Основы конституционного права Украины
искусства (ст. 53, 54 Конституции);
— общественные объединения — политические партии, массовые движения,
профессиональные союзы, добровольные товарищества, землячества, фонды,
ассоциации и другие объединения людей (ст. 36, 37 Конституции);
— церковь и религиозные организации (ст. 35 Конституции);
— средства массовой информации, действующие на основе свободы,
исключения цензуры и монополизма средств массовой информации (ст. 15, 34
Конституции).
Становление и функционирование гражданского общества во
внегосударственной сфере общественных отношений не означает его
изолированности от государственно-правовых институтов, организационной
деятельности государственных органов и организаций, а предполагает
взаимосвязь гражданского общества и государства. При этом используются
различные государственно-правовые средства — законодательные акты, правовые
отношения, складывающиеся в связи с правовым регулированием поведения
людей, организацией, реорганизацией, деятельностью и прекращением
объединений, функционированием других институтов гражданского общества,
договорные и внедоговорные средства правового регулирования
взаимоотношений, взаимодействия общества и государства, правоохранительная
деятельность государства, его органов и организаций.
Средства государственно-правового воздействия на гражданское общество и
его важнейшие принципы, взаимоотношения правового государства и
гражданского общества на индивидуальном и массовом (ассоциированном)
уровнях закреплены и оформлены в системе конституционного строя. В отличие
от общества, в которое государство входит в качестве важнейшей политической
организации, центра, вокруг которого «вращается» вся политическая жизнь,
гражданское общество не включает государство, несмотря на то, что все его
потребности и интересы в различной степени и форме находят отражение в
государственной деятельности, преломляются «сквозь» волю государства,
получая всеобщее значение в системе законодательства, юридических средств,
обеспечивающих стабильное и нормальное развитие гражданского общества.
Поэтому не возвратный процесс от «поглощения государством общества», не
превращение государства в орган «всецело подчиненный» (К. Маркс)
гражданскому обществу, не отрицание верховенства государственной власти на
территории страны под предлогом борьбы с этатизмом (безосновательно
отождествляемым с тоталитаризмом) определяют прогрессивное и
демократическое развитие страны, а прежде всего служебная, обслуживающая
роль государства в отношении гражданского общества, воссоздание для него
нормальных демократических условий развития.
§ 2. Конституционно-правовой статус личности в Украине.
Демократический характер новой Конституции вытекает не только из
принципов конституционного строя, но и из норм, определяющих правовое
положение личности, установленных во втором разделе Конституции «Права,
свободы и обязанности человека и гражданина». Этот раздел является одним из
ключевых в Конституции, поскольку одна из основ правовой государственности
— идея утверждения и обеспечения прав и свобод человека.
Правовое положение личности — это сложное понятие, включающее правовое
состояние личности, общую правоспособность, политико-правовые принципы,
права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также гарантии
реализации и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Основой правового положения личности выступают права, свободы и
обязанности человека и гражданина, которые образуют правовой статус
личности. Ядром правового статуса личности, и, в целом, правового положения
личности является конституционный статус личности. Этим понятием
охватывается совокупность закрепленных в Конституции прав, свобод и
обязанностей личности.
Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в
государстве, а также объем возлагаемых на него обязанностей, находятся в
прямой зависимости от его правового состояния, которое служит предпосылкой
других элементов правового положения личности.
Правовое (гражданское) состояние личности отражает принадлежность лица
к гражданству Украины, либо принадлежность лица к гражданству другого
государства или непринадлежность лица как к гражданству Украины, так и к
гражданству любого другого государства (лицо без гражданства). Известны
также другие правовые (гражданские) состояния.
Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и взаимной
ответственности.
Государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает
и покровительствует ему за границей. Гражданин соблюдает законы и
предписания государства, выполняет установленные им обязанности.
Гражданство Украины регулируется Конституцией, Законом Украины «О
гражданстве Украины» и принятыми в соответствии с ними другими нормативно-
правовыми актами.
Право на гражданство является неотъемлемым правом человека.
Конституция устанавливает, что гражданин Украины не может быть лишен
гражданства и права переменить гражданство, не может быть выдворен за
пределы Украины либо выдан другому государству. Украина гарантирует заботу
и защиту своим гражданам, находящимся за ее пределами.
Гражданами Украины являются:
- лица, независимо от происхождения, социального и имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности, пола,
образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений,
рода и характера занятий, которые к моменту вступления в силу
Закона Украины «О гражданстве Украины» (14 ноября 1991 г.)
проживали в Украине, не являлись гражданами других государств и не
возражали против приобретения гражданства Украины;
- лица, которые работали по государственному направлению, проходили
военную службу или обучались за пределами Украины, при условии,
если они родились либо доказали, что постоянно проживали на ее
территории, не состояли в гражданстве других государств и не
позднее чем через пять лет после вступления в силу Закона «О
гражданстве Украины» изъявили желание стать гражданами Украины;
- лица, которые приобрели гражданство Украины в соответствии с
Законом Украины «О гражданстве Украины».
Документами, подтверждающими гражданство Украины, являются паспорт
гражданина Украины, а для лиц до 16 лет — свидетельство о рождении.
Гражданство Украины основано на следующих принципах:
- единого гражданства;
- сохранения гражданства Украины при заключении и расторжении брака;
- сохранении гражданства Украины лицами, проживающими за пределами
Украины;
- защиты граждан Украины за границей;
- недопустимости выдачи гражданина Украины иностранному государству;
- непризнания за гражданином Украины принадлежности к гражданству
иностранного государства.
Гражданство Украины приобретается
- по рождению;
- по происхождению;
- путем приема в гражданство Украины;
- вследствие .предоставления Гражданство Украины;
- по иным основаниям, предусмотренным Законом Украины «О гражданстве
Украины»;
- по основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.
Иностранцы и лица без гражданства могут быть по их ходатайствам
приняты в гражданство Украины.
Условиями приема в гражданство Украины являются:
- отказ от иностранного гражданства;
- постоянное проживание на территории Украины в течение последних
пяти лет;
- владение украинским языком в объеме достаточном для общения;
- наличие законных источников существования;
- признание и исполнение Конституции.
Указанные требования могут не учитываться лишь в исключительных
случаях по решению Президента Украины в отношении отдельных лиц, имеющих
выдающиеся заслуги перед Украинским государством. Упрощенный порядок
предоставления гражданства Украины может применяться к женщинам, состоящим
замужем за гражданином Украины, по их просьбе и при условии отказа от
иностранного гражданства.
В гражданство Украины не принимаются лица, которые:
- совершили преступление против человечества или осуществляли
насильственные действия против национальной государственности
Украины;
- осуждены к лишению свободы за тяжкие преступления.
Гражданство Украины прекращаете»:
- вследствие выхода из гражданства Украины;
- вследствие утраты гражданства Украины;
- по основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.
Выход из гражданства Украины осуществляется по ходатайству лица в
порядке, установленном Законом.
В выходе из гражданства Украины может быть отказано, если лицо,
возбудившее ходатайство о выходе, имеет неисполненные обязательства перед
государством или имущественные обязательства, с которыми связаны
существенные интересы граждан либо государственных организаций,
кооперативных и общественных объединений.
Выход из гражданства Украины не допускается, если лицо, возбудившее
ходатайство о выходе, привлечено к уголовной ответственности в качестве
обвиняемого или в отношении его имеется вступивший в законную силу и
подлежащий исполнению приговор суда.
Гражданство Украины утрачивается:
- вследствие поступления лица на военную службу, службу безопасности,
в полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти
и управления в иностранном государстве без согласия на то
государственных органов Украины;
- если гражданство Украины приобретено вследствие представления
заведомо ложных сведений или фальшивых документов;
- если лицо, находящееся за пределами Украины, не встало на
консульский учет в течение пяти лет.
При изменении гражданства родителей, вследствие которого оба
становятся гражданами Украины или оба выходят из гражданства Украины
соответственно изменяется гражданство их детей, не достигших 14 лет.
В решении вопросов гражданства Украины принимают участие Президент
Украины, органы внутренних дел, Министерство иностранных дел Украины,
дипломатические представительства и консульские учреждения Украины.
Президент Украины принимает решение о:
- приеме в гражданство Украины;
- восстановлении в гражданстве Украины;
- выходе из гражданства Украины;
- утрате гражданства Украины.
Органы внутренних дел (МВД Украины, МВД Автономной Республики Крым,
УВД области, городов Киева и Севастополя):
- принимают от лиц, проживающих на территории Украины, заявления по
вопросам гражданства Украины и вместе с необходимыми документами
направляют на рассмотрение Президента Украины;
- определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Украины, к
гражданству Украины;
- регистрируют утрату гражданства Украины лицами, проживающими на
территории Украины. МИД Украины, дипломатические представительства
и консульские учреждения Украины-
- принимают от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по
вопросам гражданства и вместе с необходимыми документами направляют
на рассмотрение Президента Украины;
- определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих за границей, к
гражданству Украины;
- регистрируют утрату гражданства Украины лицами, постоянно
поживающими за границей;
- ведут учет граждан Украины, постоянно проживающих за границей.
Правовое положение других основных правовых состояний личности в
Украине (иностранства, безгражданства) регулируется Конституцией и Законом
Украины «О правовом статусе иностранцев».
Принципы, конституционного статуса личности имеют важное значение,
поскольку устанавливают комплекс руководящих идей, составляющих политико-
правовой фундамент правового положения личности. Все другие институты и
нормы, определяющие правовое положение человека и гражданина, базируются на
этих принципах.
Конституция закрепляет следующие принципы:
— человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство,
неприкосновенность и безопасность — наивысшая социальная ценность (ст. 3);
— свободное развитие личности (ст. 23);
— неотчуждаемость и нерушимость прав и свобод человека (ст. 21);
— неограниченность правового статуса человека и гражданина их
конституционным статусом (ст. 22);
— недопущение сужения содержания и объема существующих прав и свобод
при принятии новых законов или внесения изменений в действующие законы (ст.
22);
— свобода и равноправие людей (ст. 21);
— равенство конституционных прав и свобод граждан и равенство граждан
перед законом (ст. 24);
— равенство прав мужчин и женщин (ст. 24);
— единство прав и обязанностей (ст. 24);
— невозможность лишения гражданства и права переменить гражданство
(ст. 25);
— невозможность выдворения гражданина Украины за пределы Украины либо
выдачи его другому государству (ст. 25);
— равенство правового статуса иностранцев и лиц без гражданства с
правовым статусом граждан Украины за исключениями, установленными
Конституцией, законами или международными договорами Украины (ст. 26);
— равноправие супругов в браке (ст. 51);
— равноправие детей независимо от происхождения (ст. 52). Конституция
разграничивает понятие «человек» и «гражданин» и исходит при этом из
признания идеи «естественных», «прирожденных», «неотчуждаемых» прав
человека, суть которой состоит в том, что права человека принадлежат ему от
рождения, имеют естественный характер, а государство может лишь
регулировать их осуществление и устанавливать для них гарантии, но не может
их отменить. Лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения
государство может, исключительно на временной основе, ограничивать
возможность осуществления некоторых прав и свобод. По окончании действия
этих режимов права и свободы восстанавливаются в полном объеме. В
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права
неотъемлемые права и свободы каждого человека должны уважаться другим
государством независимо от наличия у человека гражданства данного
государства.
Украина, как и любое государство, защищая свой суверенитет и
независимость, исходя из цели обеспечения достойных условий жизни и
реальных возможностей, закрепляет определенные права и свободы и
предоставляет гарантии их осуществления только своим гражданам. Так, только
граждане Украины могут быть субъектами права собственности на землю,
обладают правом голоса на выборах и референдумах, могут быть членами
политических партий, действующих в Украине и т. д.
Конституция разграничивает понятие «права» и «свободы». Однако это в
целом равнозначные, совпадающие по объему, понятия. Кроме того, считается,
что термин «свобода» законодатель использует в том случае, когда указывает
на максимальную свободу выбора варианта поведения личности в той или иной
сфере общественной жизни, а при указании на возможность пользования
конкретным благом применяется термин «право».
Система конституционных прав и свобод личности охватывает все сферы
жизни деятельности людей и соответствует международным стандартам прав
человека. С учетом международно-правовых стандартов права и свободы
классифицируются на', личные права и свободы; политические права и свободы;
экономические права; социальные права; экологические права; культурные
права и свободы.
Конституция первостепенное значение отводит личным правам и свободам,
которые по Конституции УССР 1978 г. были значительно «урезаны» по сравнению
с международными стандартами прав человека и в перечне конституционных прав
и свобод граждан Украины занимали последнее место, что фактически отражало
отношение государства к этой группе прав.
Личные права и свободы — это права в сфере личной жизни и личной
безопасности, они касаются индивидуальной, частной жизни человека.
Конституция закрепляет следующие личные права и свободы человека'
— право на жизнь, (ст. 27);
—уважение достоинства (ст. 28);
—.право на свободу и личную неприкосновенность, (ст. 29);
— Право на неприкосновенность жилища (ст. 30);
— право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной
корреспонденции (ст. 31);
— право на невмешательство в личную жизнь (ст. 32);
— право на свободу передвижения, свободный выбор места жительства,
право свободно покидать территорию Украины (ст. 33),
—право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов
и убеждений (ст. 34);
— право свободно собирать, хранить, использовать и распространять
информацию устно, письменно или иным образом — по своему выбору (ст. 34);
—право на свободу мировоззрения и вероисповедания (ст 35),
— право направлять индивидуальные или коллективные письменные
обращения, либо лично обращаться в органы государственной власти, органы
местного самоуправления, к должностным и служебным лицам этих органов (ст.
40) Политические права и свободы — это такие права и свободы, которые
граждане реализуют в политической сфере общественной жизни'
— право на свободу объединения в политические партии и общественные
организации (ст. 36);
— право на участие в профессиональных союзах (ст. 36),
—право принимать участие в управлении государственными делами, во
всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в
органы государственной власти и местного самоуправления (ст 38),
—право собираться. без оружия и .проводить собрания, митинги, шествия
и демонстрации(ст. 39). Экономические права — это такие права, которые люди
реализуют в экономической сфере общественной жизни:
— право владеть, пользоваться и распоряжаться частной собственностью,
результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности (ст. 41);
— .право пользования в соответствии с законом .объектами права
государственной и коммунальной собственности (ст. 41);
— право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом
(ст. 42).
Социальные права — это такие права, реализация которых связана с
удовлетворением важнейших социальных потребностей людей:
—право на труд (ст. 43);
— право на забастовку (ст. 44);
— право на отдых (ст- 45);
— право на жилище (ст. 47);
— право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст.
48);
— право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское
страхование (ст. 49).
Кроме того, для граждан Украины установлено право на социальную
защиту, включающую право на обеспечение их в случае полной, частичной или
временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по
независящим от них обстоятельствам, а также старости и в иных случаях,
предусмотренных законом (ст. 46).
Экологические права — это новая, ранее не закреплявшаяся на
конституционном уровне, группа прав человека, обеспечивающая его
потребности в безопасной окружающей среде (ст. 50):
— право на безопасную для жизни и здоровья окружающую .среду и на
возмещение причиненного нарушением этого права вреда;
—,право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды,
о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее
распространение.
Культурные права и свободы — это права и свободы человека в сфере
культуры:
—право на образование (ст. 53);
— свобода литературного, художественного, научного и технического
творчества (ст. 54);
— право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности
(ст. 54).
Конституция фактически закрепляет принцип единства прав и обязанностей
и устанавливает в ст. 24, что «каждый человек имеет право на свободное
развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других
людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается
свободное и всестороннее развитие его личности». Под конституционной
обязанностью понимается закрепленная в Конституции мера должного поведения
субъекта.
Конституция устанавливает следующие конституционные обязанности:
— неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не
посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 68);
— не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать
причиненные им убытки (ст. 66);
— платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом
(ст. 67);
— родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия.
Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих
нетрудоспособных родителях (ст. 51). Кроме того, граждане Украины
обязаны:
— защищать Отечество, независимость и территориальную целостность
Украины, уважать ее государственные символы (ст. 65);
— нести военную службу в соответствии с законом (ст. 65);
— подавать в налоговые инспекции по месту жительства декларации о
своем имущественном положении и о доходах за истекший год (ст. 67).
Гарантии реализации и защиты прав и свобод личности — это совокупность
экономических и политических условий, а также система правовых средств,
обеспечивающих реальность осуществления и защиты прав и свобод человека и
гражданина.
Гарантии позволяют осуществить переход от предусмотренной в законе
возможности к действительности. Без закрепления соответствующих гарантий
система прав и свобод носила бы декларативный характер.
В широком смысле понятием «гарантии» охватывается вся совокупность
объективных и субъективных факторов, которые направлены на фактическую
реализацию прав, свобод и обязанностей личности, на устранение возможных
причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту
прав от нарушений.
Конституция не только содержит весьма широкий и демократический
перечень прав и свобод человека и гражданина, но закрепляет гарантии их
реализации и защиты. При этом экономические и политические гарантии
вытекают как из Раздела I Конституции, устанавливающего принципы
конституционного строя Украины, так и из большинства статей Раздела II,
закрепляющих конкретные права и свободы личности. В то же время юридические
гарантии содержатся компактной группой в ст. 55-63 Раздела II.
Конституция формулирует юридические гарантии прав и свобод человека и
гражданина:
— право на защиту прав и свобод человека судом (ст. 55);
— право на обжалование в суде решений, действий или бездействия
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
должностных и служебных лиц (ст. 55);
— право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной
Рады Украины по правам человека (ст. 55);
— право после использования всех национальных средств правовой защиты
обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные
судебные учреждения или соответствующих органы международных организаций,
членом или участником которых является Украина (ст. 55);
— право любыми незапрещенными законом средствами защищать свои права и
свободы от нарушений и противоправных посягательств (ст. 55);
— право на возмещение за счет государства или органов местного
самоуправления материального и морального ущерба, причиненного незаконными
решениями, действиями или бездействием органов государственной власти,
органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при
осуществлении ими своих полномочий (ст. 56);
- право знать свои права и обязанности (ст. 57);
- запрещение обратного действия законов и иных нормативно-правовых
актов, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица
(ст. 58);
- право на правовую помощь (ст. 59);
- право не исполнять явно преступные распоряжения или приказы (ст.
60);
- никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности
одного вида за одно и то же правонарушение (ст. 61);
- лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть
подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в
законном порядке и установлена обвинительным приговором суда (презумпция
невиновности) (ст. 62);
- никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении
преступления (ст. 62);
- обвинение не может основываться на доказательствах, полученных
незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно
доказанности вины лица истолковываются в его пользу (ст. 62);
- право не давать показания или объяснения в отношении себя, членов
семьи или близких родственников (ст. 63);
- подозреваемый, обвиняемый или подсудимый имеет право на защиту (ст.
63).
§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ
Конституция устанавливает, что «народное волеизъявление осуществляется
через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии» (ст.
69).
Референдум (от латинского referendum — происхождение) — это способ
принятия гражданами Украины путем голосования законов Украины, иных решений
по важным вопросам общегосударственного и местного значения.
Проведению референдумов посвящены статьи 72—74,138,143 Конституции и
Закон Украины «О всеукраинском и местных референдумах» от 3 июля 1991 года
с последующими изменениями и дополнениями.
Референдумы могут подразделяться по разным основаниям на несколько
видов.
По территориальному признаку они делятся на всеукраинские -
общегосударственные, проводимые в масштабе всей Украины (ст. 72), и
местные, проводимые в масштабе тех или иных административно-территориальных
единиц (ст. 143). Кроме того, может проводиться референдум в Автономной
Республике Крым (п. 2 ст. 138);
По предмету и содержанию они делятся на конституционные (в результате
которых вносятся изменения в Конституцию), законодательные (в результате
которых принимаются или отменяются законы или их отдельные положения) и
иные, (в результате которых принимаются решения, определяющие основное
содержание Конституции, законов и иных правовых актов).
По правовым последствиям они делятся на вещающие (в результате которых
принимается окончательное решение, не требующее последующего утверждения
или решения) и консультативные, (имеющие целью выявление воли граждан при
решении важных вопросов государственного и местного значения. Результаты
такого референдума учитываются при принятии решений органами
государственной власти).
Украина имеет опыт проведения всеукраинского референдума 1 декабря
1991 года по вопросам о независимости.
Предметом всеукраинского референдума может быть:
— внесение изменений в Конституцию Украины (ст. 156 Конституции);
— принятие, изменение или отмена законов Украины или их отдельных
положений;
— принятие решений, определяющих основное содержание Конституции,
законов Украины и иных правовых актов.
Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении
территории Украины (ст. 73 Конституции).
Референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам
налогов, бюджета и амнистии (ст. 74 Конституции).
На всеукраинский референдум не выносятся также вопросы, отнесенные
законодательством Украины к ведению органов суда и прокуратуры; вопросы о
принятии государственными органами Украины чрезвычайных и неотложных мер по
охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан;
вопросы, связанные с избранием, назначением и увольнением должностных лиц,
относящиеся к компетенции Верховной Рады Украины, Президента Украины и
Кабинета Министров Украины.
Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по
требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса,
при условии, что подписи относительно референдума собраны не менее чем в
двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области
(ст. 72 Конституции).
На референдум Автономной Республики Крым выносятся вопросы, касающиеся
компетенции Верховной Рады Республики Крым.
Предметом местного референдума может быть:
— принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным
законодательством Украины к ведению местного самоуправления соответствующих
административно-территориальных единиц;
— принятие решений, определяющих содержание постановлений местных
советов и их исполнительных и распорядительных органов. На местные
референдумы могут выноситься вопросы, отнесенные законодательством Украины
к ведению местного самоуправления соответствующих административно-
территориальных единиц, а также вопросы досрочного прекращения полномочий
соответствующего местного совета и его председателя.
На местные референдумы не выносятся вопросы об отмене законных решений
вышестоящих органов государственной власти и самоуправления; вопросы,
отнесенные к ведению органов суда и прокуратуры; вопросы, связанные с
избранием, назначением и увольнением должностных лиц, относящихся к
компетенции соответствующего местного совета и его исполнительных и
распорядительных органов.
Местные референдумы назначаются соответствующими местными советами.
Местный совет также назначает местный референдум по требованию депутатов,
составляющих не менее половины от общего состава местного совета или по
требованию, подписанному одной десятой частью граждан Украины, постоянно
проживающих на территории соответствующей административно-территориальной
единицы и имеющих право участвовать в референдуме.
Сбор подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума
не должен превышать трех месяцев, а местного Референдума—одного месяца со
дня получения свидетельства о регистрации первой из созданных по данному
референдуму инициативных групп.
Новый всеукраинский. референдум по ранее выносимым на референдум
вопросам может быть проведен не ранее чем через пять лет, а местный
референдум не ранее чем через, год со дня проведения предыдущего
референдума по этим вопросам
Граждане участвуют во всеукраинском и местных референдумах на основе
демократических принципов всеобщего, равного, прямого участия в референдуме
при тайном голосовании.
Для подготовки и проведения всеукраинского референдума в Украине
образуются комиссии: Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму;
комиссия Автономной Республики Крым по всеукраинскому референдуму;
областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские
комиссии по референдуму; участковые комиссии по референдуму. До образования
Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму ее функции выполняет
Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов
В бюллетене для голосования содержится название выносимого на
референдум проекта (проектов) законов, решения и предлагается гражданину
ответить «да» или «нет» на вопрос о принятии или отклонении этого проекта
(проектов). Проект закона, решения считается принятым, если за него было
подано большинство голосов граждан от числа, принявших участие в
голосовании. Референдум признается несостоявшимся, если в нем приняли
участие менее половины граждан, внесенных в списки для голосования
Законы, иные решения, принятые всеукраинским референдумом, имеют
высшую юридическую силу по отношению к законодательным актам Верховной Рады
Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, подзаконным актам
министерств и ведомств Украины и Автономной Республики Крым, решениям
местных советов.
Решения, принятые местным референдумом, имеют высшую юридическую силу
по отношению к решениям местных советов, на территории которых они
проводятся.
Законы, иные решения, принятые референдумом, не нуждаются в
утверждении государственными органами и могут быть отменены или изменены
только на основе референдума или акта Верховной Рады Украины, Верховной
Рады Автономной Республики Крым, решения местного совета соответственно
принятого большинством не менее 2/3 от общего числа народных депутатов с
обязательным утверждением на референдуме, который должен быть проведен в
течение шести месяцев после внесения изменения или отмены.
От референдума следует отличать плебисцит — это то же, что и
референдум, но без обязательных последствий для государства. Результаты
плебисцита лишь принимаются к сведению.
Демократия в обществе не может функционировать без полномочного
представительства народа в органах государства и местного самоуправления,
через которые осуществляется его постоянное участие в управлении делами
государства и общества, а такое представительство не может быть
демократическим, если сам народ не участвует в его формировании.
Формирование полномочного представительства самим народом возможно лишь
благодаря избирательной системе и осуществляется через выборы. Выборы —
способ формирования органов государства и местного самоуправление
осуществляемых путем голосования.
Выборы являются важнейшим институтом современной демократии, одной из
главных форм выражения воли народа и его участия в управлении
государственными и общественными делами, через их посредство народ
определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его
суверенных прав по реализации власти.
Выборы могут быть парламентскими и президентскими; органов государства
и местного самоуправления; очередными, повторными и внеочередными
(досрочными); на альтернативной основе и безальтернативными (если
выдвигается только один кандидат) и т. д
Выборы связаны со сложным комплексом общественных отношений,
участниками которых являются государство в лице уполномоченных на то
органов государственной власти, избирательные комиссии, политические
партии, избирательные блоки, общественные организации, собрания
избирателей, трудовые коллективы, кандидаты в депутаты, их доверенные лица,
избиратели и др.
Избирательная система — это совокупность упорядоченных общественных
отношений, связанных с выборами органов государства и местного
Страницы: 1, 2, 3, 4
|