Диплом: Повышение эффективности управления ЖКХ с применением информационных технологий (на примере г.Славянска)
обеспечения в сфере расчетов населения за жилье и коммунальные услуги
- информационно-консультативного характера –
предприятиям сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Городской расчетный центр обеспечивает своевременное предоставление
информации различным государственным структурам:
- администрации города (отчеты по муниципальному
жилищному фонду)
- городскому финансовому управлению (ежемесячные
отчеты о суммах начисленных жилищных субсидий, суммах льгот, собираемости
платежей и т.д.)
- прокуратуре (ответы на поступающие запросы в
отношении квартиросъемщиков, владельцев)
- органам социального обеспечения (информация о
семьях, получающих льготы про жилищно-коммунальным услугам, ходе выполнения
программы «Жилищные субсидии», а также непосредственное сотрудничество по
вопросам адресной социальной помощи нуждающимся семьям).
Городской расчетный центр заключает агентские договора:
- с физическими лицами, которые получают Центру
осуществлять своевременно и правильно платежи за жилищно-коммунальные услуги
в связи с временным выездом или большой занятостью
- со страховыми компаниями по вопросам
добровольного страхования имущества и другими видами страхования.
Городской расчетный центр информирует население о правилах предоставления
коммунальных услуг, порядке предоставления жилищных субсидий на оплату жилья
и коммунальных услуг, порядке начислений оплаты за услуги, льготах и так
далее через средства массовой информации (печать, телевидение, радио) и
информационные стенды, размещенные на каждом участке. Структура предприятия
представлена на рис. 2.2.6.
Благодаря работе отделов Центра на протяжении всех лет реформирование
жилищно-коммунального хозяйства и перехода на новую систему оплаты жилья
удалось избежать негативных последствий повышения тарифов и изменения льгот,
уйти от социальной напряженности. Сосредоточение всех перечисленных отделов
на одном предприятии дает большое преимущество в работе с населением и
позволяет городу ежегодно экономить значительные средства, так как нет
необходимости содержать абонентские отделы на всех предприятиях, оказывающих
жилищно-коммунальные услуги населению.
Рисунок 2.2.6
Структура предприятия
Программный комплекс (ПК) Городского расчетного центра создан собственными
силами. Внедрен в эксплуатацию в 1999 г.
ПК позволяет:
- выполнять работу (редактирование лицевых счетов,
прием поступлений) всеми участниками города в режиме реального времени
- отслеживать историю редактирования лицевого
счета и приема поступлений
- строго разграничивать права пользователей
- выполнять работу в режиме реального времени с
архивом данных. Объем архива фактически ограничен только объемом диска
- вводить неограниченное количество участков,
служб, подслужб
- выставлять населению к оплате за оказанные
услуги чеки-счета с применением штрих-кодирования
- автоматически обновлять программы в отделениях
по городу
- экспортировать отчетность в форматах Microsoft
Word, Excel, Txt, Html
- рассылать формы отчетности по электронной почте
- легко перенастраивать методику расчетов при
изменении нормативных документов
- вводить данные по льготам для всех членов семьи,
отслеживать просроченные документы на право получения льготы
-
- вести базу данных поставщиков услуг по домам и
легко их изменять и отслеживать эти изменения в архиве.
Новейшие технологии в городском расчетном центре
В настоящее время комплекс пополняется новейшими Интернет-технологиями (рис.
2.2.7). Базирующий на Java-технологии доступ к базе данных в такой системе
позволит сделать более прозрачным для конечного пользователя предоставление
информации и визуализировать процесс движения и перераспределения денежных
масс. Любому пользователю программного комплекса Городского расчетного центра
– как представителю предприятия ЖКХ, так и физическому лицу достаточно иметь
персональный компьютер, подключенный к Интернету по коммутируемой линии,
чтобы получить доступ к тем или иным данным. Конфиденциальность подобных
операций гарантируется процессом аутентификации, исключающим возможность
получить несанкционированный доступ к базе данных программного комплекса
Центра.
В 2001 г. ОАО «Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства» (г.
Москва) провело экспертизу финансово-хозяйственной деятельности и тарифов на
услуги Городского расчетного центра г. Ставрополя. По заключению экспертов,
обеспечены:
- достаточно гибкий подход к работе с
потребителями услуг – заказчиками и качество предоставляемых услуг,
гарантирующие Центру постоянный приток новых абонентов и стабильное
сотрудничество с постоянными клиентами. При этом общая сумма вознаграждения
Городскому расчетному центру составляет в среднем 3,5 % от суммы собранных
платежей, что существенно ниже, чем в других городах России
- устойчиво прибыльный характер деятельности центра.
Рисунок 2.2.7
Принципиальная схема построения информационной системы ГРЦ с использованием
технологии Интернет-Интранет
Поэтому основная задача предприятия – сохранение существующего темпа
развития, увеличение собственных доходов путем совершенствования
взаимоотношений с потребителями услуг, механизма сбора и обработки платежей,
улучшения качества обслуживания, дальнейшего внедрения современных
автоматизированных средств.
Выполнение объемов реализации услуг
В 2001 г. количество договоров с обслуживающими организациями увеличились до
58 за счет привлечения ТСЖ, ведомств к сбору платежей, обработке информации
через систему Городского расчетного центра. В это количество не вошли те ЖСК
и ТСЖ, которые обслуживаются через ГРЦ только в отношении жилищных субсидий.
Их насчитывается 105. Задолженность населения по оплате жилья и коммунальных
услуг в денежном выражении увеличилась, так как на протяжении всего года
происходило повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. А именно, в
январе оплата по социальной норме и нормативам потребления из расчета на 1
человека в многоэтажных домах, имеющих все виды благоустройства, составляла
173,41 руб., а в декабре – 217,64 руб. Анализируя рост объема реализации
услуг и рост суммы задолженности по сравнению с 2000 г., можно сделать вывод,
что задолженность в процентном выражении не выросла, а даже снизилась. Рост
объема реализации услуг в процентном выражении опережает рост суммы
задолженности.
Финансово-экономические результаты
Себестоимость оказываемых услуг (в расчете на один лицевой счет) увеличилась
по сравнению с 2000 г. на 0,71 руб. (18 %), в то время как затраты на
расходные материалы, комплектующие для техники, электроэнергию значительно
выросли в связи с инфляционными процессами. Уровень рентабельности составил
17 %, что на 2 % больше чем в 2000 г.
Дебиторская задолженность составила 17 818 тыс.руб. (с учетом начисленных
сумм жилищных субсидий, которые не относятся к финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, являются целевыми средствами, проходят транзитом).
Сумма начисленных жилищных субсидий и не профинансированных городским
бюджетом увеличилась по сравнению с прошлым годом, так как росли тарифы на
оплату жилищно-коммунальных услуг. Превышение дебиторской задолженности над
кредиторской на предприятии нет. Нет и задолженности по платежам в бюджет.
«Электронный счет» г. Рязань
Система обработки коммунальных платежей населения действует в г. Рязани с
1979 г. На начало 1998 г. на обслуживании находилось около 100 городских
жилищных и коммунальных предприятий, ежемесячно обрабатывалось до 180 тыс.
лицевых счетов муниципального и ведомственного жилья, что составляло более 90
% жилищного фонда города. Рязанская система обладает рядом особенностей, ее
технические и организационные решения могут быть использованы в ЖКХ малых и
средних городов области и Российской Федерации.
Традиционно для оплаты электроэнергии, газа и других жилищно-коммунальных
услуг в качестве первичного платежного документа использовались отдельные
расчетные книжки. Каждый квартиросъемщик самостоятельно заполнял расчетный
листок, относил на почту или в Сбербанк и производил оплату. На руках
оставалась квитанция с отметкой кассового аппарата. Извещения поступали в
коммунальные предприятия, где в журналах рассчитывался долг. Эта система и
сейчас действует в большинстве малых городов и сел. В 70-х годах в областных
центрах стали создавать машиносчетные станции и вычислительные центры.
Появились единые расчетные книжки, где были собраны все коммунальные платежи.
Общая технология оставалась прежней.
С начала 90-х годов, когда стали расти цены на коммунальные услуги,
требования к качеству и оперативности учета платежей резко возросли. Ряд
городов перешел на выпуск бумажных счетов. С помощью вычислительной техники в
каждой счет-квитанции фиксировалась индивидуальная информация о начислениях,
суммах оплаты, долгах. Счета ежемесячно распечатывались на мощных принтерах и
разносились по квартирам.
В г. Рязани пошли другим путем: отказались от бумажной технологии и
разработали систему «Электронный счет».
Функции расчетно-кассового центра
В г. Рязани эти функции выполняет Муниципальное унитарное предприятие
«Кустовой вычислительный центр» (МУП КВЦ), клиентами которого являются
предприятия-поставщики жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). МУП КВЦ
обеспечивает:
- разработку алгоритмов и программных средств всей
системы
- единство систем кодирования, обмена информацией
и алгоритмов работы
- прием и поставку оперативной, базовой и архивной
информации
- электронную почтовую связь
- осуществление месячных расчетов
- обновление базы данных в пунктах приема платежей
и у клиентов
- информационную безопасность системы (при
необходимости восстанавливает базы данных клиентов)
- перераспределение денежных потоков в безналичной
или вексельной форме, выполнение заказов клиентов по денежным расчетам
- перерасчет по ошибочным платежам населения (по
согласованию с клиентами)
- прием платежей через собственные пункты приема
- консультационную и техническую помощь клиентам.
Технология «Электронный счет»
При разработке технологии «Электронный счет» была поставлена задача исключить
первичный бумажный платежный документ, а заодно и все прочие технологические
бумажные документы, включая оборотно-сальдовые ведомости. Информация стала
фиксироваться на электронных носителях. При этом резко возросли оперативность
и качество учета. Система получилась очень технологичной. Сложности
«упрятали» в алгоритмы и программные средства. Пользователей системы
оснастили автоматизированными рабочими местами (АРМами) нескольких типов:
- АРМ бухгалтера (жилищного или коммунального
предприятия)
- АРМ инспектора по начислению жилищных компенсаций
- АРМ оператора-кассира банка по приему
коммунальных платежей
- АРМ расчетно-кассового центра
Технологически система построена по жесткому принципу «все в центр» и «всем
из центра». Обмен оперативной информацией осуществляется по электронной почте
с помощью коммутируемых телефонных линий городской АТС. Ведется раздельный
сальдовый учет по всем видам коммунальных услуг, по которым возможно
рассчитать месячное начисление.
Более сложным оказался учет по счетчикам. Здесь в качестве «сальдо» введено
понятие «учетное значение счетчика». Начальное значение вводится в компьютер,
далее по программе на основании поступивших сумм с учетом назначенных льгот,
установленных тарифов, предельных норм потребления рассчитывается оплаченный
расход. Месячный расход добавляется к учетному значению и указывается в
квитанции. Квартиросъемщик (а также контролер) всегда может сопоставить
учетное значение с фактическим и определить, сколько нужно платить в
следующий раз.
Расчет суммы платы за потребленные ресурсы (в киловаттах и кубометрах)
производится компьютером при приеме платежей.
Прием платежей
Прием платежей осуществляется в отделениях связи, Сбербанка и коммерческих
банков. Свои точки приема имеет и расчетно-кассовый центр (РКЦ). Рабочее
место оператора-кассира оснащено АРМом оператора-кассира и принтером для
печати счет-квитанций по оплате. Оператор вводит кодовый адрес с карточки
квартиросъемщика. На экране появляется месячный «электронный счет».
Производится расчет и выдается счет-квитанция, которая подклеивается к
карточке квартиросъемщика. В конце дня оператор передает суточные оперативные
документы по электронной почте в центральное отделение своего банка. Банк,
собрав данные со всех точек, передает их в РКЦ. Одновременно собранная сумма
перечисляется платежным поручением на специальный транзитный счет РКЦ.
РКЦ производит обработку суточных поступлений и перечисляет деньги на
расчетные счета жилищно-коммунальных предприятий, а электронные «извещения»
раскладывает по почтовым ящикам электронной почты. На следующий день они
попадут в компьютер бухгалтера жилищного или коммунального предприятия.
База данных обновляется один раз в месяц.
АРМ бухгалтера
АРМ бухгалтера обеспечивает бухгалтеру абонентного отдела жилищного или
коммунального предприятия сервис услуг по работе с населением:
- выясняется причина долга, при использовании
электронного архива выдается нужная справка
- вносятся изменения в расчеты текущих начислений
- проводится перерасчет за прошедший месяц
- раз в месяц в центр передаются все изменения
- принимаются суточные поступления и т.д.
Каждый АРМ имеет всю необходимую текущую и архивную информацию в объеме в
объеме своей зоны обслуживания, при изменении которой центр поставляет на
конкретный АРМ дополнительную базу данных.
Жилищные компенсации
По жилищным компенсациям РКЦ выполняет две функции:
- прием населения и расчет жилищных компенсаций
(субсидий)
- распределение денежных средств, поступивших из
бюджета, по коммунальным и жилищным предприятиям.
Для приема населения РКЦ имеет в городе пять пунктов. Каждое рабочее место
специалиста оснащено автоматизированным рабочим местом.
Информация поступает в электронном виде и используется для месячных расчетов
начислений.
Эффективность системы «Электронный счет»
Система «Электронный счет» начала внедрятся в г. Рязани с 1994 г., постепенно
вытесняя «Единую расчетную книжку». В результате размер оплаты жилищно-
коммунальных услуг населением повысился на 25 %. Это произошло за счет
исключения ошибок при заполнении бланков «Единой расчетной книжки», повышения
достоверности в расчетах начислений платежей и оперативного контроля оплаты
поставщиками услуг.
Увеличение суммы платежей населения за ЖКУ в других городах достигло за счет
внедрения бумажных «счетов-квитанций», доставляемых по квартирам.
Если сравнивать систему «Электронный счет» и систему, основанную на бумажных
«счетах-квитанциях», то первая более технологична и менее трудоемка, так как
не нужно печатать и разносить бумажные счета. Отпадает необходимость в
приобретение и эксплуатации дополнительного дорогостоящего оборудования
(скоростных лазерных принтеров, резаков и прочих расходных материалов). В
системе «Электронный счет» используется только персональные компьютеры и
средства телекоммуникации.
Отсутствие бумажного платежного документа сокращает время с момента оплаты
ЖКУ клиентами до поступления этих платежей на расчетные счета предприятий-
поставщиков услуг.
Высокая технологичность системы «Электронный счет» позволяет уменьшить
стоимость работ по централизованной обработке платежей населения, которая для
муниципальных предприятий устанавливается администрацией города.
С ростом цен на коммунальные услуги цены для РКЦ за обработку платежей
населения за ЖКУ пересматриваются в сторону снижения.
Обслуживание малых городов и сельской местности
В областных центрах коммунальные платежи обрабатываются, как правило, с
помощью вычислительной техники. Хуже обстоит дело в малых городах и поселках.
Там все в ручную и на бумажных носителях. А цены и требования повышаются, как
и везде. Возможности внедрить систему нет, нужны квалифицированные
специалисты и большие затраты.
Вместе с тем система «Электронный счет» позволяет обслуживать жилищно-
коммунальные предприятия «на расстоянии». В бухгалтерии устанавливается АРМ
бухгалтера, в кассе – АРМ оператора-кассира, создается электронная база и
система начинает работать без специального обслуживающего персонала. Раз в
месяц с помощью модема и телефона информация о поступлениях и изменениях
поступает в РКЦ, производится месячный расчет и на АРМ передается обновленная
база данных. В данном случае система работает по упрощенной схеме – через РКЦ
не проходят денежные потоки.
Стоимость такого обслуживания – в пределах затрат на содержание 1
специалиста. Сегодня по данной схеме обслуживаются малые города Рязанской
области: Елатьма, Старожилово, Истье, Рыбное, на очереди Сапожок. Внедрение
системы «Электронный счет» планируется во всех районах Рязанской области.
Глава III. Разработка ИСУ ЖКХ: единая
городская система коммунальных платежей.
Коммунальные платежи представляют собой сравнительно стабильный поток
наличных денег. Многие банки стремятся выйти на этот рынок и удержаться на
нем. Коммунальные службы (зачастую недовольные существующими механизмами
приема платежей) со своей стороны пытаются принимать их самостоятельно. Кроме
того, местные администрации пытаются упорядочить работу коммунальных служб и
движение платежей. Окончательно запутывают ситуацию субсидии. Можно ли в
такой ситуации систематизировать и упорядочить многочисленные информационные
потоки, создать благоприятные условия для населения и участвующих
организаций?
Эту задачу призвана решить единая городская Система автоматизированного учёта
Платежей населения.
Внедрение Системы в масштабах города обеспечивает:
· для плательщиков – получение достоверных
сводных счетов о своих задолженностях по месту оплаты, единой пластиковой
карточки со своим платежным кодом вместо множества расчетных книжек.
· для коммунальных служб - получение
корректной информации в электронном виде в режиме реального времени об оплатах
и плательщиках, что дает возможность ускорения процесса учета и начисления
платежей, резкого снижения его трудоемкости и сводит к минимуму количество
невыясненных платежей;
· для городской администрации - невозможный ранее
уровень информации о плательщиках, суммах коммунальных платежей, субсидиях и
задолженностях плательщиков;
· для банков – оперативность и достоверность
приема и обработки коммунальных платежей как в точке приема так и в банке в
целом, резкое уменьшение процента ошибок, уменьшение трудоемкости обработки
оплаченных извещений, увеличение скорости обслуживания, возможность сокращения
количества работников, занятых учетом коммунальных платежей, ускорение
межбанковских расчетов;
В системе каждому клиенту присваивается платёжный код, соответствующий его
адресу. Городские коммунальные службы сопоставляют абонентские номера
клиентов платежному коду и периодически (например, раз или два раза в месяц)
передают (по электронной почте или на магнитных носителях) информацию о
задолженности клиента за коммунальные услуги единой городской Системе. В
Системе информация от разных коммунальных служб объединяется в единую
городскую базу данных и передается на пункты приёма платежей. В то же время
организуется встречный поток информации об уже оплаченных услугах от пунктов
приёма платежей Системы, затем, после обработки, в соответствующие
коммунальные службы, где производится учет оплаченных услуг и начисление
новых сумм платежей.
Таким образом, Система осуществляет:
· обмен данными между коммунальными службами и их клиентами,
конвертируя данные в единый формат и распределяя информацию о поступивших и
начисленных платежах;
· верификацию (проверку на корректность) данных, поступающих как от
клиентов, так и от коммунальных служб, что позволяет коммунальным службам
поддерживать их базы в актуальном состоянии;
· обмен информацией о плательщиках с отделом субсидий и паспортным
столом;
· доставку сводных счетов плательщикам;
· хранение и предоставление, по требованию, информации плательщикам о
ранее сделанных оплатах.
· выпуск единой городской пластиковой карточки-идентификатора с
платежным кодом плательщика взамен расчетных книжек;
· предоставление отчетов для администрации города;
В дальнейшем Система также возьмёт на себя функции учета и начисления
задолженности плательщиков для коммунальных предприятий и начисления
субсидий.
Это позволит:
1. Значительно улучшить качество обслуживания населения (отсутствие
очередей, оперативная информация о состоянии персональных расчётов и
изменении тарифов, льготах и т.п.);
2. Ввести единый идентификатор, заменив им 5-6 абонентских книжек;
3. Упразднить корешки квитанций, как инструмент передачи информации из
банков в коммунальные предприятия;
4. Обеспечить контроль и повысить скорость движения средств от
плательщика к получателю;
5. Обеспечить контроль, автоматизировать и упорядочить движение средств
бюджета (субсидии и другие пособия);
6. Автоматизировать бухгалтерский учёт поступающих платежей в
коммунальных предприятиях;
7. В любой момент получать разнообразную отчётную информацию;
8. В дальнейшем эта же система может быть использована для многих других
учётно-информационных целей:
ü Объединить процесс начисления коммунальных платежей, мобильно и гибко
изменять тарифы, производить перерасчёты, применять льготы;
ü Организовать для населения систему получения всех видов справок;
ü Выработать схемы взаимозачётов между предприятиями города по платежам
за коммунальные услуги;
Внедрение Системы будет производиться без привлечения средств бюджета и
коммунальных предприятий и не приведёт в период эксплуатации ни к
каким дополнительным затратам с их стороны по сравнению с существующими
сейчас.
Данная Система предусматривает централизацию процесса сбора платежей за
коммунальные и другие услуги с целью обеспечения быстрого и точного доведения
средств от плательщика к получателю и уменьшения обращений граждан в
коммунальные и другие обслуживающие предприятия.
Осуществление платежей.
Житель города, являющийся абонентом коммунальных и других предприятий,
получает идентификационную карту с указанием адреса абонента (вместо
существующих в настоящее время нескольких расчётных книжек).
Расчёты с помощью карты производятся в сети Расчётных Пунктов, охватывающей
как существующие, так и новые места приёма платежей, следующим образом:
- на автоматизированном рабочем месте с помощью карты клиент получает
информацию о состоянии своих расчётов по всем видам коммунальных и других
услуг в виде специального бланка;
- на этом бланке по каждому виду коммунальных платежей проставлена сумма
задолженности (или начисления) и имеется графа для написания сумм, которые
клиент платит в настоящий момент;
- проставив в бланк суммы по видам платежей, клиент подаёт его вместе с
деньгами кассиру, который принимает оплату и выдаёт чек;
Информация о совершённых платежах собирается и обрабатывается процессинговым
центром. Затем в электронном виде пересылается коммунальным предприятиям для
разнесения по лицевым счетам абонентов, и контроля поступления средств на
расчётный счет в банке.
Составные элементы Системы и их функции
Специализированная программа в обслуживающем предприятии
передаёт в систему информацию о начисленных абонентам суммах и задолженностях;
принимает из системы информацию о совершенных платежах и передаёт её в
программный комплекс поставщика услуг;
Расчётные Пункты
выдача информации о состоянии расчётов;
приём оплаты за коммунальные и другие услуги;
Центр обработки данных
сбор, обработка информации о платежах;
приём и рассылка информации для всех участников системы;
выпуск и замена карт;
регистрация рабочих мест (терминалов) системы;
техническая поддержка терминалов системы;
Места размещения расчётных пунктов системы
Расчётные пункты системы размещаются во всех районах города с учётом
плотности населения и пропускной способности рабочих мест. Оборудуются
терминалами для получения информации с помощью идентификационных пластиковых
карт и автоматизированными рабочими местами кассиров для приёма платежей.
Компоненты системы
Процессинговый центр в составе:
· Сервер базы данных
· Сервер безопасности
· Сетеобразующие компоненты
· АРМ системного бухгалтера
· АРМ администратора базы данных
· Сетевой принтер
ЖЭКи, имеющие пункты приема платежей
АРМ кассира-оператора
Принтер
Фискальный регистратор
Штрихкодовый сканер
Модем
Коммунальные предприятия
АРМ обмена информацией
Модем
Банки, имеющие пункты приема платежей
АРМ кассира-оператора
Принтер
Фискальный регистратор
Штрихкодовый сканер
Модем
Состав рабочих мест и основные функции процессингового центра
Администратор баз данных и администратор Системы
Администрирование программного обеспечение. Архивирование и восстановление.
Контроль нештатных ситуаций.
Рабочее место администратора Системы должно позволять осуществлять контроль и
управление за корректностью всех операций, проводимых на всех рабочих местах
функционирующих в Системе.
Бухгалтер АРМа Системы
Связь с пунктами приема платежей и предприятиями. Контроль баланса. Связь с
банками по вопросам инкассации. Прием данных электронной инкассации точек,
системы.
Работа с клиентами (справки, претензии). “Ручные“ бухгалтерские проводки.
Обеспечение кассовых операций. Контроль правильности перечисления средств в
электронном виде и правильности регистрации всех операций, проводимых
Системой. Обработка нештатных ситуаций.
Прием и подготовка к инкассации наличных.
Выпуск карты. Выдача справок о состоянии расчетов.
Инкассатор транзакций
Передача информации из пунктов приема платежей в процессинговый центр и
загрузка информации от коммунальных предприятий.
Инженер-электронщик
Эксплуатация оборудования общего назначения (компьютеры, периферийное,
сетевое оборудование, средства телекоммуникаций). Загрузка программного
обеспечения и ключей.
Перечень операций, выполняемых системой
Для формирования бухгалтерских проводок и получения отчетов, в системе
используется таблица операций сумм.
Таблица Операций
№ п/п | Операция | 1 | Выдача справки о состоянии расчетов. | 2 | Прием наличных платежей. | 3 | Выдача чека, подтверждающего прием платежей. | 4 | Прием информации от всех участников системы. | 5 | Сбор информации о произведенных платежах со всей сети приемных пунктов. | 6 | Обработка всей информации в процессинговом центре. | 7 | Доставка информации о и принятых платежах всем участникам системы. | 8 | Формирование информации о направлениях и суммах платежей для банков. | 9 | Прием и обработка данных паспортных отделов. | 10 | Формирование и рассылка информации об адресных изменениях коммунальным предприятиям. | 11 | Прием и обработка информации отделов субсидий. | 12 | Перечисление процентов на счет электронных средств | 15 | Автоматическое формирование платежных поручений. | 16 | Доставка информации об изменении тарифов. | 17 | Выдача справок населению о произведенных в системе платежах. | 18 | Формирование и доставка в отделы субсидий информации о произведенных платежах (получателей субсидий) | 20 | Выдача справок по отдельным запросам. |
Обмен данными с участниками
Каждый участник Системы согласовывает с фирмой-разработчиком документ,
регламентирующий порядок обмена информацией в электронном виде. В документе
прописываются виды и размеры необходимых файлов, а также процедуру обмена
электронных ключей при обмене с банками.
В Систему должна поступать информация о состоянии задолженности по всем видам
платежей клиентов, сумма начисленных платежей за последний месяц, информация
об изменении тарифов на коммунальные платежи изменения из паспортных столов,
информация о начисленных субсидиях.
Коммунальным предприятиям должна поступать информация о принятых платежах за
предыдущий день в виде, информация об адресных изменениях дважды в неделю.
В банки – участники Системы должна поступать сводная информация о принятых
платежах с ведомость направлений и сумм по всем коммунальным предприятиям.
Дополнительно, участникам может быть передана любая необходимая информация из
АРМ бухгалтера.
Способ передачи данных — файл по коммутируемому каналу связи.
Общая логика работы системы
В системе каждому клиенту присваивается платёжный код, соответствующий его
адресу. Городские коммунальные службы сопоставляют абонентские номера
клиентов платежному коду и периодически (раз или два раза в месяц) передают
(на магнитных носителях или по электронной почте) информацию о задолженности
клиента за коммунальные услуги городской Системе Приёма Платежей (далее СПП).
В СПП информация от разных коммунальных служб объединяется в единую городскую
базу данных и передается на пункты приёма платежей. В то же время
организуется встречный поток информации об уже оплаченных услугах от пунктов
приёма платежей в СПП, затем, после обработки, в соответствующие коммунальные
службы, где производится учет оплаченных услуг и начисление новых сумм
платежей.
обмен данными между коммунальными службами и их клиентами, конвертируя данные
в единый формат и распределяя информацию о поступивших и начисленных
платежах;
верификацию (проверку на корректность) данных, поступающих как от клиентов,
так и от коммунальных служб, что позволяет коммунальным службам поддерживать
их базы в актуальном состоянии;
обмен информацией о плательщиках с отделом субсидий и паспортным столом;
доставку сводных счетов плательщикам;
хранение и предоставление, по требованию, информации плательщикам о ранее
сделанных оплатах.
выпуск единой городской пластиковой карточки-идентификатора с платежным кодом
плательщика взамен расчетных книжек;
предоставление отчетов для администрации города;
Осуществление платежей.
Житель города, являющийся абонентом коммунальных и других предприятий,
получает идентификационную карту с указанием адреса абонента (вместо
существующих в настоящее время нескольких расчётных книжек).
Расчёты с помощью карты производятся в сети пунктов приема платежей,
охватывающей как существующие, так и новые места приёма платежей, следующим
образом:
- на автоматизированном рабочем месте с помощью карты клиент
получает информацию о состоянии своих расчётов по всем видам коммунальных и
других услуг в виде специального бланка;
- на этом бланке по каждому виду коммунальных платежей проставлена
сумма задолженности (или начисления) и имеется графа для написания сумм,
которые клиент платит в настоящий момент;
- проставив в бланк суммы по видам платежей, клиент подаёт его
вместе с деньгами кассиру, который принимает оплату и выдаёт чек;
- при отсутствии у клиента карты, кассир находит клиента по адресу;
Информация о совершённых платежах собирается и обрабатывается процессинговым
центром. Затем в электронном виде пересылается коммунальным предприятиям для
разнесения по лицевым счетам абонентов, и контроля поступления средств.
Нештатные ситуации
Отключение электроэнергии, ошибка кассира, иные ситуации, определенные при
сведении баланса системы или после заявления клиента — выполнить ручную
корректировку. Эта операция должна выполняться при обязательном оформлении
соответствующих документов на бумажных носителях.
Потеря инкассированной информации или не возможность ее прочитать электронным
образом — восстановить данные по бумажной ленте кассового аппарата.
Основные экономические требования.
Внедрение системы должно производиться без привлечения средств бюджета и
коммунальных предприятий и не приведёт в период эксплуатации ни к каким
дополнительным затратам с их стороны по сравнению с существующими сейчас.
Программное обеспечение для работы Системы, а также необходимое оборудование
для устройства пунктов приема платежей в ЖЭКах УЖКХ, предоставляется фирмой-
разработчиком и окупается за счет хозяйственной деятельности. На этапе
формирования городской сети приемных пунктов допускается совместное
использование в ЖЭКах компьютеров, на которых производится начисление
платежей.
Оборудование в банковских пунктах приема платежей является банковским, но
программное обеспечение банкам предоставляется фирма-разработчик, согласно
договорам.
Размер тарифа, оплачиваемого участниками Системы, определяется договорами, но
не может превышать тариф, применяемый сейчас Сберегательным банком – 2% от
объема обрабатываемых платежей.
Так, как стоимость расчетных книжек включена в размер тарифа за коммунальные
услуги, стоимость карточек, выдаваемых вместо книжек, может возмещаться
коммунальными службами в размерах и сроках, определяемых договорами с фирмой-
разработчиком.
Организация работы в пункте приема платежей.
При первом обращении в ППКП плательщик предоставляет заполненные
расчетные книжки, так же, как и раньше.
Оператор-кассир, приняв книжки, заносит в компьютер данные по каждой книжке,
а именно - №№ лицевых счетов по каждому платежу, если их нет в базе или они
не совпадают. Дальше кассир производит прием платежей системы и другие
одноразовые платежи через окно «Коммунальные платежи».
Отметка о принятии платежей делается так же, как и раньше – по книжечкам. При
этом справка о состоянии расчетов плательщику выдается только при наличии
сведений о задолженности.
При последующих обращениях в ППКП плательщику распечатывается справка о
состоянии счета, причем, если плательщик вновь пришел с расчетными книжками,
кассир с книжек заносит суммы платежей, а также текущее показание счетчика.
СХЕМА РАБОТЫ
Единой городской системы коммунальных платежей
Рисунок 3.1.
КОМЕНТАРИЙ
к схеме Единой городской системы
коммунальных платежей
1 – Сведения о начислениях за коммунальные услуги
2 – Оплата населением за коммунальные услуги
3 – Поступление денег в Банки
4 – Зачисление средств на расчетные счета
5 – Информация о персональных расчетах за коммунальные услуги
6 – Сводная информация о расчетах за коммунальные услуги
Вводные условия
Наименование | Кол-во | 1. Количество плательщиков | 180 000 чел. | 2. Расчетные пункты | 30 шт. | 3. Процент собираемости платежей | 60 % | 4. Полная сумма коммунальных сборов (100 %) | 6 908 400 грн. | в т.ч. квартплата | 1 308 400 грн. | тепло и горячее водоснабжение | 2 600 000 грн. | газ | 1 500 000 грн. | электроэнергия | 1 500 000 грн. | 5. Доля банковских пунктов в объеме сборов | 85 % | 6. Цена банковских услуг (от суммы сбора) | 0,5 % | 7. Доля Почты в объеме сборов | 15 % | 8. Цена услуги Почты (от суммы сбора) | 1 % |
Капитальные затраты | Карты клиентов | 190 800 грн. | Процессинговый центр | 162 063 грн. | Расчётные пункты | 120 000 грн. | Всего затрат | 472 863 грн. |
где: Карты клиентов – стоимость 1 карты ´ количество плательщиков =
= 1,06 ´ 180 000 = 190 800 грн.
Процессинговый центр – затраты на ПО + сервер БД + оборудо-
вание = 79 500 + 26 500 + 56 063 = 162 063 грн.
Расчетные пункты – (компьютеры + принтеры + сканеры штрих-
кода + аксессуары) ´ кол-во расчетных пунктов = (2 650 + 750 +
+ 470 + 130) ´ 30 = 120 000 грн.
Текущие затраты | Персонал | 8 730,9 грн. | в т.ч. зарплата | 6 540 грн. | Директор | 1 120 грн. | Зам. директора | 1 000 грн. | Ведущий программист | 850 грн. | Программист выс. кат. | 730 грн. | Программист II кат. | 650 грн. | Программист I кат. | 570 грн. | Гл. бухгалтер | 500 грн. | Бухгалтер | 420 грн. | Офис-менеджер | 350 грн. | Оператор ПК | 350 грн. | в т.ч. начисления на заработную плату | 2 190,9 грн. | На случай безработицы (0,5 %) | 32,7 грн. | Фонд социального страхования (1 %) | 65,4 грн. | Пенсионный фонд (32 %) | 2 092,8 грн. | Связь | 500 грн. | Транспорт | 900 грн. | Расходные материалы | 400 грн. | Печать счетов (расчет далее) | 2 173 грн. | Всего затрат | 12 703,9 грн. |
Расчет стоимости печати счетов | Количество счетов | 180 000 | Количество счетов на листе | 4 | Количество страниц в минуту | 16 | часов печати в день | 10 | Время на печать (раб. дней) | 5 | количество листов бумаги | 45 000 | количество листов бумаги в пачке | 500 | Количество бумаги (пачек) | 90 | стоимость пачки | 12,1 грн. | стоимость бумаги | 1 089 грн. | расходные материалы | 450 грн. | картридж (количество копий) | 10 000 | цена картриджа | 100 грн. | стоимость работ | 634 грн. | количество рабочих (чел.) | 2 | оплата 1-го рабочего | 100 грн. | нарезка счетов | 360 грн. | ВСЕГО затрат в месяц | 2 173 грн. | Стоимость одного счёта | 0,012 грн. |
Процентная ставка за услуги Системы
ВСЕГО | 1,7% | 1. Услуги по автоматизации сбора и учёта платежей: | 0,5% | настройка и обслуживание програмного продукта | | обработка информации о полученных платежах | | доставка информации о полученных платежах | | текущая верификация и корректировка баз данных | | доставка информации об изменении данных плательщика | | формирование общегородской базы данных плательщиков | | | | 2. Автоматизация бухгалтерского учета коммун. орг-ций | 0,5% | автоматизация учёта поступивших платежей из всех банков | | обеспечение автоматизации ввода данных о принятых платежах | | обеспечение автоматизации ввода данных о субсидиях | | верификация изменений в лицевых счетах | | выдача необходимых отчетов | | | | 3. Работа с клиентами коммун.предприятий | 0,2% | предоставление плательщикам информации о задолженности | | предоставление справок о произведенных платежах | | предоставление справок об изменении тарифов | | выдача информации о состоянии расчетов | | формирование базы данных для взаимозачетов | | | | 4. Услуги по приему наличных платежей: | 0,5% | настройка и обслуживание програмного продукта Кассы | | кассовое обслуживание населения по приему наличных средств | | обработка наличных денег | | инкассация собранных наличных средств | | | |
Расчет периода окупаемости
Капитальные затраты | карты клиентов | 190 800 грн. | Процессинговый центр | 162 063 грн. | Расчётные пункты | 120 000 грн. | Всего затрат | 472 863 грн. | Собираемость платежей | в том числе квартплата | 785 040 грн. | тепло | 1 560 000 грн. | газ | 900 000 грн. | электроэнергия | 900 000 грн. | Всего сборов (в месяц) | 4 145 040 грн. | Всего доходов (в месяц) | 70 466 грн. | Всего расходов (в месяц) | 36 538 грн. | в том числе: услуги банка | 17 616 грн. | услуги Почты | 6 218 грн. | текущие затраты | 12 704 грн. | Балансовая прибыль (в месяц) | 27 142 грн. | Чистая прибыль за год | 227 993 грн. | Период окупаемости затрат (год) | 2,1 |
где: услуги банка – всего сборов в месяц ´ долю банковских пунктов ´
´ цену банковских услуг = = 17 616 грн.
услуги Почты – всего сборов в месяц ´ долю Почты ´
´ цену услуг Почты = = 6 218 грн.
Период окупаемости – всего затрат ¸ чистую прибыль в год =
= 472 863 ¸ 227 993 = 2,1 года
Однако, если принять во внимание, что в других городах где были внедрены
подобные системы собираемость платежей возросла на 15-20 %, то можно сказать,
что срок окупаемости в таком случае составит 1,4 – 1,2 года соответственно.
Мероприятия
по созданию единой городской
системы приема коммунальных платежей.
Таблица 3.3.1.
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ | ИСПОЛНИТЕЛЬ | 1. Создать в кассовых узлах 30-ти ЖЭКов УЖКХ (по согласованной дислокации) пункты приема коммунальных платежей. | УЖКХ | 2. Предоставить во временное пользование имеющееся в ЖЭКах оборудование для организации работы ППКП. | УЖКХ | 3. Произвести инсталляцию программного обеспечения в пунктах приёма коммунальных платежей. | АО "Предприятие" | 4. Разработать форму типового договора на приём платежей между коммунальными предприятиями и системой. | АО "Предприятие", УЖКХ | 5. Согласовать тарифы для участников городской системы приёма платежей. | АО "Предприятие", УЖКХ | 6. Сообщить ЖЭКам и коммунальным предприятиям о заключении договоров на приём платежей только с единой городской системой приема платежей. | УЖКХ, Управление экономического анализа | 7. Передать АО "Предприятие" данные о клиентах с номерами лицевых счетов для создания базы данных единой городской системы приема платежей. | УЖКХ, коммунальные предприятия | 8. Рассмотреть возможность использования персонала ЖЭКов для работы в ППКП. | АО "Предприятие", УЖКХ | 9. Обучить персонал ППКП работе на программном обеспечении системы. | АО "Предприятие" | 10. Оповестить жильцов о порядке оплаты коммунальных услуг | АО "Предприятие", УЖКХ | 11. Информация в газетах, по радио и телевидению (разъяснение новой технологии, ответы на вопросы, сообщение адресов расчётных пунктов) | АО "Предприятие", УЖКХ | 12. Объявления по месту жительства адресов расчётных пунктов | УЖКХ | 13. Изготовление и рассылка персональных счетов за коммунальные услуги | АО "Предприятие", УЖКХ | 14. Установление на расчётных пунктах эмблемы Системы | АО "Предприятие" | 15. Сообщение банкам о переходе на электронную систему учёта платежей | Коммунальные предприятия | 16. Обеспечение своевременной сдачи информации о начислениях платы за коммунальные услуги | Коммунальные предприятия |
В настоящее время идея создания единого расчетного центра уже не является
ноу-хау. На протяжении последних 5 лет многие крупные города перешли на
подобные системы сбора коммунальных платежей. И затраты оправдали себя.
Денежные перечисления стали проходит намного быстрее и без ошибок, начисление
субсидий и льгот проводится строго в соответствии с законодательством и без
задержек, поскольку сотрудники ЕРЦ постоянно отслеживают все изменения в
законодательстве и быстро реагируют на них. Управления ЖКХ получили
возможность оперативно получать всю необходимую информацию из одного
источника, а не посылать запросы в несколько предприятий. Обслуживание
население ускорилось из-за быстрой обработки информации о задолженности и
отсутствия необходимости для населения заполнять несколько расчетных книжек с
14-тизначными номерами счетов. Потребители коммунальных услуг также остались
довольны нововведениями, поскольку оплатить услуги они могут в любом пункте
ЕРЦ в том объеме, который они на данный момент желают оплатить и не нося с
собой расчетные книжки. Информацию о своей задолженности они также могут
оперативно получить в любом пункте приема платежей.
Однако в небольших городах, подобных Славянску ситуация обстоит намного хуже.
Внедрение информационных технологий происходит очень медленно, в основном из-
за нехватки средств и отсутствия квалифицированного персонала для организации
и обслуживания данных систем.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы:
- единые расчетные центры – это первый и главный
шаг на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства и информатизации
данной отрасли;
- внедрение ЕРЦ ускоряет и упрощает работу
управлению ЖКХ;
- процедура оплаты коммунальных услуг для
населения упрощается до минимума;
- ЕРЦ может служить отправной точкой для создания
общегородской информационной системы, базы данных предприятий и населения
города;
- Теоретически ЕРЦ может производить обработку не
только коммунальных платежей, но и любых других (страховых взносов, штрафов и
т.д.);
Таким образом можно подвести итог работы: внедрение информационных технологий
для управления жилищно-коммунальным хозяйством города, на мой взгляд, должно
быть первым шагом в реформировании данной отрасли, и все средства, вложенные
в этот процесс не пропадут даром, а окупятся за счет повышения эффективности
и скорости выполнения любой поставленной задачи.
1. Закон «О местном самоуправлении в Украине»//
ВРУ 12.05.97 г.
2. Закон Украины «О собственности» (в редакции
от 14.10.92 г.) // ВРУ 07.02.91 г.
3. Жилищный кодекс Украины с изменениями и
дополнениями // ВРУ 01.01.2004 г.
4. Закон Украины «Ожилищно-коммунальных услугах»
// ВРУ 03.02.2004 г.
5. Закон Украины «О земле» // ВРУ 22.05.2003 г.
6. Закон Украины «О системе налогообложения» с
изменениями и дополнениями // ВРУ 22.05.2003 г.
7. Гражданский кодекс Украины // ВРУ 16.01.2003 г.
8. Закон Украины «Об основных направлениях
социальной защиты населения» с изменениями и дополнениями // ВРУ 15.11.2003
г.
9. Закон Украины «Об охране труда» // ВРУ
21.11.2002 г.
10. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н.
«Информационные технологии в управлении: учебное пособие», Таганрог, Изд-во
ТРТУ, 2003 г.
11. А.С. Утробин Опыт г. Кирова по внедрению единого
платежного документа // Журнал для руководителя и главного бухгалтера ЖКХ -
2002 г. - № 1 - с.51-54
12. А.А. Цулимов «Электронный счет» в г. Рязани //
Журнал для руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - 2002 г. - № 4 - с.8-10
13. С.В. Фомина Опыт города Ставрополя по созданию
расчетного центра // Журнал для руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - 2002
г. - № 6 - с.41-48
14. Козлюк А.Г. Как ЖКХ перейти к самоокупаемости //
"Жилищное и коммунальное хозяйство" – 1996 - №3 - с.10.
15. Лопаткин Н.Т. О переходе на новую систему оплаты
жилья и коммунальных услуг // "Жилищное и коммунальное хозяйство" – 1993 -
№11
16. Москаленко Е.Г. Особенности реформирования
жилищно-коммунальной сферы за рубежом. В сб. тезисов-докладов научно-
практической конференции ППС Санкт-Петербургского Технологического института
сервиса МГАСБУ., 17-18 декабря., 1997 г. // Спб: СпбТИС., 1998
17. Рохчин В.Е, Чекалин B.C. Муниципальное
планирование. Учебное пособие по спец. 0608 "Экономика и управление в
городском хозяйстве", Спб: СпбГИЭА, 1996
18. http://www.life.dn.ua
Информационный портал коммунальных служб Донецкой области
19. http://www.einform.com.ua Официальный портал
фонда «Содружество»
20. http://www.djkg.gov.ua Официальный портал
Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства
21. Аболин А.А. Этапы перехода на новую систему
оплаты ЖКУ: анализ финансово-экономической ситуации // ЖКХ-2001.- №3.-С.30-37
22. «Про схвалення Програми реформування і розвитку
житлово-комунального господарства на 2002-2005 роки та на період до 2010
року» // Постанова Кабінету Міністрів України
від 14 лютого 2002 р. № 139
23. http://www.auc.org.ua Официальный портал
Ассоциации городов Украины
[1] www.life.dn.ua Информационный портал коммунальных служб Донецкой области
[2] Рохчин В.Е, Чекалин B.C. Муниципальное
планирование. Учебное пособие по спец. 0608 "Экономика и управление в городском
хозяйстве". Спб: СпбГИЭА, 1996, 137с.
[3] По данным фонда «Содружество» http://www.einform.com.ua/
[4] Фонда – фонда «Содружество»
[5] http://slavyansk.life.dn.ua/cif/vse/view.php?id=473&cat=5&type=1
Страницы: 1, 2, 3, 4
|