Рефераты
 

Формы права

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подзаконный акт – акт правотворчества, который основан на законе и не

противоречит ему, он призван конкретизировать основные положения закона

применительно к определенным общественным отношениям. В силу этого они и

носят название подзаконных.

Выделяют следующие подзаконные акты:

* указы и распоряжения президента;

* постановления правительства;

* приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных

комитетов;

* решения, распоряжения, постановления местных органов власти и

управления, органов местного самоуправления;

* локальные нормативные акты[22].

Подзаконные акты по сфере распространения и субъектам издания

подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные. К

подзаконным актам относятся прежде всего акты исполнительной власти. В

принципе же сфера действия подзаконных нормативных правовых актов, их

юридическая сила зависят от места и роли в системе государственного

механизма того органа, который издал соответствующий акт. В числе

подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы

Президента Республики Беларусь в тех случаях, когда они изданы на основе

закона.

К числу подзаконных относятся нормативные акты палат Национального

собрания Республики Беларусь, Правительства, высших судебных органов,

Генерального прокурора. Важными подзаконными актами являются постановления

Совета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят, как отмечено,

подзаконный характер и издаются по вопросам управления экономикой страны,

обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования,

здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной

безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др.

Постановления Правительства обычно носят нормативный характер, хотя они

могут иметь и ненормативное значение. Премьер-министр издает в пределах

своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, то

есть относятся к актам индивидуального регулирования. Наиболее

многочисленными подзаконными актами являются ведомственные акты, издаваемые

центральными органами государственного управления – министерствами,

государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики

Беларусь. Эти акты регулируют отношения, складывающиеся внутри

соответствующих органов, но некоторые министерства, государственные

комитеты, комитеты при Совете Министров обладают правом издания актов,

имеющих и межведомственное значение. Такими полномочиями наделено,

например, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство

труда и социальной защиты и др.[23].

Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствии

с компетенцией определенного органа и не должны противоречить вышестоящим

по юридической силе нормативным актам. Необходимо учитывать, что

постановления и приказы могут иметь и ненормативный характер. Ведомственные

акты принимаются в форме приказов и постановлений. Коллегиально, в форме

постановлений принимаются акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей

граждан или носящие межведомственный характер. Ведомственные нормативные

акты могут приниматься и в форме инструкций, положений, уставов, правил, но

они подлежат утверждению постановлениями или приказами.

Подзаконные нормативные акты принимают также местные представительные и

исполнительно-распорядительные органы власти (областей, городов, районов).

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в

пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме

решений. Управления и отделы исполнительно-распорядительных органов

обычно принимают приказы, инструкции. Такие акты являются актами локального

значения. Они принимаются также и руководителями предприятий и учреждений.

Акты локального регулирования распространяют свое действие только на членов

соответствующих организаций, издаются в целях обеспечения взаимодействия

своих структурных подразделений, режима труда, отдыха и др.

В связи с развитием международных связей в послевоенное время все

большее значение приобретает международное право. В ряде конституций

предусматривается, что общие принципы международного права имеют приоритет

перед национальным законодательством, Подобная норма содержится и в

Конституции Республики Беларусь (ст. 8). В этой статье закреплено

положение, согласно которому «Республика Беларусь признает приоритет

общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие

им законодательства». С учетом общепризнанных принципов международного

права должно осуществляться «наполнение» конституционных норм, определение

их содержания. Законом от 23 октября 1991 года «О порядке заключения,

исполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь» в

редакции от 8 июля 1998 года (в настоящее время – Закон «О международных

договорах Республики Беларусь» (ст.15))[24] предусмотрена определенная

процедура имплементации международных договоров во внутреннее

законодательство. Текущее законодательство нашей страны пошло дальше других

Конституций. В Законе «О нормативных правовых актах» (ст. 20)[25] и в

Законе «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что

нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь,

вступивших в силу, являются частью действующего в стране

законодательства[26].

Из всего выше сказанного я хотела бы сделать вывод, что нормативно-

правовой акт является одним из основных, важнейших, существенных источников

права в Беларуси. Хотя белорусской правовой системой признается в качестве

источников права и такие разновидности правовых норм, как санкционированный

обычай. Правовой обычай достаточно широко используется в международном

праве, во внешней торговле. Беларусь как субъект международного права

руководствуется обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, а

также отношения в сфере внешней торговли[27].

3. Общая характеристика иных источников права.

Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения,

которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных

действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

Правовой обычай – это первая форма права, возникшая еще в период

становления рабовладельческих и феодальных государств. Специфика этой формы

права состоит в том, что в законе, ином нормативно-правовом акте дается

ссылка к действующим обычаям, сам же обычай в акте не приводится.

Характерной особенностью обычаев является то, что они не образуют стройной

системы правил, не взаимосвязаны друг с другом и регулируют лишь отдельные

отношения между людьми, вошедшие в привычку. Действие обычного права

начинается там, где молчит закон.

Обычай – это самый древний источник права, да и само право как

социальное явление зародилось, в значительной мере, в результате

приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих

классов. Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила

название обычного права. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи

санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Так, первые

законы античного и феодального обществ по существу были сводами обычного

права отдельных племен (Русская, Саксонская, Салическая правды) В качестве

примеров можно еще назвать такие известные исторические памятники, как

Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.), Законы Драконта (Афины, VII

в. до н.э.) и др. В ходе истории обычаи постепенно вытесняются другими

юридическими источниками. Однако прогрессивные передовые обычаи правом

поддерживаются и поощряются (при бракосочетаниях, празднованиях юбилеев,

достижений в какой-нибудь сфере деятельности и т.д.). В настоящее время

обычай, хотя и незначительно, но все же употребляется. Так, например, суд,

рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем из

родителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери.

Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которому

воспитанием ребенка в основном занимается мать. И только если отец докажет,

что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических сил или,

чаще, моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом. Сейчас

встречается и другой способ санкционирования государством обычаев – отсылка

к ним в тексте законов.

Однако нередко в обычаях сохраняются определенные предрассудки,

элементы нигилистического отношения к праву, национальные противоречия,

исторически сложившееся неравенство мужчины и женщины и др. Право

конкурирует с такими обычаями, нейтрализует и вытесняет их[28].

Обычаи – правила поведения, сложившиеся в далеком прошлом. На заре

существования человечества при первообщинном строе власть опиралась на

обычаи, а в современном обществе они поддерживаются в силу привычки.

Для обычая характерны два признака:

1. действие нормы в далеком прошлом, несколько столетий, а то и

тысячелетий назад;

2. сохранение норм в современном обществе обеспечивается силой привычки,

а иногда для регулирования совсем иных отношений.

Так, современный человек не может обходиться без рукопожатий со

знакомыми. Обычай же этот сложился в средневековье как символ примирения

рыцарей. Рыцарей давно нет, а их правило заключения и поддержания дружеских

отношений сохранилось и поныне. Иногда бывает чрезвычайно сложно

сказать, является тот или иной обычай правовым. Например, обычай

“кровной мести” — принцип талиона — “зуб за зуб”, “око за око”. В

последнее время этот обычай ни одним государством не

поддерживается, вместе с тем он существует у многих народов. В

прошлые столетия был распространенным обычай — вызов на дуэль за

унижение чести и достоинства личности. Этот обычай существовал

долгое время, пока общество и государство не убедились в том, что

он приносит большой вред.

В годы Советской власти правовые обычаи были заменены системой

писаного права — нормативно-правовыми актами. В последнее время снова

появляется интерес к этой форме права, которая, по сути, связана с

природными правами человека и обусловлена системами местного

самоуправления.

Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев

достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств,

где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения

в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни

регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода

споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством

защищенный характер.

Корпоративные нормы содержатся в уставах (например, Союз юристов

Республики Беларусь), которыми регулируются вопросы членства в объединении,

участия в его делах и др. Все эти нормы принимаются самими членами

обществ, объединений и являются обязательными только для них. Примерами

могут служить нормы, содержащихся в уставах политических партий, профсоюзах

организаций, творческих союзов (например, Союз композиторов Республики

Беларусь, художников и др.). В отличие от названных социальных норм право

формируется только государством, его органами[29]. Следует отметить, что

государство признает не все обычаи, а только те, которые отвечают интересам

общества. Обычай как источник права имеет немало достоинств. Среди

достоинств обычая можно назвать:

* возникновение его не сверху, а снизу, и поэтому он способен полнее,

нежели другие формы права, выражать вою народа, его воззрения,

потребности;

* выражение им каких-то закономерностей, существующих в обществе, а

поэтому большая его эффективность;

* устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

* большая добровольность в выполнении, поскольку обычай основан на

привычке.

Но и недостатки, присущие обычаю, существенны:

* косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир

изменяется быстро;

* его неопределенность, что является результатом незафиксированности в

письменном виде;

* небольшая сфера распространения, его местный характер.

Юридический прецедент – судебное или административное решение по

конкретному юридическому делу, которому государство придает

общеобязательное значение (то есть норма сформировывается в результате

практики разрешения аналогичных дел).

Прецедент является тогда, когда дело требует юридического решения, а

необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или

должностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (или

государственный орган в целом) принимает решение по делу. Решение не должно

приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Он

обязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением,

правосознанием, господствующим в обществе, моральными ценностями и

житейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобных

дел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточная

информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда

решение выносится судом высшей инстанции и публикуется. В этом отношении

весьма показательно выражение: закон – это то, что о нем говорят суды.

Следует отметить, что не все судебное решение является прецедентом, а

сформулированное в нем принципиальное положение (ratio decedendi). При этом

прецедентное правило носит императивный характер по принципу: «дело решать

так, как подобное дело было решено раннее».

Такая форма права является преобладающим источником права в странах с

англо-саксонской правовой системой. В семью входят правовые системы США,

Англии, Канады, Северной Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, а также 36

других государств – членов содружества. Англо-саксонская правовая семья

основывается на прагматическом образе правового мышления буржуа в тех

капиталистических странах, где, по сути, никогда не возникали социально-

философские правовые теории и где исторически складывалось недоверие,

настороженное отношение имущих слоев к высшей, прежде всего исполнительной,

власти и в противовес ей поддерживался престиж судебной системы[30].

Итак, прецедент – результат логики и здравого смысла, что приводит к

наиболее точному урегулированию конкретного случая, это во-первых; во-

вторых, он имеет большую силу убедительности, потому что аргументы в пользу

принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств. И,

наконец, прецедент имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт,

потому что судья способен быстрее уловить изменения, происходящие в жизни,

и отразить их в своем решении. Но в отличие от нормативного акта, прецедент

не имеет такого авторитета, обязательности, которые присущи нормативному

акту. В нем есть вероятность произвола, нетипичность ситуации. Неопределен

также и объем действия. Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть

прецедент как источник права. Другое дело, что в использовании юридического

прецедента нужно соблюдать меру.

В настоящий момент в Беларуси и странах СНГ юридический прецедент

официально не признается как форма права. Но практикуются решения

Пленумов судов по конкретным судебным делам (гражданским, уголовным,

хозяйственным). Официально считается, что суд не имеет права

создавать новые нормы права, заниматься правотворчеством, а только

разъяснять, толковать нормы закона и практику его применения. Таким

образом, юридический прецедент – судебное или административное решение по

конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и

которым руководствуются при разрешении сложных дел.

Нормативный договор – двусторонне или многостороннее соглашение между

различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он может

выступать в качестве источника. Для этого источника характерной

особенностью является то, что он не принимается каким-либо правотворческим

органом, а представляет собой соглашение договаривающихся сторон.

Разновидностью нормативных договоров является коллективный договор,

заключенный между администрацией предприятия, организации и трудовым

коллективом. Этим нормативным актом регулируются многие социально-

экономические трудовые и иные отношения между администрацией предприятия и

ее работниками.

Договор в праве – распространенное явление. Однако далеко не всегда

договор выступает источником права. Источником права является только такой

договор, в котором содержатся правила общего характера. Особенность

договора как подзаконного источника права заключается в том, что

стороны могут заключить как предусмотренный, так и не

предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное

требование к форме, содержанию и предмету договора заключается в том,

чтобы он не противоречил действующему законодательству. В настоящее

время нормативные договоры применяются во всех национальных правовых

системах мира. Подобные соглашения служат основой для принятия других

нормативных правовых актов. Они широко используются и в международном

праве. Исторический пример договора с нормативным содержанием – Договор об

образовании СССР (1922г.). В современный период к таким соглашениям можно

отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам от 23 января 1993г., заключенную странами,

входящими в СНГ.

Источниками мусульманского права являются собрания религиозных

(исламских) высказываний, преданий, описаний поступков, а также правил,

сформулированных пророками, их наследниками, богословами и содержащихся в

особых книгах и решениях богословов – Коране, Сунне, Иджме, Киясе. Они

относятся к семье религиозно-традиционного права (некоторые страны Азии и

Америки). Согласно мусульманской доктрине под правом понимают не

совокупность норм и принципов, специально разработанных и установленных, а

конкретные решения, выносимые изо дня в день с учетом нужд конкретного

момента.

4. Взаимодействие различных источников права в деятельности органов

внутренних дел.

Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности,

единоначалия, единства системы органов внутренних дел,

гласности, взаимодействия с правоохранительными и

другими

государственными органами, должностными лицами, организациями и

гражданами. Компетенция, организация и порядок деятельности органов

внутренних дел определятся законодательством.

Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечивается

принудительной силой государства в лице его органов внутренних дел

(милиции).

Милиция в Республике Беларусь – государственный вооруженный

правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права,

свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и

иных противоправных посягательств (Ст.1 Закона Республики Беларусь от 26

февраля 1991 года «О милиции»)[31]. Милиция в своей деятельности

руководствуется Конституцией (Основным Законом) Республики

Беларусь, настоящим Законом, другими законодательными актами

Республики Беларусь, а также законодательными актами Союза

ССР, действующими на территории Республики Беларусь. Никто, кроме

органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не

вправе вмешиваться в деятельность милиции. Милиция входит в систему

Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Она решает стоящие перед

ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами

местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми

коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны

общественного порядка, законами и иными нормативными правовыми актами

субъектов Республики Беларусь и нормативными правовыми актами органов

местного самоуправления. Это означает, что в случае нарушения прав

потерпевший может обратиться за защитой в милицию. Органы внутренних дел

обязаны принять меры к тому, чтобы нарушенная норма права была исполнена, а

потерпевший смог бы беспрепятственно реализовать свое право[32].

Оперативно-розыскная деятельность милиции осуществляется в соответствии

с законодательством Республики Беларусь об оперативно-розыскной

деятельности (Ст.17). Оперативно-розыскная деятельность является одним из

государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и

законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности

общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и

негласно оперативными подразделениями государственных органов,

уполномоченных на то настоящим Законом, в пределах их компетенции (Ст.1

Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной

деятельности»)[33].

Когда уполномоченные на то органы внутренних дел принимают нормативные

(подзаконные) акты на основе закона и в соответствии с ним, то тем самым

соблюдается одно из требований законности – верховенство закона. В ст.7

Основного Закона страны, в частности, записано: «Государство, все его

органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в

соответствии с ней актов законодательства»[34].

Органы внутренних дел также и сами могут издавать нормативные акты.

Правоприменительный акт, издаваемый органом внутренних дел – это

официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-

властное предписание органа внутренних дел, которое выносится в результате

разрешения конкретного дела. Можно выделить следующие признаки актов

применения права, издаваемых органами внутренних дел, отличающие их от

нормативно-правовых актов-источников права:

* нормативно-правовые акты содержат в себе общие предписания в виде норм

права и рассчитаны на многократное применение, тогда как

правоприменительные акты органов внутренних дел не содержат в себе

норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;

* нормативно-правовые акты охватывают широкий круг общественных

отношений, а правоприменительные акты органов внутренних дел

рассчитаны на строго определенный круг

общественных отношений;

* нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее неопределенному

кругу юридических и физических лиц, в то время как правоприменительные

акты органов внутренних дел обращены к строго определенным лицам или

кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу;

* действие правоприменительного акта органа внутренних дел

останавливается с прекращением существования конкретных общественных

отношений, а нормативно-правовые акты продолжают действовать

независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения,

предусмотренные актом.

Издание нормативных актов органов внутренних дел связано с

осуществляемой ими организацией охраны общественного порядка, поскольку в

ходе этой деятельности возникает необходимость в регулировании общественных

отношений[35]. Нормативные акты используются следующим образом:

* во –первых, издавая нормативные акты, МВД определяет компетенцию своих

главных управлений, управлений и отделов, степень и характер их

участия в осуществлении функций Министерства, закрепляет их

функциональные обязанности;

* во-воторых, нормативными актами МВД определяется порядок и основные

формы организации деятельности органов внутренних дел (их работников)

по отдельным направлениям или вопросам работы.

Таким образом, МВД в процессе руководства подчиненными органами и

организации их работы на основе и во исполнение законов и других актов

высших органов государственной власти и государственного управления для

единообразного регулирования в сфере организации охраны общественного

порядка широко применяет издание нормативных актов. Издание нормативных

актов – неотъемлемый элемент руководства. К нормативным актам, издаваемым

органами внутренних дел, предъявляются требования: законность, научная

обоснованность, оперативность, стабильность, ясная и точная форма.

Особенность этих актов заключается в том, что субъектами регулируемых

отношений выступают органы внутренних дел или их сотрудники. Характерный

признак нормативного акта заключается в том, что они вносят изменение в

систему действующих правовых норм, в сферу их действия в пространстве, по

кругу лиц, продляют или прекращают их действие[36]. Формы нормативных

актов органов внутренних дел определяются на основании Конституции, общего

положения о министерствах РБ, а также сложившейся практики как самих

органов внутренних дел, так и других органов государственного управления.

Нормативные акты МВД действуют обычно в течение длительного времени.

Основные виды актов:

* Инструкции – акты, содержащие систематизированные правовые нормы. Они

издаются, как правило, на длительное время и регулируют устойчивые

отношения в сфере организации и охраны общественного порядка.

* Положения – акты, в которых систематизировано изложены правовые

нормы. Наиболее распространено издание положений, определяющих

компетенцию отдельных подразделений органов внутренних дел или

должностных лиц.

* Правила – акты, в которых систематизированы нормы, устанавливающие

порядок совершения отдельных видов деятельности органов внутренних

дел или их работников.

* Уставы представляют собой своды правил, определенные задачи,

обязанности, права и основные формы организации и деятельности

отдельных служб внутренних дел.

* Наставления – своды правил, определяющие задачи и организацию

конкретной службы внутренних дел, права и обязанности ее работников,

а также порядок осуществления их[37].

Также правотворческий орган придает правовое значение обычаям,

разрешает пользоваться ими в процессе возникновения, изменения или

прекращения конкретных отношений. Правовые нормы находятся в определенном

взаимодействии с обычаями. С одной стороны, прогрессивные обычаи

способствуют выработке устойчивого правопослушного поведения, поскольку в

представлении большинства членов общества всякое противоправное и особенно

преступное поведение воспринимается не как обычное. Как обычное

воспринимается поведение, соответствующее правовым требованиям, что

существенно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культуры

населения. А это оказывает положительное воздействие на укрепление

законности и правопорядка.

В свою очередь право оказывает влияние на обычаи. Но это влияние

зависит от характера последних. В некоторых случаях государство придает

обычаям юридическое значение, и они приобретают формы правового обычая[38].

В своей деятельности органы внутренних дел опираются также на

международные договоры.

Заключение

Курсовая работа по теме «Формы (источники) права» состоит из четырех

разделов: первый посвящен понятию «источники» («формы») права; второй отдан

нормативным актам, в частности видам нормативных актов в Республике

Беларусь; третий – иным источникам права (юридическому прецеденту,

правовому обычаю, нормативным договорам); четвертый посвящен основе

деятельности органов внутренних дел.

При подготовке курсовой работы использовалась имеющаяся научная и

учебная литература по источникам права. Вопросы курсовой работы рассмотрены

с учётом прогрессивных форм и методов практической деятельности органов

внутренних дел в современных условиях.

Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения

права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных

общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в

общественную жизнь.

Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-

саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе

проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права.

В качестве основных видов источников права необходимо назвать

нормативно-правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые

обычаи. В некоторых странах в качестве источников права рассматриваются

международные договоры и доктрина.

Право занимает важное место в системе нормативного регулирования

общественных отношений. Особенности права более рельефно проявляются в

процессе нормативного воздействия на общественные отношения совместно с

моралью другими социальными нормами.

В любом современном государстве источники права (и прежде всего

законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют

строгую систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые

обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и

иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.

Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций

современной человеческой цивилизации. Законодательное закрепление и

обеспечение прав человека – принципиальное требование правового

государства.

Право формируется в результате и по мере общественного развития, прежде

всего общественного производства и распределения общественных благ.

Оно олицетворяет справедливость в силу предназначения являться наиболее

значимым, общесоциальным, универсальным, обязательным для всех без

исключения регулятором. В праве необходимо воплощение общепризнанной

справедливости, а такая справедливость возможна только политическая, то

есть, исходящая от государства.

Приложение

Виды источников права:

Виды источников права в Республике Беларусь:

Виды нормативных актов:

Виды законов:

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991

2. «Вопросы теории актов советского государственного управления и

практика органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб.

пособие/Академия МВД СССР. – М.:1974

3. «Источники права», С.Л. Зивс. М. «Наука», 1981

Конституция Республики Беларусь. Мн., 2002г

Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и

общественной жизни.

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г

Нормативные правовые акты государственных органов РБ, Василевич

Г.А. Мн., 1999

4. «Общая теория государства и права», А.Ф. Вишневский. Мн, 2002

5. «Общая теория государства и права»: Курс лекций/А.Ф. Вишневский,

Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. –

Мн.: Тесей, 1998

6. Общая теория права и государства: Учебник/ Под редакцией В.В.

Лазарева, 1996

7. «Основы права Республики Беларусь», В.С. Иванов. Мн, 2001

8. «Прецедент в английском праве», Кросс Ю. Под. общ. ред. Ф.М.

Решетникова – М: юрид. л-ра, 1985

9. «Теория государства и права», Дмитрук В.Н. Учеб. пос. Мн.:

«Амалфея», 1998

10. Теория государства и права: учебное пособие для вузов под ред.

проф. В.М. Корельского. М, 2000

11. «Теория закона» /АН СССР; Институт государства и права; отв. ред.

В.П. Казимирчук. – М.: Наука, 1982

12. Философский энциклопедический словарь. М., 1983

27 октября 2002 года

-----------------------

[1] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.:

Амалфея, 2002. С. 344

[2] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. – Мн.:

Амалфея, 2002. С. 344

[3] Керимов Д.А. Указ. соч. С. 226

[4] «Источники права», Зивс С.Л..- М.: «Наука», 1981. С.8

[5] Общая теория права и гос-ва: Учебник/ Под редакцией

В.В.Лазарева.—2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Юристъ,1996. С.143

[6] «Прецедент в английском праве», Кросс Ю. Под. общ. ред. Ф.М.

Решетникова. – М.: юрид. л-ра, 1985. С. 158

[7] Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А.

Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей,

1998. С.339

[8] Теория государства и права: Учебник для вузов под ред. проф. В.М.

Корельского, 2000. С. 297

[9] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.:Амалфея, 2002. С. 308

[10] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. №7,

2/830

[11] В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.:

ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.64-66

[12] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов

Республики Беларусь. -Мн. С.15

[13] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов

Республики Беларусь. -Мн. С.6

[14] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов

Республики Беларусь. –

Мн. С. 7

[15] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов

Республики Беларусь.Мн. С. 8

[16] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №7,

2/136

[17] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.: Амалфея, 2002. С. 506

[18] Теория государства и права: Учебник для вузов под ред. проф. В.М.

Корельского, 2000. С. 315

[19] «Теория закона» /АН СССР; Институт государства и права; отв. ред. В.П.

Казимирчук. – М.: Наука, 1982. С.49

[20] Конституция СССР и укрепление правовой основы государственной и

общественно жизни. С.61-62

[21] Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов

Республики Беларусь. - Мн. С. 66

[22] Дмитрук В.Н. Теория государства и права: Учеб. пос. – Мн.: «Амалфея»,

1998. С.81-82

[23] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.:Амалфея, 2002. С.357

[24] Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №29-30.

Ст. 469; 1999. №22. С. 409

[25] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000 №, 2/136;

2002. №7, 2/830

[26] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.: Амалфея, 2002. С. 310

[27] Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А.

Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – Мн.: Тесей,

1998. С. 344

[28] Общая теория государства и права: Учеб. Пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.: Амалфея, 2002. С. 253

[29]В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.:

ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.59

[30] Общая теория государства и права: Учеб. пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.:Амалфея. 2002. С. 311

[31] Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., №13. С. 150

[32] В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. – Мн.:

ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.49

[33] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., №57,

2/64

[34] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.: Амалфея, 2002. С.501

[35] «Вопросы теории актов советского государственного управления и

практика органов внутренних дел», Розин Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД

СССР. – М.:1974. С.86

[36] «Вопросы теории актов советского государственного управления и

практика органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД

СССР. – М.:1974. С.92

[37] «Вопросы теории актов советского государственного управления и

практика органов внутренних дел», Розин. Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД

СССР. – М.:1974. С. 99-102

[38] Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. –

Мн.: Амалфея, 2002. С.253

-----------------------

Правовые

обычаи

Юридический прецедент (судебный, административный)

Юридические доктрины

Нормативно-правовой акт

Нормативный

договор

Религиозные (священные) писания

Нормативно-правовой акт

Нормативный договор

Правовой обычай

По юридической

силе

По источнику формирования

По сфере действия

Законы

Подзаконные акты

Акты референдума

Акты, издаваемые или санкционированные государством

Акты внешнего действия

Акты внутреннего действия

По юридической силе

По субъекту законотворчества

По объекту регулирования

Конституционные

Обычные (текущие)

Принимаемые референдумом

Принимаемые законодательными органами

Общие

Специальные

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ