Курсовая: Курсовая по менеджменту
Курсовая: Курсовая по менеджменту
Содержание Теоретическая часть
Введение.............................3 1. Сущность, необходимость
и содержание менеджмента, характеристика его основных
видов........................4
2. Сущность, порядок и принципы проектирования организации....7
3. Процессуальные теории мотивации и применение их в практике
управления...........................9
4. Менеджмент как сфера практической деятельности........13
5. Характеристика основных элементов проектирования организации...22
6. Контроль как функция управления: сущность, необходимость, видя,
характеристика эффективности................24
7. Менеджмент как процесс управления организацией........26
8. Сущность понятия «организация». Характеристика основных видов
организационных структур..................33
9. Процесс контроля. Рекомендации по проведению эффективного
контроля...........................35
10. Содержание менеджмента как науки, его структура, предмет, объект и
функции...........................39
11. Особенности и типы бюрократических организационных структур.40
12. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникаций.
Организационные коммуникации................44
13. Менеджмент как орган аппарата управления организацией и его
характеристика. Понятия об уровнях управления..........47
14. Особенности и типы адаптивных организационных структур....49
15. Межличностные коммуникации в деятельности менеджера....52
Практическая часть
Задание 1...........................54
Задание 2...........................55
Задание 3...........................55
Задание 4...........................56
Задание 5...........................57
Задание 6...........................57
Задание 7...........................60
Вариант 29...........................71
Список используемой литературы..................77
Введение
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу
деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в
значительной мере зависят и эффективность производства, и качество
обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области
промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в
результате непосредственного участия людей в управленческой
деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления ,
мировых достижений в практической организации экономических и
социальных процессов .
В нашей стране пока еще не достигнуты значительные успехи в
теоретическом и практическом освоении менеджмента.
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в
государственной экономике, при этом используются западные модели
управления. Однако механическое перенесение концепции управления из
одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того
или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым
экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими
базисными факторами, как тип собственности, форма государственного
устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие
современного менеджмента в условиях перехода Украины к рыночной
экономике в значительной мере зависит от этих факторов.
В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это
понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни, его
сущность и содержание. Также рассмотрим менеджмент как науку, как процесс
управления, т.е. уделим внимание всем сторонам и особенностям менеджмента.
1. Сущность, необходимость и содержание менеджмента, характеристика его
основных видов.
Менеджмент (англ. Management - управление, заведование, организация) – это
управление производством или кммерцией; совокупность принципов, методов,
средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения
эффективности производства и увеличения прибыли.
Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:
¨ теорию руководства;
¨ практические способы эффективного управления, или искусство управления.
Понятие “ менеджмент “ прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало
привычным для деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь
идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и
приоритетов.
В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина
“менеджмент “. Русское слово “управление “ и английское слово
“менеджмент “ считаются синонимами, однако в действительности их
истинное содержание весьма различается. Употребляя термин “менеджмент “,
мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно
которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и
процессов. На самом деле термин “управление “ не является
удовлетворительным заместителем термина “менеджмент “ потому, что в
последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а
именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и
в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем
адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип
хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации
производства или коммерции.
Таким образом, термин “менеджмент“ употребляется применительно к
управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей
используются иные термины.
В наших условиях следует употреблять термины “ организация “,
“управление “ и “ администрирование”. Тем не менее, государственные,
общественные и иные организации также должны использовать принципы и
методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме
затрат.
С учетом изложенного в работе термин “управление“ в дальнейшем будет
употребляться, с определенной степенью условности, в том же
значении, что и термин “менеджмент “.
Для того чтобы определить понятие менеджмента, важно уточнить
некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная
проверка и применение на практике научных подходов, принципов и
методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и
эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска
конкурентоспособного товара.
В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного
управления является обеспечение прибыльности предприятия путем
рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая
управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической
базы.
Исходя из этого, важнейшей задачей менеджмента является организация
производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе
имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:
¨ переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
¨ стимулирование сотрудников организации путем создания для них
соответствующих условий труда и системы его оплаты;
¨ определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
¨ разработка стратегии развития организации и реализация;
¨ определение конкретных целей развития организации;
¨ постоянный поиск и освоение новых рынков;
¨ выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
¨ осуществление контроля за эффективностю деятельности организации, за
выполнением поставленных задач.
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и
развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые,
намеченные цели оцениваются на рынке.
Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов
позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить
точными количественными оценками или решениями, а развитие средств
вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению
эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли
решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за
трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.
Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все
сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия
менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы
деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также
выделить его отдельные виды:
Производственный менеджмент - это комплексная система
обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном
рынке. Она включает вопросы построения производственных и
организационных структур, выбора организационно – правовой формы
управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в
соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.
Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости,
надежности и эффективности управления финансами. Она включает
формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением
научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов,
показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы
и товаров.
Инновационный менеджмент - это комплексная система управления
инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов
инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор
направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления
персоналом.
Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время
разрабатываются другие виды:
¨ менеджмент социальной сферы;
¨ банковский менеджмент;
¨ налоговый менеджмент;
¨ организационный менеджмент;
¨ международный менеджмент;
¨ и др.
2. Сущность, порядок и принципы проектирования организации.
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее
ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах
формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ
отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут
быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура должна прежде всего отражать цели и задачи
организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его
потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами
управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер
работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением
полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с
установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и
ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение
которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура призвана быть адекватной социально-культурной
среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно
уровня централизации и детализации, распределения полномочий и
ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей
и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать
структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных
условиях, не гарантируют желаемого результата.
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или
перестройке) организационной структуры множества различных факторов
воздействия на ОСУ.
Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры структуры
управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по
многим критериям. Большое разнообразие организаций предопределяет
множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти
различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и
малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень
разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации,
иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что организационная
структура крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна
небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках
одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где
соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные
параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих
работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья
(например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и
т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение
формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи,
полномочия и уровни, становится императивом.
Важно обратить внимание на сопряжение организационной структура с фазами
жизненного цикла организации, о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты
и специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур. На
стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим
предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда
менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется
тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по
совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и
тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения
существования организации организационная структура или полностью разрушается
(если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро
данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания,
приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой
она находится).
На формирование организационной структуры оказывают влияние изменения
организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении
фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п.,
происходит перераспределение управленческих функций (часть функций,
естественно, централизуется), поэтому меняется и организационная структура
фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым,
но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе
ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной
ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд
изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и
адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.
Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на
предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации
"электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при
одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей,
ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и
низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы
подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности
отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может
быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней
управления на предприятии.
В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных
систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной
литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций). Под ними
понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам)
предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их
тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм
достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной
технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому
границы между входящими в них организациями становятся "прозрачными", и каждая
из них может рассматриваться представителем компании в целом 3.
Процессуальные теории мотивации и применение их в практике управления.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как
совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных
действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его
осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь
между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной
системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно
по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил.
Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также
могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться
как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая
этим воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное
определение мотивации. Мотивация - это совокупность
внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности,
задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность,
ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на
поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и
может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности
человека.
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Рассмотрим один из подходов,
который базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о
распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для
достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или
модель мотивации по В.Вруму, теория справедливости и теория или модель.
Портера - Лоулера.
Теория ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не
только потребность является необходимым условием мотивации человека для
достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников
определяется поведением:
· руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу
сотрудника;
· сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему
будет выдано вознаграждение;
· сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном
улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
· сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой,
которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость
в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это
будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою
потребность.
Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен
иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени
удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А
руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить
ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур
вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что
работник в них нуждается.
Теория справедливости. Согласно этой теории эффективность
мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а
системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим
в аналогичном системном окружении.
Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями
других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают
он и другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а
другой - на старом, у одного было одно качества заготовок, а другого -
другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той
работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к
информации, необходимой для выполнения работы, и т.д.
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. Эта теория
построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть
ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми
результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер
вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его
способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории
ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в
соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение
будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости
проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу
правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими
сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный
вывод о том, что именно результаты труда являются причиной
удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории
результативность должна неукоснительно повышаться.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации
достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они
исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности,
производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой
причине их работы не получили дальнейшего развития. По моему мнению,
все основные положения теории Выгодского подходят и для
производственной деятельности.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два
параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют
высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это
означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью
средств, другого, невозможно.
Например, если в определенный момент времени человеку требуется
удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает
материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие
потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С.Выгодский
сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности развиваясь
параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его
деятельностью.
По всему мнению, эта теория более прогрессивна, чем любая другая.
Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека.
Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно
утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования,
адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть
реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно
утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются
параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях
его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения
потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.
Теория мотивации Дугласа Макгрегора. Дуглас Макгрегор
проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что
управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия
исполнителя:
· задания, которые получает подчиненный;
· качество выполнения задания;
· время получения задания;
· ожидаемое время выполнения задачи;
· средства, имеющиеся для выполнения задачи;
· коллектив, в котором работает подчиненный;
· инструкции, полученные подчиненным;
· убеждение подчиненного в посильности задачи;
· убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
· размер вознаграждения за проведенную работу;
· уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с
работой.
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере
влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас
Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов возможно применить два
различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y”.
“Теория X” воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется
существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше
факторам.
“Теория Y” соответствует демократическому стилю управления и предполагает
делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета
соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей,
обогащение содержания работы.
Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности,
в чистом виде на практике не встречаются. Как правило в реальной жизни имеет
место комбинация различных стилей управления.
Эти теории оказали сильное влияние на развитие управленческой теории в целом.
Ссылки на них сегодня можно встретить во многих практических пособиях по
управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных.
Теории Макгрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку.
Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с тем
развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена
работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к
управлению, т.е. необходимости учета всей совокупности производственных и
социальных проблем.
Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название
“Теория Z” и “Теория A”, чему в большой степени способствовали отличия в
управлении, соответственно, в японской и американской экономиках.
Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб
человеческому фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась на принципах доверия,
пожизненного найма(как внимание к человеку) и групповом методе принятия
решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их
положение.
В целом японский и американский подходы разнонаправлены:
| США | Япония | “Человеческий капитал” | Малые вложения в обучение Обучение конкретным навыкам Формализованная оценка | Крупные вложения в обучение Общее обучение Неформализованная оценка | “Трудовой рынок” | На первом месте - внешние факторы Краткосрочный наем Специализированная лестница продвижения | На первом месте – внутренние факторы Долгосрочный наем Неспециализир. лестница продвижения | “Преданность организации” | Прямые контракты по найму Внешние стимулы Индивидуальные задания | Подразумеваемые контракты по найму Внутренние стимулы Групповая ориентация |
Однако можно видеть, что управление развивалось большей частью в сторону
идей, заложенных в “Теории Y”, демократического стиля управления.
Таким образом, с определенными допущениями “Теорию Z” можно назвать развитой
и усовершенствованной “Теорией Y”, адаптированной прежде всего под Японию.
”Теория A” в большей степени характерна для США.
Однако некоторые компании западных стран успешно применяют у себя принципы
“Теории Z”.
4. Менеджмент как сфера практической деятельности.
Рассмотрим особенности практической работы менеджера, т.е. необходимо
выяснить, чем занимается менеджер в течение рабочего дня. Рабочий день
менеджера не лимитирован и разнообразен.
Организация рабочего места
Прежде чем перейти к рассмотрению организации рабочего места, необходимо
выяснить, что представляет собой рабочее место менеджера. Если рассматривать
рабочее место менеджера, то можно сказать, что это его рабочий кабинет, в
котором он проводит большую часть работы. От того, какой это будет кабинет,
зависит и то как будет работать менеджер. Совершенно очевидно, что чем лучше
приспособлено рабочее место для выполнения функций менеджера, тем
производительнее и эффективнее будет работа менеджера.
При рассмотрении вопроса организация рабочего места необходимо учитывать
следующие моменты:
1. Внутренний объем и форма кабинета. В зависимости от ранга менеджера
приемлемая площадь будет от 20 до 50 м2 и высота кабинета минимум
3,5 м. Форма кабинета также имеет большое значение, так как рабочий кабинет
менеджера не просто место где он непосредственно работает, но и как правило
место проведения планерок, собраний, совещаний. Учитывая это, наиболее
рациональной является прямоугольная форма кабинета с соотношением сторон 1:2;
2. Мебель. Здесь необходимо учитывать следующие моменты:
2.1. Антропометрические показатели (имеется ввиду рост, длина корпуса, длина
рук и др.);
2.2. Обеспечение удобного положения тела человека, что создает условия для
меньшей утомляемости, хорошего зрительного восприятия, свободы движения и
другого;
2.3. Рациональная планировка и компоновка мебели;
2.4. Мебель должна выглядеть эстетично.
3. Оборудование. Для нормальной работы менеджера необходимо иметь:
3.1. Канцелярские принадлежности.
3.2. Два телефона. Один телефон должен быть внутренний (имеется в виду
телефон для связи внутри организации), а другой для выхода за пределы
организации. Причем второй телефон (для выхода за пределы организации) по
возможности должен быть таким, что на звонок по нему должен отвечать сначала
секретарь, а если необходимо переключать звонок на менеджера. Это позволит
меньше отвлекать менеджера.
3.3. Компьютер. В настоящее время без компьютера нельзя представить
нормальной работы менеджера. Во-первых, компьютер позволяет сделать работу
практически безбумажной, во-вторых, с помощью компьютера можно быстро
получать информацию о положении дел на рынке, в-третьих, он позволяет быть в
курсе дел на предприятии и многое другое. Но здесь необходимо учитывать, что
полностью воспользоваться возможностью компьютера можно только при наличии:
хорошего программного обеспечения, выхода на компьютерные сети и что самое
главное наличие компьютерной сети внутри организации.
3.4. Ежедневник. Необходимая вещь, позволяющая менеджеру не забывать
назначенные встречи или другую полезную информацию.
4. Цветовое оформление кабинета. Цветовые тона должны быть не резкими,
мягкими. Цвета лучше выбирать из светлых тонов (нежно-зеленый, желтый,
бежевый), светлые тона не только способствуют снижению утомляемости, но и
увеличивают объем кабинета. Важно также, чтобы все поверхности были матовыми,
т.к. блестящие поверхности вредны для здоровья.
5. Санитарно-гигиенические условия работы.
6.На рисунке № 1 показан один из возможных вариантов организации рабочего
места менеджера.
Отметим некоторые особенности. Весь кабинет делится (условно) на три зоны.
Первая зона - непосредственно рабочее место менеджера. Вторая зона - зона
проведения совещаний, планерок, презентаций товаров. Третья зона - зона
отдыха, где стоят журнальный столик, диван и одно, два комфортабельных
кресла.
Рабочий стол должен быть больше обычных столов. Рабочая поверхность стола
должна быть твердой и гладкой, преимущественно из дерева. Не следует
покрывать стол стеклом, так как его блестящая поверхность вредно действует
на зрение. На приставке (слева) можно разместить компьютер, телефоны и другие
предметы, которые могут занимать много место на рабочем столе. Приставка
спереди рабочего стола нужна для официального приема 1 - 3 посетителей.
Стол для совещаний должен быть рассчитан на определенное количество человек
(как правило, количество участников конференций, планерок (5 -7 человек) + 2
свободных места). Стулья вокруг стола для конференций не должны быть слишком
комфортабельными или неудобными. Оптимально - обыкновенные стулья с мягким
сиденьем.
Зона отдыха предназначена для неофициальных приемов и отдыха менеджера.
Рабочий кабинет можно также дополнить стендом, где будут располагаться
образцы производимой продукции. Также необходимы большие настенные часы,
которые были бы видны из любой точки кабинета. Живые цветы, шторы,
продуманное цветовое оформление, все это создает комфорт и уют, а значит,
помогает в работе.
Работа с документами и корреспонденцией
Документы и корреспонденция, в зависимости от источника делится на: входящие
и исходящие.
Исходящие документ является своеобразной визитной карточкой организации.
Вследствие этого все документы и вся корреспонденция должна быть составлена и
написана грамотно. В основном печать исходящих документов находиться в
ведении секретаря. Задача менеджера составить документ (менеджер должен
составлять только те документы, которые не могут быть составлены кем-либо
другим). В процессе составления документа, делового письма и другого большую
помощь может оказать компьютер. Для этого достаточно вложить в память
компьютера образцы деловых писем, документов и только вносить небольшие
исправления.
Сложнее дело обстоит с входящими документами. В зависимости от размера
предприятия растет количество корреспонденции, и самому менеджеру просто
немыслимо просматривать всю корреспонденцию. На помощь должен прийти
секретарь или специальное подразделение, в обязанности которых входит:
1. Регистрация поступающей корреспонденции.
2. Сортировка в зависимости от предназначения.
3. Отбор документов, которые адресованы менеджеру или находятся в его прямой
компетенции.
4. Сортировка корреспонденции по степени важности. Наиболее рациональным и
приемлемым является сортировка, позволяющая менеджеру сразу оценить степень
важности. Для этого можно, например, раскладывать корреспонденцию в
специальные цветные папки. На столе у менеджера должен стоять специальный
лоток для бумаг с несколькими отделениями, в которые он сможет класть
корреспонденцию в зависимости от важности, исполнителей и другого.
Менеджер, просматривая корреспонденцию в порядке важности, должен поставить
резолюцию.
Хранить документы в кабинете менеджера нет никакой необходимости и поэтому в
обязанности секретаря или специального отдела вменяется ведение архива.
Хранимые документы должны быть классифицированы по определенным признакам, по
которым их легко было бы найти. С повсеместным внедрением компьютеров задачу
хранения документов можно переложить на них. Это сэкономит время на их поиск
и место.
Ведение телефонных разговоров
Телефон — важное средство эффективности управленческого работы, оперативного
делового общения. Но при неправильном пользовании им именно телефон
становится источником потерь рабочего времени. На телефонные переговоры
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|