Рефераты
 

Курсовая: Сущность менеджмента

Курсовая: Сущность менеджмента

План

Введение 1

Глава I: Основы менеджмента

1.1 Основные понятия менеджмента и менеджера 2

1.2 Мои способности как человека (темперамент и

тип познавательной деятельности) 5

1.3 Особенности моего поведения и чувств по Айзенку Г. 10

1.4 Качества менеджера 13

Глава II: Управленческая деятельность

2.1 Функции управленческого цикла: планирование, организация,

мотивация, контроль 16

2.2 Решетка менеджмента и тип менеджера 24

2.3 Стиль руководства людьми. Правила Дейла Карнеги 28

2.4 Стрессоустойчивость 33

Глава III: Место работы и должность

3.1 Основные черты работников, руководителя, отношений, обстановки.

Черты слабого руководителя 36

3.2 Задатки бизнесмена 38

3.3 Обоснование своего места работы и должности 40

Глава IV: Конфликты и их разрешение

4.1 Формы взаимодействия людей и причины возникновения конфликтов 42

4.2 Критика в конфликтных ситуациях 44

4.3 Виды конфликтов, их признаки 47

4.4 Приверженность к конфликтам,

типы конфликтных работников 49

4.5 Пути предупреждения конфликтов 51

4.6 Глубина конфликтов, степень конфликтности

и пути разрешения конфликтов 53

Глава V: Элементы менеджерского мастерства

5.1 Деловое письмо 61

5.2 Слушание собеседника 64

5.3 Техника быстрого чтения 67

5.4 Реклама 67

Список литературы 76

Введение

Управление организацией любой отрасли в наше время представляет собой сложную

работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми заученными

формулами. Руководитель должен понимать общие истины и значимость

многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от

другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или

составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы,

воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать

влияние организации на общество.

Широкое распространение получила точка зрения, что существует применимый к

любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций,

которые должен выполнять каждый руководитель.

Сила современного менеджмента, его ядро, состоит с одной стороны, в том, что

он берёт своё начало от человека, его потребностей и целей, от превращения

знаний, опыта и достижений научно технического прогресса в производительную

силу. С другой стороны, движущая сила современного менеджмента, как видимая,

так и невидимая заключается в созидательном применении информационных

технологий.

Моя курсовая работа посвящена менеджменту и его интерпретации в сельском

хозяйстве.

глава I

Основные понятия

менеджмента и менеджера

В последнее время термины «менеджмент», «менеджер» прочно вошли в наш

обиходный словарь, заменив прежние «управление», «управленческая

деятельность», «директор», «руководитель».

Менеджмент – профессиональный вид деятельности, осуществляемый

специалистами на базе определенной научно-практической информации и ресурсов,

которые представляют собой с помощью доступных и рациональных методов и приемов

процесс регулирования объектом (ми) для приведения его (их) в соответствие с

поставленными целями.

Слово менеджмент происходит от английского to manage – управлять. Поэтому по

сути менеджмент является синонимом управления, но не в полной мере. Термин

«управление» намного шире, так как применяется к разным видам человеческой

деятельности. Это процесс воздействия на объект с целью приведения его в

надлежащее состояние, объектом управления может быть все, что угодно, в то

время как менеджмент имеет конкретный объект – систему хозяйства страны.

Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него

входит:

v изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогно­зирование;

v производство продукции с минимальными затратами и реализа­ция ее с

максимальной прибылью;

v управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а

также анализ информации и разработка про­грамм для достижения поставленной

цели.

Я считаю, что основная функция менеджмента – это умение достигать

поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в

крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны,

в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои

решения сам и контроли­ровать их выполнение на более низких ступенях, к тому

же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой

стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зача­стую лучше

директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.

Здесь можно привести один пример: В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на

должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку.

Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере

1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время

занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесме­нов. Переговоры

не ладились, потому что Ли Яккока никак не соглашался на переход в

“Крайслер”, несмотря на фантастическую зарплату, предло­женную ему.

Разногласия состояли в правах его управления на “Крайслере”. Пока эти права

не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов,

на “Крайслере” согласи­лись с тем, что лучше дать неограниченные права

человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а

затем и компанию. И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг

наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего

существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевы­вать дополнительную

долю американского и мирового рынка.

Этот пример показывает, насколько важна профессия менеджера, и что может

сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в

управлении, надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается.

В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий,

занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия

решений по конкретным видам деятельности фирмы.

Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и

употребляется применительно к:

• организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений

или программно-целевых групп;

• руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений,

отделений, отделов);

• руководителю по отношению к подчиненным;

• администратору любого уровня управления, организующего работу,

руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Это понятие

прошло большую эволюцию в процессе развития экономического строя общества.

Первый тип менеджера, который появился на предприятии, был диктаторский тип,

позднее ему на смену пришел менеджер-патерналист. Он как бы играл роль

главы семьи, относился к рабочим по-отечески, что очень положительно

сказывалось на росте производительности труда. Но постепенно патерналист начал

утрачивать свои позиции.

На смену ему пришел менеджер-маклер. В годы кризиса фирмам были нужны

оборотистые люди, умеющие сбывать продукцию и тем самым двигать производство.

Такие люди становились во главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа

данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Руководящим

началом здесь выступал принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить

недовольство рабочих».

Далее появился новый тип менеджер-организатор. Этому способствовали два

обстоятельства. Во-первых, разросшиеся капиталистические предприятия сделали

невозможным единоличное управление производством. Чтобы принимать решения,

менеджеру стало требоваться мнение довольно большого круга лиц. В обиход вошли

управленческие советы. Во-вторых, новые условия привели к тому, что во главе

становился не основатель производства или один из его наследников, а избранный

советом директор-управляющий. Держателями акций и руководителями производства

оказались разные люди. Менеджеры расширили функции по работе с людьми. Они

стали общаться не только с работниками производства, но и с лидерами

разнообразных общественно-политических организаций. Успех менеджера стал

зависеть от умелого осуществления целого пакета различных социальных функций.

В настоящее время менеджер выступает в системе общественного производства как:

а) управляющий;

б) дипломат;

в) лидер;

г) воспитатель;

д) инноватор;

е) человеческое существо.

Менеджер-управляющий.

Эта функция считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Менеджер-

управляющий, как считают, должен быть честным, верным своему слову, правдивым

и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть

навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта,

педагога

и психолога.

От него также требуется:

• наличие общих знаний в области управления предприятием;

• компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли

производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей

деятельности;

• владение не только навыками администрирования, но и

пред­принимательства, умение владеть ситуацией на рынках, прояв­лять

инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных

сферах применения;

• принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с

нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в

их исполнении.

Менеджер-дипломат.

Среди серии менеджерских умений и навыков наиболее важны те, которые связаны

с процедурами переговоров. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят

свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих

контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров,

улаживание отношений с властями. Значительно возросла потребность участия

менеджеров в различного рода посреднических действиях. Во всем этом требуются

специфические способности, которые сродни дипломатическим. Тем более что

вторая половина 80-х годов обозначила себя бумом межгосударственных связей.

Менеджер-лидер.

Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и

лидерские. Американские теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг

— «Каждый менеджер должен быть лидером!» Функции менеджера и функции лидера

далеко не идентичны. Когда у нас говорят о менеджерских функциях, то часто

подразумевают лишь совокупность профессиональных действий, необходимых для

поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры

производства, технологические процессы). Это у нас от прошлого. Здесь как-то

затеняется проявление другой, человеческой, подсистемы бизнеса - главного

объекта управления. А чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно быть

способным вести за собою людей - быть лидером. В современном понимании

лидерские функции складываются из двух компонентов — профессионально-

технократических и эмоционально-личностных.

Менеджер-воспитатель.

По мере усложнения производственных процессов, возрастают требования к

персоналу. С одной стороны появляется потребность в повышенной

технологической эрудиции работников, а с другой — в совершенствовании их

нравственных сторон жизнедеятельности. Усложнившаяся техника и технология

диктует необходимость постоянного профессионального обучения специалистов,

это не вызывает сомнения. Это очевидно и мы, не задумываясь, тратим на это

немалые ресурсы и средства. А вот по поводу нравственной стороны

совершенствования персонала мы проявляем замедленную реакцию. И платим за это

издержками производства. Между

тем степень воспитанности, высокая нравственность работников является

решающим условием перемещения пика экономического прогресса из региона в

регион.

Известно, что период 1775—1875 гг. был веком Великобритании - здесь

действовали классическая христианская этика; период 1875—1975 оказался веком

США - здесь господствовала протестантская этика; в 1975 году обозначился век

азиатского тихоокеанского региона — здесь нашла поле своей деятельности

конфуцианская этика. Этические системы оказываются мощнейшими факторами

социально-экономического прогресса.

Менеджер, претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод:

этическое, эмоциональное воспитание работников — существенная сторона всех

менеджерских функций.

Менеджер-инноватор.

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и

технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

В условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют

информационной (первая волна связана с введением сельскохозяйственной

культуры, вторая — с промышленным переворотом) одной из главнейших сторон

менеджерских функций является деятельность по инновациям. В условиях бурного

процесса НТР тот, кто проявляет медлительность в отношении инноваций,

незамедлительно отбрасывается в хвост прогресса. Потребность в инновациях

объясняется очень просто. Считается, что значительно легче и быстрее повышать

производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой

техники и технологии, чем постоянно латать заплаты на изношенном оборудовании

и экономить на введении новшеств.

Менеджер - человеческое существо.

Менеджер не машина, которая работает от внешних источников энергии. Менеджер

- человек, ничто человеческое ему не чуждо. У каждого менеджера есть свой

характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не

каждая черта характера способствует осуществлению менеджерских функций.

мои способности как человека

(темперамент и тип познавательной деятельности)

Темперамент представляет собой важнейшее свойство личности. Это врожденный

тип нервной системы, который определяет силу, уравновешенность и подвижность

нервных процессов. У каждого человека имеет место определенное соотношение

типов темперамента, в мире нет идентичных людей, каждый из нас индивидуален.

Знание своего темперамента дает возможность руководителю смело осуществлять

самоконтроль и самооценку своих действий, правильно выбирать наиболее

эффективные формы, методы и приемы для работы с коллективом, грамотно

осуществлять свою деятельность, устанавливать товарищеские отношения с

сотрудниками.

Я провела тест под названием

«Ваш «паспорт»: определение формулы темперамента».

Качества, характеризующие тип темперамента

I группа

1Вы неусидчивы, суетливы
2

Невыдержанны, вспыльчивы

3Нетерпеливы
4Резки, прямолинейны в обращении с людьми
5Решительны и инициативны
6Упрямы
7Находчивы в споре
8Работаете рывками
9Злопамятны и обидчивы
10Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью
11

Неуровновешенны и склонны к горячности

12Агрессивны, забияка
13Склонны к риску
14

Нетерпимы к недостаткам

15Обладаете выразительной мимикой
16Способны быстро действовать и решать
17Неустанно стремитесь к новому
18Обладаете резкими, порывистыми движениями
19Настойчивы в достижении поставленной цели
20

Склонны к резким сменам настроения

II группа

1Вы веселы и жизнерадостны
2Энергичны и деловиты
3

Часто не доводите дело до конца

4

Склонны переоценивать себя

5Способны быстро схватывать новое
6Неустойчивы в интересах и склонностях
7Легко переживаете неудачи и неприятности
8Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам
9С увлечением беретесь за дело
10Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать
11Быстро включаетесь в новую работу, быстро переключаетесь с одной работы на другую
12Тяготитесь однообразием будничной работы
13

Общительны, отзывчивы, не тяготитесь, не чувствуете скованности с новыми людьми

14Выносливы и трудоспособны
15

Обладаете громкой, быстрой отчетливой речью с живыми жестами, мимикой

16

Сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке

17Обладаете всегда бодрым настроением
18Быстро засыпаете и просыпаетесь
19Часто несобранны, поспешны в решениях
20Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться

III группа

1Вы спокойны, хладнокровны
2

Последовательны и обстоятельны в делах

3Осторожны и рассудительны
4Умеете ждать
5Молчаливы и не любите попусту болтать
6

Обладаете спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики

7Сдержанны и терпеливы
8Доводите начатое дело до конца
9Не растрачиваете попусту сил
10Строго придерживаетесь распорядка в жизни, системы работе
11Легко сдерживаете порывы
12Мало восприимчивы к одобрению или порицанию
13Незлобны, проявляете снисходительность к гостям
14Постоянны в своих интересах и отношениях
15

Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое

16Ровны в отношениях с людьми
17

Любите аккуратность и порядок во всем

18С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке
19

Инертны, малоподвижны, вялы

20Обладаете выдержкой

IV группа

1Вы стеснительны и застенчивы
2Теряетесь в новой обстановке
3Затрудняетесь устанавливать контакт с незнакомыми
4Не верите в свои силы
5Легко переносите одиночество
6Чувствуете подавленность и растерянность при неудаче
7Склонны уходить в себя
8Быстро утомляетесь
9Обладаете слабой тихой речью, иногда сниженной до шепота
10Невольно приспосабливаетесь к характеру человека
11Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию
12Предъявляете высокое требование к себе и к окружающим
13Склонны к подозрительности
14Склонны к мечтательности
15Болезненно чувствительны и легко ранимы
16Впечатлительны до въедливости
17Чрезмерно обидчивы
18Скрытны и необщительны
19Мало активны и робки
20Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.

На основе этого теста я установила, что принадлежу к такому типу

темперамента, как, сангвиник, но есть доля и меланхолического темперамента.

Сангвиник

Меланхолик

Доля в темпераменте

60 %

40 %

Перевод с латыни

Кровь, жизненная силаЧерная желчь

Образное сравнение

Бег могучего потока

Ручеек, могущий превратиться в болото

Качества

· Живой, подвижный;

· Веселый разговорчивый;

· С живым воображением;

· Впечатлительный;

· Инициатор в общении;

· С быстрой сменой эмоций;

· Легко преодолевает трудности;

· Легко приспосабливается к новым условиям

· Слабое проявление чувств;

· Замкнут, любит одиночество – «улитка» в себе;

· Нерешительный, робкий;

· Неуверен в себе

Деловые качества

· Продуктивен на интересной работе;

· Умеет увлекать других;

· Поддерживает хорошую атмосферу в коллективе;

· Не вешает носа

· Вялый;

· Может успешно работать, но на благоприятных условиях, где требуется высокая скурпулезность и точность в деятельности

Недостатки

· Не хватает целеустремленности;

· Не доводит начатое дело до конца

Повышенная чувствительность, социальная ранимость

Как себя совершенствовать

Результаты будут выше, если постараться действовать целеустремленно и доводить дело до конца

· Избегать самоанализа;

· Выбирать активное, подвижное хобби;

· Не зацикливаться на своих ошибках

Все вышесказанное вовсе не значит, что в той или иной ситуации я буду вести

себя согласно этой таблице. В жизни, как мне кажется, все намного сложнее:

никогда нельзя судить однозначно. Однако, среди психологов утвердилось

мнение, что темперамент во –многом определяет течение психической жизни

человека, динамику его деятельности. В связи с этим можно с уверенностью

говорить об индивидуальных различиях людей по типам темперамента.

В 1971 году известный швейцарский психолог Карл Юнг предложил схему

психологической типологии. Эта схема группирует людей по характеру

познавательной деятельности. Здесь выделяются четыре основных типа -

эмоциональный, аналитический, ощущающий, интуитивный.

Эмоциональный тип

Руководствуется своим прошлым. Он неуверенно чувствует себя в новой обстановке и старается избежать решений, которые могут порвать его связи с прошлым. В молодости такие люди бывают склонны к риску, в среднем возрасте становятся консервативными. Они оценивают события, главным образом, по результату — для них только те события значительны, которые оставляют яркий след в памяти. Эмоциональные типы трудом меняют свое мнение о человеке. Они, как правило, все события рассматривают с чисто личных отношений: кто кому что сделал.

Аналитический тип

Обычно отличается как бы безразличием к происходящему. Однако — это только видимость. События интересуют этих людей лишь как строго логический процесс Они сами живут по созданному ими графику и следят, чтобы все их поступки входили в какую-то систему. Быстрота действий несвойственна им. Прежде чем действовать, они предпочитают подумать. Вследствие этого мыслительный тип часто бездействует в кризисных ситуациях. Однако когда кризис углубляется, способность его справляться с этим кризисом возрастает. Никакой другой тип так не может планировать предстоящую деятельность как мыслительный. Такие люди жестко придерживаются составленного ими плана и отстаивают его всеми средствами. Речь является средством их борьбы. При недостатке интеллекта такие люди превращаются в догматиков. Кардинальными чертами таких людей бывают: «придирчивый», «самоуверенный», «трудный», «надменный».

Ощущающий тип

Воспринимает настоящее во всей его полноте и не примешивает свой прошлый опыт к настоящему. Он не вникает в то, как событие возникло, для него важно то, что событие существует. Для таких людей конкретность предмета самое важное. Логические рассуждения не для него. Этот тип хорошо справляется с кризисными ситуациями и неожиданностями. Эти люди привыкли действовать, они активны. Как правило, они направляют свою активность на общественные цели, однако, нередко они вызывают неурядицу на производстве. Часто такие люди характеризуются чертами лидера и преуспевают стремлении занять руководящее место.

Интуитивный тип

Часто производит на окружающих людей впечатление человека легкомысленного, непрактического, нереалистического. Такие люди очень быстро перескакивают с одной деятельности на другую, у них постоянно возникают разные идеи, и они сразу же пытаются их реализовать. Они, как правило, не пунктуальны, со временем обращаются свободно. Люди этого склада хорошо вдохновляют других видением будущего. Это хорошие агитаторы. Если эти люди умны и уравновешены, они хорошо предвидят будущее, если их интеллект не на высоте, они могут сильно навредить окружающим. Свои убеждения такие люди отстаивают с яростью. Жизнь часто утомляет их, все, что ускоряет жизнь, приветствуется ими.

Я считаю, что принадлежу к интуитивному типу, потому что большая часть этих

черт подходит и ко мне. Но я не согласна с пунктом о пунктуальности. Я

считаю, что пунктуальность – одно из важнейших качеств человека. Ведь при

собеседовании о приеме на работу работодатель в первую очередь смотрит на

это. Да и вообще, опаздывать на встречу с человеком очень невежливо. Поэтому

я стараюсь развивать в себе пунктуальность, хотя все время куда-то спешу,

боясь опоздать.

особенности моего

поведения и чувств по Айзенку Г.

При приеме на работу очень часто используется метод тестов для получения

наиболее полной информации о человеке - его умственных способностях,

личностных качествах.

Как известно, общепринятая процедура оценки личности при помощи теста

предполагает обстановку эксперимента. Испытуемому предлагается решить

несколько задач или ответить на несколько вопросов. Примером такого теста

является личностный опросник Айзенка.

Личностный опросник Айзенка

Вопросы:

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы

«встряхнуться», испытать возбуждение.

2. Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить

или утешить.

3. Вы человек беспечный.

4. Вам очень трудно отвечать людям «нет».

5. Прежде, чем что-либо предпринять. Вы задумываетесь.

6. Если Вы обещаете что-то сделать, то всегда сдерживаете свои обещания.

7. У Вас часто бывают спады и подъемы настроения.

8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая.

9. Вы часто чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то

причин.

10. На спор Вы сделаете все, что угодно.

11. У Вас возникает чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести

разговор с симпатичной (ным) незнакомкой (цем).

12. Иногда Вы выходите из себя, злитесь.

13. Вы часто действуете под влиянием минутного настроения.

14. Вы часто беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь

таков, чего не следовало бы делать или говорить.

15. Вы предпочитаете книги встречам с людьми.

16. Вас легко обидеть.

17. Вы любите часто бывать в компании.

18. У Вас бывают иногда мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других.

19. Вы иногда полны анергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы.

20. Вы предпочитаете иметь поменьше друзей, но зато особенно близких Вам.

21. Вы часто мечтаете.

22. Когда на Вас кричат» Вы отвечаете тем же.

23. Вас часто беспокоит чувство вины.

24. Все Ваши привычки хороши и желательны.

25. Вы способны дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании.

26. Вы считаете себя человеком возбудимым и чувствительным.

27. Вас считают человеком живым и веселым.

28. Часто, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли

бы сделать его лучше.

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей.

30. Вы иногда сплетничаете.

31. Бывает, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову.

32. Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочитать об этом

в книге, нежели спросить кого-либо.

33. У Вас бывают сердцебиения.

34. Вам нравится работа, которая требует от Вас постоянного внимания.

35. У Вас бывают приступы дрожи.

36. Вы всегда платили бы за провоз багажа на транспорте, даже если не

опасались бы проверки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ