Рефераты
 

Законодательная техника, терминология

изменения видов информации на разных стадиях законодательного процесса.

На каждой из них есть приоритетные виды информации.

Так, на стадии подготовки концепции и варианта законопроекта

преимущественно используются:

а) сведения, обосновывающие необходимость принятия конкретного

закона;

б) справки и информационные обзоры о всех действующих в области

(регионе) актах по данной проблеме;

в) заключение юридической службы о соответствии законопроекта

Конституции РФ и действующему законодательству;

г) информация об уровне научной разработанности проблемы;

д) расчетная аналитическая информация (предполагаемые расходы,

связанные с реализацией закона);

е) прогнозная информация о возможных последствиях действия

На стадии предварительного рассмотрения законопроекта

рассматриваются:

а) варианты правовых решений включая альтернативные проекты;

б) рекомендации по поводу лучших правовых решений по этому

вопросу в нашей стране и за рубежом;

в) экспертные оценки в том числе правовая, финансово-

экономическая экспертиза представленного законопроекта).

На стадии первого чтения законопроекта необходимы материалы:

а) об обоснованиях общей концепции основного проекта и

альтернативных проектов если таковые имеются);

б) о перечне органов и должностных лиц, которым законопроект

направлялся на заключение, сведения об имеющихся в этой связи

разногласиях и мотивированное мнение о них;

в) об итогах экспертизы законопроекта;

г) о ходе работы над законопроектом в комитете (комитетах)

при его предварительном рассмотрении. На стадии второго чтения

законопроекта депутатам помимо

доработанного текста законопроекта представляются: а) информация

о результатах учета предложений и замечаний по проекту с обоснованием

их принятия или отклонения таблица поправок, рекомендованных к

отклонению комитетами, и таблица

7.Рассмотрение проекта в высшем законодательном органе.

Законопроект, внесенный в Государственную Думу, направляется

Советом Государственной Думы в соответствии с тематикой проекта в

профильный комитет, который и назначается ответственным по данному

законопроекту. Законопроекты по вопросам совместного ведения Российской

Федерации и ее субъектов, направляются субъектам Российской Федерации

для дачи замечаний и предложений. По решению комитета, ответственного

за подготовку законопроекта, он направляется на заключение

Правительства РФ, соответствующих министерств и ведомств,

государственных и общественных органов, на научную экспертизу.

Правовое управление аппарата Государственной Думы по поручению

ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую

экспертизу законопроекта с точки зрения соответствия его структуры,

терминологии и формы требованиям юридической техники, а также проверку

и уточнение представленных субъектом законодательной инициативы

перечней законодательных актов, которые подлежат отмене, изменению или

дополнению в связи с принятием данного законопроекта. Отметим, что

юридико-техническая работа с проектом очень важна, поскольку

непосредственно влияет на качество принимаемого акта.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется

в трех чтениях, если Думой применительно к конкретному законопроекту не

будет принято другое решение.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и

материалы к нему, представленные инициатором законопроекта и комитетом,

ответственным за его подготовку, направляются через Совет

Государственной Думы депутатам Государственной Думы не позднее, чем .за

три дня до его рассмотрения. При рассмотрении Государственной Думой

законопроекта в первом чтении рассматриваются его основные положения,

дается общая оценка концепции законопроекта и решается вопрос о

необходимости его принятия.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении

Государственная Дума может принять одно из следующих решений: принять

законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом

высказанных замечаний и предложений; отклонить законопроект; принять

закон.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная

Дума может установить сроки подачи поправок к законопроекту и внесения

его на второе чтение.

Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении,

считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего

числа депутатов Государственной Думы (50 + 1 голос). Это решение

оформляется постановлением Государственной Думы.

Поправки к проекту закона, принятого в первом чтении, вправе

вносить все субъекты права законодательной инициативы. Комитет

Государственной Думы, ответственный за законопроект, изучает поправки и

проводит их обобщение. Законопроект вместе со всеми необходимыми

материалами (таблицы поправок, заключения и др.) должен быть

представлен депутатам не позднее чем за 15 дней до рассмотрения

законопроекта Государственной Думой.

Второе чтение проекта закона в Государственной Думе начинается с

выступления представителя ответственного комитета, в котором сообщается

об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, о поступивших

поправках.

В случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон

не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и если в

течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение

пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой

Президенту РФ для подписания и обнародования (см.: ч. 3 ст. 116

Регламента Государственной Думы – СЗ РФ, 1998, а 7, ст. 801).

С данной нормой Регламента Государственной Думы связан весьма

интересный и острый спор, разгоревшийся весной 1995 г. Возник вопрос,

что делать, если Совет Федерации закон в течение 10 дней не рассмотрел

т.е. закон получил "молчаливое" одобрение), но и не направляет его

Президенту РФ. Именно так случилось с ГК РФ. Впрочем, если быть совсем

точным, Совет Федерации рассмотрел и отклонил этот важнейших правовой

акт, направив его для повторного рассмотрения в Государственную Думу.

Но сделал это Совет Федерации уже за пределами конституционного 14-

дневного срока. Тогда Государственной Думой и была впервые использована

возможность, основываясь на выводе о неправомерности действий верхней

палаты, непосредственно направить принятый ею закон Президенту РФ для

подписания и обнародования. Считая ГК РФ актом первостепенной

государственной важности, Президент РФ счел возможным подписать закон.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за

него проголосовало более половины депутатов от общего числа членов этой

палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен

Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом

Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления

возникших разногласий, в которую входят депутаты обеих палат.

По результатам работы согласительная комиссия составляет

протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. При

повторном рассмотрении федерального закона обсуждаются только

предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие

другие поправки и предложения, выходящие за пределы этих предложений,

Государственной Думой не рассматриваются.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной

комиссии Государственная Дума может предложить согласительной комиссии

продолжить работу по выработке предложений с учетом одобренных палатой.

На представление новых предложений Регламент Государственной Думы

отводит 10 дней. Как можно видеть, проведение согласительных процедур -

процесс сложный и длительный. Но их значение весьма важно, поскольку

около 30 принятых законов проходят стадию согласования между палатами

Федерaльного Собрания. В отдельных случаях при несогласии с решением

согласительной комиссии "вето" Совета Федерации Государственная Дума

ставит закон на голосование в ранее принятой редакциями. В этом случае

федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не

менее двум третей от общего прясла депутатов Государственной Думы.

Принятый в указанном порядке федеральный закон в течение пяти дней

направляется Председатель Государственной Думы Президенту РФ для

подписания и обнародования.

Если Президент РФ в течение 14 дней со дня поступления

федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь

рассматривает данный федеральный закон. Федеральный закон, отклоненный

Президентом РФ, передается Советом Государственной Думы на заключение в

ответственный комитет, который рассматривает в течение 10 дней мотивы

решения Президента РФ об отклонении федерального закона, принятого

Государственной Думой.

По итогам рассмотрения ответственный комитет вносит проект

постановления Государственной Думы, в котором может рекомендовать

Государственной Думе один из следующих вариантов решения:

а) принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом

РФ;

б) согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять

федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

в) принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ;

г) создать специальную комиссию для преодоления возникших

разногласий и предложить Президенту РФ и при необходимости Совету

Федерации направить для работы в ней своих представителей;

д) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции (ст. 134

Регламента Государственной Думы).

Процесс подготовки и принятия законов не следует отождествлять

только с парламентом, поскольку в нем участвуют и исполнительная

власть, и Президент РФ, и субъекты Федерации. Существенна роль

политических партий, различных социальных "групп давления", а также

влияние научных концепций. Необходимость согласования различных

социальных интересов побудила к поиску новых форм взаимодействия, не

использовавшихся в прежние годы.

Распоряжением Президента РФ в октябре 1994 г. создана

объединенная комиссия по координации законодательной деятельности. В

состав комиссии вошли депутаты Государственной Думы и члены Совета

Федерации, представители Президента РФ и Правительства РФ, министерств,

ведомств, профсоюзов, председатели федеральных судов: Верховного Суда

РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, и, кроме этого, ведущие ученые –

юристы и экономисты. Возглавляет комиссию Первый заместитель

Председателя Государственной Думы.

Объединенная комиссия рассматривает проблемы законотворчества на

ранних стадиях законодательного процесса, зачастую еще до внесения

законопроекта в Государственную Думу. Вопросы, которые выносятся на

обсуждение, можно условно разделить на две группы. К первой нужно

отнести крупные проблемные вопросы, например, касающиеся подходов к

формированию программы законопроектной работы Государственной Думы на

текущую сессию, проблемы рассмотрения в Государственной Думе

законодательных инициатив субъектов Федерации, законодательное развитие

в социальной сфере и др. Ко второй группе относится рассмотрение

концепций конкретных за- конов и перспектив их рассмотрения.

8.Опубликование федерального закона.

Закон действует, когда он известен людям и реализуется ими

осознанно. Вот почему важен конституционный принцип: "Законы подлежат

официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и

обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не

опубликованы официально для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15)

Конституции РФ.

Его реализации посвящен ФЗ О порядке опубликования и вступления в

силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов

палат Федерального Собрания СЗ РФ, 1994, М 8, ст. 801. Приведем его

наиболее важные заложения. Датой принятия федерального закона считается

день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой

принятия федерального конституционного закона считается день, когда ан

одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном

Конституцией РФ.

Должный процесс издания закона заканчивается именно

опубликованием. Поэтому указанный Федеральный закон в ст. 3

устанавливает жесткие сроки для опубликования должным образом принятых

и подписанных федеральных и федеральных конституционных законов и актов

палат Федерального Собрания. В мире давно и прочно утвердилась традиция

обнародования законодательных актов, приобретшая форму правового обычая

или закрепленная в нормативном акт. Именно оглашение закона и делает

возможным существование принципа: "Незнание закона не освобождает от

обязанности его исполнять". В самом деле, государство огласило

законодательный акт, т.е. создало условия для ознакомления населения с

нормативными предписаниями, уже сами люди должны следовать

установленным правилам, а если им не хватает информации или знаний, та

приложить усилия для получения более полных сведений о соответствующих

нормах, обратившись к специалиста

Официальным опубликованием федерального конституционного закона,

федерального закона считается первая публикация его полного текста в

"Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

В соответствии с изменениями, внесенными в упомянутый федеральный закон

в 1998 г., к числу официальных источников отнесена также «Парламентская

газета». Таким образом, по смыслу закона первая публикация

соответствующего акта в одном либо в другом печатном издании и

порождает правовые последствия для признания его вступившим в силу. На

практике же большинство федеральных законов публикуются и в "Российской

газете", и в Собрании законодательства Российской Федерации.

"Российская газета" выходит оперативнее, но Собранием законодательства

Российской Федерации удобнее пользоваться. Поэтому каждое из

официальных печатных изданий по-своему необходимо и играет свою роль.

Федеральные конституционные законы, федеральные, законы, акты

палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей

территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их

официального опубликования, если самими законами или актами палат не

установлен другой порядок вступления их в силу.

9.Текст закона.

Необходимо строго соблюдать требования к оформлению проектов

законов. Как уже упоминалось, проекты законов представляются к

рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки,

развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих

законов, их места в системе действующего законодательства, а также

ожидаемых социально-экономических и иных последствий их применения. При

представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных

материальных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое

обоснование.

Проект закона должен содержать положения о целях и задачах

закона, о распределении компетенции преступление между

Российской Федерацией и субъектами Федерации, о действующих в

данной сфере актах, регулирующих отношения по предмету закона,

конкретные законоположения.

В проект включаются положения только по теме, обозначенной в его

заголовке.

Законы имеют следующие формальные реквизиты:

а) наименование формы акта: "Федеральный закон", "Кодекс

Российской Федерации" и т.д.;

б) заголовок, в краткой форме обозначающий предмет регулирования

закона;

в) дату и место принятия закона;

г) подпись Президента РФ.

Обратим внимание на преамбулу – вводные положения, разъясняющие

цели и мотивы издания акта, его основные задачи, - как правило,

помещается в проектах наиболее важных законов. Нормативные предписания

в преамбулу не включаются.

Нормативные положения закона излагаются в виде статей, имеющих

единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами для всего проекта. К

статьям проекта, как правило, даются заголовки, в которых обозначается

предмет регулирования соответствующей статьи.

Крупные законы в зависимости от объема и характера нормативного

материала могут содержать разделы и главы. Разделы, главы и отдельные

статьи и закона располагаются в последовательности, обеспечивающей

логическое развитие закона, переход от общих положений к более

«конкретные примечания к статьям допускаются в исключительных случаях,

когда соответствующее предписание носит вспомогательный характер и его

нецелесообразно помещать в текст статьи.

Должна быть обеспечена точность и определенность формулировок,

используемых в законе. Закон должен излагаться простым, ясным языком,

по возможности короткими фразами. Не допускаются образные сравнения,

эпитеты, метафоры. Нецелесообразно использование устаревших и

многозначных слов и выражений, терминов, не являющихся

общеупотребительными. Термин должен употребляться в законе только в

одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.

В проекте закона целесообразно давать нормативные определения

терминов (законодательные дефиниции), имеющих важное значение в его

контексте, а также расшифровку юридических, технических и других

специальных терминов. Ведь будущий закон рассчитан на широкое

применение и касается большого круга должностных лиц и многих граждан.

Не следует включать в текст закона (за исключением преамбулы)

общие рассуждения, лозунги, призывы, декларации и т.п.

В качестве обязательного элемента в законе должны быть

предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающие его

соблюдение в зависимости от регулируемой законом сферы отношений: меры

поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.д.

Ссылки в одних статьях на другие статьи закона, а также на ранее

принятые законодательные акты или их статьи следует применять в тех

случаях, когда необходимо показать взаимную связь положений закона или

избежать повторов.

Включать в текст проекта общие отсылки к действующему

законодательству типа "по действующему законодательству", "в

соответствии с действующим законодательством" и т.п. следует лишь в

исключительных случаях.

Наименования упоминаемых в проекте органов, организаций и других

субъектов приводятся в полном соответствии с их официальным

наименованием, предусмотренным в уставах, положениях и других актах.

Возможно приведение сокращенного наименования органа,

организации, другого объекта после первого полного его воспроизведения

(по форме: "далее именуется ...").

Кроме того, закон должен быть написан особым языком, с

использованием особой лексики. О ней я расскажу во второй части своей

работы.

2.Терминология

1.Понятие термина. Его признаки.

Вопрос о терминологии существует в любой специальной отрасли

знания; и чем такая отрасль специфичнее, тем более остро этот вопрос

стоит. В юриспруденции проблема терминологии достаточно актуальна. Чем

совершеннее законодательство, тем более четко и глубоко оно регулирует

общественные отношения, тем большее значение приобретает проблема

терминологии. Без терминов, т. е. слов точного значения, имеющих один

четко очерченный смысл, невозможно добиться максимальной точности

изложения законодательной мысли. Они делают законодательство более

компактным, избавляют его от пространных описаний

Термин – это слово (или словосочетание), обозначающее специальное

понятие и имеющее точную сферу смыслового использования. Основными

признаками термина являются: 1) адекватность отражения содержания

понятия, смысловая однозначность, 2) логическая соотнесенность его с

другими родовидовыми терминами (родовидовая системность), 3)

профессиональный уровень практического употребления (терминология

техническая, химическая, медицинская, спортивная и т. д.)

Термины в отличие от иных слов направлены на четкое отображение и

выражение социально организованной действительности (наука, техника,

политика, право и т. д.), имеют социально-обязательный характер'. Они

лишены эмоциональной окраски, объективны, строги и устойчивы.

По сравнению с основной массой слов термин более точен. Он

непосредственно соотносится с обозначаемым понятием. В структурном

отношении термин может состоять из двух и более слов (словосочетание),

которые составляют неразрывное, достаточно мотивированное смысловое

единство и, обозначая определенное понятие, не употребляются друг без

друга («юридическое лицо», «значительный ущерб», «повреждение здоровья»

и т. д.).

Наряду со смысловой однозначностью термину присущ и другой

характерный признак – стилистическая нейтральность. В нем нет

экспрессивности, эмоциональной окрашенности при обозначении предмета.

Для него главное – логическая и предметная направленность, а не

эстетические украшательства и субъективные интонации.

Профессиональное использование терминологии обеспечивает ее

информативную качественность, определенную стабильность знаковых

систем. Скажем, словосочетание «причинение вреда» в обыденной жизни

понимается поразному, что вполне естественно. Для юриста же в

обобщенном терминологическом значении это есть не что иное, как

основание возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 4 ГК

РСФСР). Решая то или иное конкретное дело, судья, например, будет

исходить из определенных в законе общих оснований ответственности за

причинение вреда (ст. 444 ГК РСФСР), а также руководствоваться

нормативами, содержащими в себе видовые характеристики (вред,

причиненный в состоянии необходимой обороны; вред, причиненный в

состоянии крайней необходимости; вред, причиненный несовершеннолетним;

вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, и т. д.).

Какие-либо отступления от закона при толковании указанных нормативов в

правоприменительной практике недопустимы.

Нерасторжимая связь юридических понятий и соответствующих им

терминов проявляется в том, что упорядочение правовой терминологии,

решение ее функциональных проблем невозможны без достаточно глубокой

научной разработки юридических понятий, их логического анализа и

точного определения. Если юридические понятия определены недостаточно

ясно, о точной, совершенной терминологии не может быть и речи. Как

верно отмечал академик В. В. Виноградов, всякие «попытки упорядочении

терминов без предварительного анализа понятий, которые ими выражаются,

остаются безрезультатными».

Понятие – это отражение явлений объективной действительности в их

существенных признаках, мысль, выражающая сущность явления. Термин

представляет понятие в соответствующей знаковой форме, является его

носителем, внешним символом. Жесткая связь между понятием и термином не

всегда очевидна. Понятие едино, а термин, как мы уже знаем, может

обозначать и разные понятия, быть многозначным. Одно и то же понятие

может обозначаться разными терминами. Термин может остаться прежним, в

то время как обозначаемое им понятие с течением времени может

претерпеть те или иные изменения, порой довольно существенные.

Юридический термин – это слово, которое употреблено в

законодательстве, является обобщенным наименованием юридического

понятия, имеющего точный и определенный смысл, и отличается смысловой

однозначностью, функциональной устойчивостью.

Юридическая терминология способствует точному и ясному

формулированию правовых предписаний, достижению максимальной

лаконичности юридического текста'. Занимая в принципе незначительный

объем нормативного текста, юридическая терминология представляет собой

его базу, основной смысловой фундамент.

Важной чертой юридических терминов как средств профессиональной

коммуникации является их тесная связь с мировоззрением и идеологией

властвующего класса, с различными политическими и юридическими

теориями, научными направлениями, правовым опытом. Из судебной практики

средневековья явились, например, такие термины, как «феодал» и

«феодализм», ставшие впоследствии обозначением типа определенной

общественно-экономической формации. В среде ростовщиков родился термин

«капитал», вошедший в арсенал экономической науки. Термин «республика»

во времена Ж.-Ж. Руссо использовался во Франции в значении государства

вообще. Слово «крестьянин» в челобитных и т. д.

Основной фонд юридической терминологии cодержится в наиболее

важных законодательных актах. Именно они определяют терминологические

эталоны, на них ориентируются правотворческие органы, издавая

подзаконные акты. Конституция – источник основополагающих юридических

терминов.

Системность, т. е. внутренняя согласованность обусловленная

логикой самого права,– важная черта юридической терминологии.

Юридические термины составляют сложную органическую систему, находятся

между собой в разнообразных связях. Взаимозависимость терминов

заключается в том, что из одного, представляющего собой гнездовое

слово, образуются устойчивые словосочетания, отражающие близкие

понятия. Например, посредством термина «право» образуются такие

словосочетания-термины, как «правоотношение», «правосознание»,

«правонарушение», «правомочие», и др. От термина «иск» происходят

связанные с ним термины «истец», «исковое производство», «исковая

давность», «исковое заявление» и др. В законодательстве широко

применяются термины, обозначающие общие понятия и более конкретные,

которые берут за основу общий термин, но добавляют к нему какой-либо

квалифицирующий признак (например, купля-продажа – купля-продажа

строения; пенсия – пенсия по старости). Присущи законодательству

термины, образованные из нескольких самостоятельных слов

(судоустройстно, отказополучатель и т. д.). Необходимо также отметить,

что в законодательстве по сравнению с бытовой лексикой больше терминов,

значение которых в определенной степени имеет условный характер и

требует дополнительных объяснений (например, термины «исковая

давность», «юридическое лицо», «недвижимое имущество»).

Одной из характерных черт юридической терминологии является её

общераспространенность. Самые разнообразные общественные отношения

являются предметом правового регулирования. Практически нет такой сферы

жизни, которой бы прямо или косвенно не касалось право, Поэтому в

нормативных актах используются и бытовая лексика, и номенклатура

производственных изделий, и наименования различных услуг, словарный

состав самых различных отраслей знания (медицины, техники, космонавтики

и т. д.).

Постоянство словарного запаса законодательства, противодействие

неоправданным языковым новшествам – необходимое условие его

стабильности. Однако это не означает, что в словаре законодателя не

происходит каких- либо изменений. Подавляющее же большинство терминов,

используемых в законодательстве, остается, как правило, неизменным и не

претерпевает каких-либо существенных модификаций. Вместе с тем

некоторые из терминов не находят законодательного употребления, так как

исчезают отношения, породившие их (например, термины «поражение прав»,

«батрачество», «оседлость»). Одни термины заменяются другими, более

точными («народные дружины» вместо «бригад содействия милиции»,

«обязательное страхование» вместо «окладного страхования» и т. д.).

Появляются новые термины: «общественный обвинитель», «передача на

поруки», «бытовой прокат» и т. п., а недавно – «коллективный трудовой

спор (конфликт) », «коммунальная собственность» и др.

2.Классификация терминов.

К сожалению, к настоящему времени отсутствуют ясные, научно

отработанные принципы и критерии логической спецификации юридических

терминов с учетом их практического значения в той или иной сфере

правовых отношений, без чего любая классификация выглядит весьма

условно, схематично, неполно. Очевидно, можно классифицировать

терминологию, используемую в законодательстве, например, по

вертикальному и горизонтальному принципам. На вершине вертикальной

терминологии будет терминология, закрепленная в Конституции, Основах

законодательства. В сущности, это есть общеправовая терминология,

которая системно объединяет термины, так или иначе функционирующие во

всех отраслях законодательства, выражая и обозначая понятия широкого

обобщенного значения (социалистическое государство, государственный

орган, должностное лицо, общественная организация, компетенция,

правомочия, законодательство, закон, решение, неприкосновенность

личности, законные интересы и т. д.). Горизонтальная терминология

охватывает различные виды межотраслевой и отраслевой терминологии.

Межотраслевая терминология – это терминология, используемая в

нескольких отраслях законодательства (материальная ответственность,

значительный ущерб, проступок и т. д.). Отличительной чертой отраслевой

терминологии является то, что она основывается на предметно-логических

связях и отношениях соответствующих понятий, отражающих специфику

конкретной сферы правовых отношений. Следовательно, отраслевая

терминология обслуживает особую отрасль законодательства, т. е.

образует отраслевое терминологическое поле, которое не совпадает ни с

общеправовым, ни с межотраслевым терминологическими полями – более

широкими в содержательном и функциональном отношении (сделка, давность

совершения преступления, развод и т. п.).

Термины, используемые в законодательстве, можно классифицировать

и по другим основаниям. Например, Различаются термины: 1)

общеупотребимые, 2) общеупотребимые, имеющие в нормативном акте более

узкое, специальное значение, 3) сугубо юридические, 4) технические.

Общеупотребимые термины – это обычные, широко распространенные

наименования предметов, качеств, признаков, действий, явлений, которые

в одинаковой мере используются в бытовой речи, в художественной и

научной литературе, в деловых документах, в законодательст ве. Такие

термины просты, общепонятны. В законодательстве они используются в

общепринятом значении и ника- кого специального смысла в себе не

содержат («находка», «массовые отравления» и т. д.).

Частота употребления рассматриваемых терминов довольно

значительна в нормативных актах. Наиболее часто используются такие

общеупотребимые термины, как «заявление» – 108 раз, «заседание» – 205,

«правило» – 225, «действие» – 351, «порядок» – 537, «дело» – 688 раз, и

т. д. Проведенные лингвистические исследования показали, что из общего

количества использованных слов (словосочетаний) 80% приходится на

общеупотребимые слова. Очевидно, что в актах, регулирующих сферу

судебной деятельности, больше общеупотребимых слов, нежели, к примеру,

в актах, регулирующих хозяйственные отношения, где специальные

технические термины всгречаются значительно чаще. Однако и там

общеупотребимые слова – основной языковый пласт.

Общеупотребимые термины, правда, не всегда удобны. Их содержание

зачастую многозначно, допускает различные толкования. Они могут

применяться то в одном, то в другом значении. Поэтому использование

таких терминов целесообразно, если их значение очевидно для всех и не

порождает каких-либо сомнений в данном контексте. Используя

общеупотребимые термины в нормативных актах, законодатель должен

обеспечить их толкование в той или иной форме, чтобы был предельно ясен

смысл. Возьмем, например, термин «опьянение». «Лицо, совершившее

преступление в состоянии опьянения,– установлено законом,– не

освобождается от уголовной ответственности». На практике возникает

вопрос, связано ли опьянение с употреблением только алкогольных

напитков или наркотических средств. Ответ на этот вопрос дает

медицинская наука, определяя опьянение как состояние, вызванное

употреблением не только алкоголя, но и наркотиков. В то же время

необходимо иметь в виду, что понятия алкоголизма и наркомании – понятия

не совпадающие. Поэтому алкоголик и наркоман, как соответственно

алкогольный напиток и наркотическое средство – не одно и то же.

Важно, чтобы специальное значение общеупотребимого термина было

очевидным. Обычно таким терминам в законе даются определения. Если

этого нет, значение термина определяется исходя из общего контекста.

При первом употреблении термина со специальным значением во избежание

чрезмерно широкого или неточного толкования уместно давать к нему

соответствующие нормативные разъяснения.

Правоприменительная практика очень часто нуждается в различных

разъяснениях тех или иных терминов, используемых в законодательстве.

Порой даже квалифицированные специалисты не всегда могут дать

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ