Теория анархии и теория правового государства применительно к России
социально-экономические, политические, юридические и международные
гарантии. Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм
общественного и государственного строя Российской Федерации, политический
и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами
государства. Социально-экономические гарантии законности - многообразие
форм собственности, создание необходимых условий для их развития,
обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство, право
граждан распоряжаться своими способностями к производительному и
творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и
охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся следующие:
нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех
общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная
деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а
также правоохранительных органов, привлечение к юридической
ответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К
международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций,
специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в
различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы,
где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан,
право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных
прав.
Законность и правовое государство - категории во многом
тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует
безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в
то время как правовое государство предъявляет подобное требование к
государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому
реализация режима правового государства означает торжество закона прежде
всего в деятельности властных структур - государственных органов власти,
управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность
и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную,
объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.
Выше много было сказано на счет режима законности. Следует чуть
подробнее остановиться на праве вышеупомянутого государства.
Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в
условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной
организованности общества, при которой реализуются демократия,
экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права
однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что
жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем
использования власти, а путем нормативного регулирования.
Высшее общественное предназначение права – обеспечивать,
гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать
справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного
действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и
своеволие из общественной жизни, из жизни людей.
Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”,
“правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда
мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических
нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость,
четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость[12].
Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы
упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй
воли, согласования позиций в соответствии с установленными законом
принципами, с твердыми критериями правового и неправого. Право, как и
государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную,
“здоровую” жизнь.
Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать
потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем,
издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные
законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды
подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская
теория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой
обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением
государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное
предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.
Государство непосредственно связано с правом и проводит через него
свои установления. Право не существует без государства, оно является его
непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, пораждается
не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности –
правотворчества.
Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные
на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и
выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя
структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно,
право ни в коем случае не является универсальным средством организации
государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой
государством.
Политика – это принципиальное направление деятельности государства
относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства,
направление государства, определение форм, задач, содержания его
деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что
они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием,
складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических
сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом
политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования
общественных отношений, которые соответствуют политике государства,
реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными
масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика
охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В
организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как
правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание,
организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать
на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же
напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно
в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же
сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика
является основой права, определяет его главное содержание, опосредует
влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших
средств реализации политики, отражает экономические интересы политических
сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства.
Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как
это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только
ему[13].
Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную
конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить
государство.
На современном этапе развития российского общества
совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни –
одно из направлений его демократизации, что означает возрастание
организующей роли права в отношении государства.
Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона, но и
широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим
законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека
недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно
обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное
значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни
общества и государства. Ее решение предполагает создание государством
надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому
государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего Всеобщая
декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на
ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.
Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году
состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются
свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и
совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".
Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут
произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет
право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный
суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного
вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на
неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п. Она закрепляет и
другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться
всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения
в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на
труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту
от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д.).
В числе международных документов о правах человека также следует
указать Международный пакт о гражданских и политических правах,
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,
Конвенцию о правах ребенка.
В закреплении основ правового положения человека и гражданина
большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина,
принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет
новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к
правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и
непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.
Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и
гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них
придается юридической защищенности личности, которая немыслима без
презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно
демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с
виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного
преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при
рассмотрении уголовных дел, по которым может быть вынесен смертный
приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В
Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской
Федерации.
Значительное внимание в Конституции РФ уделено личным, гражданским и
политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной
собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной
собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной,
не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает
создание надежной конституционной базы для продвижения экономической
реформы, стабильного развития рыночной экономики.
К сожалению, в реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы
граждан, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Это выражается в
преступлениях геноцида, различных способах расовой дискриминации,
преступлениях апартеида, военных преступлениях.
Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак
правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо.
Функционируя в условиях плюрализма, различные социальные силы в лице своих
политических организаций ведут борьбу за власть в государстве
цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими
противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно
излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду
и агитацию в пользу своих идеологических концепций.
Политический и идеологический плюрализм является выражением и
олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому
решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической
организации. Отсюда становится понятным, почему государство не должно
навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для
той или иной политической организации.
Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый
признак правового государства. В недемократическом государстве признается
только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему
права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве,
напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и
должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и
свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии
соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру
привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод
граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53
Российской Федерации).
Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является
конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры
государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с
документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и
свободы. В правовом государстве признается право каждого гражданина
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.
ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое
делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь
гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед
государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции Российской
Федерации).
Следует отметить, что концепция Прав человека продолжает
развиваться. Существенной проблемой остается приведение национальных
законодательств и политической практики в соответствие с международными
стандартами Прав человека.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что главным свойством
правого государства должно быть режим законности, из которого вытекает
концепция примата прав человека, неразрывность прав и обязанностей,
верховенства закона, теория разделения властей и ее составная часть:
система сдержек и противовесов.
§3. Гражданское общество.
Понятие “гражданское общество”достаточно старо. Оно имеет свою
неповторимую историю. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса,
Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское
общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и
достоверно.
Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей
прошлого о гражданском обществе.
Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в
согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе).
Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ
имеет право на свержение абсолютизма.
И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1)
свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как
подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.
Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются
самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество
вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена
всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных
интересов отдельных индивидов.
К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой
некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь
постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством[14].
По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность
людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни:
экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено
постоянное поступательное движение общества вперед.
В различных источниках понятие “гражданское общество” представлено
по-разному. Существует несколько определений этого термина, но основная
идея, конечно же, у них одна.
Гражданское общество - это
V наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или
коллективное владение);
V наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие
интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной
демократии;
V высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов
общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или
иной институт гражданского общества;
V законообеспеченность населения, то есть функционирование правового
государства;
Предпочтение автор отдает этому определению: гражданское общество -
это такое общество, в котором различные по своей природе объединения
граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь
между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать
личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - это
лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями,
ассоциациями и прочие[15].
Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что
многие организации и институты демократического общества не зависят от
правительства для своего существования, законности и авторитета. При
существовании гражданского общества государство выступает выразителем
компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского
общества является право на частную собственность. В противном случае
создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на
тех условиях, которые ему диктует государственная власть.
По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают
различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы,
блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это
позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан
демократического общества. Посредством участия в этих организациях
разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических
решений.
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом
единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с
государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к
государству.
Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:
V Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или
коллективное владение).
V Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие
интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной
демократии.
V Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов
общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или
иной институт гражданского общества.
V Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового
государства[16].
Гражданское общество провозглашает свое доминирующее положение на
государством, объявляя его своим орудием, направленным на совершение
социального компромисса. Что же касается внутреннего содержания, то в таком
обществе должны быть реально воплощены принципы равенства и свободы.
Следует от свойств и сущности понятия перейти к его структуре.
Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных
отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а
также разветвленную систему независимых от государства общественных
институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные
потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны,
постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность,
которую можно выразить следующим образом.
Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д.,
обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные
отношения, составляющие первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти
потребности реализуются через такие общественные институты, как
профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном
совершенствовании и вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует
комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные,
религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень
межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в
рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные
учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют
политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности
в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе
политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень
предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций.
Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп
интересов, политических партий, движений и т.д.
В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс
основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми
руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в
общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно
совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет
основные характеристики как экономической, так и политической его
подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества.
Экономическая и политическая свободы - формы проявления более
фундаментальной свободы человека как члена общества, как самооценкой
личности.
Гражданское общество можно представить как своего рода социальное
пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от
друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества -
цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно,
что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его
личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с
формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.
Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав
человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским
обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о
правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как
отдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к
счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что
в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так
и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию.
Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы
каждого человека.
Понимание уровней взаимодействия гражданского общества важно для
построения и понимания будущего такого общества. Важным условием для
формирования гражданского общества так же является осознание всех членов
общества фундаментальных задач гражданского общества. А главная задача –
следовать главным принципам этого общества, которые перечислялись выше.
Многоуровневая организация взаимоотношений элементарных частиц (личностей)
гражданского общества дает возможность наиболее полно реализовать задачи
гражданского общества в нем, путем наибольшего охвата различных социальных
групп.
От уровней взаимодействия в гражданском обществе и принципов следует
перейти к признакам понятия.
Ряд авторов выделяют следующие признаки гражданского общества:
V наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
V самоуправляемость;
V конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
V свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
V всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права
человека на информацию;
V жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе
координации. В отличие от государственного аппарата, который построен
на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения
“младших старшим”.
Существование гражданского общества основывается на определенных
рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых
специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному
обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на
определенном основании, которое построено из материала, не известного
традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться
в условиях этого общества.
В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый
самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же
время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается
достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из
нас хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого
по-своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от
всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это
постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в
обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет
о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на
свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на
свободное объединение в союзы, партии.
Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно
возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из
вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в
интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и
выгоды, для государственной целесообразности.
Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным признакам
гражданского общества следующее:
V возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не
исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества
создаются в интересах самого общества в целом и государственной
рационализации;
V недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами
общества[17].
Гражданское общество – явление эволюционное и закономерное. Его
нельзя просто взять и создать. Требуется усилия многих поколений, для
воплощения теории в жизнь. Оно вырастает из общества традиционного, но в
самом традиционном обществе создаются институты будущего, гражданского
общества. Таким образом, сейчас мы живем в переходном обществе.
Гражданское общество – это не общество минус государство.
Гражданское общество – новое социальное устройство общество, в котором
конфликт «государство-общество» просто отсутствует, за счет специальных
механизмов регулирования сообщества и особого правосознания, источника
политической власти, которым является общество.
§4.Социальное государство.
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX —
начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат
объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни
буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа
- принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к
соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан,
Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя
государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого
вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом
они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству,
однако считали свободу высшей ценностью.
Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая
значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено
принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.
Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и
самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства
и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в
период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу
XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить
имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая
социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы
потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства,
требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному
вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-
политической обстановке и начинает формироваться понятие социального
государства, понимание его особых качеств и функций.
В дальнейшем идея социального государства начинает получать все
большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных
государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ
1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции,
Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции,
Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального
государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием
взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего
благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.
Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития
идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было
возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих
Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность
политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в
противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества,
правового государства и частной собственности как экономической основы этих
институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике
социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-
экономических условиях социально ориентированная деятельность
социалистического государства могла иметь только патерналистский
(отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства.
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии,
гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой
характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть
социальным, а социальное государство не может не быть правовым.
Теория и практика правового государства, как уже отмечалось,
предшествовали идее и практическому воплощению государства социального, и
их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества.
Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его
классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на
принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и
невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к
глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и
классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое
качественное состояние, выполнения новых функций. В наши дни
демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания
правового и социального принципов.
Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом,
когда правители, например, римские цезари, заботились о предоставлении
плебсу «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой
политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально
ориентированная политика фактически становится основным направлением его
деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того,
социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень
экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена
социальная ориентация государства. В этой связи момент реального
возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в. В
каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального
государства следует связывать с установлением ответственности государства
за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в
дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому
гражданину достойный уровень жизни.
Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально
ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода
политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать
противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное
государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между
свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на
распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости,
сглаживания социального неравенства. Не случайно среди современных
политических движений Запада сложилось своеобразное разделение труда:
консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политической свободе
- правовом принципе, социал-демократы и близкие к ним либералы - на
сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы
Страницы: 1, 2, 3, 4
|