Рефераты
 

Шпоры по ТГиП

Шпоры по ТГиП

1. Предмет ТГиП Предмет – правовая действит-ть. В самой ТГиП 2 стороны:

гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю

предмета: 1. гос-во – творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос-

во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся

в общ-ве): право – продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов

людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь

санкционирует пр-ла или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда

государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю

некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.

Правом м. назвать только тот з-н, кот. имеет основание в реальной

жизни. Но сущ. ситуации в общ-ве, когда гос-во – творец права. Ех: 1917

год. Именно тогда было запущено придуманное право, кот. было чисто

умозрит.. В рез-те его многие не любили и не понимали, почему они должны

поступать так, а не как привыкли. Поэтому, часто наряду с подобным правом,

д-ет жестко организованный мех-м навяз-я новых понятий, з-нов, привычек и

т.п., т.е. прибегая гораздо чаще, чем треб-ся при норм. полож-и дел к з-

нному или нез-нному принужд-ю (репрессиям) или прибегать к террору, т.к.

запуганными легче управлять. Функции теории государства и права:

1. описательная (того, что видим)

2. обобщение и выявление закономерностей, это необходимо для получения

знания о поведении изучаемого явления

3. прогностическая (что нас ждет)

4. наука должна давать практике рекомендации по коррекции существующего

положения

1. ТГиП в с-ме обществ. наук.

ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория”

в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот.

предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П.

ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и

признанные различ. науч. школами.

Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире.

2.Формирование и развитие ТгиП.

3. Методология ТГиП.

Сущ. неск. подходов к пониманию методологии. Некот. полагают ,что

методол-я – не только совок-ть методов, но и наука, примен. в действит-ти.

Методы: 1. дедуктивный – знания вывод-ся из уже имеющихся сведений. 2.

Позитивистский – получ. знаний из самого О-та, его изуч-я.

Вся совок-ть методов м.б. разбита на 3 гр.: I.Общефилософский (то же

что диалектич. логика): 1)З-ны: a)единства и борьбы противопол-тей (мир –

всегда в движ-и, но в круговом – по Аристотелю) b)переход кол-ва в кач-во

c)отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот). 2)Содерж-я

и формы (по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое содержание –

формировано). 3)Сущ-ть и явл-е (в кажд. из явл-й м. выдел. сущ-ть, опр. з-

номер-ти) 4)Общее и единичное. Вот эти эл-ты примен. при изуч. гос. и

правовой с-мы. II.Общенауч. методы, из кот. самый применяемый - 1)Теория с-

м или с-мный анализ: a)э-ты и стр-ра (всякая с-ма сост. из эл-тов, наход-ся

в стр-ре), где эл-т – наименьшая дробная часть целого, сохр-щая качеств.

признаки целого (прав. норма, гос. институт) b)динамич. устойч-ть и надежн-

ть; они наход-ся в обратной завис-ти. Дин. уст-ть – спос-ть с-мы приспосабл-

ся к изм-ям среды, а надеж-ть хар-ет спос-ть с-мы выдержи. пиковые

нагрузки. c)управл-я и самоупр-я. Упр-е – поддерж. с-мы в задан. сост.

Самоупр-е - мех-м приспос-я с-мы к среде 2)Сравнительного правоведения,

кот. нужно для сравн-я положит. правового опыта других стран и выявл-е их

сильных и слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучш-ю, а вторая

задача: постепен. сближ. правовых с-м разных стран (после подписания

договора об общем рынке в 54 году) III.Колич. методы (с пом. ЭВМ)- возм-ть

автоматич. поиска нормативных актов, а в последствии автомоделир-е юр.

норм.

4. Теории происх-я гос-ва:

Единого мнения на этот счет нет. Но первыми гос.-прав. системами были

рабовлад. с-мы Др. Греции, Рима, Египта. На тер. РФ, PL, D никогда рабства

не было, первым здесь возн. феод. Г и П. Есть идея божественного возн-я Г и

П (религиозн. – з-ны шариата, Моисея). Но гос. орг-я приходит на смену

родоплеменной, а право – на смену обычаям. Сущ. Естественно-правовая

теория, нередко наз. “договорной” или теорией договорного происх-я Г и П.

Гос-во в ней – рез-т объед-я людей на дог. основе (добровол.). Одной из

распр. на Западе явл. Теория насилия, Главн. причина возн-я Г и П здесь –

не в соц.-эк. разв-и общ-ва и возн-и классов, а в завоевании, насилии,

порабощении одних племен др.

5. Понятие и Признаки гос-ва.

Гос-во – это особая орг-я публичной, политической власти господств.

класса (соц. группы, блока класс. сил, всего народа), располаг. спец.

аппаратом упр-я и принужд-я, которая, представляя общ-во, осущ-ет рук-во

этим общ-вом и обесп-ет его интеграцию.

Гос-во руководит общ-вом, осущ. полит. власть в масшт. всей страны.

Для этой цели исп. гос. аппарат, для сод-я кот. собирают налоги.

6. Понятие и эл-ты полит. с-мы (государство в политической системе).

ПС – совок-ть гос., партийных и обществен. органов и орг-ций, участв.

в полит. жизни страны. В завис. от степени участия в полит. жизни эти орг-и

м. разделить на 1)Собственно-полит. (гос-во, все полит. партии, отд.

обществ. орг-и). Прямая связь с пол-кой, прямое на нее возд-е.

2)Несобственно-полит. (орг-и, возн. не непоср-нно в силу полит. причин, а в

силу эк. и др. – профсоюзы, АО).

7. Типы взаимод-я общ-ва и гос-ва. (государство и гражданское общество)

Общ-во – совок-ть людей, наход-ся м. собой в полит., эк., духовн. и

др. взаимоотн-ях. Эл-том общества явл. чел. В человеке нас интересует:

1.соц.-правовое полож-е, кот. хар-я его автоном-тью от общ-ва (матер. или

моральн.) и способн-тью чела противопоставить себя общ-ву. 2.Гражд-вом,

т.е. совок-ть его прав, свобод, обяз-тей, предост. ему гос-вом. В философии

и социологии сущ. 2 сп. взаимод-я чела и общ-ва: 1)Европ.: интересы

личности всегда впереди интересов общ-ва (USA). 2)Восточный – противопол.

европейскому.

Стр-ра общества: 1.Ф-циональная: 1)Эк. отн-я (отн-я соб-ти, наличие

отн-й обмена или распр-я, фин. взаимод-я 2)Полит. (наличие плюрализма,

возм. ли участие гр-н в форм-и гос. аппарата, д-ет ли принцип разд-я

властей 3)Духовные отн-я (в чьей соб-ти СМИ, кто форм-ет с-му образования,

наличие или отсутст. единой гос. идеологии, сп. форм-я обществ. созн-я).

2.Орг.-соц. стр-ра: теория классов – хар-ет наличие соц. групп, классов,

наход-ся м. собой в юр., полит. и эк. завис-ти. стр-ра бывает иерархич. и

эгометарная. Изначально общ-во иерархично.

8. Понятие и стр-ра ф-ций гос-ва.

Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а

также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами

и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис.

от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его

д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или

всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их

реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн.

террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или

конфедерации).

В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я

властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-

ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-

ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в

эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим <-

вом Н подавляемого >-ва.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-

ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва –

обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва

(решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана

интересов чела, защита его прав.

Класс-я ф-ций гос-ва.

Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а

также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами

и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис.

от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его

д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или

всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их

реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн.

террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или

конфедерации).

В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я

властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-

ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-

ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в

эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим <-

вом Н подавляемого >-ва.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-

ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва –

обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва

(решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана

интересов чела, защита его прав.

Хар-ка осн. ф-ций гос-ва.

Ф-ции гос-ва – осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а

также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами

и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис.

от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его

д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или

всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их

реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн.

террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или

конфедерации).

В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я

властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-

ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-

ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в

эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим <-

вом Н подавляемого >-ва.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-

ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва –

обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва

(решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва – охрана

интересов чела, защита его прав.

9. Типология государства .Различные подходы к выделению типов.

10. Форма гос-ва и ее эл-ты.

Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3

взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.

режима. I - 1)монархические (единоличные, наследств.): а)абс. б)огранич.

(парламентарн., конституцион.) в)дуалистич. г)теократич. 2)республиканские

(коллегиальные, выборные): а)парламентские б)президентские. II – это нац. и

адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост.

частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти.: а)унитарное

(цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр.

органам власти и признаками гос. незав-ти не облад.) б)федеративн.

(добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во

в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их

интересов. Не имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в

отличие от фед-ции). III. – совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-

вом.: а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские)

б)демокр.

11. Форма правления: понятие и виды.

Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3

взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.

режима. Форма правления предст. собой стр-ру высших органов гос. власти,

порядок их обр-я и разделение м. ними. I - 1)монархические (единоличные,

наследств.): а)абс. (монарх не подотчетен никому) б)огранич.

(парламентарн., конституцион.) – власть монарха огранич. констит-ей, утв.

парламентом. Монарх не м. менять конст-ю. в)дуалистич. (это огранич.

монархия, где гос. власть раздел. м. прав-вом, формируемым монархом и

парламентом). г)теократич. (монарх возгл. не только светское, но и религ.

управление страной). 2)республиканские (коллегиальные, выборные):

а)парламентские (есть премьер), верховная роль в орг-и гос. жизни (

парламенту. Прав-во – из партий, имеющих >-во в парламенте.

б)президентские (президент явл. также главой правит-ва, но есть и парламент

– Эстония, FIN).

Понятие гос. органа (института).

Гос. мех-м – совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос.

власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м

нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов –

аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые

части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле

гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан.

в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор.

закрепл. орг. стр-ры и т.д. г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра.

(это наи> существ. пр-к) – издание норм. актов, примен. мер возд-я.

Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого

гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос.

д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них

полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.

Класс-я гос. органов.

Гос. мех-м – совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос.

власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м

нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов –

аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые

части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле

гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан.

в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор.

закрепл. орг. стр-ры и т.д. г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра.

(это наи> существ. пр-к) – издание норм. актов, примен. мер возд-я.

Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого

гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос.

д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них

полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.

12. Форма гос. устр-ва: понятие и виды.

Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3

взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.

режима. II – это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р

взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос.

упр-я, власти.: а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц,

кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад.

Также единое з-нод-во, конст-я, гражд-во ,единые органы власти).

б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно

союзное гос-во, терр-рия сост. из тер-рий отд. S-тов ,кот. м. иметь свои

конст-и, органы власти, но верховная власть – федеральн.). в)конфедерация

(временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не

имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции).

13. Гос. режим (способы осущ-я власти).

Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3

взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос.

режима. III. – совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-вом. Осн.

критерием класс-ции явл. демократизм форм и методов осущ-я гос. власти:

а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские) б)демокр.

Мех-м гос-ва: понятие, эл-ты.

Гос. мех-м – совок-ть различ. орг-й, воор. сил, мат. ср-в гос.

власти, а гос. аппаравт огран-ся лишь с-мой гос. органов. Гос. мех-м

нередко наз. гос. аппаратом в широком смысле слова, а с-ма гос. органов –

аппаратом в узком смысле слова. Гос. органы – важнейшие и неотъемлемые

части гос. аппарата. Гос. органы облад. специф. пр-ками: а)форм-ся по воле

гос-ва и осущ. свои ф-ции от имени гос-ва б)вып. каждый строго опр., устан.

в з-нодат. порядке виды и формы д-ти в)наличие у каждого гос. органа ор.

закрепл. орг. стр-ры и т.д. г)наделение полномочиями гос.-властного хар-ра.

(это наи> существ. пр-к) – издание норм. актов, примен. мер возд-я.

Будучи сост. частями одного и того же гос. аппарата, органы любого

гос-ва отлич. др. от друга пор-ком своего образ-я, видами вып-мой ими гос.

д-ти, хар-ром и V-мом компетенции, особ-тями исполн-я возложенных на них

полномочий, формами и методами осущ-я ими гос. ф-ций.

14. Принцип разделения властей.

Институты гос. власти форм-ся на осн. разд-я властей – стр-

рообразующего и ф-циональн. принципа рацион. орг-и и контроля. Это давний

принцип. Власти дел.на представит. (з-нодат.), исполнит. и судебн. Мех-м

сдержек и противовесов - кажд. из властей имеет мн-во возм-тей

взаимоконтролировать и огранич. др. друга).

15. Признаки правового гос-ва.

Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res

populi). Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не

освоб-ся от подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав

и свобод граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти

гр-на и гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести

отв-ть перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного

суверенитета, также – принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и

противовесов – кажд. из властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и

огранич. др. друга). Также один из пр-ков – наличие развитого гражд.

общества; созд-е институтов полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в

руках одного лица или органа; верховенство и правовое д-е конституц. з-на,

устан-е в з-не и проведение на деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда

как одного из ср-в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и

правовая орг-я с-мы гос. власти.

Понятие и определение правового гос-ва.

Гос-во (respublica) Цицерон опр-ет как дело, достояние народа (res populi).

Один из пр-ков правового гос-ва – верховенство з-на (никто не освоб-ся от

подчин-я з-ну). Также полная гарантир-ность и незыблемость прав и свобод

граждан, а также устан-е и поддерж-е принципа взаимной ответств-ти гр-на и

гос-ва. Как гр-не несут отв-ть перед гос-вом, так и гос-во д. нести отв-ть

перед гр-ном. Главный пр-к прав. гос-ва – идея народного суверенитета,

также – принцип раздел. властей (на с-ме сдержек и противовесов – кажд. из

властей имеет мн-во возм-тей взаимоконтролировать и огранич. др. друга).

Также один из пр-ков – наличие развитого гражд. общества; созд-е институтов

полит. демократии, препятств. сосред-ю власти в руках одного лица или

органа; верховенство и правовое д-е конституц. з-на, устан-е в з-не и

проведение на деле суверен-ти гос. власти; возвышение суда как одного из ср-

в обесп-я правовой гос-венности; соотв-е з-нов праву и правовая орг-я с-мы

гос. власти.

16. Идей правового государства в России.

17 - 18. Типы правопонимания.

В разных частях света, в группах гос-в или в отд. взятой стране истор-

ки склад. своя с-ма права. Сущ. разные типы правопонимания: 1)Нормативный

подход к праву как ср-ву поддерж-я з-нности и стаб-ти. Право = совок-ть

охраняемых гос-вом норм. Позвол. гр-нам и др. исполнителям правовых

предписаний знакомиться с сод-ем последних по тексту нормативных актов и

соотв-но сознательно избирать вариант своего повед-я. 2)Социологич. подход

- сформ. во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо

искать не в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з-ну и з-

нности. Отриц. моменты: а)отсутств. прочная юр. основа предпринимаемых д-й

и увер-ть в конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в пользу эк. и полит.

сильного, в ущерб слабым в)опасность некомпетентн. реш-я и произвола со

стороны должн. лиц. 3)Психологич. теория права. Наряду с нормами и прав.

отн-ями вкл. правовое сознание. Советск. прав. теория отвергаал этот подход

за его приверж-ть к S-тивному идеализму. Однако, в первые годы Сов. власти

даже в декретах призн. обращ-е судей к правовому сознанию, если з-ны не

давали возм-ти реш-я вопроса в интересах пролетарск. гос-ва. А практика (в

т.ч. расстрел на месте) осн. на социологич. правовом сознании.

3)Философский подход (теория естеств. права) как утвержд-е свободы и

справедл-ти в практике прав. гос-ва. Получ. разв-е у Гегеля. Право по

Гегелю - осущ-е свободы своб. воли или “наличное бытие свободы”. Осн.

постулат фил. подхода - вывод о сущ-и высших, const д-щих, независ. от гос-

ва норм и принципов, олицетвор. разум , справедл-ть, О-тивный порядок цен-

тей, мудрость Бога, не только явл-ся директивами для з-нодателя, но и д-щих

напрямую. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант

ориентирует на природу вообще, природу чела, вещей. 4)Интегративный подход.

Интегративное (общее) опр-е права: Право - это совок-ть признаваемых в дан.

общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих

борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом.

Социологич. модель правопонимания.

В разных частях света, в группах гос-в или в отд. взятой стране истор-

ки склад. своя с-ма права. Сущ. разные типы правопонимания. Социологич.

подход - сформ. во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право

надо искать не в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з-

ну и з-нности. Отриц. моменты: а)отсутств. прочная юр. основа

предпринимаемых д-й и увер-ть в конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в

пользу эк. и полит. сильного, в ущерб слабым в)опасность некомпетентн. реш-

я и произвола со стороны должн. лиц. 3)Психологич. теория права. Наряду с

нормами и прав. отн-ями вкл. правовое сознание. Советск. прав. теория

отвергаал этот подход за его приверж-ть к S-тивному идеализму. Однако, в

первые годы Сов. власти даже в декретах призн. обращ-е судей к правовому

сознанию, если з-ны не давали возм-ти реш-я вопроса в интересах

пролетарск. гос-ва. А практика (в т.ч. расстрел на месте) осн. на

социологич. правовом сознании.

25. Соотнош-е права и гос-ва.

Традиц-но различ. 2 подхода к вопр. о соотн-и Г и П: 1.Этатистский.

Исходя из превосх-ва Г над П. Право рассм. как пр-т гос. д-ти, как

следствие гос-ва. Такой подход – в советское время. Право – совок-ть норм,

издаваемых гос-вом. 2.Сторонники школы естественного права – понятие гос-ва

выводится из обществ. договора. Праву здесь ( приоритет по сравн. с гос-

вом, оно возн. раньше, никакое гос-во и никакая власть не есть первонач.

ист-к права. 3.Есть и 3-я точка зр-я. Связь м. Г и П не имеет столь

отчетливого прич.-следств. хар-ра (т е гос-во порождает право или

наоборот). Этот подход позаол. выявить глубин. связи м. Г и П., понять, что

дает П гос-ву и какую роль Г играет в обесп-и П.

П форм-ся при непоср. участии Г. Но Г не столько форм-ет П, сколько

завершает правообразоват. процесс, придавая П опр. юр. формы (норм. акт,

суд. или адм. прец-т). Творч. роль Г в отн-и образ-я П закл. в след.: 1)в

осущ-и правотворч. д-ти. Гос-во опр-ет потр-ть в юр. реглам-ции тех или

иных отн-й (д-ти), опр-ет наи> рац. юр. форму (з-н, акт исполнит. власти и

др.) и т. обр. придает отн-ям всеобщ. хар-р. 2)в санкционир-и Г норм, кот.

не имеют прямого гос. хар-ра (мусульманское право – Г санкц-ет нормы,

выраб. мусульм. доктриной). 3)в признании юр. обязательными регуляторами

повед-я факт-ки сформ-ся и сущ-щих отн-й (обычное право). Т. обр. Г обесп-

ет разв-е всей с-мы ист-ков П. Достаточно значимой представл-ся роль гос-ва

в обесп-и реал-ции П. Г также охрану П и господств-щих прав. отн-й ( за Г

стоит сила в виде аппарата принужд-я).

Роль П в отн-и к Г: 1)П возд-ет на Г при его взаимоотн-ях с нас-ем.

2)П легализует гос. д-ть, обесп-ет дозвол-ть охранит. и принудит. мер Г.

3)поср-вом П опр-ся границы проник-я Г в жизнь нас-я.

19. Понятие и Признаки права.

Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.

защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование

свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма

общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и

опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Пр-ки

права: 1)Нормативность (оно всегда опр-ет к-либо норму повед-я). В юриспр-

ции нормой признается типичная, т.е. усредненное повед-е, удовл-щее всех.

2)Общеобязат-ть права (право обязат. для всех уч-ков правоотн-й)

3)Санкционир-ть гос-вом (любая норма д.б. санкц-на гос-вом). 4)Возм-ть в

своей реал-ции опираться на принужд-е со стороны гос-ва.

Понятие и опр-е права.

Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.

защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование

свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма

общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и

опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.

1)Теологич. теория. Некое первосущ-во, создав чела, предписало ему к-

то набор правил (у христиан – 10 заповедей) 2)Нормотивистская (Ганс Хельбр

– основопол-к) – предпол., что сущ-ет некая осн. норма, кот. дана кажд. чел

для его ощущ-я, соц. активные люди и форм-ют, согласно своим ощущ-ям,

конституц. право (-второй уровень норм), затем избранные народом з-датели,

на их основе форм-ют текущиее з-нод-во, а судьи и администраторы

приспосабл. его к реальн-ти. 3)Теория естествен. (возрожд.) права. Возн. в

XVIII веке. Его разв-ем занимались: Копс, Руссо, Радищев. Они полаг., что

кажд. чел рождается с некот. набором естеств. и неотчужд. прав (все равны),

затем в рез-те к-то конфликтов возн. необх-ть в мех-ме реал-ции этих прав

(т.к. не все согласны, что “мои права кончаются там, где нач. свобода

другого”). Для собл-я этих прав нам и пришлось отдать их часть гос-ву.

3)Маркс. теория. Право – воля господств. класса, облечен. в форму з-на и

опир-ся на принужд-е со стор. гос-ва. Первонач. теория происх-я и понятия

права строилась на концепции, в кот. право рассм. или как обществ. отнош-е

или как правовое отн-е. Гос-во видит совок-ть отн-й, кот. и оформляют в

виде з-на. Эта т. зр-я была раскритик. в 38 г. и право стало поним-ся, как

с-ма пр-л повед-я, отраж. госп-щий способ пр-ва и соц.-эк. формацию, устан-

ных или санкцион-ных гос-вом. Это чисто нормативная точка зрения. 4)Социол.

шк. права. Впервые – проф. Юби. Широкое распр-е получ. в США. Др. назв-е –

гарвардская школа. Социологи исходили из того, что право форм-ся из

обществ. практики, но свое юр. закрепл-е находит в судебн. реш-ях.

20. Понятие правосознания, его стр-ра и виды.

Правосозн-е - явл-е идеаьлное, непоср-но не наблюдаемое. Оно предст.

собой сферу или область сознания, отраж. правовую действит-ть в форме юр.

знаний и оценочных отн-й к праву и практике его реал-ции, соц.-прав.

установок и ценностных ориентаций, рег-щих повед-е (д-ть) людей в юр-ки

значимых ситуациях. Правосознание гр-н - совок-ть знаний, представлений,

оценок, отн-я к сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-

ти правосозн-я: 1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами).

2)проф. (им облад. юристы-практики в той сфере, в кот. работают.

3)теоретич. (научное) - то, чем мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив.

2)групповое. 3)общественное. Индив. тесно связ. с обществ., групповое - в

своей группе. Разные соц. группы имеют в осн. различ. правосозн-е.

21. Права человека и права гражданина.

Права чела – как бы соц. ценность, если они обесп. усл-ями жизни и

гарантир-ны. Роль гос-ва здесь – самая существ. Быть членом общ-ва – значит

соотносить свои поступки, д-я с интересами др. людей. Права и свободы не

м.б. абсолютн., они имеют естеств. рамки, кот. опр-ет гос-во в лице народа.

Гос-во в процессе осущ-я прав и свобод каждым индивидом явл-ся примирителем

эгоистич. интересов отд. членов общ-ва, противоречий частного, индив. и

общего, исп. при этом прав. ср-ва.

Категория соц. свободы м. рассм-ся только в паре с кат. соц.

ответственности. Это общепризн. м/нар.-правовая (м/нар. билль по правам

чела) и внутригос. практика. Конст-я РФ в дан. сл. допускает возм-ть

огранич-я прав и свобод чела, но только в той мере, в кот. это необх. в

целях защиты конституц. строя, а также “нравств-ти, здоровья, з-нных прав и

з-нных интересов др. людей …” (ч.3 ст.55). К-я устан., что “осущ-е прав и

свобод чела и гр-на не д. нарушать права и свободы др. лиц” (ч.3 ст.17).

Президент РФ согласно ст. 80 К-и явл. гарантом прав и свобод гр-н.

Реал-ция и эфф-ть норм о правах и свободах чела и гр-на в любом гос-

ве, общ-ве завис. от многих ф-ров: 1)степень демокр-ти властных институтов

гос-ва 2)полит., культурн. и прав. традиции 3)сост-е эк-ки 4)нравств.

атмосфера и степень согласия в общ-ве 5)сост-е з-нности и правопорядка.

Правовая культура: понятие, состав.

К-ра предст. собой рез-ты культ. и духовн. д-ти чела. 1-я сост-щая

любой к-ры - соц. нормы, кот. обесп. стаб. ф-ционир-е общ-ва. 2-я - наука и

т.п. 3-я - мат. обесп-е. В понятие прав. к-ры входят эл-ты: 1)Нормотворч-во

(придание нормам к-ры правового хар-ра), гос-во либо изобретает свое, либо

санкцион-ет уже сущ. 2)Знание гр-нами прав. с-мы (предпол., что все знают з-

ны и следуют им). 3)Правосознание гр-н - совок-ть знаний, представлений,

оценок, отн-я к сущ-щей прав. действит-ти. По глубине оценки есть разновид-

ти правосозн-я: 1)бытовое (каждый в быту сталк-ся с к-либо прав. нормами).

2)проф. (им облад. юристы-практики в той сфере, в кот. работают.

3)теоретич. (научное) - то, чем мы заним-ся на учебе. По общности: 1)индив.

2)групповое. 3)общественное. Индив. тесно связ. с обществ., групповое - в

своей группе. Разные соц. группы имеют в осн. различ. правосозн-е. Общ-во

сост. из мн-ва индивидов. След. компонент прав. культуры - з-нопослушание,

это основа стаб-ти.

31. Действие норм. Актов во времени, прост-ве…

“Вступление в законную силу”, “действие закона”, “юридическая сила” - смысл

всех этих терминов – действие закона.

В пространстве – в зависимости от издателя действует на территории всей

страны или только Москвы, … . Если на территории России, то ее территория

включает в себя сухопутные, морские границы и воздушное пространство над

ними + территория посольств, консульств и их транспорта, территория

воздушных судов (если существует двухсторонний договор), торговые суда

(если в наших или нейтральных водах). На военные суда это не

распространяется нигде. В Антарктиде – только на территории станции.

Во времени – по общему правилу законы РСФСР вступают в силу через 10 дней

после их опубликования (в специальных выпусках, которые выпускает издатель

закона или в средствах массовой информации получивших такой статус) если

срок их вступления в силу не оговорен специально в законе. Дата

опубликования (в газете понятно) в специальном сборнике считается дата

накладной, по которой тираж ушел от издателя.

Бывают временные законы, в которых точно оговорен срок их действие от и до,

если же срок не указан, то он действует до принятия нового закона,

перекрывающего старый.

Обратная сила закона - по общему праву закон обратной силы не имеет, если

только в законе специально не оговорено обратное. (инструкции министерств и

ведомств действуют только после регистрации в минюсте). Уголовный кодекс

(ни при каких обстоятельствах !!!) не имеет обратной силы кроме:

1. если действие ранее считавшееся преступлением , в новом законе таковым

не является

2. если новый закон смягчает наказание (но здесь - проблемы)

По кругу лиц. Законодательство страны действует на всех граждан являющихся

субъектами (обладающими право и дееспособностью). Во вторых оно

распространяется на юридических лиц являющихся резидентами данной страны и

государственные органы (являющиеся или нет юридическими лицами). В круг лиц

попадают и государственные предприятия – юридические лица. В круг лиц

входят и иностранцы, за отсутствием некоторых прав (избирательного, …). В

последнюю очередь – законодательство распространяется на лиц без

гражданства. Не действует в посольствах, консульствах и их представителей и

дипломатических работников.

32. С-ма права: понятие и эл-ты.

С фил. т. зр-я с-ма – это совок-ть взаимосвяз. эл-тов, кот., выступая

с-мой эл-тов > низкого порядка, одновр-нно предст. собой эл-т с-мы >

высокого пор-ка. =>, выясн-е ? о том, что такое с-ма права предпол. дать

ответ min на 2 вопр.: из каких частей сост. право и как эти части

взаимосвяз. м. собой.

Понятие “с-ма” означ., что право предст. собой некое целостное образ-

е, сост. из мн-ва эл-тов, нах-ся м. собой в опр. связи (соподчин-и, коорд-

ции, ф-циональн. завис-ти и т.д.). Единство с-мы права – специфич. св-во

права, обусл. единством целей и задач прав. рег-я , единством прав.

принципов, опр-щих сущ-ть права, единством с-мы рег-мых отн-й. Будучи

внутренне единым нормативным обр-ем (с-иой нормативн. рег-я), право

подраздел-ся на опр. части – отрасли и институты, кажд. из кот. вып.

самост. роль в мех-ме возд-я права на повед-е и д-ть людей-индивидов и их

орг-ций. С-ма носит О-тивный хар-р и обусл-на спецификой рег-мых отн-й.

Итак, с-ма права – это О-тивно сущ-щее внутр. строение права, его подразд-е

на отрасли, подотрасли и институты.

Эл-ты с-мы права: 1.Институт права – это эл-т с-мы права, предст.

совок-тью прав. норм, рег-щих однородн. группу обществ. отн-й. Правовой

институт предст. собой обособл. блок отрасли права, кот-му свойственны:

а)однор-ть фактич. сод-я (кажд. институт предназн. для рег-я самост., относ-

но обособл. группы отн-й либо отд. поступков, д-й людей) б)юр. единство

прав. норм в)нормативн. обособл-ть г)полнота рег-мых отн-й. По своему сод-ю

институты права бывают простые и сложн. 1-вкл. в себя юр. нормы одной

отрасли права (Ех: институт залога в гражд. праве), 2-вкл. совок-ть норм,

вход. в состав различ. отраслей, но рег. взаимосвяз., родствен. отн-я

(институт собств-ти). Также выдел. мат. и процессуальные институты,

охранит. и регулятивн. и т.д. 2)Отрасль права – главный эл-т с-мы права –

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ