Девиантное материнство в современном родительстве
Механизм формирования психологической готовности к материнству
Традиционная функционально-ролевая согласованность супругов, их
внимательность друг другу, неконфликтность в общении способствует
позитивному принятию ими своих родительских функций:
самостоятельности в воспитании, отсутствию строгости и
раздражительности по отношению к ребенку, отсутствию ощущения
«мученичества» в выполняемой роли родителя. В дальнейшем это
выражается в стремлении к демократическим отношениям с ребенком,
учете его субъективных качеств, потребностей, стремлений, желаний,
некоторой самостоятельности в принятии решений. Все перечисленное, на
наш взгляд, является благоприятными факторами для психического
развития ребенка, приобретения им положительного коммуникативного
опыта (одной из предпосылок готовности к родительству), сохранения и
развития доброжелательных и внимательных отношений между супругами и
создания благоприятного психологического климата в семье в целом.
Полученный нами фактор гиперопеки рассматривается в контексте
особенностей данной выборки. Все испытуемые в настоящий момент только
ожидают ребенка, и стремление заботиться о нем, представление о его
беззащитности и необходимости родительского ухода контроля,
удовлетворения потребностей ребенка, которые он не может осуществить
на данном этапе своего развития, являются, на наш взгляд,
оправданными.
По результатам проведенного нами исследования в целом можно
сделать следующие выводы:
В выборке женщин, готовых к материнству, преобладают:
• мобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния:
психическое спокойствие, стремление к действию и активность;
• образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей развитию и
обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность;
• повышенное внимание со стороны мужа и чрезмерное стремление к
товарищеским отношениям с ребенком;
• гиперопека, учет субъективности ребенка, демократичность в
отношениях с ним; принятие родительских функций, традиционная
функционально-ролевая согласованность супругов.
Для выборки женщин, не готовых к материнству, характерны:
• демобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния:
психическое беспокойство, подавленность и депрессия, удрученность и
тоскливость, страхи и опасения;
• невыраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и
стремление к развитию ребенка. Кроме того, прослеживается
сверхценность ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя,
чрезмерно опекать). Вероятно, это связано с удовлетворением
потребности в объекте привязанности, стремлением уйти от собственных
проблем в мир ребенка;
• ощущение самопожертвенности в роли матери, ограниченность
интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью хозяйки
дома;
• большое количество супружеских конфликтов и «безучастность»
мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость посторонней
помощи в воспитании ребенка;
• стремление к чрезмерному обереганию ребенка от трудностей и
сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку вред;
• предрасположенность к нетоварищеским отношениям с ребенком;
• стремление не подавлять сексуальности и агрессивность ребенка,
нежелание ускорять его развитие и способствовать его активности;
• негативное представление о родительстве, эмоциональная
неустойчивость в воспитании, переживание неразделенной родительской
ответственности, игнорирование ребенка либо гиперопека.
3. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка
3.1. Развитие систем пренатального воспитания
Вопрос о том, является ли вынашивание воспитанием, то есть,
происходит ли при этом опосредованное включение будущего человека в
общество, в разные эпохи решался по-разному.
Первый этап в развитии пренатального воспитания — семейное
пренатальное воспитание. Оно не было массовым, государственным, а
осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые
проверяли и отбирали супругов по физическим и нравственным критериям.
Тем, кто не проходил испытания, запрещали вступать в брак.
Для древних цивилизаций значимость периода беременности была
непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие
другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и
общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для
жизни и развития. Более тысячи лет назад в Китае существовали
пренатальные клиники, где будущие матери проводили период
беременности, окруженные покоем и красотой. Здесь же была разработана
система эмбрионального воспитания «Тай-кье». Индийская традиция
Барака Самхита применяла прослеживание плода в течение третьего и
четвертого месяцев, а начиная с седьмого — ежемесячно.
В дореволюционной России, особенно в северных регионах
(Вологодская, Новгородская губерния), существовал свод правил и
примет, регулирующих поведение беременной. Особую роль играла
акушерка-повитуха или монахиня. Пренатальное воспитание состояло в
передаче способов для саморуководства женщины во время беременности и
родов, а также создавало некую временную общность и ставило женщину в
особое положение в семье.
Bторой этап — медицинский — начинается в конце XVII века с
открытием акушерских училищ. На данном этапе пренатальное воспитание
прекратило свое существование как отдельная практика, на смену ему
пришло родовспоможение с его собственным образом рождающегося
человека как организма, лишенного переживаний. Родовспоможение стало
обязательной практикой, через которую проходили все женщины. Прочие
практики являлись факультативными. В частности, когда в 1940-х годах
психоанализ проявил интерес к беременным, лишь немногие из них имели
возможность и пожелали посещать психоаналитические сеансы.
В нашей стране, начиная с 1950-х годов репрессивный стиль пре- и
перинатальных отношений воспроизводили и поддерживали школы будущей
матери, которые открылись в этот период при каждой женской
консультации. Эти школы ставили своей целью передачу знаний о
внутриутробном развитии. Действительным результатом взаимоотношений
женщины с врачом (до настоящего времени занятия в таких школах ведут
врачи-гинекологи) являлись передача ответственности медицине, страх
перед родами, утрата интуиции. Ребенок виделся как объект
манипуляции. Поведение и чувства матери, направленные на будущего
ребенка, складывались в соответствии со стереотипами общественного
сознания, которые практиковали раннюю разлуку с ребенком и ранний
переход к общественному воспитанию в детских садах и яслях. Интимные,
индивидуализированные связи между матерью и ребенком не возникали,
так как несли в себе угрозу тоталитарному воспитанию.
Постепенно в науке нарастает интерес к младенчеству, который
перестает быть «куском кричащего мяса». Обнаружилось, что он имеет
свою собственную психическую активность. Возникает кризис
«медицинского этапа» пренатального воспитания. Возрождается
нетрадиционная практика, в которой, прежде всего была восстановлена
фигура пренатального наставника и сделан акцент на
индивидуализированной связи его с будущей матерью.
Около 20 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран
Европы и Америки стали объединяться в Ассоциации перинатального
воспитания, возник новый раздел науки о человеке — перинатальная
психология. Она занимается изучением психической жизни плода и
пытается найти ответы на следующие вопросы: когда начинается
психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику
рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и
неонатальный период жизни на психику человека.
Основой перинатальной психологии является теория перинатальных
матриц. Особенно много сделал для их изучения американский психиатр
С. Гроф. По Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные
структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не
для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей
жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в
родах стало уже стройной теорией.
Акушерство всегда было и сегодня должно оставаться искусством,
заключающимся не только в рождении ребенка без травм, но и — что не
менее важно — физически и психически здорового. В свете теории
перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в
целом и медициной в частности, является формирование и развитие
перинатальной культуры, или культуры родительской (в самом широком
смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение духовно
содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и
радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему
медицинского вмешательства.
Третий этап — «альтернативный» — начинается в 1962 г. с открытием
первого Центра пренатальной подготовки. В настоящее время во всем
мире действуют различные центры пренатальной подготовки, существуют
разветвленные службы «естественного деторождения», которые предлагают
юридическое, медицинское, тренировочное, психолого-консультативное
обслуживание. В Англии действует около десяти, в США около тридцати
таких организаций, в Дании, Голландии такая служба является частью
официального государственного пренатального сервиса. Следует отметить
Национальную ассоциацию пренатального воспитания во Франции, Общество
биогенетического здоровья в США, Мистическую школу сознательного
зачатия и беременности.
Воссоздание пренатальной культуры в России относится к 1982 году,
когда И. Марковский прочел цикл лекций о водном рождении в клубе
«Здоровая семья». Затем у него появились последователи — организация
«Водное рождение», клуб здоровой семьи «Возрождение», творческий
коллектив «Наутилус» под руководством М. Трунова, коллектив «Аква»,
директором которого стала Татьяна Саргунас. На сегодняшний день
существует свыше десяти организаций, занимающихся в числе прочего
пренатальным воспитанием. Кроме уже упомянутых, можно назвать
следующие: «Аквамарина» (Москва), «Афалина» и «Кенгуру» (Ярославль),
«Дельфа» (Тверь). Клуб «Воскресение» (Москва) строит пренатальное
воспитание на основе православия, «Стихиаль» активно использует
методы, восходящие к языческим культам народов Севера России и
Карелии. Кроме того, большое внимание здесь уделяется проработке
психологических проблем матери и отца.
Целями нетрадиционного пренатального воспитания являются:
1. Подготовка к естественному рождению с целью смягчения
критического разрыва для матери и ребенка (к конкретным
техникам относятся «лотосовое» рождение — без обрезания
пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения,
ритм обстановки рождения, максимально приближенный к
ритму внутриутробной жизни, и т. п.).
2. Развитие способности матери получать информацию о
состоянии и поведении ребенка во время беременности (при
помощи техник из арсенала различных духовных практик —
через медитации, упражнения, музыку, манипуляции с
освещением и т. п.— таким образом стимулируется
имажинация будущего ребенка).
3. Целенаправленное формирование способности матери изменять
свое эмоциональное состояние и передавать его ребенку.
4. Создание тесного контакта будущей матери с другими
беременными и пренатальным наставником. Кафедра
акушерства и гинекологии Волгоградской медицинской
академии (Н. А. Жаркин, Н. Д. Подобед, Е. В.
Александрина, А. Е. Мирошников) разработала методику
подготовки семейных пар к родам с учетом формирования
психических перинатальных матриц плода и развития
родительской культуры.
По итогам исследования методы подготовки беременных к родам в
женских консультациях были разделены на три группы:
1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка
сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у
беременной, или советы почитать соответствующую популярную литературу
по беременности и родам. К сожалению, подобной системой «охвачена»
подавляющая часть всех беременных, состоящих на учете в женских
консультациях города. Результатом такой «подготовки» являются
эмоциональные и психологические срывы женщин в родах, высокий процент
аномалий сократительной деятельности матки, приводящих к повышению
частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь. Отсутствие
установки на грудное вскармливание приводит к резкому сокращению
периода лактации, следствием чего является повышенная заболеваемость
детей первого года жизни. Так, по данным годового отчета и
анкетированию, проведенному студентами и сотрудниками кафедры
акушерства и гинекологии, за последние 2 года перинатальная
смертность составляет 15,1% в 1997 г. и 14,5% — в 1998 г.,
материнская смертность соответственно — 26,7 и 56,2 на 100000
живорожденных. Младенческая (до 1 года жизни) смертность — 15,2% и
13,7%, заболеваемость новорожденных — 39,1% и 44,9%, процент
первородящих (в среднем по городу) составил 72,3%.
На смешанном вскармливании выписано из родильного дома 32% детей.
Таким образом, полное отсутствие психологической помощи беременным в
немалой степени способствовало и продолжает способствовать тем
отрицательным демографическим и социальным процессам, которые имеются
в регионе.
2. Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП),
разработанная в нашей стране К. И. Платоновым и И. И. Вельвовским и
усовершенствованная впоследствии А. П. Николаевым. Она состоит из
четырех лекционных занятий, включающих краткие сведения об анатомии
женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов,
послеродового периода, о поведении женщины в первый период родов,
характере дыхания во время потуг. Данная система, некогда
охватывавшая до 90% беременных, в настоящее время сохранилась лишь в
нескольких женских консультациях. Посещаемость занятий составляет 2-
3% от общего числа беременных. Повторно рожающие женщины, как
правило, занятия не посещают. Данный метод подготовки в настоящее
время практически потерял свою актуальность в силу устаревшего
подхода и не обеспечивает снижения невротических расстройств у
беременных. Кроме того, так же как и методы первой группы, он
приводит к значительным репродуктивным потерям.
3. Комплексная подготовка по программе «Возрожденные роды»,
разработанная в США и внедренная в двух женских консультациях
г.Волгограда в 1995 году. По своей сути она является улучшенным
вариантом программы И. И. Вельвовского — А. П. Николаева. В программе
делается акцент на сведения о физиологических механизмах беременности
и родов. Занятия сопровождаются показом прекрасно изготовленных
иллюстраций, наглядных материалов (планшеты, муляжи, видеофильмы).
Целью программы является проведение физического и гигиенического
тренинга. Осуществляется она силами инструкторов физической культуры,
прошедших специальные курсы. Такая подготовка в большей степени, чем
предыдущие, отвечает современным требованиям и имеет, по данным Е. Б.
Ефремовой и А. Н. Рыльковой, неплохие результаты. В группе из 150
беременных, прошедших подготовку по данной программе в женской
консультации Центрального района, своевременных родов было на 4%
больше, преждевременных — на 2% меньше, аномалии родовой деятельности
отмечались в 1,6 раза реже. Продолжительность родов сократилась на
3,9 часа, разрывы мягких тканей родовых путей встречались на 4,6%
реже, число кровотечений в послеродовом и раннем послеродовом
периодах отмечено на 17% реже, чем в контрольной группе (250
беременных, занимавшихся в школе матерей по методу И. И. Вельвовского
— А. П. Николаева). Оперативное родоразрешение потребовалось в 4%
случаев в основной группе, против 12% в контрольной. Однако данная
программа, на наш взгляд, имеет один существенный недостаток —
отсутствие должной психологической помощи на уровне, обеспечивающем
формирование родительской культуры.
Поэтому в клинике третий год происходит подготовка семейных пар к
появлению ребенка. Занятия проводятся в родильном доме. Подготовка
предусматривает работу с группой беременных и их мужьями по трем
программам: образовательной, воспитательной и оздоровительной.
Групповые занятия рассчитаны на три месяца по три занятия в неделю.
Образовательная программа преследует цель информировать будущих
родителей о физиологических механизмах деторождения, особенностях
режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности,
родов и в послеродовой период, правилах ухода за ребенком, принципах
грудного вскармливания. На тематических занятиях используются
наглядные материалы: книги по искусству и рукоделию, видеофильмы
студийного и собственного производства, муляжи, плакаты.
Воспитательная программа предусматривает воспитание чувства
материнства, родительства посредством формирования духовной связи
между родителями и еще не рожденным ребенком. Делаются попытки с
помощью психотерапевтических методов уменьшить невротические
проявления, ориентировать на адекватную реакцию в ответ на стрессовые
раздражители. С этой целью применяются методики личностного
ориентирования. Кроме того, проводится индивидуальная и групповая
работа духовного наставника. Помимо обязательной программы
организуются концерты духовной музыки, посещение церкви, детского
садика. Все это помогает беременным наладить двустороннюю связь с
младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем.
Образовательная и воспитательная программы нацелены в первую очередь
на создание внешних и внутренних условий для гармоничного
формирования перинатальных матриц плода.
Оздоровительная программа предусматривает оценку состояния
здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и собственно
оздоровительные мероприятия. С этой целью используются компьютерная
психодиагностическая система на основе MMPI, акупунктурная
диагностика. Проводятся занятия по оздоровительной гимнастике с
элементами массажа в гимнастическом зале и бассейне, содержащие
специальные дыхательные и мышечно-релаксирующие упражнения. По
окончании основной трехмесячной программы беременные с удовольствием
посещают оздоровительные занятия до срока родов. Каждый раздел
программы занимает примерно равное количество времени. Выполнение
всех трех программ позволяет строить акушерскую тактку
родоразрешения, за два года работы помощь при родоразрешении получили
66 женщин. Большинство из них имели генитальную или экстрагенитальную
патологию, обусловившею высокий риск перинатальных и акушерских
осложнений. К такой группе относилось 30 беременных (45,5%).
Большинство первоначально испытывали страх перед родами, боялись
болей. После проведенной подготовки сладостные роды произошли у
шестерых (9,1%), мягкие — 34 (51,5%) женщин. Термин «мягкие» применен
к тем роженицам, у которых схватки были малоболезненными или совсем
болезненными. Их отличало спокойное и «послушное» поведение,
адекватная реакция на происходящие события. Имелся полный
психологический контакт с медперсоналом.
Ребенок демонстрировал спокойное поведение, не кричал, проявлял
живой сосательный рефлекс. Сладостные роды характеризовались
богатством эмоциональных проявлений, чувством радости и счастья
роженицы во все периоды родов, ее осознанным поведением. На лицах
детей после адаптации к свету (примерно через 5 — 7 минут после
первого вдоха) проскальзывала улыбка, когда они встречались глазами с
матерью. На вторые и третьи сутки после родов улыбка была устойчивой
и продолжительной (около 3 секунд).
В рамках данной программы впервые в г. Волгограде внедрена
технология водных родов, с ее помощью произошло родоразрешение 41
беременной (62,1%). Ни в одном случае не было необходимости
медикаментозного обезболивания родов. Осложнения в виде
дискоординации родовой деятельности (дистоция шейки), кровотечения в
послеродовом периоде было у двух женщин (3%). Кесарево сечение
произведено трем роженицам (4,5%). Осложненные роды у этих пациенток
проходили на фоне неразрешенных психологических конфликтов (развод с
мужем), неверия в собственные силы, легкомысленного отношения к
духовной работе над собой.
Перинатальных потерь не было. В состоянии асфиксии легкой степени
родился один ребенок (1,5%) с тугим тройным обвитием пуповины вокруг
шеи. Все дети выписаны из родильного дома на полном естественном
вскармливании. До года на смешанном грудном вскармливании находилось
48 (80%) из 60 детей, из них один ребенок — на полном естественном
вскармливании. Результаты анкетирования рожениц показали, что не
менее 90% перворожавших женщин не исключали возможности рождения
второго ребенка, мотивируя это прекрасными впечатлениями от прошедших
родов. Принимая во внимание основную цель работы — формирование
перинатальных матриц ребенка, за детьми продолжается наблюдение
психолога и педиатра. Предварительные результаты свидетельствуют о
том, что физическое и психическое развитие детей от родителей,
прошедших дородовую подготовку по данной программе, имеет тенденцию к
опережению. Однако о закономерностях пока говорить преждевременно.
Таким образом, в подготовке беременных к родам следует учитывать
необходимость формирования перинатальных матриц плода и родительской
культуры. Это позволяет обеспечить устойчивое психоэмоциональное
состояние женщин, повысить частоту мягких и сладостных родов,
улучшить качественные показатели службы родовспоможения.
Задачи психологической помощи семье:
• Воспитание родительской ответственности.
• Формирование социально-психологических навыков оказания
поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.
• Повышение психолого-педагогической компетентности. Ознакомление
с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом
значении процесса родов для ребенка, матери и отца. Приобретение
знаний о развитии и обучении ребенка раннего возраста, воспитании, в
том числе половом воспитании.
• Приобретение навыков саморегуляции, то есть овладение
различными техниками произвольного регулирования функционального
состояния организма и душевного состояния личности.
Диагностика готовности к материнству и родам может проводиться в
группе или при индивидуальной встрече на основании специальных
тестов, рисунков, исследования отношения к изменениям, происходящим в
период беременности, показателям глубины расслабления.
Направленность психологической помощи. Психологическая помощь
может быть обращена к различным уровням (структурам) индивидуума.
• Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми
образованиями, установками.
• Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств
вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному
слушанию.
• Когнитивный уровень: передача знаний.
• Операциональный уровень: формирование навыков и умений
(поведения в родах, ухода за ребенком).
• Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и
психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии,
телесно-ориентированной терапии.
Влияние внутриутробного воспитания на ребенка
Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот
факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент
атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза о том, что эти
нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период
внутриутробного развития плода. С другой стороны, существовала
достоверная научная информация о том, что число нервных клеток
головного мозга в значительной степени определяет уровень
интеллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с
этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем в США возникли
идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовой период
жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества
нейронов головного мозга.
Пренатальная педагогика делает свои первые шаги, заявляя о себе,
как самостоятельная область знаний. Существует множество различных
программ образования, не рожденного ребенка. Многие из них включают в
себя различные виды релаксаций, звуковую и цветовую терапию,
рефлексотерапию, гипокситерапию (кратковременное помещение в условия
пониженного содержания кислорода). Активно практикуется музыкальное
воспитание плода до рождения: например, ритмические музыкальные
упражнения. «Панэвритмия». Разработаны даже специальные пояса для
беременных, в которые вмонтированы пленки с записями, которые, по
утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально
уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального
развития.
До последнего времени в странах Северной Европы было обычным
явлением, что беременные женщины подолгу сидят на ступеньках своего
дома и поют народные и религиозные песни. А в Полинезии и сейчас
практикуются специальные танцы и ритмические действия с беременными.
Доктор Ван де Карр из Калифорнии описал комплексную методику
«Пренатальный университет», которая включает в себя тактильное
воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие,
похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными
словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим
ежедневно в течение 10 — 20 минут, начиная с середины беременности и
до родов.
Ведущий специалист в области дородовой педагогики в США Брэнт
Логан в течение девяти лет занимается исследованием воздействия звука
на организм еще не родившегося ребенка. По его концепции, сердце
является биологическим регулятором всех процессов в развивающемся
организме, под который подстраивает свою деятельность мозг. Для того
чтобы дать мозгу дополнительную информацию, он предлагает беременным
женщинам для прослушивания набор из шестнадцати кассет с записями
усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты
звука).
В середине 1990-х годов в России был апробирован «СОНАТАЛ»—
метод музыкальной стимуляции плода новорожденного, разработанный
профессором М. Л. Лазаревым. Были получены следующие факты:
1. Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ)
составили 36%, а в контрольной группе (КГ) — 92,5%.
2. Роды без патологии в группе ПВ составили 68%, в КГ — 15%.
3. Заболеваемость детей в возрасте до 6 месяцев в КГ составила
17,7%, а в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза
ниже — 7,2%.
5. Дети группы ПВ на один месяц опережают в развитии своих
сверстников по основным психомоторным реакциям.
Результаты влияния метода «СОНАТАЛ» на психическое развитие
ребенка
|№ |Сроки обнаружения признака |СОНАТАЛ |Нормы в России |
|1. |Улыбается |19-й день |1 месяц |
|2. |Следит глазами за погремушкой |1 месяц |1,5 месяца |
|3. |Произносит первые слоги |5 месяцев |6 месяцев |
|4. |Держит головку |16-й день |3-4-я неделя |
|5. |Берет сам игрушку |3 месяца |5 месяцев |
|6. |Переворачивается сам со спины на живот |3,5 месяца |5 месяцев |
|7. |Сидит с поддержкой |3,5 месяца |5 месяцев |
Кроме того, в некоторых исследованиях отмечено, что дети, которые
воспитываются внутриутробно, отличаются более крепким здоровьем,
общительностью и творческими способностями, быстрее схватывают новую
информацию и лучше переносят школьные нагрузки. Среди них меньше
невротиков. Пары, которые налаживают контакт с ребенком до рождения,
позитивнее воспринимают приобретение новых социальных ролей. Женщины
более подготовлены к материнской роли, легче налаживают контакт с
младенцем.
Таким образом, если пока и нельзя считать полностью доказанным,
что специальные пренатальные занятия улучшают интеллект ребенка,
однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную
связь матери и отца (если он принимает в них участие) с ребенком.
Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и
говорить раньше, их связывают с родителями более крепкие узы любви.
Если мы хотим, чтобы будущее поколение людей было лучше и
гармоничнее нынешнего, мы с сегодняшнего дня должны начать осознанное
движение к оздоровлению общества.
Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения, на
основе научных достижений перинатальной психологии, согласно которому
общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за
жизнь и здоровье (психическое и физическое) каждого зачатого
человека. Можно предположить, что формирующееся общественное мнение
позитивно отразится на частоте прерываний беременности, и будет
способствовать улучшению психического и соматического здоровья не
только детей, но и родителей.
4. Психологическое сопровождение родительства
Родительство и воспитание родителей
Можно выдвинуть ряд гипотез относительно сущности родительства
как сложного многогранного явления. Родительство можно рассматривать:
• биологический, социокультурный и психологический феномен;
• социальный институт, объединяющий в себе два других института —
отцовство и материнство;
• деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению,
воспитанию и обучению ребенка;
• этап в жизни человека, который начинается с момента зачатия
ребенка и не заканчивается после смерти ребенка;
• как бытие, состояние, пребывание человека в положении родителя;
• объективный факт происхождения ребенка от конкретных родителей,
удостоверенный записью о рождении в органах загса;
• субъективное ощущение человека себя родителем;
• кровное родство между родителем и ребенком; осознание
родителями родственной связи с детьми. На наш взгляд, вполне
приемлемо выделять характеристики родительства по определенным
критериям:
• по форме: материнство и отцовство;
• по структуре семьи: родительство в полной семье с двумя
родителями; в неполной семье с одним родителем, в материнской семье;
• по степени родства: биологическое родительство (родители,
воспитывающие ребенка, являются родными для него); социальное
родительство (ребенка воспитывают приемные родители); «смешанный» тип
родительства (в этом случае приемным является только один из
родителей, со вторым же ребенка связывают кровные узы).
Исследуя феномен родительства, мы имеем дело прежде всего с двумя
разными, но взаимозависимыми явлениями — отцовством и материнством.
Традиционная модель половой дифференциации, подчеркивающая
«инструментальность» мужского и «экспрессивность» женского поведения,
покоится в первую очередь на разделении внесемейных и внутрисемейных,
а также отцовских и материнских функции.
Биосоциальный подход утверждает, что врожденные свойства
формируют рамки, в которых происходит социальное научение, и влияют
на то, насколько легко мужчины и женщины обучаются поведению, которое
общество считает нормативным для их пола.
Поскольку отцовство и материнство коренятся в репродуктивной
биологии, их соотношение нельзя понять вне связи с половым
диморфизмом. Наблюдения за взаимодействием матерей и отцов с грудными
детьми показывают, что материнская игра — своего рода продолжение и
форма ухода за ребенком. Отец и вообще мужчина предпочитает силовые
игры и действия, развивающие собственную активность ребенка.
Специфика материнского и отцовского стиля отношений связана с
такими предположительно врожденными чертами, как повышенная
Страницы: 1, 2, 3, 4
|