Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
(дотягивать) соединительные линии и так далее. Иначе учитель не сможет
зафиксировать те трудности, которые испытывает ученик, и своевременно
помочь ему.
Результаты письма при обычных условиях позволяют увидеть, где ребенок
останавливался или отрывал ручку: между буквами, в букве или даже в самом
элементе буквы. Поэтому учитель не может сделать выводы, во-первых, о том,
сформировались ли в памяти ученика точные зрительно-двигательные образы
букв, на которые он закономерно опирается во время письма, во-вторых, знает
и выполняет ли он установленные правила соединения букв в словах и, в-
третьих, какова степень связности его письма. Все это становится очевидным
при письме вслепую.
Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме
учащихся: 1) несформированность зрительно-двигательных образов буквенных
знаков; 2) неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных
элементов и по определенному алгоритму; 3) невыполнение алгоритма трех
видов соединения букв в словах. Если трудности преодолены в период обучения
первоначальному письму, то у учащихся для выработки автоматизированности
графического навыка имеется необходимая основа.
В конце первого года обучения школьник должен уметь безотрывно
воспроизводить все письменные буквы и точно знать начало (соединительную
точку) и направление движения руки при написании каждой из них, знать и
использовать три вида соединений букв. Во 2-м классе он овладевает умением,
а затем и навыком безотрывного письма графических комплексов в два
буквенных знака. В 3-м классе безотрывность письма должна равняться
примерно двум-трем, в 4-м классе трем-четырем буквам. Но главное в этом
критерии заключается не столько в количестве букв, написанных безотрывно,
сколько в овладении учеником технологией «связывания» их в комплексы, то
есть у него должно сформироваться умение делать остановки-упоры ручкой или
отрыва в строго определенных местах, то есть в соединительных точках,
синхронно чередуя напряжение руки с расслаблением и передвигая ее вправо.
Следующим показателем сформированности графического навыка является
скорость письма, который проявляется в количестве знаков, написанных
учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту.
Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты
письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного
воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без
особых затрат нервных и физических сил.
Для измерения скорости письма учитель предлагает ученику написать
предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере затраченное
время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом количестве букв,
воспроизведенных учащимся за 1 минуту.
Изучение скорости письма можно проводить со всем классом, например,
таким образом: дети представляют, что они спортсмены, и выполняют команды.
«На старт» - принимают правильную позу, берут ручку; «внимание» - проводят
в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания: «марш» -
начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера; «стоп»
- учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и
ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается
среднеарифметическое число букв, написанных за минуту.
Результаты при первой установке дают представление о возможностях
каллиграфического качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно
изменяется в условиях ускоренного (вторая установка) и очень скоро (третья
установка) письма.
Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих
вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество: 1) резко
ухудшается; 2) остается прежним или даже 3)улучшается. Ясно, что второй и
третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма
свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей,
тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не
овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой
основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует
дополнительной работы с ними.
Формирование ускоренного письма – не самоцель, а лишь условие
выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов
на бумаге.
Различие в скорости письма детей, обучающихся по программам 1-3 и 1-4
заметно лишь в конце 1-го класса (10-25 и 7-20 букв в минуту). В дальнейшем
размытие это становится малозаметным (Глава 2, п.4).
Критерии сформированности графического навыка проявляются в
неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет
показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний.
Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как
показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое
значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от
качественного показателя навыка письма, в частности графической
грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться
достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия
письма. Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано
с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.
Для усовершенствования начертательной техники букв __, __, __, __, __,
__, __, __, __, __, __, __, __, __, __ уточним их рисунок и
последовательность воспроизведения.
1) Форма верхнего полуовала в буквах __, __, __, __, __ имеет
своеобразие. Овал вытянут в нижней части. При письме заглавных букв
__, __, __, __ первый полуовал вытягивается чуть-чуть ниже верхней
линейки рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний полуовал в
этих буквах не выходил за пределы верхней линейки рабочей строки. В
строчной букве __ полуовал вытянут к нижней линейке рабочей строке.
2) Плавная горизонтальная линия в заглавных буквах __, __, __, __
пишется плавным движением справа налево, закругляется вправо и до
начальной точки прямой вертикальной линии [1, с.10]. При
традиционном начертании этих букв плавная горизонтальная линия
пишется в обратном направлении, но ее начало должно обязательно
совпадать с начальной точкой первого элемента, чтобы зрительно
воспринимаемая форма букв оставалась неизменной. Учителю следует
выбрать лишь один вариант последовательности начертания указанных
выше букв и строго его выполнять. Нельзя допускать вариативность в
начертании этих букв, чтобы избежать переучивания, которое
задерживает формирование графического навыка у учащихся.
3) Справа налево пишется горизонтальный полуовал в заглавной букве __.
После завершения начертания полуовала вниз безотрывно прописывается
прямая линия с закруглением внизу влево.
4) В строчной букве __ повтор по прямой линии вверх не доводится до
середины рабочей строки, чтобы соединение с овалом осуществить ниже
середины рабочей строки.
5) По этой же причине в заглавной букве __ при написании линии с
петлей нужно пересечь прямую линию не на верхней линейке рабочей
строки, а немного ниже середины таким образом, соединение с овалом
происходит ниже середины строчки.
6) Буква __ (строчная и заглавная) традиционно воспроизводится с двумя
отрывами ручки от бумаги: первый из них – для написания второго
элемента, то есть горизонтальной черточки, а второй отрыв – для
соединительной линии с последующими буквами. Чтобы избежать столь
неожиданного письма, можно сразу научить детей писать эту букву
безотрывно, а именно: после завершения полуовала следует сразу
перейти к написанию плавной горизонтальной линии. В результате
получается полуовал с петлей внизу (буква __ наоборот - __).
7) Последовательность начертания сточной и заглавной буквы __
идентична: два овала соединяются с помощью повтора в нижней части
первого овала. После завершения второго овала выполняется
безотрывное движение по прямой вниз. В строчной букве __ происходит
отрыв ручки после завершения прямой линии. От второго полуовала
вправо пишется соединительная линия, начало которой совпадает с
концом прямой линии внизу.
Все эти упражнения для усовершенствования начертательной техники букв
предложены доктором педагогических наук Нелли Георгиевной Агарковой [1,
с.10].
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс даже в том случае,
когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне, - это
обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особенно
велика роль интеллекта на этапе становления навыка письма. От ученика
требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать,
синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко
координировать их.
Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без опоры на
интеллект как сугубо предметное, имитационное действие. Но тогда процесс
обучения, во-первых, будет значительно более длительным, а во-вторых, в
результате мы получим сформированный почерк ребенка, но не внесем
желательных изменений в личность ученика: у него не появится способность
самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать
его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их
и так далее.
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСА В ПРАКТИКЕ
3.1. АНАЛИЗ УМК ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
Традиционная программа. Начальные классы (1-3).
Обучение письму (чистописание). Закрепление графической стороны письма
(чистописание) в I-III классах целесообразно проводить на каждом уроке
русского языка по 6-8 минут.
Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для
каждого класса.
В I классе – это упражнение для развития руки и глазомера, письмо букв
в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв,
трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и,
наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку.
Во втором и третьем классах содержание графических упражнений, кроме
выполнения программы этих классов, составляют письмо трудных для учащихся
букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо
под диктовку, письмо под счет.
Состав упражнений входит также исправление недочетов каллиграфического
характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушения параллельности,
соразмерности букв по высоте и широте, выход за строку, искажение форм букв
и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью
рекомендуется прописывать образцы букв в тетрадях учащихся: в первом классе
у всех, во вторых и третьих классах – выборочно.
Содержание упражнений по чистописанию связывается по мере возможности
с изучаемым на уроке грамматическим материалом, с усвоением написания слов
на непроверяемый безударную гласную, слов из словаря. Всякое письмо
учащегося начальный классов должно быть опрятным, четки и правильным.
Конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог:
1) «перевести» звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические
написания);
2) правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с
книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и
исправить допущенные ошибки;
3) научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме.
Эти умения и навыки развиваются постепенно в процессе начального
обучения русскому языку.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому
воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия,
добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
I класс (Обучение грамоте), 168 часов.
Письмо и развитие речи.
Правильная посадка за партой, умение верно держать тетрадь и
пользоваться ручкой при письме.
Связность и ритмичность письма букв и их соединение в словах. Письмо
больших и малых букв и их соединений в словах и предложениях.
Грамматика, правописание и развитие речи, 120 часов.
Чистописание.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки,
положения тетради, ручки и других.
Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися
элементами движений типа: __, __, __, __, __, __, __; __, __, __, __ и
других.
Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их
начертания:
1) __, __, __, __, __;
2) __, __, __, __, __, __, __;
3) __, __, __, __, __, __, __;
4) __, __, __, __ ,__;
5) __, __, __, __, __, __;
6) __, __, __, __, __.
Упражнения в безотрывных соединениях букв типа _____, _____, _____,
_____, _____, _____, _____, _____, _____ и других.
Связное, ритмичное письмо слов и небольших предложений.
В результате обучения первоначальному письму первоклассник должен
овладеть элементарным графическим навыком, а именно, уметь выполнять
следующие действия:
1) сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в
графическую и наоборот;
2) в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по
памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на
основе усвоенных алгоритмов;
3) ритмично чередовать напряжение пишущей руки с расслаблениями под
соответствующий счет;
4) писать связно и правильно все буквы;
5) использовать три вида соединения, фиксируя упором ручки
соединительные точки;
6) выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.
Таким образом, в послебукварный период необходимо на основе
логического принципа группировки букв закрепить указанные выше умения и
начать отрабатывать автоматизированность графического навыка.
II класс.
Грамматика, правописание и развитие речи, 204 часа.
Чистописание.
Работа по дальнейшему закреплению гигиенических навыков письма.
Переход на письмо в тетрадях в одну линейку (усвоение новой высоты, ширины
букв и других). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их
соединений типа:
1) __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других;
2) __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других;
3) соединения ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других.
Упражнения в безотрывных соединениях букв типа: ____, ____, ____,
____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других. Связное, ритмичное
письмо слов в предложении.
III класс.
Грамматика, правописание и развитие речи, 170 часов.
Чистописание.
Закрепление навыков правильного начертания букв, рациональных способов
их соединения (по группам), в словах, предложениях, небольших текстах.
Упражнения в равномерности, плавности движения руки типа __, ______,
______, ______, ______, ______, __, ______ и другие для выработки навыка
письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в
почерках учащихся.
Письмо по традиционной программе осуществляется в «Прописях» В.Г.
Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько.
Традиционная программа. Начальные классы (1-4).
Чистописание в I-IV классах.
Содержание работы по чистописанию в начальных классах определяется
программой Министерства просвещения РФ. Приведем кратко программные
требования.
I класс – 20 часов.
Совершенствование навыка письма. Соблюдение учащимися основных
гигиенических требований к письму. Соблюдение учащимися основных
гигиенических требований к письму. Закрепление графически правильных
начертаний букв и способов соединения их в слове. Упражнение детей в
связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших
предложений.
II класс – 35 часов.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки,
положения тетрадей, ручки и других.
Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися
элементами движений руки типа __, __, __, __,; __, __, __ и так по
порядку.
Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их
начертания. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ____, ____,
____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и так по порядку.
III класс.
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по
переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины
букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их
соединений типа ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других; __, __,
__, __, __, __, __, __, __ и других; __, __, __, __, __, __, __, __, __,
__, __ и других. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа:
____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____
и других.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
IV класс.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов
соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах.
Упражнения в развитии ритмичности, плавности движения руки типа:
____, ____, ____, ____ и других, для выработки навыка письма в
ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в почерках
учащихся.
Упражнения по чистописанию в III-IV классах проводятся ежедневно (по 8-
10 минут) на уроках русского языка, грамматики и правописания.
Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.
Программа для начальной школы Н.Г. Агарковой.
Предлагаемая программа представляет собой новую универсальную
развивающую систему обучения первоначальному письму и формирования у
ребенка элементарного графического навыка. Она может быть использована к
любому букварю и азбуке, так как в учебных пособиях по письму изменяется
лишь словарное содержание и последовательность изучения прописных букв в
соответствии с порядком усвоения звуков – фонем по чтению. Кроме того,
продолжительность овладения первоначальным письмом, то есть количество
часов, отводимое на изучение каждой буквы, будет зависеть от срока обучения
младшего школьника в начальной школе: 3 или 4 года. Содержание самой
системы остается относительно постоянной.
Программа.
Обучение первоначальному письму.
I класс.
Период обучения первоначальному письму состоит из 3-х этапов:
1) подготовительного (элементного);
2) основного (буквенного)
3) заключительного (послебуквенного).
Количество часов, отводимых на каждый из перечисленных этапов (см.
Приложение 8, таблица 1).
В процессе отработки начертания всех букв на заключительном этапе
используются группы буквенных знаков, образованные на основе логического
принципа их объединения (см. Приложение 10, таблица 3).
Формирование графического навыка и каллиграфического почерка.
I-III классы II-IV классы
Автоматизированность навыка письма и индивидуальный почерк учащегося
формируются на протяжении последующего периода обучения его в начальных и
средних классах школы.
В начальной школе каллиграфические занятия проводятся три раза в
неделю по 15 минут на уроках русского языка – всего 45 минут в неделю (см.
Приложение 9, таблица 2). Оценка по каллиграфии выставляется отдельно от
оценки по русскому языку.
Основой для разработки каллиграфических заданий является логический
принцип группировки письменных букв, а именно: буквы изучаются по
определенным группам и в заданной последовательности (см. Приложение 10,
таблица 3). Перед изучение букв группы дети овладевают начертанием
основного элемента этой группы в различных его вариантах по размеру и
пространственному положению. Подгруппы букв, планируемые для каждого
занятия, выделяются на основе переменных свойств формы основного элемента:
размер, количества и пространственного положения.
На протяжении всего периода обучения в начальных классах
совершенствуется каллиграфическое качество письма: вырабатывается
идентичность и устойчивость в воспроизведении букв и их соединений, в
почерке учащихся появляются индивидуальные черты – округлость, угловатость,
тяготение к более прямому или более наклонному письму.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина («Прописи» составлены
Н.Г. Агарковой).
Основная цель обучения шестилетних школьников первоначальному письму –
формирование элементарного графического навыка. Освоение графики связано с
развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой
моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих
традиционных задач подготовки к чистописанию, данная методическая система,
ориентированная на концепцию развивающего обучения, включает в формирование
графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных
операций: анализа – синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Основу
методики составляют принципы одновариантного начертания и поэлементного
изучения букв, реализуемое с помощью новых методических приемов:
аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.
Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована
в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных
структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма
каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация
и количество элементов – переменными свойствами графической системы
письменных букв.
Для того, чтобы преодолеть типичные для традиционного обучения
трудности, связанные с переносом зрительно вычленяемых элементов в
двигательное звено письма и обеспечить плавность и безотрывность
воспроизведения букв и их соединений, в данной методике предлагается
двойная система эталонов: зрительные и двигательные элементы букв.
Зрительные элементы используются на уровне первичного зрительного изучения
буквы при ее анализе, синтезе, сравнении, конструировании и реконструкции.
На основе двигательных элементов построен алгоритм действий ученика
при отработке начертания буквы в тетради – прописи, а именно: на рисунке
двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, даны точки
со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания
этих элементов в букве, а также места их соединения. Используются два типа
точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения
технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных
элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время,
как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения
букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.
Избежать излишнего утомления при письме помогает прием тактирования,
формирующий у ребенка умение чередовать напряжение руки с расслаблением.
Так организованное усвоение правил поэлементно-целостного письма
обеспечивает переход к безотрывному письму на последующих этапах выработки
автоматизированности графического навыка и каллиграфического
индивидуального почерка каждого ученика.
На первоначальном этапе овладения письмом, когда дети умеют писать
весьма ограниченное число букв, рекомендуется использовать вписывание букв
в графическую модель заданного слова, имитируя процесс его целостного
воспроизведения.
Таким образом, в тетрадях-прописях даны логически упражнения, при
выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы
на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания
способствуют повторению и систематизации изученного графического материала
и одновременно развивают мышление ребенка.
Отдельно выделяется в программе Д.В. Эльконина каллиграфия.
Подготовительный период 30 часов.
Формирование умения правильно сидеть за партой и пользоваться
письменными принадлежностями (держать ручку, наклонно располагать тетрадь
на столе во время письма). Знакомство с основными элементами графической
системы и отработка их начертания. Знакомство с направлениями руки во время
письма (сверху вниз, снизу вверх, слева на право, справа на лево).
Формирование понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной, наклонной) и
полуовальной линиях, умения ориентироваться на пространстве листа (в
тетради-прописи) и на пространстве классной доски. Развитие мелких движений
руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров (см. Приложения 7, 8).
Основной период – 88 часов.
Формирование четко дифференцированных зрительно-двигательных образцов
всех письменных букв (работа по усвоению письменной буквы включает в себя
анализ, конструирование, реконструирование, сравнение буквы с другими
буквенными знаками).
Освоение стабильного, одновариантного начертания букв и установленных
способов их соединений. Отработка безотрывного начертания букв и буквенных
комплексов в два знака, где реализуется средне-плавное соединение.
Автоматизация действия письма. Умение при письме устойчиво удерживать угол
наклона, ширину и высоту воспроизводимых букв. Формирование приема
аналитического восприятия как отдельных буквенных знаков, так и их
комплексов.
Звукобуквенный анализ слов и предложений с последующей их записью в
тетради-прописи.
Заключительный период – 22 часа.
Повторение и отработка начертания тех букв и сочетаний, которые
наиболее трудны для 6-и летних учеников каждого конкретного класса.
Выполнение логических упражнений на группировку букв по общности того или
иного графического элемента.
Обучение русскому языку, а значит и каллиграфии, во II и последующих
классах 4-х летней начальной школы рекомендуется проводить по программе
В.В. Репкина, в основу которой положены идеи и методические рекомендации
Д.Б. Эльконина. Близость психолого-педагогических и лингвистических
оснований курса, разработанного группой В.В. Репкина, и «Букваря» Д.Б.
Эльконина открывает возможность в поной мере использовать результаты
развивающего обучения, достигнутые к концу I класса, в дальнейшей работе с
детьми.
Учебно-методический комплект для первого класса (1-4) под общей
редакцией Н.Ф. Виноградова.
Грамота. Учебник и рабочие тетради. Интегрированный курс обучения
грамоте, письму и математики. Изучается в первом полугодии учебного года.
Этот новый для школы учебный предмет строится как своеобразный курс
формирования умения учиться, он специально направлен на развитие мышления и
речи, языковой и математической грамотности. При этом успешно решается
задача формирования умений читать, писать и математических навыков.
Особенностью данного курса является значительно увеличенный
подготовительный период, обеспечивающий мягкую адаптацию ребенка к
школьному обучению, последовательное введение в языковую и математическую
действительность, постепенную подготовку руки ребенка к письму (от
печатания и письма элементов букв к письму слов и предложений).
Разработчики курса: Л.Е. Журова, М.М. Безруких, В.Н. Рудницкая, А.О.
Евдокимова, М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова.
Чтение и письмо. Учебники и рабочие тетради. Интегрированный курс
чтения, русского языка и письма. Изучается после курса «Грамота» во втором
полугодие учебного года. Овладение чтением, устным и письменный русским
языком, а также развитие речи осуществляется на основе текстов
художественных произведений. Особое внимание уделено продолжению работы по
формированию учебной деятельности школьников. Задания, включенные в учебник
и рабочие тетради, развивают звуковую культуру, восприятие и мышление,
расширяют лингвистически представления учащихся. Разработчики: А.О.
Евдокимова, Л.А. Ефросинина, М.М. Безруких, М.Н. Кузнецова.
Учебно-методический комплект для обучения грамоте по системе Л.В.
Занкова («Прописи» под ред. Нечаевой).
В «Прописях» дети учатся безотрывному и отрывному письму, построенному
на осознании ими следующих моментов: все буквы алфавита составлены из
небольшого набора элементов, которые пишутся сверху, с середины и снизу
строки. Эти элементы соединяются в буквы также верхним, средним и нижним
соединением в зависимости от следующего элемента. По этому же принципу
буквы соединяются в слове.
В «Прописях» широко представлены коррекционно-развивающие задания по
развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур
чтения и письма. Это еще один способ косвенного пути формирования этих
общеучебных навыков. Выделяются 5 типов заданий такого рода. Все они
многофункциональны.
При выполнении всех заданий «Прописей» от детей требуется активная
самостоятельная деятельность, опирающаяся на важнейшие для чтения и письма
умственные операции – анализ, синтез, и обобщение.
В конце каждой части «Прописей» введены работы «Проверь себя». Их цель
– установить уровень относительной успешности школьника в обучении (то есть
по отношению к собственным предыдущим достижениям) и построение дальнейшей
стратегии обучения в соответствии с возможностями каждого ребенка. Это
инструмент для выяснения меры трудности при реализации дидактического
принципа обучение на высоком уровне трудности.
Таким образом, во все задания авторы стремились вложить развивающий,
воспитывающий и образовательный смысл.
«Прописи» авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько.
С первых дней подготовительного периода (до письма букв) дети начинают
работать в «Прописи 1», где они знакомятся с рабочей строкой и
междустрочным пространством.
Сначала дети обследуют рабочую строку и междустрочное пространство,
затем вместе с учителем делают выводы о них.
Во время урока предусмотрены упражнения для расслабления мышц,
изменения позы.
Все уроки строятся в занимательной форме, так как при обучении письму
первоклассников должен быть постепенный переход от игры к учебе. На уроках
используются много стихотворений и загадок.
Проанализировав УМК по данной проблеме можно сделать вывод, что не во
всех программах уделяется особое место каллиграфии. Наиболее выигрышной в
этом плане является программа для начальной школы Н.Г. Агарковой «Письмо.
Графический навык. Каллиграфический почерк». Она направлена не только на
обучение первоначальному письму, но и на формирования у ребенка графических
навыков. Даже если класс обучается по одной из любы программ учителем могут
быть взяты элементы и из других программ, для лучшего формирования
каллиграфических умений и навыков у учащихся своего класса.
3.2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (по данным эксперимента)
Целью данного проекта явилось описание систем работы по формированию у
учащихся каллиграфического навыка письма, то есть четкого разборчивого
почерка. Для эффективности данной работы необходимо проверить уровень
сформированности каллиграфических умений и навыков на практике в ходе
эксперимента.
Для проведения исследования был выбран 2б класс, школы №11 г. Абакана.
Детям были предложены следующие задания:
1) контрольное списывание текста с доски;
2) письмо текста на слух.
Взяты следующие тексты.
Текст 1.
Румяной зарею покрылся восток,
В селе за рекою потух огонек.
Росой окропились цветы на полях.
Стада пробудились на мягких лугах.
(А. Пушкин)
Текст 2.
Тетерев.
Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь черный, а
брови красные-красные. Ноги короткие, все в перышках, будто в валенках,
чтобы зимой не мерзли.
(Е. Чарушин)
Проанализировав работы всего класса, для дальнейшего эксперимента были
отобраны 5 учеников со следующими недостатками письма: разная величина
букв, несоблюдение строки, искажение формы букв и способов соединения,
расстояния между буквами, несоблюдение гигиенических правил при письме.
Полученные данные оформлены в таблице Приложения 11.
В соответствии с недостатками почерков учащихся была намечена
следующая система работы по формированию графических навыков и исправлению
недостатков формирующихся почерков у младших школьников.
1) Использование альбома с письменными буквами и их элементами,
предложенного методистом Н.А. Федосовой, для развития зрительных и
двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующим
воспроизведении формы букв (см. Глава 2, п.5).
Детям было предложено сначала обвести пальчиком, затем палочкой (или
обратным концом ручки) по методу Н.А. Зайцева букву (см. Глава 2, п.5),
затем нахождение элементов буквы в кармане и наложение их на букву, и лишь
затем, написание буквы в тетради. В основе этой работы – прием списывания с
готового образца и анализа формы буквы.
2) Отработка правильной величины букв и расстояния между ними основана
на приемах работы учителей-методистов Потаповой Е.Н. и Илюхиной
В.А. Учащимся были предложены такие задания как: письмо букв с
помощью трафарета Потаповой Е.Н. (см. Глава 2, п.5). При выполнении
этого задания у учащихся создается в памяти образ заглавной
(прописной) и строчной буквы и их соединений, вырабатывается
правильный наклон букв, направление письма, написание буквы и ее
элементов.
Другое задание по отработки величины букв и расстояния между ними было
предложено В.А. Илюхиной: написание прямой наклонной линии. Причем линии
должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть
одинаковой высоты (см. Глава 2, п.5).
Таким образом отрабатывается высота строчной и заглавной букв и
расстояние между буквами.
3) Задания на отработку умения делить линию на две-три равных части.
Это умение помогает при написании таких букв, как __, __, __, __,
__, __ - особенно, а при соединении всех букв абсолютно необходимо
уметь находить эти части.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|