Рефераты
 

Билеты по теории гос-ва и права

Республика – это такая форма правления, при которой верховная гос-венная

власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на

опред.срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются: 1)

существование единоличного и коллегиального главы гос-ва; 2) выборность на

опред.срок главы гос-ва и др.верховных органов гос-венной власти; 3) юрид.

ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом; 4)

осуществление гос-венной власти не по собственному праву, а по поручению

народа; 5) обязательность решений верховной гос-венной власти для всех

других гос-венных органов; 6) преимущественная защита интересов гр-н гос-

ва, взаимная ответственность личности и гос-ва. Зародилась в Афинском гос-

ве.

Виды: парламентарная (верховная роль в организации гос-венной жизни

принадлежит парламенту), президентская (соединяет в руках президента

полномочия главы гос-ва и главы парламента), смешанная и социалистическая

(гос-венная форма диктатуры пролетариата).

29. Президент как глава гос-ва: функции, полномочия, способы осуществления

власти. В странах с республиканским правлением главой гос-ва обычно

является президент. В целом полномочия президента сводятся к следующему: 1)

президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает

послов; 2) ратифицирует международные договоры и соглашения; 3) является

главнокомандующим вооруженными силами страны. В ряде стран в соответствии с

конституционным закон-ством президент имеет право: 1) распустить парламент,

прервать сессию или отложить ее созыв; 2) отказать в одобрении

законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента. Наиболее

широкими властными полномочиями обладает глава гос-ва в президентских

республиках. Это характерно для России, где президент, кроме

вышеперечисленных полномочий, по предложению Председателя Правительства

назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя

Правительства федеральных министров, формирует и возглавляет Совет

Безопасности РФ, утверждает военную доктрину РФ, формирует Администрацию

Президента, назначает и освобождает полномочных представителей Президента,

назначает и освобождает высшее командование ВВС РФ. Он издает указы и

распоряжения, которые регулируют разнообразные стороны гос-венной жизни. В

парламентарных республиках роль президента значительно скромнее. Являясь

главой гос-ва, он лишь формально представляет высшую исполнительную власть,

т.к. реально ее осуществляет глава правительства. В таких гос-вах роспуск

парламента хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по

решению правительства; акты президента не имеют юрид.силы без подписи главы

правительства.

24. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

Систематизация нормативных актов – это деят-сть по приведению их в

упорядоченную совокупность, т.е. систему. Правовая практика использует 4

способа систематизации: 1) сбор гос-венными органами и должностными лицами

норм.док-тов необходимых для их деят-сти; 2) издание сборников норм.док-

тов; 3) объединение совокупности мелких актов изданных по одному или

нескольким мелким вопросам в один укрупненный акт; 4) издание нового акта,

кодекса или др. акта, приближающегося к кодексу путем переработки

действующих норм права, а также дополнения их новыми нормативными

установлениями.

С учетом этих способов выделяют 4 вида систематизации: Учет – это деят-сть

по сбору, хранению и поддержанию в рабочем состоянии актов, а также по

созданию поисковой системы, обеспечивающей поиск необходимой информации в

массивах актов взятых на учет. Совокупность таких актов составляет

информационный фон. Если информац.фон содержит несколько сотен норм.актов,

он группируется по разделам. Внутри разделов акты подразделяются по

хронологическому принципу. В гос-венных органах учетом занимается

спец.служба или специально выделенный работник.

Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. В

ходе кодификационных работ осуществляется не только классификация

нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и

дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые. Она

может осуществляться только правотворческими органами гос-ва и является

разновидностью правотворчества. Результатом кодификации является издание

нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по

данному вопросу норм.акты и называется кодификационным актом.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на

три основных вида. 1) Основы законодательства – это нормативно-правовой

акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной

отрасли права или сферы гос-венного управления (используется в федеративных

гос-вах). 2) Кодекс - наиболее распространенный вид кодификационных актов,

действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой

упорядоченности. 3) Устав, положение – это кодификационные акты

специального действия, которые издаются не только законодательными, но и

другими правотворческими органами (напр. Президентом или Правительством).

Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или простой

классификации нормативных актов по определенным тематическим признакам:

предметному и (или) хронологическому. В результате инкорпорации норм.акты

соединяются в сборник по признаку регулирования ими определенной области

общественных отношений (в области пенсионного обеспечения). Инкорпорация

может охватывать все законодательство по данному предмету регулирования –

тогда она называется генеральной, а может относиться лишь к его части, и

тогда это будет частная инкорпорация. Официальная инкорпорация

осуществляется компетентными органами (собрание актов Президента и

Правительства РФ). Неофициальная инкорпорация проводится организациями и

лицами по их инициативе. Она не является формой опубликования нормативных

актов. Ее практическое значение – справочно-информационное.

Консолидация представляет собой промежуточное звено, нечто среднее между

кодификацией и инкорпорацией. В процессе консолидации несколько норм.актов

объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты,

излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и

противоречия. Возможна даже новая редакция некоторых статей.

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет

правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего

законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил и средств выявлять

несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и

принимать меры по их устранению.

25. Орган гос-ва: понятие и признаки. Классификация органов гос-ва.

Механизм гос-ва состоит из различных частей, имеющих специфическое

устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого

механизма является орган гос-ва. Орган гос-ва – это составная часть

механизма гос-ва, имеющая в соответствии с законом собственную структуру,

строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной

жизни и органически взаимодействующая с другими частями гос-венного

механизма, образующая единое целое.

Признаки: 1) все органы гос-ва образуются в законодательном порядке,

который определяет их компетенцию; 2) орган гос-ва является самостоятельным

элементом гос-венного аппарата, действует специализированно в системе

других органов; 3) органы гос-ва тесно взаимодействуют между собой.

Органы гос-ва классифицируются по порядку их создания и характеру

выполняемых ими задач. По этим признакам гос-венные органы можно

подразделить на три основные группы: представительные органы;

исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе

органы конституционного надзора.

К числу представительных гос-венных органов относятся законодательные

учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем

избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед

ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные

органы гос-ва. Законодательный орган занимает главенствующее положение в

механизме гос-ва, поскольку в соответствии с принципом разделения властей

законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает

общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить

в жизнь и которые служат законодательной основой для деят-сти судебной

власти.

Исполнительные органы гос-венной власти. Центральные органы ИВ. Глава гос-

ва. В подавляющем большинстве стран глава гос-ва выступает носителем высшей

исполнительной власти. В конституционных монархиях главой гос-ва формально

считается монарх. В странах с республиканским правлением главой гос-ва

обычно является президент. Правительство (кабинет министров, совет

министров) – это высший исполнительный и распорядительный орган гос-венной

власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Министерства

призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного

порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными

сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.

Местные исполнительные органы гос-ва. Исполнительная власть на местах

осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми

центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими

органами при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы гос-венной власти. Суд – это орган гос-

ва, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и

административных дел в установленном законами данного гос-ва процессуальном

порядке. В современных странах деят-сть судов направлена на обеспечение

конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и

организаций. Система суда включает в себя различные специфические судебные

учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные

суды. Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и

только ему подчиняется. Вся система судов возглавляется верховными

судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно

функции конституционного суда.

Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в других

организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в

расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка,

санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах обвинение,

осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране. В

осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль,

однако ее деят-сть необходима для поддержания режима законности в правовом

гос-ве.

Нотариат. Это система гос-венных органов, в функции которых входит

удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав,

засвидетельствование док-тов для придания им юрид.достоверности.

26. Реализация норм права: понятие и формы. Применение права как особая

форма реализации норм права. Реализация норм права есть воплощение их

предписаний в поведении людей.

Различаются следующие формы реализации норм права: 1) Осуществление прав

выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам

общественных отношений нормами права. Особенность данной формы – участники

общественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами

права. 2) Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении

активных действий, которые предписываются нормами права. В такой форме

реализуются нормы, определяющие юридические обязанности гр-н, должностных

лиц, гос-венных и общественных организаций, их органов. Особенность этой

формы реализации выражается в том, что субъекты должны, независимо от

собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами

права. 3) Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения

действий, запрещенных юрид.нормами. Суть этой формы реализации норм права

состоит в несовершении действий, которые наносят вред обществу, гос-ву,

личности. Так, не совершая действий, которые запрещены нормами права, гр-не

реализуют требования этих норм. Указанные формы реализации правовых норм

считаются непосредственными, т.к. правовые предписания реализуются самими

участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в

полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми

нормами, возникает необходимость в использовании применения права как

особой формы его реализации.

Правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая,

определенной правовой ситуации. Это «приложение» закона, общих правовых

норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. Действия

правоприменяющего лица или органа направлены на то, чтобы развитие

отношений между людьми и их формированиями шло в русле закона. Применением

правовых норм занимаются компетентные органы и должностные лица, и только в

рамках предоставленных им полномочий. В качестве исключения по воле гос-ва

полномочиями применять отдельные законы м.б. наделены общественные органы.

Так, например, профсоюзы применяют некоторые нормы трудового

законодательства. Применение закона имеет место там, где адресаты правовых

норм не могут реализовать своих предусмотренных законом прав и обязанностей

без своего рода посредничества компетентных гос-ых органов. Нельзя получить

пенсию, очередное воинское звание, отсидеть на гауптвахте, реализовать свое

право на отдых и т.д. без разрешения компетентного органа, хотя бы к тому

времени были в действительности налицо все условия, предусмотренные законом

для возникновения прав и обязанностей. Другими словами, часть правовых норм

реализуется через правоприменение, правоприменительную деятельность,

правоприменительные акты.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных

органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм

реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать

контроль за данным процессом.

27. Государственный аппарат: его структура и основные принципы. В любой

стране сложившийся государственный аппарат – это единая целостная система.

Она в свою очередь состоит из ряда частных систем. Каждая такая система

включает однородные по своим функциям, внутреннему строению,

непосредственным целям, видам выполняемой деятельности государственные

органы. Наиболее важные частные системы современного государственного

аппарата следующие: система органов законодательной власти, система органов

исполнительной власти, система органов судебной власти, система органов

прокуратуры.

Органы гос-ва классифицируются по порядку их создания и характеру

выполняемых ими задач. По этим признакам гос-венные органы можно

подразделить на три основные группы: представительные органы;

исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе

органы конституционного надзора.

К числу представительных гос-венных органов относятся законодательные

учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем

избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед

ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные

органы гос-ва. Законодательный орган занимает главенствующее положение в

механизме гос-ва, поскольку в соответствии с принципом разделения властей

законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает

общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить

в жизнь и которые служат законодательной основой для деят-сти судебной

власти.

Исполнительные органы гос-венной власти. Центральные органы ИВ. Глава гос-

ва. В подавляющем большинстве стран глава гос-ва выступает носителем высшей

исполнительной власти. В конституционных монархиях главой гос-ва формально

считается монарх. В странах с республиканским правлением главой гос-ва

обычно является президент. Правительство (кабинет министров, совет

министров) – это высший исполнительный и распорядительный орган гос-венной

власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Министерства

призваны общественного порядка, эффективное и оптимальное управление

основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой,

социальным строительством. обеспечивать безопасность страны, поддержание

общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и

наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным

строительством.

Местные исполнительные органы гос-ва. Исполнительная власть на местах

осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми

центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими

органами при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы гос-венной власти. Суд – это орган гос-

ва, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и

административных дел в установленном законами данного гос-ва процессуальном

порядке.

Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в других

организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются обычно в

расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям правопорядка,

санкционировании арестов.

Нотариат. Это система гос-венных органов, в функции которых входит

удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав,

засвидетельствование док-тов для придания им юрид.достоверности.

Принципы: 1) принципы представительства интересов гр-н во всех звеньях гос-

венного аппарата; 2) принцип разделения властей (законодательной,

исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие

произвол со стороны властных органов и должностных лиц; 3) принцип

гласности и открытости в деят-сти гос-венного аппарата; 4) высокий

профессионализм и компетентность гос-венных органов; их способность на

высоком научном уровне решать основные вопросы гос-венной жизни в интересах

населения страны; 5) принцип законности, правовых начал в деят-сти всех

составных частей аппарата гос-ва в их взаимоотношениях с населением страны

и между собой, а также с различными общественными организациями и

движениями; 6) принцип демократизма в формировании и деят-сти гос-венных

органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего

большинства гр-н гос-ва, их религиозные воззрения, особенности

нац.культуры, традиций, обычаев; 7) в федеративных гос-вах важным принципом

организации и деят-сти гос-венного аппарата является субординация и четкое

взаимодействие между общефедеральными органами и гос-венной властью членов

федерации.

28. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Установление пределов действия норм.-правовых актов необходимо для

правильной реализации норм права. Ведь любой НПА издается для того, чтобы в

установленный промежуток времени на определенной территории регулировать

поведение опред.круга людей. Особо важное значение этот вопрос имеет для

правоохранительной деят-сти компетентных органов.

Действие во времени. НПА начинают действовать с момента вступления их в

силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу

НА. 1) Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2) Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его

опубликования. В России законодательные акты вступают в силу на всей ее

территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании

законодательной власти. 3) НПА вступает в силу со времени, указанного в

самом акте или в спец.акте о введении его в действие. Новый НПА

распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место

после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Искл.: 1) если

самим НПА устанавливается его обратная сила; 2) если уголовные законы или

акты административного законодательства смягчают наказание или вообще

устраняют наказуемость деяния. НПА утрачивают свою силу (прекращают

действие) на след.основаниях: 1) по истечении срока действия акта, когда

такой срок был специально установлен; 2) в связи с изданием нового

нормативного акта, заменившего ранее действующий; 3) на основании прямого

указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта.

Действие в пространстве. Пределы действия НПА в пространстве определяются

территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией

понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в

пределах гос-венной границы, территория посольств за рубежом, военные

корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные

суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в

атмосфере. Действие НПА распространяется, как правило, на территорию,

которая подведомственна органу, их издавшему. При федеративном гос-венном

устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых

правовых норм одного гос-ва на территории другого гос-ва (напр., при

разрешении имущественных споров).

Действие по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие НПА

распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и

другие НПА на территории гос-ва действуют применительно ко всем гр-нам, гос-

венным и общественным организациям. Их действие распространяется также на

иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются

предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут

обращаться в суд, в другие органы гос-ва для защиты принадлежащих им

личных, имущественных и иных прав. Однако имеются исключения из общего

правила, когда действия НПА по кругу лиц не совпадают с их действием по

территории. Так, иностранные гр-не, пользующиеся правом дипломатического

иммунитета на территории др.гос-ва, не могут быть привлечены к уголовной

ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица

совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается

дипломатическим путем. НА могут распространять действие не на всех гр-н и

должностных лиц данной территории, а только на опред.категории

(военнослужащих, учителей и др.). В таких случаях в НПА точно определяется

круг лиц, подпадающих под их действие.

47. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и

демократии.

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается

в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм

всеми субъектами права. Именно правопорядок представляет собой цель

правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие

нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование

законодательства, принимаются меры по укреплению законности.

Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого,

неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками

общественных отношений (гос-вом, его органами, общественными и иными

организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гр-нами – всеми

без исключения). Важно иметь в виду следующие обстоятельства: 1) нельзя

добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового

регулирования и обеспечения законности; 2) укрепление законности

закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка; конкретное

содержание правопорядка; 3) конкретное содержание правопорядка зависит от

содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядом

обстоятельств, рассматриваемых ниже. Различия в содержании законности и

правопорядка зависят от ее сторон (элементов): предметной (носители

законности – то, что должно соответствовать правовым требованиям);

субъектной (состав субъектов, на которых распространяются обязанность

соблюдать правовые предписания и право тр ебовать такого соблюдения от

других лиц); нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для

исполнения). Изменение этих сторон законности и определяет различный объем

ее содержания в конкретных исторических условиях, повышение или снижение ее

роли в обществе.

30. Понятие и виды пробелов в праве, пути их устранения. Аналогия закона и

аналогия права. Пробел в праве – это отсутствие правовой нормы при

разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым

регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Пробел в нормативно-правовом регулировании – отсутствие норм закона и норм

подзаконных актов.

Пробел в законодательстве - отсутствие закона (акта высшего органа власти)

вообще.

Пробел в законе – неполное урегулирование вопроса в данном законе. Подобно

этому, можно говорить о пробелах в иных норм.актах, обычаях, прецедентах.

Пробел существует в двух видах – в виде полного отсутствия какого-либо

регулирования вопроса и в виде неполноты имеющегося регулирования.

Необходимость в правовом регулировании может появиться и после принятия

закона. Отсюда пробелы подразделяются на первоначальные и последующие. Если

такого рода необходимость существовала в момент подготовки и прохождения

законопроекта, а законодатель по небрежности ее не заметил, пробел

именуется непростительным. Непростительным пробел будет и тогда, когда при

издании акта игнорируются правила законодательной техники, вследствие чего

известная потребность в правовом регулировании оказывается охваченной

нормами неполно. Простительные пробелы имеют место там, где законодатель не

мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом

регулировании.

Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей

правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. В тех случаях,

когда правотворческий орган не сумел устранить пробел, используется правило

применения права по аналогии. Под аналогией понимается определенное

сходство между различными явлениями или предметами. Применение права по

аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь

принимается в соответствии с принципами законности и справедливости. В

юриспруденции различаются два основных вида аналогии: аналогия права и

аналогия закона.

Аналогия закона представляет собой решение конкретного юрид.дела на основе

правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Если

компетентный орган решает дело в соотв.с предписаниями нормы, регулирующей

наиболее сходные общественные отношения, то в данном случае имеет место

аналогия закона. При этом применяемая норма права данное отношение

непосредственно не регулирует. Она регулирует другие, но близкие,

родственные отношения.

Аналогия права – это принятие решения по конкретному делу на основе общих

принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при

наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права.

Применение права по аналогии в современных гос-вах ограничено. Оно

полностью исключается при разрешении уголовных дел.

31. Понятие и структура политической системы общества. Особенности эволюции

современных политических систем. Политическая система общества - целостная,

упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей,

отношений, процессов, принципов политической организации общества,

подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических,

культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима

конкретного общества. Политическая система включает организацию

политической власти, отношения между обществом и государством,

характеризует протекание политических процессов, включающих

институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень

политического творчества в обществе, характер политического участия, не

институциональных политических отношений. Политическая система представляет

собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она

взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической,

идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное

окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и

природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными),

а также внешнеполитическим оружием. Политическая система конкретного

общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой

правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства

(монархия, республика), характером политического режима (демократического,

тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений

(стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и

т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми

или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических

и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых),

историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими

бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией

уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с

кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми

гражданскими отношениями и т.д.). Политическая система, управляющая

обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления

других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и

быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные

состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.

Политическая система существует в политическом пространстве общества,

которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и

функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее

составных частей на разных уровнях политической организации общества.

Структура политической системы. Политическая система структурна, т.е.

включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения

между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней

власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или

верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и

неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь,

они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же

уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система

включает деление на субъекты политических отношений (руководителей,

правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых

ассоциаций, их социальной базы.

Эволюция политической системы. Существование политической системы во

времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации

политических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены

форм власти, становления государства какого-либо нового типа, например,

переход от политической системы феодального общества (с отношениями личной

зависимости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией

монархического центра) к политической системе буржуазного общества (с

обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и

т.д.). Сейчас: эволюционирует в сторону правовой, демократической

политической системы. Демократизация общества, формирование гражданского

общества.

22. Понятие, основные черты и виды правоотношений. Структура

правоотношений. Правоотношение – это такое общественное отношение, в

котором стороны связаны между собой взаимными юрид.правами и обязанностями,

охраняемыми гос-вом. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая

предоставляется его участникам нормами объективного права.

Можно выделить следующие признаки правоотношений: 1) идеологический

характер, т.к. их возникновение, изменение и прекращение проходит через

сознание людей, прежде всего такую его сферу, как правосознание 2) волевой

характер, т.к. правоотношение всегда является результатом волеизъявления

его сторон или одной из сторон; 3) двусторонний характер, т.е. это всегда

связь между его участниками через их субъективные права и юрид.обязанности;

4) взаимосвязанный, корреспондирующий характер отношений сторон, т.к. эти

отношения выражаются во взаимных правах и обязанностях; 5) наличие

правосубъектности как отличительной черты сторон в правоотношении; 6)

регулирующая роль, заключающаяся в том, что правоотношения определяют

конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в

общественную практику, формируя или определяя общественную волю.

Структура правоотношения имеет четыре необходимых элемента: субъект,

объект, право и обязанность. 1) Субъекты правоотношений – это отдельные

индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются

носителями субъективных юрид.прав и обязанностей. Мера участия субъектов в

правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это признаваемое гос-вом право быть носителем юрид.прав

и юрид.обязанностей. Дееспособность – это возможность лица своими

действиями самостоятельно реализовывать свои права и исполнять обязанности.

2) Объект правоотношения – это фактическое поведение его участников. 3)

Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая гос-вом возможность

(свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые

предусмотрены объективным правом. 4) Юридическая обязанность – это

предусмотренная законодательством и охраняемая гос-вом необходимость

должного поведения участника правового отношения в интересах

управомоченного субъекта (индивида, организации, гос-ва в целом).

Виды правоотношений. По отраслевой принадлежности выделяются:

конституционные, или гос-венно-правовые, гражданские, гражданско-

процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-

исполнительные, административные и другие правоотношения. При выделении

правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление

их на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ