Рефераты
 

Теория анархии и теория правового государства применительно к России

средства или орудия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов.

Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе

категорического императива, по Канту, и есть право. Государство, по Канту

не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении

себе средств к существованию. Попытки власти регламентировать каждый шаг

подданных он рассматривал как деспотию. Цель государства — торжество права.

Оно должно руководствоваться правом, если не хочет потерять доверие

граждан.

Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть.

Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть

назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие

властей, а не просто их разделение.

Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное

направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке

теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого

направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор

Велькер (1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь

(1802-1861 гг.), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).

Термин «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в

научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в

немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер и другие мыслители конца

XIX в. также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они

сходились во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где

законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Лишь при господстве права

процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются

присущие народу «умственные и нравственные силы».

В России идеи правового государства стали разрабатываться гораздо

позже. Русская юридическая мысль в вопросе о правовом государстве

базировалась на трудах иностранных правоведов. В русской политико-правовой

мысли тема правового государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И.

Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и

других мыслителей.

В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась

в работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М.

Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М.

Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева

и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского

либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился

преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с

образцами европейского пути развития.

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности,

светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное

право, парламент, правовое государство и режим законности.

Наиболее известной фигурой либеральных мыслителей второй половины

XIX в. является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной широтой научных

интересов, и его работы в области права не потеряли своего теоретического и

практического значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из

необходимости приоритета государства в осуществлении общественных

преобразований, выступал за парламентский и конституционный строй, считал,

что правом определяется область свободы человека. По его мнению, начала

права вытекают из природы человеческой личности и определяют взаимные

отношения свободы разумных существ. Но, как и нравственность, — это

формальное начало. Его содержание дается экономическими отношениями. Они, в

свою очередь, только тогда покоятся на твердой почве, когда ограждаются

принудительными определениями права. Тут есть взаимодействие, в котором,

однако, право является господствующим началом, ибо оно устанавливает

обязательные формы.

Другой видный представитель либерального правоведения и

социологической школы права С.А. Муромцев понимал под правом правовой

порядок, который рассматривался как совокупность субъективных прав,

защищающих систему существующих общественных отношений. В соответствии со

своей теорией социальной защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая

защита составляет основное отличительное свойство права. Она ограждает

фактические отношения от случайного произвола. Юридические нормы составляют

важнейший фактор правопорядка, поскольку они направляют действия органов и

лиц, которые держат в своих руках юридическую защиту отношений:

административных властей, суда, субъектов гражданских прав. Однако сила

власти, формулирующей нормы, не абсолютна. Она действует рядом и совместно

с другими силами, которые таким образом оказывают влияние на образование

правового порядка.

В специально посвященной правовому государству работе В.

Гессен подробно рассмотрел сущность государственности такого типа и ее

отличительные черты. По мнению этого известного ученого, государство путем

своих законов связывает и обязывает ими не только подчиненных ему

индивидов, но вместе с тем, посредственно или непосредственно, и самое

себя. Закон налагает известные обязанности на граждан, предоставляя

соответственные права правительству; но в то же время закон налагает

известные обязанности на правительство, предоставляя гражданам

соответственные права. «Государство, в лице своей правительственной власти,

так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин»,[10] -

считал Гессен. По мнению Гессена, реализация этого принципа возможна только

в условиях обособления власти, в условиях конституционного государственного

строя.

Советская государственно-правовая наука идею правового государства

считала буржуазной.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей

стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и

право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе

общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический

опыт построения и функционирования правовой государственности в современных

демократических государствах, отечественное правоведение и политическая

мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем

обществе.

Общая теория правового государства эволюционирует со времен эллинов.

Она успела обогатится ценным теоретическим багажом. Сама же теория

претворяется в жизнь. Многие положения этой теории стали составными частями

законодательства «развитых» стран. Основное внимание в этой концепции

отводится человеку как абсолютной ценности. Исходя из этого постулата и

строится данное государство.

§2.Основные характеристики правового государства.

От истории следует перейти непосредственно к самой теории. Займемся

этим.

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства,

недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних

характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства

правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе

вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель

подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В

настоящее время существует множество определений правового государства. У

них одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника.

Правовое государство - это демократическое государство, где

обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед

законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы

человека и где в основу организации государственной власти положен принцип

разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Признаки правового государства:

V Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

V Деятельность органов правового государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

V Взаимная ответственность личности и государства.

V Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная

защищенность.

V Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений,

действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических

концепций, течений, взглядов.

V Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового

государства можно отнести следующие:

V преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

V выработка высокой политико-правовой грамотности;

V появление действенной способности противостоять произволу;

V разграничение партийных и государственных функций;

V установление парламентской системы управления государством;

V торжество политико-правового плюрализма;

V выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Вот другие определения термина "правовое государство":

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -

обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому

обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом

соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за

правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических

прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.

Понятие "правовое государство" - это фундаментальная

общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права

человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. С

помощью разделения властей государство организуется и функционирует

правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни.

Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в

политической жизни всем направлениям и движениям.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство,

обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

V Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней

и внешней политики.

V Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную

на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

V Располагает специальным государственным механизмом.

V Обладает определенной административно-территориальной организацией на

своей территории.

V Существует благодаря налогам и другим сборам.

V Обладает государственным суверенитетом.

Рассмотрим коротко основы правового государства: экономическую,

социальную и нравственную.

Экономической основой правового государства являются

производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности

(государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других)

как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно

производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный

производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.

Правовое начало государственности реализуется только при наличии

самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права,

равенство участников производственных отношений, постоянный рост

благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет

саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных

граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого

государства находится человек и его интересы. Через систему социальных

институтов, общественных связей создаются необходимые условия для

реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,

обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие

принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Конкретно это выражается в демократических методах государственного

управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод

личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства,

терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Это основные характеристики правового государства, которые

раскрывают в общих чертах суть этого понятия. Следует остановиться

подробнее на каждом из слагаемых правового государства.

Остановимся на краеугольном камне государственного аппарата по

теории правового государства: системе разделения властей.

Перед теоретиками права стояла сложная задача: создание такого

государственного механизма, при котором будет сведена к минимуму угроза

установления диктатуры. Так была создана Теория разделения властей. В чем

суть её?

Согласно теории разделения властей смешение, соединение властей

(законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного

лица чревато опасностью установления деспотического режима, невозможна

свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение

авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны

быть разграничены, разделены, обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках

своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный

контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях

государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и

судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и

судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не

вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в

жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью

полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным,

если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей.

Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для

узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное

функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории

разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти,

действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом

предусмотрены формы воздействия органов одной власти на органы другой. Так,

президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В

свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении

законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат

Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения членов правительства,

назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные

международные соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения

президентом преступлений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о

вынесении ему "импичмента", т. е. об отстранении от должности. "Возбуждает"

же дело об импичменте Палата Представителей. Но могущество Сената

ослабляется тем, что ее председателем является вице-президент. Но последний

может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса

разделяются поровну. Конституционный контроль в стране осуществляет

Верховный суд США.

Необходимо обратить внимание на то, что в современных

демократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с

классическим делением государственной власти на "три власти" федеративное

устройство является также способом децентрализации и "разделения" власти,

предупреждающим ее концентрацию.

Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации, рассмотрим

принцип разделения властей в России. Статья 10 Конституции Российской

Федерации гласит: "Государственная власть в Российской Федерации

осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и

судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти

самостоятельны". К органам законодательной власти в Российской Федерации

относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума -

две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав

Российской Федерации; органы власти других субъектов Российской Федерации;

местные органы государственной власти. К органам исполнительной власти в

Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации; Совет

Министров Российской Федерации; Высшие должностные лица республик,

избираемые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство

республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации. К

органам судебной власти в Российской Федерации относятся: Конституционный

Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; Высший

Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

районные народные суды; суды специальной юрисдикции. Федеральное Собрание -

парламент Российской Федерации является представительным и законодательным

органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет законы, принятые

Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если

за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо, если в

течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В

случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать

согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего

закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего числа

депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету

Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства,

гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и

гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в

международных отношениях; представляет Государственной Думе предложение о

назначении Председателя правительства; ставит перед Государственной Думой

вопрос об отставке правительства; представляет Государственной Думе

кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка

Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении;

формирует правительство Российской Федерации путем назначения на должность

по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей

Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет

кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда,

Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора

Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует

Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее

руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил

Российской Федерации.

Во времена "перестройки" в стране была создана двухуровневая система

высших органов власти: Съезд Советов и Верховный Совет, председатель

которого являлся главой государства, его главным должностным лицом. При

этом принцип разделения властей был серьезно нарушен: Председатель ВС был

наделен и очень важными полномочиями исполнительной власти. Получалось не

разделение властей, а скорей наоборот, их соединение. Меньше чем через год

от этого пришлась отказаться и перейти к президентской системе. Это был шаг

в направлении разделения властей, а значит и в направлении правового

государства. Но движение по этому пути было прервано в августе 1991 года,

после чего развитие пошло в другом, по сути дела, антидемократическом

направлении. Авторитарные тенденции нашли свое воплощение в Конституции

1993 года. Нарушался принцип разделения властей не только в том, что

касается функции Совета Федерации, который состоит из представителей

исполнительных органов, но наделен большими законодательными полномочиями.

Но, прежде всего потому, что в институте Президента оказалось

сосредоточенны важнейшие функции как исполнительной, так и законодательной

власти[11].

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен

и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными

органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти,

предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и

тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает,

что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по

отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать

доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в

авторитарную, а законодательной - во "всевластие", в тоталитарную власть,

подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована

система "сдержек и противовесов", то государство еще не обязательно

является правовым. Поэтому мы переходим к следующему признаку правового

государства.

В правовом государстве ни один государственный орган,

должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один

человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую

юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как

нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в

виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а

должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать

его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать

в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем.

Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении

руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны

быть информированы о его содержании.

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость

Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление.

Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим

долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил

Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации

противоречили природе правового государства и делали нестабильной

внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает

государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно

осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это -

центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской

Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы

в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к

федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и

федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения

Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и

федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации

и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с

ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют

собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации

отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов

федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы

и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут

противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не

могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут

противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным

законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует

федеральный закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по следующим

вопросам: о статусе субъекта Федерации, о референдуме, о порядке

деятельности Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе РФ (ст.118,

ч.3), о полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, о

порядке введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее

местностях (ст.87) и др.

Предусмотрено принятие федеральных законов по вопросам:

реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2;

статуса столицы РФ (ст.70, ч.2), о системе налогов и сборов (ст.70, ч.2),

федерального устройства государства; общим принципам организации

представительных и исполнительных органов, выборов Президента, депутатов

Государственной думы, формирования Совета Федерации и др.

По вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Совета Федерации

(о назначении счетной палаты) и Государственной Думы (акт об амнистии)

каждая палата принимает собственные постановления. По всем другим вопросам,

прямо не отнесенным к компетенции палат Федерального Собрания, возможно

лишь принятие федеральных законов.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения,

которые не противоречат Конституции и обязательны на всей территории

Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает

постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны

к исполнению на всей территории Российской Федерации и основываются на

Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указах

Президента.

Конституция Российской Федерации - юридическая база всего

законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и

политической организации общества, устанавливается механизм государственной

власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и

значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо

максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в

правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет

основные положения всех сторон государственной и общественной жизни,

поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы

вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления

в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь.

Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной

степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого

действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К

числу таким норм, относятся те, которые закрепляют основные права,

свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться

с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма

реализации указанной группы конституционных норм.

Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной

стороны, и готовность внести в них необходимые исправления и поправки,

вызванные реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой те

правила, которыми должен руководствоваться законодатель. Законодательные

акты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и

общественной жизни, часто не отвечают требованиям нормативности и

гарантированности. При таких условиях эти акты не становятся реальными

регуляторами общественных отношений, не приводят к сколько-нибудь

значительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и даже борьбу

за соблюдение и применение таких актов. Необходимо установить высокое

качество законодательства, а также установить механизм самореализации

правовых норм, которые будут способствовать становлению правового

государства.

Конкретно-исторический опыт становления и развития правовой

государственности определяется социально-экономическими и политическими

условиями, уровнем общественного правосознания, субъективными факторами,

национальными и историческими традициями. Одним из таких условий является

существование единого правового пространства в границах данного

государства. Ученые-юристы, занимающиеся разработкой проблем правового

государства и связывающие формирование его основ прежде всего с реализацией

принципа верховенства закона как основной общедемократической ценностью,

уделили внимание понятию правового закона, необходимости придания законам,

в том числе и Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и

локального нормотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих

их полное соответствие закону. Но реализация этих идей возможна лишь

при наличии единого правового пространства как определяющего условия

становления правовой государственности. "Война законов", начавшаяся с

принятием бывшими союзными республиками Деклараций о государственном

суверенитете, одним из положений которых провозглашался приоритет

республиканского законодательства перед союзным, продолжается. "Полем

битвы" становится правовое пространство Российской Федерации, где идея

государственного суверенитета бывших автономий вновь фокусируется на

признании приоритета законодательства республик, входящих в состав России.

Логическим завершением данного процесса явился парад локальных

суверенитетов, который выражается в принятии конституций республиками, не

соответствующих Конституции Российской Федерации по многим

фундаментальным вопросам (Степное Уложение Республики Калмыкии;

конституции Республики Коми, Республики Башкортостана, Республики Карелия).

А именно: по вопросам нарушения прав и свобод человека (ущемляются

права граждан русскоязычного населения на территориях республик);

декларируется приоритет верховенства законодательства республик;

устанавливаются собственные судебные системы (предмет исключительного

ведения Российской Федерации); провозглашается право назначения высших

должностных лиц в республике высшими органами власти республик (приоритет

Российской Федерации); покушение на совместные предметы ведения

Российской Федерации и республик (относят исключительно к ведению

республик).

В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76

и др.) закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и

федеральных законов на всей территории России. Ст.15 гласит: "Конституция

Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и

применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные

правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны

противоречить Конституции Российской Федерации". Согласно статье 72

Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций и

законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев,

областей, городов федерального значения, автономной области, автономных

округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в

совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, единое правовое пространство как необходимое условие

становления и формирования правового государства отсутствует. Необходимо

обеспечить соответствие конституций и законов республик, уставов и иных

нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального

значения, автономной области, автономных округов Конституции

Российской Федерации и федеральным законам. Такую функцию

выполняет Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 125

Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд

Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции

Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента

Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства

Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и

иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по

вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской

Федерации и совместному ведению органов государственной власти

Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской

Федерации; договоров между органами государственной власти Российской

Федерации органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов

Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров. А

также разрешает споры о компетенции между федеральными органами

государственной власти, между органами государственной власти Российской

Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

В современном демократическом государстве эффективность

правового закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в

котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов,

принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми

действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая

ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат

конституционному контролю. Это означает, что они могут быть

опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности

или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как

соответствующие конституции и иным законам.

Идея единого правового пространства становится национальной. В

странах Западной Европы концепция правового пространства наряду с

концепцией европейского экономического пространства, получает все большее

признание, и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека,

праве убежища, отношениями между правоохранительными органами.

В правовом государстве существуют определенные гарантии

законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это -

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ