Рефераты
 

Понятие, сущность и назначение государства

людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает

насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой

договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Эти положения нашли свое отражение в конституциях ряда западных государств.

Так, в Декларации независимости США (1776 года) говорится: «Мы считаем

самоочевидными истины: что все люди равными и наделены Творцом

определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на

жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав

люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на

согласии управляемых».[7]

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы

обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение

строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Это

нашло свое отражение и в Декларации независимости США.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы,

где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его

участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств,

которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает

антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала,

что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат

сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый

созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и

оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего

общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать,

приспосабливать к изменяющимся условиям. Если к сказанному добавить, что

договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о

подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных

структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения

государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической

философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений

природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное

духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой

дух»).

В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного

идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он

признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей

воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из

воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто

объективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от

признания воли отдельных лиц.

Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из

абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников

договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и

охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не

страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их

творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не

служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря,

государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в

себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении

личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом

государства.

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и

вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не

может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего

хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против

теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых

прав человека, а, в конечном счете, против идей и целей буржуазно-

демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все

действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй

Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и

др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в

утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о

нем. В его учении государство изображается как воплощение высших

нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя

ему человека полностью.

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в

конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е.

Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение

германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают

сторонники теории насилия,— война и завоевание. Так, австрийский

государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного

примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-

нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над

другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим

племенем более слабого, уже оседлого населения»[8]. Гумплович переносит

закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные

явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит

сложный закон природы.

К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал,

что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания.

«Государство и классы,— писал он,— начинают свое существование

одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных,

присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя

систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые

классы и государства - образуются из племен, спаянных друг с другом актом

завоевания»[9].

Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию,

которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-

экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень

экономического развития, который позволил бы содержать государственный

аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных

экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к

возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие,

завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно

не было первопричиной образования государства, но служило мощным

катализатором этого процесса.

Психологическая теория – представителями данной теории, возникшей в

XIX в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление

государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью

подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного

общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и

отношений и пр.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через

человеческое поведение и деятельность. Поэтому свойства человеческой

психики, оказывающие определенное влияние, не является решающим, а с другой

- сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих

экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны

учитываться в первую очередь.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена

в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и

государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших

возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью

и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно,

представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический

подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью,

расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм

выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых

классовых противоречий».

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований.

Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его

появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и

формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс

государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Глава 2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

В

опросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор

относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в

государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-

первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы

различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-

вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в

многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-

третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-

политическое явление.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно

становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная

роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его

целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные

потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. По мнению

К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой

гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в

целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества,

выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества[10]. Оно

является политической организацией всего населения страны, его общим

достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс,

существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-

антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции,

все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически

могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры,

приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее

выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с

обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому,

приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого

государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает

должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в

сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным

образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится

постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и

демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе

экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям

цивилизация,— народовластие, экономическую свободу, свободу автономной

личности»[11]. В таком государстве развиваются все его институты и

структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство

изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют,

приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому

есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных

достижений мировой истории и цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства

и черты государства — задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при

изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с

экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально

используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

Понимание и определение государства.

С

давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое

государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк

Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое

государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало

последователей в разное время и в различных странах — основатель

нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П.

Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М.

Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных

людей с принудительно установленным мирным порядком посредством

предоставления исключительного права принуждения только органам

государства»[12]. Словом, многие ученые характеризовали государство как

организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное

назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение

государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими

людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента

государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную

территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство[13]. «Под именем

государства,— писал Г. Ф.Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в

известных границах и подчиненных одной власти»[14].

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты

(признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь

на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с

обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).

В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в

ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть:

«Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом

устройстве, и в семье, но государства тут не было»[15].

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории

права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф.

Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная

психическая связь между ними»[16]. Однако «форма общежития», форма

организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося

явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще.

М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически

определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач,

выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то

там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать,

что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем

союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам

или союзам, которые исторически предшествовали современному

государству»[17].

Не один раз обращались к определению государства «К. Маркс и Ф.

Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие

к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все

гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[18]. Много

лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое

конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что

иное, как машина для подавления одного класса другим»[19]. В. И. Ленин внес

в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство — это

есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[20].

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной

пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых

возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство

грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к

тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их

насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве

ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как

политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая

специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей

страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки

государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства

и общества. Более точной будет следующая формулировка: государство — это

политическая организация общества, обеспечивающая его единство и

целостность, осуществляющая посредством государственного механизма

управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву

общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность

и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше

подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство

есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно

выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его

единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же

время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать

права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в

обществе.

Признаки государства.

П

онятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии

признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных

организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет

знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой

формы организации общества и важнейшего общественно-политического

института. Каковы же эти признаки?

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной

власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе

принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или

предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной

территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-

организованном обществе кровнородственный принцип организации населения

потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной

организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую

распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее,

превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом,

пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой

институт — подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только

возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А

потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и

др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны,

распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии

объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем

или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется

потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени

всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была

непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и

использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни

в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной

(государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в

чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из

которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный

аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть

представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная

власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой,

которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в

реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным

учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет»

появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить

государственную власть от церковной и придать ей исключительное,

монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства.

Страна, его не имеющая,— это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается

в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а)

универсальность ее властной силы, которая распространяется на все

население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее

прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным

всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает

закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая

общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и

др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой

другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном,

монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах

государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни

независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в

жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей

партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин

глубокого кризиса общества и государства.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство

существовать не может. Право юридически оформляет государство и

государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.

Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит

функционирование государства и государственной власти в рамки законности,

подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности

государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Сущность государства.

С

ущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его

содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим

в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и

функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства —

это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее

осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная (проблема является

остродискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в.,

считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять

общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно

принадлежать верхушке общества—элите до тех пор, пока одну властвующую

элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая

теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут

и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны

определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути

его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они

страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической

доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти

является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна

быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит

экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда

усматривается классовая сущность государства как машины (орудия),

посредством которой экономически господствующий класс становится

политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не

ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государства — крупное

завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие

ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно

использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств,

по меньшей мере, теоретически неверно.

Да, классовый характер, классовая направленность деятельности

государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность

государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей

лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая

эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда

возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от

взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем

самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет

определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство постепенно становится

эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не

насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само

существование государства в наше время связано не столько с классами и

классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами,

что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе

противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство

полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план,

перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона.

Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении

социального компромисса, на управлении делами общества.

Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции,

действовать в интересах всего общества. И любое государство не только

является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или

социальной группы, но и представляет все общество, является средством его

объединения, способом его интеграции.[21]

Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой,

чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ

сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них

сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым

началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже

националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в

руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но

такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные

и общенациональные.

Глава 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФОРМЫ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

Понятие функций государства.

Л

юбое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо

пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и

назначению. В данной главе государство и рассматривается с его

функциональной, деятельностной стороны. Функциональный подход, во-первых,

помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое

предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно

очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных

исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования

организационной структуры государства для качественного осуществления

государственного управления.

Функции государства — это основные направления его деятельности,

выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по

управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее

существенные признаки функций государства.

Функция государства не любое, а именно основное, главное направление

его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе

либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это

устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной

сфере — в экономике, политике, охране природы и др.

В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в

государстве — его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность

государства, его многосторонние связи с обществом.

Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним

задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую

направленность.

Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели

государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и

особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены

закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у

последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение

государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных

последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет

осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет

дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер функций государства вовсе не

означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль

субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда

функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют

объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны

объективные общественные потребности, а уж затем определены функции

государства и механизм осуществления. Причем все это обеспечивается

сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании

государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения

зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его

эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует

разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение.

Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не

тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными

становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные

его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних

функций, появление новых — к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое

содержание. Объект — определенная сфера общественных отношений (экономика,

культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты

и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций

показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной

сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного

органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного

органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от

функций государственных органов функции государства выполняются всеми или

многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные

государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле

осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от

нападения извне - главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям

государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность

государственных органов должна протекать в русле основных функций

государства.

Классификация функций государства.

П

роблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных

исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их

можно классифицировать по некоторым общим для них признакам (см. схему в

приложении № 1).

Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние

оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две

основные стороны, два начала — общесоциальное и классовое. Общесоциальное

начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое — его

классовыми противоречиями.

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства

вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и

быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало

представление о взаимодействии общества и государства. В действительности

даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный

организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои

населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации

такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может

не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего

общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-

деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию

— организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин,

осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки

регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику

протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и

здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ