Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
под соответствующим элементом буквы. Кроме того, дети из уже знакомых
элементов моделируют нужную букву и, накладывая ее на образец в альбоме,
проверяют себя – так они обучаются синтезу.
Все части альбома составляют единое целое. Ни в коем случае эту
целостность нарушать нельзя. Для целенаправленного обучения первоклассников
правильной ориентации на страницах тетради целесообразна работа с
предметными рисунками.
Предметные рисунки располагаются вверху, внизу, в середине листа. По
заданию учителя первоклассники должны найти названный предмет, определить
его место на листе и соотнести по расположению с другими нарисованными
предметами.
Рисунки можно использовать и для развития у детей «чувства контура»,
путем обведения обратным концом ручки (карандаша) или вырезать рисунок по
его контуру. Те же задания затем применимы и к буквам.
При выполнении многих из приведенных выше упражнений происходит
активное укрепление двигательного аппарата пишущей руки, однако необходимы
для этого и, специальные упражнения. Важнейшее из них – штриховка,
поскольку это действие не затрудняет ученика. Н.А. Федосова предлагает 4
вида штриховки, которые способствуют развитию и укреплению мелкой
мускулатуры кисти руки, отработке координации движений: а) раскрашивание
короткими частыми штрихами; б) штриховка с возрастом; в) центрическая
штриховка (штриховка от центра); г) штриховка длинными параллельными
отрезками (см. Приложение 2).
Н.А. Федосова также предлагает применять дополнительную разлиновку
тетради. При этом важно помнить, что ориентиры должны постепенно упрощаться
(см. Приложение 3).
Сначала исполняют вертикальные (наклонные) линии в межстрочном
пространстве – заменяют их точками, в дальнейшем остается рабочая строка и
редкие (через 30 мм) вертикальные (наклонные) линии. Такая смена разлиновки
обеспечивает постепенное усложнение действий ученика, повышения его
самостоятельности.
Мотивационная сторона обучения имеет существенное значение. Нередко
ученик выводит буквы, старается четко и разборчиво писать преимущественно
для того, чтобы удовлетворять определенные требования учителя. «Если не
пробуждаются личностные мотивы, желание ребенка писать для себя, овладение
письмом происходит на уровне традиционного чистописания. Такой подход
страдает узостью, он не вписывается в общую систему развития и воспитания
личности. Процесс обучения должен быть построен так, чтобы каллиграфически
ясное, аккуратное письмо превращаясь во внутреннюю потребность каждого
ученика», - отмечает Н.А. Фадосова [77, с.109].
Н.А. Федосова предлагает проводить работу с приведенными выше
упражнениями в подготовительный период до обучения письму в прописях.
А как же обучать первоначальному письму, как формировать графический
навык, какую методику работы выбрать? Рассматривая альтернативные
технологии «по методике обучения письму, мы столкнулись» и с методикой Н.Г.
Агарковой, в которой имеются с традиционной методикой, но есть и различия.
Так, Агаркова Н.Г. и другие отмечают, что технология обучения
методисты первоначальному письму и формирования графического навыка
определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках
письма, то есть русской графики, и занятия по выработке
автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на
бумаге [3, с.28]. Это, прежде всего принципы: 1) поэлементного изучения; 2)
одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов, а также 3)
принцип логической группировки буквенных знаков, выделенные методистом Н.Г.
Агарковой.
Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию
буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного
образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных
элементов состоит буква и в каких пространственно-количественных
соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется
также на основе элементов, но теперь уже двигательных [4, с.32]. Благодаря
этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ
каждой буквы [Глава 2, п.2], что составляет необходимую основу для
выработки графического навыка.
Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв
обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это прежде всего
прощания: круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу.
Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Реализуется этот
принцип в идентичности формы буквенного знака и последовательности
изображения. Так, все буквы, имеющие в своем составе овал
(_______________________), прямую линию с четвертым овалом (___________) и
линии с петлей, переходящий в строчный овал (__), имеют лишь один вариант
начертания, в котором используется прием нижнего повтора.
Такой подход избавляет ученика от нежелательного переваривания на
дальнейшем этапе выработки автоматизированности действия письма,
предупреждает ломку и перестраивание элементарного графического навыка,
основы которого формируются на уроках письма в период обучения грамоте.
Формирование автоматизированности графического и индивидуального
каллиграфического почерка у учащихся основано на логическом принципе
группировки письменных знаков [4, с.34]. Суть этого принципа заключается в
том, что все буквы объединены в 8 групп по признаку наличия в них общего
(одного из восьми) элемента. Границы между выделенными группами подвижны,
так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные
объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет 3
разных по форме элемента, то она включена в 3 группы. Например, буква «__»
строчная состоит из 3 элементов: прямой линии, линии с закруглением с одной
стороны и линии с закруглением с двух сторон. Следовательно, она входит в 3
группы: первую – по линии с закруглением с одной стороны, пятую по линии с
закруглением с двух сторон и в седьмую – по прямой.
Последовательность отработки начертания букв определяется частотность
повторения в них каждого из 8 элементов. Так, если элемент: линия с
закруглением с одной стороны – входит в состав 14 строчных и 15 заглавных
букв, то начертание буквенных знаков этой группы отрабатывается в первую
очередь. Второй по порядку является группа, состоящая из 27 больших и малых
букв, объединенных на основе плавной линии как общего элемента. Причем лишь
16 букв из этого количества являются новыми в сравнении с первой группой, а
11 букв повторяются. При изучении 3 группы появляются еще 10 новых букв в
сравнении с первыми двумя группами Т.О., только первые 3 группы включают в
себя 54 буквенных знака (больших и малых) – почти весь алфавит. Остальные 9
букв изучаются в следующих 5 группах.
Методисты Безругих М.М. и Хохлова Т.Е. тоже считают, что учитывая
особенности формирования движений при письме, целесообразно было бы начать
не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из
элементов, и мы фактически можем «сконструировать», собрать любую букву из
этих элементов. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда
овал (а не был разным в буквах «__», «__», «__» и так далее). В русском
курсивном письме не так уж много основных элементов. В строчных буквах это
прямая черта, «__» - черта с закруглением внизу, «__» - черта с
закруглением вверху и внизу, «__» - овалы, «____» - правые и левые
полуовалы. Есть еще «__» - начальный элемент букв __, __, __, короткие
петли, петли, выходящие за строку вверх __ и вниз - __, точки, но для
понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же
самое относится и к заглавным буквам: все элементы должны быть
стандартизованы. Например, ребенку трудно понять, почему один и тот же «на
вид» элемент «__» пишется по-разному в буквах __, __, __. Основные элементы
заглавных букв: «__» - прямая черта, «__», «__» - черта с закруглением
внизу и влево, «__» - овалы, «__», «__» - полуовалы левые и правые, петли и
другие элементы.
«Такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное
время, позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию
буквы еще до того, как он будет учиться писать их», - считают Безрких М.М.
и Хохлова Т.Е. Он может сделать это самостоятельно, сначала на примере
самых простых букв - __, __, __, __, __, __ и так далее. Для
конструирования букв можно использовать специальные лото с элементами букв
или лото, в каждой клеточке которого – часть буквы, «разделенной» не только
по вертикали на элементы, но и по горизонтали. Лото поможет быстро найти
общие элементы в разный буквах и составить буквы из прямых элементов.
Дальнейшая компьютеризация школы позволит использовать для таких игр
компьютеры [9, с.20].
т.О., не только Н.Г. Агаркова предлагает принцип одновариантного
(стабильного) начертания письменных букв. С ней согласны Безруких М.М.,
Хохлова Т.Е. Разница лишь в том, что каждый методист выделяет свои группы
букв.
И, наконец, дадим характеристику последнему, третьему принципу,
выделенному Н.Г. Агарковой. Это логический принцип группировки письменных
букв.
Логические принципы группировки письменных букв позволяет в довольно
короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически
продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных
зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их
письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке
автоматизированности графического навыка.
Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-
целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными
психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит
формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его
основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух
категорий: 1) зрительных и 2) двигательных. Конфигурация элементов первой
категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных
графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма
при условии автоматизированности графического навыка.
«Успешное овладение графическим навыком во многом зависит от знание и
выполнение учеником в процессе письма трех видов соединения с последующей
буквой: верхнее, нижнее и среднеплавное», - пишет Н.Г. Агаркова.
К верхнему виду соединения относятся буквы, воспроизведения которых
начинается на верхней линейке рабочей строки (разлиновка тетради для 1-го
класса) или на середине строки, если ученик пишет в тетради с разлиновкой
«в линейку»: __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __.
Исключение составляет буква __, так как она начинается чуть ниже верхней
линейки рабочей строки или середины строки (в тетради «в линейку»).
К нижнему виду соединения относятся буквы, которые начинаются чуть
выше нижней линейки рабочей строки: __, __, __, __, __, __, __, __; к
среднеплавному виду – буквы, начало которых на середине рабочей строки: __,
__, __, __, __, __, __, __, __, __.
В процессе отработки соединений букв ученики должны пользоваться
следующим алгоритмом:
1) Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду
соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней
линейки рабочей строки (или середины строки, если тетрадь «в
линейку»);
2) Если следующая в сочетании относится к нижнему виду соединения, то
линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше
нижней линейки строки;
3) Если следующая буква в сочетании относится к среднеплавному виду
соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до
середины строки и, не останавливались, плавно перейти к начертанию
первого двигательного элемента.
Значительные трудности овладении первоначальным письмам и в работе
графического навыка обусловлены неумением младшего школьника управлять
последовательным чередованием напряжения и расслабления мышц руки. Прием
тактирования формирует у учащихся умение чередовать напряжение мышц пишущей
руки с расслаблением. Это создает благоприятные условия для отдыха руки и
позволяет избежать утомления.
При этом ученику необходимо знать, что все линии, которые пишутся
сверху вниз – «на себя» (прямые или полуовальные), являются опорными и
поэтому воспроизводятся с достаточным напряжением мышц руки. Линии,
выполняемые в обратном направлении – «от себя», вверх или в сторону
(плавные и полуовальные), пишутся при расслабленном состоянии мышц руки.
Все опорные линии надо писать под основной счет («раз-два-три-четыре»), а
некоторые – под счет «и».
Таким образом, прием тактирования является инструментом
целенаправленного управления ритмикой и пронацией письма, что способствует
успешной выработке графического навыка.
Суть работы учительницы начальных классов 109-й московской школы
Потаповой Е.Н. состоит в том, что она обучает младших школьников
нетрадиционному способу письма и в более короткий срок формирует у них
прочные каллиграфические навыки и добивается хорошего уровня грамотности.
Как уже говорилось выше, вопрос о том, как эффективно формировать у
младших школьников каллиграфические навыки письма приобрел в последние годы
особую актуальность. И это понятно: там, где сформирован каллиграфический
навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности.
Традиционным способом обучить детей письму удается. Но при этом
затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. К тому же
практика показывает, что ученик в период обучения письму элементов букв, их
соединений не развивается: монотонность и однообразное написание элементов
букв его утомляет, не вызывает в нем интереса, не активизирует мыслительных
и творческих способностей, его речь.
В книге Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что понятие
образуется, когда сформируются ощущения [17, с.294]. Эта мысль и была
положена в основу работы Е.Н. Потаповой. Таким образом, понятие о букве она
начала формировать через ощущения.
Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие
мускульной памяти, второй этап – развитие тактильной памяти, и третий этап
– закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв. Как видно, все
этапы между собой связаны.
Первый этап письма – развитие мускульной памяти по данным наблюдений
ученых известно, что мускульная память у детей от 4 до 7 лет цепкая и
наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии проводится тогда, когда все
дефекты уже утвердились и физиологически период работы мускульной памяти
уже миновал.
Первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так,
обучаясь писать букву, ребенок нервничает, у него не получается петля. Она
у него искажена, и он запоминает букву с искаженной петлей.
А петля не получается у ребенка потому, что еще очень слабы мелкие
мышцы пальцев его руки. Что же в этом случае может помочь ребенку? Это
упражнения, развивающие мелкие мышцы его пальцев и кисти руки. Поэтому на
первом этапе особое внимание отводится такому виду работы, как штриховка.
Это выделяла и Н.А. Федосова (см. выше).
Второй этап письма – развитие тактильной памяти. Основная цель второго
этапа – это соединение в памяти ребенка образца заглавной (прописной) и
строчной буквы и их соединений. Кроме тактильной информации, дети получают
и зрительную и слуховую информацию, у них развивается чувство языка,
орфографическая зоркость. Этот этап начинается с изучения первой буквы и
продолжается до конца изучения букв.
Третий этап – письмо букв с помощью трафарета. Этот этап длится 10-14
дней. В течение этого времени закрепляются навыки, отработанные на первых
этапах. С помощью трафарета букв у детей вырабатывается правильный наклон
букв и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание
буквы, ее элементов [70, с.23].
Методом Потаповой можно учить детей писать быстро, красиво, весело.
Подсчитано: ученики Потаповой быстрее учатся читать и писать, допуская
ошибок вдвое меньше обычного. Методика Потаповой позволяет воспитывать у
детей самобытность, творческий дух, а также обеспечивает развитие личности
ученика.
Основным принципом, «отправной точкой» в методике обучения каллиграфии
Илюхиной В.А., учителя-методиста средней школы №4 г. Щербинки Московской
области стала необходимость учить детей писать красиво. По мнению учителя,
без сомнения, отражает характер. В таком случае, разве можно отрицать тот
фактор, что, работая над почерком, мы можем содействовать формированию
характера? «Илюхина убеждена, что обучая искусству писать четким, красивым
почерком, она воздействует на ребенка в воспитательном плане: «Я считаю,
что обучение письму должно стать частью эстетического воспитания, способом
постижения прекрасного. Это особенно важно в период столкновения почерка,
который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие
положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание,
чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим
трудом – все это можно с успехом формировать обучение письму» [39, с.10].
Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно помочь ребенку,
научить его созидать, снять в первые дни учебы психологическую перегрузку,
сделать обучение письму не изнурительным, а увлекательным, интересным и,
главное, результативным.
В.А. Илюхина работает по традиционной методике безотрывного письма, но
с совершенно другим подходом. Ее дети с первого дня говорят то, что пишут.
Постоянно проводят анализ, сравнение и написание большей части новых букв и
разбирают почти буз помощи учителя. В связи с таким подходом к письму дети
выучиваются красиво писать за первые 3-4 недели. Спустя 1,5 месяца после
начала учебы работа детей настолько похожи друг на друга, что невозможно по
почерку определить, какой ученик выполнял задание.
В чем же секрет этой методики? Сложнее всего детям написать те
элементы букв, где присутствует овал. Поэтому Илюхина постаралась заменить
его прямой линией. И все обучение каллиграфии сводится к обучению написания
нескольких основных элементов.
Прежде всего – это написание прямой наклонной линии. Причем линии
должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть
одинаковой высоты (высота сточной и заглавной букв).
Следующее – умение делить линию на 2, 3 равных части, так как
написание таких букв, как __, __, __, __, __, __ - особенно, а при
соединении всех букв абсолютно необходимо уметь находить эти части. Ведь, в
сущности, любое слово можно «вписать в частокол» прямых наклонных линий,
соединяя их прямыми или линиями с закруглениями, а также частями овала на
разной высоте.
Кроме этого, Илюхина учит детей таким элементам, как «поворот на
месте» (закругление), «крючок до середины», или, как называют его еще дети,
«туфелька балерины», которая не должна быть слишком узенькой, чтобы
«балеринка-буквочка не упала», но и не слишком широкой, «чтобы было
красиво». А также ученики Илюхиной знают особый «секрет», а он состоит в
том, что при письме таких букв, как, например, __, и многих других, при
написании последнего элемента «палочка с закруглением внизу», мы ведем
ручку по уже написанной линии, повторяем ее, «прячем секретик». Написание
каждой буквы сопровождается проговариванием ее элементов.
Первые уроки - очень важный период. Именно на них и закладывается
основной принцип письма по методике Илюхиной. Описанные выше упражнения
выполняются постоянно. Дети приучаются писать в такт (как у Н.Г.
Агарковой), по команде. Такт для пишущей руки значит то же самое, что и для
танцующей ноги. Стогий размер в движении – вот вся тайна красивого и
быстрого письма.
Кроме того, эти упражнения ведут не только к красивому письму, они
вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать и воспроизвести
то, что говорит учитель), усидчивость, тренируют память. Все вышеуказанные
упражнения пишутся без отрыва руки от тетради. При этих упражнениях не
нужно слишком спешить: чем основательнее они будут пройдены, тем вернее и
быстрее пойдет дело потом.
В процессе обучения письму дети учатся сравнивать написание букв,
находить одинаковые элементы, производить точные расчеты. Ученикам Илюхиной
не трудно перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой, так как
математический расчет самой буквы помогает им сохранить написание и без
верхней опорной линии.
Такое обучение письму помогает получить не только качество работ, но и
грамотное письмо, дети быстрее усваивают геометрический материал, делают
гораздо меньше ошибок при чтении, и у них, несомненно, появилось желание
учиться (потому что получается!), родилась радость от соприкосновения со
школой, уверенность в себе.
На изменение методики обучения письму и появлению новых альтернативных
технологий оказывали влияние орудия и материалы письма, их
совершенствование. На методику обучения каллиграфическим навыкам письма
оказывал влияние также и возраст начинающего обучение письму.
Сам вопрос о том, когда начинать обучение письму, очень давно
дискутировался. Так, американский психолог Ф. Фримен в начале XX века
высказывал мысль о том, что созревание координации движения руки делает
самый благоприятным для обучения письму возраст 9 лет, а в 20-е годы Ю.И.
Фаусек на опыте показал, что при определенной методике развития сенсорики
(зрительного и осязательного восприятия) возможно обучение красивому письму
уже с 5 лет.
А вот высказывание мудрого Б.П. Никитина: «Обучение грамоте с двух лет
обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребенка» [35, с.13],
обрадовало Зайцева Н.А. и он решил: «А почему бы и нет!». Его методика
«Письмо. Чтение. Счет.» Предполагает обучение письму с трехлетнего
возраста.
В своей методике он использовал пособия. В нем 34 карты размером
100х410 мм. С одной стороны печатные буквы и цифры, с другой – прописные.
Размер букв и цифр по высоте от 36 мм (строчные) до 66 (заглавные). Каждая
буква (цифра) разложена на элементы, выполненные в зеленом цвете. Красные
стрелки указывают направления исполнения элементов: сверху вниз, слева
направо и тому подобное. Освоив последовательность и направления
прописывания элементов, начинает исполнять их в связке друг за другом на
следующей за зелеными элементами черной букве (цифры) (см. Приложение 4).
Сначала обводка пальчиком, затем палочкой, имитируя карандаш или
ручку, а уж потом пишем карандашом.
Новшества:
- изменен наклон, не 75 традиционных градусов, а 640, так как этот
гораздо удобнее для письма детям;
- никаких исправлений ошибок и подчеркиванием цветом в тетрадях
учеников;
- предлагает писать только карандашом, для осуществления многовековой
детской мечты о красивой тетради;
- и самое главное, настаивает на том, чтобы не писать в тетрадях
никакой чепухи типа: «Двадцать шестое ноября. Классная работа.
Двадцать шестое ноября. Домашняя работа.» «С письмом, чтобы его
полюбили, должны быть связаны только приятные эмоции» - пишет Н.А.
Зайцев [35, с.113]. И если учитель не освободит ребят от рутины,
съедающей урочное или домашнее время, то за всем этим «великий и
могучий» не разглядишь. Не случайно, наверно, русский язык – один
из самых ненавистных предметов в школе? При распрекрасной и почти
непререкаемой методике.
За последние годы наметился целый ряд дискуссионных вопросов,
связанных с обучением каллиграфии. Так, вновь возникает вопрос о том, каким
должно быть письмо – наклонным или прямым. Сторонником прямого письма
считают, что оно в большей мере способствует выработке правильной посадки,
разборчивого почерка. В истории каллиграфии известны случаи, когда в
дореволюционный период вводилось прямое написание букв, но ненадолго, так
как оно не уменьшило случаев искривления позвоночника, но при этом сам
процесс письма становится более медленным. Сторонники наклонного письма
считают, что оно допускает более быстрый темп, а гигиенические правила при
нем могут соблюдаться так, как и при прямом.
В зависимости от того, какой позиции придерживается тот или иной
методист, он соответственно стоит предлагаемую систему обучения письму. Мы
рассмотрим несколько таких систем. В них есть что-то новое но и
традиционное «старое».
Так, практическое применение показало, что в методиках Потаповой,
Агарковой, Илюхиной нет ничего принципиально нового. Их исследования
базируются на опыте многих предметников. В методике Потаповой
прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие,
изобретенные очень давно, Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у
Илюхиной и Агарковой. Методики Потаповой и Федосовой позволяют развивать не
только мелкие мышцы пальцев руки, но и все виды памяти: тактильную,
зрительную и слуховую. А чем больше видов памяти развитию у ребенка, тем
быстрее и прочнее он будет усваивать учебный материал. Методики Зайцева и
Илюхиной развивают четкость выполнения инструкций учителя, произвольное
внимание. Кроме того, метод Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся
почерк. Это, пожалуй, единственная методика, применение которой
действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся
на протяжении всего периода обучения в школе.
2.6. АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИ ПИСЬМЕ. ПРИЧИНЫ, СПОСОБЫ ИХ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ
На протяжении всей второй главы мы говорили о том, как учитель должен
работать с классом, что бы формировать у учащихся каллиграфические навыки
письма.
Показателями (критериями) графического навыка являются: 1) графическая
грамотность; 2) каллиграфическая четкость и устойчивость на начертания букв
и их соединений; 3) связанность (безотрывность) и 4) скорость письма.
Для того, чтобы умения стали автоматизированными навыками необходимо
выполнение всех показателей графического навыка.
Графическая грамотность как один из показателей сформированности
навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в
процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при
непосредственном воспроизведении ее на бумаге.
Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены
букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной
характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и
количества элементов в буквенном знаке.
Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает
становление у младших школьников (особенно шестилетних) умение писать
разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так
далее. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом,
необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают
дети, а во-вторых, порождающие их причины.
К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-
первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть
фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых,
несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на
бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному
смысловому значению.
Для определения графической грамотности учеников рекомендуется
использовать диктант. Это более сложный вид речевой деятельности в
сравнении со списыванием, так как перекодирование звуков в буквы чаще
вызывает трудности, чем обратный процесс.
Следующим показателем сформированности графического навыка является
каллиграфическая четкость и устойчивость письма. Этот критерий
характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и
угол наклона букв и их отдельных элементов. Угол наклона – 650. ширина букв
равна примерно их высоте, а у некоторых букв (например, __, __, __, __) она
в 1,5 раза больше чем высота. При письме в тетради с обычной разлиновкой
(«в линейку») высота и ширина соответственно уменьшается. Угол наклона
остается прежним.
При разграничении понятий графическая и каллиграфическая ошибки нужно
учитывать характер и пределы искажения буквенного знака. Если буква
искажается учащимся до неузнаваемости, а именно: заменяется направление
элемента или знака в целом, увеличивается или уменьшается количество
элементов; одна графема полностью заменяется другой, сходной по
начертательной или акустической характеристике, то подобного типа ошибки
следует отнести к графическим. Искажения буквы в пределах ее узнавания и
прочтения (нарушение высоты, ширины и угла наклона) относятся к
каллиграфическим ошибкам.
Таким образом, графические ошибки связаны с изменением
(____________________________) или полным исчезновением
(____________________________) определенного смысла изображенного слова.
Каллиграфические недостатки письма лишь затрудняют прочтение текста.
Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости
и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны
самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических
требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее),
перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации,
несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных
анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического и
глазодвигательного аппарата и так далее.
Анализируя четкость и устойчивость письма, необходимо обратить
внимание на следующие каллиграфические характеристики формирующегося
почерка:
1) как часто ученик не доводит отдельные элементы буквы или букву до
верхней (нижней) линейки строки или выходит за ее пределы;
2) соблюдает ли ученик правильный (650) и единообразный угол наклона
при письме, или наклон элементов и букв зависит от его позы,
положения тетради на столе (парте) и от места начертания
графических комплексов на строке (начало, середина, конец);
3) есть ли определенная соразмерность в выполнении интервалов между
элементами букв, буквами в словах и ловами в предложениях и тексте
в целом.
Соблюдение требований каллиграфического письма легко определить на
глаз, но для убедительности можно использовать следующие приемы:
1) приложить линейку к верхней границе (реальной (как в тетрадях для 1
класса) или воображаемой (как в тетрадях «в линейку»)) строки и
сосчитать, сколько раз ученик явно вышел за ее пределы. Затем
приложить линейку сверху и сосчитать сколько раз он довел элемент
или букву до верхней границы строки. То же нужно проделать с нижней
границей строки;
2) с помощью линейки и простого карандаша продолжить вверх и вниз
линии от элементов букв. Проведенные линии наглядно иллюстрируют
правильность наклона при письме, больше или меньше 650.
Параллельность этих линий свидетельствуют об устойчивости наклона.
Если проведенные линии имеют различный угол наклона (не
параллельны), то ученику необходимо помочь: закрепить технологию
начертания букв и их соединений, то есть сформировать элементарный
графический навык.
3) Единицей измерения ширины буквенного знака условно является буква
__. Все буквы русского алфавита имеют одинаковую ширину с буквой
__, кроме букв: __, __, __, __, __. Эти 5 букв в полтора раза шире
буквы __. Пробелы между словами равняются ширине двух букв __.
На практике при письме встречаются следующие графические ошибки:
1) дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах,
неравномерно расставляют слова на строке;
2) пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;
3) очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность
наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;
4) не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат
линейность при письме;
5) не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);
6) нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;
7) имеет место «заборность», условность письма;
8) не соблюдается связанность букв при письме;
9) полная неразборчивость почерка, «каша».
(Примеры см. в Приложении 5)
Все эти отклонения могут быть исправлены при индивидуальных занятиях с
учащимися (см. Приложение 6).
Следующим показателем графического навыка является связанность письма.
Связанность письма характеризуется количеством буквенных знаков,
написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Она
проявляется в умении школьника выполнять правила соединения букв и плавно
передвигать руку вправо по мере написания целостных буквенных комплексов.
Связанность письма – важный показатель сформированности графического
навыка. При соблюдении норм безотрывного письма почерк учащегося становится
четким и устойчивым, а темп письма – более ускоренным. Для улучшения этого
критерия учитель может использовать методику письма вслепую. Детям
предлагает воспроизвести букву, слог или слово, контролируя себя лишь на
основе двигательных ощущений.
Изучение связности письма проводится следующим образом. Учитель просит
учащихся сесть правильно, сделать упор ручкой на том месте нелинованного
листа бумаги, откуда надо начинать писать, посмотреть на какой-либо
предмет, расположенный над классной доской, то есть выше линии глаз, а лишь
затем написать заданную букву, слог или слов. Потом ученики переводят
взгляд на лист бумаги, чтобы определить место для следующего задания.
Сделав упор ручкой и подняв глаза на указанный предмет, дети повторяют
написанное. Это же задание можно выполнять и в третий раз, но уже в
ускоренном темпе.
При проведении: 1) не сообщать детям истинной цели задания; 2)
провести его на основе соревновательной мотивировки «посмотрим, как вы
научились писать вслепую»; 3) обязательно предупредить детей о том, что
нельзя исправлять написанное, например, зачеркивать, дописывать, продолжать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|