Диплом: Реструктуризация предприятия на примере НК НПЗ
(рис.6).
Технологическая структура нефтеперерабатывающей промышленности Канады в
последние годы изменилась незначительно. Наблюдается некоторое увеличение
средней мощности канадских НПЗ, а также значительный рост мощностей по
производству масел и битума (табл.8).
Таблица 8.
Изменение мощностей технологических процессов переработки нефти в Канаде в
1994-1997 гг.
Процесс | Мощность на 01.01, млн. т/год | | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | Прямая перегонка Число НПЗ (единиц) Средняя мощность НПЗ Каталитический крекинг Каталитический риформинг Каталитический гидрокрекинг Каталитическая гидроочистка Каталитическая гидрообработка Производство масел Производство битума | 94,0 25 3,8 19,6 18,0 10,5 3,2 37,0 0,9 6,3 | 95,4 25 3,8 20,0 18,2 10,9 1,4 40,1 0,9 4,4 | 92,4 23 4,0 19,0 17,4 10,8 1,4 38,0 0,8 4,4 | 92,6 22 4,2 19,3 17,4 10,9 1,9 38,4 2,1 7,0 |
Структура потребления нефтепродуктов в Канаде отличается от американской за
счет большего удельного веса дизельных и котельных топлив.
По расчетам экспертов, спрос на нефтепродукты в Канаде на период до 2010 г.
будет расти на 1,3% в год. Однако имеются мнения, что темп роста потребителя
нефтепродуктов не превысит 0,4% в год до 2000 года.
Рис. 6 График Показатели развития нефтеперерабатывающей
промышленности Канады.
Среди новостроек и новых проектов в Канадской нефтеперерабатывающей
промышленности следует отметить: установку гидрокрекинга мощностью 0,5 млн.
т/год на заводе в Ньюфаундленде и установку гидродепарафинизации на заводе
PetroCanada Lubricants в Миссисауга, провинция Онтарио. Канадский и
американский нефтяные комплексы тесно связаны между собой. Когда американское
агенство по защите окружающей среды провозгласило требование к качеству
моторных топлив, многие канадские нефтяные фирмы стали искать пути
удовлетворения этих требований. Поэтому часть канадских НПЗ выпускает
реформулированный бензин, иначе говоря, эти заводы действуют в русле
стратегии, разработанной их более могущественным соседом по континенту.
На мероприятия по улучшению качества моторных топлив и другую природоохранную
деятельность нефтепереработки Канады затратили, по оценкам экспертов, от 1до
3 млрд. долл.
Столь значительные капиталовложения были израсходованы, несмотря на то, что,
во-первых, состояние окружающей среды в Канаде, особенно в урбанизированных
районах, не столь драматично, как в США; во-вторых, дополнительные затраты на
природоохранные мероприятия для канадских нефтепереработчиков более
чувствительны, так как они имеют менее совершенную и гибкую переработку, чем
в США; в-третьих, канадские нефтепереработчики испытывают постоянный ценовой
пресс конкурентов из США.
Тем не менее, в Канаде разработали и реализовали собственную схему
производства реформулированного бензина. Автобензин получают смешением
прогидрированных фракций прямогонного бензина, катализата платформинга и
бутана. Такой бензин соответствует стандартам канадского рынка.
На НПЗ фирмы NARL в состав технологической схемы ввели установку гидрирования
катализата риформинга мощностью 0,375 млн. т/год и стали добавлять в бензин
покупной МТБЭ.
В результате указанных мероприятий выпуск автобензина увеличился, улучшились
его экологические характеристики. Автобензин является реформулированным,
отвечает американским стандартам и может продаваться на американском рынке.
Оксигенаты канадские производители могут как производить, так и
экспортировать в США.
Япония.
Японская нефтеперерабатывающая промышленность по объему перерабатываемой
нефти занимает третье место в мире после США и России, а по техническому
уровню входит в число наиболее развитых отраслей этого профиля.
В период 1993-1996 гг. в нефтеперерабатывающей промышленности Японии
наблюдается небольшой, но устойчивый рост мощностей по прямой перегонке
нефти, каталитическому крекингу, риформингу и т.д.
В Японии постоянно функционируют 40 НПЗ. За последние 4 года число НПЗ
уменьшилось всего на одну единицу. Средняя мощность японских НПЗ относительно
невысока, порядка 6 млн. т/год, что уступает средней мощности российских НПЗ,
но близко к уровню средней мощности американских и западноевропейских НПЗ.
Японская нефтеперерабатывающая промышленность, несмотря на свои масштабы и
достаточно разветвленную технологическую структуру, не в состоянии полностью
удовлетворить собственные потребности в ряде нефтепродуктов, что вызывает
необходимость, помимо импорта нефти, ввозить дополнительно значительные
объемы топлив, нефтехимического сырья и сжиженных газов.
Таблица 9.
Баланс производства и продаж нефтепродуктов в Японии.
Показатель | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | Сжиженные газы, млн. т/год Производство Продажа Разница Автобензин, млн. кл/год Производство Продажа Разница | 4,7 20,0 -15,3 46,5 47,2 - 0,7 | 4,5 19,7 -15,2 48,6 48,3 +0,3 | 4,5 19,5 -14,8 50,2 50,4 +0,2 | 4,9 19,0 -15 51,4 51,6 +0,2 | 4,8 20,0 -15,2 52,2 52,2 0 |
В течение последних лет цены на автобензин на японском рынке снижались. Если
в 1994 финансовом году они составляли 122 иены/л (около 1 долл./л), то к маю
1997г. снизились до 102 иены/л, а в перспективе ожидается снижение цены
автобензина до 90 иен/л. В целом японская нефтеперерабатывающая
промышленность уменьшила суммарную валовую прибыль с 221 млрд. иен в 1994г.
до 68 млрд. иен в 1996г., а рентабельность снизилась с 1,94 до 0,55%.
Японские нефтепромышленники энергично проводят реструктуризацию, сокращают
численность обслуживающего и административного персонала, создают совместные
предприятия, объединяют производственные, сбытовые, научно-исследовательские
подразделения, осуществляют диверсификацию производства. Существует практика
обмена продукцией. Так фирма Идемицу Косан, выпускающая автобензин с
содержанием бензола 1%, обменивается продукцией с фирмой Ниппон Ойл, у
которой содержание бензола в автобензине составляет 3% об. В результате
удается добиться содержания бензола в автобензине на уровне новых жестких
стандартов. Такова картина развития японской нефтепереработки на современном
этапе.
Основные факторы, под влиянием которых будет проходить развитие японской
нефтепереработки в перспективе:
¨ динамика и структура спроса на нефтепродукты, сжиженные газы,
нефтехимическое сырье; соотношения спроса и предложения, ограничения по
поставкам нефти, ее качество,
¨ требования по охране окружающей среды;
¨ общенациональная политика энергоснабжения;
¨ необходимость придания технологическим схемам и установок по
переработке нефти гибкости, возможности оперативно откликаться на изменения
конъюнктуры на энергетическом рынке;
¨ достижение безопасности, простоты управления, комфортности управления
на НПЗ, повышение прибыльности производства и сбыта.
Еще одной важной тенденцией развития нефтепереработки Японии является
качество поступаемой в страну нефти. В период до 2010 г. ожидается рост
поставок из ближневосточных стран нефти с повышенным содержанием серы.
Повышение содержания серы в нефти сопровождается увеличением плотности нефти,
а более плотная и сернистая нефть создает массу трудностей при ее переработке
и облагораживании остатков.
Истинно японский взгляд на проблему развития нефтеперерабатывающей
промышленности в свете более жестких требований по охране окружающей среды
заключается в разработке проекта НПЗ ХХI века (REF-21) – проекта, вобравшего
в себя научно-технические достижения в области технологии нефтепереработки и
охраны среды, а также воплощающего идеи интеграции переработки нефти,
производства электроэнергии, выпуска нефтехимической продукции.
НПЗ ХХI века рассчитан на переработку 7,5 млн. т/год высокосернистой тяжелой
нефти из ближневосточного региона. Завод предполагает 4 схемы работы:
1) гибкую, позволяющую оперативно откликаться на колебания спроса;
2) с максимальным производством автобензина;
3) с генерированием электроэнергии;
4) НПЗ с развитием ряда нефтехимических производств.
В традиционную схему НПЗ для завода ХХI века добавлена биокаталитическая
установка обессеривания сырья, позволяющая удалять свыше 30% серы в сырье, а
также включен усовершенствованный процесс каталитического крекинга флюид
(ККФ) – его особенностью является возможность получения обычного бензина.
Главным достижением нового НПЗ REF-ХХI является его эколого-экономическое
преимущество по сравнению с действующими заводами
Новая генерация японских НПЗ, основанная на технических новшествах,
синергетическом эффекте, интеграции нефтепереработки, нефтехимии и
электроэнергетики при проведении аналитической и маркетинговой работы по
ресурсам на нефть, спросу на нефтепродукты, ценам, по мнению разработчиком
проекта, должна обеспечить прибыльную работу НПЗ в будущем.
Если сравнивать развитие нефтяной промышленности у нас и за рубежом, то можно
сказать следующее. Конечно же сейчас в России кризис, и финансовый, и
нефтяной, однако нефтяная промышленность не должна стоять на месте, она
должна развиваться. В странах Ближнего и Среднего Востока на
нефтеперерабатывающих заводах внедряют новые программы модернизации,
реконструкции, и основная цель реконструкции - улучшение качества
автобензина, моторных топлив. У нас же эти программы внедряются на единичных
предприятиях.
На Западе практически все нефтеперерабатывающие предприятия переходят на
выпуск неэтилированного бензина. Почему? Потому что там заботятся о
загрязнении окружающей среды, особенно в Канаде. У нас же на окружающую среду
мало кто обращает внимание.
И еще, я хочу сказать по поводу развития нефтяной промышленности, что нам
есть чему поучиться у зарубежных стран.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВ-
НЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.
2.1 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В УСЛОВИЯХ РЫНКА.
Успех любого предприятия зависит от умения тщательно анализировать
конкурентную внешнюю среду рынка, оценивать ситуацию относительно угроз
воздействия ее факторов на деятельность и развитие предприятия. Современная
стратегическая ориентация предприятия в среде рыночных отношений
предполагает:
¨ оценку уровня конкурентоспособности предприятия;
¨ корректировку целей деятельности и миссии, исходя из состояния
конкурентоспособности и диверсификации производства на основе жизненного цикла
выпускаемой продукции;
¨ совершенствование системы управления и повышение уровня
профессиональной подготовки персонала на основе развития знаний и навыков
менеджмента;
¨ проведение инновационных преобразований и развитие потенциальных
возможностей организации на основе внедрения новейших технологий и стратегий
приоритетного развития в целях повышения конкурентного статуса предприятия.
В современных условиях динамического развития механизм управления
предприятием можно представить с позиции логистики - как совокупность
различных видов деятельности с целью получения необходимого, исходя из
спроса, количества продукции с наименьшими затратами заданного качества,
выраженную различными по характеру потоками (материальные, финансовые,
технологические и соответствующие им информационные потоки и процессы их
взаимодействия).
Предприятие является сложной многофункциональной системой, которая в рыночных
отношениях должна рассматриваться как многокритериальная модель динамически
связанных элементов функционирующих в условиях неопределенности.
В связи с большим множеством факторов воздействующих на формирование и
развитие конкурентоспособного потенциала предприятия представим его в виде
составляющих подсистем (см.рис.7).
Совокупный конкурентоспособный потенциал предприятия |
Производственно-технический потенциал |
Организационно- кадровый потенциал |
Ресурсный потенциал | Информа- ционный | Материально-сырьевой | Финан-совый |
Рис. 7 Схема формирования конкурентоспособного совокупного
потенциала предприятия.
Рынок и условия конкуренции постоянно изменяются, поскольку силы конкуренции
находятся в движении во времени, которое создает стимул или принуждение к
изменению. Наиболее важные из этих называются прогрессивными движущими
силами, поскольку они имеют наибольшее значение при определении изменений в
соотношении сил конкуренции: какая из них становится сильнее, а какая может
ослабнуть. Существуют следующие типы движущих сил:
1. Быстрый или медленный рост долгосрочного спроса. Сильный подъем
долгосрочного спроса, естественно, привлекает новые организации на рынок, а
ожидание спада подталкивает покинуть его.
2. Изменения в составе покупателей и способах использования продукта
приводит к расширению или сужению круга выпускаемой продукции и организации
рекламы.
3. Обновление товара (расширяет рынок, стимулирует рост спроса, увеличивает
степень дифференциации среди соперничающих продавцов).
4. Инновации (технологические новшества, дизайн и др.)
5. Маркетинговые инновации (расширение нового рынка, завоевание новых
потребителей).
6. Создание имиджа предприятия (приоритетная реклама, фирменный стиль,
дизайн, организационная культура).
7. Изменения в государственной политике и регулировании экономики.
8. Уменьшение неопределенности и риска (разработка стратегий конкурентной
борьбы, лидерства и роста фирмы).
9. Изменения в эффективности и издержках (рост цен на ресурсы, энергетику).
10.Рост покупательских предпочтений заменителям (новые технологии).
Покупатели оказывают влияние на состояние сил конкуренции. Сила влияния на
производителей и способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее,
когда:
¨ потребители покупают товар в большом количестве;
¨ потребителей небольшое количество и они практически являются
постоянными покупателями для данной организации.
Конкуренция выполняет роль естественного механизма взаимной координации и
регулирования индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного
вмешательства в их деятельность на основе конкурентных преимуществ
организации.
Конкурентные преимущества - это такие характеристики и свойства товара,
которые создают для фирмы определенное превосходство над своими постоянными
конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как
к самому товару, так и к дополнительным услугам или сервису.
Основными задачами конкурентного преимущества являются:
¨ оценка своих позиций и конкурентного статуса в рыночных отношениях;
¨ создание конкурентного потенциала предприятия исходя из конкурентных
сил рынка;
¨ создание объективных предпоссылок выживания и развития в условиях
неопределенности и риска;
¨ формирование приоритетных целей и стратегий инновационного развития
организации;
¨ формирование имиджа и организационного поведения.
Для анализа внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов разработаны методические
подходы к изучению размещения нефтеперерабатывающих предприятий вертикально-
интегрированной компании “ЮКОС” по экономическим районам России. В качестве
основных используются следующие показатели:
1) объемы добычи и переработки нефти;
2) производство основных нефтепродуктов и продуктов нефтехимии;
3) объем резервуарных емкостей предприятий нефтепродуктообеспечения;
4) удельный вес объемов добычи и переработки нефти и производства основных
нефтепродуктов в России;
5) коэффициенты насыщенности регионального рынка нефтью и нефтепродуктами и
интегрированности нефтяных предприятий;
В качестве показателей конкурентоспособности нефтеперерабатывающих
предприятий следует рассматривать удельный вес предприятий в общем объеме
сбыта данного вида продукции, производственные и сбытовые издержки, цену
продукции, рентабельность производства, выручку от продаж. Факторы,
определяющие конкурентоспособность нефтяных предприятий, приведены на рис. 8.
Доля на нефтяном рынке России | | | Инновационный потенциал | | | Запасы нефти | | |
Производственные и сбытовые мощности | | | Стратегия предприятия | | | Потенциал высшего звена руководства | | | Итоги предыдущих лет |
Рис. 8 Факторы, определяющие конкурентоспособность
нефтяных предприятий.
Конкурентоспособность нефтяных предприятий зависит от уровня производственных
и сбытовых издержек по всем этапам производства и реализации продукции по
сравнению с аналогичными издержками конкурентов. Использование сравнительного
анализа издержек по всем этапам производства и реализации продукции помогает
определить те статьи и группы затрат, которые имеют наибольшее значение для
реализации стратегии предприятия, и наметить конкретные мероприятия по
созданию или усилению конкурентных преимуществ по сравнению с предприятиями-
конкурентами.
Итак, сохранение темпов роста издержек значительно снижает
конкурентоспособность нефтяных предприятий. И главная цель и содержание
рационализации издержек (контроля за издержками) состоит в том, чтобы
обеспечить уровень, динамику и структуру затрат, при которых достигается
максимальная производительность от использования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов.
Таким образом рост производительности труда одного работающего является одним
из существенных факторов снижения производственных издержек. По этому
показателю ОАО НК “НПЗ” выглядит лучше других. В ОАО НК “НПЗ” за последние
два года численность персонала в нефтепереработке сокращена примерно на 5%,
как и на других предприятиях еще имеются резервы дальнейшего сокращения
численности персонала, поэтому по мере дальнейшей перестройки предприятия
возможны значительный рост производительности труда и снижение затрат. Так по
рис. 9 можно проследить объем переработки нефти НК “НПЗ” по месяцам в 1998
году.
Чтобы выйти на мировой уровень в области нефтепереработки, российским
нефтяным предприятиям необходимо резко сократить затраты на материалы (в
3раза), а также затраты на топливо и энергию (в 5 раз).
Первый этап программы рационализации издержек нефтяных предприятий (3-5 лет)
должен носить не капиталоемкий, а в основном управленческий характер. Главное
направление рационализации на данном этапе - улучшение функционирования
действующих производств. Мировой опыт показывает, что чисто управленческими
средствами можно добиться существенного успеха в снижении издержек на
действующих предприятиях без замены устаревших фондов.
Уровень производственных и сбытовых издержек в нефтепереработке зависит
прежде всего от мощности и географического положения НПЗ, глубины переработки
нефти, удельного веса вторичных технологических процессов, загрузки
производственных мощностей.
Нефтяная компания “ЮКОС” по итогам 1998 года заняла лидирующие позиции,
выпуская почти шестую часть от их общероссийского объема. При этом доля
компании по нефтепереработке увеличилась с 12% до 15%. Конкретно по заводам в
ее составе: на долю “Новокуйбышевского НПЗ” пришлось 9,5 млн. тонн,
“Куйбышевского НПЗ” - 5,2 млн., “Сызранского НПЗ” - 5,5 млн., и “Ачинского
НПЗ” - 5 млн. Значительно улучшились показатели глубины переработки на
предприятиях НК “ЮКОС” - до 65-68%. Эти показатели существенно выше
среднеотраслевого - 63,5%. Нефтеперерабатывающие предприятия компании “ЮКОС”
имеют одни из наиболее высоких показателей в отрасли по степени использования
производственных мощностей (в 1998 г. - до 82%). В результате средние затраты
на переработку нефти на НПЗ компании за счет условно-постоянных расходов
существенно ниже, чем у конкурентов.
Рис.9 График объема переработки нефти по НК “НПЗ” в 1998 году (тыс. т).
Уровень производственных и сбытовых издержек в нефтепереработке зависит
прежде всего от мощности и географического положения НПЗ, глубины переработки
нефти, удельного веса вторичных технологических процессов, загрузки
производственных мощностей.
Нефтяная компания “ЮКОС” по итогам 1998 года заняла лидирующие позиции,
выпуская почти шестую часть от их общероссийского объема. При этом доля
компании по нефтепереработке увеличилась с 12% до 15%. Конкретно по заводам в
ее составе: на долю “Новокуйбышевского НПЗ” пришлось 9,5 млн. тонн,
“Куйбышевского НПЗ” - 5,2 млн., “Сызранского НПЗ” - 5,5 млн., и “Ачинского
НПЗ” - 5 млн. Значительно улучшились показатели глубины переработки на
предприятиях НК “ЮКОС” - до 65-68%. Эти показатели существенно выше
среднеотраслевого - 63,5%. Нефтеперерабатывающие предприятия компании “ЮКОС”
имеют одни из наиболее высоких показателей в отрасли по степени использования
производственных мощностей (в 1998 г. - до 82%). В результате средние затраты
на переработку нефти на НПЗ компании за счет условно-постоянных расходов
существенно ниже, чем у конкурентов.
Одним из важных показателей конкурентоспособности нефтеперерабатывающих
предприятий на рынках нефти и нефтепродуктов является цена. На уровень цен
нефтеперерабатывающих предприятий влияют структура и динамика производства,
затраты на него, особенности географического положения, близость зарубежных
рынков, степень обеспеченности запасами сырья, платежеспособность
потребителей, динамика спроса на выпускаемую продукцию. Сопоставление
региональных и отпускных цен производителей на нефть и нефтепродукты особенно
важно для определения эффективности функционирования нефтеперерабатывающих
предприятий.
Поволжский экономический район является одним из крупных центров нефтяной и
нефтеперерабатывающей промышленности. Для него характерно сочетание
нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, причем объем добычи
нефти выше объема переработки, который составил в 1995 году 25,6 млн. т, или
14,1% общего объема переработки нефти в России. В этом районе потребление
основных нефтепродуктов значительно ниже их производства, что также
способствует усилению конкуренции между предприятиями-производителями на
рынке реализации своей продукции. Здесь сосредоточены постоянные интересы
крупных нефтеперерабатывающих предприятий, которые являются предприятиями
компании “ЮКОС”. Объем производства нефтепродуктов по трем
нефтеперерабатывающим заводам представлен в табл.10. Анализ показывает, что
объем производства основных нефтепродуктов может быть значительно увеличен,
так как мощности по переработке нефти не догружены.
Таблица 10.
Первичная переработка нефти и производство основных видов нефтепродуктов
(январь-октябрь 1998г., тыс., т).
| ЮКОС | Самарский НПЗ | Сызранский НПЗ | Новокуйбы-шевский НПЗ | Первичная переработка нефти на 01.11.98г. | 72,1 | 0,0 | 20,9 | 51,2 | Производство основных видов нефтепродуктов: бензин автомобильный | 2666,1 | 912,5 | 672,1 | 1081,5 | Дизельное топливо | 4935,8 | 1708,3 | 1198,7 | 2028,3 | Керосин авиационный | 610,6 | 0,0 | 79,4 | 531,2 | мазут топочный | 5536,7 | 1450,6 | 1510,4 | 2575,7 | Топливо бытовое | 37,3 | 0,0 | 37,3 | - | масла смазочные,тонн | 100256,6 | - | - | 42309,4 |
Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод усиляет свои позиции за счет
повышения качества выпускаемой продукции и расширения ее ассортимента, что
соответственно повышает его конкурентоспособность. На заводе выпускают
большой выбор масел, присадок, различных видов моторных топлив и других
основных нефтепродуктов.
Новокуйбышевский НПЗ ищет пути совершенствования своей коммерческой и
производственной деятельности. Ведь, чтобы сегодня выжить: нужно уметь
удержать имеющиеся и научиться получать новые конкурентные преимущества.
2.2 РЕСУРСО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ СВЯЗЕЙ “ЮКОСА”.
В условиях современной рыночной экономики помимо организации холдингов,
финансово-промышленных групп, в рамках которых, промышленный капитал,
объединяется с банковским капиталом, появляются крупные организационные
структуры - вертикально-интегрированные компании.
Как правило, ФПГ представлены тремя основными структурами: производственной
(научно-производственной), финансовой и коммерческой.
Основным принципом формирования ФПГ является такое объединение
производственного, финансового и коммерческого потенциалов, при котором
каждая хозяйственная единица занимается только деятельностью, которая
приносит ей максимальную прибыль. Вертикально-интегрированная компания,
являясь крупной многоотраслевой структурой, сочетает в себе интересы
нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и нефтепродуктовых АО в едином
хозяйственном комплексе. Типичная вертикально-интегрированная компания - это
пирамида, в верхней части которой находится холдинговая многофункциональная
организация, являющаяся мозговым центром узкоспециализированных низовых
подразделений, которые в свою очередь также представляют собой разветвленные
структуры. Несмотря на всю сложность управленческого процесса, вертикально-
интегрированная компания преследует “простые” цели - при реализации всего
производственного цикла, от добычи до сбыта, получив наибольшую прибыль.
Понятно, что при этом для получения максимальной прибыли, необходимо
минимизировать расходы, т.е. попытаться снизить издержки, сопутствующие
любому производственному процессу.
В соответствии с Положением “О финансово-промышленных группах и порядке их
создания” от 5 декабря 1993г. № 2096 финансово-промышленной группой
признается зарегистрированная группа предприятий, учреждений, организаций,
инвестиционных институтов и кредитно-финансовых учреждений, объединение
капиталов которых произведено в порядке и на условиях, предусмотренных
Положением “О финансово-промышленных группах”.
Правовые аспекты образования вертикально-интегрированных компаний такие же,
как при образовании ФПГ. Вертикально-интегрированная компания создается в
целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для
повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания
рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного
потенциала, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций.
Государство поддерживает формирование таких компаний.
Участниками вертикально-интегрированных компаний могут быть предприятия любой
организационно-правовой формы независимо от вида собственности, а также
кредитно-финансовые и иные учреждения, инвестиционные институты, организации,
в том числе иностранные. Структуру вертикально-интегрированной компании
“ЮКОС” я уже рассмотрела в главе 1, параграфе 1.1, поэтому я представлю схему
образования любой вертикально-интегрированной компании (рис. 10).
Вертикально-интегрированные компании по действующему законадательству
создаются в добровольном порядке участниками вертикально-интегрированных
компаний или путем консолидации одним участником группы приобретаемых им
пакетов акций других участников.
Участники вертикально-интегрированной компании (юридические лица) подписывают
договор о создании вертикально-интегрированной компании и учреждают
центральную компанию которая, является юридическим лицом и по отношению к
создавшим участникам вертикально-интегрированной компании основным обществом
и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел компании.
Договор о создании вертикально-интегрированной компании должен определять:
наименование вертикально-интегрированной компании; порядок и условия
учреждения центральной компании как юридического лица в определенной
организационно-правовой форме, уполномоченного на ведение дел вертикально-
интегрированной компании; порядок образования, объем полномочий и другие
условия деятельности совета управляющих вертикально-интегрированной компании;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|