Рефераты
 

Диплом: Повышение эффективности управления ЖКХ с применением информационных технологий (на примере г.Славянска)

Перерыв в водоснабжении44, 523, 427, 3
Вода имеет нехарактерный цвет, запах, привкус42, 123, 029, 1
Перерыв в горячем водоснабжении36, 315, 219, 0
Температура горячей воды ниже 50-60 градусов более 2-х часов в сутки30, 914, 022, 1

2. Несоблюдение сроков ремонта жилья - 56, 8% жалоб.

3. Жалобы на работу системы теплоснабжения - 55% жалоб.

Температура в жилом помещении ниже 18 градусов32, 321, 436, 1
Затягиваются сроки включения отопления29, 922, 636, 1
Несоблюдение порядка и сроков ремонта систем отопления29, 415, 037.0
Отключение отопления в течение отопительного сезона19, 116, 553, 5

4. Работа системы отвода жидких и твердых отходов -43, 2% жалоб.

Несвоевременный вывоз мусора27, 219, 846, 2
Несвоевременный вывоз жидких отходов8, 76,331, 4

Система финансирования ЖКХ, реорганизация в соответствии с рыночными

условиями, не обеспечивает его должного развития и нормального уровня

обслуживания. В 1989-1991 гг. бюджетные ассигнования и платежи потребителей

покрывали около 80% затрат на содержание и ремонт жилья и коммунальное

обслуживание, а в 1994 г. - лишь 40%. Дотации из местных бюджетов на

капитальный ремонт жилищного фонда обеспечивают менее 15% необходимого объема

работ. Дефицит региональных и местных бюджетов не позволяет финансировать

должным образом капитальный ремонт государственного (муниципального) и

ведомственного жилищного фонда .

Сложная организационно-правовая и управленческая структура ГХ не представляет

единого комплекса, где возможно проведение единой политики. Услуги

предоставляют государственные (муниципальные) предприятия, бюджетные

организации, частные фирмы, малый, в том числе теневой бизнес, ведомственный

сектор ГХ и т.д., причем местная администрация не координирует их

деятельность. В результате функционирование муниципального транспорта,

инженерной инфраструктуры, благоустройства, энергетики и др., опирающихся на

бюджетное финансирование, оказалось оторванным от работы ГХ в целом.

В условиях форсированной приватизации в значительной мере была нарушена

прежняя система жизнеобеспечения и организации экономики ЖКХ. Стихийно

внедрялись новые механизмы хозяйствования, далеко не во всем заменявшие те,

что действовали прежде. Государственное (муниципальное) экономическое

регулирование было сведено к минимуму. Определенное равновесие в

экономической системе и на потребительском рынке было достигнуто ценой

крупных экономических и социальных издержек, резко снизился уровень

потребления услуг ЖКХ. В результате оказались серьезно нарушенными условия

нормального функционирования населенных пунктов, системы обеспечения

занятости и нормальной жизнедеятельности.

Реальные доходы населения упали по сравнению с 1990 г. на 50-60% при резком

усилении социально-экономического расслоения. Одновременно имеет место

хроническое недофинансирование (примерно вдвое меньше нормативов)

производственной и социальной инфраструктуры, а состояние финансов можно

охарактеризовать как неустойчивое и остродефицитное.

Развитие кризиса в 1998 г. подтвердило, что значительная часть экономики

региона не соответствует новым условиям, не воспринимается рынком, не

приносит доходов ни региону, ни его жителям. Это усилило невостребованность

социально-профессионального и культурного потенциала населения и его

социально-имущественную дифференциацию. Особое значение для социально-

экономической ситуации в области имеет сохранение систем жизнеобеспечения

представленных ЖКХ.

Рассмотрим состояние ЖКХ Донецкой области по подотраслям.

Содержание и эксплуатация жилищного фонда.

Общая площадь жилищного фонда Донецкой области составляет 60 млн. кв. метров

(в среднем около 18, 5 метров на одного жителя).

Жилье крайне неравномерно распределено среди населения. Для Донецкой области

характерна высокая доля коммунального заселения: из 300 тыс. квартир 6, 7%

являются коммунальными (в них проживает около 11% населения области); 145 тыс.

человек проживает в общежитиях, детских домах, специальных школах-интернатах,

общая площадь которых составляет 1, 5 млн. квадратных метров или 2, 5% всего

жилищного фонда.[1]

Более четверти жилищного фонда Донецкой области составляют здания, не

прошедшие реконструкции, а значительная часть жилищного фонда современной

постройки (особенно панельные здания постройки 60-х - 70-х гг.) имеют крайне

низкие функционально-потребительские характеристики. Материалы с низкими

нормативными сроками действия, из которых построены инженерные коммуникации,

мягкая кровля, требуют постоянного ремонта и замены. Низкое качество стеновых

и изоляционных материалов приводит к громадным потерям теплоэнергии.

Реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда.

За последние годы резко уменьшился объем работ по капитальному ремонту и

реконструкции жилищного фонда Донецкой области. В 1997 г. этот объем снизился

в два раза по сравнению с 1996 г. и составил 11% от нормативной потребности.

Это вызвало рост потребности в расселении аварийной площади.

По техническому состоянию основных конструкций около 4 млн. квадратных метров

площади требуют капитального ремонта (реконструкции) с частичным или полным

расселением граждан.

Тепло-, водоснабжение, водоотведение.

Неудовлетворительное состояние тепловых сетей сказывается на надежности

теплоснабжения и ведет к большим затратам. Из 1, 3 тыс. км. водопроводных

сетей 200 км. имеет срок службы более 50 лет и требует реконструкции, свыше

300 км. канализационных сетей требует капитального ремонта или полной замены.

Необходима полная реконструкция 123 км. газовых сетей, из которых 32 км

отключены (газоснабжение осуществляется в этом случае по временным

газопроводам), 17 км находятся в ветхом состоянии, а 87 полностью отслужили

свой срок. Количество дефектов в тепловых сетях растет из года в год.

Расходы бюджета на транспорт.

В 1994-1997 гг. в общем объеме расходов бюджета постоянно увеличивался

удельный вес расходов на электротранспорт и автотранспорт с 6, 7; до 11, 2%.

При этом выросла убыточность отрасли, поскольку цены на продукцию,

потребляемую предприятиями транспорта, стали свободными. Состояние парка

подвижного состава ухудшалось из-за нехватки инвестиций на его обновление. На

убыточность пассажирского транспорта оказывает существенное влияние большое

число пассажиров льготных категорий - более 35. Ориентировочная численность

пользующихся правом бесплатного проезда- 300 тыс. человек (без учета детей

дошкольного возраста).

Особенно быстро процесс развития новых форм хозяйственных отношений в

жилищно-коммунальной сфере протекает в Донецке. Как видно из табл. 1.2. в

1998 г. здесь было зарегистрировано 244 частных предприятия - около 0,4%

общего числа частных предприятий. По сравнению с 1995-1996 гг., число частных

предприятий ЖКХ увеличилось в Донецке на 73, а в Донецкой области - на 11

единиц.

Таблица 1.2.

Отраслевая структура частных предприятий

Донецк

Донецкая область

единицуд. весединицуд. вес

Всего учреждено

в том числе в:

промышленности

сельском хозяйстве

транспорте и связи

строительстве

торговле и общественном питании

жилищно-коммунальном

хозяйстве

финансах, кредите,

страховании и пенсионном обеспечении

предприятия других отраслей

95395

15202

368

2073

11848

45099

244

592

19269

100

16,0

0,4

2,2

12,0

47,0

0,4

0,6

21,1

10047

2062

1200

267

1482

3834

33

39

1130

100

20,5

11,9

2,6

14,7

38,1

0,3

0,4

11,3

Преобладание муниципальных предприятий ЖКХ соответственно предполагает

выделение фондового сырья, государственное регулирование цен и тарифов на

оплату жилищно-коммунальных услуг. Однако дефицит бюджета обусловил

сокращение собственных оборотных средств, значительный рост кредиторской

задолженности по обязательствам предприятий и организаций ЖКХ, а также

дебиторской задолженности предприятиям жилищно-коммунальной сферы со стороны

предприятий-покупателей услуг, особенно государственных организаций, а также

населения. Это особенно сказывается в условиях развивающейся с 1998 г.

инфляции.

Падение объемов производства услуг вызвано финансовой несостоятельностью

предприятий (организаций, учреждений) и населения, их неспособность

оплачивать все возрастающую стоимость услуг ЖКХ. Только за первое полугодие

1997 г. ставки и тарифы на жилищно-коммунальное обслуживание населения

выросли в Донецкой области на 6,5% за счет повышения платы за газ сетевой - в

2 раза; тарифов на электроэнергию - на 48%, платы за водоснабжение и

канализацию - на 6%, квартплаты на 15% (см. табл. 1.8.). В 1998 г. этот

процесс продолжался.

Однако рост цен не единственная причина, вызвавшая столь значительное падение

объемов производства предприятий ЖКХ. Следует отметить и целый ряд других

причин.

Значительное недофинансирование из государственного бюджета запланированных

статей расходов местных бюджетов на текущее содержание и развитие

муниципального ЖКХ, в том числе и финансирование местных инвестиционных

программ и проектов "ресурсосбережения", поддержка и финансирование которых

было гарантировано правительством. Это значительно затрудняет реконструкцию,

переоснащение и техническое перевооружение предприятий ЖКХ, внедрение новых

ресурсосберегающих технологий, без которых невозможно снизить себестоимость

жилищно-коммунальных услуг, повысить их качество. Дефицит бюджетов областей и

муниципальных образований не дает возможности предоставлять дополнительные

ассигнования на эти цели.

Значительный износ основных фондов предприятий ЖКХ. В Донецкой области он

превышает 60%. Особенно высок износ фондов на государственных (муниципальных)

предприятиях ЖКХ, которыми производится до 90% жилищно-коммунальных услуг.

Значительный износ основных фондов ЖКХ вызывает необходимость их постоянного

ремонта, направленного главным образом на "латание дыр", что негативно влияет

на результаты производственной и финансово-экономической деятельности

предприятий, затрудняет ресурсосбережение в сфере потребления жилищно-

коммунальных услуг.

Низкий уровень управления производственной и финансово-экономической

деятельностью предприятий ЖКХ. Об этом свидетельствует:

- падение производительности труда промышленно-производственного персонала за

1992-1997 гг. на 30-35%, поскольку численность работников сокращается гораздо

медленнее, чем объем производства услуг из-за медленной адаптации предприятий

ЖКХ к рыночным отношениям и желания руководителей любой ценой сохранить кадры

и избежать трудоустройства высвобождаемых работников;

- низкий уровень использования производственных мощностей предприятий ЖКХ (в

конце 90-х гг. коэффициент их использования не превышает 70%) из-за крайней

изношенности основных фондов, значительного числа неплательщиков за услуги

ЖКХ среди предприятий, организаций социальной сферы и населения, а также

простоя мощностей рассчитанных на обслуживание жилищного фонда, строительство

которого было законсервировано еще в 1993-1995гг.;

- дефицит собственных оборотных средств, особенно на предприятиях

коммунального обслуживания в период отопительного сезона, в том числе

предприятий "Теплосеть" и "Водоканал". Недофинансирование муниципальных

образований Донецкой области на приобретение топлива превышает в среднем 2-3

млрд. грн.;

- неудовлетворительное техническое состояние предприятий. При износе фондов

более 60% темпы обновления технологического оборудования упали до 0, 2-0, 7%

вместо необходимых 14-20% в год. Производство отечественного технологического

оборудования для предприятий ЖКХ значительно отстает от потребностей

практики;

- высокие налоги и проценты на кредиты, неплатежи потенциальных потребителей,

сокращение объемов потребления услуг ЖКХ в среднем на одного человека;

отсутствие конкуренции, что не стимулирует развитие предприятий ЖКХ,

негативно влияет на качество оказываемых услуг. Для восстановления

платежеспособности предприятий ЖКХ им необходима серьезная государственная и

муниципальная поддержка, крупномасштабные инвестиции для реконструкции и

технического перевооружения. В Донецкой области в 1996-1997 гг. финансовая

поддержки предприятий отрасли осуществлялась за счет льгот по местному

налогообложению, налогового кредита для сезонных закупок и поставок топлива.

С 1993 г. началось внедрение на коммунальных объектах новых топливо

сберегающих технологий на проведение ремонтно-восстановительных работ:

строительство 100 км. газовых сетей с применением полиэтиленовых труб. Дало

эффект внедрение новых технологий ремонта инженерных сетей бестраншейным

способом.

В 1992 г. были проиндексированы тарифы для населения с учетом инфляции. С

1994 г. начался рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что позволило

увеличить долю затрат, покрываемых населением, с 2 до 40%. В результате объем

недофинансирования предприятий снизился, но был недостаточен для нормального

функционирования отрасли. Темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги

опережали темпы инфляции, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного

фонда не уменьшилась. Положение усугублялось еще тем, что реальные доходы

населения в 1992-1995 и 1998 гг. существенно снизились, в связи с чем рост

тарифов на жилищно-коммунальные услуги увеличил количество неплательщиков и

задолжников (в Донецкой области с 1% до 30%).

Проведенный анализ состояния ЖКХ показал, что основными проблемами развития

этой отрасли сферы услуг являются:

- жилищная (недостаточное количество жилья, его крайне неравномерное

распределение и несоответствие составу семей низкий уровень обслуживания

жилищного фонда);

- транспортная (недостаток транспортных средств и линий, нерегулярность

движения, низкий уровень комфорта, недостаточный уровень благоустройства

территории и состояния дорожной сети);

- экологическая (тревожное ухудшение условий очистки воды и сточной жидкости,

утилизации твердых бытовых отходов, состояния воздушного бассейна);

- энергообеспечения (частое отключение систем энергообеспечения, аварийное

состояние сетевого хозяйства);

- социальная (рост ставок и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг при

их низком качестве в условиях падения реальных денежных доходов населения);

- низкий уровень управления производственной и финансово-экономической

деятельностью предприятий ЖКХ (падение производительности труда, низкий

уровень использования производственных мощностей, острый дефицит собственных

оборотных средств, неудовлетворительное техническое состояние предприятий и

др.)

Все эти проблемы существовали и ранее, но в условиях переходного периода они

резко обострились. Основными причинами этого, на наш взгляд, являются:

- монополизм государственной и муниципальной собственности на объекты ЖКХ;

- чрезмерная концентрация управления на уровне местных органов исполнительной

власти;

- разбухшие управленческие структуры, бюрократизм и протекционизм;

- несоответствие цен и тарифов на услуги ЖКХ фактическим затратам на их

производство;

- слабое развитие хозрасчетных отношений на предприятиях ЖКХ и отсутствие

действенных экономических стимулов;

- отсутствие современного научно-технического менеджмента;

- слабый учет и защита интересов потребителей услуг ХКХ;

- отсутствие действенной системы социальной защиты населения при внедрении

рыночных механизмов в отрасль.

Только устранение указанных причин позволит повысить эффективность

хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере.

[2]

Рассмотри экспертную оценку состояния ЖКХ в Украине, которую предоставляет

фонд «Содружество».

Актуальным социально-экономическим вопросом в последнее время вновь стал

вопрос о жилищно-коммунальной сфере. Нынешний год не стал исключением, и с

наступлением холодов в Украине начались проблемы с отоплением, водо- и

электроснабжением. Этот вопрос тесно связан с хроническими неплатежами в

данных отраслях и необходимости повышения тарифов за жилищно-коммунальные

услуги. Практически все центральные и региональные СМИ на сегодня заполнены

сообщениями подобного характера. К примеру:

Херсонские энергетики для поддержания уровня лимитов, которые определены для

города, вынуждены отключить от энергоснабжения всех должников, в том числе и

предприятия коммунальной сферы: тепло-, водоснабжение и водоотвод, содержание

жилищного фонда и электротранспорта. По данным энергетиков, общая задолженность

коммунальных предприятий города составляет 19,7 млн. грн. Но не успели

энергетики реализовать свои меры, как 11 декабря авария тепломагистрали

оставила без тепла 8 тыс. жителей 47-ти многоэтажек Херсона.

[3]

Как передало агентство "Українські Новини", 533 жителя Дрогобича Львовськой

области остались без тепла в результате прорыва магистрального трубопровода

теплосети.

В прошедший понедельник "Волыньоблэнерго" отключила от электроснабжения шесть

погранзастав на границе Украины, Польши и Белоруссии за долги.

Днепродзержинское коммунальное предприятие "Горводоканал" отключило

водоснабжение питьевой водой Днепровскому металлургическому комбинату

им.Дзержинского за долги в 11,003 млн. гривен.

"АЕS Киевоблэнерго" пообещала отключить от электроснабжения бюджетные

учреждения Киевской области, которые финансируются с государственного и

местных бюджетов, за долги в размере 13 млн. грн. Как заявила представитель

кампании О.Компанец, "долги бюджетных потребителей усложняют расчеты кампании

с ГП "Энергорынок" за электроэнергию и могут привести к негативным

последствиям, в частности, повышения тарифов на электроэнергию", "(неплатежи)

могут привести к росту тарифов для потребителей, а это несправедливо, когда

они будут субсидировать оплату электроэнергии бюджетных учреждений –

должников".

Подобные факты имеют место во всех регионах Украины. Причем проблемы с

отоплением, водо- и электроснабжением сегодня касаются всех без исключения, и

рядовых граждан, и государственных учреждений, и даже промышленных гигантов.

Вместе с тем, по заявлению председателя Госкомитета по вопросам жилищно-

коммунального хозяйства Г. Семчука, новое правительство держит под контролем

процесс отопительного сезона в Украине. Выступая перед народными депутатами с

информацией о выполнении правительством постановления Верховной Рады о мерах

по обеспечению теплом жилых домов и объектов социальной сферы, Г. Семчук

указал на то, что правительство проводит каждую неделю селекторные совещания

по вопросам прохождения отопительного сезона, ввело ежемесячные мониторинги

расчетов за потребленные коммунальные услуги и энергоносители, ежедекадный

мониторинг прохождения отопительного сезона, а также ежедневное оперативное

информирование в случае возникновения ЧП на объектах жилищно-коммунального

хозяйства. По его словам, только за третий квартал текущего года удалось

сократить на 240 млн. грн. задолженность населения за потребленные услуги. В

целом, по словам Г. Семчука, по состоянию на 9 декабря в Украине работают

99,9% котельных, отапливаются 99,7% жилых домов и 99,9% дошкольных

учреждений, а больницы отапливаются на 100%. В то же время Г. Семчук заявил,

что отопительный сезон проходит в чрезвычайно сложных финансово-экономических

условиях. По его словам, ряд объектов теплоснабжения не работают из-за

отсутствия лимитов на природный газ. Он также сообщил, что наблюдается

тенденция роста задолженности предприятий за потребленную электроэнергию, а

убытки жилищно-коммунальных предприятий за 9 месяцев 2003 года составили 500

млн.грн. Г-н Семчук также отметил, что по поручению Президента Украины Л.

Кучмы с начала 2004 года Министерством финансов, Государственной налоговой

администрацией и Антимонопольным комитетом будет проведена сплошная проверка

всех предприятий жилищно-коммунального хозяйства относительно экономической

обоснованности тарифов на услуги.

Несмотря на оптимизм правительственных чиновников долги, за жилищно-

коммунальные услуги (ЖКУ) продолжают расти. По данным Госкомстата, в октябре

долг населения за ЖКУ возрос на 0,6% и составил 7,4 млрд. грн. Причем долги

по квартплате, по состоянию на 10 ноября, сократились на 5,8 млн. грн. и

составил 1 503,8 млн. грн., долги по теплоносителям сократились на 17,5 млн.

грн. – до 3195,2 млн. гривен. Зато возросли долги за газ на 66,55 млн. грн.,

что составило 1 481,95 млн. гривен. В сравнении с началом года задолженность

населения за жилищно-коммунальные услуги, по состоянию на 10 ноября, возросли

на 0,9%, или на 66,5 млн. грн. Причем в сентябре картина была несколько иной.

По данным Госкомстата, в сентябре т.г. задолженность населения за жилищно-

коммунальные услуги сократился на 0,5%, или на 39,56 млн. гривен.

В начале прошедшей недели, выступая на пресс-конференции заместитель

госсекретаря Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции

Людмила Мусина заявила, что рост валового внутреннего продукта Украины (ВВП)

до конца текущего года составит от 4,2 до 4,5%. Ранее правительство

прогнозировало рост ВВП в 2002 году не менее, чем на 5 %. По словам Мусиной,

снижение прогноза роста ВВП связано в первую очередь с тем, что не была

решена проблема задолженности в ТЭК, а также с неурегулированностью тарифов

на электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги. Также, было указано на

сокращении долевой части оплати услуг в структуре себестоимости данных услуг.

Фактически, как считают аналитики Фонда, Минэкономики соглашается с позицией

частных производителей услуг (того же "АЕS Киевоблэнерго"), по поводу

повышения тарифов на ЖКУ.

Неурегулированность данных вопросов в Украине имеет свои объективные и

субъективные причины, а также свои последствия. Аналитики Фонда выделяют три

базовых аспекта: нормативно-правовой, социальный, политический.

Нормативно-правовой аспект

На законодательном уровне уже долгое время наблюдаются перипетии по этим

вопросам. 7 февраля 2002 года Верховная Рада приняла в новой редакции Закон

"О списании и реструктуризации задолженности за квартирную плату,

коммунальные услуги, потребленные природный газ и электроэнергию", с учетом

предложений Президента. Согласно закону, предусматривается списать долги

населения за квартирную плату, коммунальные услуги, потребленные бытовой газ

и электроэнергию по состоянию на 1 января 2000 года тем гражданам, которые

получали в 1999 году доходы менее 6 величин стоимости черты

малообеспеченности, или уровень доходов которых ниже прожиточного минимума.

Кроме списания задолженности для вышеупомянутых категорий населения, также

предусматривалось реструктуризировать на срок до 5 лет долги всех категорий

населения за квартирную плату, коммунальные услуги, потребленные бытовой газ

и электроэнергию, которые существуют на момент вступления действия этим

законом. Тогда Президент ветировал данный законопроект.

В конце ноября 2003 г. Верховная Рада Украины снова приняла Закон "О списании

и реструктуризации задолженности по квартирной плате, коммунальные услуги,

употребляемые газ и электроэнергию", уже в новой редакции ("за" проголосовало

329 депутатов при необходимых 226). Парламент вновь реструктуризировал долги

малообеспеченных за жилкомуслуги на 5 лет. Правда, в соответствии с

предложением Президента, в закон добавлена норма, которая отменяет действие

закона о временном запрете взимания с граждан Украины пени за несвоевременное

внесение платы за жилкоммунуслуги. Из ряда статей закона также исключено

положение о возможности списания задолженности за потребленные жилищно-

коммунальные услуги. Граждане должны заключить договор с жилищно-

коммунальными предприятиями о равномерном погашении реструктуризированной

задолженности. На период погашения общая сумма текущих платежей и в счет

погашения реструктуризированной задолженности не должна превышать 25% доходов

работающих граждан и 20% - для пенсионеров и других граждан, получающих

социальную помощь. Определенная в договоре пеня за несвоевременное внесение

платежей начисляется за каждый день просрочки, но не более 100% общей суммы

долга, при условии отсутствия задолженности по выплате зарплаты, пенсии,

стипендии, других соцвыплат.

Социальный аспект

Исходя из нормативно-правового аспекта на сегодня большое значение имеет

понятие "малообеспеченность". По оценкам ряда экспертов, 70% граждан Украины

как раз и являются малообеспеченными, или считают себя таковыми. Причем у

населения уже сформировалось точка зрения, что нынешние тарифы и так

завышены, или не отвечают качеству предоставляемых услуг. С другой стороны

существуют такие понятия, как прожиточный минимум и минимальная зарплата. Тот

же прожиточный минимум рассчитывается с учетом стоимости жилищно-коммунальных

услуг, электроэнергии и газа. Но минимальная зарплата в Украине ниже

прожиточного минимума. Это усугубляется и тем обстоятельством, что наравне с

населением за услуги не платят и государственные учреждения и промышленники.

Поэтому, как считают аналитики Фонда, проблема дисциплинированности оплаты

ЖКУ потребителями в Украине, требует отдельных глубинных исследований.

Власть же действует более примитивно, все более превентивными методами:

судовые решения, опись имущества. Эти однозначно сказывается и на ухудшении

дисциплины оплаты услуг, и на отношении населения к власти.

Но эти обстоятельства имеют и другие, более отрицательные последствия.

Отсутствие тепла дома и на работе вызывают резкое возрастание заболеваемости

населения. Отсутствие тепла вынуждает население использовать самодельные или

неисправные отопительные приборы, что приводит к резкому возрастанию

смертности в результате пожаров, удушений угарным газом. К сожалению, Фонд не

располагает статистическими данными по этим вопросам, но, судя по количеству

публикаций в СМИ, цифры должны быть внушительными.

Политический аспект

В результате борьбы интересов данная отрасль стала фактором политической

борьбы. Выступая на торжествах по случаю Дня местного самоуправления,

Президент Украины Л. Кучма настаивал на необходимости изменения существующей

жилищно-коммунальной системы. Президент вновь заявлял о недопустимости

повышения тарифов на коммунальные услуги. "Если и могут меняться, то только в

сторону уменьшения. Это задача и для правительства, и для местных органов

власти и самоуправления", – подчеркивал Л. Кучма. При этом Президент отмечал,

что понимает проблемы коммунальщиков, которым "часто не хватает средств".

"Однако это означает лишь то, что работают они недостаточно эффективно",

"Необходимо более энергично использовать внутренние резервы, а не сдирать с

людей деньги за не предоставленные или плохо предоставленные услуги" - заявил

он.

По мнению экспертов Фонда[4], в этом

вопросе взгляды Президента и оппозиции сходятся. Но тут следует отметить, что

Президент не может не осознавать некоторой доли популизма в своих заявлениях.

Выступая в роли защитника прав граждан, он однозначно дразнит оппозицию

работников муниципальных служб.

С другой стороны, данная тема является универсальным средством для

политической борьбы и в вертикали самой власти. Долги по ЖКУ в Украине

накапливаются многие годы. Вместе с тем Премьер-министр Украины В. Янукович

заявляет, что жестко разберется с теми руководителями регионов, которые

допускают отключение населения от тепла и электроэнергии. Эксперты отмечают,

что хотя новый Премьер и не сказал ничего нового, а лишь повторил

высказывания своих предшественников, но его уже услышали в отдельных

регионах. Именно глава сумской облгосадминистрации В. Щербань, вернувшись

после непродолжительного отсутствия в свое кресло, уволил с занимаемой

должности своего первого заместителя Ю. Жаркова именно в связи с плохим

теплоснабжением города Сумы. При этом эксперты отмечают, что вопросы

функционирования жилищно-коммунального хозяйства, согласно разделению

полномочий, не входят в компетенцию первого заместителя председателя

облгосадминистраций.

В апреле 2003 года Компанией «Общественный диалог»

[5] было проведено социологическое исследование «Донецкая область:

жилищно-коммунальное хозяйство и система жизнеобеспечения». Исследование

проводилось методом интервьюирования на основе многоступенчатой половозрастной

гнездовой выборки. Ставилась задача получить репрезентативные данные на уровне

каждой административной единицы области, вследствие чего в ходе полевого этапа

было опрошено 5680 жителей Донецка в возрасте от 18 лет. Основными параметрами

выборки стали административные единицы (населенные пункты), пол и возраст

респондентов.

Отношение к неплатежам: противоречия общественного мнения

Результаты исследования позволяют утверждать: проблемными плательщиками

являются не только и даже не столько те, кто по каким-либо причинам не в

состоянии регулярно оплачивать коммунальные услуги, а те из потребителей, кто

резко негативно настроен по отношению к коммунальным предприятиям. Причем в

большей степени это свойственно тем, кто формально является регулярными

плательщиками. Данное явление характерно для всего населения Донецкой

области.

Основным критерием, выделяющим эту группу населения, является не столько

негативное отношение к коммунальным службам, сколько противоречивые и

непоследовательные представления о ЖКХ в целом. В свою очередь, это является

следствием недостаточной информированности населения и слабых контактов с

коммунальными службами.

Почему не платят

Большинство населения области на уровне поведенческих установок однозначно

настроены на оплату коммунальных услуг.

Диаграмма 1.

Диплом: Повышение эффективности управления ЖКХ с применением информационных технологий (на примере г.Славянска)

Однако поведенческие установки не совпадают с нормативной оценкой явления

неплатежей, которая по преимуществу носит лояльный характер.

Это несоответствие в настоящее время имеет системный, широко распространенный

характер.

В результате такого расхождения поведенческих установок и нормативной оценки

не только формируется негативный образ коммунальных служб, но и снижается

мотивация к оплате коммунальных услуг.

Кто платит, и кто не платит

Наиболее добропорядочными плательщиками на данный момент являются пожилые

люди, пенсионеры старше 55 лет. Им в наибольшей степени свойственно неприятие

неплатежей именно как социально несправедливого явления («из-за неплатежей

страдают те, кто платит регулярно»).

Больше всего как нынешних, так и потенциальных неплательщиков — среди людей

среднего возраста: от 25 до 55 лет. Причем если для женщин лояльное отношение

к неплатежам характерно в 25-45 лет, то для мужчин в более позднем возрасте

(35-55 лет).

Самые молодые (18-25 лет) формально ближе к категории регулярных

плательщиков, однако их ценностные представления нестабильны, изменчивы, и не

подкреплены реальной практикой.

Если судить по уровню обеспеченности, то нерегулярными плательщиками являются

в основном те, кто очевидно недоволен своим материальным положением и

доходом, независимо от того, относит ли себя человек к бедным,

среднеобеспеченным или зажиточным слоям населения.

Потенциальные неплательщики — это те, кому свойственны либо постоянная

тревога, либо безразличие к происходящему вокруг как эмоциональные константы

поведения. В то же время им практически не свойственны ни гнев, ни оптимизм.

Негативное отношение к неплатежам, напротив, взаимосвязано либо с позитивными

эмоциональными константами, либо с позициями активного возмущения и гнева.

Если для молодых людей неприятие явления неплатежей объясняется оптимизмом и

уверенностью в завтрашнем дне, то для пожилых людей неприятие неплатежей

вызвано в первую очередь настроением негодования, гнева, возмущения.

Доверие к власти

Лояльное отношение к неплатежам во многом зависит от того, насколько остро

стоят коммунальные проблемы в том или ином населенном пункте. В тех городах,

где актуальность коммунальных проблем значительно выше, чем по области в

целом, подавляющее большинство населения является потенциальными

неплательщиками именно потому, что отсутствует надежда на изменение ситуации

в будущем. Вместе с тем, отношение к коммунальным службам зависит и от уровня

доверия к местной власти: в Макеевке, где актуальность коммунальных проблем

заметно выше, чем по области, остроту ситуации снижает то, что население

города в целом надеется на способность местных властей решить проблемы.

В целом же местные власти — в большинстве случаев единственные, с кем

население связывает надежды на изменение ситуации в коммунальной сфере.

На местные власти возлагается, в первую очередь, задача больше общаться с

населением, реагировать на жалобы и контролировать работу коммунальных

предприятий.

Иерархия коммунальных проблем

Можно выделить коммунальные проблемы как общие для всех, так и актуальные

только для определенных сегментов потребителей. К первым относятся

неудовлетворительная работа служб по уборке мусора, качество питьевой воды и

уровень тарифов на услуги. К четко «сегментным» же проблемам следует отнести

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ