Шпоры по ТГиП
объед-ет взаимосвяз. м. собой институты права. ОП – это распределенная по
прав. институтам совок-ть юр. норм, рег-щих особую, кач-венно своеобразн.
обл. отн-й (имущ., труд., семейных и т.д.)
Правовые с-мы современности.
Правовая карта мира вкл. мн-во нац. прав. с-м, кажд. из кот.
интегрирует всю прав. действит-ть конкр. гос-ва (доктрину, стр-ру, ист-ки,
ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопор-к, прав.
культуру и т.д.)
Выдел. 3 прав. семьи: романо-германская (рецепция римск. права на
базе кодиф. Юстиниана – FR, I, SPA, D – главн. ист-к права – закон), англо-
саксонская (англо-американская, или “общего права” - в основе своей явл.
прецедентным правом, созд. судами – US, CAN, GB, Австралия, Нов. Зеландия)
и социалистич. (советская прав. с-ма, прав. с-мы соц. гос-в Европы, стран
Азии и Респ-ки Куба. – много общего, но есть и различия). Также сущ. семья
религиозно-традиционного права (мусульм., индусы)
33. Понятие нормы права.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от
главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.
вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы
(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.
опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел.
на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть
нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные.
Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел.
специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов),
нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new
отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при
наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной
реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий:
простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция –
собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн.
или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат.
последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции:
правовосст-щая и наказательная.
33. Стр-ра правовой нормы.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от
главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.
вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы
(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.
опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел.
на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть
нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные.
Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел.
специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов),
нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new
отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при
наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной
реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий:
простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция –
собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн.
или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат.
последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции:
правовосст-щая и наказательная.
34. Виды правовых норм.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от
главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.
вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы
(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.
опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел.
на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть
нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные.
Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел.
специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов),
нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new
отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при
наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной
реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий:
простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция –
собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн.
или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат.
последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции:
правовосст-щая и наказательная.
34. Критерии и способы класс-и правовых норм.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от
главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.
вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы
(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.
опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел.
на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть
нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные.
Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел.
специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов),
нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new
отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при
наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной
реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий:
простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция –
собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн.
или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат.
последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции:
правовосст-щая и наказательная.
34. Правовые и соц. нормы в их соотн-и.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные.
К соц. относ. вся совок-ть пр-л повед-я, д-щих в конкр. гос-ве. К
соц. прежде всего относ. 1.нормы морали (нравств-ти). Эти нормы не
записаны, но общеизвестны. 2-я разновид-ть соц. норм – религиозные. 3.нормы
обществ. орг-ций (Устав АО) 4.Юр. нормы (тоже эл-т соц. норм, но в своей
реал-ции опир-ся на возм-ть принужд-я).
Правовые и технич. нормы.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные.
Тех. норма – в основе кот. лежат з-ны природы (з-н Ома). Они О-тивны
(независ. от нас). Однако исп-е людьми этих з-нов м. иметь соц.
последствия. Если исп-е к-либо з-на природы соц. значимо, то люди м. реглам-
ть исп-е этого з-на (Ех: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила экспл-и
а/м).
36. Критерии выделения отраслей права.
С-ма права – это О-тивно сущ-щее внутр. строение права, его подразд-е
на отрасли, подотрасли и институты. вое.
Отрасль права – главный эл-т с-мы права – объед-ет взаимосвяз. м.
собой институты права. ОП – это распределенная по прав. институтам совок-ть
юр. норм, рег-щих особую, кач-венно своеобразн. обл. отн-й (имущ., труд.,
семейных и т.д.). Примеенит-но к кажд. отрасли права выдел-ся ее осн.
институт, закрепл-щий общеотрасл. принципы права, сод-е и V прав. рег-я отн-
й, явл-ся О-том дан. отрасли (Ех: в конституц. праве РФ таким осн.
институтом выступ. инст-т “основы конст. строя”)
Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами
права вкл. еще один компонент – подотрасль права. Так, в составе гражд.
права выдел. такие подотрасли, как авторское, обязательств., наследств. В
фин. – бюдж., налогового Отрасли: Гос (конституц.) право, адм., уголовное,
трудовое, гражд., коммерч., семейное, процессуальные отрасли (уголовно-
процессуальн., гражд.-проц. и арб. суд).
Понятие и состав мех-ма правового регул-я.
Рег-е обществ. отн-й предст. собой осн. соц. ф-цию права и гос-ва.
Отсюда знач-е, кот. приобр-ет тот мех-м, с пом. кот. достиг-ся цели права и
гос-ва, т.е. мех-м г-п рег-я (мгпр). Дозволения и запреты, а также
обязывания предст. собой наиболее глубин. слой рассм-го мех-ма и содержатся
в нормах права.
Стадии мгпр: 1)стадия форм-я и общего д-я юр. норм, кот. предпол.
тесную связь права с гос-вом. 2)стадия возник-я на осн. юр. фактов у конкр.
S-тов права прав и обяз-тей – правоотн-й. 3)стадия реал-ции прав и обяз-
тей. Указанным стадиям соотв-ют эл-ты: а)юр. нормы б)индив. гос.-властные
предписания или акты примен-я права в)правоотн-я г)акты реал-ции прав и
обяз-тей (собл-я запретов, исполн-я обяз-тей, исп-я прав и примен-я права.
Методы мгпр: 1)централизованное рег-е (метод субординации), при кот. рег-е
осущ. на властно-императивн. началах (наи> чатсо – в адм. праве) 2)децентр.
(методом координации) – на ход и процесс оказ. влияние уч-ки отн-й путем
договоров и пр.
Социальный аспект мех-ма правового регул-я.
Рег-е обществ. отн-й предст. собой осн. соц. ф-цию права и гос-ва.
Отсюда знач-е, кот. приобр-ет тот мех-м, с пом. кот. достиг-ся цели права и
гос-ва, т.е. мех-м г-п рег-я (мгпр). Дозволения и запреты, а также
обязывания предст. собой наиболее глубин. слой рассм-го мех-ма и содержатся
в нормах права.
Правовые ср-ва рег-я обществ. отн-й подверг-ся существ. влиянию соц.
и иных ф-ров, соотв-но принято выделять соц. мех-м д-я права – т.е всю с-му
соц. и иных ф-ров, влияющих на перевод треб-й правовых принципов и норм в
прав. повед-е S-тов права. Осн. стадии: довед-е прав. принципов и норм до
общего свед-я, направл-е прав. повед-я путем формулир-я в прав. актах соц.
полезных целей, форм-е с пом. прав. предписаний соц. полезного правомерн.
повед-я, соц.-прав. контроль. Этим стадиям соотв.: прав. образован-ть и
воспитан-ть нас-я, проф. культура должн. лиц, положит. правовые установки и
ценностные ориентации нас-я, прочная з-нность и правопор-к, правосудие и
др. способы защиты и охраны прав, свобод и з-нных интересов чела и гр-на.
Юр. аспект мех-ма правового регул-я.
Рег-е обществ. отн-й предст. собой осн. соц. ф-цию права и гос-ва.
Отсюда знач-е, кот. приобр-ет тот мех-м, с пом. кот. достиг-ся цели права и
гос-ва, т.е. мех-м г-п рег-я (мгпр). Дозволения и запреты, а также
обязывания предст. собой наиболее глубин. слой рассм-го мех-ма и содержатся
в нормах права.
Правовые ср-ва рег-я обществ. отн-й подверг-ся существ. влиянию соц.
и иных ф-ров, соотв-но принято выделять соц. мех-м д-я права – т.е всю с-му
соц. и иных ф-ров, влияющих на перевод треб-й правовых принципов и норм в
прав. повед-е S-тов права.
Понятие правоотн-я и его виды.
По самому общему понятию правоотн-е – любое обществен. отн-е, рег-мое
нормами права. Также сущ. орп-е: правоотн-е – это О-тивно возн-щая в общ-ве
в соотв-и с з-ном или даже до з-на особая форма соц. взаимод-я, уч-ки кот.
облад. взаимными, корреспондир. правами и обяз-тями и реал-ют их в целях
удовл-я своих потр-тей и интересов в особом порядке, не запрещенном гос-вом
или гарант-нном и охраняемом им в лице опр. органов. Оно имеет сложный
состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е. Сод-е имеет юр. сост-щую –
S-тивн. права (производные от О-тивных; после ряда юр. д-й над О-тивными;
они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.
S-тивное право: 1.право д-вовать опр. образом 2.право требовать опр.
повед-я от обязанного лица 3.право обратиться за защитой. Юр. обяз-ть:
1.обяз-ть д-вовать устан-ным обр. 2.обяз. претерпеть нежелат. последствия
(понести ответств-ть за неправомерн. д-я). Содерж-е правоотн-я = активная д-
ть + юр. обяз-ть + S-тивное право.
Прав. отн-я класс-ся: 1.по отраслям права (гос-венное, …) 2.на
охранит. и запретит. (база – мат. право) 3.регулятивное. Или 1.абсолютные
(опр-ны обе стороны правоотн-й) 2.относит. (одна из сторон не опр.)..
Правосубъектность – способн-ть физ. или юр. лиц быть S-тами правоотн-й. Для
этого они д.б.: а)правоспособны (но с искл-ями для некот. физ. лиц,
например, эмбрионов) б)деесп-ть (в рез-те своих д-й приобр-ть права и обяз-
ти). Возможна (для физлиц) частич. деесп-ть (по возрасту 14,15,16 лет) или
огранич. (в результате суда). Для юр. лиц деесп-ть м.б.: а)уставная
(согласно своему уставу или полож-ю). б)нормативная (огранич. з-ном). О-ты
правоотн-й – все то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все мат. и
немат. блага.
S-ты правоотн-я, правосубъектность.
По самому общему понятию правоотн-е – любое обществен. отн-е, рег-мое
нормами права. Также сущ. орп-е: правоотн-е – это О-тивно возн-щая в общ-ве
в соотв-и с з-ном или даже до з-на особая форма соц. взаимод-я, уч-ки кот.
облад. взаимными, корреспондир. правами и обяз-тями и реал-ют их в целях
удовл-я своих потр-тей и интересов в особом порядке, не запрещенном гос-вом
или гарант-нном и охраняемом им в лице опр. органов. Оно имеет сложный
состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е. Сод-е имеет юр. сост-щую –
S-тивн. права (производные от О-тивных; после ряда юр. д-й над О-тивными;
они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.
Правосубъектность – способн-ть физ. или юр. лиц быть S-тами правоотн-
й. Для этого они д.б.: а)правоспособны (но с искл-ями для некот. физ. лиц,
например, эмбрионов) б)деесп-ть (в рез-те своих д-й приобр-ть права и обяз-
ти). Возможна (для физлиц) частич. деесп-ть (по возрасту 14,15,16 лет) или
огранич. (в результате суда). Для юр. лиц деесп-ть м.б.: а)уставная
(согласно своему уставу или полож-ю). б)нормативная (огранич. з-ном). О-ты
правоотн-й – все то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все мат. и
немат. блага.
Содерж-е и Объекты правоотн-я.
По самому общему понятию правоотн-е – любое обществен. отн-е, рег-мое
нормами права. Также сущ. орп-е: правоотн-е – это О-тивно возн-щая в общ-ве
в соотв-и с з-ном или даже до з-на особая форма соц. взаимод-я, уч-ки кот.
облад. взаимными, корреспондир. правами и обяз-тями и реал-ют их в целях
удовл-я своих потр-тей и интересов в особом порядке, не запрещенном гос-вом
или гарант-нном и охраняемом им в лице опр. органов. Оно имеет сложный
состав. Необх. наличие S-тов правоотн-й, сод-е. Сод-е имеет юр. сост-щую –
S-тивн. права (производные от О-тивных; после ряда юр. д-й над О-тивными;
они всегда конкретнее О-вных) и обяз-ти.
О-ты правоотн-й – все то, по поводу чего возн. правоотн-я, т.е. все
мат. и немат. блага.
Юр. факты: понятие, виды.
Обстоят-ва, предусм. в з-не и иных ист-ках права в кач-ве
основанияправовых отн-й, наз. юр. фактами. Или иначе юр. факты – факты
реальной действит-ти, с кот. з-датель связывает возн-е, изм-е или прекр-е
правоотн-й. Они бывают простые и сложные. Виды ю. ф.: 1.события (не завис.
от воли или сознания уч-ков, например, землетрясение) 2.д-я (правомерн. или
неправомерные).
Юр. акты – д-е, кот. изначально преследует цель породить правовые отн-
я (заявление в ЗАГС). Юр. поступок – не преследует подобной цели. Сущ.
предпол-мые ю. ф. – презумпции: 1.опровержимые (невиновности)
2.неопровержимые (знания з-на).
Юр. презумпции и юр. фикции.
Существуют предполагаемые юридические факты – презумпции:
опровержимые (невиновности) и неопровержимые (знания закона)
53. Законотворяческий процесс
Они формулируются государственной думой. Для возникновения процесса
законотворчества – законодательная инициатива (ею обладают президент,
премьер министр, главы администрации субъектов федерации, законодательные
органы субъектов федерации, генеральный прокурор, верховный суд РСФСР и
арбитражный суд по своей компетенции а также депутаты государственной думы
и комитеты госдумы). Подготовка проекта закона проводится тем, кто выступил
с законодательной инициативой, после чего проект направляется в
соответствующие комитеты госдумы, где он рассматривается и вносятся
предложения или дополнения. Там же он согласуется. Далее его рассматривают
на пленарном заседании, где могут вносится изменения и дополнения (в
письменной форме с точным указанием в какую часть закона вставить). Потом
закон – в совет федерации (причем его составу он должен быть передан за
месяц до общего обсуждения на совете). Если на совете вносят изменения или
дополнения, то создается согласительная комиссия. Закон подписывается (или
не подписывается, что между прочим неправильно, так как исполнительная
власть не должна иметь законодательных полномочий) президентом, но
предварительно рассматривается ДБУ и главой администрации.
54. Понятие и виды систематизации правовых норм.
Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-
те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на
возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1.по степени
обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько
вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме:
а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет
стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм – на
регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и
охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от
главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск.
вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы
(формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит.
опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел.
на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть
нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные.
Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел.
специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов),
нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new
отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).
1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при
наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной
реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий:
простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция –
собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн.
или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат.
последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции:
правовосст-щая и наказательная.
Понятие и формы реал-ции права.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.
защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование
свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма
общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и
опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Осн. часть полагает, что формы права м. реал-ть только в форме
правового или юр. отнош-я. Др. полаг., что помимо правоотн-й юр. нормы м.б.
реал-ны и вне правоотн-й. Сторонники 1-й позиции вводят понятие абс.
правоотн-я, где 2-я сторона не опр., т.е. 2-я сторона=все.
Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся
способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся
способом исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец.
уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов,
фикс. в процессуальн. нормах).
Способы реал-ции права.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.
защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование
свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма
общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и
опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Осн. часть полагает, что формы права м. реал-ть только в форме
правового или юр. отнош-я. Др. полаг., что помимо правоотн-й юр. нормы м.б.
реал-ны и вне правоотн-й. Сторонники 1-й позиции вводят понятие абс.
правоотн-я, где 2-я сторона не опр., т.е. 2-я сторона=все.
Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся
способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся
способом исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец.
уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов,
фикс. в процессуальн. нормах).
Стадии правоприменительного процесса.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.
защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование
свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма
общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и
опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся
способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся
способом исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец.
уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов,
фикс. в процессуальн. нормах).
Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр. фактов. 2)Юр.
квалификация фактов (выбрать статью, под. кот. попадает деяние).
3)Толкование. Оно м.б. 3 видов: 1.по S-ту (кто м. толковать) –
а)аутетическое толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. акт.
б)нормативное – осущ. гос. органом по поруч-ю издавшего органа в)казуальное
(казус – случай) – осущ. суды и администрация. г)доктринальное (осущ.
учеными-юристами и норм. силы не имеют, Ех – комментарии к з-ну) 2.по V-му
– прав. норма в пр-ссе толк-я м. исп-ся буквально, т.е. не выходя за рамки
буквы з-на (ограничит. толк-е), а м. шире. 3.по способам толкования.
Способы: а)соц.-эк. (исходя из соц.-эк. ситуации в дан. момент) б)историч.
в)грамматич. 4)Созд-е правоприменит. акта (Ех – приговор суда). 5)Реал-ция
правоприменит. акта.
Толкование норм права: понятие, виды, способы.
Право - это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц.
защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование
свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Также право - с-ма
общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и
опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.
Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся
способом соблюд-я – не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся
способом исполн-я – треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец.
уполномоч. гос-вом органами – это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов,
фикс. в процессуальн. нормах).
Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр. фактов. 2)Юр.
квалификация фактов (выбрать статью, под. кот. попадает деяние).
3)Толкование. Оно м.б. 3 видов: 1.по S-ту (кто м. толковать) –
а)аутетическое толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. акт.
б)нормативное – осущ. гос. органом по поруч-ю издавшего органа в)казуальное
(казус – случай) – осущ. суды и администрация. г)доктринальное (осущ.
учеными-юристами и норм. силы не имеют, Ех – комментарии к з-ну) 2.по V-му
– прав. норма в пр-ссе толк-я м. исп-ся буквально, т.е. не выходя за рамки
буквы з-на (ограничит. толк-е), а м. шире. 3.по способам толкования.
Способы: а)соц.-эк. (исходя из соц.-эк. ситуации в дан. момент) б)историч.
в)грамматич. 4)Созд-е правоприменит. акта (Ех – приговор суда). 5)Реал-ция
правоприменит. акта.
Пробелы в праве и способы их восполнения.
Пробел в позитивном праве – когда нет ни з-на, ни подз-ного. акта, ни
обычая, ни прецедента. Пробел в норм.-прав. рег-и – отсутствие норм з-на и
норм подз-нных актов. Пробел в з-нод-ве – отсутствие з-на вообще. Пробел в
з-не – неполное урег-е вопроса в дан. з-не. Итак, пробелом в позитивном
праве явл. полное или частич. отсутствие прав. норм, необх. кот. обусл.
разв-ем соц. жизни и потр-тями практич. решения дел, осн. принципами, пол-
кой, смыслом и содерж-ем д-щего з-нод-ва, отвечающего прав. треб-ям, а
также иными проявл-ями права, вытек. из природы вещей и отн-й.
При анализе вопроса о восполн-и пробелов в Европе осн. внимание
уделяют не суду, а органам, облад. правом издания норм. прав. актов. Кажд.
орган вправе устранять пробелы, возн. по причине появл-я новых обществ. отн-
й, треб. прав. рег-я и относ-ся к сфере д-ти дан. органа.
Причины правонарушений.
Правонар-е – противоправн., обществ. опасное деяние дееспособного
лица. Обязат. эл-т – S-т, наделенный право и деесп-тью. Для признания
недеесп-ти мало учета в психдиспансере, обязат. обслед-е спец. комиссией.
S-тивная сторона правонар-я – психич. отн-е чела к своему деянию. Оно
может выр-ся различ. степенями вины: 1)прямой умысел (сознательно)
2)косвенный умысел (знает, но наруш-е з-на – побочный эффект его д-ти)
3)преступная самонадеянность (когда чел знает, что он нарушает з-н и м.
возникнуть обществ.-опасные последствия; Ех – пьяный за рулем) 4)небреж-ть
(когда человек не знал, что нарушает закон или что будут общественно-
опасные последствия, но должен был бы знать). О-тивная сторона правонар-я –
обществ. опасные последствия противоправных д-й. О-т правонар-й – те О-ты
права, кот. защищены з-ном.
Виды правонар-й раздел. 1)по отраслям з-нод-ва 2)по степени обществ.
опасности: проступки и преступления.
Юр. ответственность.
Юр. отв-сть – фактич. притерпевание нежелат. для лица посл-вий его
правонар-я личного и имущ. порядка. Осн-ем ее возн-я явл. правонар-е со
всеми его эл-тами. Сущ. еще одно осн-е – свобода воли (заставили подписать,
заставили …). Лицо м. привлечь к отв-ти только тогда, когда его д-я имеют
нежелат. посл-вия и когда м. ними сущ. прямая (!) связь, но бывают и исключ-
, когда без вины несет отв-ность: 1)за вред, причиненный ист-ком повыш.
опас-ти (трансп. ср-вом, оружием) 2)за д-я ваших несоверш. летних детей
Виды юридической ответственности: 1)имущественная – в рамках труд. и
гражд. з-нод-ва: а)ограниченная – на всех раб-ков б)полная – обязат.
совпадение долж-ти в приказе с фактич. долж-тью и наличие договора о полной
мат. ответств-ти 2)административная: а)штрафы б)изъятие имущ-ва, поср-вом
кот. совершено правонар-е в)конфискация имущ-ва, поср-вом кот. совершено
правонар-е г)отстранение от долж-ти (до 6 месяцев) д)адм. арест (до 15
суток) 3)дисциплинарн. (в соотв-и с пр-лами внутр. труд. распорядка):
а)выговор б)пониж-е в должности в)увольнение 4)уголовная (только к физ.
лицам и только в судебн. порядке на осн. уголовного процесса): а)штрафы
б)исправит. работы в)лишение свободы
Цель всех видов юридической ответственности: а)восстановление
нарушенного права б)возмещение причиненного ущерба в)частное предупреждение
(превенция) и общее.
Законность: понятие, уровни, принципы.
З-сть – конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми
гр-нами, должн. лицами, госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней:
1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти
самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-
ну)
Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая – соотв-е д-й потр-
тям, целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. – если з-н
противоречит иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й
президента).
Принцип законности (законы должны быть правомерны): 1)Одинак.
понимание з-нов 2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих
защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия.
Правопорядок – часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я
принципов з-нности. Оно завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.
Правопорядок и законность.
З-сть – конституц. принцип точного и неуклонного собл-я з-на всеми
гр-нами, должн. лицами, госслужащими и гос-вом. Она имеет неск. уровней:
1)гр-не и их объед-я 2)з-нность в д-ти гос. аппарата 3)з-ность в д-ти
самого гос-ва (нужно отличать з-ть от директив-ти, кот. м. противоречить з-
ну)
Сущ. неск. видов директив-ти: 1)хоризматическая – соотв-е д-й потр-
тям, целям, интересам общ-ва 2)традиционная 3)идеологич. – если з-н
противоречит иделогии общ-ва (у нас в стране склад-ся директивн-ть д-й
президента).
Принцип законности (законы должны быть правомерны): 1)Одинак.
понимание з-нов 2)Необх-ть наличия и собл-я процессуальных норм, обесп-щих
защиту з-нных прав S-та 3)Обесп-е правосудия.
Правопорядок – часть обществ. пор-ка, сформ-ся на осн. собл-я
принципов з-нности. Оно завис. от гос-ва, д-ти органов и должн. лиц.
Страницы: 1, 2
|