Рефераты
 

Коррекция психики детей переживших развод родителей

бросают в воду, чтобы научить их плавать – а сначала проводят определенную

подготовку. Ребенок должен учиться преодолевать трудности. Но перед ним

можно ставить только те задачи, которые он может решить, исходя из своих

сил, соответственно своему возрасту.

Как уже говорилось, семья – это начальный тренировочный полигон для

отработки социального поведения ребенка. Плохой или хороший пример семьи

показывает ребенку, как он должен вести себя в яслях, в школе, в молодежной

организации, в дружеской компании, в трудовом коллективе и в других

социальных отношениях.

Мы уже отмечали, что семья, в которой вырос ребенок, дает образец для

той семьи, которую ребенок образует в будущем. И, конечно, молодые люди,

перенявшие негативные черты поведения, своих родителей, испытывают в жизни

большие трудности, чем другие: их семейная жизнь начинается с того, что им

приходится сначала переучиваться, прежде чем начать учиться искусству жить

в семье. Переучивание требует дополнительных сил, – как от человека, так и

от окружающего его мира. Почти все родители хотят «хорошо подготовить детей

к жизни». Но при конкретном анализе оказывается, что дети, пережившие ссоры

между родителями, и тем более развод, получают неблагоприятный старт в

жизни.

Надо все время помнить, что отрицательные воспоминания детства очень

вредны, они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и

поступки во взрослом возрасте [19].

Очень часто родители не говорят детям правду, т.е. о том, что они

решили развестись, особенно если дети дошкольного или младшего школьного

возраста. Родители считают (по крайней мере один из них), что лучше

придумать красивую историю: папа уехал в командировку, папа – летчик или

геолог, много путешествует; или даже трагическую – папа погиб. В основном с

детьми, после развода, остается мама, считающая, что это ложь во благо. Но

это совсем не так. Детям надо говорить правду всегда. При этом надо

учитывать такие существенные факторы, как степень духовной зрелости

ребенка, его возраст, его психические особенности и окружение.

Само собой разумеется, что детям следует тактично сообщить о разводе.

Как бы ни было трудно покинутому, он должен найти в себе силы говорить с

детьми спокойно и не унижая бывшего супруга. И без того дети часто бывают

свидетелями отвратительных сцен. Поэтому надо стараться не усиливать эти

впечатления, а сделать все, чтобы дети как можно скорее забыли, что им

пришлось пережить. Старшие дети не удовлетворяются объяснением, что

родители не понимают друг друга. Понятно, что каждому трудно признавать

свои ошибки; но насколько же труднее объективно объяснить детям

случившиеся. Но если дети видели, что отец пьет, ни с кем не считается,

держит в страхе всю семью, или если они знали о внебрачных связях отца или

матери, не так уж сложно будет для них понять обстоятельства, которые, в

конце концов привели к разводу.

Если трудно все объяснить все обстоятельно, следует все же сказать

детям, что всего они пока понять не могут и поймут все, когда вырастут.

Такое поведение родителей служит интересам детей, которые должны быть

как можно меньше втянуты в семейный конфликт. Но и тот из родителей, у

которого остаются дети, заинтересован в том, чтобы не унижать бывшего

супруга, если ему дороги хорошие отношения с детьми. Позднее дети все равно

узнают правду. И тогда может случиться, что подросток примет сторону того,

кого пытались унизить в его глазах [19].

Развод становится особенно тяжел, если родители используют подростка

как оружие в своей битве – они нередко склоняются этому, если развод

проходит сложно. Они могут без конца поливать друг друга грязью; используют

подростка для передачи поручений; принуждают выбрать между ними; один может

нарочно всячески затруднять встречи подростка с другим, либо никогда не

являясь вовремя на установленное место, либо придумывая всякие причины для

перемены существующей договоренности [33].

Трудным является вопрос о том, кому из родителей доверить после развода

воспитание детей.

Необходимо тщательно взвесить все обстоятельства, для того, чтобы в

интересах детей обеспечить наилучшие условия их дальнейшего развития.

Но далеко не все родители руководствуются исключительно интересами

детей. Закон о браке предусматривает, что после развода только один из

родителей сохраняет полное право на воспитание ребенка; другой родитель

обязан только оказывать материальную помощь, но не имеет никакого права

влиять на развитие ребенка каким-либо другим способом. Осознав, что развод

влечет за собой невозвратимую потерю ребенка, родители начинают бороться за

детскую благосклонность, причем иногда не стесняются в средствах. Нередко

родные и знакомые поддерживают родителей в этом.

Соперничество родителей, их борьба за любовь ребенка крайне

отрицательно сказываются на его развитии, на развитии его психики. Внезапно

ребенок оказывается в центре всеобщего интереса, что не вызвано никакими

заслугами с его стороны. Если ребенок постарше уже подозревает об истинных

мотивах активной борьбы за его расположение и может по-своему защищаться,

то дошкольник совершенно беспомощен перед хитростью взрослых. И он не

понимает, что особый интерес к нему ослабеет, как только суд вынесет свое

решение.

Преувеличенное внимание родителей к ребенку вызывает в нем нескромность

или завышенную самооценку. Дети пытаются любым способом добиться для себя

выгод, и родители, вместо того чтобы воспитывать детей, болтаются, как

марионетки, на ниточках детской симпатии. Кто же посмеет тут упрекнуть

детей? Нормально развитый ребенок не может противостоять натиску

родительской страсти и хитрости. У него просто должны возникнуть аномалии в

мышлении и чувствах, самооценке и отношении к окружающему миру, равно как и

к своим обязанностям.

Исчезновение особого интереса к ребенку после развода, нормальное

отношение к нему со стороны родителя, с которым он остался, снова вызывает

у ребенка потрясения, и даже кризисы. Он чувствует себя разочарованным,

заброшенным, особенно если мать или отец вступают в новый брак и появляются

другие дети, на которых также изливается родительская любовь. Ребенок

пытается сохранить родительское внимание, он становится дерзким,

хвастается, разыгрывает капризного больного или, в самом деле, заболевает.

Новые конфликты возникают, если взрослые, братья и сестры и друзья выражают

свое неодобрение в ответ на такое поведение. Если же близкие примиряются с

выходками ребенка, отступают, то это еще опаснее для развития его

характера, его психики в целом, потому что в таком случае отрицательные

черты закрепляются.

Поинтересовавшись мотивами, которые побуждают родителей делать из

ребенка мячик в игре родительских страстей, можно увидеть красочную палитру

чувств. От сильной искренней привязанности к ребенку до боязни вызвать в

случае отказа от «борьбы» неодобрение окружающих и до чисто материальных

соображений (квартира, обстановка, нежелание платить алименты и т.д.).

Иногда только чувство ненависти или мести к бывшему супругу заставляют

оспаривать у него право на воспитание ребенка. Часто мотивы переплетаются.

Некоторые только при разводе «обнаруживают», что у них есть дети. Но каковы

бы ни были мотивы, нельзя снять с родителей обвинение в том, что своей

«борьбой» за право воспитания ребенка они наносят ему большой вред. Каждый

родитель должен отвечать за свое поведение перед ребенком, обществом и в

конце концов перед собственной совестью [19].

Наверное, проще тем семьям, в которых развода хотят оба родителя –

отношения подошли к своему логическому концу. Но и тут бывает легко только

взрослым. Ребенок страдает всегда. И если родители в результате развода

могут обрести нечто хорошее, малыш проигрывает в 9 случаях из 10: его мир

просто раскалывается надвое. На одном полюсе – один любимый человек, на

другом – другой, и ничего от прежней веселой жизни, от ощущения

стабильности и защищенности, от привычных формул счастья не остается. Об

этом придется помнить на всех стадиях развода: ни один из двух любивших

когда-то друг друга людей не станет при этом главным пострадавшим. Потому

что главный пострадавший –всегда, конечно же, ребенок. И все же иногда

развод просто неизбежен. Как сделать его наименее болезненным для ребенка?

Первое. Придется сделать над собой усилие и научиться нормально

разговаривать с бывшим супругом. На стадии, когда скандалов и криков не

удается избежать, ребенка стоит на время отправить к бабушке. Он сможет

вернуться, когда открытые военные действия останутся позади и родители

найдут в себе силы заключить перемирие и расстаться цивилизованно.

Второе. Скрывать происходящее обычно бесполезно. Ребенок чувствует, что

что-то в семье не так. Ложь и притворство пугают больше, чем горькая

правда. Когда родители окончательно решили развестись, необходимо сказать

об этом прямо.

Третье. Ради ребенка придется сохранить отношения с бывшим супругом.

Уважительных причин, способных помешать регулярному общению ребенка с

обоими родителями, всего две: один из родителей явно плохо влияет на

ребенка или настраивает его против другого. Если ради счастья и нормального

развития психики ребенка оба родителя сумеют вести себя честно, препятствия

будут устранены.

Четвертое. Объясняя причины развода, ни в коем случае нельзя обвинять

другую сторону. Ребенку важна вера в обоих родителей. Когда один из

взрослых пытается во всем обвинять другого, мир ребенка рушится во второй

раз. В детской системе ценностей папе или маме нужно совершить нечто

совершенно жуткое – только тогда он сможет поверить, что они плохие. Даже

если временно удастся настроить ребенка против второго родителя, неизвестно

как все это обернется в будущем. В переходном возрасте, когда жизнь так

странно и необратимо меняется, превращаясь из детской во взрослую,

привычные взгляды тоже меняются и нередко на совершенно противоположные. И

может случиться, что второй, когда-то отвергнутый родитель, заклейменный

как предатель, окажется лучшим другом подростка. А живущий с подростком

родитель рискует превратиться во врага.

И, наконец, еще один важный момент. К сожалению, во время развода

ребенка поджидает еще много дополнительных неприятностей, которые могут еще

сильнее усугубить и без того непростую ситуацию. Происходит это так: развод

чаще всего ведет за собой разъезд. А это нередко означает переезд. В

результате от былой счастливой жизни не остается совсем ничего: ни прежнего

дома, ни двора, ни компании друзей, ни старой школы (детского сада). В

итоге ему еще и приходится быть новеньким в очередном классе или детском

саду. Быть новеньким всегда не очень приятно, а уж когда на душе у ребенка

кошки скребутся, и он не очень-то готов постоять за себя, – тем более…

Подавленному, пребывающему в депрессии ребенку редко удается

зарекомендовать себя в новом коллективе, и за ним быстро закрепляется роль

изгоя. Снежный ком проблем растет. Вывод простой: человеку, уже потерявшему

очень многое, важно сохранить хотя бы что-то. Если это не может старая

квартира, им должен стать прежний район, лучше всего микрорайон, а в идеале

– двор. Нужно любой ценой избежать перевода в другую школу (детский сад),

расставания с прежними друзьями, привычками, домашними любимцами и всеми

семейными ритуалами, которые можно сохранить. Если ребенка ранят встречи с

новой женой папы или другим мужем мамы, необходимо постараться видеться с

ними наедине, на нейтральной территории. И может быть, тогда детские раны

смогут затянуться немного быстрее.

Многие подростки с тревогой думают о том, что они обречены на

повторение грустного опыта своих родителей. Хотя есть данные о том, что

браки детей разведенных родителей менее прочны, это вовсе не означает, что

такое обязательно случится с каждым. Главное, – какой сам по себе человек,

какая у него будет семья, и какие в ней сложатся отношения.

Хотя видеть хороший пример полезно, не менее полезно наблюдать и

отношения, которые не сложились. Если проследить за тем, как родители снова

и снова повторяют все те же ошибки, можно понять, чего нельзя делать! [33].

Всем известно, что ребенку необходим отец. Но это не совсем точно. Ему

необходима именно отцовская любовь. Только она способна заложить фундамент

полноценной человеческой личности. Иногда говорят еще, что отец больше

нужен мальчику, а девочка – мамина дочка – меньше страдает от его

отсутствия. Это глубокое заблуждение. Сын, дочь одинаково нуждаются в отце

– каждый по-своему. Психологические механизмы этой потребности различны, и

влияние отца сказывается по-разному, но остаться без отца для обоих равно

тяжело и чревато драматическими последствиями [Акивис].

Итак, подводя некоторый итог вышесказанному можно отметить, что

существуют специфические моменты, связанные с наличием только одного из

родителей в семье. Во-первых, это особое положение остающегося родителя,

которому будет недоставать моральной, социальной и материальной поддержки,

обычно предоставляемой супругом. Во-вторых, сам ребенок подвергается

социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца или матери. В-

третьих, ребенок оказывается лишенным возможности наблюдать близкие и

гармоничные отношения между двумя взрослыми людьми. Это может сказаться в

более позднем периоде его жизни на его собственных брачных отношениях. В-

четвертых, если в семье остается родитель противоположного пола, у ребенка

будет отсутствовать возможность половой идентификации [29].

В заключении можно сделать следующие выводы:

> даже в наиболее благоприятных случаях развод наносит психическую

травму детям, особенно в критические возрастные периоды

(подростковый возраст и т.д.);

> родители в процессе всего развода должны оградить детей от

стрессовых ситуаций, т.е. убедить детей, что они не были причиной

развода и родители по-прежнему любят их; не заставлять детей делать

выбор между родителями, отдавая предпочтение кому-то одному и не

втягивать их в сам процесс развода, нанося тем самым психическую и

эмоциональную травму;

> родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести себя

достаточно корректно по отношению к другому родителю, т.е. не

очернять его в глазах детей;

> необходимо ставить детей в известность о сложившемся положении как

можно раньше не допуская, чтобы они узнали о разводе родителей от

кого-то еще;

> родители, заметившие изменения в поведении детей, должны обратиться

к психологу, чтобы своевременно выявить негативные эмоциональные

переживания и провести коррекционную работу с детьми, пережившими

развод родителей.

1. Изучение психики детей, переживших развод родителей (первая

диагностика)

Диагностическим обследованием было охвачено 15 детей – учащихся восьмых

классов.

В процессе диагностики были использованы следующие методики:

«Дом – Дерево – Человек», «Несуществующее животное» и «Самооценка

депрессивной акцентуации характера».

Методика «Дом – Дерево – Человек».

Цель: изучение личности подростка.

Методика «Несуществующее животное» [31].

Цель: изучение личностных особенностей подростка и эмоциональных

проявлений.

Методика «Самооценка депрессивной акцентуации характера».

Цель: выявление отрицательных эмоциональных проявлений и депрессивного

состояния человек.

1. Муратова Света, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: сохраняет дистанцию в общении, достаточно

замкнута. Ощущается нехватка психологической теплоты дома. Иногда

испытывает потребность в защитной агрессии. Переживает чувство

собственной малоценности и незначительность.

«Несуществующее животное»: адекватная самооценка, склонность к

рефлексии, размышлению. Проявляет заинтересованность в информации;

мнение окружающих людей для нее очень значимо. Может проявить

защитную агрессию.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя

тревожность.

2. Глухов Саша, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает чувство отвергнутости, трудности

при стремлении раскрыться перед другими. Чувствует нехватку

психологической теплоты дома. Переживает чувство вины, уныние.

Стремиться избегать неприятных визуальных воздействий. Достаточно

агрессивен, груб. Часто испытывает тревогу.

«Несуществующее животное»: недоволен собственным положением в

социуме, считает, что недостаточно признан окружающими. Проявляет

агрессию, в основном защитную. Активно реализует намеченные планы,

хотя часто бывает недоволен своими поступками. Присуща тревожность.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: элементы депрессии,

высокая тревожность.

3. Гришин Артем, 8 класс «В», 13 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает чувство отвергнутости, чувство

вины. Имеются тенденции к отчуждению и оппозиции. Испытывает

трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в

домашнем кругу). Агрессивен, тревожен. Предпочитает уходить от

реальность, которая не соответствует желаниям. Иногда отвечает на чье-

то влияние противоположными действиями.

«Несуществующее животное»: достаточно адекватная самооценка, хотя не

всегда бывает уверен в себе. Активно переходит к реализации своих

планов, но зачастую импульсивно принимает решения, делает

легкомысленные выводы. Тревожен.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя тревожность.

4. Комарова Марина, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: обладает большой жизненной энергией, очень

творческая личность. Хочет выдать желаемое за действительное. Считает

себя не признанной дома, иногда испытывает одиночество. Нуждается в

дополнительном внимании, заботе. Желает «убежать» в будущее, чтобы

избавиться от прошлого.

«Несуществующее животное»: высокая самооценка, недовольство

собственным положением в социуме. Заинтересована в восхищении

окружающих внешней красотой и манерой одеваться. Иногда импульсивна в

принятии решений, бывает недовольна своими поступками, решениями.

Довольно энергична.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: полное отсутствие

депрессии, низкая тревожность.

5. Захватова Юля, 8 класс «В», 13 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: открыта и хорошо контактирует с

окружающими. Чувствует недостаток эмоциональной теплоты дома.

Кокетлива, склонна демонстрировать себя. Склонна к тщеславию,

высокомерию. Не считает реальность, действительность соответствующей

своим желаниям.

«Несуществующее животное»: завышенная самооценка, недовольство

собственным положением в социуме. Заинтересована в информации о себе,

считает ее значимой. Иногда болтлива. Уверена в правильности своих

действий, поступков. Достаточно энергична.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: полное отсутствие

депрессии, низкая тревожность.

6. Вязов Андрей, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает трудности при стремлении

раскрыться перед другими. Озабочен психологической атмосферой в доме.

Делает акцент на прошлом. Боязлив, застенчив. Бывает груб.

Присутствует вытесненная агрессия, замкнутость. Испытывает

потребность в любви, заботе, поддержке.

«Несуществующее животное»: нерешителен, имеет тенденцию к рефлексии,

размышлению. Неуверен в себе, иногда испытывает страх. Лишь

незначительная часть замыслов реализуется. Тревожен.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: элементы депрессии,

высокая тревожность.

7. Елисеева Оля, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: переживает чувство вины, отвергнутости.

Озабочена психологической атмосферой дома. Испытывает трудности при

стремлении раскрыться перед другими. Считает, что у противоположного

пола есть многие превосходства. Тревожна, агрессивна. Стремится к

доминированию

«Несуществующее животное»: завышенная самооценка, недовольство

собственным положением в социуме и недостаточным признанием со

стороны окружающих. Для нее значимо мнение окружающих. Иногда

импульсивна в принятии решений. Тревожна.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя тревожность.

8. Кузнецова Аня, 8 класс «В», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает чувство вины, отвергнутости.

Имеется тенденция к отчуждению. Трудности при стремлении раскрыться

перед другими. Ощущает нехватку психологической теплоты дома.

Пытается вытеснить агрессию. Замкнута. Бывает груба.

«Несуществующее животное»: присутствует эгоцентризм. Заинтересована в

информации окружающих о себе. Бывает нерешительна в принятии решений,

делает легкомысленные выводы. Пытается завоевать себе место под

солнцем. Испытывает агрессию.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: низкая тревожность.

9. Долгов Женя, 8 класс «Б», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает трудности при стремлении

раскрыться перед другими, особенно в домашнем кругу. Враждебно

настроен. Переживает чувство вины, отчаяния. Осторожен в общении,

скрытен. Агрессивен, груб. Иногда настойчив, гиперактивен,

эмоционален.

«Несуществующее животное»: недоверчив, имеются тенденции к рефлексии,

размышлению. Лишь незначительная часть планов реализуется.

Положительно оценивает большинство своих поступков. Часто проявляет

агрессию, в основном защитную.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя тревожность.

10. Хлапкова Юля, 8 класс «Б», 13 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: переживает чувство отвергнутости,

отчужденности. Чувствует недостаток психической теплоты дома.

Испытывает вину, уныние. В то же время агрессивно, враждебно

настроена. Стремится к власти.

«Несуществующее животное»: эгоцентрична. Мнение окружающих для нее

очень значимо. Обдуманно принимает решения. Может проявлять агрессию.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: низкая тревожность.

11. Чернова Наташа, 8 класс «Б», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: достаточно открыта, доступна. Хотя в

стремлении раскрыться в домашнем кругу, испытывает трудности.

Чувствует за собой вину, погружена в себя. Пытается вытеснить

агрессию. Нуждается в поддержке, заботе. Не считает реальность

соответствующей своим желаниям.

«Несуществующее животное»: заинтересована в информации окружающих о

себе, эгоцентрична. Делает легкомысленные выводы, иногда импульсивна

в принятии решений. Существует тенденция к скрытности, замкнутости.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя тревожность.

12. Емельянова Катя, 8 класс «Б», 13 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: испытывает большие трудности при стремлении

раскрыться перед другими. Считает себя отвергнутой. Ощущает нехватку

психологической теплоты дома. Склонна к избеганию новых переживаний:

старается уйти в мечтах в прошлое. Переживает чувство вины, отчаяния.

Груба, агрессивна. Делает попытки самоутвердиться.

«Несуществующее животное»: эгоцентрична, недоверчива. Часто

испытывает тревожность. Проявляет агрессию, зачастую защитную.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: элементы депрессии,

высокая тревожность.

13. Лысова Юля, 8 класс «Б», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: переживает отвергнутость, отчуждение,

неприятие реальности. Стремиться сохранить дистанцию в общении.

Ощущает нехватку психологической теплоты дома. Склонна избегать новых

переживаний: зациклена на прошлом. Тревожна, неуверенна в себе. Может

проявить защитную агрессию.

«Несуществующее животное»: довольно скрытна, но хочет нравиться

окружающим, пытается соответствовать их ожиданиям. Недоверчива.

Тревожна.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: высокая тревожность.

14. Пантелеева Оля, 8 класс «Б», 13 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: достаточно открыта, общительна. При этом

испытывает внутреннее напряжение, иногда отвергнутость. Эмоциональна.

Иногда проявляет агрессию, в основном защитную.

«Несуществующее животное»: существует тенденция к рефлексии,

размышлению. Лишь незначительная часть замыслов реализуется.

Проявляет вербальную защитную агрессию, бывает груба.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: средняя тревожность.

15. Бесперстов Вова, 8 класс «А», 14 лет.

«Дом – Дерево – Человек»: переживает чувство отвергнутости,

ненужности. Испытывает большие трудности при стремлении раскрыться

перед другими, особенно в домашнем кругу. Чувствует себя во многом

виноватым. Не хватает психологической теплоты дома. Стремится

избегать неприятных визуальных контактов. Агрессивен (может даже

ударить), груб. Вместе с тем, ощущает свое бессилие в сложившейся

ситуации. Стремиться сохранить свой внутренний мир.

«Несуществующее животное»: эгоцентричен. Довольно черств, агрессивен

в отношении других. Вместе с тем имеет место замкнутость, возможно,

эмоциональная незрелость, инфантилизм.

«Самооценка депрессивной акцентуации характера»: элементы депрессии,

высокая тревожность.

В результате проведенной диагностики были сделаны следующие выводы:

> практически все дети переживают чувство вины за произошедшее;

> две девочки хотят быть похожими на отца, считают, что у

противоположного пола более высокий социальный статус;

> все испытуемые считают, что им не хватает психологической теплоты

дома: любви, заботы, ласки и т.п.;

> большинство детей достаточно агрессивно настроены, хотя агрессию

проявляют в основном в защитных целях;

> у детей наблюдается повышенная тревожность, некоторые дети очень

замкнуты;

Лишь двое из диагностируемых подростков не имели выраженных негативных

проявлений психики. На основе полученных данных была построена

коррекционная программа в виде тренинга. Целью данного тренинга стала

коррекция основных выявленных негативных эмоциональных проявлений:

агрессивности, замкнутости, тревожности.

2. Программа нравственной коррекции психики детей, переживших развод

родителей

Данная программа состоит из серии специально организованных

коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их

возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа состоит из шести занятий, в каждом из которых по три

упражнения. Занятия проводятся в виде тренинга. Дети разбиваются на две

группы, в одной из которых шесть человек, а в другой – семь.

Цель каждого занятия – коррекция выявленных эмоциональных нарушений

(негативных проявлений психики): агрессивность, тревожность, замкнутость.

Занятие I.

Приветствие.

Выбирается любое четверостишие. Слова распределяются между членами

группы. Начиная с первого слова участники должны произнести данный отрывок

с выражением так, как если бы это был один человек.

Упражнение 1. «Обсуждение».

Цель: Коррекция агрессивности.

Для данного упражнения требуется три текста, где герои сюжета совершают

поступки, которые можно рассматривать как положительные, так и

отрицательные.

Каждому участнику предлагается высказать свое мнение по данной

проблеме, избегая установившихся стереотипов («так как надо»). Остальные

участники оценивают его искренность в соответствии с установленными

правилами и высказывают свое мнение.

Упражнение 2. «Изобрази животное».

Цель: коррекция замкнутости.

Вызываются два участника, которые загадывают любое животное. Один из

них показывает данное животное группе, не говоря ни слова. Остальные

пытаются отгадать его. Второй участник рассказывает, так ли было изображено

животное как он себе его представлял и соответствует ли оно его ожиданиям.

В упражнении участвует каждый член группы.

Упражнение 3. «Стихотворение с выражением».

Цель: коррекция тревожности.

Каждый участник тренинговой группы встает перед всеми и читает очень

выразительно стихотворение (любое), стараясь передать переживаемые эмоции.

В конце упражнения участники группы рассказывают о своих переживаниях

испытываемых во время выступления и будучи слушателем. Отвечают на вопросы

«когда было легче» и «почему».

По окончанию занятия каждый член группы высказывает свое мнение об

увиденном и услышанном, делится своими эмоциями.

Занятие II.

Приветствие.

(см. занятие I).

Упражнение 1. «Ты учитель» (родитель и т.п.).

Цель: коррекция агрессивности

Каждому участнику группы дается возможность побывать в образе

нелюбимого учителя. Затем рассказать о том, как он себя чувствовал в данном

образе. И сравнить с переживаемыми эмоциями во время.

Упражнение 2. «Интонация».

Цель: коррекция замкнутости.

На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства,

эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь

группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших

действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с

интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке

бумаги. Остальные члены группы угадывают с какой интонацией была

произнесена фраза.

Упражнение 3. «Я за тебя отвечаю».

Цель: коррекция тревожности.

Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека, с кем, по

его мнению, возникло у него наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся

рядом и договариваются, Кто за кого сейчас будет отвечать. Упражнение

состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает

другой, стремясь угадать, как бы на его вопросы отвечал его напарник.

Вопросы можно задавать любые.

Идет обсуждение проведенного занятия. На дом дается задание написать

небольшое сочинение про каждого члена группы на тему «Что меня не

устраивает», или «что может не устраивать других в общении со мной».

Занятие III.

Приветствие.

Упражнение 1. «Сочинение».

Цель: коррекция агрессивности.

Обсуждение сочинений. В тексте не указываются имена, но все участники

должны догадаться о ком идет речь. Обосновать свое мнение.

Упражнение 2. «Подарок».

Цель: коррекция замкнутости.

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как

если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого

понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая

записки вслух, пытается догадаться. Кто автор того или иного подарка. И

почему он так решил.

Упражнение 3. «Рисунок Я».

Цель: коррекция тревожности.

Участники располагаются поудобнее, но не обязательно в круге. На листе

бумаги им предлагается нарисовать свой собственный образ в аллегорической

форме так, как они себя представляют.

Рисовать можно все, что хочется. Это может быть картина природы,

натюрморт, абстракция, фантастический мир, подражание детским рисункам, в

общем все что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете

себя, свое жизненное состояние, свою натуру.

Далее идет обсуждение всего занятия.

Занятие IV.

Приветствие.

Упражнение 1. «Выход из ситуации».

Цель: коррекция агрессивности.

Группе предлагается какая-либо спорная, провоцирующая агрессивное

повеление, ситуация (например, «в транспорте тебе наступили на ногу»,

«учитель несправедливо поставил оценку» или «в магазине тебе нагрубили» и

т.п.). Каждый участник должен предложить свой выход из сложившейся

ситуации. В конце упражнения обсуждаются положительные моменты поведения в

сложившихся ситуациях.

Упражнение 2. «Робот».

Цель: коррекция замкнутости.

Создается игровое поле – обширное пространство с разбросанными

спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»).

Задача «оператора» – с помощью своего «робота» собрать как можно больше

спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и

точно управлять движениями его рук, ног туловища. Задача «робота» –

беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота»

во время упражнения закрыты.

Упражнение 3. «Гомеостат».

Цель: коррекция тревожности.

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и

по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к

тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же

число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими

«незаконными» способами пытаться согласовать свои действия. Упражнение

продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Занятие заканчивается обсуждением проделанного.

Занятие V.

Приветствие.

Упражнение 1. «Критик».

Цель: коррекция агрессивности.

Каждому члену группы дается возможность высказать свое мнение

относительно тех черт личности, характера, которые ему не нравятся в людях.

И объяснить почему. Сказать также о том, что ему не нравится в самом себе.

Упражнение 2. «Зеркало».

Цель: коррекция замкнутости.

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из

играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача

другого – в точности копировать все движения напарника, быть его

«зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают

нужную сложность движений и их темп.

Упражнение 3. «Анабиоз».

Цель: коррекция тревожности.

Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между

собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный»

застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо – с

окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую

отводится одна минута, – вызволить партнера из анабиотического состояния,

оживить его. «Реаниматор» не имеет права ни прикасаться к «замороженному»,

ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, это

взгляд, мимика, жест и пантомима.

В заключении, как обычно, идет обсуждение проведенного занятия.

Занятие VI.

Приветствие.

Упражнение 1. «Киногерои».

Цель: коррекция агрессивности.

Каждому участнику группы предлагается назвать своего любимого и

нелюбимого киногероя, объяснив при этом, «чем и почему он тебе запомнился».

В конце упражнения всеми участниками группы обосновывается мнение: «Почему

в фильмах, сказках, книгах как правило побеждают положительные герои?»

Упражнение 2. «Дискуссия».

Цель: коррекция замкнутости.

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности

распределяются следующим образом.

Первый участник играет роль «глухого – и – немого»: он ничего не слышит

и не может говорить, но в его распоряжении зрение, а также жест и

пантомима. Второй играет роль «глухого – и – паралитика». Он может

говорить, видеть. Третий – «слепой – и – немой»: способен только слышать и

показывать. Всей тройке предлагаются задания: договорится о месте встречи,

о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор.

Упражнение 3. «Сценка».

Цель: коррекция тревожности.

Вся группа разбивается на две подгруппы. Им дается задание показать

какой-нибудь сюжет из фильма, сказки или любую жизненную ситуацию, не

используя речь. Вторая подгруппа должна угадать что было показано.

В заключении обсуждаются проделанные упражнения. Последнее занятие

сравнивается участниками с первым. Каждому участнику дается возможность

высказать свое мнение по поводу всего тренинга, проанализировать изменения,

произошедшие с ним и с группой в целом. Выразить свое мнение о том хочется

ли ему продолжать общение с членами данной группы и нуждается ли он в

дальнейших занятиях и почему.

2.3. Программа нравственной коррекции психики детей, переживших развод

родителей

|Ф.И. |РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИК |

|подростка | |

| |«Дом – Дерево – |«Несуществующее |«Самооценка |

| |Человек» |животное» |депрессивн. |

| | | |акц. характера»|

|Муратова С. |готовность к |склонность к |полное |

| |взаимодействию; |рефлексии, |отсутствие |

| |кокетлива; |размышлению; |депрессии, |

| |пытается вытеснить|положительно |низкая |

| |агрессию. |оценивает свои |тревожность; |

| | |действия; | |

| | |присутствует | |

| | |защитная агрессия;| |

|Глухов С. |сохраняет |эгоцентризм; |средняя |

| |дистанцию в |обдуманно |тревожность; |

| |общении; чувство |принимает решения;| |

| |вины; проявляет |может проявить | |

| |сознательное |агрессивную защиту| |

| |чувство против |против насмешек, | |

| |агрессивного |непризнания; | |

| |чувства; | | |

|Гришин А. |трудности при |адекватная |низкая |

| |стремлении |самооценка; |тревожность; |

| |раскрыться перед |спонтанный | |

| |близкими; |характер | |

| |старается избегать|агрессивной | |

| |ситуаций, |защиты; | |

| |провоцирующих | | |

| |агрессивное | | |

| |поведение; | | |

|Вязов А. |нежелание впускать|эгоцентризм; |средняя |

| |в свое «Я», |положительно |тревожность; |

| |нерешительность в |оценивает почти | |

| |социальных |все действия; | |

| |ситуациях; |пытается улучшить | |

| |нехватка |социальные | |

| |психологической |контакты; | |

| |теплоты дома; | | |

| |вытесненная | | |

| |агрессия; | | |

|Елисеева О. |старается быть |эгоцентризм; |низкая |

| |достаточно |старается |тревожность; |

| |открытой, |обдуманно | |

| |общительной; хотя |принимать решения;| |

| |испытывает при |проявляет защитную| |

| |этом трудности; |агрессию; | |

| |эмоциональна; | | |

|Кузнецова А. |достаточно |эгоцентризм; |низкая |

| |скрытна, |рациональность в |тревожность; |

| |недоверчива, |принятии решений; | |

| |трудности в |недовольство | |

| |общении с |собой, | |

| |близкими; |подавленность; | |

| |переживания |может быть | |

| |неадекватных |агрессивной; | |

| |чувств; | | |

|Долгов Ж. |значительная |почти все, что |низкая |

| |неприступность; |задумывается, |тревожность; |

| |чувство недостатка|начинает | |

| |эмоциональной |осуществляться; | |

| |теплоты дома; |часто негативно | |

| |стремление к |относится к | |

| |власти; недостаток|собственным | |

| |контакта с внешним|поступкам; | |

| |миром; | | |

|Хлапкова Ю. |старается быть |эгоцентризм; |низкая |

| |более открытой; |обдуманность в |тревожность; |

| |недостает |принятии решений; | |

| |эмоциональной |положительно | |

| |теплоты дома; |оценивает почти | |

| |переживает чувство|все свои поступки;| |

| |вины; |доброжелательна; | |

| | |мнение окружающих | |

| | |для нее значимо; | |

|Чернова Н. |открыта, |эгоцентризм; |низкая |

| |общительна; |неуверенность в |тревожность; |

| |озабочена |своих действиях, | |

| |психологической |поступках; придает| |

| |атмосферой дома; |большое значение | |

| |чувство |внешности; | |

| |незащищенности; | | |

| |вытесненная | | |

| |агрессия; | | |

|Емельянова К. |переживает чувство|эгоцентризм; |средняя |

| |отвергнутости; |иногда испытывает |тревожность; |

| |недоверчива; может|страх, | |

| |проявить защитную |неуверенность; | |

| |агрессию; |замкнута; | |

| | |недоверчива; | |

|Лысова Ю. |чувство |эгоцентризм; |средняя |

| |отвергнутости, |скрытна; пытается |тревожность; |

| |замкнутости; |быть обаятельной, | |

| |недоверчива в |приветливой, | |

| |общении с |скрывая свои | |

| |близкими; |агрессивные | |

| |сознательное |чувства; | |

| |усилие против | | |

| |агрессивного | | |

| |чувства; | | |

| |предпочитает | | |

| |использовать свое | | |

| |обаяние; | | |

|Пантелеева О. |достаточно |недостаточная |низкая |

| |открыта, |активность в |тревожность; |

| |общительна; вместе|действиях; ее | |

| |с тем, не впускает|интересует то, что| |

| |в свой внутренний |о ней думают; | |

| |мир; в целях |положительно | |

| |самообороны может |оценивает | |

| |быть агрессивной; |собственные | |

| | |поступки; может | |

| | |проявить защитную| |

| | |агрессию; | |

|Бесперстов В. |скрытность, |эгоцентризм; |средняя |

| |отчуждение; |агрессивность, |тревожность; |

| |испытывает чувство|возможно защитная;| |

| |вины; нехватку |инфантилизм, | |

| |психологической |эмоциональная | |

| |теплоты дома; |незрелость; | |

| |сознательное | | |

| |усилие против | | |

| |агрессивного | | |

| |чувства, | | |

| |стремление | | |

| |сохранить свой | | |

| |внутренний мир; | | |

Результаты проведенной коррекционной работы показали, что наметились

тенденции улучшения эмоционального состояния детей, что в свою очередь

отражается на их психике. Следует отметить, что дети стали более открыты,

общительны, снизилась тревожность детей. Видны положительные результаты

упражнений, направленных на коррекцию агрессивности. Естественно, что

окончательно дети еще не избавились от отрицательных, негативных проявлений

психики. Но это и не было нашей целью, так как отведенного на коррекционную

работу времени не достаточно для серьезных изменений психики детей. Мы лишь

наметили пути коррекционной работы, при дальнейшем использовании которой

возможно получение еще более положительных результатов.

III. Заключение.

IV. Список основной использованной литературы

1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – 208 с.

2. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – 400 с.

3. Андреева А.Д. как помочь ребенку пережить горе: Психол.

консультация // Вопр. психол. – 1991. - №2. – с. 87-96.

4. Аракелов Г.Г., Шишкова Н. Тревожность, методы ее диагностики и

коррекции. // Вестн. Моск. ун-та, сер. 14. – психология. 1998. -

№1. – с. 18-32.

5. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. – М.: Мирт:

фирма «Настя», 1995. – 437 с.

6. Асламова Д. Да здравствует развод!: Он уничтожает ложь, которую я

так ненавижу // Комс. правда. – 2000. – 26 окт. – с. 10, 15.

7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в

детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.

8. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1984.

– 80 с.

9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: [Пер. с нем.] – М.:

Педагогика, 1991. – 141 с.

10. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Методика «Подростки

о родителях» (ПоР): основные этапы апробации русскоязычной версии

// Психол. журн. – 2000. – т. 21, №5. – с. 86-95.

11. Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных трудов

Гельмута Фичдора // Дошкольное воспитание. – 1998. - №12. – с. 83-

88.

12. Грищенко Л.А. Дети, не оправдавшие ожиданий. – Свердловск: Изд-во

Урал. ун-та, Б.г. (1991). – 64 с.

13. Дробот О. Любить друг друга – значит смотреть не друг на друга, а в

одну сторону: [О пробл. совр. семьи: заметки психолога] / Ольга

Дробот // Семья и шк. – 1999. - №10. – с. 10-16.

14. Дробот О. Меж двух огней: [О психол. помощи подросткам, родители

которых разводятся: По страниц. кн. англ. пс-га Э. Свон-Джексон] /

Ольга Дробот // Семья и школа – 2000. - №5/6. – с. 20-23.

15. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: кн. для

учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 170 с.

16. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – М., 1998.

17. Ивашкина М.Г. Психологические проблемы детей и подростков //

Помоги себе сам. – 2000. – май (№5). – с. 6.

18. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: Семейное воспитание:

[Докл. на Междунар. конф. «Соврем. семья: проблемы, решения,

перспективы развития», Москва, окт. 1991]. // Вопр. психол. – 1992.

- №1,2. – с. 14-21.

19. Каким должен быть твой ребенок? / М. Штольц. Дети и семейный

конфликт / Л. Анзорг: Кн. для учителя: Пер. с нем. – М.:

Просвещение, 1987. – 144 с.

20. Курек Н.С. Эмоц. общение матери и дочери как фактор формирования

адекватного поведения в подростковом возрасте // Вопр. психол. –

1997. - №2. – с. 48-58.

21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской

А.Г. – М.: Воронеж: «Ин-т практ. психологии»; НПО «Модэк», 1997. –

384 с.

22. Личко А.Е. Эти трудные подростки: Записки психиатра. – Л.:

Лениздат, 1983. – 126 с.

23. Михайлова Е.Л. Избежать ошибок невозможно, но родители обречены их

совершать: [Беседа с ведущим специалистом Ин-та групповой и

семейной психотерапии канд. психол. наук Е.Л. Михайловой / Записала

Т. Рощина] // Деловой мир. – 1996. – 17 февр. – с. 5.

24. Николаева Л. Боевые действия детства: [О психол. климате в семье]

//Семья и шк. – 1993. - №4. – с. 10-11.

25. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт.

М.: «Смысл», 1993.

26. Первова И.Л. Диагностика и лечение детской и подростковой

депрессии. // Вопр. психол. – 1999. - №3. – с. 107-116.

27. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми //

Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.

28. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие

для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д.

Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной.

– 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 160 с.

29. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А.С.

Спиваковской; Предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга. – М.: Прогресс,

1987. – 424 с.

30. Рахматшаева В. Агрессивны – потому что несчастны…: [Советы

психолога] // Семья и шк. – 1991. - №10. – с. 20-22.

31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:

Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – 529 с.

32. Руденкова Е.А. Психокоррекционная работа с детьми // Начальн.

Школа. – 1998. - №5. – с. 87-88.

33. Свон-Джексон Э. Меж двух огней: [О психол. помощи подросткам при

разводе родителей: По страниц. кн.] / Э. Свон-Джексон; Подгот. Н.

Михайлова // Семья и школа. – 2000ю - №7/8. – с. 12-15.

34. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения

подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие. – М.: Моск.

психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. – 93 с.

35. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики

родительского отношения // Вопр. психол. – 2000. -№3. – с. 3-14.

36. Смолярчук И.В. Психологическое консультирование и

психокоррекционная работа: Учебно-методическое пособие. ТГУ им

Г.Р. Державина. – Тамбов, 1996. – 105 с.

37. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплекс. психол.

Коррекция. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 198 с.

38. Степанов С. Психологическое диагностирование ребенка по его

рисункам // Воспитание школьников. – 1995. - №3. – с. 44-46.

39. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика

семейных конфликтов. – Киев: Здоровье, 1991. – 189 с.

40. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. –

154 с.

41. Черепанова Е.М. Любовь и защита: Как помочь детям, переживающим

глубокую психол. травму // Семья и школа. – 1995. - №8. – с. 10-11.

42. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Кн.

для шк. Психологов, родителей и учителей. 2-е изд. – М.: Изд. центр

«Академия», 1997. – 96 с.

43. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е

изд. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

44. Эльячефф, Каролин. Затаенная боль: Дневник психоаналитика: Детский

психоанализ / Пер. с фр. Н. Попова, И. Попов. – М.: Кстати, 1999. –

175с.

45. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. – М.: Авиценна,

1996. – 398 с.

46. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / [В.В.

Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.Н. Меблинг]. – М.:

Изд-во МГУ,1990.

47. Юницкий В.А. Психология детской потери: Обзор заребеж. исслед. //

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1991. - №2. – с. 49-59.

V. Приложение

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ