Рефераты
 

Билеты по теории гос-ва и права

постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в

последующем эти суды. Сложилось правило прецедента, означающее, что однажды

сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех

других судей. Характерные черты правопонимания в этой семье выражается

формулой: «Средство судебной защиты важнее права», т.к. основная сложность

заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд.

В XIV-XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла

необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя

королевский канцлер, который стал решать в порядке опред.процедуры споры по

обращениям к королю. В результате наряду с общим правом сложилось право

справедливости. До реформы 1873-1875 гг. в Англии существовал дуализм

судопроизводства: помимо судов, применявших общее право существовал суд

лорда-канцлера. Реформа слила общее право и право справедливости в единую

систему прецедентного права. И сегодня английское право продолжает

оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе

решения конкретных случаев.

Помимо исключительно широких прав судей в создании права и роли судебного

прецедента особенностями англосаксонской правовой семьи являются: 1)

индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов; 2)

приоритет прав человека (защищаемых судом); 3) главенствующая роль

процессуального (доказательственного) права, оказывающего влияние на право

материальное; 4) отсутствие четкого разделения права на частное и

публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости; 5)

отсутствие отраслевых кодексов; 6) нет резко выраженного деления права на

отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и

частноправовые – гражданские, торговые, уголовные, а также по причине

отсутствия кодексов европейского типа. Доктрина не знает дискуссий о

структурных делениях права. Однажды вынесенное решение является нормой для

всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень

обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда,

рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом

прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике

поправка. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства

рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит

применение той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию

обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще

может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не

регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую

норму, т.е. становится законодателем.

12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами (источниками)

права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источники

права – специальный правовой термин, который употребляется для обозначения

внешних форм выражения юридических норм. Различаются следующие основные

формы (источники права): правовой обычай, юридический прецедент (судебная

практика), нормативно-правовой акт.

Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило поведения,

которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми

определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Юридический прецедент – это судебное или административное решение по

конкретному юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение.

Различаются судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента

состоит в том, что ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного

или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при

последующем разрешении подобных дел.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся

нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт

занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе общеобязательные правила

поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К нормативно-прав.актам

относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов

исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты

наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного

развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового

регулирования.

13. Унитарная форма гос-венного устройства: понятие и признаки. Форма гос-

венного устройства – это национальное и административно-территориальное

строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между его

составными частями, между центральными и местными органами гос-венной

власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из каких частей состоит

внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение этих частей и

каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения между

центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме

выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва.

По форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три

основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное гос-во – это единое цельное гос-венное образование, состоящее из

административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным

органам власти и признаками гос-венного суверенитета не обладают.

Унитарное гос-во характеризуется следующими признаками: 1) Предполагает

единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и

судебные органы, которые осуществляют верховное руководство

соответствующими местными органами (Франция); 2) На территории унитарного

гос-ва действует одна конституция, единая система закон-ства, одно

гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится

обязательная для всех административно-территориальных единиц общая

налоговая и кредитная политика. 3) Составные части унитарного гос-ва

(области, департаменты, округа, провинции, графства) гос-венным

суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов

самостоятельных воинских атрибутов гос-венности. В то же время местные

органы в унитарном гос-ве обладают известной, а иногда и значительной

самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов

унитарное гос-венное устройство может быть централизованным и

децентрализованным. Принято считать гос-во централизованным, если во главе

местных органов гос-венной власти стоят назначенные из центра чиновники,

которым подчинены местные органы самоуправления. 4) Унитарное гос-во, на

территории которого проживают небольшие по численности национальности,

широко допускает национальную и законодательную автономию. 5) В унитарном

гос-ве все внешние межгос-венные сношения осуществляют центральные органы,

которые официально представляют страну на международной арене. 6) Имеет

единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными

органами гос-венной власти.

14. Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.

Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы

права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего

характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных

индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к

определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в

реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены

одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания

правоприменительного характера.

Классификация: Один из главных признаков дифференциации всех нормативных

источников – это принадлежность к той или другой отрасли права:

конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д. Другое

основание деления нормативных актов – по субъектам их издания: акты органов

гос-ва; санкционированные гос-вом акты общественных организаций; акты

органа самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления

(референдум). К данной классификации примыкают и более конкретизированные

деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства,

министерства, муниц.органа и т.д. Учитывая неодинаковую роль основных

частей механизма гос-ва, следует особо обратить внимание на акты органов

гос-венной власти и акты органов гос-венного управления. Центральным и

главным является подразделение н-п актов в соответствии с их иерархической

структурой. В данной классификации основным критерием отнесения н-п акта к

тому или другому виду служит его юрид.сила. Юридическая сила указывает на

место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от

положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и

компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Общему

построению системы законодательств в любом гос-ве свойственно деление на

законы и подзаконные н-п акты. Закон – это принимаемый в особом порядке

(высшими органами власти федерации и ее членов или в ходе референдума) и

обладающий высшей юрид.силой н-п акт, выражающий гос-венную волю по

ключевым вопросам общественной жизни. Законы подразделяют на обыкновенные и

конституционные (конституции и примыкающие к ним основополагающие законы,

регулирующие вопросы общественного и гос-венного устройства). Особое место

в системе нормативных актов занимают акты президентской власти. Они

относятся к подзакон.актам и должны носить исполнительский характер.

Однако, в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе

конституции президентские акты могут приостановить или корректировать

законы. К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходящую юрид.силу по

отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся

постановления и распоряжения правительства. НПА отдельных ведомств, как

правило, регулируют внутриведомственные отношения. Однако некоторым из

центральных ведомств, напр. МВД, в строго ограниченной сфере

предоставляется право издавать акты внешнего действия. Местные подзаконные

акты издаются территориальными органами гос-венной власти и управления или

органами местного самоуправления. Локальные подзаконные акты издаются

администрацией для решения своих внутренних вопросов.

15. Федерация как форма гос-венного устройства: понятие, признаки, виды.

Форма гос-венного устройства – это национальное и административно-

территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из

каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое

положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся

отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой

гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на

территории данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно

подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и

конфедеративные.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее

самостоятельных гос-венных образований в одно союзное гос-во. Федеративное

гос-венное устройство неоднородно.

В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые

определяются историческими условиями образования конкретной федерации и

прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры

и быта народов, входящих в союзное гос-во. Но можно выделить наиболее общие

черты, характерные для большинства федеративных гос-в. 1) Территория

федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов,

земель, республик и т.п. 2) В союзном гос-ве верховная законодательная,

исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным гос-венным

органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается

федеральной конституцией. 3) Субъекты федерации обладают правом принятия

собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные

и судебные органы. 4) В большинстве федераций существует единое союзное

гражданство и гражданство федеральных единиц. 5) При федеральном гос-венном

устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов

федерации. 6) Основную общегос-венную внешнеполитическую деят-сть в

федерациях осуществляют союзные гос-венные органы. Они официально

представляют федерацию в межгос-венных отношениях (США, Индия). Федерации

строятся по территориальному и национальному признакам, которые в

значительной мере определяют характер, содержание и структуру гос-венного

устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос-

венного суверенитета субъектов федерации. 1) Гос-венные образования,

составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными гос-вами,

поскольку их деят-сть в сфере внутренних и внешних отношений зависит от

властных полномочий общефедеральных гос-венных органов. 2) Субъекты

терр.федерации конституционно лишены права прямого представительства в

международных отношениях (Индия). 3) В терр. Федерациях конституционное

закон-ство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из

союза (США, ФРГ). 4) Управление вооруженными силами в терр.федерациях

непосредственно осуществляется союзными гос-венными органами.

Национальные федерации характеризуется след.признаками: 1) Субъектами такой

федерации являются национальные гос-ва и нац.-гос-венные образования,

которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его

особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией. 2) Нац.федерация

строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности

населения все субъекты нац.федерации пользуются одинаковыми правами и

обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и гос-ва.

3) Нац.федерация обеспечивает гос-венный суверенитет больших и малых наций,

их свободное и самостоятельное развитие. 4) Высшие гос-венные органы

нац.федерации формируются из представителей субъектов федерации. 5)

Важнейшей особенностью нац.федерации является правовое положение ее

субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким

общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, т.е.

право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей гос-венности.

Основное различие между территориальной и нац.федерацией состоит в

различной степени суверенности их субъектов.

16. Норма права: понятие и признаки. Структура нормы права.

Правовая норма – это первичная клеточка права. Норма права является

образцом (моделью) типового общественного отношения, которое

устанавливается гос-вом. Она определяет границы возможного или должного

поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных

взаимоотношениях. Норма права предусмастривает свободу участников

регулируемых общественных отношений в двояком смысле: 1) как способность

воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения

(внутренняя свобода); 2) как возможность действовать вовне, преследовать и

осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Признаки правовой нормы: 1) Норма права устанавливается или санкционируется

гос-вом. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных гос-

венных актах. 2) Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С

одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на

удовлетворение законных прав субъекта. С другой стороны, норма права

обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая

таким образом свободу отдельных лиц. 3) Реализация правовой нормы в

необходимых случаях обеспечивается мерами гос-венного принуждения.

Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за

собой применение со стороны компетентных гос-венных органов мер

юрид.ответственности к правонарушителям. 4) Благодаря вышеуказанным

признакам нормы права выступают гос-венным регулятором типовых общественных

отношений. В этом выражается социальная роль правовых норм.

Структура нормы права. Норма права имеет характерное внутреннее строение

(структуру). Структура показывает из каких элементов состоит норма. Их три:

гипотеза, диспозиция и санкция. 1) Гипотеза (предположение) – это элемент

правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует

руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические

обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юрид.права и

обязанности. 2) Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нормы, в

котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии

условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило

поведения, содержание юрид.прав и обязанностей лиц. 3) Санкция (взыскание)

– это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры гос-

венного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного

диспозицией. Санкция определяет меры юрид.ответственности за нарушение

опред.нормы права. Норма права может выполнять свои непосредственные

регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов.

17. Содружество и сообщество государств, их понятия, признаки и цели

создания. Содружество государств – это весьма редкое, но тем не менее

организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих

признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки

могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности,

интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права

(уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой

статус гражданина); в-третьих, языка (языковое единство может иметь

лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда

привнесенное в результате колониального господства); в-четвертых, культуры

(иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда

достигается взаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных,

чужеродных элементов); в-пятых, религии. Однако содружество это не

государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе

содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный

договор, устав, декларация и иные юридические документы. Цели, выдвигаемые

при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают

важные интересы государства. Что не позволяет их отнести к разряду

второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам

приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены

содружества – полностью независимые, суверенные государства, субъекты

международных отношений. В содружестве могут создаваться надгосударственные

органы, для координации действий государств. Денежные средства для целей

содружества объединяются добровольно, в тех размерах, которые считаются

достаточными и необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в

форме нормативных актов, которые принимают главы государств. Содружество,

как объединение государств может носить переходный характер. Оно может

развиться в конфедерацию и, даже, в федерацию, а может, наоборот, при

нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших

его, послужить этапом окончательной дезинтеграции этого специфического

союза.

Межгос-венные образования знают и такую форму, как Сообщество гос-в. В

основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор.

Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой

государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает

интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует

в сторону конфедеративного объединения (Европейские сообщества). В

Сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие

те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в

Сообщество и выхода из него устанавливается членами этого образования. В

Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-

государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества является

выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств,

входящих в него, а также объединение условий этих государств, для

достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и других

барьеров.

18. Система права: понятие и структура. Классификация отраслей права, их

краткая характеристика. Система права формируется и функционирует на основе

общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное

явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности

общественной жизни. Система права – это его внутреннее строение, которое

выражается в единстве и согласованности действующих в гос-ве правовых норм

и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Признаки системы права: 1) Характеризуется объективностью. Она не может

создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена

реально существующей системой общественных отношений. Для системы права

характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут

функционировать изолированно. 2) С.П. – это многообразное правовое явление,

включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы.

Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на

нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление

объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает

и регулирует система права.

Нормы права – это элемент СП, его «атом» более не делимый. В системной

организации права правовые нормы существуют не обособленно, а

соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее

образование – институты права. Подотрасль права представляет собой

объединение нескольких институтов в одной и той же отрасли права. Отрасль

права – это основное подразделение системы права, его главный элемент,

который объединяет взаимосвязанные между собой институты права,

регулирующие качественно однородную область общественных отношений.

Система права объединяет следующие основные отрасли: 1) Государственное

(конституционное) право – это отрасль права, закрепляющая основы

общественного и государственного устройства страны, основы правового

положения гр-н, систему органов гос-ва и их основные полномочия. 2)

Административное право регулирует общественные отношения, которые

складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деят-

сти органов гос-ва. 3) Финансовое представляет собой совокупность норм,

регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деят-сти. 4)

Земельное регулирует общественные отношения в области использования и

охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой

жизнеобеспечения человеческого общества. 5) Гражданское – наиболее объемная

отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и

связанные с ними личные неимущественные отношения. 6) Трудовое право – это

отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деят-

сти человека. 7) Семейное – отрасль права, которая регулирует брачно-

семейные отношения. 8) Гражданско-процессуальное право регулирует

отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых

и семейных споров. 9) Уголовное право представляет собой комплекс норм,

которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является

преступным и какое наказание за его совершение применяется. 10) Уголовно-

процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по

уголовным делам. 11) Исправительно-трудовое право регулирует отношения,

складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с

исправительно-трудовым воздействием.

19. Конфедерация: понятие и общая характеристика.

Форма гос-венного устройства – это национальное и административно-

территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер

взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными

органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из

каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое

положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся

отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой

гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на

территории данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно

подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и

конфедеративные.

Конфедерация – это временный юрид.союз суверенных гос-в, созданный для

обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве гос-ва

(члены конфедерации) сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так

и во внешних делах.

В отличие от федеративного гос-венного устройства конфедерация

характеризуется следующими признаками: 1) Конфедерация не имеет своих общих

законодат., исполнит-ных и судебных органов. Конфедеративные органы,

состоящие из представителей суверенных гос-в, решают проблемы

экономического, оборонного сотрудничества (ради этого она и создается). 2)

Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и

единого гос-венного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по

согласию членов конфедерации. 3) Конфедеративные гос-венные органы могут

договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также

единой межгос-венной кредитной политике на период существования данного гос-

венного образования. 4) Конфедеративные гос-ва недолговечны. Они или

распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

Конфедерация может служить основой для образования суверенных унитарных или

федеративных гос-в.

20. Система законодательства и ее соотношение с системой права. В

философском плане система права и система законодательства соотносятся

между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение

системы права, ее объективированная форма. Система права и система

законодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой

зависимости различна. Система права (СП), формируясь под влиянием

деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и несколько

автономный от воли законодателя характер. Система закон-ства (СЗ) – детище

закон-теля, хотя, безусловно, также имеет социальную обусловленность. СП и

СЗ не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: СЗ воплощена в

закон-стве, иных нормативно-правовых актах; СП находит воплощение не только

в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах

права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный

характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в

правосознании. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе СП

обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли

же закон-ства такими объединяющими началами не обладают. Анализ

законодательства позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское и т.д.); 2)

комплексные отрасли закон-ства – отрасли, состоящие из норм различных

отраслей права: административного, гражданского, уголовного; 3) отрасли

закон-ства, привязанные к соотв.сферам гос-венного управления и сферам гос-

венной деят-сти (закон-ство о водном, воздушном, железнодорожном

транспорте, об образовании и т.д.) Отсюда количество отраслей закон-ства

значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором

отраслей российского закон-ства, утвержденным Указом Президента РФ,

охватывается 48 таких отраслей.

21. Функции гос-ва: понятие и классификация, гос-венно-правовые формы их

осуществления. Термин функции гос-ва применяется для обозначения основных,

наиболее важных направлений деят-сти гос-ва, в которых проявляется его

социальное назначение. Основные направления деят-сти законодательной,

исполнительной и судебной власти в правовом гос-ве имеют общую природу. Их

первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеят-сти

общества. Функции гос-ва устанавливаются в зависимости от основных задач,

стоящих перед гос-вом на том или ином этапе его развития, и представляют

собой средство реализации этих задач. Вся функциональная деят-сть гос-ва

направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его

нравственного, материального и физического благополучия, максимальной

правовой и социальной защищенности личности. Гос-во всегда должно выступать

как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через

личность гос-во содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует

и обогащает всю систему общественных отношений. Т.о. функции гос-ва – это

основные направления его деят-сти, в которой выражается сущность и

социальное назначение гос-венного управления обществом.

Все основные направления деят-сти гос-ва в зависимости от того, в какой

сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и

внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных

сферах: внутри страны и на международной арене. По продолжительности

действия функции гос-ва подразделяются на постоянные и временные.

Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития гос-ва. Временные

же – прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило

имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, напр.ликвидация стихийного

бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений). Основными

правовыми формами осуществления функций современного гос-ва являются

правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деят-

сть.

23. Механизм гос-ва понятие и структура. Особенности механизма Российского

гос-ва на современном этапе. Механизм гос-ва – это система специальных

органов и учреждений, посредством которых осуществляется гос-венное

управление обществом и защита его основных интересов. Механизм гос-ва

выступает основным субъектом осуществления гос-венной власти. Решающую роль

в механизме гос-венной власти играют гос-венные органы. Через гос-венный

аппарат, его органы, гос-во осуществляет возложенные на него задачи,

оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие обществ.жизни,

способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию

и благополучию населения. В опред.случаях властные гос-венные функции могут

осуществлять и негос-венные организации, если они на то уполномочены гос-

вом. Понятие "механизм государства" не следует отождествлять с понятием

"государственный аппарат". Государственный аппарат составляет основу

механизма государства. Целостную систему государственного механизма

составляют: государственные органы; государственные учреждения;

государственные предприятия. Механизм государства является материальным

выражением государства.

Особенности механизма РФ. Все государственные органы объединены выполнением

сходных целей и задач - реализацией функций государства. Деятельность

государственного механизма обеспечивает особая группа людей, которые: 1)

занимаются управлением в качестве основного вида деятельности; 2)

обособлены от общества; 3) наделены властными полномочиями; 4) обладают

специальной подготовкой; 5) подчиняются специальным нормам своих органов и

организаций. В качестве примера представителей данной группы можно

выделить: Президента Российской Федерации; членов Правительства РФ;

депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов

представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации;

судей; чиновников различных уровней; военнослужащих и офицерский состав;

работников милиции, прокуратуры, спецслужб и иных государственных

организаций. Основным элементом государственного механизма является

государственный орган, который: занимает определенное место в иерархической

системе механизма государства; выполняет определенные функции; имеет свою

структуру; наделен властными полномочиями. Возглавляют систему

государственных органов (то есть находятся на вершине иерархической

государственной пирамиды и являются высшими государственными органами):

Президент РФ; Правительство РФ; Федеральное Собрание; Конституционный Суд

РФ; Верховный Суд РФ; Высший арбитражный суд РФ. В некоторых случаях

граждане, занятые управлением государством, наделены самостоятельными

властными полномочиями и именуются должностными лицами, (директор

государственного предприятия) Понятие "государственный служащий" шире

понятия "должностное лицо" (то есть не каждый государственный служащий

является должностным лицом). Одним из главных признаков государственного

механизма является наличие специального аппарата принуждения. Без аппарата

принуждения невозможно само существование государства. В современном

политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения,

как "силовые структуры". К ним относятся: армия; органы внутренних дел;

Федеральная служба безопасности; разведка, контрразведка; пограничная

служба; аппарат судебных исполнителей; система исполнения наказаний

(тюрьмы, колонии и т. д.); иные органы, исполняющие функции

государственного принуждения.

11. Республика как форма правления. Понятие и признаки. Форма правления

представляет собой структуру высших органов гос-венной власти, порядок их

образования и распределения компетенции между ними. Форма гос.правления

дает возможность уяснить: 1) как создаются высшие органы гос-ва и каково

их строение; 2) какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими

и другими гос.органами; 3) как строятся взаимоотношения между верховной

гос.властью и населением страны; 4) в какой мере организация высших органов

гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы гр-нина. По указанным

признакам формы гос.правления подразделяются на монархические (единоличные,

наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ