Рефераты
 

Форма государства

Форма государства

Содержание

Форма государства 4

Форма правления в государстве 5

Монархия 5

Абсолютная монархия 6

Ограниченная монархия 7

Парламентская (конституционная) монархия 7

Дуалистическая монархия 9

Нетрадиционные монархии 10

Республика 10

Президентская республика 12

Парламентская республика 13

Смешенная республика 13

Нетрадиционные республики 14

Форма государственного устройства 15

Унитарное государство 15

Федерация 17

Территориальная федерация 19

Национальная федерация 20

Смешанная федерация 20

Симметричная федерация 20

Асимметричная федерация 21

Нетрадиционные федерации 22

Конфедерация 22

Содружество 23

Сообщество 25

Союз 26

Автономия 26

Форма государственного политического режима 27

Деспотический режим 29

Тиранический режим 30

Тоталитарный режим 30

Фашистский режим 33

Авторитарный режим 34

Либерально-демократический режим 36

Либеральный режим 36

Демократический режим 37

Россия, как форма государства 39

Заключение 41

Список использованной литературы: 43

Форма государства

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в

форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления,

форму государственного устройства и политический режим.

Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит,

осуществляет государственную власть в государственно-организованном

обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-

властные структуры (органы государства), то форма государственного

устройства раскрывает способы объединения населения на определенной

территории, связь этого населения через различные территориальные и

политические образования с государством в целом. Политический же режим

характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в

конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство

выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь,

общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные,

национальные, классовые задачи.

Нетрудно заметить, что содержание такого понятия как “форма

государства” - три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трём

основным характеристикам государства как особой политической, структурной и

территориальной организации общества, раскрывают предметно, конкретно, где,

собственно, эти характеристики можно наблюдать и соответственно изучать.

Вот почему форму государства можно определить как такое устройство

(строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и

которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной

власти, территориальную организацию населения[1].

Прежде всего, надо отметить, что в теоретическом осмыслении

государства особое место действительно занимает форма правления, поскольку

именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в

государственно-организованном обществе.

Форма правления в государстве

Форма правления является одной из важнейших частей формы государства.

Понятие формы государство зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о

разграничении формы правления в зависимости от того, осуществляется ли

верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц

(аристократия), всем населением (демократия)[2]. В принципе вплоть до

сегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правления

различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним

лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.

Форма правления показывает, как образуется высшие органы, что они

собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в

основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами.

Под этой формой понимается организация власти, характеризуемая ее

формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном

государстве. Также свидетельствует, участвует ли население в формировании

высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим

способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например,

высшие органы государства при наследственной монархии.

Таким образом, под формой правления подразумевают организацию

верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее

органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов,

длительность и объем их полномочий, взаимоотношения с населением, степень

участия последнего в их формировании. В связи с этим выделяют монархические

и республиканские формы правления.

Монархия

Монархическая форма правления - (греч. monarchia - единовластие)[3]–

весьма древняя форма правления. В этой форме правления верховная власть

осуществляется единолично и переходит по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления

являются:

. существование единоличного главы государства, пользующего своей

властью пожизненно (царь, король, император, шах, цезарь, фараон);

. наследственный порядок преемственности верховной власти;

. представительство государства монархом по своему усмотрению;

. юридическая безответственность монарха;

. монарх не избирается народом

. монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме

революционного переворота)

. юридическая безответственность и независимость монарха, которую

подчеркивает институт контрассигнатуры[4].

Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строи

и продолжала развиваться со временем сохраняя свои традиционные черты.

Абсолютная монархия

Эта такая форма правления, при которой вся верховная государственная

власть по законы принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону,

императору[5]. В извлечение из Соборного Уложения 1649 года говорится,

что “государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии

самодержавец”[6]. Людовик XIV говорил: “ Государство- это я!”[7],

подчеркивая этим, что он единственный правитель. По Законнику Хаммурапи

вся власть - законодательная, судебная и исполнительная -- принадлежала

царю, который являлся наместником и служителем Бога на земле[8]. По

Воинскому уставу Петра I государь – “ самовластный монарх, который никому

на свете о своих делах ответу дать не должен”[9]. Таким образом, основной

признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-

либо государственных органов (парламента, конгресса, федерального собрания

или генеральных штатов), ограничивающие полномочия монарха, где воля

монарха – источник права и закона. Также в абсолютной монархии отсутствует

конституция и разделение властей, и наличие постоянной армии во главе с

монархом. Она характерна для последнего этапа развития феодального

государства, когда после окончательного преодоления феодальной

раздробленности завершается процесс образования централизованных

государств. В настоящие время к абсолютным относятся некоторые монархия

Среднего Востока (Саудовская Аравия и Оман).

Ограниченная монархия

Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена

представительным органом, т.е. в Англии это Парламент, во Франции –

Национальное собрание, а в России – Земский Собор. Возникает своеобразная

двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что хотя

монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере

исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с

деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло

ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла

подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние

на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения

депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако

представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции,

выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.

Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская

(конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько

нетрадиционных монархий.

Парламентская (конституционная) монархия

Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в

законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В

условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не

вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет

никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат

главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право

объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”,

поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы

существующему государству (Испания, 1981 г.).

Эта формы монархии называется также конституционной, потому что власть

монарха также может быть ограничена конституцией. На пример по конституции

Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперским

парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые

предлагал император[10]. Таким образом, в конституционной монархии все

исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены

парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить

конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом

представительную роль, является своего рода символом, декорумом,

представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными

признаками:

. парламент избирается народом;

. правительство формируется из представителей определенной партии (или

партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

. лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест,

становится главой государства (премьер министр в Великобритании

фактически правит страной);

. в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха

фактически отсутствует, она является символической;

. законодательные акты принимаются парламентом и формально

подписываются монархом;

. правительство согласно конституции несет ответственность не перед

монархом, а перед парламентом;

. лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные

рычаги управления государством (распускает парламент, является главой

судебной власти, главой церкви – Великобритания).

В настоящие время парламентарными монархиями являются практически все

монархи Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания,

Норвегия, а также Япония и другие.

Дуалистическая монархия

Это промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской

монархии. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально

юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только

парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное

только перед ним правительство. Если в парламентарной монархии монарх лишен

законодательной и исполнительной власти, то в дуалистической только

законодательной.

Появление такой формы правления в Европе связано с восстаниями народа

в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха.

Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом

выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы

буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего

“третьего сословия”). Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:

. своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни

общества, такие указы не требовали одобрения парламента;

. король имел право вето (только отлагательного) по отношению к

законам парламента;

. назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом

(в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается

монархом);

. имел право роспуска парламента;

. имел право назначение даты новых выборов.

Дуалистическая монархия существовала в Германии (1871—1918 гг.),

Турции, Кувейте, Иордании, Ливии, Непале и других стран. До 1990г. Непал и

Кувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий

(народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта с Ираком в 1991 г.)

в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал

перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.

Нетрадиционные монархии

Существуют такие виды монархии, которые не подпадают не пол одну

категорию. На пример, выборная монархия в Малайзии, где король избирается

на пять лет из числа наследников султана из девяти штатов. Также существует

коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где полномочия

монархов принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов.

Существует патриархальная монархия в Свазиленде, где король, по существу,

является вождь племени. Также нужно отметить квази-монархию в Британском

Содружестве—Австралия, Канада, Новая Зеландия—там главой государства

является британская королева, представленная генерал-губернатором, но

фактически все функции осуществляются правительством. Стоит заметить

теократию – такую форму монархии, при которой высшая политическая и

духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава

церкви является одновременно и светским главой государства, на пример

Ватикан, где Римский Папа – глава церкви и государства.

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической

формы правления.

Республика

Республика — (лат. respublica) общенародное дело[11]. Республиканская

форма правления — эта такая форма правления, при которой власть

осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок[12]. В

республике главой государства является президент, избираемый разными

способами, но из среды граждан государства. По Конституции США 1787 г.

(ст.2, р.1, п.4) президент не может быть “ ни одно лицо, не являющееся по

рождению гражданином или не состоящее в гражданстве Соединенных Штатов во

время утверждения этой Конституции, не может быть избрано на должность

Президента; равным образом не подлежит избрания на эту должность лицо, не

достигшее 35-летнего возраста и не прожившее 14 лет в пределах Соединенных

Штатов”[13]. По Конституции Республики Казахстана (ст.41, п.1-2)

президентом может быть избран “гражданин Республики по рождению, не моложе

тридцати пяти лет и не старше шестидесяти пяти лет, свободно владеющий

государственным языком и проживающий в Казахстане не менее пятнадцати лет.

Кандидат в Президенты не может быть служителем, какого-либо культа и должен

обладать активным избирательным правом. Он избирается совершеннолетними

гражданами Республиками на основе всеобщего и прямого избирательного права

при тайном голосовании[14]”. Таким образом, в разных странах выборы

президента происходят по разному, но во всех странам президент выбирается

народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

. существование единоличного или коллегиального главы государства;

. выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

. осуществление государственной власти не по собственному праву, а по

поручению народа;

. юридическая ответственность главы государства в случаях,

предусмотренных законом;

. обязательность решений верховной государственной власти для всех

других государственных органов;

. преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная

ответственность личности и государства;

. имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и

судебную.

На ряду с монархической формой правления республиканская также

зародилась очень давно. Одна из первых республик сформировалась в Афинском

государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана

демократической республикой.

Президентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит

президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице

полномочия главы государства и главы правительства[15]. В республике этого

вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения

властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и

т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно

обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская

республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания

президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием

ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует

президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно

перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот,

парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от

власти (импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает

злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает

Конституцию. В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против

правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство

формы правления, когда президент является главой государства, но не

совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме

распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как

упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных

- при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как

главы государства, гаранта конституции.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения

конституционной законности правительство более стабильно, а парламент

обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является

весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое

распространение. В настоящие время к президентским республикам относятся

Соединенные Штаты Америки, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская

Федерация и другие.

Парламентская республика

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит

выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство

формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед

парламентом, а не перед главой государства[16]. Парламентская республика

характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед

которым правительство несет политическую ответственность за свою

деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики

является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает)

парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из

числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у

власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского

большинства. Участие президента в формировании правительства номинально.

Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска

парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление

государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с

согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают

юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или

парламентом, которые несут за них ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой

правления, чем республика президентская, но она также существует (Италия,

ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешенная республика

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая

форма правления, в раках которой сочетаются и сосуществуют признаки

парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики

была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля, который

стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции

парламентаризма в стране.

Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в

остальных формах республики, президент избирается народом, но не является

главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает

правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и

ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность

правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной

республике.

Также стоит отметить, что в смешанной республики, президент может

назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и

сил. Назначение премьер-министра происходит по разному, например, во

Франции и Казахстане – самостоятельно, а в России и на Украине назначается

с согласия парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-

министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак

мы могли наблюдать, когда президент периодически отправлял в отставку

премьер-министров.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к

одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед

президентом. На данный момент, смешанная форма республики существует в

Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах.

Нетрадиционные республики

В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик.

Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран

Африки характерна своеобразная форма президентской монократической

республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии

провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не

имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке особой формой

республики считалась республика Советов. Ее признаками назывались:

откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего

крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов,

жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для

нижестоящих), право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения

срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение

власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных

комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в

нашей стране республики смешанного типа.

Форма государственного устройства

История существования государства свидетельствует о том, что во всех

века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е.

способом территориального деления (административно-территориальные единицы,

автономные политические образования, государственные образования,

обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной

власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу

демократического централизма). Это уясняется под термином форма

государственного устройства, под которой понимается территориальная

организация государственной власти, соотношение государства как целого с

его составными частями[17].

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными

среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного

устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с

двумя первыми.

Также нужно добавить, что форма государственного устройства делится на

две группы: внутренние и межгосударственное устройства. К внутренним нужно

отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к

межгосударственным – конфедерацию. Конфедерация государств не

рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому

что является союзом государств, объединением международно-правового

характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие

авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством,

а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств,

созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего

врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)[18].

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства:

унитарное государство.

Унитарное государство

Термин “унитарное государство” происходит от латинского слова “унус”,

что значит один, единственный[19]. Унитарное государство — это единое

государство, не разделенное на более мелкие государственные образования, а

состоящее, как правило, из административно-территориальных единиц (районов,

губерний, областей, провинций и т.д.). Лишь некоторые очень мелкие

государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не

делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании,

Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бассейне,

Монако в Европе и др.). Унитарное государство, как правило, более

централизованная форма государственного устройства по сравнению с

федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное

государство состоит только из административно-территориальных единиц

(Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет в своем

составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай,Украина,

Никарагуа и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными

к федерации.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих

странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на

всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство

распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция

(функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически

не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый

юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам.

Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и

закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-

территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической

самостоятельностью.

Население унитарного государства имеет единую государственную

принадлежность. Никакие административно-территориальные образования

собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права.

Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого

применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.

Также, действует единая судебная система, которая осуществляет

правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех

государственных образований нормами материального и процессуального права.

Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы,

представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов.

Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные

регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется

централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо

косвенный контроль над местными органами.

Федерация

Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) есть союзное

государство, состоящее из государственных образований юридической и

политической самостоятельностью[20]. В современном мире существуют 25

федерации, их число выросло втрое после окончания Второй мировой войны.

Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты:

Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия

— в Африке, США и Бразилия — в Америке, Австралия в Океании и др. Среди них

есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны

среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская

Федеративная Республика Коморских Островов), есть и совсем малые

государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с

населением 50 тыс. человек).

Федеративные государства возникли по-разному. Некоторые из них

образовались на основе объединения ранее самостоятельных государств,

ставших членами (субъектами) федерации (США в 1787 г., Танзания в

результате объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г., Объединенные

Арабские Эмираты в 1971 г.). Также был образован и СССР в 1922 г.

Элементы объединительного процесса имели место в Малайзии. Многие федерации

были, однако, созданы при принятии конституций или специальными законами

(Индия, Пакистан и др.), другие — сочетали те или иные способы (Россия).

Любая федерация — это сложное государство, состоящее из государств-

членов или государственных образований. Это отличает федерацию от

унитарного государства с одной или несколькими автономиями, занимающими

обычно незначительную часть страны (исключение — Китай). Территориальные

образования в федерации называются субъекты, которые имеют равноправные

функции. Они называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и

т.д. Иногда в одном и том же государстве субъекты имеют разные названия

(республики, края, области и т.д. в России).

Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от

других форм государственного устройства:

. существует два уровня государственного аппарата: федеральный,

союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На

высшем уровне федеративный характер государства выражается в

создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат

которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее

формировании используется принцип равного представительства вне

зависимости от численности населения. Другая палата формируется

для выражения интересов всего населения государства, всех его

регионов. В федерации может также существовать государственный

аппарат и на местном уровне;

. наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается

гражданином федерации и гражданином соответствующего

государственного образования, и это закрепляется конституциями

государств;

. функционирует правовая система, построенная на принципе

централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и

свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им

предоставляется право принятия собственной конституции, но при

этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов),

где конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции;

. высшая законодательная, исполнительная и судебная власть

принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту,

правительству парламента, судам;

. субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную

систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и

предмет деятельности судебных и других правоохранительных

органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в

субъектах федерации;

. используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги

субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в

общую казну, а потом распределяются по субъектам;

. наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности,

таможни, подчиняющихся центральному аппарату.

Так вот, можно сделать вывод, что при федеративном государственном

устройстве субъекты федерации имели свою суверенность, но при ограничении

федеральных органов.

Существуют несколько разновидностей федеративных государств:

основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные

и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные;

договорные и конститутивные (конституционные).

Территориальная федерация

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны

по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как

правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия).

Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их

субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет

компактно проживающих национальностей (хотя в отдельных частях городов,

регионов иногда проживают граждане, составляющие большинство какого-либо

этноса — китайцы, украинцы и др.), но существуют 50 штатов, в Швейцарии

четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский,

ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть

компактно проживающее небольшое славянское меньшинство — сорбы), но созданы

16 земель (субъектов федерации)[21]. По территориальному принципу были

построены латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика,

Венесуэла), Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на

месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ