Форма государства
др., все названные затем были преобразованы в унитарные государства либо
возвратились в первоначальное состояние, например, федерации Египта и
Сирии, Египта, Сирии и Ливии). В основном территориальный принцип лежит в
основе федерации в Малайзии, Пакистане.
Национальная федерация
В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в
них национальностей. Тезис о создании федераций только по национальному
признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по
вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и РСФСР, в
Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 г.
в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993г.). Федерация в
странах тоталитарного социализма рассматривалась только как средство
решения национального вопроса, объединения распавшейся многонациональной
страны, преодоления национальных противоречий и установления их
сотрудничества.
Смешанная федерация
Особый вид федераций - национально-территориальные федерации, в основу
формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный
принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются:
Российская Федерация (32 субъекта, которые создана на основе проживающей в
ней национальности, в том числе не имею щей в субъекте большинства, 57
субъектов - территориальные образования, где проживает главным образом
русское население)[22]; Федеральная Республика Германия (состоит из 16
территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло
собой родственные немецкие народности).
Симметричная федерация
В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее
составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из
субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих
один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в
Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России
(применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных
федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами существуют. В
Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента
— бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности
представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании
ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют
свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами (хотя
и в скобках)[23], другие — нет, в Бельгии тоже есть различия между
субъектами и т.д. Пожалуй, только в Австрии, Мексике, Бразилии, Аргентине
структура федераций ближе к идеалу симметричной федерации (с точки зрения
правового положения ее составных частей).
Асимметричная федерация
Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по
своему правовому положению (субъектов и не субъектов), а статус субъектов в
свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов)
существуют небольшие территории (владения)— Виргинские Острова, Восточное
Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются
правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах
парламента США). В Индии есть шесть “союзных территорий”, статус которых
ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства, а
территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация
существует в Австралии, некоторых других государствах.
Статус самих субъектов может быть неодинаковым. В Индии некоторые
штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с
другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции,
законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним),
права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения
губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым
вопросам, регулируемым племенными обычаями. В Малайзии главы четырех из 13
штатов не участвуют в выборах главы государства. В России, как отмечалось,
в составе федерации есть только субъекты (с разными названиями). Хотя
Конституция говорит, что все они равноправны (ст. 5), по той же Конституции
их правовой статус не совсем одинаков. Республики считаются государствами,
имеют свою конституцию, могут иметь свое гражданство и государственный
язык. Другие пять видов субъектов (области, края, города федерального
значения, автономная область и автономные округа) такими правами не
обладают[24].
Нетрадиционные федерации
Наряду с другими федерациями существуют также договорные,
учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются
как результат свободного объединения ряда государств и государственных
образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации
возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных
федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их
частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или
конституционные федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции
(реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии
в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956
г.)
Конфедерация
Конфедеративная форма государственного устройства - это объединение
государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных
целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая
создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.
Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны
Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде
всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных:
обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива
капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации -
это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое
государственное образование, объединение.
Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые
органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел,
объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется
входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и
согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой
характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе
одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют
нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро,
либо преобразуются в федерации. Например, штаты в Северной Америки с 1776
по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами
борьбы против британского господство. Вскоре конфедерация стала США. А
созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская
республика) распалась. Все это происходит потому что, у субъектов
конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход
субъекта из состава конфедерации) и право нуллификации (не подчиняться
решениям союзных властей).
Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными
государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон
деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Только
интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать
предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.
Содружество
Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация,
но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых
наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие
их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма
собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и
д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм,
сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда
языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских
стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате
колониального господства, как, например, у стран Британского содружества
наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое
происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже
привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но
не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное
объединение независимых государств. В основе содружества, как и при
конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация,
иные юридические акты.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми
различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их
отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным
государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило,
члены содружества - это полностью независимые, суверенные государства,
субъекты международных отношений.
В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но,
скорее всего, не для управления, а для координации действий государств.
Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются
добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут
необходимыми и достаточными.
Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме
нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав
Содружества, акты об их общих вооруженных силах и т.п.).
Для теории государства и права изучение такой формы организационного
объединения государств, как содружество, стало относительно новым и
особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества
Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его
состав.
В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение
государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в
конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности,
противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить
этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.
Сообщество
Межгосударственные образования знают и такую форму, как Сообщество
государств. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный
договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой в
государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает
интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует
в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).
В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства,
принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок
вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами
Сообщества.
В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-
государств), надгосударственные органы.
Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-
технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих
государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и
иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.
Надо подчеркнуть, что не следует федеративные и межгосударственные
объединения - конфедеративные, содружественные формы - понимать
догматически. В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр,
давать, например, такие сочетания, как конфедеративно федеративные, когда в
одних областях между государствами осуществляются федеративные, а в других
- конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитарно-
федеративных государственных образований (например, Россия: в ее состав
входят республики и вместе с тем она имеет в других регионах четкое
административно-территориальное устройство). Как и в других, и в этих
случаях теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное,
основное, что характеризует те или иные реальные формы устройства
государства. Теория государства учитывает, что и в этой сфере, как и в
других политико-правовых областях, действует целая система разных факторов,
тенденций, которые дают самые разнообразные и удивительные сочетания
национально-государственных и административно-территориальных форм.
Союз
Союз — эта еще одна разновидность государственных соединений с
определенной целью. В теории государства и права определение союза дается
очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные
формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии.
Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей
конституцией и языком.
Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны
для Европейского Союза (ранее — Сообщества). В состав союза входит 15
суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь
избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по
избирательным округам, каждое государство имеет определенное число
избирательных округов в основном в пропорции к численности населения
(ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами — парламентами
отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие
органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для
государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты,
которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно
в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести
внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В
2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица – евро. В
теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как
союз и, как сообщество. Я считаю, что его лучше отнести к союзу, потому что
государства в Европейском Союзе объединены едиными органами власти, также
единой денежной валютой.
Автономия
Среди трех основных видов форму государственного устройства стоит
выделить автономию, как отдельное государственное образование. Слово
“автономия” (греч. – свой закон) обозначает самостоятельность,
самоуправление[25]. В современном понимании автономия — это внутреннее
самоуправление районов государства, отличающихся географическими,
национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции,
Азорские острова в Португалии). В зависимости от объема полномочий
существуют две формы территориальной автономии: административная (местная)
и политическая (законодательная). В законодательной автономии ее органы
имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно
зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия
такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова,
населенные преимущественно шведами). Административная же автономия не
обладает правом издавать собственные местные законы, а может издавать
только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с
обычными административно--территориальными единицами наделена некоторыми
дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут
участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). В
некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а
разрозненно, создана национально-культурная автономия. Такая автономия
носит экстерриториальный характер. Представители определенной
национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают
своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при
правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов,
касающихся языка, быта и культуры.
Автономия является последней подкатегорией форму государственного
управления, теперь передем к форме государственного политического режима,
которая также имеет огромное значение в формирование государства.
Форма государственного политического режима
С формой государства тесно связан политический режим, значение
которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.
Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма
государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому
изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что
политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее
содержанием.
Политический режим — это методы осуществления политической власти,
итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в
результате взаимодействия и противоборства различных политических сил,
функционирования всех политических институтов и характеризуется
демократизмом или антидемократизмом[26].
Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного
феномена:
. Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в
государстве осуществляется политическая власть. Если это методы
убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется
только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический
режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве
складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют
режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
. В каждой стране политический режим определяется соотношением,
раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый
баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное
согласие, результатом такого согласия является стабильный политический
режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы,
политический режим постоянно изменяется.
При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат
народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми
методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне
гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.
Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда
власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими,
насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и
никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых
государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е.
политического режима, становится также объективно необходимым для
постижения формы государства.
Теория государства и права выделяет несколько основных видов
политического режима, которые применялись в многовековой истории
государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между
авторитарным и демократическим режимами.
Деспотический режим
Деспотический режим (греч. – despotia - неограниченная власть)[27].
Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для
абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним
лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и
характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась
подчас болезненно властолюбивыми лицами: Нерон), полным бесправием и
подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и
моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа
производства с их общественной, государственной собственностью,
принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его
результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим
становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом
государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению
к народу.
При деспотии осуществляется жесткое подавление любой
самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных.
Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью,
причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются
произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко.
Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает
все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию,
Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую
руку государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку,
если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в
государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого
образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”[28].
Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья,
на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в
государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах,
некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития
человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и
может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического
своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров,
монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление
противников режима.
Тиранический режим
Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в
отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным,
захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью
государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных
начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В тирании как
политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов:
осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за
обнаруженный умысел на этот счет; захватчики широко используют и
принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Тиранические
режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых
городах-государствах.
Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии
произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших
должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не
действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится
их создать.
Тоталитарный режим
Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ в., это
фашистские государства, социалистические государства периодов “культа
личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые
политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое
определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является
крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как
всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть.
Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной
официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-
политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим
лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим.
Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все
другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить
или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее
установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о
социальном переустройстве общества объявляются антинародными,
направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды.
Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит
сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого
становится массовым явлением одновременное занятие партийной и
государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными
должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные
посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов
общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии.
Монополия на информацию делает это осуществимым.
В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется
крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд
сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается.
Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками
команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные,
социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится
сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым,
справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое
отношение к нему пресекается.
На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов,
возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение
которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по
их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях
обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных
социальных областях. Возрастают законом не предусмотренные и не
ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных
органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов
“силовой кулак” (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.),
т.е. карательные органы.
При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами
жизни общества. Государство стремится буквально объединить общество с
собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит
процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В
политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах
и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в
законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные
возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни
людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической,
политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против
экономически и соответственно политически свободного человека, всячески
ограничивает предприимчивость работника.
Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко
использует доносительство, сдабривая его “великой” идеей, например борьбой
с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием
существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей”
списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.
Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного
режима. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения
общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный
режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько
целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения,
обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы
военным путем.
Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом
члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается
идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают,
что обеспечивать поддерживать, защищать их во всех случаях должно
государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.
Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация и
деградация общества.
Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах, в
некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в
условиях военных режимов.
Фашистский режим
Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма,
прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями
о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ
и т. д.), крайней агрессивностью.
Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой
демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью
фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение
геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка
фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью,
судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе
они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной,
ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших
жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то
всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны
уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило,
человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям,
прежде всего своего народа[29].
Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к
развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом
отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.
Для фашистского режима характерны опора на круги крупного капитала,
слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический
централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных
представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных
органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с
государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение
общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные
процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются
права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых
преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и
устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни.
Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан.
В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны
властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в
противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на
“великой”, “исторической” национальной идее.
Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками,
заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в
обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на
другие. Фашистское право - это право неравенства людей, прежде всего по
критерию их национальной принадлежности[30].
В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует.
Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах
(Германия и Италия).
Авторитарный режим
При любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и
не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные
органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент
штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или
группой лиц (олигархией).
Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не
ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде
выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных
лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство
государства формируется вследствие военного или государственного
переворота, авторитарный режим называют кликой. Внутри правящей клики
выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не
склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение
того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми.
Лидером является обычно сильная личность. И хотя общественное мнение не
обожествляет лидера, не называет его вождем, но, тем не менее,
ориентируется на эту сильную личность.
Зачастую авторитарные режимы в относительно “мягкой” форме
осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его
целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому
развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило,
централизованно.
Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономические,
национальные, географические, бытовые, религиозные и другие особенности тех
или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае
отклонения людей от “главной идеи” применяется принуждение. Использование
насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему
авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и
военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент,
поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.
Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут
участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны
ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае
они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и
граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и
незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически
не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и
провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации,
гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее
взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении
принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над
личностью, а права личности игнорируются.
В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются
во многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае и др.).
Авторитарному режиму -- противостоит демократический режим, прежде всего
наиболее современная форма последнего -- либерально-демократический режим.
Либерально-демократический режим
Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его
значение такого, что некоторые ученые полагают: либеральный режим -- это
собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой
цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым
и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее
эффективная форма такой организации[31]. Но с последним утверждением трудно
согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и
даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции
в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных
и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти
(возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования,
растут противоречия между правами человека и наций, народов).
В теории государства и права либеральными называются также
политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на
системе наиболее демократических и гуманистических принципов.
Эти принципы характеризуют экономическую сферу взаимоотношений
личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек
обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и
на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности
и государства приоритет сохраняется за личностью.
Либеральный режим
Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-
денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных,
свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает
формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается
свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной
инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции,
но и становятся осуществимыми на практике.
При либерализме государственная власть формируется путем выборов,
исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых
возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных
кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе
принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует
уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные
решения принимаются большинством голосом.
В государственном управлении используется децентрализация: центральная
власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить
местная власть.
Наряду с другими режимами, либеральный режим имеет свои проблемы,
главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан,
расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей.
Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только
в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального
развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим,
интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Либеральный
режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из
собственно демократического режима.
Демократический режим
Демократический режим (греч. democratia - народовластие)[32] - это
одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании
принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении
государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы
демократическое государство не ограничивается только их провозглашением,
т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них
социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии
этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся
реальными, а не только формальными.
В демократическом государстве народ является источником власти. И это
становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.
Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве,
как правило, избираются, но меняются политические взгляды и
профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак
государства, в котором существует демократический политический режим. В
основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала,
гуманизм.
Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных
связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует
множество институтов и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные
движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции,
общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям.
Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения,
демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами
общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами
государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается
параллельная система прямого представительства. Общественные органы
участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют
контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в
управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум
линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении
общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за
исполнительной властью.
Управление в демократическом государстве производится по воле
большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений
осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода
согласования при принятии решений.
Система разграничения полномочий между центральными и местными
органами занимает важное место при демократическом режиме. Центральная
государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых
зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология,
разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д.
Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого снимается
вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее
нейтрализации.
Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное
социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии
(авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях
этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к
анархии, порой создает условие для существования разрушительных,
экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность
демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-
исторических форм.
Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется
зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого
накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на
уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в
организации и осуществлении государственной власти.
Демократический режим существует во многих странах, например в США,
Великобритании, Франции, Германии, Японии, во многих странах Европы.
Россия, как форма государства
За многовековую историю России произошло много перемен в форме
государства. На протяжении столетий форма правления менялась: в
средневековье Древняя Русь состояла из самостоятельных княжеств во главе,
которых стоял князь – единственный держатель власти; в XV-XVII вв.
существовало Московское княжество, уже с органами правления (Боярская
Дума), которые контролировали князя; в XVIII- нач. XX Россия имела
монархическое правление, которое перешло от абсолютного к буржуазному;
после свержения монархии в 1917 г. Россия перешла к республиканской форме и
эта форма действует до сих пор. Согласно действующий Конституции РФ за 1993
Российская Федерация– “есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления[33]”. Однако в конституции
не упоминается о виде формы правления, т.е. президентская, парламентская
или смешанная. Но соответственно признакам республиканских форм правления,
можно сделать вывод, что Российская Федерация является смешанной
(полупрезидентской) республикой с доминирующим положением президента в
системе власти. Это четко выделяется, потому что президент контролирует
деятельность Правительства, также президент решает его судьбу, если
Государственная Дума выразит недоверие[34]. Во-вторых, существует дисбаланс
между законодательной и президентской властью, существенный перевес в
последний. Президент имеет право вносить законопроекты в Государственную
Думу, издает указы и распоряжения.[35] В- третьих, особенности Российской
формы правления, также отражаются в механизме государственной власти, из
того, что в каждой республике существует свой институт президента[36].
Следовательно, Российская форма правления отличается многим от других стран
своим сложным видом республиканской формы правления.
В российской форме государственного устройства, также существуют
особенности. Российская федерация является сложным видом, этот вывод можно
сделать из статьи пятой Конституции РФ, где говорится, что Россия состоит
из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных
области, автономных округов[37], это значит, что в ней содержатся признаки
национально- территориального (республики, автономная область, автономные
округа) и административно- территориального (края, области, города
федерального значения) формирования[38]. Стоит отметить, что по количеству
субъектов (89) Российская Федерация занимает первое место в мире.
Также нужно отметить, что Российская Федерация является членом многих
межгосударственных организаций. Россия входит в состав СНГ с 1991г., ОНН с
1945 г. и Шанхайской организации стран по борьбе с терроризмом
образованная с Китаем в 2001г. Исходя, из этого можно сделать вывод, что
Российская Федерация имеет массивное внутреннее и межгосударственное
устройство.
Итак, политический режим в России на сегодняшней день является
демократическим[39]. Но к сожалению, политическая обстановка в стране не
устойчива, за последние годы произошло много изменений. После образования
РФ, в середине девяностых годов, сложился авторитарный режим с
плутократией, то есть власть формально и фактически принадлежит богатой
верхушкой господствующих классов (деньги решали все)[40]. Сейчас в стране
переходный режим, который носит двойственный характер. Во-первых, имеется
преобладание демократических признаков (многопартийность, регулярные
выборы, смена власти, легитимность высших органов власти). Во- вторых,
присутствуют признаки авторитарного управления государством (неразвитое
гражданское общество, т.е. не действуют нормы защиты общества, они изложены
на бумаги, но их некто не соблюдает, и они постоянно нарушаются)[41]. Из
этого можно следует заключение, что в России еще нет единого, совершенного
и нерушимого политического строя.
Поддерживая идею профессора Корельский В. М., я считаю, что России
весьма перспективен социал-демократический вариант политического режима.
Этот режим подходит нашей стране, потому что для него характерны широкая
политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления
власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества[42]. Также
этот режим способствует развитию среднего и мелкого бизнеса, что характерно
для России. К сожалению, движение социал-демократических партий в России не
достигло такого пика, чтобы представить народу понятную программу,
объединяющих идей и концепций движения.
Заключение
Рассмотрев все три блока формы государства (форма правления, форма
государственного устройства и форма политического режима) можно сделать
вывод, что все эти подразделения четко взаимодействуют с друг другом. Это
заметно, потому что такая форма правления, как республика только присущ
политический режим, как демократический, без этого режима эта форма
правления потеряла бы смысл. Также для монархической формы правления, ей
больше подходит недемократический режим, ведь народ принимает минимальное
участие в политической жизни страны.
Таким образом, я считаю, что форма правления является самым главным,
ведущим блоком формы государства, потому что он характеризует структуру,
взаимоотношения высших органов государства (иерархичность) и их отношение к
населению (выборы, референдумы), т.к. именно эти качества подчеркивают
справедливость и правильность отношений в стране.
Также, я нахожу самой справедливой формой государства демократическую
федеративную республику. Именно в ней наиболее четко проявляются все
современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе
не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного.
Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы
государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость
рассмотрения данной темы.
Список использованной литературы:
1. Комаров С.А. “Общая теория государства и права”, Москва: Юрайт,1997, с.
416
2. Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”,
Москва: Норма, 2000, с. 616
3. “Теория государства и права: Курс лекций”/ Под ред. Марченко М.Н.,
Москва: Юридический колледже МГУ, 1995, том 1, с. 224
4. Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, Москва: Юрист, 1999, с. 384
5. Конституция Российской Федерации, Москва: Новая Волна, 1993
6. Толковый словарь Конституции Республики Казахстан, Алматы, 1996, с. 368
7. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с.123-
141
8. Словарь терминов по теории государства и права, Москва: Юрист, 1999
9. Словарь иностранных слов – 19-е издание, Москва: Русский язык, 1990, с.
634
10. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. “Теория государства и права” – Учебное
пособие – Москва: Юрист, 1999, с. 75-93
11. Крашенинников Н.А., Житков О.А. “История государства и права зарубежных
стран”, Москва: Норма - Инфра, 1998, том 2, с. 712
12. Черниловский З.М. “Хрестоматия по всеобщей истории государства и
права”, Москва: Гардарика, 1996, с. 413
13. Титов Ю.П. “Хрестоматия по истории государства и права России”,
Москва: Проспект, 2000, с. 472
14. Якушев А.В. “Теория государства и права (конспект лекций)”, Москва:
Приор, 2001, с. 192
15. Клименко А. В., Румынина В.В. “ Экзамен по обществоведению: Конспекты
ответов”, Москва: Научно-технический центр “Университетский”: Рольф,
2001, с.256
16. “Советский энциклопедический словарь”/ Гл. ред. Прохоров А. М., Москва:
Советская энциклопедия, 4-е изд., 1989, с. 1682
-----------------------
[1] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. “Теория государства и права” – Уч.
пособие – М: Юрист, 1999, с. 75
[2] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. “Теория государства и права” – Уч.
пособие – М: Юрист, 1999, с. 78
[3] Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 328
1 Порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат
обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из
министров), ответственного за исполнение данного закона.
[4] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. “Теория государства и права” – Уч.
пособие – М: Юрист, 1999, с. 82
3 Титов Ю.П. “Хрестоматия по истории государства и права России”, М:
Проспект, 2000, с.50
4 Якушев А.В. “Теория государства и права (конспект лекций)”, М:
Приор, 2001, с. 21
5 Черниловский З.М. “Хрестоматия по всеобщей истории государства и
права”, М:Гардарика, 1996, с.10
6 Титов Ю.П. “Хрестоматия по истории государства и права России”, М:
Проспект, 2000, с.169
1 Черниловский З.М. “Хрестоматия по всеобщей истории государства и
права”, М: Гардарика, 1996, с.268
1 Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 441
[5] Клименко А. В., Румынина В.В. “ Экзамен по обществоведению:
Конспекты ответов”, М: Научно-технический центр “Университетский”: Рольф,
2001, с.148
1 Черниловский З.М. “Хрестоматия по всеобщей истории государства и
права”, М: Гардарика,1996, с.183
2 Толковый словарь Конституции Республики Казахстан, Алматы, 1996, с.26
[6] Клименко А. В., Румынина В.В. “ Экзамен по обществоведению:
Конспекты ответов”, М: Научно-технический центр “Университетский”: Рольф,
2001, с.149
[7] Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, М: Юрист, 1999, с.147
[8] Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994,
с. 119
[9] Та же, с. 121
1 Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 500
1 Словарь терминов по теории государства и права, М: Юрист, 1999, с.
534
[10] Крашенинников Н.А., Житков О.А. “История государства и права
зарубежных стран”, М: Норма - Инфра, 1998, том 2, раздел II, с.205
1 Конституция Российской Федерации, М: Новая Волна, 1993, ст. 65
2 Конституция Российской Федерации, М: Новая Волна, 1993, ст.5, п. 2
[11] Конституция Российской Федерации, М: Новая Волна, 1993, ст.5,
[12] Словарь иностранных слов – 19-е издание, М: Русский язык, 1990,
с. 13
[13] Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”, М:
Норма, 2000, с.191
[14] Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 160
[15] Монтескье Ш., “О духе законов”, М, 1955, с.185
[16] Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М: Юрист, 1994, с.
139
[17] Теория государства и права: Курс лекций”/Под ред. Марченко М.Н.,
М: Юр. колледже МГУ, 1995, том 1, с. 85
[18] Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М: Юрист, 1994, с.138
[19] Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 156
[20] Конституция Российской Федерации, М: Новая Волна, 1993, ст. 1,
п.1
[21] Там же, ст. 83, 85.
[22] Конституция Российской Федерации, М: Новая Волна, 1993, ст.84, 90
[23] Там же, ст.77, п.1
[24] Там же, ст.5, п.1
[25] Там же, ст. 65
[26], Там же, ст. 1, п.1
[27] “Советский энциклопедический словарь”/Гл. ред. Прохоров А. М., М.:
Сов.Энц.,4 изд.,1989, с. 1021
3 Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник, М: Юрист, 1999, с.195
4 Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”, М:
Норма, 2000, с.219
Страницы: 1, 2
|