют сотрудничество с

таможенными и иными компетентными органами иностранных государств,

международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

18. проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области

таможенного дела;

19. обеспечивают в установленном порядке информацией по таможенным вопросам

Президента РФ, Государственную думу РФ, Правительство РФ и иные

государственные органы, предприятия, учреждения и граждан;

20. реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают

материально-техническую и социальную базу таможенных органов.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России,

как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и

остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций,

совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля,

обеспечение экономической безопасности государства и защита его

экономических интересов.

В укреплении экономической безопасности Российской Федерации принимают

участие все органы государственной власти, это одна из их конституционных

функций. В компетенцию таможенных органов входят такие вопросы

экономической безопасности России, как борьба с контрабандой, незаконными

валютными операциями, нарушениями таможенных правил, наполнение

федерального бюджета и осуществление мер государственного регулирования по

защите экономических интересов государства и российских участников

внешнеэкономической деятельности.

Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической

безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников

общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные

таможенно-правовые нормы.

Экономическая безопасность государства, его экономические интересы и их

защита имеют различные аспекты: существуют, например, внутри- и

внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут

быть связаны с развитием промышленного и агропромышленного комплекса,

транспорта и связи и т.п. Понятно, что таможенные органы призваны

имеющимися средствами, и присущими им методами, защищать и охранять

названные и вытекающие из них более конкретные интересы государства в

целом, регионов, предприятий и хозяйственных организаций.

Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую

безопасность и защиту экономических интересов государства, можно разделить

на две группы:

1. Средства правового регулирования и методы правоохранительной

деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое

принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим

законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими

пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу

правоохранительной деятельности таможенных органов.

2. Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений.

К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы,

налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль,

методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное

регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров,

установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты,

сертификация и другие ограничения).

Т.е. таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с

целью обеспечения экономической безопасности, включает в себя целый

комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и

программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов

государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности

торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной

экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее

деструктивных элементов.

В следующих разделах дипломной работы мы более подробно остановимся на

средствах и методах государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности и правоохранительной деятельности таможенных органов.

3. Таможенные органы как органы государственного регулирования и контроля в

сфере внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы,

предусматривающей переход от административных методов управления к

экономическим, является изменение роли государственного регулирования

внешней торговли.

Эффективно действующий механизм таможенного тарифного и нетарифного

регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией

активной и целостной таможенной политики, а также для решения таможенными

органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской

Федерации, защите ее экономических интересов.

Рассмотрим сначала тарифные средства и меры государственного

регулирования внешнеэкономической деятельности. К таким средствам следует

отнести сам таможенный тариф, а также, методы определения и контроля

таможенной стоимости товаров, страны происхождения товаров, порядок уплаты

таможенных платежей и предоставления тарифных льгот.

Таможенный тариф – наиболее распространенный инструмент

государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм

ценообразования.

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются

протекционистская и фискальная функции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных

товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров

увеличивает стоимость последних при реализации на внутреннем рынке и тем

самым повышается кокурентноспособность аналогичных товаров, производимых

национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств

в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние

цены, до определенной степени содействует развитию национального

производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров повышается

общий уровень цен на такие товары, национальные производители получают

дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в

экономику или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, для

повышения конкурентноспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития

национального экспорта путем одностороннего установления низких или нулевых

ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления

экспортной продукции.

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие

внешнеэкономических отношений и экономики в целом требуют от

государственных органов, связанных с его разработкой, взвешенного подхода к

определению уровня ставок пошлин.

Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен

Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе», вступившем в действие с

1 июля 1993г.

Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок

таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную

границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой

внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Вышеуказанным законом определены основные цели таможенного тарифа

Российской Федерации:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных

доходов и расходов на территории РФ;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и

потребления товаров на территории РФ;

- защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной

конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Ставки таможенных пошлин определяются правительством РФ, являются

едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц перемещающих товары

через таможенную границу.

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин, применяются в отношении

товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с

которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприпятствуемой

нации. В отношении товаров, происходящих из стран, в отношении которых

данный режим не предусмотрен или страна происхождения не установлена,

применяются базовые ставки пошлин увеличенные вдвое. В отношении товаров,

происходящих из отдельных развивающихся стран и наименее развитых стран,

перечни которых утверждены Государственной Думой РФ, применяются базовые

ставки пошлин уменьшенные вдвое и нулевые ставки пошлин, соответственно.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых

товаров;

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых

товаров;

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством

РФ могут устанавливаться, на срок до шести месяцев, сезонные пошлины.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым

товарам могут одновременно применятся особые виды пошлин: специальные,

антидемпинговые и компенсационные.

Специальные пошлины применяются:

- в качестве защитной меры, если товары ввозятся на территорию РФ в

количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям

подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

- как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие

интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их

союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную

территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в

стране вывоза, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным

производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению

производства подобных товаров в Российской Федерации.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную

территорию РФ товаров, при производстве и вывозе которых прямо или косвенно

использовались субсидии, если такой ввоз наносит материальный ущерб

отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации

и расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Ставки соответствующих особых видов пошлин устанавливаются

Правительством РФ по итогам проведенного специального расследования

соответствующими государственными органами.

В соответствии со ст.110 Таможенного кодекса РФ при перемещении

товаров через таможенную границу РФ, и в других случаях установленных

кодексом помимо пошлин уплачиваются следующие таможенные платежи:

1. таможенная пошлина;

2. налог на добавленную стоимость;

3. акцизы;

4. сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ;

5. сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному

оформлению;

6. таможенные сборы за таможенное оформление;

7. таможенные сборы за хранение товаров;

8. таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9. плата за информирование и консультирование;

10. плата за принятие предварительного решения;

11. плата за участие в аукционах.

То есть государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

можно осуществлять не только через изменение тарифа по таможенным пошлинам,

но и варьируя величиной других налогов и сборов.

Все таможенные платежи должны уплачиваться таможенному органу до, или

одновременно, с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация

не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей

исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации(10 дней с

момента уведомления таможенного органа о прибытии груза). В исключительных

случаях может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты таможенных

платежей под залог товара, гарантию банка или третьего лица, или путем

внесения причитающихся сумм на депозит. Неуплаченные таможенные платежи

взыскиваются таможенным органом РФ в бесспорном порядке с уплатой пени в

размере 0,3% суммы недоимки за каждый день просрочки. При попытке уклонения

от уплаты таможенных платежей Государственный таможенный комитет вправе

принять решение о приостановлении операций по счетам плательщика,

являющееся обязательным для исполнения банками и иными кредитными

учреждениями.

Тарифные льготы по уплате таможенных пошлин предоставляются

исключительно по решению Правительства РФ в соответствии с законом «О

таможенном тарифе». При этом под тарифной льготой понимается

предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при

реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого

через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины,

освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления

тарифных квот на преференциальный ввоз(вывоз) товара. Льготы по уплате

других таможенных платежей, в частности акциза и НДС предоставляются в

порядке определяемом соответствующими законами об акцизах и об НДС.

В соответствии со ст.117 ТК основой для начисления таможенной пошлины,

акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров,

определяемая в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Основой для

исчисления НДС является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется

таможенная пошлина, а по акцизным товарам также и сумма акциза.

Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер

нетарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным

нормам и правилам, а также реальный уровень тарифного обложения

(действительная величина сумм таможенных платежей) во многом определяются

теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления таможенной

стоимости как базы для налогообложения. Так, например, не изменяя уровня

ставок таможенных платежей, можно за счет изменения правил определения

таможенной стоимости значительно увеличить или уменьшить их сумму за счет,

включения или исключения из налогооблагаемой базы каких-либо дополнительных

элементов затрат.

Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно

необходимо также для иных таможенных целей, таких как таможенная

статистика, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках,

контроль за эквивалентностью встречных поставок, осуществление валютного

контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль за

соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью

определения размера взимаемых таможенных платежей представляет собой одну

из самых сложных процедур в международной таможенной практике. Определение

таможенной стоимости товаров базируется на специальной, весьма сложной,

правовой базе; требует серьезных экономических знаний, а также знаний в

области организации внешней торговли, перевозок и страхования товаров.

Порядок определения таможенной стоимости определен Законом РФ «О

таможенном тарифе». Таможенная стоимость заявляется таможенному органу РФ

путем представления декларации таможенной стоимости (ДТС, см.приложние №2).

Таможенная стоимость товара определяется заявителем согласно методам

определения таможенной стоимости, установленным законом.

Законом РФ «О таможенном тарифе» установлено шесть методов определения

таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ:

1. по цене сделки с ввозимыми товарами;

2. по цене сделки с идентичными товарами;

3. по цене сделки с однородными товарами;

4. метод вычитания стоимости;

5. метод сложения стоимости;

6. резервный метод.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по

цене сделки с ввозимыми товарами. Если основной метод не может быть

использован, применяется последовательно каждый из методов. Не будем

подробно рассматривать каждый из методов. Остановимся только на самом общем

понятии при основном методе определения таможенной стоимости: таможенной

стоимостью ввозимого товара является цена сделки, фактически уплаченная или

подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной

границы РФ (до порта или иного места ввоза). При этом в цену сделки

включают: расходы по доставке товара до места ввоза (фрахт, страховка,

погрузка и т.д.), расходы понесенные покупателем (комиссионные

вознаграждения, стоимость контейнеров, тары, упаковки), стоимость

комплектующих, расходных материалов, лицензионные платежи и т.п.. Указанный

метод не может быть использован, если: существуют ограничения прав

покупателя на товар; цена зависит от условий, влияние которых не может быть

учтено; данные, заявленные декларантом не подтверждены документально;

участники сделки являются взаимосвязанными лицами и др. Только из этого

примера видно какой объем факторов необходимо учесть и проконтролировать,

при определении таможенной стоимости товара.

К нетарифным средствам и мерам государственного регулирования

относится запрещение ввоза(вывоза), эмбарго, лицензирование, квотирование,

сертификация и другие ограничения на перемещение товаров через таможенную

границу РФ, а также лицензирование отдельных видов внешнеэкономической

деятельности, связанных с обеспечением государственной и экономической

безопасности государства, защитой его экономических интересов, защитой

жизни и здоровья людей, охраной окружающей среды, охраной культурного

достояния народов России и т.д.

В настоящее время для перемещения через таможенную границу РФ товаров

попадающих под действие нетарифных мер регулирования требуются разрешения

следующих государственных органов, осуществляющих контроль, за соблюдением

нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности:

1. Министерство торговли РФ – лицензии – на ввоз(вывоз) драгоценных

металлов и камней; товаров двойного назначения; шифровальных средств;

радиоактивных материалов; ядерных материалов и технологий;

озоноразрущающих веществ; продукции военного назначения; опасных отходов;

спирта и водки; коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии;

информации о недрах; наркотических, ядовитых и сильнодействующих веществ;

лекарственных средств и фармацевтических субстанций; диких животных,

растений; взрывчатых веществ и пороха.

2. Центр стандартизации и метрологии – сертификат – контроль за товарами на

предмет их соответствия нормам безопасности РФ.

3. Гос.хлебная инспекция РФ – сертификат – ввоз(вывоз) зерна и продуктов

его переработки.

4. Министерство по атомной энергии – сертификат – ввоз(вывоз) средств

перевозки радиоактивных материалов.

5. Госкомэпиднадзор РФ – сертификат радиационной безопасности на металлолом

и строительные материалы.

6. Служба карантина растений РФ – фитосанитарный сертификат- ввоз(вывоз)

продукции растительного происхождения.

7. Гос.ветеринарный надзор РФ – ветеринарное свидетельство на продукцию

животного происхождения.

8. Министерство культуры РФ – свидетельство – на право вывоза культурных

ценностей.

9. Госсвязьнадзор РФ – ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных

устройств.

10. Центробанк РФ – лицензии – ввоз(вывоз) памятных монет, на проведение

валютных операций и операций связанных с движением капитала.

11. МВД РФ – разрешение – ввоз(вывоз) гражданского и служебного оружия.

12. Комиссия по гуманитарной и технической помощи – разрешение – ввоз

товаров в качестве гуманитарной помощи.

13. ФСБ РФ – лицензия – ввоз специальных технических средств.

Мы видим, что нетарифные меры регулирования внешнеэкономической

деятельности охватывают практически весь спектр товаров, и в осуществлении

контроля задействованы все органы государственной власти отвечающие за

безопасность государства и населения. Таможенные органы призваны исключить

возможность пересечения таможенной границы РФ без соблюдения

соответствующих мер нетарифного регулирования и без наличия разрешений

соответствующих государственных органов.

Помимо мер тарифного и нетарифного регулирования, особое место в

системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

занимает валютное регулирование. Любое государство стоит на страже валюты и

валютных ценностей. Понятие валютное регулирование означает способ

государственного управления валютной сферой в экономике России, т.е.

регламентацию государством международных расчетов и порядка проведения

валютных операций. При этом государство исходит из необходимости:

- повышения экономической эффективности страны;

- обеспечения экономической безопасности;

- необходимости формирования валютного резерва страны;

- необходимости создания валютных фондов хозяйствующих субъектов.

Основным законом в сфере валютного регулирования является Закон РФ от

09.10.92г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В нем

определены основные понятия, полномочия и функции органов валютного

регулирования и валютного контроля, предусмотрена ответственность за

нарушение валютного законодательства.

Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный

контроль по двум направлениям:

1. контроль за перемещением через таможенную границу РФ валютных ценностей,

валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ;

2. контроль за валютными операциями связанными с перемещением через

таможенную границу товаров и транспортных средств.

В соответствии со ст.198ТК Государственный таможенный комитет РФ

является органом валютного контроля, а иные таможенные органы РФ являются

агентами валютного контроля, подотчетными ГТК РФ.

С получением таможенными органами статуса органов валютного контроля и

определением их компетенции впервые в Российской Федерации была создана

система таможенно-банковского валютного контроля. Эта система, для

оперативного решения задач валютного регулирования, предусматривает обмен

всей информацией, касающейся внешнеторговых операций, между таможенными

органами, Центробанком РФ и уполномоченными банками. Для обеспечения

правовой основы развития системы валютного контроля в Российской Федерации

расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, должны осуществляться

только через счета резидентов в уполномоченных банках, если иное не

разрешено Центральным банком РФ. При этом таможенное оформление

внешнеэкономической сделки может быть произведено только при наличии:

паспортов экспортной или импортной сделки, выданных уполномоченным банком,

в случае необходимости разрешения Центрального банка и соблюдения других

мер валютного контроля.

Введение любой системы государственного регулирования и контроля

предполагает для обеспечения эффективности ее действия наличие, по крайней

мере, двух моментов: во-первых, установление четких законодательных норм и

правил регламентирующих средства и меры государственного регулирования и

контроля (тарифные и нетарифные меры, система налогообложения, валютного

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ