Рефераты
 

Девиантное материнство в современном родительстве

решается на рождение ребенка, чтобы внести нечто новое в

близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом.

6. Беременность как отказ от прошлого (8%) — в этом случае

беременность может расцениваться самой женщиной как желание

почувствовать себя личностью, обрести женскую

индивидуальность, зачеркнуть свое прошлое. Нередко

символизирует начало нового этапа в жизни и наиболее часто

встречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым.

7. Беременность как уход от настоящего (5%) преобладает у

одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Они

пытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка,

заместить свою жизнь его жизнью.

8. Беременность ради сохранения собственного здоровья (26%)

мотив обусловлен боязнью причинить вред своему здоровью

абортом или утратить возможность деторождения в будущем.

Кроме того, можно выделить мотив рождения ребенка для получения

материальной выгоды, получивший в последнее время достаточно широкое

распространение.

Описанные мотивации не существуют в психике женщины в чистом

виде, а взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одной из

них. Кроме того, их присутствие отличается особым мотивационным

фоном. Были выделены три таких фона.

Для молодых женщин эту роль часто играют привлекательность

неизвестного, стремление к новым острым ощущениям. Решение родить

ребенка обычно характеризуется недопониманием степени ответственности

материнства, что обусловливается, прежде всего незрелостью и

несформированностью личности. При условии благоприятной в целом

атмосферы социального окружения женщины беременность может протекать

в экзальтированном, приподнятом настроении. Поведенческие реакции

характеризуются как игровые, с преобладанием в них детских паттернов

поведения.

Для женщин более старшего возраста (после 25 лет) решение

сохранить беременность может определяться стремлением «не быть хуже

других». Особенно ярко это проявляется у женщин, несколько лет

состоящих в бездетном браке. В этом случае беременность приобретает

позитивную психологическую окраску: ребенок является ожидаемым и

желанным, а сама женщина испытывает чувство гордости, связанное со

своим новым положением.

Самоутверждение через беременность. Основной характеристикой

этого фона является его приобретенность. Он навязывается женщине в

процессе социализации посредством воспитания и всего комплекса

прививаемых ей с детства психологических установок.

1.3. Стиль переживания женщиной беременности

В психологии беременности особый интерес представляет возможность

прогнозирования отклонений от адекватного материнского поведения и

проектирование психологического вмешательства. В этих целях

разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к

беременности.

Стиль переживания беременности включает в себя:

• физическое и эмоциональное переживание момента идентификации

беременности,

• переживание симптоматики беременности,

• динамика переживания симптоматики по триместрам беременности;

• преимущественный фон настроения в эти периоды;

• переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй

половины беременности;

• содержание активности женщины в третий триместр беременности.

Г. Г. Филиппова выделяет шесть стилей переживания беременности.

1. Адекватный. Для него характерны: идентификация беременности

без сильных и длительных отрицательных эмоций; выраженные

соматические ощущения от состояния беременности. В первом триместре

возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов,

появление раздражительности, во втором триместре — благополучное

эмоциональное состояние, в третьем триместре — повышение тревожности

и ее снижение к последним неделям. Активность в третьем триместре

ориентирована на подготовку к послеродовому периоду. Первое шевеление

ребенка ощущается в 16-20 недель, сопровождается положительными

эмоциями; последующие шевеления четко отделены от других ощущений, не

сопровождаются отрицательными соматическими и эмоциональными

переживаниями.

2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом,

беспокойством, которые периодически возобновляются. Соматический

компонент сильно выражен по типу болезненного состояния.

Эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или

депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации,

повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре

это усиливается. Активность в третьем триместре связана со страхами

за исход беременности, родов, послеродовой период. Первое шевеление

ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями или, напротив,

четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с

тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальнейшие

шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой за себя и

здоровье ребенка. Характерна направленность на получение

дополнительных сведений, патронаж. Характер шевеления

интерпретируется с точки зрения возможных нарушений в развитии

ребенка.

3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную

эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным

проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного

отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности

появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в

ожиданиях послеродового периода.

4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя,

сопровождается чувством досады или неприятного удивления.

Соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже

лучше, чем до беременности. Динамики эмоционального состояния по

триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности

и общего эмоционального тонуса. Первое шевеление отмечается очень

поздно; последующие шевеления носят характер физиологических

переживаний, как доставляющие физическое неудобство. Активность в

третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные

с ребенком.

5. Амбивалентной. Общая симптоматика сходна с тревожным типом,

особенностью являются резко противоположные по физическим и

эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно

возникновение болевых ощущений. Интерпретация своих отрицательных

эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход

беременности, родов. Характерны ссылки на внешние обстоятельства,

мешающие благополучному переживанию беременности.

6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими

отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно

физически и эмоционально окрашена. Беременность переживается как

кара, помеха и т. п. Шевеление окрашено неприятными физиологическими

ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью. К концу

беременности возможны всплески депрессивных или аффективных

состояний.

Ю. Шмурак выделила следующую типологию матерей, отражающую меру

сознательного и бессознательного принятия ребенка:

1. Идеальная (сознательное и бессознательное принятие ребенка).

2. Холодная (сознательное отвержение и бессознательное принятие).

3. Амбивалентная (сочетание сознательного принятия ребенка с

бессознательным его отвержением).

4. Катастрофическая (сознательное и бессознательное отвержение).

При сравнительном изучении переживания беременности у

«благополучных» беременных и женщин, отказывающихся от детей, было

выявлено, что отсутствие или сильное снижение выраженности

симптоматики беременности характерно для «отказниц». Слишком сильная

выраженность симптоматики, сопровождаемая отрицательными

эмоциональными переживаниями, также характерна для неблагоприятного

отношения к беременности и материнству. В психоанализе и

микропсихоанализе при рассмотрении отношения женщин к беременности

обращали внимание на переживание ею шевеления ребенка. Эти

исследования, а также данные о разной интенсивности переживаний

женщиной шевелений ребенка и интерпретации своих физических и

эмоциональных состояний в разных культурах дают возможность

предположить, что стиль переживания женщиной соматического компонента

беременности и шевеления ребенка могут иметь прогностическую ценность

для выявления отклонения от адекватной модели материнства.

2. Девиантное материнство

В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к

такому социальному явлению, как «скрытый инфантицид» — отказ матери

от ребенка. Существуют ли какие-то специфические характерологические

особенности личности, которые нарушают естественное формирование

готовности к материнству? Исследователи указывают на полиморфизм

факторов, предрасполагающих к этому. Одним из малоизученных аспектов

проблемы является обнаруженный еще в начале века феномен искаженного

восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В последующем это

наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией.

Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным

состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между

реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала во время

беременности. При этом она воспринимает его как обманувшего ее

надежды, источник принуждения и страдания.

Так, исследователи считают, что к таким искажениям особенно

предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью,

потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они

проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в

себе зло, которое они испытали, все, в чем они себе отказывают.

По мнению В. И. Брутман, одной из причин девиантного материнства

является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая

«отказница» отвергалась своей матерью с детства, что привело к

нарушению процесса идентификации, как на уровне психологического

пола, так и при формировании материнской роли. Неудовлетворенная

потребность в материнской любви и признании не позволяет «отказнице»

самой стать матерью. В. И. Брутман полагает, что для формирования

нормального материнского поведения необходима идентификация с

матерью, а затем на ее основе — эмоциональная сепарация.

Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время

проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных

исследований, в частности С. О. Кашаповой, свидетельствуют об

искаженном формировании материнской сферы, несформированной мотивации

материнства и инфантильном отношении к беременности у девушек-

подростков, ожидающих ребенка. В целом можно отметить следующие

характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству:

1. Эмоциональная и психологическая незрелость, низкая

толерантность к стрессам, несдержанность аффектов.

2. Неготовность к браку в силу эмоциональной

неустойчивости, эгоцентризма, стремления к

независимости.

3. Сосредоточенность на своих проблемах, переживание

чувства несправедливости и недостатка любви.

4. Неразрешенность детских и пубертатных конфликтов.

5. Неполная собственная семья, нередко отсутствует муж,

часто воспитывается отчимом.

6. В ее семейной истории существует паттерн отказа от

ребенка; разводы и физическое насилие регистрируются уже

в поколении бабушки.

7. Эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то, что

отношения с ней могут быть негативными.

8. Мать характеризуется ею как агрессивная, директивная и

холодная; она либо не знает о беременности дочери, либо

возражает против нее.

9. Ребенок для нее — источник психологических проблем,

страха и тревоги. Он кажется ей недоступный для

контакта, как нечто незначительное и далекое от нее

самой.

2.1. Психология беременной женщины

Исследователи рассматривают беременность как время эмоционального

кризиса, стресса, поворотного пункта или как некий вид болезни,

навязанный женщине.

С их точки зрения, беременность, особенно первая, — это кризисная

точка в поиске своей женской идентичности. Беременность доказывает

половую принадлежность женщины и видимым образом заявляет внешнему

миру, что она состояла в сексуальных отношениях,

По определению отечественных авторов, беременность — это

физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной

яйцеклетки, в результате которого формируется плод, способный в

дальнейшем к внеутробному существованию.

Беременность представляет собой качественно. новое состояние

организма, требующее максимальной работы всех органов и систем. Ее

можно рассматривать как стадию развития.

Мы придерживаемся точки зрения, сочетающей оба подхода:

беременность, роды и материнство — это определенные ступени

формирования зрелой женской идентичности. По нашему мнению, эти этапы

связаны между собой таким образом, что от того, насколько полно

женщина проживет предыдущий этап, зависит возможность прохождения

следующего. Рассматривая беременность как стадию развития, можно

выделить основные отличительные характеристики этого периода. На наш

взгляд, изменения затрагивают как психофизиологический, так и

психологический уровень.

На психофизиологическом уровне выделяют изменения в следующих

сенсорных областях.

Акустическая: беременным женщинам часто не нравится громкая

музыка, они начинают предпочитать классическую или медитативную

музыку. Они вздрагивают, когда слышат громкий звук, выстреливающий

звук или внезапный шум.

Визуальная: многие женщины сообщают об изменениях в зрительном

восприятии, в частности, эмоциональных реакциях на визуальные

стимулы, такие, как изображения уродств, жестокость, неприятные

события; в то же время беременные начинают глубже чувствовать красоту

и гармонию. Они также более чувствительны к цветовым сочетаниям.

Кинестетическая: большинство беременных женщин становятся более

чувствительными к способу прикосновения к ним и другим тактильным

сигналам.

Запах: появляется более дифференцированное чувство обоняния.

Поскольку сильные запахи могут быть вредны для будущего ребенка, а

некоторые запахи действуют на мать целебно и успокаивающе, более

дифференцированное обоняние позволяет ей избегать или искать

определенные запахи и их источники.

Вкус: многим беременным женщинам не нравятся определенная пища и

напитки, так же, как вещества, которые являются вредными для

нормального развития плода, например, никотин, алкоголь, кофеин и

т.п. Однако беременные часто начинают бессознательно употреблять в

пищу те продукты, в которых имеются необходимые питательные вещества.

Психологические изменения во время беременности проявляются в так

называемом синдроме беременности — это новое психогенное состояние,

ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в

день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения, и

заканчивается не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка.

Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на

бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и

характеризуется следующими симптомами.

На первом этапе женщины чаще всего испытывают аффект осознания

себя беременной. Чем выше социальный и интеллектуальный уровень

беременной женщины, чем более она независима и профессионально

успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено

ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.

Часто женщины первое время «полагаются на волю случая»,

подсознательно желая, чтобы все разрешилось «само собой» (например,

выкидыш или необходимость искусственного прерывания беременности по

медицинским показаниям). Если беременность не была запланирована, в

большинстве случаев женщина обращается в консультацию с опозданием,

когда беременность уже становится очевидной для нее самой и ей не

остается ничего иного, кроме принятия себя в новом качестве.

Описанное явление может быть охарактеризовано как симптом принятия

решения. Для данного симптома характерно подсознательное отделение

себя женщиной от факта собственной беременности; существуют два

полюса: «Я и беременность». В этот период в самоощущениях делается

акцент на себе (на своем «Я»), а отнюдь не на материнстве и будущем

ребенке.

Следующим этапом развития синдрома беременности является

рефлексивное принятие нового собственного образа: «Я в положении»

(симптом нового «Я»), который характеризуется признанием

физиологических изменений в своем организме.

Спайлбергер и Джейкобс показали, что реальные биологические и

нейроэндокринные изменения, сопровождащающие беременность, могут

оказывать глубокое психологическое влияние на ожидающих матерей.

По мнению авторов, поскольку такие изменения носят интенсивный

характер в начале беременности и для адаптации к ним требуется

некоторое время, вероятно, что эмоциональные переживания женщины в

течение первого триместра определяются главным образом этим фактором.

Подобные изменения создают особый тип психологического стресса,

характеризующегося такими проявлениями, как тошнота, рвота,

головокружение, головные боли и нарушения аппетита.

Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабильности,

который в той или иной степени присущ всему периоду беременности. Под

этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, которая

проявляется в колебаниях фона настроения. У некоторых женщин

возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности

и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и

усиливается физическая активность, возможно, потому, что беременная

пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Колебания

настроения могут выражаться во внутреннем напряжении различной

степени — от ощущения скуки, медлительности возрастающего

недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности.

С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у

женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к

беременности. В. И. Брутман и М. С. Радионова считают, что даже самая

желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом, в котором

одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и настороженное

ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с

предстоящими родами, иногда доходящие до паники («Вынесу ли я

роды?»); и неуверенность в своих способностях родить и стать

полноценной матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка,

обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей

семьи, возможным ущемлением личной свободы; и, наконец, переживания

своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной

непривлекательности.

По мере осознания беременной своего нового качества высвечиваются

лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого амбивалентного

комплекса.

Далее возникает характерная для беременности психическая

перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него

образа ребенка (симптом принятия новой жизни в себе). Этот этап чаще

всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать первые

шевеления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет признать

себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью,

которой мать управлять не может.

По мере роста плода чувственный компонент этих ощущений

становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в

этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца:

«проснулся», «веселится», «беспокоится» и т. п. Наделенная смыслом

беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий

аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца,

его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые

эмоциональные тона.

Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их

поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся

более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и «размягченными». Как

считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает

внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние

способствует формированию образа ребенка, который включается в

самосознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно-

смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как

«соединство», «сроднение».

Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину

синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия,

переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического

состояния. Он характеризуется надвигающейся ответственностью за

судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем.

В этот период беременности явно прослеживается изменение

конструкта «Я — окружающий мир». Женщины, в соответствии с

изменившимся восприятием действительности, склонны наделять свое

привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками

на фоне повышенной требовательности. Эту склонность можно определить

как симптом завышенных притязаний по отношению к другим.

Внутри симптома завышенных притязаний следует разделять феномен

недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу будущего ребенка.

Женщина, подсознательно требуя особого отношения к себе, может

манипулировать окружающими. Изменяется и восприятие мужчины, который

превращается в отца будущего ребенка. Большинство мужчин,

подсознательно ожидая изменения социометрического статуса и свою

ненужность (связанную с перспективой появления другого значимого

человека в жизни своей женщины), на сознательном уровне скрывают

вызванную этим тревогу, реализуя свои новые ощущения в неосознанном

избегании жены. Таким образом, женщина оказывается лишенной мужской

поддержки в тот момент, когда она больше всего нуждается в ней.

Все это усугубляется еще и тем, что большинство женщин во время

беременности испытывают так называемый сенсорный голод, вызывающий

повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию по

отношению к окружающим, а в особенности к своему мужчине. В данном

случае уместно говорить о симптоме ощущения депривации,

сопровождающемся духовным отчуждением.

Начиная с периода в 20 — 25 недель возникает еще одна проблема,

заслуживающая особого внимания. Физиологические изменения,

происходящие с беременной женщиной, нередко делают для нее

невозможной полноценную сексуальную жизнь, что создает или

увеличивает дистанцию в общении с мужчиной. Перечисленные факторы

могут способствовать возникновению симптома сексуальной

неполноценности периода беременности.

Следующим и одним из самых ярких и эмоционально насыщенных

симптомов является симптом страха перед родами. Вероятно, каждая

женщина в некоторой степени испытывает внутренний конфликт, который

выражается, с одной стороны, в желании, наконец, родить, а с другой

стороны, избежать родов. С одной стороны, она ожидает благополучного

завершения беременности, с другой стороны, роды вызывают страх и

беспокойство. На степень психической незащищенности женщин перед

родами указывает то, с какой легкостью большинство из них соглашаются

на применение любых обезболивающих препаратов, не думая о возможных

последствиях для ребенка.

Одним из последних симптомов, переживаемых женщиной в период

беременности, является симптом нетерпения. Женщина испытывает

нарастающее нетерпение и возбуждение, связанное с уже надоевшей

беременностью, и непреодолимое стремление к ее окончанию. В этот же

период наблюдаются характерные колебания настроения: от радости,

потому что ребенок вот-вот станет реальностью, до различных

сознательных и бессознательных тревог всех беременных (о возможности

смерти от родов, о том, нормален ли ребенок и не повредят ли его во

время родов). Некоторые женщины испытывают радостное возбуждение

оттого, что снова смогут играть активную роль при родах и оставить

вынужденно пассивную роль беременной.

Завершающим симптомом синдрома беременности является

пигмалионизация родившегося ребенка: переход в восприятии матери от

его фантастического образа к реальному. Описанный выше синдром

является типичным для периода беременности у всех женщин. Вместе с

тем его симптомы могут быть в разной степени выражены в каждом

конкретном случае. Наиболее ярко указанные симптомы, усиленные

страхом перед неизвестным, проявляются в течение первой сохраненной

беременности. Таким образом, субъектное отношение к ребенку является

стержневым фактором в структуре психологической готовности к

материнству. Оно проецируется в стиль материнского поведения и тем

самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического

развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень

общения ребенка с матерью, особенности становления у него образа себя

и потребности в сопереживании. Для большинства женщин беременность

является не только осознанным желанием, одухотворенным истинным

смыслом материнства, но и в значительной степени необходимостью

соответствовать социальным требованиям. Разрешение проблемы

сохранения беременности определяется, прежде всего, личностью будущей

матери в системе ее отношений с внешним миром. Следовательно,

психопрофилактическую работу можно начинать задолго до беременности и

ориентировать ее на систему отношений, ценностных ориентаций женщины.

Значительным средством психопрофилактики здесь может быть

психологическая подготовка к беременности и пренатальное воспитание.

Неготовность к материнству — основной фактор психологического риска,

лежащий в основе неадекватного обращения матери с младенцем.

Исходя из сказанного, можно с полной уверенностью считать

беременность качественно новым состоянием организма и психики

женщины. Более того, это состояние является переходом к одному из

самых важных периодов в жизни женщины — периоду, когда гармония в

семье во многом (если не полностью) будет зависеть от ее умения быть

матерью.

2.2. Представления о материнстве и родительские позиции у женщин

не готовых к материнству

Обзор исследований психологии беременных женщин показал, что во

время беременности у родителей формируется представление о своем

ребенке и о роли матери.

Мы предположили, что существуют различия в представлениях о

материнстве у беременных женщин, готовых и не готовых к материнству.

Чтобы определить представления о матери и ее роли у наших

испытуемых, мы использовали метод свободных ассоциаций. Это позволило

провести содержательнь1й анализ личностного смысла, который имеет

слово «мать» для беременных женщин, готовых и не готовых к

материнству.

В выборке женщин, готовых к материнству, были получены следующие

группы ассоциаций:

• любящая — 95% (например, «любящая», «любовь»);

• понимающая — 79% («понимающая», «справедливая»);

• добрая, нежная, ласковая — 58% («улыбка», «ласковые руки»,

«пушистая, как кошка», «доброта», «ласка»);

• учитель, воспитатель, помощник — 53% («знающая», «мудрая»,

«наставник», «учитель», «совет»);

• заботливая — 47% («оберегающая», «заботливая»);

• хранительница домашнего очага — 37% («дом», «семья», «уют»).

Для испытуемых этой выборки характерно позитивное отношение к

материнской роли и функциям женщины в семье, у них ярко выражены

такие качества матери, как принятие (76%), отзывчивость (63%),

предпосылки субъекта обучения составляют 53%. В их ассоциациях можно

проследить самостоятельную ценность ребенка как объекта материнской

сферы (потребность в контакте, в заботе о нем).

В выборке женщин, не готовых к материнству, ассоциации следующие:

• любящая — 43%;

• живущая ради ребенка — 36% («живущая ради ребенка», «самое

важное — это ребенок», «готова отдать все для своего ребенка»);

• чрезмерно опекающая — 29% («постоянная опека», «огромная

ответственность»);

• игнорирующая ребенка — 29% («не должна вмешиваться в дела

ребенка»);

• учитель, советник — 7% («готова дать совет», «научить

самостоятельности»).

Следует отметить, что женщины этой выборки с трудом находили

ассоциации, их количество было меньше, чем у женщин из выборки

готовых к материнству. Анализ их ассоциаций свидетельствует о

невыраженности таких качеств матери, как принятие и отзывчивость,

представление о том, что надо развивать ребенка с первых месяцев

жизни, незначимо. Ярко прослеживается представление о сверхценности

ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя, чрезмерно

опекать). Вероятно, это связано с удовлетворением потребности в

объекте привязанности, стремлением уйти от собственных проблем в мир

ребенка.

Родительские позиции по отношению к будущему ребенку беременных

женщин, готовых и не готовых к материнству

Мы предположили, что существуют различия в родительских позициях

по отношению к будущему ребенку у беременных женщин, готовых и не

готовых к материнству.

Проверка гипотезы проводилась с помощью методики PARI (измерение

родительских установок и реакций) и метода статистической обработки

данных критерий U Манна — Уитни.

Имеются достоверные различия (на 1%-ном уровне значимости) между

выборками женщин, готовых и не готовых к материнству, по показателям:

. оберегание ребенка от трудностей;

. «жертвенность» родителей;

. страх причинить ребенку вред;

. «мученичество» родителей;

. раздражительность родителей;

. зависимость ребенка от матери;

. избегание общения с ребенком;

. невнимательность мужа;

. товарищеские отношения с ребенком;

. необходимость посторонней помощи в воспитании.

Исходя из сравнительного анализа средних значений изучаемых

признаков, можно сделать следующие выводы:

Испытуемые из выборки женщин, готовых к материнству,

характеризуются более высокими показателями товарищеских отношений с

ребенком.

Испытуемые из выборки женщин, не готовых к материнству, имеют

более высокие следующие показатели: оберегание ребенка оттрудностей,

страх причинить ребенку вред, зависимость ребенка от матери. Они

больше ощущают свою «жертвенность» по отношению к ребенку, чаще

испытывают раздражение и избегают общения с ним, больше указывают на

невнимательность мужа и необходимость посторонней помощи в

воспитании.

В целом для женщин, готовых к материнству, характерны:

- повышенное внимание со стороны мужа (42%) и чрезмерное

стремление к товарищеским отношениям с ребенком (42%);

- остальные показатели методики PARI находятся в пределах средних

значений, что является наиболее благоприятным для данной методики.

Для женщин, не готовых к материнству, характерны:

- ощущение самопожертвенности в роли матери, ограниченность

интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью хозяйки

дома;

- большое количество супружеских конфликтов и «безучастность»

мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость посторонней

помощи в воспитании ребенка;

- стремление к чрезмерному обереганию ребенка от трудностей и

сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку вред;

- предрасположенность к нетоварищеским отношениям с ребенком;

- склонность не подавлять сексуальность, агрессивность ребенка,

нежелание ускорять его развитие и способствовать его активности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ