Рефераты
 

Девиантное материнство в современном родительстве

эмоциональная чувствительность, предрасположенность быстрее

реагировать на звуки и лица у женщин; лучшее пространственное

восприятие, хороший двигательный контроль, острота зрения и более

строгое разделение эмоциональной и когнитивной реактивности у мужчин.

Как и другие аспекты полоролевой дифференциации, родительское

поведение чрезвычайно пластично. Экспериментально доказано, что

психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными,

испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и

практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это

способствует и возникновению более тесной эмоциональной привязанности

отца к ребенку; Предполагается, что чем раньше отец приобщается к

уходу за младенцем и чем увлеченнее он это делает, тем сильнее

становится его родительская любовь.

Понятие «материнский инстинкт» не следует воспринимать однозначно

и буквально. Материнство эволюционирует с развитием человечества.

Материнство женщины имеет меньше общего с материнским инстинктом, чем

любовь — с половым.

Характерно, что многие народы различают физическое и условное,

социальное родство применительно к матери. Так, у африканцев

существует несколько разных терминов для обозначения материнства:

«мать, которая родила», «мать, которая выкормила» и «мать, которая

воспитала».

Проследив историю материнских установок на протяжении четырех

столетий (XVII — ХХ вв.), исследователи пришли к убеждению, что

материнский инстинкт — это миф. Они не обнаружили никакого всеобщего

и необходимого поведения матери. Материнская любовь может

существовать или не существовать, появляться или исчезать, быть

сильной или слабой, избирательной или всеобщей. Все зависит от

матери, от ее истории и от Истории.

Например, до конца XVIII в. материнская любовь во Франции была

делом индивидуального усмотрения и, следовательно, социально

случайным явлением. Во второй половине XVIII в. она постепенно

становится обязательной нормативной установкой культуры. Общество не

только увеличивает объем социальной заботы о детях, но и ставит их в

центр семейной жизни, причем главная и даже исключительная

ответственность за них возлагается на мать.

Во второй половине XX в. явственно обнаружились тенденции,

враждебные «детоцентризму». Социально-политическая эмансипация и все

более широкое вовлечение женщин в общественно-производственную

деятельность делает их семейные роли, включая материнство, не столь

всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для некоторых из них.

Современная женщина уже не может и не хочет быть только «верной

супругой и добродетельной матерью». Ее самоуважение имеет кроме

материнства много других оснований — профессиональные достижения,

социальная независимость, самостоятельно достигнутое, а не

приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые

традиционно материнские функции по уходу и воспитанию детей ныне

берут на себя профессионалы. Это не отменяет ценности материнской

любви и потребности в ней, не существенно изменяет характер

материнского поведения. Однако повышение социально-педагогической

эффективности семьи и семейного воспитания возможно только в рамках

успешного сочетания материнства с активным участием женщин в трудовой

и общественной деятельности. Таков трезвый реализм в понимании

проблем и тенденций развития современного родительства.

О тесной близости и решающей роли матери в выхаживании и

воспитании ребенка до пяти-семилетнего возраста единодушно

свидетельствуют как этнографические, так и исторические данные. Роль

отца всюду выглядит более проблематичной.

Можно ли считать неопределенность и диффузность отцовской роли

следствием того, что отцовство отражает социальное господство

мужчины, или это результат того, что отцовские функции «объективно»

менее значимые и трудно описываемые?

И. С. Кон указывает, что обозначение и фактическое содержание

отцовских и материнских ролей тесно связаны как с общим половым

символизмом, так и с половой стратификацией, включая дифференциацию

супружеских ролей, — статусы матери и отца невозможно понять отдельно

от статусов жены и мужа.

У человека различие отцовства и материнства и специфический стиль

отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно

варьируют от культуры к культуре. К числу элементов, от которых

зависит содержание отцовской роли, по мнению исследователей,

относятся:

• количество жен и детей, которых имеет и за которых ответственен

отец;

• степень его власти над ними;

• количество времени, которое он проводит в непосредственной

близости с женой (женами) и детьми в разном возрасте, и качество этих

контактов;

• то, в какой мере он непосредственно ухаживает за детьми;

• то, в какой мере он ответственен за непосредственное и

опосредованное обучение детей навыкам и ценностям;

• степень его участия в ритуальных событиях, связанных с детьми;

• сколько он трудится для жизнеобеспечения семьи или общины;

• сколько ему нужно прилагать усилий для защиты или увеличения

ресурсов семьи или общины.

Соотношение и значимость этих факторов зависят от целого ряда

условий: преобладающего вида хозяйственной деятельности, полового

разделения труда, типа семьи и т. д.

Как отмечает И. С. Кон, при всех кросс-культурных различиях,

первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду

осуществляет мать или какая-либо другая женщина (тетка, старшая

сестра и т. п.). Физический контакт отцов с маленькими детьми в

большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моногамных

семьях с возрастом ребенка он увеличивается. У многих народов

существуют строгие правила избегания, ограничивающие контакты между

отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными,

суровыми, исключающими проявления нежности. Культ мужчины всегда был

культом силы и суровости, а «невостребованные», подавленные чувства

сплошь и рядом атрофируются.

Мысль о слабости и неадекватности «современных отцов» — один из

самых распространенных стереотипов общественного сознания второй

половины XX в., причем этот стереотип является в известной степени

транскультурным, он «перекидывается» с Запада на Восток, игнорируя

различия социальных систем.

В частности, ученые и публицисты констатируют:

• рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье;

• незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по

сравнению с материнскими;

• педагогическую некомпетентность, неумелость отцов;

• не заинтересованность и неспособность отцов осуществлять

воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.

Из всех перечисленных элементов стереотипной модели «ослабления

отцовского начала» единственной безусловной и грустной реальностью

является рост безотцовщины, связанный в первую очередь с динамикой

разводов и увеличением числа одиноких матерей. Абсолютное число и

удельный вес детей, воспитывающихся без отцов, в большинстве

индустриально развитых стран неуклонно растет. По демографическим

данным, без участия отцов и отчимов воспитывается не менее одной

пятой всех детей.

Остальные утверждения гораздо более проблематичны. Почему же

людям кажется, что отцовский вклад в воспитание снижается?

Помимо других причин сказывается ломка традиционной системы

половой стратификации.

В традиционной патриархальной семье отец выступает как

а) кормилец,

б) персонификация власти и высший «дисциплинатор»,

в) пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник

во в несемейной, общественно-трудовой деятельности.

В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства

заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское

равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный

семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и

пространственная разобщенность труда и быта.

Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в

том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности.

В современных условиях положение изменилось. Как работает отец, дети

не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей

значительно меньше, чем у матери.

По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца,

становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается

критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на в несемейных

факторах, снижается.

Заметное ослабление поляризации мужских и женских, отцовских и

материнских ролей и образов отражается и на воспитании детей.

Традиционный отцовский авторитет поддерживается не столько

личными качествами отца, сколько его социальным положением главы

семьи, тогда как фактическое распределение семейных ролей всегда было

более или менее индивидуальным и изменчивым. Сегодняшняя культура

скорее признает и закрепляет этот факт, видоизменяя традиционные

социальные стереотипы, нежели создает нечто новое.

При исследовании феномена отцовства возникает множество вопросов:

1. Чем отличается современное положение и поведение отцов от

традиционного?

2. Чем отличается современный стереотип, нормативный образ

отцовства от традиционного?

3. Какова степень совпадения стереотипа отцовства и реального

поведения, сегодняшних отцов?

4. Является ли степень совпадения стереотипа и реального

поведения отцов «здесь и теперь» такой же, большей или меньшей, чем

«там и прежде»?

5. Как связаны эти реальные и воображаемые различия с

исторической эволюцией половой стратификации и стереотипов

маскулинности и фемининности?

6. Каковы психологические последствия предполагаемых сдвигов в

характере отцовства и материнства, как они влияют на личность и

психологические качества ребенка?

Ослабление и даже полная утрата мужской власти в семье отражается

в стереотипном образе отцовской некомпетентности. Подобный стереотип

также не способствует поддержанию отцовского авторитета. Но главное

то, что мужчина оценивается при этом по традиционно женским

критериям. Речь идет о деятельности, которой отцы никогда раньше

всерьез не занимались и к которой они социально, психологически, а

возможно, и биологически плохо подготовлены.

По мнению И. С. Кона, традиционное разделение отцовских и

материнских функций, как и других половых ролей, не является

абсолютным биологическим императивом. Одинокие мать и отец могут

успешно вырастить и воспитать ребенка. Одиноких отцов и одиноких

матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная

социальная жизнь, несколько более демократичный стиль семейной жизни

и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак.

Наряду с этим у них есть свои специфические социально-

психологические трудности. Одинокие отцы получают больше помощи со

стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у одиноких

матерей, суживается круг социального общения. Если одинокие матери

испытывают трудности с дисциплинированием детей, то отцы озабочены

недостаточной эмоциональной близостью с ними, особенно с дочерьми. Но

хотя в обоих случаях неполная семья создает трудности (разного

порядка), отсутствие одного из родителей не исключает возможности

нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего

отцовского или материнского влияния.

Первые психологические и социологические исследования,

убедительно показавшие значение отца как воспитательного фактора,

были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины.

Сравнивая детей, выросших с отцами и без оных, исследователи

обнаружили, что «невидимый», «некомпетентный» и часто невнимательный

родитель на самом деле очень важен. Во всяком случае, его отсутствие

весьма отрицательно сказывается на детях. Такие дети, особенно

мальчики, труднее усваивают мужские половые роли и соответствующий

стиль поведения, поэтому они чаще других гипертрофируют свою

маскулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость и т. д.

Но как ни серьезны подобные данные, они являются лишь косвенными

свидетельствами. Проблемы эти весьма сложны и часто интерпретируются

прямо противоположным образом, особенно на уровне глобальных теорий.

С точки зрения психоанализа ослабление отцовской власти в семье —

величайшая социальная катастрофа, поскольку вместе с отцовством

оказались подорваны все внешние и внутренние структуры власти,

дисциплина, самообладание и стремление к совершенству. «Общество без

отцов» означает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию,

пассивную вседозволенность и т. п.

С феминистской точки зрения, напротив, речь идет об утверждении

социального равенства полов и общей гуманизации межличностных

отношений.

Формирование родительства начинается в родительской семье и

задолго до появления собственных детей. Проявления родительства

зависят от индивидуально-типологических и личностных особенностей

родителей, а также от социально-психологических характеристик

родительской и формирующейся собственной семьи. Поэтому вполне

правомерна постановка проблемы воспитания родителей.

Воспитание родителей — международный термин, под которым

понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателей

собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и

семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в

помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только

родителям детей группы риска или проблемным семьям. Они необходимы

каждой семье на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних

потребностей и растущих требований общества к семье как социальному

институту.

Анализ содержания понятия «воспитание родителей» позволяет

сделать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребенка

с благополучием, внутренней атмосферой и образом жизни семьи, а не

только с определенными методами воспитания детей и формирования их

поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния

семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а

также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном итоге

речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны

обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие. В таком виде

воспитание родителей составляет часть социальной политики

современного общества. Понятие «семейное воспитание» шире термина

«воспитание родителей», так как оно означает накопление и освоение

необходимых знаний и навыков всеми членами семьи, а не только

родителями. Объектом семейного воспитания родителей помимо родителей

могут быть дети и молодожены. Следовательно, воспитание родителей —

это, прежде всего накопление знаний и навыков выполнения родительских

функций и воспитания детей.

Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семейной

психотерапии и консультаций по вопросам семьи и брака, которые

являются специфическими формами работы, ориентированными на личность

и взаимодействия между людьми. Воспитание родителей — в большей

степени просветительская работа, обращенная к созданию человека.

При этом под функциями воспитания детей подразумевается создание

определенных взаимоотношений между родителями и детьми, а также их

предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и

взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи в развитии

ребенка означает создание таких условий, при которых его

физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут

удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном

уровне.

Целью воспитания родителей является создание таких перспектив, в

которых они нуждаются как воспитатели Воспитание родителей должно,

прежде всего, помочь им обрести уверенность и решительность, увидеть

свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей.

В разных программах воспитания родителей ставятся разные задачи.

В одних внимание сосредоточено на руководстве поведением ребенка, в

других — на его интеллектуальном развитии, в третьих - на развитии

социальной компетентности личности. Общим для всех программ по

воспитанию родителей является стремление расширить их

самостоятельность при решении разных задач, во взаимоотношениях с

разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Задачи

воспитания родителей можно классифицировать исходя из особенностей

каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он

должен решать на каждом этапе самостоятельно.

Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-

первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на

потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на

существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и

социальными проблемами общества. Следовательно, необходимость

воспитания родителей можно обосновать либо ссылкой на благополучие

ребенка и семьи в целом, либо подчеркивая общественную значимость

данной проблемы. Воспитание родителей при условии соблюдения прав

семьи на самоопределение и принципа добровольности является здоровой

социальной функцией.

4.1.Основные концепции воспитания родителей

Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей

(религиозные, социальные, эстетические, нравственные и др.). В нем

всегда проявляется образ мышления и уровень культуры данного

общества, и учитываются потребности самих родителей. Эти положения

находят отражение в разнообразных концепциях и моделях воспитания

родителей, наиболее распространенными из которых являются следующие.

Адлеровская модель (А. Адлер). Это направление воспитания

родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении

поведения родителей, которое определяется ведущим принципом

взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом,

делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, т. е.

формирует социальный характер. Поскольку развитие личности и

определяется социальными мотивами, а человек — существо социальное по

своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной

группе. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности

и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития

личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через

своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой

ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится

жить.

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются

«равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними

связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет

потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить

воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность,

индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого

раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей,

войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их

поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности.

Естественные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания,

позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или

прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует

гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком

недостатков собственного поведения.

Учебно-теоретическая модель (Б. Ф. Скиннер). В основе модели

лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых

была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение

родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории

бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение

родителей и их детей можно изменить методом переучивания или

научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам

поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих

и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями

регулирования поведения. Способами формирования поведения являются

положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление

(наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители

играют роль «агентов» социального окружения, которые регулируют

поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения

родители обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения,

знакомятся со специальной терминологией, помогающей описывать эти

процессы. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать

их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы

учебно-теоретического направления. Целью программ данного направления

является обучение родителей наблюдению и измерению поведения и

практическое применение принципов теории социального научения в

изменении поведения в домашних условиях.

Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон) базируется на

феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-

центрированной терапии, целью которой является создание условий для

самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между «Я-

идельным» и «Я-реальным» при определенных психологических

обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные

потребности: позитивного отношения других и самоуважения, то условием

здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между

представлением о том, как к нему относятся другие («Я-идельное») и

действительным уровнем любви («Я-реальным»). Изменить поведение

человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым

психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства и осознать

свое поведение и предпринять конкретные шаги по его изменению. В

семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает

диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их

искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению

каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей.

Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных

умения:

1) активного слушания;

2) доступно для ребенка выражения собственных чувств;

3) практического использования принципа «оба правы» в семейном

общении.

С названными навыками связано и умение поставить, правильно

сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что

родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать

детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю

ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

Модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джон-

гард). Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каждого

индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями

«Я». Это способ восприятия действительности, анализа получаемой

информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек

может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.

«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С

этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения

человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней

представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого

начала, этой части человеческой личности являются систематические

наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность.

В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное.

Оно начинается с развития сенсорно-моторноro уровня восприятия и

достигает формального, абстрактно-логического мышления.

Положение «родится в личности» включает в себя приобретенные

нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитетных людей в

социальном окружении учит личность определенным нормам и способам

поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование

во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно

осуществляется, прежде всего, через трансакции-единицы общения,

которые могут быть дополняющимися, то есть способствующими

взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение

и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается.

Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным

компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для

этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при

рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться

определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с

ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к

изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между

родителями и ребенком.

Модель групповой терапии (Х. Джинот). В основе модели лежит

стремление научить родителей переориентации своих установок в

зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический

характер и сосредоточение на рассмотрении проблемных ситуаций: как

говорить с детьми, как хвалить ребенка, страхи детей и т. д.

Воспитание родителей по Джиноту осуществляется в форме групповых

консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является

достижение позитивных изменений в структуре личности родителей (для

людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с

проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации

должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при

воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться

от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях,

родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о

трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на

проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе

и напоминает групповую консультацию.

Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-

своему пытается передать родителям какую-то идею действия,

необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выдвигает

какую-то основную мысль, на базе которой родители могут строить свою

методику воспитания.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной

жизни (И. В. Гребенников). В 70 — 80-е годы под руководством И. В.

Гребенникова была разработана и методически оснащена программа

педагогического просвещения родителей, которая исходила из

предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в

семейном воспитании и семейных отношениях связана с

психологопедагогической неграмотностью родителей. Разработка программ

такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей

разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также

деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их

реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной

жизни и семейного воспитания значительно активизировал внимание к

проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим

аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни,

проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология

семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной

проблемой реализации модели в ее психологических аспектах было

отсутствие в учреждениях образования практических психологов и

неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и

семейного воспитания.

Таким образом, существуют разнообразные методологические подходы

к воспитанию родителей, используя которые можно осуществлять

психологическое сопровождение родительства. Каждый из них направлен

на решение определенных практических задач и должен быть соотнесен

как с семейными ценностями, так и психологическими трудностями

родителей.

Модели психологического сопровождения родительства

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-

психологической поддержки личности, так и источником психической

травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами:

неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными

перверсиями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек

чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее

влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье

формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней

происходит первичная социализация личности, осваиваются первые

социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители

естественным образом оказывают влияние на своих детей: через

механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов

родительского поведения. Уникальным катализатором семейного

воспитания являются родственные чувства. Семейное воспитание

индивидуально, и потому его невозможно заменить никакими суррогатами

анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны с большим трудом

восполняются в последующей жизни человека.

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать

функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство

исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой

межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам,

потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры

родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-

типологическими особенностями родителей, По мнению специалистов,

наибольшее значение для формирования личности имеет морально-

психологический климат семьи, который определяет и опосредует все

другие факторы. В свою очередь, сам микроклимат семьи зависит от

характера семейных и прежде всего супружеских и детско-родительских

отношений.

Мы определяем воспитательный потенциал семьи, прежде всего через

детско-родительские отношения. К семьям с высоким воспитательным

потенциалом мы относим семьи подростков, в которых семья и

родительство являются жизненными терминальными ценностями, в которых

присутствует безусловное принятие ребенка как личности, позитивное

отношение ребенка к отцу (матери) и родителям как семейной чете. Не

нарушена структура семейных связей и функционально-ролевое

взаимодействие, преобладают социально-желательный тип поведения

родителей и социальная адекватность поведения детей.

Семьи с низким воспитательным потенциалом имеют противоположные

характеристики.

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, психолог

рассматривает семью как один из главных объектов своей

профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной

ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам

работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование,

психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения

родителей к ребенку, семейная психотерапия.

С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребенка

психологу важно выяснить, какую роль в этом влиянии играют личность

родителей, их отношение к ребенку, семейный эмоционально-

психологический микроклимат, складывающийся в определенную семейную

ситуацию развития. Его также интересует, каким образом та или иная

семейная ситуация воспринимается ребенком, какие последствия она

вызывает в его личностном развитии, поведении и как это сказывается

на его эмоциональном самочувствии.

Воспитательный микросоциум — часть социальной микросреды, которая

осуществляет направленное и ненаправленное воспитательное воздействие

и влияет на формирование личности ребенка.

Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге общения,

принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспитательные

воздействия и влияния позитивной и негативной направленности в

зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к

ребенку и его воспитанию, стиля семейного воспитания. В каждой семье,

основанной на родственных чувствах и привязанностях, складывается

особый эмоционально-психологический микроклимат, формируются семейные

роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и

определяют семью как воспитательный микросоциум.

Существуют различные модели помощи семье, которые может

использовать психолог в работе с семьей.

1.Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка

педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком

случае обычно является ребенок. Консультант вместе с родителями

анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной

неблагополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не

рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные

возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения

педагогики и психологии способы воспитания.

Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей

знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит

профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые

проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение

психолого-педагогической культуры родителей, расширение и

восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение

родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого

используются различные формы работы.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного

воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям

семейного воспитания, создают хорошую основу родительской

компетентности.

2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные

трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств.

В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций

требуется вмешательство внешних сил.

3.Психологическая (психотерапевтическая) модель используется

тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения,

личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ

семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи.

Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и

выявлении причин его нарушений.

4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита

у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект

диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и

отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить

основанием для принятия организационного решения.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных

трудностей лежат болезни. Задача психотерапии — диагноз, лечение

больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Психолог может использовать различные модели помощи семье в

зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-

родительских и супружеских отношений.

Формирование и функционирование родительства нуждается в

психологическом сопровождении, содержание которого имеет свою

специфику.

Сопоставляя две основные модели психологической работы с семьей,

сложившиеся в российской практике (модель поддержки и модель

сопровождения), необходимо отметить следующее.

Во-первых, их противопоставление в реальной деятельности

практического психолога приводит к гипертрофированию то каузального,

то симптоматического подхода в работе с семьей.

Во-вторых, по сути, они являются двумя сторонами одной и той же

медали. Их нужно рассматривать как закономерно взаимосвязанные модели

психологической службы, потому что их приоритеты определяются едиными

законами развития психики человека.

В-третьих, сходство состоит в том, что предполагаемым конечным

результатом работы в рамках обеих моделей является полноценное

психическое развитие и успешность воспитательно-образовательного

процесса в учреждении и в семье. Они обе могут работать по заказам и

проектировать свою деятельность по собственной инициативе; основными

субъектами взаимодействия в обеих моделях являются дети, педагоги,

родители, администрация.

В-четвертых, их принципиальное различие концентрируется в области

средств, путей, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же

составляющих профессиональной деятельности психолога. И та, и другая

модель нацелены на успешность и полноценность развития и

педагогического процесса. Но одна за счет помощи, за счет работы со

свершившимся неблагополучием, а другая — за счет создания условий,

предотвращающих неблагополучие.

В итоге следует подчеркнуть, модель сопровождения, ее методология

представляет собой этап перспективного развития психологической

службы образования. Модель поддержки – это актуальное решение

злободневных проблем сегодняшнего состояния системы образования

(выделение актуального и перспективного направления психологической

службы предложено И. В. Дубровиной).

В современной практической психологии еще не сложился единый

методологический подход к определению сущности психологического

сопровождения. Оно трактуется как вся система профессиональной

деятельности психолога (P. М. Битянова); общий метод работы психолога

(Н. С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной

деятельности психолога (P. В. Овчарова).

Как система профессиональной деятельности психолога

психологическое сопровождение направлено на создание социально-

психологических условий для эмоционального благополучия, успешного

развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-

педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного

учреждения.

Более того, в систему сопровождения включаются все участники

образовательного процесса, в том числе и родители. В качестве объекта

психологического сопровождения может выступать либо конкретный

родитель, конкретная семья, либо группа семей.

Цель сопровождения — создать в рамках объективно данной ребенку

социально-педагогической среды условия для его максимального

личностного развития и обучения в данной ситуации.

Н. С. Глуханюк (2001) рассматривает психологическое сопровождение

как метод создания условий для принятия оптимальных решений в

различных ситуациях жизненного выбора. Субъектом развития является

человек, к ситуациям жизненного выбора относятся множественные

проблемные ситуации, разрешая которые, человек определяет для себя

путь развития — прогрессивный или регрессивный.

Другие исследователи под психологическим сопровождением понимают

систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих

мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей,

направленных на создание оптимальных условий функционирования

образовательного учреждения, дающего возможность самореализации

личности (Т. Яничева, 1999).

Существенным моментом является работа со всеми участниками

«образовательного пространства» — учащимися, педагогами, родителями.

Причем приоритеты, связанные с преимущественным вниманием к тем или

иным группам, имеют принципиальное значение.

Стратегическая цель функционирования школьной психологической

службы формулируется как создание и поддержание в образовательном

учреждении и семье развивающей среды, способствующей максимально

полному развитию интеллектуального, личностного и творческого

потенциала каждого ребенка.

На наш взгляд, как направление (то есть возможное поле

деятельности, ее содержание) психологическое сопровождение включает:

• сопровождение естественного развития родительства;

• поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных

ситуациях;

• психологическое ориентирование процесса семейного воспитания.

Как технология (как реальный целенаправленный процесс в общем

пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и

методами работы, соответствующими задачам конкретного случая)

психологическое сопровождение — это комплекс взаимосвязанных и

взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими

методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения

оптимальных социально-психологических условий для сохранения

психологического здоровья семьи и полноценного развития личности

ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

Эта технология отличается от других, например, психокоррекции,

психологического консультирования следующими особенностями:

• позицией психолога и других субъектов сопровождения;

• способами взаимодействия и разделением ответственности

психолога с родителями;

• приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в

работе родителями;

• стратегическими целями (развитие личности родителя как субъекта

семейного воспитания);

• критериями эффективности работы психолога в терминах

субъектности личности родителей, связанной с принятием родительской

ответственности.

В завершение следует отметить, что методология психологического

сопровождения семьи и семейного воспитания предусматривает

многообразие психологических практик в работе с родителями и эта

тенденция сохранится как один из важнейших принципов opгaнизации

психологической службы.

4.2. Диагностика семьи и семейного воспитания

Представленные ниже методики отражают различные подходы к

пониманию сущности семейного воспитания, воспитательного потенциала

семьи, которые большинство исследователей связывают с ее

психологической атмосферой, системой межличностных отношений,

характером отношения к детям, их интересам, потребностям уровнем

психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни

семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями

родителей.

Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической

подготовке

Любая работа с родителями более эффективна, если она

ориентирована на потребности конкретных родителей или групп семей в

той или иной информации. В то же время практический психолог рискует

заблудиться в многочисленных личностных проблемах родителей.

Комплексные психодиагностические исследования требуют серьезного

практического опыта анализа и интерпретации полученных данных и

длительного времени. Сократить время на исследование, учесть

потребности каждой семьи, сориентировать их на определенный

возрастной подход, опыт семейного воспитания и его недостатки

помогают спецпрактикумы.

Гармония и нежность в отношениях между мужчиной и женщиной крайне

важны еще до зачатия новой жизни. Для здоровья будущего ребенка имеет

значение и то, была ли беременность запланирована, хотели ли будущие

родители ребенка. Женщина должна полностью осознать свое желание

стать матерью. Время, посвященное созданию гармонии в себе, вокруг

себя, с другими людьми, во время беременности работает на будущего

ребенка. Когда будущие мамы и папы мечтают привить своему ребенку те

качества, которыми они наиболее восхищаются, такие, например, как,

доброта, дружелюбие, щедрость, - это и есть первые фундаментальные

шаги на пути к воспитанию здорового во всех отношениях ребенка.

Доктор Верни утверждает, что отец может оказать значительное

позитивное или негативное влияние на развитие ребенка. Успокаивающее

присутствие отца, который любит мать и с нетерпением ждет ребенка,

положительно влияет на роды.

Авторитетный американский ученый Дэвид Чемберлен считал, что для

хорошей подготовки к родам надо постоянно быть в контакте с ребенком.

Он советует будущей матери относится к еще не родившемуся ребенку как

к личности. Просто пытаться предположить, что он способен общаться,

что он учится и запоминает все важные события, которые происходят во

внешнем мире. Многим родителям это кажется странным. Поэтому дети

лишаются первых, очень важных уроков общения с окружающим миром.

Ученый утверждает, что к детям переходят даже речевые характеристики

голоса матери, и первый крик новорожденного часто сходен с голосом

матери.

Контакт с ребенком создается не только ласковой беседой, но и

пением. Когда мама поет, ее голос переходит с высоких частот на

низкие, слуховой орган ребенка, связанный с мозгом, воспринимает эту

разницу между звуковыми сигналами и реагируют на них особенно

эмоционально. Мягкие колебания околоплодных вод при проникновении

музыкальных звуков нежно воздействуют и слегка массируют тельце

малыша. Любой контакт, даже мыслительный, желательно сопровождать

мягким прикосновением к животу, тем самым как бы обнимая свое дитя и

энергетически его поддерживая. Когда мама переключает все свое

внимание во внутрь себя, она испытывает особые чувства и находится в

том физическом и психологическом состоянии, которое благотворно

влияет на плод. Немаловажно также умение мамы представлять своего

ребенка. Совсем не обязательно мысленно видеть мальчика или девочку,

наделять их определенными чертами лица. Главное, представлять ребенка

целиком, все его тельце, улыбающегося и смотрящего на вас. Это можно

проделывать столько раз, сколько захотите. Можно помечтать о том

времени, когда ребенок родится, ощутить тепло его тельца. Тем самым

вы изживаете страхи перед предстоящими родами, трудностями

материнства.

Восприятие беременной женщины красоты в природе, искусстве, в

человеческих отношениях является для еще не родившегося ребенка самым

бесценным подарком. Еще в древности будущая мать проводила много

времени, созерцая природу. Ее старались ограждать от тяжелой

физической работы в поле и дома, обучали специальным танцам, она

рисовала, играла на музыкальных инструментах. Даже наши современные

бабушки советуют, как можно чаще, смотреть на что-нибудь красивое во

время беременности. Любуясь красотой, женщина пребывает в особом

состоянии, которая сразу передается малышу. Звук и цвет имеют

определенные физические свойства, способные в той или иной форме

влиять на человека.

Также очень важно установить психологический контакт между

родителями и малышом после его рождения. Уже через несколько минут

после рождения ребенка мать, и отец включаются в процесс бондинга,

или образование эмоциональной связи. Бондинг — образование

привязанности (этот термин применяется, главным образом, к периоду

развития эмоциональных связей между родителями и детьми, которое

начинается сразу после рождения и продолжается несколько месяцев).

Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный

успокаивается у материнской груди. Некоторые психологи считают, что

ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое

значения для упрочения уз, соединяющих детей и родителей.

Литература к курсовой работе.

1.Чичерина Н. (кандидат педагогический наук, психолог

психотерапевт, директор пренатального Университета для будущих

родителей статья «Воспитание до рождения». Журнал «Материнство»,

октябрь 1999г. стр.35-37

2.Цареградская Ж.В. «Пренатальная психология» г. Москва, 1999г.

3.Овчарова Р. В. «Психологическое сопровождение родительства» г.

Москва, 2003г.

4.Филипова Г. Г. «Психология материнсива» г. Москва, 1999г.

5.Материалы областной конференции по проблемам пренатальной

психологии и медицины. Научный редактор — профессор Брехман Г.И.,

Ивановская государственная медицинская академия, 1998 г.

6.Ян Амос Коменский. «Материнская школа», г. С-Петербург, 1892г.

7. Жарикова Ж.В. «Отношение к беременной в народной традиции» г.

Москва, «Рожана», 1995 г.

8.Шестопалова Е. «Как родить вундеркинда» г. Москва, г. «АиФ»

1997г. февраль.

9. Рахматшаева В. А. «Грамматика общения.» — М., 1996

10. «Общая психодиагностика» / Под ред. А. А. Бодалева, В. В.

Столина. — М., 1987.

11. Пезешкиан Н. «Позитивная семейная психотерапия.» — М., 1994.

12. Сатир В. «Как строить себя и свою семью.» — М., 1992.

13. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. «Отцы и дети в меняющемся

мире.» — М., 1991.

14. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы

психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодале-

ва, В. В. Столина. — М., 1989.

15. Захаров А.И. «Ребенок до рождения и психология ребенка» г. С-

Петербург, «Союз» 1998г.

16. Мартынов С.М. «Чтобы ребенок родился здоровым» г. Москва, ж.

«Дошкольное воспитание» 1997г. №7-11 .

17.Сборник материалов I всероссийской научно-практической

конференции по пренатальному воспитанию. Научный редактор — д-р

медицинских наук, профессор Самсыгина Г.А., Москва, 1989 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ