Рефераты
 

Правовое государство

представителей имеет право возбуждать импичмент — процедуру привлечения к

ответственности должностных лиц высших органов федеральной власти,

совершивших правонарушения или проступки.

Важной гарантией независимости и целостности Конгресса является свобода

парламентских речей и прений, иммунитет депутатов от ответственности за их

выступления в Конгрессе. Конституция США запрещает совмещение должностей в

законодательных, исполнительных и судебных органах.

Важную роль в системе сдержек и противовесов играют, с одной стороны,

отлагательное вето президента, а с другой — законодательное вето Конгресса.

Объектом президентского отлагательного вето является законопроекты,

резолюции и решения, принимаемые совместно обеими палатами Конгресса. В

случае несогласия с указанными документами президент вправе вернуть их той

палате, в которую они были внесены, вместе с посланием, в котором

содержатся соответствующие возражения. Вето президента может быть

преодолено, если законопроект будет повторно одобрен обеими палатами

Конгресса квалифицированным (2/3) большинством голосов каждой из палат.

Исполнительная власть принадлежит только президенту. Президент является

верховным главнокомандующим вооруженными силами, но при этом объявление

войны — исключительное право Конгресса.

Большими полномочиями президент обладает в сфере внешней политики.

Президент самостоятельно ведет международные договоры с представителями

иностранного государства, в результате чего готовится проект договора. Для

ратификации его требуется одобрение 2/3 голосов присутствующих членов

Сената. Сам акт ратификации учиняется только президентом и после этого

международный договор вступает в силу. Конституция США[8] предписывает

президенту “заботиться о добросовестном исполнении законов”. Его полномочия

в этой сфере носят контрольно-надзорный характер. Реализация же

принудительных мер, связанных с уголовным наказанием за неисполнение

федеральных законов, — прерогатива атторней-генерала США и министерства

юстиции.

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Прежде

всего, в целях максимально возможного разграничения властей предполагается,

что судебные органы не занимаются спорами, разрешение которых отнесено к

компетенции законодательной и исполнительной властей. В то же время,

решающее значение Верховного Суда определяется его функцией

конституционного надзора. Смысл и назначение такого надзора состоят в

обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от

принятия и нарушения законов, нарушающих права граждан.

3.2. Исполнительная власть.

В отличие от законодательной власти, исполнительная власть, по своей сути,

вторична. Задачи исполнительной власти остаются неизменными по своей

природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в

разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты

соответствующих органов основываются на законе, не должны ему

противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда и название власти —

исполнительная.

Существенный признак исполнительной власти — ее универсальный и предметный

характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее

органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим

они отличаются и от законодательных, и от судебных органов власти. Другой

признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от

законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на

людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент

служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти

находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти

находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации. Среди

этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям — армии,

органам безопасности, милиции.

Указанные признаки, и особенно предметный характер исполнительной власти,

составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты

государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно

важны механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической

ответственности, как со стороны законодательной власти, так и со стороны

судебной власти.

Исполнительная власть[9] — это вторичная подзаконная ветвь государственной

власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и

направленная на обеспечение исполнения законов и других актов

законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через правительство

(президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет

верховное политическое руководство и общее управление делами общества.

Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в

президентских республиках, например, в России) или коллегиального органа. В

первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы

государства — президента, а полномочия правительства являются производными

от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на

основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему

правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать

собственными полномочиями.

Правительство призвано обеспечить охрану существующего порядка, защиту

внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и

иных функций в области сфере государственного управления. Правительство

(президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его

ведении находится административный аппарат.

Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и

ответственность за их исполнение, правительство издает в виде

регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство

может иметь право на издание актов делегированного законодательства.

Правительство большинства стран обладает правом законодательной инициативы

и может оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность

правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность.

Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и

путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к

отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако

потерпевшие поражение правительство (в целях уравновешивания властей)

может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента

(нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы

правительства или его члена к судебной ответственности за совершение

преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней

палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или

конституционного суда, или верхней палаты парламента.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо

назначаемых центром местных органов исполнительной власти, либо выборных

органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами

поручается назначаемому представителю центральной власти — губернатору,

префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет

часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление

реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по

отношению к центральным органам исполнительной власти.

Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает в

себя как выборные органы самоуправления, так и административные службы,

находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или

муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет

местного бюджета.

В России главой исполнительной власти является Президент, который также

является главой государства. Президент избирается на 4 года гражданами

России.

“Ст. 83. Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства

Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской

Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на

должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации; ставит

перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности

Председателя Центрального Банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации

назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя

Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности

судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда

Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а

также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; назначает

судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус

которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента

Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской

Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами

или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей

Российской Федерации в иностранных государствах и международных

организациях.

Ст. 84. Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных

Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным

конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении

в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики

государства.

...

Ст. 86. Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской

Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем

дипломатических представителей.”[10]

Президент является главнокомандующим, имеет право вводить на территории

России военное и чрезвычайное положения. Президент может быть отрешен от

должности Советом Федерации на основании обвинения, выдвинутого

Государственной Думой, подтвержденного заключениями Верховного Суда и

Конституционного Суда Российской Федерации.

3.3. Законодательная власть.

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов

народ передает власть своим представителям и уполномочивает

представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле

можно говорить о первичности представительных органов в механизме

государственной власти. Однако имеются сущностные и политико-юридические

ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее

делегированности, определяются принципиальной зависимостью от воли

избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой

закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать

политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву —

конституции.

Законодательная власть — это делегированная законодательная власть.

Название данной ветви “законодательная” не означает, что кроме

законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой

другой. Не менее существенной функцией является финансовая — ежегодное

утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции — формирование

определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная

власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям

исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической

ответственности.

В России законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее

из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы[11]. В Совет

Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по

одному от представительного и исполнительного органов государственной

власти. Государственная Дума состоит из постоянного числа депутатов — 450

представителей. Государственная Дума избирается сроком на 4 года в

соответствии с федеральным законом. Депутатом Государственной Думы имеет

право быть каждый гражданин России, достигший 21 года. Депутат

Государственной Думы не может заниматься никакой иной деятельностью, кроме

преподавательской, научной или иной творческой. Депутаты Государственной

Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Лишить их этой неприкосновенности может только сама Государственная Дума по

представлению Генерального Прокурора. “К ведению Государственной Думы

относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение

Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя

Центрального Банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя

Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности

Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с

федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для

отрешения его от должности.[12]”

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту России, Совету

Федерации, Государственной Думе, Правительству России, законодательным

органам субъектов Российской Федерации, Конституционному Суду, Верховному

Суду и Высшему Арбитражному Суду. Федеральные законы принимаются

Государственной Думой, после чего одобряются Советом Федерации и

утверждается Президентом.

Члены Совета Федерации также, как и депутаты Государственной Думы,

обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. “К

ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской

Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении

военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении

чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил

Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного суда Российской

Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального

Прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя

Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. [13]

3.4. Судебная власть.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной

власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда

определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. В правовом государстве

только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти,

осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения

и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в

механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в

рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем

осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими

ветвями власти.

Согласно Конституции РФ “правосудие в Российской Федерации осуществляется

только судом.”[14]

В Конституции РФ отражены практически все признаки правосудия:

а) судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам;[15]

б) судьи несменяемы;[16]

в) судьи неприкосновенны;[17]

г) разбирательство дел в судах открытое;

д) судопроизводство осуществляется на основе состязательности и

равноправия сторон.

Суды Российской Федерации делятся на три ветви: Конституционный Суд, суды

общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционный Суд подробно

рассмотрен в п. 3.3. Суды общей юрисдикции делятся на три звена: районный

суды, суды субъектов РФ и Верховный Суд РФ. Арбитражные суды также делятся

на три звена: арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные суды округов и

Высший Арбитражный Суд РФ.

Глава 4. Права и свободы человека в правовом государстве.

1 Права и свободы человека.

Правовое государство немыслимо без определенных прав и свобод человека. В

Конституции России правам и свободам человека посвящена глава 2, которая

так и называется “Права и свободы человека и гражданина”. В этой главе

утверждается, что права человека принадлежат ему от рождения и не могут

быть никем нарушены. В Российской Федерации “все равны перед законом и

судом”[18] независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

других обстоятельств. Каждый гражданин РФ имеет право на жизнь.

“Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть

основанием для его умаления.”[19] Каждый имеет право на свободу и личную

неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную

тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных

переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается

неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому

гарантируется свобода совести, свобода мысли и слова. Также гарантируется

свобода деятельности общественных объединений. Каждый гражданин имеет право

избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом

охраняются право частной собственности и право наследования. Каждый имеет

право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию. “Материнство и детство, семья находятся под

защитой государства.” Каждый имеет право на жилище, охрану здоровья и

медицинскую помощь, образование.

Каждому гражданину России гарантируется государственная защита его прав и

свобод.

В этой же главе отражены некоторые принципы правосудия: презумпция

невиновности, невозможность осуждения дважды за одно и то же преступление.

В статье 56 установлено, что в период чрезвычайного положения могут

ограничиваться некоторые права человека, кроме основных.

3 Реальность прав и свобод человека.

Вопрос о реальности прав и свобод человека является одним из важнейших на

данном этапе развития нашего общества. Абсолютной свободы не может быть,

так как государство и общество также обладают свободой. Стремление человека

к абсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Соответственно

человек вынужден ограждать свою свободу, так как если он не будет ограждать

ее, то это приведет к свободе сильного над слабым, что естественно

ограничит свободу одних и увеличит возможности других. Природное стремление

человека не дать другим того, что он не может взять сам, приводит к

ограничению своей свободы только из желания ограничить свободу и другим.

Появление конституционных законов и понятия равенства всех перед законом

делает возможным насильно уравнять всех с помощью благого лозунга

равенства. После этого человек “изобретает” такое понятие, как права и

свободы, которые должны всеми соблюдаться. Условно можно выделить два типа

равенства: равенство в слабости и равенство в силе. Так как в большинстве

случаев призывы к равенства слышатся от слабых, то в большинстве случаев

после установления этого равенства получается равенство в слабости.

Примером тому может служить Октябрьская революция, когда демагогические

призывы большевиков всколыхнули массу беднейшего населения страны, которое

истребило всю богатейшую часть населения, оставшись тем самым без

работодателей, а соответственно без зарплаты, без средств к существованию.

В результате мы получили богатейшее в мире государство с беднейшим в мире

населением.

Сейчас, делая попытки выровнять всех в их правах, мы опять косвенно

подразделяем весь мир на “богатых”, которые нарушают эти права, которых все

мы считаем какими-то мафиози, и “бедных”, о которых некому позаботиться.

Причины неисполнения законов мы привыкли видеть в чем угодно: в

социалистическом наследии, в мафии, в коррупции, но никто не хочет признать

того, что именно он первый не исполняет законы, потому что либо не знает

их, либо просто не в состоянии исполнить их. Свобода человека может стать

только тогда реальной, когда каждый человек начнет соблюдать и уважать

свободу другого.

Глава 5. Взаимные обязанности и ответственности личности и

государства. Социальная и юридическая защищенность личности.

5.1. Взаимные обязанности личности и государства.

Взаимные права и обязанности государства и личности составляют один из

признаков правового государства. Государство и личность взаимосвязаны и

взаимозависимы: государство не может существовать без личности, а личность

— без государства. Правовое государство обеспечивает личности защиту ее

прав и свобод, защиту от антисоциальных элементов, предоставляет

возможность участвовать в общественной жизни страны. Личность обеспечивает

государству его существование, развитие и процветание. В правовом

государстве именно личность является основой всего, а свобода и

независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей

государства. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это

не свобода делать то, что хочется, а свобода делать то, что может и должно

пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве —

это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать

такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве

основной идеей существования человека должен стать “разумный эгоизм” — я

делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим

людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для

того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве

должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства — все равны

перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних

для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие. “...Где нет принципа

формального равенства, там нет и права как такового.”[20] А где нет права,

там не может существовать и правовое государство.

Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной,

политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми

законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой

государственности. Если не определено правовое положение хотя бы одного

субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для

злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала

игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях.

5.2. Социальная защита личности.

Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод

личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и

государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но

так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в

чиновничьем аппарате. Соответственно, фактически свободы личности защищает

бюрократический чиновничий аппарат, который вовсе не заинтересован в этом.

Пользуясь правом защиты свободы человека, аппарат может присвоить себе

большую свободу, чем ему принадлежит по Конституции. Для сдерживания

аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека

необходимо привлекать суды, которые должны состоять из представителей

самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между

разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на

представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от

чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в

социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно

государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или

по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское

обслуживание и образование. При этом не отрицается, что все то же самое

могут осуществлять и коммерческие или иные структуры. То есть фирма может

за свой счет предоставить своим служащим посещать поликлинику или

выплачивать пенсию по инвалидности.

Заключение

В заключение стоит еще раз остановиться на определении и сути такого

понятия, как правовое государство.

Итак, правовое государство — это всеохватывающая политическая

организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство

закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как

разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов,

сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества

действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав

человека недопустимо. Более того, оно обязательно последовательно и

неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи

принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в

различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает

создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Следует обратить внимание на отличительные черты правового государства,

хорошо усвоить их специфическое содержание. Надо уметь объяснить, почему у

нас еще не сложилось правовое государство, и что для этого требуется.

Рассматривая процесс формирования правового государства в России, надо

иметь в виду, что только после успешного проведения правовых реформ в

обществе и создания правовых процедур, обеспечивающих реально права и

свободы человека и гражданина в обществе, можно будет сказать, что оно

утвердилось в нашей стране.

"Сейчас завершается важный этап преобразования России в демократическое

государство. На основе Конституции формируется демократическая система

власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические преобразования в праве

начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно

после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание

принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные

реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое

законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд

Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В

октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена

концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной

власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,

независимой в своей деятельности от властей законодательной и

исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что

государс-

тво признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита

прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность

государственной власти. Процесс формирования правового государства

предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий,

которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,

равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства

и личности.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием

правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В

последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы

для дальнейшего развития нашего государства как демократического,

правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской

Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о

гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации,

Договор об общественном согласии.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала

однопартийная система, которая исключала возможность создания и

функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной,

государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное

демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское

общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации,

политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в

качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в

правовом государстве строится на основе идеологического, политического

многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей

формирования правового государства, одним из направлений этой работы

является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном

между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и

свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих

преобразований в государственной и политической жизни нашего общества,

является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо

избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо

проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей

государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми

членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического

государства.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные

процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых

государствах" государственных и правовых систем, соответствующих

требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более

осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический

и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и

резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная

система за долгие десятилетия своего господства.

Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в

том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от

совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а

стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового

общества. Более того, возможно ли -это совершенство? Естественно нет, ибо

такова природа человека. На данный момент нет альтернативы правовому

государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в

основе своей христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное

преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где

существует религиозная система права. Поэтому скажем так: На данный

момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем

систему ценностей

западной цивилизации.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1994.

3. . Батурин Ю.М., Лившиц Р.З. Социалистическое правовое государство: от

идеи к осуществлению. М., 1989.

3. Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. М.: Политиздат, 1976.

4. Конституции буржуазных государств. — М.: Юридическая литература, 1982.

5. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1955.

Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1992.

Общая теория права и государства. / Под ред. В.В.Лазарева. — М.: Юрист,

1997.

Право и власть. М., 1990.

10. Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989.

11. Теория государства и права. — Л.: ЛГУ, 1987.

12. Халфина Р.О. Право как средство социального управления. М., 1988.

13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1999.

-----------------------

[1] Аристотель. Политика. М., 1911. — С. 155.

[2] Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955. — С. 289

[3] Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч.2. — С. 233

[4] Конституция РФ. — Ст. 1.

[5] Дробязко С.Г. Роль законодательства в создании материально-технической

базы коммунизма. Минск, 1971. — С. 70.

[6] Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. —

Ст.125, ч. 2-5.

[7] П. 2 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому

измерению СБСЕ

[8] Конституция Соединенных Штатов Америки (17 сентября 1787 г.) //

Конституции буржуазных государств. — М.:Юридическая литература, 1982. — С.

19., ст. 1.

[9] С. 26, ст. 2. Конституция РФ

[10] Ст. 83, 84, 86. Конституция РФ

[11] Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993.

— Гл. 5.

[12] Конституция РФ — Cт. 103

[13] Конституция РФ ст 102

[14] Конституция РФ Cт. 118, ч.1.

[15] Конституция РФ Ст. 120.

[16] Конституция РФ Cт. 121.

[17] Конституция РФ Ст. 122.

[18] Конституция — Ст. 19

[19] Конституция РФ Ст. 21.

[20] Нерсесянц В.С. Правовой характер взаимоотношений личности, общества и

государства // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения.

М., 1989.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ