Рефераты
 

Основы конституционного права Украины

Без Верховной Рады не обходится формирование важных органов и

назначение должностных лиц: Генерального прокурора, судей. Председателя

Антимонопольного комитета. Председателя фонда государственного имущества.

Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию.

В ст. 92 перечислен широкий круг вопросов, которые решаются

исключительно законами. Следовательно, в компетенции Верховной Рады — от

определения прав и свобод граждан, государственных праздников до решения

кадровых вопросов, объявления состояния войны и др.

Президент Украины может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады,

если в течение 30 дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут

начаться (ст. 90).

Поскольку Верховная Рада является единым органом законодательной

власти в Украине (ст. 75), то законодательный процесс происходит именно

туг.

4.1.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ

Законодательный процесс в Украине проходит несколько этапов:

Законодательная инициатива. Право законодательной инициативы имеют

народные депутаты Украины, Президент Украины, Кабинет Министров и

Национальный банк (ст. 93).

Разработка проекта закона. Она может осуществляться: а) по поручению

Верховной Рады, комитетов; б) Кабинетом Министров (например, законопроект о

Государственном бюджете); в) в инициативном порядке имеют право

разрабатывать граждане и юридические лица.

Предыдущее рассмотрение законопроекта в соответствующих комитетах .

Они дают заключение о целесообразности его принятия и о дальнейшей работе

над ним.

Рассмотрение законопроектов Верховной Радой Украины. Оно происходит

путем обсуждения и одобрения основных положений (первое чтение), обсуждения

и одобрения постатейно (второе чтение), принятия закона в целом (третье

чтение).

Принятие закона. Обычный закон принимается абсолютным большинством

голосов. Для принятия конституционного закона нужны голоса двух третей

депутатов конституционного состава Верховной Рады.

Опубликование. Закон публикуется в течение 30 дней в «Ведомостях

Верховной Рады Украины» и в течение 5 дней в газете «Голос Украины».

Закон вступает в силу по окончании 10 дней после его опубликования,

если иное не указано в самом законе.

4.2. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ

4.2.1. ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ — ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

Термин «президент» происходит от латинского «ргаеаsedae», что означает

«тот, кто сидит впереди».

Президент Украины структурно не входит ни в одну ветвь власти, но в то

же время является главой государства и выступает от его имени (ст. 102).

Чтобы разобраться в этом положении, следует осмыслить ст. 106 Конституции.

В ней определяется место президента как главы государства. Он выступает

гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, прав и

свобод человека и гражданина. Он представляет государство в международных

отношениях, ведет переговоры, заключает международные соглашения, принимает

верительные и отзывные грамоты послов других государств, назначает

всеукраинский референдум, внеочередные выборы в Верховную Раду, прекращает

полномочия парламента, если в течение месяца одной очередной сессии его

пленарные заседания не могут начаться, решает вопросы гражданства,

осуществляет помилование и т.д.

4.2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО НА СВОЙ

ПОСТ

Особенности выборов Президента Украины предусматривает ст. 103

Конституции, в которой определяются:

— принципы выборов (общее, равное, прямое избирательное право путем

тайного голосования);

— срок пребывания в должности — 5 лет;

—условия избрания на этот пост (проживание в Украине в течение десяти

последних перед выборами лет, гражданство Украины);

— обязательное владение украинским языком;

— возраст не менее 35 лет.

Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более двух сроков

подряд. Тот, кто выбрал президентское кресло, не может занимать другие

должности, заниматься предпринимательской деятельностью и т.п. (ст. 103).

Конституция определяет срок пребывания в должности (5 лет) и время

выборов — последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента.

Вступление Президента на свой пост освещено в ст. 104 Конституции. В

ней речь вдет о том, что новоизбранный Президент Украины вступает на свой

пост не позже чем через тридцать дней после официального объявления

результатов выборов с момента принесения присяги народу на торжественном

заседании Верховной Рады Украины. Ее содержание помещено в Конституции,

однако не указано, на чем приносится присяга. По новой традиции Президент

Украины присягает на Конституции и Евангелии (первом Евангелии,

переведенном на староукраинский язык в 1556—1561 годах в местечке

Пересопница, ныне поселок возле города Ривного), затем Президент Украины

провозглашает инаугурационную речь.

Звание Президента охраняется законом. Оно сохраняется пожизненно.

Согласно ст. 105 Конституции, которой Президент пользуется правом

неприкосновенности.

4.2.3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

Полномочия Президента предусмотрены ст. ст. 106, 107 Конституции. Уже

указывалось на ряд полномочий Президента как главы государства. Они

касаются обеспечения государственной независимости, национальной

безопасности, правопреемственности государства, представления государства в

международных отношениях и т.п.

Президент занимается и кадровыми назначениями: с согласия Верховной

Рады назначает Премьер-министра Украины и прекращает его полномочия;

назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета

Министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти,

а также председателей местных государственных администраций и прекращает их

полномочия, назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность

Генерального прокурора и освобождает его от должности, назначает половину

состава Совета Национального банка Украины; назначает треть состава

Конституционного Суда; назначает на должности и освобождает от должностей с

согласия Верховной Рады Председателя Антимонопольного комитета.

Председателя Фонда государственного имущества, Председателя

Государственного комитета по телевидению и радиовещанию и др.

Конституция предусматривает создание координационного органа при

Президенте — Совета национальной безопасности и обороны Украины ,

персональный состав которого формирует Президент. В его состав по должности

входят Премьер-министр, Министр обороны. Председатель службы безопасности.

Министр внутренних дел. Министр иностранных дел.

Он координирует и контролирует деятельность органов исполнительной

власти в сфере национальной безопасности и обороны. Через Совет Президент

совмещает функции главы государства со сферой исполнительной власти, что

является одним из условий признания принятой формы государственного

правления как президентско-парламентской. Еще одним самым существенным

аргументом в пользу такой формы правления может быт установленный ст. 106

(п.п. 1—10) и ст. 114 порядок формирования Кабинета Министров.

Через Совет национальной безопасности и обороны Президент тесно

сотрудничает и может влиять на министров силовых министерств.

Президент Украины издает указы и распоряжения, являющиеся

обязательными для выполнения.

Передавать свои полномочия другим лицам Президент не может.

Постоянно действующим органом при Президенте Украины является

Администрация Президента. Она создается Президентом Украины в соответствии

с Конституцией Украины для обеспечения осуществления им своих полномочий

как главы государства.

Основной задачей Администрации является организационное, правовое,

консультативное, экспортно-аналитическое и другое обеспечение деятельности

Президента. Администрация анализирует экономические, политические и

социальные процессы, происходящие в стране, и готовит предложения

Президенту по результатам анализа, обеспечивает подготовку проектов указов

и распоряжений Президента Украины, а также проектов законов, которые

вносятся Президентом в Верховную Раду в порядке законодательной инициативы,

разрабатывает предложения по вопросам кадровой политики, проводит

экспертизу законов, которые передаются Верховной Радой на подпись

Президенту, осуществляет связи Президента Украины с Верховной Радой,

органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными

организациями и Др.

Общее руководство Администрацией осуществляет Глава Администрации

Президента, который назначается Президентом Украины. В состав Администрации

входят: Первый Помощник Президента Украины, первый заместитель и

заместители Главы Администрации Президента, помощники, советники и

консультанты Президента Украины, пресс-служба управления и отделы

(например, отдел государственных наград, гражданства, помилования и т.д.).

4.2.4. ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

Прекращение полномочий Президента предусмотрено статьями 108—112

Конституций.

Полномочия главы украинского государства прекращаются в случаях:

— отставки (ст. 109);

— невозможности выполнения своих полномочий по состоянию здоровья (ст.

110);

— устранения с поста в порядке импичмента (ст. Ш);

—смерти.

Президент Украины может быть устранен с поста Верховной Радой в

порядке импичмента в случае совершения им измены или другого преступления.

Инициировать этот вопрос может не менее половины народных депутатов от

конституционного состава парламента. После этого Верховная Рада обязана

создать специальную временную следственную комиссию. Заключения комиссии

подлежат проверке Конституционным Судом. «Решение об устранении Президента

Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой не менее

чем тремя четвертями от ее конституционного состава...», т.е. не менее чем

338 народными депутатами Украины.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента обязанности до

вступления на пост нового Президента возлагаются на Премьер-министра. На

значительную часть полномочий Президента (осуществлять помилование,

назначать всеукраинский референдум и т.д.) Премьер-министр не имеет права

(ст. 112).

4.3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ.

4.3.1. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ — ВЫСШИЙ ОРГАН В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ

Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и

судебную имеет давнюю историю и связывается с именем французского юриста и

ученого Шарля Монтескье. Жесткое разделение власти присуще парламентской

республике, а частичное смешение властей — парламентским формам правления,

совмещение упомянутых вариантов разделения власти — президентско-

парламентской республике.

Анализ положений действующей Конституции дает возможность сделать

вывод, что Верховная Рада выбрала смешанную форму правления, т.е.

президентско-парламентскую. Для такой формы характерно, что Президент

является главой государства и имеет широкие полномочия в сфере

исполнительной власти, о чем шла речь при освещении темы «Президент

Украины» (ст. 106, п. 9—10, ст. 107, ст. 114 Конституции).

При таких условиях правовой статус правительства не может иметь какое-

то второстепенное значение. Это прямо предусмотрено ст. 113 Конституции,

где записано, что Кабинет Министров является высшим органом в системе

исполнительной власти.

Исполнительную впасть в областях и районах, городах Киеве и

Севастополе осуществляют местные государственные администрации (ст. 118)Л

В состав Кабинета Министров входят:

- Премьер-министр;

- Первый вице-премьер-министр;

- три вице-премьер министра;

- министры.

Кабинет Министров ответственный перед Президентом Украины и

подконтрольный и подотчетный Верховной Раде Украины (ст. 113). Так, Премьер-

министр назначается Президентом с согласия более половины конституционного

состава Верховной Рады. Верховная Рада может принять резолюцию недоверия

Кабинету Министров (ст. 87). Персональный состав Кабинета Министров

определяется Президентом по представлению Премьер-министра. Решение о

прекращении полномочий и об отставке Премьер-министра принимает Президент

единолично (п. 9 ст. 106). Отставка Премьер-министра влечет за собой

отставку всего правительства (ст. 115).

Высказывается мнение о том, что место Премьер-министра в механизме

исполнительной власти можно признать таким, которое обеспечивает ему статус

политической фигуры лишь при условии создания партийного правительства

4.3.2. ПОЛНОМОЧИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

Полномочия Кабинета Министров определены ст. 116 Конституции.

Они довольно широкие и направлены:

- на развитие экономики, научно-технический прогресс, социальное и

культурное развитие;

- обеспечение развития всех форм собственности;

- разработку и выполнение государственного бюджета;

- обеспечение законности и правопорядка;

- обеспечение обороноспособности и национальной безопасности;

- развитие международных отношений и проведение таможенной политики;

- координацию работы министерств и других органов исполнительной власти.

Кабинет Министров издает постановления и распоряжения, которые

являются подзаконными нормативными актами.

4.4. Судебная власть Украины

4.4.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ — ГАРАНТ ВЕРХОВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ

УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей, которых в равных

частях (по 6 судей) назначают Президент Украины, Верховная Рада Украины и

съезд судей Украины. Судей назначают сроком на 9 лет без права быть

назначенными на повторный срок.

Требования к кандидату на должность судьи: не моложе 40 лет (надень

назначения), является гражданином Украины, имеет высшее юридическое

образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживает на

территории Украины в течение последних двадцати лет, знает государственный

язык.

Лицо, избранное на должность судьи Конституционного Суда, не может

занимать какие-либо оплачиваемые должности или выполнять иную оплачиваемую

работу. В свободное от служебных обязанностей время может заниматься только

научной, преподавательской и творческой деятельностью. Член

Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям,

движениям, профсоюзам.

Полномочия судьи прекращаются в случаях, предусмотренных ст. 23 Закона

Украины «О Конституционном Суде Украины».

4.4.2. ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

Полномочия Конституционного Суда определены ст. 150 Конституции

Украины и ст. 13 Закона «О Конституционном Суде Украины». Конституционный

Суд принимает решения и дает заключения по делам относительно:

1) конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады

Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины,

правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

2) соответствия Конституции Украины действующим международным

договорам Украины или тем международным договорам, которые выносятся на

Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность;

3) соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения

дела об отстранении Президента Украины от поста в порядке импичмента в

пределах, определенных ст. 111 и 151 Конституции Украины;

4) официального толкования Конституции и законов Украины (ст. 13

Закона).

К полномочиям Конституционного Судане относятся вопросы, отнесенные к

компетенции судов общей юрисдикции.

4.4.3. ОБРАЩЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Формами обращения в Конституционный Суд Украины являются

конституционное представление и конституционное обращение.

Конституционное представление —это письменное ходатайство о признании

правового акта (его отдельных положений) неконституционным, об определении

конституционности международного договора или о необходимости официального

толкования Конституции Украины и законов Украины. Конституционным

представлением является также обращение Верховной Рады Украины о даче

заключения в отношении соблюдения Конституционной процедуры расследования и

рассмотрения дела об отстранении Президента Украины от поста в порядке

импичмента.

Субъектами права на конституционное представление по вопросам принятия

решений Конституционным Судом Украины в случаях, предусмотренных п. 1 ст.

13 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» являются Президент

Украины, не менее сорока пяти народных депутатов Украины (подпись депутата

не отзывается). Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховной Рады

Украины по правам человека, Верховная Рада Автономной Республики Крым (ст.

40 Закона).

Субъектами права на конституционное представление по вопросам дачи

заключения Конституционным Судом Украины в случаях, предусмотренных п.п.

2,3,4 ст. 13 Закона «О Конституционном Суде Украины», являются:

по п. 2 — Президент Украины, Кабинет Министров Украины;

по п. 3 — Верховная Рада Украины;

по п. 4 — Президент Украины, не менее сорока пяти народных депутатов

Украины (подпись депутата не отзывается). Уполномоченный Верховной Рады

Украины по правам человека, Верховный Суд Украины, Кабинет Министров

Украины, другое органы государственной власти. Верховная Рада Автономной

Республики Крым, органы местного самоуправления (ст. 41 Закона).

Конституционное обращение — это письменное ходатайство в

Конституционный Суд Украины о необходимости официального толкования

Конституции Украины и законов Украины с целью обеспечения реализации и

защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав

юридического лица.

Субъектами права на конституционное обращение по вопросам официального

толкования Конституции и Законов Украины (п. 4 ст. 13 Закона) являются:

- официальные лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства);

- юридические лица.

4.4.4. РЕШЕНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения.

По результатам рассмотрения дел в отношении конституционности законов

и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины,

актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной

Республики Крым Конституционный Суд Украины принимает решения.

Конституционный Суд дает заключения по вопросам официального

толкования Конституции и законов Украины, о соответствии Конституции

действующим международным договорам Украины или тем международным

договорам, которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления

согласия на их обязательность, относительно соблюдения конституционной

процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента

Украины с поста в порядке импичмента.

Решения и заключения Конституционного Суда Украины мотивируются

письменно, подписываются отдельно судьями Конституционного Суда Украины,

которые голосовали за их принятие и которые голосовали против их принятия,

и обнародуются. Они являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Особое мнение судьи, который подписал решение или заключение, излагается

судьей в письменной форме и прилагается к решению или заключению

Конституционного Суда.

Решения и заключения Конституционного Суда вместе с особым мнением

судьи публикуются в «Вестнике Конституционного Суда Украины» и являются

обязательными для выполнения.

4.4.5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Раздел VIII Конституции Украины посвящен правосудию.

Правосудие осуществляется лишь судом (ст. 124). Правосудие

осуществляют профессиональные судьи и в определенных законом случаях

народные заседатели и присяжные.

Присяжные заседатели в уголовном процессе, как правило, выносят

вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а в гражданском процессе

решают вопросы факта.

Судопроизводство проводится судьей единолично, коллегией судей или

судом присяжных. Основные начала судопроизводства: законность, равенство

всех участников судебного процесса перед законом и судом, гласность,

состязательность сторон, обеспечение доказанности вины, обеспечение

обвиняемому права на защиту и др. предусмотрены ст. 129 Конституции.

Предметом правосудия являются все правоотношения, которые возникают в

государстве (ст. 124).

Рассматривая содержание вопроса «Система судопроизводства», следует

отметить, что Конституционным договором, заключенным в 1995 году между

Президентом Украины и Верховной Радой, была предусмотрена такая система

судов:

- суды общей юрисдикции (местные, апелляционные и Верховный Суд);

- арбитражные суды (областной и Высший арбитражный Суд Украины);

- Конституционный Суд Украины.

Нынешняя редакция Конституции Украины (ст. 124) предусматривает

изменения в системе судов, оставляя лишь две ветви:

- суды общей юрисдикции;

- Конституционный Суд.

Система судов строится по принципу территориальности и специализации

(ст. 125); создание чрезвычайных судов и особенных судов запрещается (ст.

125).

В Конституции Украины закреплены лишь основы судопроизводства.

Необходим новый Закон о судоустройстве. Ныне нагрузка на судей очень

большая, состав судей недоукомплектован на 25 %, допускается немало

нарушений этических норм

В общем, мы находимся на пороге широкомасштабной судебно-правовой

реформы, в ходе которой будет происходить и дальнейшая специализация судей,

и формирование новых правовых институтов.

Конституцией предусмотрен 5-летний срок реформирования судебной власти

(п. 12 Переходных положений). Таким образом, в течение 5 лет будут

продолжать функционировать арбитражные суды.

Порядок назначения судей, их полномочия и увольнение регламентируются

ст. 126, 127,128. Следовало бы подчеркнуть, что правосудие могут

осуществлять лишь профессиональные судьи, которые достигли 25-летнего

возраста, с высшим юридическим образованием, проживают в Украине не менее

10 лет, обязательно владеют государственным языком и имеют стаж работы в

области права не менее 3 лет (ст. 127).

Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на 5 лет

осуществляется Президентом. Все другие судьи, кроме судей Конституционного

Суда, избираются Верховной Радой бессрочно (ст. 128).

Судьи не имеют права быть членами политических партий, профсоюзов,

быть депутатами, занимать другие оплачиваемые должности, кроме

преподавательской, научной или творческой.

Конституция определяет и порядок освобождения судей (ст. 126).

Основным Законом предусмотрено создание нового для существующей

судебно-правовой системы Украины органа — Высшего совета юстиции (ст. 131).

В его компетенцию входит:

1) внесение представления о назначении судей на должности или об

освобождении их от должностей;

2) принятие решения относительно нарушения судьями и прокурорами

требований касающихся несовместимости;

3) осуществление дисциплинарного производства относительно судей

Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов и

рассмотрение жалоб на решение о привлечении к дисциплинарной

ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.

4.4.6. ПРОКУРАТУРА

Раздел VIII Конституции посвящен прокуратуре. Прокуратура не

принадлежит ни к одной ветви власти (законодательной, исполнительной,

судебной). Она функционирует как независимый государственный орган и

составляет единую систему (ст. 121).

Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура,

прокуратура Автономной республики Крым, областей, городов Киева и

Севастополя (на правах областных) городские, районные, межрайонные, другие

приравненные к ним прокуроры, а также военные прокуроры. Единство системы

обеспечивается тем, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а

все прокуроры — Генеральному прокурору Украины.

Генеральный прокурор назначается на должность с согласия Верховной

Рады Президентом Украины и освобождается от должности Президентом Украины,

причем при освобождении от должности согласия Верховной Рады не требуется.

Здесь заложен механизм сдерживания противовесов между законодательной и

исполнительной властью.

Срок полномочий Генерального прокурора Украины — 5 лет.

Основные функции прокуратуры изложены в ст. 5 Закона Украины «О

прокуратуре» от 5 ноября 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями

и Конституции Украины (ст. 121).

При анализе положений ст. 5 Закона и ст. 121 Конституции обращает на

себя внимание то, что в Конституции не закреплены такие функции

прокуратуры, как надзор за соблюдением законов всеми органами,

предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и

гражданами, а также отсутствует функция расследования деяний, содержащих

признаки преступления.

Конституция Украины (ст. 121) определила новые направления

деятельности прокуратуры:

1. Поддержание государственного обвинения в суде. Недавно эта функция

считалась второстепенной. Чтобы обеспечить 100%-ный уровень

государственного обвинения в суде, требуется кадровое и финансовое

обеспечение. Необходимо не менее 2-х тысяч государственных обвинителей.

2. Представительство интересов гражданина или государства в суде в

случаях, определенных законом. Основанием для такого представительства в

суде могут быть обращения к прокурору граждан, представителей

государственных органов, юридических лиц и др. При нарушении законных

интересов граждан или государства прокурор может осуществлять

представительство их интересов в суде и по собственной инициативе.

Эта функция будет раскрыта в новом законе «О прокуратуре».

3. Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-

розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие.

Оперативно-розыскную деятельность могут выполнять субъекты, указанные

в Законе Украины от 18 февраля 1992 г. «Об оперативно-розыскной

деятельности». К ним относятся оперативные подразделения органов внутренних

дел, органов Службы безопасности, приграничных войск, управления

государственной охраны.

Органами дознания являются: милиция, органы безопасности, командиры

воинских частей, соединений, таможенные органы и др., указанные в ст. 101

Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Досудебное следствие является новым институтом. Необходимо

сформировать систему соответствующих органов и принять закон,

регламентирующий их функции.

В настоящее время эту функцию выполняют органы предварительного

следствия — следователи прокуратуры, органов внутренних дел и службы

безопасности. Деятельность органов предварительного следствия урегулирована

уголовно-процессуальным законодательством и находится под постоянным

надзором прокурора.

4. Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по

уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера,

связанных с ограничением личной свободы граждан. Отсюда вытекает, что

прокуратура должна осуществлять надзор за соблюдением законов в

следственных изоляторах, тюрьмах, исправительно - трудовых и воспитательно-

трудовых колониях, а также психиатрических больницах со строгим и усиленным

надзором.

Условия содержания осужденных не отвечают требованиям сегодняшнего

дня, отсутствует материальная база для улучшения условий содержания

осужденных.

Наша пенитенциарная система входит в состав Министерства внутренних

дел. Чрезвычайно важным является решение вопроса о возможности создания на

базе органов исполнения наказаний самостоятельной государственной структуры

или выведения ее из состава органов внутренних дел и передачи Министерству

юстиции.

Cогласно ст. 9 «Переходных положений» Конституции Украины до введения

в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по

контролю за соблюдением законов, и до сформирования системы досудебного

следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функцинирование,

она должна продолжать выполнять функцию надзора за соблюдением законов

всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными

лицами и гражданами и функцию расследования деяний, содержащих признаки

преступления.[9]

§ 5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ. НАЗНАЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ И ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

Такие важные конституционные институты, как основы конституционного

порядка (раздел I Конституции), основы избирательной системы (раздел Ш),

процедура внесения изменений в Конституцию (раздел ХП1) могут быть изменены

лишь тогда, когда:

- проект о внесении изменений в эти разделы внесут Президент Украины или не

менее двух третей депутатов Конституционного состава Верховной Рады;

- за принятие изменений должно проголосовать не менее двух третей депутатов

конституционного состава Верховной Рады, данное решение должно быть

подтверждено на Всеукраинском референдуме.

Конституцией предусмотрено принятие изменений и к другим разделам. В

то же время не могут быть внесены изменения в Конституцию, если они

ликвидируют права и свободы граждан или направлены на ликвидацию

независимости Украины или нарушение территориальной целостности.

Раздел XIV Конституции Украины «Заключительные положения» содержит две

статьи — 160 и 161. Статья 160 устанавливает срок, с которого Конституция

вступает в законную силу. Это день ее принятия. Как известно, таким днем

стало 28 июня 1996 года. День принятия Конституции Украины является

государственным праздником (ст. 161).

В разделе XV Конституции «Переходные положения» предусмотрено, что

система органов государственной власти должна приводиться в соответствие с

новой Конституцией, но для этого необходимо время — переходный период.

Очередные выборы Верховной Рады состоялись 29 марта 1998 года.

Очередные выборы Президента состоятся в последнее воскресенье октября 1999

года. Президенту предоставляется право в течение трех лет после принятия

Конституции издавать одобренные Правительством Указы по экономическим

вопросам, не урегулированные Конституцией (п. 4 «Переходных положений»).

Это делается с целью ускорения социально-экономических реформ. Для

формирования Кабинета Министров и Конституционного Суда отведено три месяца

после вступления в силу Основного Закона.

Прокуратура продолжает выполнять функции общего надзора и

предварительного следствия до введения в действие новых законов,

регулирующих деятельность органов такого назначения (п. 9 «Переходных

положений»).

Суд продолжает осуществлять свои полномочия до формирования системы

судей общей юрисдикции, но не более 5 лет (ст. 125 Конституции и п. 12

«Переходных положений»).

В течение 5 лет сохраняется существующий порядок ареста, содержания

под стражей, задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а

также порядок проведения осмотра и обыска жилища или иного владения лица

(п. 13 «Переходных положений»).

П. 14 «Переходных положений» касается пребывания на территории Украины

иностранных формирований. Оно возможно лишь в условиях аренды.[10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принятие Основного Закона — это значительное событие в жизни народа.

Он закрепил основы государственной политики, направленной на обеспечение

прав и свобод человека и достойных условий жизни. Через содержание

Конституции проводится гуманная идея о том, что государство функционирует

для человека. Поэтому именно сегодня государство с его аппаратом должно

поступать так, как пелось в популярной песне: «Раньше думай о Родине, а

потом о себе».

На конституционном уровне закреплено положение о том, что

государственная власть в Украине осуществляется на принципах ее разделения

на законодательную, исполнительную, судебную.

Конституционной основой внешней политики является обеспечение ее

национальных интересов и безопасности путем поддержания взаимовыгодного

сотрудничества с членами международного содружества по общим принципам и

нормам международного права. Вступление в Совет Европы, активное

сотрудничество с ОБСЕ, Европейским Союзом и другими международными

организациями требуют приведения законодательства Украины в соответствие с

нормами международного права.

Кроме политического значения, новая Конституция Украины имеет

чрезвычайную юридическую ценность как правовой акт. Прежде всего это

Основной Закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу.

Все другие законы и нормативно-правовые акты должны приниматься на ее

основе и соответствовать ей. А это значит, что Конституция является

основным источником нашего законодательства и рассчитана на длительное

время.

Таким образом. Конституция — это основа дальнейшего развития

законодательства. Уже первый анализ ее содержания дает возможность сделать

вывод о необходимости принятия новых законов, потому что иначе ряд статей

Конституции будут носить чисто декларативный характер. Кроме того,

действующее законодательство следует привести в соответствие с Основным

Законом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Конституция Украины.

2) Коментар до Коституції України. К., Інститут законодавства Верховної

Ради України. 1996 р.

3) Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков, ООО

«Одиссей», 1998 г.

4) Скакун О. Ф., Подберезский М. К. «Теория государства и права». Харьков,

1996 г.

5) В. В. Копейчиков. Основи конституційного права України. К.:Юрінком

Інтер, 1997 р.

6) Основы государства и права. Учебное пособие / Под ред. :А. С. Васильева,

М.Ф. Орзих, В.А. Михалев./. Одесса, 1997 г.

7) М. Ф. Орзих. Конституционное право Украины (учебно-методическое

пособие). Одесса. 1998 г.

8) И. Я. Тодоров, Э. А. Чередниченко. Основы государства и права. Донецк,

1997 г. стр. 37-38.

-----------------------

[1] И. Я. Тодоров, Э. А. Чередниченко. Основы государства и права.

Донецк, 1997 г. стр. 37-38.

[2] Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков, ООО

«Одиссей», 1998 г. стр. 4-8.

[3] М. Ф. Орзих. Конституционное право Украины (учебно-методическое

пособие). Одесса. 1998 г. стр. 11.

[4] И. Я.Тодоров, Э. А. Чередниченко, стр. 39.

[5] Комментарий к Конституции Украины. К.: 1996 г. Стр. 11-13.

[6] Основы государства и права. Учебное пособие / Под ред. :А. С.

Васильева, М.Ф. Орзих, В.А. Михалев./. Одесса, 1997 г. стр. 5 6-91.

[7] Л. А. Касынюк. Стр. 16-18.

[8] И.Я. Тодоров, Э.А. Чередниченко. Стр. 57-58.

[9]Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков, ООО

«Одиссей», 1998 г.

[10] Касынюк Л. А. «Основы конституционного права Украины.».: Харьков,

ООО «Одиссей», 1998 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ