Методическое пособие
|поделок, составления гербариев, игр, сочинения рассказов и сказок о жизни животных и растений и т.п.).| | | | | | |
| | | | | | | |
|Э 2. Педагоги знакомят детей с природными особенностями человека. | | | | | | |
|Э 2.1. В доступной для детей форме, привлекая иллюстративный материал, рассказывают об основных | | | | | | |
|биологических системах человека (об анатомии и физиологии, опорно-двигательной, мышечной, | | | | | | |
|пищеварительной, выделительной, нервной системе, кровообращении, дыхании, его органах чувств и др.). | | | | | | |
|Э 2.2. Создают условия для формирования у детей элементарных представлений о работе своего организма и| | | | | | |
|приобщают к ценностям здорового образа жизни (обращают внимание на его совершенство, сложность, | | | | | | |
|хрупкость, необходимость бережного отношения и пр.). | | | | | | |
| | | | | | | |
|Э 3. Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания. | | | | | | |
|Э 3.1. Знакомят детей с различиями живого и неживого. | | | | | | |
|Э 3.2. Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствуя | | | | | | |
|формированию понимания ребенком того, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы (знакомят | | | | | | |
|детей с влиянием воды, водоемов, леса, заповедников, воздушной среды и почвы на жизнь человека, | | | | | | |
|животных, растений). | | | | | | |
|Э 3.3. Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды (объясняют, как ухудшение | | | | | | |
|экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы, знакомят с правилами личной | | | | | | |
|безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты и т.п.). | | | | | | |
|Э 3.4. Сотрудники способствуют развитию у детей ответственного, бережного отношения к окружающей | | | | | | |
|природе (не ломать ветки деревьев, кормить птиц зимой, не разорять муравейники, убирать мусор в лесу и| | | | | | |
|пр.). | | | | | | |
|Э 3.5. Педагоги создают условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению | | | | | | |
|окружающей среды (уходу за животными и растениями, высаживанию деревьев и цветов, уборке помещения и | | | | | | |
|территории дошкольных образовательных учреждений и пр.). | | | | | | |
|Критерии |оц|Во|Ср|Оц|Ср|Ко|
| |ен|сп|ед|ен|ед|мм|
| |ки|ит|ни|ка|ни|ен|
| | |ат|й |сп|й |та|
| | |ел|ба|ец|ба|ри|
| | |и |л |иа|л |й |
| | | | |ли| | |
| | | | |ст| | |
| | | | |а | | |
| | | | | | | |
| |I |II| | | | |
| | | | | | | |
|Ч — РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ | | | | | | |
| | | | | | | |
|Ч 1. Педагоги развивают у детей представления об истории цивилизации. | | | | | | |
|Ч 1.1. Сообщают элементарные сведения об образе жизни человека в древности («дома, машины, | | | | | | |
|электричество были не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить | | | | | | |
|хижины» и т.п.). | | | | | | |
|Ч 1.2. Знакомят детей со сказками, мифами и легендами народов мира (читают и рассказывают детям сказки| | | | | | |
|и былины, известные сюжеты Библии, Евангелия, Корана и т.д.; учат детей узнавать их героев в | | | | | | |
|произведениях изобразительного искусства и т.д.). | | | | | | |
|Ч 1.3. Рассказывают о развитии труда человека (об охоте, земледелии, скотоводстве как наиболее древнем| | | | | | |
|труде, о современных профессиях человека и пр.). | | | | | | |
| | | | | | | |
|Ч 2. Педагоги развивают у детей элементарные представления о техническом прогрессе. | | | | | | |
|Ч 2.1. Знакомят с усовершенствованием средств передвижения (от лодок и пирог до современных кораблей; | | | | | | |
|рассказывают о воздушном, железнодорожном, современном городском транспорте, космических кораблях и | | | | | | |
|пр.). | | | | | | |
|Ч 2.2. Рассказывают об изменении условий быта человека (о водопроводе, электричестве, отоплении, | | | | | | |
|бытовых электронных приборах и пр.). | | | | | | |
|Ч 2.3. Рассказывают о развитии средств коммуникации (о письменности и книгопечатании; почте, | | | | | | |
|телеграфе, телефоне; радио, телевидении, компьютерах и пр.) | | | | | | |
| | | | | | | |
|Ч 2.4. Формируют у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыки безопасного поведения | | | | | | |
|(обучают детей называть свое имя, адрес, номер телефона и пр. в случае, если ребенок потерялся; | | | | | | |
|знакомят с правилами дорожного движения; учат соответствующему поведению в различных опасных ситуациях| | | | | | |
|и т.д.). | | | | | | |
| | | | | | | |
|Ч 3. Сотрудники развивают у детей основы правового сознания. | | | | | | |
|Ч 3.1. Знакомят детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением | | | | | | |
|международных документов по защите прав человека («Всеобщая декларация прав человека» и др.). | | | | | | |
|Ч 3.2. Способствуют развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального | | | | | | |
|происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, | | | | | | |
|личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). | | | | | | |
|Ч 3.3. Способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и | | | | | | |
|свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности и пр.; | | | | | | |
|иметь личные вещи; самостоятельно использовать личное время и т.д.). | | | | | | |
|Ч 3.4. Развивают уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека (учат | | | | | | |
|не обижать, не унижать другого, не ущемлять его интересов, в том числе используя игры и проблемные | | | | | | |
|ситуации). | | | | | | |
|Ч 3.5. Способствуют усвоению ребенком общественных норм и правил поведения, взаимодействия со | | | | | | |
|взрослыми и сверстниками (организуют специальные сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, проблемные | | | | | | |
|ситуации и др.). | | | | | | |
|Способствуют развитию у ребенка чувства ответственности (за другого человека, живое существо, за | | | | | | |
|начатое дело, за данное слово и др.). | | | | | | |
Раздел 2
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ образовательного процесса в
дошкольном образовательном учреждении
(подбор и расстановка кадров, повышение квалификации сотрудников)
|Критерии |оц|Во|Ср|Оц|Ср|Ко|
| |ен|сп|ед|ен|ед|мм|
| |ки|ит|ни|ка|ни|ен|
| | |ат|й |сп|й |та|
| | |ел|ба|ец|ба|ри|
| | |и |л |иа|л |й |
| | | | |ли| | |
| | | | |ст| | |
| | | | |а | | |
| | | | | | | |
| |I |II| | | | |
| | | | | | | |
|1. ДОУ укомплектовано кадрами. | | | | | | |
|1.1. Полностью. | | | | | | |
|1.2. Частично (имеются вакансии). | | | | | | |
|1.3. В штатное расписание включены дополнительные специалисты. | | | | | | |
| | | | | | | |
|2. В штатное расписание ДОУ включены руководители, специалисты, учебно-вспомогательный персонал. | | | | | | |
|2.1. Заведующий (директор учреждения). | | | | | | |
|2.2. Заместитель заведующего (директора). | | | | | | |
|2.3. Руководитель структурного подразделения. | | | | | | |
|2.4. Главные специалисты (главный бухгалтер, другие). | | | | | | |
|2.5. Воспитатели (включая старшего). | | | | | | |
|2.6. Учителя - дефектологии (учителя-логопеды, логопеды и др.). | | | | | | |
|2.7. Музыкальный руководитель (руководители). | | | | | | |
|2.8. Инструктор по физической культуре. | | | | | | |
|2.9. Педагог-психолог. | | | | | | |
|2.10. Социальный педагог. | | | | | | |
|2.11. Психоневролог. | | | | | | |
|2.12. Учитель (учителя) начальных классов. | | | | | | |
|2.13. Педагоги дополнительного образования. | | | | | | |
|2.14. Тренер (по плаванию, художественной гимнастике, фигурному катанию и др.). | | | | | | |
|2.15. Воспитатель компьютерного класса. | | | | | | |
|2.16. Организаторы студийно - кружковой работы (по фольклору, краеведению, словесности, ритмике и | | | | | | |
|хореографии, изобразительному искусству, иностранному языку, другие). | | | | | | |
|2.17. Медицинские сестры (массажистка, по обслуживанию бассейна, сауны, фитобара, др.). | | | | | | |
|2.18. Младшие воспитатели (помощники воспитателя). | | | | | | |
|2.19. Уборщицы. | | | | | | |
|2.20. Работники пищеблока. | | | | | | |
|2.21. Работники прачечной. | | | | | | |
|2.22. Сторож. | | | | | | |
|2.23. Другие. | | | | | | |
| | | | | | | |
|3. В ДОУ работают педагоги с высоким образовательным цензом. | | | | | | |
|3.1. Имеющие высшее профессиональное (педагогическое) образование. | | | | | | |
|3.2. Имеющие среднее профессиональное (педагогическое) образование. | | | | | | |
|3.3. Имеющие незаконченное профессиональное (педагогическое) образование. | | | | | | |
|3.4. Имеющие высшее образование по другим специальностям (музыкант, художник и др.). | | | | | | |
|3.5. В ДОУ привлекаются к работе (на договорной, контрактной и др. основе) специалисты других | | | | | | |
|учреждений, организаций (общего среднего образования, дополнительного образования; педагогических и | | | | | | |
|других вузов, средних профессиональных учебных заведений; научно исследовательских институтов, | | | | | | |
|центров, ассоциаций; учреждений и организаций здравоохранения, культуры и спорта, другое). | | | | | | |
| | | | | | | |
|4. Специалисты ДОУ аттестованы на высокие категории. | | | | | | |
|4.1. Имеются специалисты высшей категории. | | | | | | |
|4.2. Имеются специалисты 1-ой категории. | | | | | | |
|4.3. Имеются специалисты 2-ой категории. | | | | | | |
| | | | | | | |
|5. В ДОУ работают специалисты с высоким уровнем квалификации. | | | | | | |
|5.1. Реализуют современные образовательные технологии (ТРИЗ, активные методы обучения, другое). | | | | | | |
|5 2. Реализуют образовательные программы нового поколения («Радуга», «Развитие», «Одаренный ребенок», | | | | | | |
|«Золотой ключик», «Гармония», другое). | | | | | | |
|5.3. Осваивают новые образовательные технологии и программы (в том числе федеральные, региональные, | | | | | | |
|зарубежные). | | | | | | |
|5.4. Обобщают отечественный и зарубежный опыт работы с детьми, самостоятельно формируя пакеты | | | | | | |
|материалов. | | | | | | |
|5.5. Разрабатывают авторские методики, технологии, программы (в том числе сотрудничая с научными | | | | | | |
|коллективами вузов, институтов повышения квалификации и пр., являются членами авторских коллективов, | | | | | | |
|др.). | | | | | | |
|5.6. Составляют индивидуальные программы развития детей. | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
|5.7. Воспитатели ДОУ сочетают основную работу в группах с кружково - секционной работой по | | | | | | |
|определенному направлению с детьми своей и других групп (познавательному развитию, изобразительной | | | | | | |
|деятельности, художественному труду, экологическому образованию, другое). | | | | | | |
| | | | | | | |
|6. В ДОУ обеспечиваются профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | | | | | | |
|специалистов. | | | | | | |
|6.1. Организованы различные формы обучения для всех категорий работников (проводятся тренинги, деловые| | | | | | |
|игры, семинары, практические занятия, другое). | | | | | | |
|6.2. Имеются специалисты, прошедшие курсовую переподготовку за последний год. | | | | | | |
|6.3. За последние три года. | | | | | | |
|6.4. За последние пять лет. | | | | | | |
|6.5. Имеются специалисты с более давним сроком переподготовки. | | | | | | |
| | | | | | | |
|7. Педагоги повышают квалификацию на различных курсах. | | | | | | |
|7.1. РИПКРО. | | | | | | |
|7.2. Областных (краевых, республиканских). | | | | | | |
|7.3. Районных. | | | | | | |
|7.4. В Центрах развития образования, ассоциациях, авторских и др. | | | | | | |
| | | | | | | |
|8. В ДОУ проводится обучение студентов и специалистов по подготовке и переподготовке педагогических | | | | | | |
|кадров. | | | | | | |
|8.1. Практика студентов высших и(или) средних профессиональных образовательных учреждений. | | | | | | |
|8.2. Различные формы обучения (семинары, открытые занятия, другое) для специалистов района (города, | | | | | | |
|области, края, республики). | | | | | | |
|8.3. Другое. | | | | | | |
Раздел 3
КРИТЕРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(руководство и управление)
|Критерии |оц|Во|Ср|Оц|Ср|Ко|
| |ен|сп|ед|ен|ед|мм|
| |ки|ит|ни|ка|ни|ен|
| | |ат|й |сп|й |та|
| | |ел|ба|ец|ба|ри|
| | |и |л |иа|л |й |
| | | | |ли| | |
| | | | |ст| | |
| | | | |а | | |
| | | | | | | |
| |I |II| | | | |
|1. Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного учреждения и законодательством | | | | | | |
|Российской Федерации. | | | | | | |
| | | | | | | |
|2. Заведующий ДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией. | | | | | | |
| | | | | | | |
|3. В ДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина. | | | | | | |
|3.1. Имеется номенклатура дел. | | | | | | |
|3.2. Регистрируется входящая и исходящая документация. | | | | | | |
|3.3. Осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций). | | | | | | |
|3.4. Распределены обязанности между руководителями. | | | | | | |
|3.5. Обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных сметой. | | | | | | |
|3.6. Имеются данные о последней инвентаризации материальных ценностей. | | | | | | |
| | | | | | | |
|4. В ДОУ имеется нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность образовательного | | | | | | |
|процесса. | | | | | | |
|4.1. Устав ДОУ. | | | | | | |
|4.2. Договор с учредителем. | | | | | | |
|4.3. Договоры между родителями (законными представителями) и ДОУ. | | | | | | |
|4.4. Документация ведется в соответствии с Перечнем документации дошкольного образовательного | | | | | | |
|учреждения, утвержденным приказом Государственного комитета СССР по народному образованию и | | | | | | |
|Министерством здравоохранения СССР от 4 октября 1988 № 369/74&. | | | | | | |
| | | | | | | |
|5. В ДОУ соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности | | | | | | |
|воспитанников и сотрудников. | | | | | | |
| | | | | | | |
|6. В ДОУ соблюдаются правила пожарной безопасности. | | | | | | |
| | | | | | | |
|7. Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ (питьевой, световой, тепловой и воздушный режимы) | | | | | | |
|соответствует требованиям Госсанэпиднадзора. | | | | | | |
|8. В ДОУ соблюдаются социальные гарантии участников образовательного процесса. | | | | | | |
|8.1. Созданы условия для организации питания и медицинского обслуживания. | | | | | | |
|8.2. Реализуется возможность участия в управлении образовательным учреждением всех участников | | | | | | |
|образовательного процесса. | | | | | | |
|8.3. Своевременно выплачивается заработная плата. | | | | | | |
| | | | | | | |
|9. В ДОУ используются современные формы финансирования. | | | | | | |
|9.1. ДОУ функционирует на основе финансовой самостоятельности. | | | | | | |
|9.2. Привлекаются дополнительные источники финансирования (добровольные пожертвования, другие целевые | | | | | | |
|спонсорские взносы и внебюджетные средства, пр.). | | | | | | |
|9.3. Используются различные формы экономического стимулирования труда сотрудников. | | | | | | |
| | | | | | | |
|10. В ДОУ разрабатывается стратегия и тактика функционирования и развития ДОУ. | | | | | | |
|10.1. Имеется концепция ДОУ. | | | | | | |
|10.2. Имеется программа развития ДОУ. | | | | | | |
|10.3. Осуществляется перспективное планирование. | | | | | | |
|10.4. Осуществляется оперативное планирование. | | | | | | |
|10.5. Воспитатели имеют тематические планы по обучению и воспитанию детей. | | | | | | |
|10.6. Освобожденные специалисты имеют тематические планы по обучению и воспитанию детей. | | | | | | |
|10.7. Тематические планы воспитателей и освобожденных специалистов скоординированы по содержанию. | | | | | | |
|10.8. Работа педагогов (воспитателей, освобожденных специалистов) с определенными группами | | | | | | |
|(подгруппами, отдельными детьми) осуществляется на основе координации их деятельности (совместно | | | | | | |
|проводятся занятия, педагогические консилиумы и другие формы сотрудничества). | | | | | | |
| | | | | | | |
|11. В ДОУ используются современные формы организации образовательного процесса. | | | | | | |
|11.1. Проводятся различные формы занятий (индивидуальные, групповые, по подгруппам). | | | | | | |
|11.2. Основные занятия сочетаются с кружковой и секционной работой. | | | | | | |
|11.3. Созданы условия для взаимодействия детей разного возраста (организуются совместные праздники, | | | | | | |
|концерты, клубы, спектакли, прогулки, занятия и пр.). | | | | | | |
|11.4. Реализуется принцип взаимопроникновения различных видов деятельности на основе взаимодействия | | | | | | |
|специалистов (педагоги и освобожденные специалисты координируют содержание проводимых занятий, | | | | | | |
|осуществляют совместное планирование, проводят обсуждение достижений и проблем отдельных детей и | | | | | | |
|группы в целом, пр.). | | | | | | |
|11.5. Используется гибкий график работы сотрудников (чередование «длинных» и «коротких» смен, пр.). | | | | | | |
| | | | | | | |
|12. В ДОУ созданы организационные условия реализации индивидуального подхода к ребенку. | | | | | | |
|12.1. Ведется специальная оздоровительная работа с часто и длительно болеющими детьми. | | | | | | |
|12.2. Организованы группы с круглосуточным пребыванием для детей из неблагополучных семей. | | | | | | |
|12.3. Организуются занятия по подгруппам для детей с разными темпами психического развития? ^ | | | | | | |
|12.4. Организуются занятия по подгруппам в зависимости от интересов и склонностей детей. . | | | | | | |
|12.5. Формируются подгруппы для занятий физической культурой с учетом состояния здоровья детей. | | | | | | |
|12.6. Организовано психологическое обеспечение образовательного процесса. | | | | | | |
| | | | | | | |
|13. В ДОУ обеспечивается баланс между занятиями, регламентированной деятельностью и свободным временем| | | | | | |
|ребенка. | | | | | | |
|13.1. Организован гибкий режим пребывания детей в ДОУ (с учетом потребностей родителей, для детей в | | | | | | |
|адаптационном периоде и пр.). | | | | | | |
|13.2. Соблюдается режим дня (в соответствии с функциональными возможностями ребенка, на основе учета | | | | | | |
|его возраста и состояния здоровья). | | | | | | |
|13.3. Соблюдается баланс между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), виды | | | | | | |
|активности целесообразно чередуются. | | | | | | |
|13.4. Проводятся гигиенические мероприятия по профилактике утомления отдельных детей. | | | | | | |
| | | | | | | |
|14. ДОУ осуществляет координацию в воспитании и обучении детей с их родителями (другими членами | | | | | | |
|семьи). | | | | | | |
|14.1. Родители участвуют в работе совета педагогов, органов самоуправления. | | | | | | |
|14.2. Имеется родительский комитет (другие формы объединения родителей). ' | | | | | | |
|14.3. Родители имеют возможность присутствовать в ДОУ (на занятиях и др.), помогать в организации и | | | | | | |
|проведении мероприятий, режимных моментов. | | | | | | |
|14.4. Педагоги организуют работу с коллективом родителей (проводят общие и групповые собрания, беседы,| | | | | | |
|тематические выставки, семинары и пр.). | | | | | | |
|14.5. Педагоги оказывают индивидуальную педагогическую помощь родителям (проводят консультации, | | | | | | |
|посещения семьи на дому и др.). | | | | | | |
|14.6. Организуются совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей | | | | | | |
|(тематические вечера, семейные праздники и др.). | | | | | | |
|14.7. Используются новые формы обучения родителей педагогическим знаниям («школа молодой семьи», | | | | | | |
|«школа отцов», деловые игры, семинары, клубы, пр.). | | | | | | |
|14.8. используются различные средства информации для родителей (выпускается печатный орган для | | | | | | |
|родителей, проводятся тематические выставки, оформляются специальные стенды, демонстрируются | | | | | | |
|видеофильмы и пр.). | | | | | | |
| | | | | | | |
|15. ДОУ осуществляет сотрудничество с другими социальными институтами детства. | | | | | | |
|15.1. Музеем. | | | | | | |
|15.2. Стадионом (используется бассейн стадиона, др.). | | | | | | |
|15.3. Детской поликлиникой (оздоровительным центром). | | | | | | |
|15.4. Театром. | | | | | | |
|15.5. Общеобразовательной школой. | | | | | | |
|15.6. Музыкальной школой. | | | | | | |
|15.7. Педагогическим вузом (училищем). | | | | | | |
|15.8. Привлекаются к образовательной деятельности специалисты педагогических училищ и вузов, | | | | | | |
|учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и др. | | | | | | |
|15.9. Другое. | | | | | | |
| | | | | | | |
|16. В ДОУ организованы разнообразные формы работы с «домашними детьми». | | | | | | |
|16.1. Организовано кратковременное пребывание детей в ДОУ (посещение секций, кружков, прогулочных | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|