Рефераты
 

Коррекция психики детей переживших развод родителей

Коррекция психики детей переживших развод родителей

Содержание

Введение____________________________________________________ 3

Глава I. Теоретические основы проблемы коррекции психики детей, переживших

развод родителей

1. . Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой

проблеме______________________________________8

2. . Влияние психологического климата семьи на формирование психики

детей (до развода, в процессе развода родителей и после

него)__________________________________________19

3. . Специфика психических проявлений у детей в условиях депривации

(вследствие развода родителей)________________36

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по нравственной коррекции психики

детей, переживших развод родителей.

2.1. Изучение психики детей______________________________49

2.2. Программа нравственной коррекции психики детей, переживших

развод родителей_____________________________57

2.3. Результаты коррекционной работы_____________________64

III. Заключение____________________________________________69

IV. Список основной использованной литературы_______________70

V. Приложение ___________________________________________75

Введение

В современных условиях социально-экономического развития общества,

семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность,

значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.

В работе «Положение детей в России» (М., 1999) отмечается, что

статистика одного дня фиксирует большое количество разводов, которое

достигает почти половины от зарегистрированных фактов, а именно: вступает в

брак – 3616, разводятся – 1534. В результате без одного из родителей

остается 1288 детей, передается в дом ребенка – 30, под опеку и усыновление

– 132, отбирается у родителей как не обеспечивающих нормальное воспитание –

32, убегает из дома – 237, становится на учет в инспекции по делам

несовершеннолетних – 952, доставляются в органы внутренних дел – 1463,

совершается различных преступлений – 476, осуждается народным судом – 235,

покушаются на жизнь или совершают убийства – 2, совершают изнасилование –

7. Именно среди этой группы детей наиболее часто устанавливается диагноз

больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончить жизнь

самоубийством.

Из всего вышесказанного видно, что проблема, выбранная нами для

исследования несомненно актуальна и позволила сформулировать тему нашего

научного поиска «Коррекция психики детей, переживших развод родителей».

Данная проблема составляет цель нашего исследования.

Приведем лишь некоторые статистические данные по Тамбовской области:

| |1998 |1999 |2000 |

|БРАКИ |

|Всего по области |7541 |8388 |7999 |

|в том числе : | | | |

|городская местность |4972 |5692 |5473 |

|сельская местность |2569 |2696 |2526 |

|На 1000 населения |

|Всего по области |5,9 |6,6 |6,3 |

|в том числе : | | | |

|городская местность |6,6 |7,6 |7,4 |

|сельская местность |4,9 |5,1 |4,8 |

|РАЗВОДЫ |

|Всего по области |3665 |3922 |5077 |

|в том числе : | | | |

|городская местность |2566 |2774 |3561 |

|сельская местность |1099 |1148 |1516 |

|На 1000 населения |

|Всего по области |2,8 |3,1 |4,0 |

|в том числе : | | | |

|городская местность |3,4 |3,7 |4,8 |

|сельская местность |2,0 |2,2 |2,9 |

Приведенные данные показывают, насколько важна готовность психологов,

родителей и учителей к оказанию психологической помощи детям. Как правило,

развод родителей является психологической травмой для детей любого

возраста. «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские

переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу

человека, хотя часто они и остаются в области бессознательного. Человек

может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки,

» – писала Н.К. Крупская.

Даже связь смерти одного из родителей с появлением психического

нарушения у ребенка не так выражена, как в тех случаях, когда теряет

родителя при распаде семьи.

Так, анализ литературных источников свидетельствует о связи

антиобщественного поведения детей с «разбитыми семьями», что, безусловно,

справедливо.

Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педагогами и

психологами как Буяновым М.И., Лисиной М.И., ершовой Н.М., Черепановой

Е.М., Свон-Джексон Э., Дубровиной И.В., Андреевой А.Д.

Между тем, в работах выполненных в этой области не достаточно

рассматриваются и прослеживаются зависимости и связи между разводом

родителей и психическим здоровьем детей, их эмоциональным состоянием.

Анализ массовой практики показал в решении этих вопросов большие

потребности. Это еще раз подчеркивает необходимость «Коррекции психики

детей, переживших развод родителей».

Цель исследования – изучить психику детей, переживших развод родителей

и наметить некоторые пути и средства ее нравственной коррекции.

Объектом исследования является процесс формирования психики детей в

неполной семье, т.е. после развода.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия, при

которых наиболее эффективно осуществляется нравственная коррекция психики.

Задачи исследования:

> дать теоретический анализ научных источников по изучаемой проблеме;

> выявить роль и функции семьи в становлении психики детей;

> изучить особенности психики детей, переживших развод родителей и

наметить программу ее нравственной коррекции с последующей

реализацией.

Гипотеза исследования.

Процессу нормального формирования психики детей, переживших развод

родителей будут благоприятно способствовать взаимодействия психологов,

учителей и родителей, при условиях, если:

> целенаправленно осуществляется психолого-педагогический всеобуч

заинтересованных лиц, являющихся одним из условий повышения их

психологической и нравственной культуры по формированию психики

детей;

> учитываются возрастные и индивидуально-психологические особенности

детей, в педагогической деятельности.

Теоретико-методологической базой исследования выступают: историко-

генетический подход, позволяющий проследить пути возникновения и тенденции

развития семьи как социального института; целостный подход, обеспечивающий

исследование процесса развития личности ребенка в неполной семье; системный

и деятельностный подходы к процессу формирования личности ребенка в целом.

В теоретическом плане исследование опирается на идеи и положения:

психологической теории деятельности и общения; социально-педагогической

теории формирования личности в детском возрасте (К.А. Абульханова-Славская,

Ю.П. Азаров, М.И. Буянов, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, Я. Корчак, Н.И.

Козлов, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.Я. Сатир, В.А.

Сухомлинский, Т.А. Флоренская и др.).

Методы исследования: в ходе нашего исследования использовались

следующие методы: теоретический анализ социологической, психолого-

педагогической литературы; наблюдение, беседа, метод независимых

характеристик, тестирование.

Привлекались следующие тестовые методики: «Подростки о родителях»,

«ДДЧ» и «Несуществующее животное». (Исследование индивидуальных

особенностей личности).

База исследования. Основной эмпирической базой исследовательской работы

явилась средняя общеобразовательная школа №24. В общей сложности данным

исследованием было охвачено 15 учеников.

Исследование проводилось в три этапа:

> поисково-подготовительный;

> экспериментально-диагностический;

> экспериментально-теоретический.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

> заострен вопрос о нравственной коррекции психики детей, переживших

развод родителей;

> в результате теоретического анализа и наблюдений намечены программа

и пути и средства нравственной коррекции личности таких детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные

результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть

использованы воспитателями, учителями и родителями для коррекции психики

детей, переживших развод родителей, помогут вооружить их необходимыми

педагогическими и психологическими знаниями на занятиях родительского

всеобуча.

1. Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка –

«поправка», частичное исправление или изменение. Под психологической

коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической

деятельности по исправлению таких особенностей психологического развития,

которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не

соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме

или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка

на той или иной ступени онтогенеза.

Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания,

связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие

специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания, и

временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение,

связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития

практически здоровых детей.

Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической

деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к

различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая

коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на

исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии

ребенка.

По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской

практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из

области аномального развития в область нормального психического развития

ребенка. Дальше речь пойдет только о нормальном детстве. В

нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства,

нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает какого-

то стерильного, «правильного», беспроблемного развития ребенка. Здесь также

имеются самые разнообразные затруднения и проблемы развития как

распространенные, типичные, так и сугубо индивидуальные.

При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из

понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период

возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на

данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном

поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных

возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой

профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии в

последующих возрастных ступенях.

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства –

способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в

психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном,

мотивационном, поведенческом и пр.) на основе создания оптимальных

психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала

личности каждого ребенка.

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на

разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положения о том,

что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется

в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных и нравственных

норм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я.

Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,

Д.Б. Элбконин и др.) [28].

Каждый специалист, работающий с детьми, может назвать множество

негативных элементов в поведении ребенка. Но задача состоит не в том, чтобы

удалить, устранить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и

устранить его причину, так как поведение – лишь следствие, проявляющееся во

внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие (поведение), а

причину (нарушение) – это главный принцип, который должен регулировать

практическую работу с ребенком.

Прежде, чем перейти к рассмотрению нарушений и способов, средств их

нравственной коррекции, необходимо провести границу между нарушением и

нормой… Границу нормы и патологии очень трудно определить. Еще З. Фрейд

высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет – «нормальные»

образования личности плавно переходят в патологические. Однако задачи,

стоящие перед специалистом, работающим с детьми, требуют выделения

критериев «нормы/патологии». Такие критерии имеются, и надо лишь учесть,

что конкретный ребенок – это уникальный, неповторимый случай, поэтому

диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную

работу, состоящую в воссоздании модели нарушений личности конкретного

ребенка.

Определить проявление нарушений можно по следующим признакам:

1. Нарушение какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда

оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те

деградируют либо замедляют свое развитие.

2. Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при

наблюдении за действиями и словами, которые соответствуют или не

соответствуют признанной морали в обществе. Если же

трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство

и т.п. проявляются не в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7,

13, 17 лет), то необходимо исследовать причину появления таких норм

поведения у ребенка. Возможно, они свидетельствуют о каких-либо

нарушениях.

3. Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению

круга людей, с которыми ребенок может нормально взаимодействовать

(например, только в семье), к тому, что в группе детей ребенок имеет

социометрический статус отверженного…

4. Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных

воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается

первичной, по отношению к собственно нравственному воспитанию.

5. Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим

заболеваниям.

Чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности являются

нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, которые не могут не

проявляться, в нравственной сфере личности детей.

Для того, чтобы легче ориентироваться в определении видов нарушений,

можно классифицировать их по двум основаниям. Критерии для такого

разделения могут выступать:

1) Характер причин нарушений.

Причины могут быть «внешними» или «внутренними». Соответственно,

нарушения – первичными и вторичными.

«Внешними» причинами можно считать различные негативные воздействия

(стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми

(нарушение отношений в семье или в детском саду, в школе).

Действие «внутренних» причин можно представить как влияние нарушенной

части психики на здоровую…

2) Характер появления нарушения.

Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики

(травматический страх и пр.) либо как недоразвитие их (слабоволие и пр.).

В соответствии с названными критериями можно выделить четыре вида

нарушений.

1. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного

воздействия на ребенка (например, боязнь собак, появившаяся после

того, как случайно собака испугала ребенка).

2. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных

отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию в психике

ребенка социально-важных структур: социально-позитивных мотивов,

способности к сопереживанию и т.д.

Часто первый вид нарушений оказывается связанным со вторым.

Так, например, негативные отношения с родителями могут не только

приводить к отставанию в развитии ребенка, но и формированию у него

различных эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.).

3. Вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических

процессов вследствие появления какой-либо деформации психики.

Например, повышение тревожности личности ребенка в результате

развода родителей может дезорганизующе повлиять на развитие

произвольности мышления и пр.

4. Отставание всех сфер личности и психических процессов в своем

развитии.

[31].

Перечислим лишь некоторые нарушения психики детей и возможные пути их

коррекции.

Чрезмерное возбуждение нервной системы, именуемое специалистами

стрессом, представляет собой явление, которого не в силах избежать ни дети

школьного возраста, ни взрослые…

Сам по себе стресс не является проблемой, хотя он может возникать в

ответ на отрицательное влияние среды. Истинная проблема заключается в

преодолении стресса. И ребенок школьного возраста, чтобы эффективно

справиться со стрессом, нуждается в помощи взрослых, особенно родителей.

В противоположность стрессу, депрессия представляет собой эмоциональное

нарушение и проявляется ощущениями безнадежности и беспомощности. Как и

печаль, депрессия обычно запускается стрессом и приводит к новому стрессу,

замыкая прочный круг отрицательных эмоций и переживаний. Однако в

противоположность печали, депрессия – это состояние психологического

«паралича», которое может продолжаться месяцы.

Независимо от того, как психика конкретного ребенка воспринимает

стрессовые ситуации, родители должны всегда быть готовы помочь ему

справиться с отдельными случаями стресса или депрессии. Лучшее, что можно

сделать – это научить ребенка получать удовольствие, радоваться любой

ситуации, с которой он сталкивается. Это не только даст детям возможность

быть счастливыми и по достоинству оценивать себя, противопоставляя эти свои

качества экстремальным ситуациям, но и таким образом сблизит родителей и

детей, и дети, более вероятно, обратятся к ним за помощью.

Автор данной книги приводит некоторые важные советы родителям:

1. родители должны стараться предвидеть ситуации, когда дети могут

испытывать стресс или депрессию, и приготовиться к ним (например,

пребывание в больнице, начало и окончание учебного года в школе,

спланированный переезд семьи, рождение ребенка в семье). Чтобы

подготовиться к такому событию, родители могут заранее беседовать с

детьми, таким образом они будут ожидать эти события и знать о них,

воспринимая их спокойнее;

2. родители должны быть внимательны к симптомам серьезной депрессии или

стресса у детей. Эмоциональные проявления этих состояний – страх,

уныние, тоска, перепады настроения, раздражительность, ярость, гнев

или чрезмерное возбуждение. Эти проявления также предполагают любое

резкое изменение поведения, от необычной уединенности до

непонятной воинственности, от необъяснимой безмятежности до

необычной подвижности и стискивания зубов. Возможны такие

психосоматические нарушения, как боли в животе, головные боли,

изменения сна или аппетита…

Депрессия у детей школьного возраста не считается клинически

выраженной, если симптомы ее не сохраняются в течение более чем двух

месяцев без заметного ослабления или исчезновения. При этом

депрессия может длиться практически неограниченное время.

И наконец, стресс менее интенсивен и легче поддается лечению,

чем депрессия. Поэтому, родители должны делать все возможное, чтобы

выявить и облегчить симптомы стресса быстро и эффективно;

3. когда бы дети ни чувствовали беспокойство, родители должны особенно

хорошо слушать их и наблюдать за ними: вступая в разговоры с детьми,

родители должны поддерживать в них желание поделиться своими

чувствами с ними. Часто дети преодолевают стресс или депрессию,

просто рассказывая о своих чувствах. Не нужно критиковать и

высказывать суждения по поводу чувств детей, так как этим можно

остановить их рассказ и воспрепятствовать свободному выражению

чувств и эмоций.

Кроме умения хорошо выслушать детей, находящихся в состоянии

стресса или депрессии, нужно научиться внимательно наблюдать. Часто

истинная причина эмоциональных проблем детей намеренно или случайно

маскируется их видимым поведением.

Например, дети, огорченные потерей одного из родителей в

результате смерти или развода, могут подсознательно выбрать

агрессивное поведение, а не быть подавленным, как можно

предположить;

4. родители должны обдумать, что можно сделать, чтобы дети чувствовали

себя лучше: когда родители точно знают, как чувствуют себя дети и, в

какой-то мере, почему они себя так чувствуют, им следует спросить

своих детей мнение о том, что можно сделать, для облегчения этих

чувств или для изменения ситуации, вызывающей их.

Концепции для преодоления стресса или депрессии обычно делятся

на две категории: средства преодоления и средства отвлечения. Первые

обучают, как справится с ситуацией, вызвавшей стресс или депрессию.

Средства отвлечения созданы, чтобы преодолеть озабоченность какой-

либо идеей, вызывающей стресс или депрессию. Во многих случаях

наилучший эффект достигается сочетанием тех и других средств;

5. избегать косвенным образом способствованию стресса, чрезмерно опекая

или воздействуя на детей.

Хотя родителям и следует проявлять особое внимание к

эмоциональному состоянию детей, когда у них имеются признаки стресса

или депрессии, но не нужно вмешиваться в любую ситуацию, в которую

попадают дети. Заботливые родители должны не сами преодолевать стресс

и депрессию детей, а помочь им справиться с ними самостоятельно.

Следует перечислить возможные ситуации, приводящие к стрессу. Например,

для детей от 11 до 13 лет:

> переезд семьи;

> изменение уровня жизни семьи (улучшение или ухудшение);

> ссоры, развод родителей;

> оценки и контрольные работы в школе;

> деньги и решения о покупках;

> игры и спорт;

> внешность;

> чувства, связанные с полом, и физические изменения;

> наркотики (избегание, выбор или прием);

> признание, награды, почести (наличие или отсутствие) в школе,

спорте;

> популярность (наличие или отсутствие) среди ровесников;

> справедливость в отношениях с другими;[45].

Стресс и депрессия являются не единственными последствиями травмирующей

психику ситуации. Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции

адаптации человека к окружающей среде.

Гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели,

отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление

агрессии может считаться нарушением. Гнев – ситуативная реакция, и

необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же

гнев «выкристаллизовывается», становится «над ситуативным», постоянным

переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие

стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом

случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических

симптомов считается «поломкой» системы само регуляции [45].

Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это

прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная

наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под

влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей

в окружающей его среде.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в

основном как форма протеста против напоминания взрослых, из-за

неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в

соответствующем поведении… Кроме того, агрессия может быть вызвана

необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации,

в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по

крайней мере, словесных угроз.

Автор считает, что включение таких подростков в социально значимую,

общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать,

пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая

объективные предпосылки для нормального личностного становления, тем самым,

осуществляя коррекцию агрессивного поведения подростка [34].

Рогов Е.И. считает, что родители агрессивных детей часто оказываются

фрустрированными и недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев,

говорит он, это бывшие агрессивные дети, которые передают свои

психологические трудности собственным детям. Поэтому, по возможности,

психолог должен проводить психотерапевтическую работу и с родителями. Во-

первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку

родителей, стремиться стабилизировать ее…

Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на детей. Они

считают агрессивных детей неблагодарными, ожидают, что в ответ на их

раздражение и упреки дети будут раскаиваться, испытывать чувство вины,

просить прощения и успокаивать их. Когда же этого не происходит, родители

озлобляются, считают детей «скверными», «испорченными». Необходимо вызвать

жалость к детям со стороны их родителей, показать, что агрессивные дети –

это всегда в первую очередь несчастные дети…

В-третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о

причинах их собственных агрессивных поступков в детском возрасте…

В-четвертых, необходимо выяснить отношение родителей к детям до

рождения и в первые месяцы их появления. Если дети с самого начала были

нежелательны, то необходимо прийти к какому-то решению, причем, четко

оговоренному, совместно с родителями.

Что касается самих детей, то коррекция агрессии у них, по мнению

автора, должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия не является

сигналом нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то коррекционные

действия могут направлены не на ее устранение, а на смягчение и

недопущение негативных последствий агрессивного поведения детей. Кроме

того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к

адекватному восприятию агрессивных реакций детей.

В других случаях, когда агрессия есть проявление нарушения эмоционально-

мотивационной сферы личности, действия психолога или воспитателя должны

быть направлены на не подкрепление (т.е. не закрепление) агрессивных

действий детей.

Наряду с вышеперечисленными нарушениями психики довольно часто

встречается «замкнутость». Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении

круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с

окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных

отношений.

Причиной этого нарушения может быть, например, развод родителей.

Рогов Е.И. считает, что суть коррекционной работы с замкнутыми детьми

составляют действия по расширению их возможностей установления и

поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми. Для этого

используется имеющаяся эмоциональная связь детей с одним из родителей, а

также интерес к предметам и игровым действиям с ними. Замкнутые дети похожи

на закрытую комнату, в которой открытым остается лишь одно маленькое окно

(контакт с одним из родителей, например). Коррекция должна использовать эту

возможность, но, главное, даже если она не принесет положительных

результатов – в силу каких-либо причин – психолог должен, по крайней мере,

не позволить окончательно «захлопнуться» последней возможности установления

контакта [31].

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления

его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями

в этом процессе. Но эти отклонения – вовсе необязательно ненормальность,

что-то болезненное, патологическое. Просто в подростковом возрасте

некоторые черты характера, еще не сглаженные жизненным опытом, выступают

слишком заметно [Личко].

Следует отметить, что на коррекционных занятиях важную роль играет

общение, освоение норм поведения. Разговаривая друг с другом и с

психологом о своих чувствах, эмоциях, подростки учатся контролировать свои

негативные эмоции [32].

Практически во всех психолого-педагогических источниках по проблеме

исследования коррекции психики детей отмечается огромное влияние

психологического климата семьи на формирование психики детей, на

оптимальные условия ее коррекции. Особенно это касается психики детей,

переживших развод родителей.

Поэтому, делая вывод, следует отметить, что для достижения эффективных

результатов коррекции психики детей, переживших развод родителей последние,

в свою очередь, должны создать наиболее благоприятный психологический

климат семьи. Ведь очень часто детям не хватает элементарной ласки, доброго

слова и просто понимания со стороны родителей.

2. Влияние психологического климата семьи на формирование психики

детей (до развода, в процессе развода и после него)

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма

организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях,

т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и

сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее

хозяйство.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и

динамика.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением

определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение

семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества

в целом.

Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются

индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми

и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении

материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья:

в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление

затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в

симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психической защите.

Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества,

активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в

совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет

значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения

социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных

обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной

степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном

соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических

потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при

этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее

членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни

утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными

условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля.

Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-

семейных отношений (рождением внебрачных детей, супружеским изменам и

т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное

поведение в семье.

Нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности,

которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.

Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности

личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия

жизни семьи.

Рассмотрим структуру семьи, – т.е. состав семьи и число ее членов, а

также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает

возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи:

кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как

распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения

структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках

одного члена семьи, и семьи, где явно выражено участие всех членов в

управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во

втором – о демократической. Различной может быть структура семьи в

зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности:

равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена

семьи.

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это семья,

включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого-то из родителей) и детей,

причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей.

В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ